- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Значение повышения качества и конкурентоспособности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002517 |
Тема: | Значение повышения качества и конкурентоспособности |
Содержание
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ 1.1. Значение повышения качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях Во второй половине XX столетия мир вступил в период, когда количественные показатели во многих областях жизни уступили место качественным. В особенности заметно смещение акцента с количества производимой продукции на ее качество. Во многом это обусловлено как истощением природных ресурсов и угрозой экологической катастрофы из-за загрязнения окружающей среды отходами промышленного производства, так и использованием более совершенных технологий и более эффективных систем управления производством, позволяющих производить продукцию стабильно высокого качества. Во всем мире качество продукции превратилось в основной рычаг экономического развития отдельных организаций и государства в целом. Во многих странах достижение высокого качества продукции, отвечающей требованиям потребителя, стало основным элементом экономической стратегии и важным фактором рыночного и финансового успеха [32]. Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество является одной из сложнейших и многоплановых категорий, с которой приходится сталкиваться человеку в жизни. Оно пронизывает все сферы материального производства и общественных отношений. Опыт стран с успешно развивающейся рыночной экономикой показывает, что именно качество – тот главный инструмент, который позволяет: – оптимально расходовать все виды ресурсов; – снижать издержки производства и повышать производительность труда, тем самым, способствуя успешной деятельности организации; – соблюдать все предъявляемые к продукции требования; – воплощать в продукции ожидания потребителей; – обеспечивать взаимопонимание и взаимодействие по всей цепочке от производителя до потребителя продукции; – непрерывно совершенствовать процессы производства, обслуживания и управления; – обеспечивать удовлетворение как производителей, так и потребителей продукции [34]. Если попытаться рассмотреть процесс формирования понятия «качество», то можно заметить, что первые попытки установить сущность качества были сделаны философами. Так, Аристотель (III в. до н. э.) определил качество как существенную определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом. Также существует философское определение качества, данное Гегелем: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество» [39]. ГОСТ 15467-79 трактовал качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [2]. В 1986 г. международной организацией по стандартизации (ИСО 8402) были сформулированы термины по качеству для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (рис. 1). В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям [4]. Можно привести еще немало определений, которые были даны различными учеными в ходе изучения качества. Рис. 1. Определение понятия «качество» по стандарту ИСО 8402 Однако, поскольку понятие «качество» имеет множество аспектов (философский, социальный, экономический, правовой), то в каждом определении превалирует один из его аспектов, и ни одно из определений не обладает необходимой полнотой и точностью. Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис.2). Рис. 2. Пирамида качества Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы ведущих фирм мира [7]. Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные рынки. Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять нужды потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли [13]. Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, т. к. позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции ? свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции. Повышение качества также обеспечивает заметную экономию средств предприятий и фирм - изготовителей продукции. Несмотря на первоначальные затраты, экономия средств настолько велика, что фирмы могут пересмотреть цены на свои товары в сторону их понижения, что значительно повышает их конкурентоспособность, увеличивая долю этих товаров на рынке с сохранением и даже ростом прибыли. Анализ показал, что увеличение вложений в повышение качества продукции на 2% на стадии ее проектирования дает прирост прибыли на 20% [6]. В большинстве случаев улучшение качества стимулирует рост объемов потребления, а, следовательно, и производства. Это обусловлено тем, что новое, более высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые и дает импульсы развитию общественного производства и повышению уровня жизни людей. Повышение качества эквивалентно росту объема выпускаемой продукции без дополнительных затрат ресурсов. Расчеты показали, что эффективность вложений, направленных на повышение качества продукции, примерно в 2 раза выше эффективности затрат на увеличение объема ее производства. Самый надежный путь удовлетворения потребностей в товарах ? повышение качества. Развитый товарный рынок решает проблему качества просто: товар низкого качества не находит потребителя. В этих условиях качество продукции ? главный показатель ее конкурентоспособности. Устойчивое положение фирм на рынке в условиях конкуренции обеспечивается стабильным поддержанием уровня качества выпускаемой продукции. Постоянный выпуск высококачественных изделий дает возможность крупным корпорациям получать правительственные заказы, участвовать в общегосударственных программах и проектах, что обеспечивает гарантированный рынок сбыта [20]. Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов. Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака. Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии ? это высокий его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия [44]. 1.2. Оценка качества и конкурентоспособности продукции Одно из важнейших условий эффективного управления качеством продукции ? своевременная его оценка. Оценка качества представляет собой совокупность следующих операций: выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции; определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми. Необходимость оценки качества продукции возникает при решении следующих задач: прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции; планирования повышения качества продукции и объемов ее производства; обоснования освоения новых видов продукции; выбора наилучших образцов продукции; обоснования целесообразности снятия продукции с производства; аттестации продукции по категориям качества; оценки научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов на продукцию; анализа динамики изменения качества; анализа информации о качестве продукции и др. [21]. Оценка качества продукции должна производиться на различных стадиях ее жизненного цикла. На этапе разработки оценивается уровень разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к ее качеству, и производится нормирование соответствующих показателей в нормативно-технической документации. На этапе производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний и принимаются соответствующие решения. На этапе эксплуатации или потребления оценивается качество изготовленной продукции и по результатам этой оценки принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества. Уровень качества продукции определяется совокупностью единичных и (или) комплексных показателей, в результате сравнения которых с базовыми значениями в зависимости от цели оценки можно сделать соответствующие выводы [28]. Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются в зависимости от способов и источников получения информации. В зависимости от способа получения информации различают измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный методы. Измерительный метод основывается на использовании технических измерительных средств. Результаты непосредственных измерений при необходимости приводятся путем соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям. С помощью измерительного метода определяются масса изделия, сила тока, число оборотов двигателя, скорость автомобиля и др. Регистрационный метод основывается на подсчете числа определенных событий, предметов или затрат, например, отказов изделия при испытаниях, числа частей сложного изделия (стандартных унифицированных, оригинальных, защищенных авторскими свидетельствами или патентами). Этим методом определяются показатели унификации, патентно-правовые показатели и др. Органолептический метод основывается на анализе восприятия органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. При этом органы чувств человека служат приемниками соответствующих ощущений, а показатели определяются путем анализа этих ощущений на основании имеющегося опыта и выражаются в баллах. Точность и достоверность этих показателей зависит от способностей, квалификации и навыков лиц, их определяющих, но метод не исключает возможности использования некоторых технических средств. С помощью органолептического метода определяются показатели качества пищевых продуктов, эстетические показатели, некоторые эргономические показатели. Расчетный метод основывается на использовании теоретических или эмпирических зависимостей. Этим методом пользуются главным образом при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментальных исследований (испытаний). Расчетный метод служит для определения показателей производительности, безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности изделия и др. [14]. В зависимости от источника информации методы определения значений показателей качества продукции разделяются на традиционные и социологические. Определение значений показателей качества продукции традиционным методом осуществляется должностными лицами специализированных экспериментальных и расчетных подразделений предприятий, учреждений или организаций. К экспериментальным подразделениям относятся лаборатории, полигоны, испытательные станции, стенды, а к расчетным ? конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др. Определение значений показателей качества продукции социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями продукции. Сбор мнений потребителей производится путем устных опросов или с помощью специальных анкет-опросников, а также на конференциях, выставках и т.д. [29]. В основе оценки качества лежит сравнение значений показателей качества выпущенной продукции с соответствующими показателями качества базового образца, поэтому выбор базовых образцов является одной из основных операций оценки технического уровня и качества продукции. Совокупность базовых показателей характеризует качество продукции на некоторый заданный период времени. Выбор базовых образцов определяется целью оценки [25]. Базовыми на стадии разработки могут служить перспективные образцы продукции, характеризуемые прогнозируемыми реально достижимыми значениями показателей качества, и соответствующие передовые достижения науки и техники на определенный будущий период. Не допускается использование в качестве базовых морально устаревших образцов продукции и образцов, не прошедших к моменту оценки качества продукции научной проработки, а также использование наилучших значений показателей качества образцов-аналогов, если такие значения не являются реально достижимыми [27]. Основными источниками информации при установлении базовых образцов являются отчеты научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, научно-технические прогнозы развития отдельных отраслей промышленности, описания отечественных и зарубежных патентов, отчеты о проведении патентных исследований, государственные, отраслевые, международные, зарубежные стандарты, отечественные и зарубежные периодические научно-технические издания. Для продукции одного вида (одного класса и назначения) используют следующие методы оценки ее качества: дифференциальный, комплексный и смешанный [35]. Дифференциальный метод заключается в сравнении показателей качества оцениваемого вида продукции с соответствующими базовыми показателями, т.е. показатель качества оцениваемой продукции сопоставляется с показателем качества базового образца. При использовании дифференциального метода оценки качества продукции возможны следующие случаи: 1) все относительные показатели больше единицы; 2) все относительные показатели меньше единицы 3) все относительные показатели равны единице; 4) часть относительных показателей больше единицы, а часть равна единице; 5) часть относительных показателей меньше единицы, а часть равна единице; 6) часть относительных показателей больше или равна единице, а часть меньше единицы. В первом, третьем и четвертом случаях однозначно можно сделать вывод, что качество оцениваемой продукции не ниже базового, а во втором и пятом случаях, ? качество ниже базового. В шестом случае необходимо все показатели разделить по значимости на две группы. В первую группу следует включить показатели, определяющие наиболее существенные свойства продукции, а во вторую ? второстепенные. Если в первой группе все относительные показатели больше или равны единице, а во второй большая их часть также не меньше единицы, то можно сказать, что качество оцениваемой продукции не ниже базового. В противном случае оценку качества необходимо проводить другим методом, например комплексным [7]. Комплексный метод предусматривает использование обобщенного показателя качества .и применяется в случаях, когда целесообразно результат представить в виде одного значения. Оценка в этом случае производится по отношению обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца [43]. При оценке сложной продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, с помощью дифференциального метода практически невозможно сделать конкретный вывод, а использование только одного комплексного метода не позволяет объективно учесть все значимые свойства оцениваемой продукции. В этом случае для оценки применяют и единичные, и комплексные показатели качества, т.е. оценку производят смешанным методом, сущность которого заключается в следующем: единичные показатели качества объединяют в группы, для каждой из которых определяют групповой комплексный показатель качества. Наиболее значимые единичные показатели можно в группы не включать, а рассматривать отдельно. Объединение показателей в группы должно производиться в зависимости от цели оценки [40]. Когда невозможно или затруднено использование более объективных методов оценки качества продукции, например инструментального или расчетного, применяют экспертные методы, основанные на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов. Для оценки качества продукции создается экспертная комиссия, состоящая из экспертной и рабочей групп. В экспертную группу включаются высококвалифицированные специалисты по созданию и реализации оцениваемой продукции: исследователи, технологи, конструкторы, дизайнеры, товароведы и др. Для исключения необъективности оценки в состав групп не должны входить специалисты, имеющие отношение к созданию (проектированию, изготовлению) продукции. Число экспертов зависит от требуемой точности средних оценок, допустимой емкости оценочных процедур, возможностей управления группой и возможностей организации, в которой формируется группа, но их должно быть не менее семи. При необходимости в состав комиссии включаются дополнительно специалисты, участвующие только в рассмотрении отдельных вопросов. Экспертная группа принимает решение на основе усреднения оценок экспертов или голосованием. Для избежания субъективности суждений проводят несколько туров опроса. Эффективность работы любого предприятия зависит в первую очередь от степени рыночной востребованности его продукции, работ, услуг по сравнению с конкурентными аналогами. Поддержание конкурентоспособности продукции на должном уровне осуществляется посредством высоко организованной и методически обеспеченной аналитической и контрольной работы [37]. Конкурентоспособность продукции ? это многоаспектное понятие, означающее соответствие продукции условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по иным условиям ее реализации [42]. Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец ? это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно производить по формуле: gi = 100%, где gi ? единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Пi ? величина i-го параметра для анализируемой продукции; Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью; n – количество анализируемых параметров [40]. Если за базу сравнения принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец. Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем. Комплексный метод основывается на применении групповых, обобщенных, интегральных показателей: Tm = , где Тm ? групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам; gi ? единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру; ai ? весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность; n ? число параметров, участвующих в оценке [20]. Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель ? коэффициент конкурентоспособности: Kj = qi, где: i = 1…n ? число параметров продукции, участвующих в оценке; j = 1…n ? виды продукции; Li ? коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции; Pij ? конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции; Pin ? желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя; qi= +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее); qi = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое) [30]. Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется при помощи таблицы сравнения параметров. По результатам сравнения одним из трех описанных методов можно дать одно из следующих заключений: товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий; товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий; товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий. Вывод о конкурентоспособности дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также предложениями мер, необходимых для принятия с целью улучшения положения товара на рынке [27]. 1.3. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством В России накоплен значительный исторический опыт управления качеством. Внедрение стандартизации в производство с целью повышения качества продукции началось в эпоху Петра І. Ряд указов этого периода свидетельствует о внедрении элементов стандартизации и взаимозаменяемости с целью повышения качества продукции. Для расширения внешней торговли Петр І ввёл технические условия, учитывающие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которые следили за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, древесины) и товаров. Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической). После Октябрьской революции одним из первых был принят декрет «О внедрении международной метрической системы мер и весов», который способствовал развитию стандартизации. В 1923 г. в нашей стране начался выпуск первого периодического издания по стандартизации – Бюллетеня Комитета эталонов и стандартов. Сам Комитет был создан в 1922 г. при Главной палате мер и весов. В начале 50-х годов бурно развивались методы оценки надежности технических устройств. К 1975 г. в стране действовало уже более 20 тыс. стандартов, охватывающих важнейшие виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, более 15 тыс. отраслевых стандартов и свыше 100 тыс. технических условий. В 50-е и 60-е годы борьба за качество была элементом социалистического соревнования. В этот период появился целый ряд движений и систем управления качеством [16]. Одной из первых отечественных систем управления качеством, получивших в середине 50-х гг. широкую известность в СССР, была саратовская система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления (БИП). Система включала в себя ряд взаимосвязанных организационных, технологических и экономических мероприятий, обеспечивающих условия для бездефектного изготовления продукции [11]. В системе предусматривалось постоянное совершенствование производственного процесса, обеспечение соблюдения технологической дисциплины и ритмичности работы. Впервые в практике предприятий была введена количественная оценка труда, как каждого исполнителя, так и всего коллектива подразделения. В число оценочных показателей качества труда входили процент сдачи продукции с первого предъявления, процент возврата продукции, потери от брака, состояние технологической дисциплины. В саратовской системе эффективно использован принцип демократизма, который реализовался в проведении еженедельных дней качества, праве на личное клеймо и самоконтроль исполнителя. Можно отметить, что в вопросах социально-психологического характера эта система была близка к японской концепции управления качеством, а по некоторым новациям эффективного использования человеческого фактора на тот момент времени опережала и японскую систему TQC [28]. Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), в отличие от БИП, была больше ориентирована на научно-инженерные и организационные мероприятия по выпуску продукции высокого качества и надежности. Из характерных особенностей системы КАНАРСПИ можно отметить следующие: - комплексный характер обеспечения качества продукции; - поисковый характер системы; - использование периода подготовки производства для интенсивного выявления и устранения причин дефектов и отказов изделия; - активное участие производителя и заказчика в совершенствовании конструкции изделия и др. Автором системы был главный инженер горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи, который первым понял роль информации и знаний в управлении качеством. Имя Т. Сейфи в разработке идей и методов управления качеством в советской промышленности можно поставить на уровень имен К. Исикава (Япония) и А. Фейгенбаума (США) в своих странах [29]. Сегодня можно сказать, что именно в этот период были сделаны значительные успехи в расширении производства гражданской продукции высшего качества и выпуске высоконадежной военной техники. На многих предприятиях союза получили развитие многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, стали повсеместно разрабатываться программы обеспечения качества и надежности, вводилась аттестация продукции, была создана сеть учебных заведений по повышению квалификации специалистов в области качества. И все же массовой гражданской продукции, способной конкурировать на мировом рынке, создать в советский период не удалось, что вызвано рядом факторов. Из них важнейший: при наличии товарного дефицита в СССР не было стимулов создания конкурентоспособной продукции, да и мнение потребителей продукции никогда не влияло в решающей степени на повышение качества товара [33]. В 1967 г. в СССР был утвержден Государственный знак качества, который проставлялся на товарах народного потребления и производственно-технического назначения, качество которых признавалось «высоким». Ставился такой знак непосредственно на товаре или на упаковке, а также в товаросопроводительной документации, на ярлыках и этикетках (независимо от «товарного знака»). Право использования Государственного знака качества предоставлялось предприятиям министерствами (ведомствами) сроком на 2-3 года на основании результатов государственной аттестации качества выпускаемой этими предприятиями промышленной продукции [38]. С 1972 г. на предприятиях страны стали разрабатываться и внедряться комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). В 1970-х гг. формировались отраслевые и территориальные системы качества, и, наконец, в конце 1970-х гг. были сформулированы принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП) [40]. Недостатком управления качеством в России было то, что в период социализма отсутствовала его оценка покупателями, так как не было рынка и конкуренции. К концу 80-х административные рычаги управления качеством были утрачены, а рыночные факторы ещё не действовали в полной сфере, что привело к сворачиванию работ в данном направлении. В результате произошло значительное снижение уровня качества по многим видам продукции, особенно в АПК. В переходный период к рынку Госстандарт РФ проводил большую работу по гармонизации отечественных стандартов на системы управления качеством с международными стандартами ИСО 9000 [13]. В 1991 г. была разработана Государственная программа России по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика в области качества, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в выпуске продукции в ассортименте, отвечающем интересам различных групп потребителей, а также отвечающих задачам социально-экономического развития России. При этом государство, влияя на управление качеством, не должно непосредственно вмешиваться в практическую деятельность предприятий. Большую роль в стимулировании качества продукции и повышении ее конкурентоспособности на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы. В России существует Совет по присуждению премий правительства в области качества продукции. Учрежденный приз за качество состоит из диплома, благодарности правительства и права поместить символ качества на продукции, что повышает имидж предприятия и делает ее рекламу. Ежегодно присуждается не более 12 премий. Основная цель конкурса – помочь российским предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. С 1996 г. проводятся и другие подобные конкурсы [34]. Проблема качества – комплексная, т.е. ее можно решить только при проведении одновременно соответствующей политики в сферах законодательства, экономики, техники, образования и воспитания, а также на основе скоординированной работы производителей, потребителей, научных и инженерных структур, законодательных и исполнительных органов управления. Координирующим федеральным органом исполнительной власти в трех важнейших для обеспечения решения проблемы качества сферах деятельности – стандартизации, сертификации и метрологии – является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Техническая политика Ростехрегулирования в области управления качеством предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО семейства 9000. Отечественная школа управления качеством базируется на работах таких ученых, как Ю.П. Адлер, В.Л. Шпер, В.А. Лапидус, Ю.Т. Рубаник, Т.М. Полховская. Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать процесс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества [11]. На современном этапе развития НТП Качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировых рынках. Опыт управления качеством в зарубежных странах сконцентрировался в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987 г., обновленных в 1994 г. и получивших дальнейшее развитие в стандартах ИСО серии 9009 версии 2000 г. [20]. В мире сложилась ситуация по оценке подходов к проблеме управления качеством продукции, ориентированная на три основных региона ? это европейский подход, азиатские принципы управления качеством и американская система управления качеством. Мировое сообщество сумело выработать согласованные подходы к нормированию технических требований к качеству продукции. Последовательное развитие системного подхода к формированию нормативной базы в управлении качеством продукции в западных странах подчинялось примерно одной схеме, отличающейся сроками научно-технического созревания той или иной страны: I этап ? принятие закона о стандартизации; II этап ? принятие закона о сертификации продукции и услуг; III этап ? принятие закона о единстве измерений [32]. Эволюцию мышления на западе в области качества принято рассматривать, как правило, с предвоенных лет и со времен второй мировой войны, когда развитие военной промышленности вызвало всплеск роста промышленного производства. Основные этапы в эволюции мышления качества приведены в таблице 1. Данные развития науки о качестве, представленные в таблице, свидетельствуют о последовательном и неуклонном росте понимания важности Таблица 1 Основные этапы эволюции мышления качества в промышленно развитых странах дальнего зарубежья Период реализации Наименование этапа развития системы УКП Системы управления качеством. Сущность элементов Конец XIX в. Инспекция и испытания Проверка качества путем проведения сортировки, разбраковки и переделки Начало XX в. Контроль качества Внедрение пооперационного контроля 1930-1960 гг. Обеспечение качества Система обеспечения качества 1970-1980 гг. Экономика качества Повышение экономической эффективности производства 90-е гг. Системы управление качеством Методы и средства управления качеством. Надзор за качеством ИСО серии 9000, ИСО серии 10000 Конец 90-х гг. -начало ХХI в. Всеобщее управление качеством Совершенствование системы управлением качества. ИСО 9004-4 ИСО серии 9000 версии 2000 г. Перспектива Качество жизни Широкое понимание качества К....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: