- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Значение культуры мордовского народа в нравственном воспитании школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005985 |
Тема: | Значение культуры мордовского народа в нравственном воспитании школьников |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические основы использования культуры мордовского народа в нравственном воспитании младших школьников 6 1.1 . Цель, задачи нравственного воспитания младших школьников 6 1.2 . Воспитательный потенциал культуры мордовского народа в нравственном воспитании младших школьников 13 Выводы по первой главе 21 Глава II. Использование культуры мордовского народа как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 22 2.1. Диагностика показателей нравственного воспитания у младших школьников 22 2.2. Комплекс мероприятий использования культуры мордовского народа как средства нравственного воспитания младших школьников 27 Выводы по второй главе 33 Заключение 34 Список литературы 36 Приложение 38 Введение Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание и нравственное развитие обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний. Народ всегда прославлял такие нравственные качества, как преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, дружелюбие. Именно в младшем школьном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные традиции. Именно культура мордовского народа содержит в себе своеобразную и богатую программу нравственного воспитания. Цель исследования - выявить значение культуры мордовского народа в нравственном воспитании школьников. Объект исследования - нравственное воспитание младших школьников. Предмет исследования – нравственное воспитание младших школьников средствами культуры мордовского народа. Гипотеза исследования: состоит в предположении о том, что культура мордовского народа может являться эффективным средством нравственного воспитания младших школьников при соблюдении следующих условий: - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - при систематическом расширении представлений детей о культуре и традициях мордовского народа; - при воспитании интереса, любви и чувства гордости к культуре различных народов нашей страны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. 2. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение показателей нравственного воспитания младших школьников. 3. Подобрать комплекс мероприятий, способствующий формированию нравственного воспитания у младших школьников через культуру мордовского народа. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы в области нравственного воспитания, изучение учебно-программной документации, обработка и оценка результатов исследования, диагностические методы. Методологическую основу исследования составили работы Н.В. Бордовской, Р.С. Буре, И.З. Гликмана, Г.И. Годиной, В.В. Давыдова, А.Я. Данилюка, И.Н. Дичковской, И.П. Косачевой, Н.Г. Михайловой, Т.И. Пониманской и других. Значимость исследования: предложенная система мероприятий по формированию нравственной воспитанности средствами культуры мордовского народа может быть использована учителями начальных классов в своей педагогической деятельности. Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. Глава I. Теоретические основы использования культуры мордовского народа в нравственном воспитании младших школьников . Цель, задачи нравственного воспитания младших школьников Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [21]. Все прогрессивные педагоги мира, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам в содержание воспитания на первый план ставили гражданственность и человечность гуманизм и нравственные принципы. Например, великий чешский гуманист-педагог Ян Амос Коменский признавал только ту педагогику, которая приносит пользу государству, помогая воспитывать хороших граждан. Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. Как считают многие педагоги сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности [23,c.140]. Как считает И.З. Гликман нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм [4,c.118]. По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: 1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. 2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. 4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 5. В человеколюбие или гуманность [25,c.327]. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе [3,c.12]. В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологией [21]. Т.И. Пониманская рассматривает нравственное воспитание как целенаправленное взаимодействие взрослого и ребенка с целью формирования нравственных чувств и качеств, усвоение моральных норм и правил, развитие нравственных мотивов и навыков поведения [9,c.62]. По мнению В.А. Сластенина нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека [22,c.54]. Г.М. Коджаспирова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих [13,c.401]. Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребенка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребенка. По словам Н.В. Бордовской нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми и закрепляется в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений со сверстниками [2, c.40]. И.А. Каирова подчеркивает, что нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребенка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются чувства патриотизма, товарищества, глубокое уважение к людям труда [12,c.43]. Цель и задачи нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. По мнению А. Я. Данилюка целью нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы , а именно: - умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; - владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней; - обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение); -любознательный, интересующийся, активно познающий мир; - любящий свою семью, свой край, свою Родину; - уважающий и принимающий ценности общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; - выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих [8, c.34]. Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Общие задачи нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования определены на основе национального воспитательного идеала, приведенного в Концепции, а также ФГОС НОО: 1. В области формирования личностной культуры: - реализация творческого потециала во всех видах деятельности; - формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; - принятие обучающимся базовых национальных ценностей; национальных и этнических духовных традиций; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию; - развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата. 2. В области формирования социальной культуры: - формирование основ российской гражданской идентичности; - формирование патриотизма и гражданской солидарности; - формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России; - развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; - развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 3. В области формирования семейной культуры: - формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; - формирование представления о семейных ценностях; - знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи [24]. Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали [11]. Д.И. Латышина отмечала, что мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействует на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов [18,c.36]. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность механизмов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т.п.) и от возраста объекта воспитания. Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка младшего дошкольного возраста нельзя. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний [5,c.48]. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами. Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая – подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни [11]. Еще 30 лет назад задачи нравственного воспитания дошкольников были сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма и интернационализма; воспитание трудолюбия, умения и желание трудиться; развитие коллективизма. В современной педагогике существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются и уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов [9,c.73]. Таким образом, нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. . Воспитательный потенциал культуры мордовского народа в нравственном воспитании младших школьников В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Характерной чертой современной социокультурной жизни многонациональной России является усиление этнической самоидентификации, выражающейся в возрастании национального самосознания, значимости традиционных ценностей. Важным стимулом «национального возрождения», подпитывающим национальные чувства, стало использование этнического фактора в идеологии национальных движений, других общественно-политических организаций, стремящихся в условиях общепланетарного информационного пространства и унификации образа жизни и картины мира сохранить локальное и культурное своеобразие [1, c.14]. Нравственные ценности, складывавшиеся веками в зависимости от природно-климатических, политических, социально-экономических условий, особенностей, целей и способов мышления, составляют важнейшую часть культуры народа. У мордвы народный идеал человека воплощал представление о нравственности, добре и зле и был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению социума, повышению выживаемости, адаптированно к природной и социальной среде. Созерцая действительность как единую духовность, познавая бытие Бога, мира и человека, мордва опиралась на разум, волю, совесть. В этом контексте принципы нравственного воспитания были весьма рациональны и конкретны [9, c.18]. Первоначальная форма нравственной культуры мордовского народа связана с мифологическим мышлением. Мифы отражали племенные традиции, утверждали принятую в социуме систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Базисными понятиями нравственности на начальных этапах выступали добро и зло. Это нашло выражение в эпосе мордвы. В устно-поэтическом творчестве мокши и эрзи добро олицетворяет собой светлое начало. Культурные герои как бы несут в себе солнечную энергию, их лица светятся, а из глаз сыплются искры. В одежде преобладает белый цвет. Например, родоплеменной предводитель мордвы Тюштя всегда в белой рубашке, на белом коне, с белой бородой, с белыми волосами. Персонажи темных сил представлены в черной цветовой гамме, их облик противостоит свету, т. е. добру. На уровне мифологического сознания победа положительного начала рассматривается как упорядочение мира. Герои в мифах и эпосе добывают людям необходимые ценности: огонь, живую воду и т. п., проявляя при этом те черты, которые составляют основу нравственности: представления о добре и зле, правде и справедливости, долге и назначении человека [9, c.27]. Таким образом, в традиционном обществе мифология выступала формой духовной культуры, утверждала принятую систему ценностей. Вместе с ритуалами, обрядами мифы служили как для упорядочивания первобытного коллектива, так и для выполнения функции мотивации поведения. Трансформируясь в культы, традиции, они становились источником нормативной деятельности, регулятором отношения между людьми, с окружающим миром. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами культуры мордовского народа включает в себя формирование тех качеств личности, которые определяли отношение человека к родному краю, родине. Эти задачи могут решаться в разных видах деятельности: во время игр, досуга, при выполнении ритуальных обрядов. Большое внимание необходимо уделить приобщению детей к истории культуры мордовского народа, а через нее — к общечеловеческим ценностям. Совокупность представлений и знаний о своем народе помогает подрастающему поколению реализовать себя через умения и навыки, способствоватьвзаимопониманию с другими людьми. Известный педагог К.Ш. Ахияров подчеркивал, что «...путь к общечеловеческой культуре лежит через национальную культуру, национальное воспитание» [1, с. 75]. У мордовского народа в шкале нравственных ценностей выделяются и такие моральные качества, как уважение к односельчанам, другим народам, которые определялись принципом: «Человека не бойся, бойся его оскорбить, огорчить». В системе нравственных приоритетов народов Мордовии важнейшее значение имеет семья и семейные отношения. Нравственной оценке подвергаются такие аспекты соционормативного регулирования семейных отношений, как условия и порядок заключения браков, формирование межличностных отношений, семейное главенство, правовой статус каждого члена семейного коллектива [19, c. 45]. Народное мировоззрение основой жизни человека, мерилом общественной значимости считало вступление его в супружество и рождение потомства. Атмосфера в семье определяется через социокультурные роли полов, позволяющих мужчинам и женщинам ориентироваться во взаимоотношениях друг с другом, с окружающим миром, формировать поведение детей в соответствии с общепринятыми нормами. В силу народных традиций семейные отношения у мордвы строились исходя из повиновения старшим, взаимной любви и уважения. Жить в ладу и согласии — вот принцип, которым руководствовалась мордва в семье и взаимоотношениях с миром [15, c.36]. Уважение и почитание родителей являлись базовыми в шкале нравственных ценностей, на их основе выстраивалась вся пирамида нравственных норм и воспитания. Неуважительное и непочтительное отношение к предкам считалось аморальным и сурово осуждалось. Согласно традиционному мировоззрению позволивших себе такое недолюбливают сами боги и обязательно их наказывают [1, с. 135]. Как считает И. Н. Дичковская высокую нравственную ценность имеют такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, скромность. Мордва издавна славилась исключительным трудолюбием, миролюбивым и добрым характером. Чтобы составить представление о характере мордвина, писали наблюдатели, нужно видеть его на работе: невозмутимое спокойствие, поразительное терпение и чрезвычайная старательность не покидали его при этом ни на минуту. О моральном облике человека судили прежде всего по его отношению к труду: «Хороший человек по делам узнается» [9, с. 67]. Едко высмеивал народ лень, зависть, злость, жадность. В устном народном творчестве мордвы красной нитью проходит мысль, что презрение к груду ведет к моральному упадку, к духовному опустошению: «Работа кормит, а лень портит», «В лени жить— в нужде быть» [15, с. 71]. Нерадивость, лень осуждаются в сказках, лирических песнях, театрализованных представлениях. Среди нравственных ценностей большое место отводится честности и правдивости. В многочисленных пословицах они выступают как обязательные требования к человеку: «Победишь не силой, а правдой», «Правдой жить будешь — все добудешь», «Сильнее всего правда» [9, с. 70]. За честность мордву высоко ценили соседи, которые при подрядах и покупках руководствовались своеобразным правилом: с пригородными русскими крестьянами и мещанами дела не иметь; татар обязывать строгими условиями на законных основаниях, а мордвину — верить на слово [11]. Н.Г. Михайлова пишет, что в воззрениях мордвы важным нравственным качеством человека были бережливость и запасливость. По этому поводу народная мудрость гласит: «Что приобретено, то и добыто», «Легко пройти путь свой, когда есть хлеб с собой», «Запасенное добро своей цены не потеряет», «Кто запас не бережет, тот в долгах живет». Из поколения в поколение передавались украшения, вышитые рубахи, головные уборы, хранящие древнюю культуру народа и служащие своего рода выражением национальной сущности. С ранних лет молодое поколение приучали беречь то, что добыто трудом и потом, экономно расходовать природные ресурсы, не убивать без нужды животных. Дети были свидетелями того, как взрослые собирали каждую крошку хлеба со стола, как убирали поле, чтобы не осталось ни одного колоска, как осторожно срезали грибы, чтобы не повредить грибницу. Все это не оставалось без внимания и входило в сознание с малолетства [19, c.98]. Большим пороком в народе считается воровство: «Украденное добро — не добро», «Кражей — утробу не насытишь» — предупреждает народная мудрость [1, с. 109]. Вора ожидало самое жестокое публичное наказание. Нормы морали предусматривают воспитание молодого поколения в скромности и послушании. Эти качества особенно ценились в девушке; о такой снохе мечтала каждая свекровь. «Невестушка послушна — в сердце у свекрови радость (подарок)», — говорится в пословице. Необходимыми нравственными качествами являются милосердие по отношению к больным, нищим, убогим, чувство сопричастности к человеческим проблемам, небезразличное отношение к чужой беде, готовность помочь возможными средствами. В повседневном быту дети наблюдали, как опекают стариков, помогают погорельцам, подают милостыню. До сегодняшнего дня в селах сохраняется традиция оказания помощи старым людям в уборке урожая, подготовке жилища к праздникам, в заготовке топлива и т. п. [9, c.51]. На характер нравственного воспитания детей младшего школьного возраста могут оказать существенное влияние религиозно-этические нормы. Они во многом определяют хозяйственную, социальную жизнь, семейные и общественные отношения, культуру и быт, этнические контакты. В ряде случаев религиозные воззрения способствуют сохранению национального языка и культуры. Религиозность, соблюдение норм культового этикета считались признаком нравственности. Фактически каждый человек является носителем обычаев и традиций населения своей местности, знакомясь с ними в самом раннем детстве, при выполнении определенных обрядовых функций. Огромную роль в формировании у детей младшего школьного возраста общепринятых норм поведения по мнению Н.Г. Михайловой, могут играть народные приметы и поверья. Они служат своеобразными предупреждениями от нежелательных поступков. В культуре мордовского народа существует много примет, связанных с традиционными представлениями о сакральных свойствах отдельных объектов, что явиляется основанием для табу на их возможное осквернение со стороны детей: нельзя бросать хлеб — богатство от семьи уйдет, во время еды болтать ногами — ноги распухнут; плеваться в колодец, родник, огонь — рот будет сохнуть, на языке чирей выскочит [19, c.105]. Средством приобщения молодого поколения к системе моральных норм служат народные обычаи, обряды, традиции. Изучая обряды, каждый ребенок втягивается в особый, необычайно психологически насыщенный мир и становился неотъемлемой частью всего коллектива. В своих работах А.А. Кондратьев пишет, что детей мордовского народа наставляли наблюдать за поведением окружающих с тем, чтобы брать с них пример или, наоборот, избегать делать то, что не соответствует нравственным нормам. Поучительны в этом отношении народные приговорки: «Почему человеку даны два уха и один язык? — Чтобы больше слушал и меньше говорил»; «Для чего человеку глаза? — Чтобы видел, хорошее запоминал, плохое не повторял». Сам тон народных поучений удивителен: то суровый, предостерегающий и даже угрожающий, то (чаше) доброжелательный, добродушный, иронично-лукавый. Не случайно устно-поэтическое творчество справедливо называют энциклопедией жизни, в нем — все стремления народа, его мысли, память. Одним из основных достоинств народной педагогики является ориентация на единство и взаимосвязь обучения и воспитания [15, c.74]. Разумеется, нравственные ценности нельзя идеализировать. Как и любая другая часть культуры, они изменяются вместе с развитием общества. Однако нельзя и отрицать того, что в нравственных традициях есть рациональное зерно, присутствует разумное, доброе, вечное. В воспитательно-образовательном процессе должен соблюдаться принцип соответствия между значимостью народных традиций нравственного воспитания и современными морально-нравственными установками. Взаимодействие традиционного и нового должно осуществляться на основе диалога культур различных народов в ходе их интеграции в общенациональные и мировые цивилизации [1, c.213]. Методы и средства нравственного воспитания через изучение культуры мордовского народа не утратили своей значимости. Они универсальны и вполне современны. Средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста можно объединить в несколько групп: 1. Художественные средства и природа мордовского народа (изобразительное творчество). 2. Народное творчество, в том числе различные жанры устного народного творчества народов мордвы (пословицы, загадки, песни, сказки, народные праздники, обряды, сюжетно-ролевые игры, фольклор). 3. Декоративно-прикладное искусство мордовского народа (подделки). Методы работы: 1. Проведение тематических вечеров, посвященных выдающимся людям Мордовии. 2. Экскурсии в музей и выставочные залы, оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба». 3. Поведение познавательных бесед. 3. Организация и проведение праздников. 4. Участие в конкурсах на знание национального фольклора, сочинений по культуре мордовского народа. 5. Экспозиция работ мордовского художника Ф. В. Сычкова. 6. Реализация теоретических знаний на практике в форме изготовления поделок, рисунков, вышивки и т. д. В современной практике нравственного воспитания младших школьников на вооружение можно взять одно из приоритетных нравственных качеств — трудолюбие, которое служило средством подготовки к будущей жизни. Жизнеутверждающую направленность имеют семейные ценности: уважение к родителям, старшим. Выводы по первой главе В первой главе были рассмотрены теоретические основы нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами культуры мордовского нрода.. Понятие нравственное воспитание психологи и педагоги трактуют по-разному. Нравственное воспитание - это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Современная социокультурная жизни многонациональной России является усилением этнической самоидентификации, выражающейся в возрастании национального самосознания, значимости традиционных ценностей. Нравственные ценности, составляют важнейшую часть культуры народа. У мордовского народа народный идеал человека воплощал представление о нравственности, добре и зле и был ориентирован на те личностные качества, которые способствовали укреплению социума, повышению выживаемости, адаптировано к природной и социальной среде. Воспитательным потенциалом культуры мордовского народа в нравственном воспитании младших школьников выступают: мифы, народные приметы и поверья, народные обычаи, обряды, традиции, народное творчество, декоративно-прикладное искусство, хозяйственная, социальная жизнь, семейные и общественные отношения, культура и быт, этнические контакты. Глава II. Использование культуры мордовского народа как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 2.1. Диагностика показателей нравственного воспитания у младших школьников Мы определили критерии сформированности нравственной воспитанности младших школьников: 1. Когнитивный критерий: полнота и объем нравственных представлений и понятий. 2. Эмоционально-ценностный критерий: убеждение в необходимости ценностного отношения к людям; способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений. 3. Поведенческий критерий: способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих; наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении; степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий). Для диагностики уровня нравственной воспитанности у младших школьников мы предлагаем следующие методики: 1. Анкета «Нравственные понятия». Цель - определение уровня сформированности нравственных понятий у учащихся. Младшим школьникам предложено задание: Как ты понимаешь следующие слова? Добро Мудрость Умеренность Счастье Милосердие Зло Мужество Справедливость Дружба Долг Вина. Диагностика нравственной самооценк....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: