VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Декоративно-прикладное как часть духовной культуры народа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004205
Тема: Декоративно-прикладное как часть духовной культуры народа
Содержание
Содержание 

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Декоративно-прикладное как часть духовной культуры народа…
1.1 виды декоративно-прикладного искусства………………………………
1.2 Городецкая роспись……………………………………………………….
Глава 2. Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании…………………………………………
2.1 Влияние народного промысла Городецкая роспись на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста………………………...
2.2 Формы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рисованию по мотивам Городецкой росписи……………………………….
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам Городецкой росписи………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………...
Приложения…………………………………………………………………..     
Введение
Главной целью художественного образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии детей: у них формируются, развиваются навыки рисования со схемы, по примеру, по памяти, по представлению; они знакомятся с особенностями работы в области декоративно- прикладного и изобразительного искусства. Дети овладевают различными техниками и приёмами рисования элементов Городецкой росписи, открывают для себя разнообразный и увлекательный мир изобразительного искусства. Система занятий по художественному образованию детей включает в себя реализацию программы в формах, специализированных для данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
   
Городецкая роспись, являясь традиционным народным промыслом, привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Роспись по различным материалам радует глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Городецкая роспись проста, но своеобразна, она наивна, но выразительна. Организация занятий по декоративному рисованию Городца дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство детей с различными видами народного декоративно- прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического и нравственного воспитания, воспитания гражданина.
Объект исследования: развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам Городецкой росписи.
Цель исследования: изучение форм работ и результативности по обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию по мотивам Городецкой росписи.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства.
2. Проанализировать декоративное рисование как вид изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику умений и навыков по декоративному рисованию

4. Апробировать на практике занятия по рисованию по мотивам Городецкой росписи и на основе результатов подготовить рекомендации по дальнейшей работе с данными детьми. 
Методы исследования:
 - теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; 
- наблюдения за деятельностью детей; 
- беседа-консультация родителей по прикладному искусству;  
- анализ детских работ; 
- количественный и качественный анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав (2 теоретических и 1 практической), заключения, списка литературы (состоит из 39 источников) и приложений. Количество страниц работы составляет 43 страницы
ГЛАВА 1. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА
1.1 Виды декоративно-прикладного искусства
Искусство несет в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для нового общества. Оно играет большую роль в жизни общества, так как оказывает на него всестороннее воздействие; является важным средством воспитания, всесторонне развивает гармоничную личность. Искусство - это эстетическая ценность, в процессе его восприятия оно порождает публику, понимающую и наслаждающуюся художественными произведениями: развивает у человека и общества эстетическое сознание (эстетические чувства, вкусы, интересы). На этой основе у людей возникает оценочное отношение к прекрасному, возвышенному или безобразному, неизменному. Эстетическое сознание пробуждает в человеке художника - порождает стремление, желание создавать новые эстетические ценности. Восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. Сокольникова Н.М. отмечала, что на всякое подлинное, художественное восприятие влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие. Красота художественных произведений должна вызывать у человека эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим содержанием и формой.
Человек, у которого не развито «эстетическое зрение», не в силах сразу воспринять картину или скульптуру, как целостное, законченное произведение искусства. В чем же особенность изобразительного искусства? Бакушинский А.В. считал, что изобразительное искусство, как обобщающий предмет художественного цикла, включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты и развитие художественно - творческого отношения к действительности. В трудах Богуславской Н.Я. отмечено, что к изобразительному искусству относятся такие виды искусства, которые создают на плоскости или в пространстве наглядно - осязаемые изображения окружающего мира, воспринимаемые зрением. К изобразительному искусству относятся и художественно выполненные предметы, украшающие быт человека.
Названные признаки отличают изобразительное искусство от музыки, художественной литературы, театра, кино и других искусств, и характеризуют его, как особый вид искусства. Изобразительное искусство - это мир прекрасного. Чтобы научиться его понимать, необходимо освоить для этого язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах. Ведь внутри изобразительного искусства есть и свое деление на виды, это: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное изображение мира, оформительское, художественное конструирование (или дизайн). Все эти виды обладают своей, только им присущей спецификой. Один из видов искусства - декоративно- прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю). Это широкий раздел, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. Декоративно прикладное искусство – одно из самых древних. «Основоположниками искусства были гончары, кузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще — ремесленники, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи», - писал A.M. Горький. Исследователь проблем народного искусства Чекалов А.К. утверждал, что декоративно-прикладное искусство занимает особое место в изобразительном искусстве. Оно пространственное, и, как все виды этого искусства, воспринимается зрением и осязанием. Декоративно-прикладное искусство, как часть изобразительного искусства, является неотъемлемой частью социальной культуры.
Эмоциональность, поэтическая образность его близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Видели ли вы дымковскую красавицу с коромыслом? Удивлялись ли вы невиданным розам - цветам на Жостовских подносах? Любовались ли вы тонкими узорами вологодских кружев и драгоценным блеском палехских шкатулок? Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами — одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Руки мастера... Они творят красоту и пишут историю народа. Они тонко понимают природу, умеют просто, но с большим чутьем к форме и цвету, отбирать для себя для своих изделий только то, что необходимо; то, что поистине прекрасно. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой. Уткин П.И. и Королева Н.С. в своей книге отмечают, что художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Не только в каждом доме у нас в стране, но и за рубежом, хорошо знают изделия русских мастеров: гжельские чайники, хохломские ложки, богородские игрушки, жостовские подносы и федоскинские лаки... Эти вещи можно встретить в музеях и на ярмарках. За ними несколько веков традиций, но и сегодня делают их народные мастера. Ведь искусство народных промыслов - не только прошлое, но и живой сегодняшний день нашей культуры. Каждая вещь продолжает нескончаемую песнь народного творчества. Декоративно - прикладное искусство - это художественная обработка предметов обихода, их художественная отделка, внутреннее убранство помещения и т.д. Первое и основное требование к произведениям декоративно- прикладного искусства заключается в том, что они должны быть красивы и вместе с тем полезны. Это соединение красоты с полезностью обязывает художников считаться с назначением предмета, с особенностями его конструкции, с его материалом. Обычные чашка, платок, ковер, украшенные росписью, резьбой, вышивкой, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Эта слитность художественного оформления с назначением в быту является ценным фактором воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства. В уникально декоративных произведениях из стекла, керамики, текстиля, металла, собственно прикладная, утилитарная функция отступает на второй план, а все средства художественной выразительности направлены на функцию декоративную, украшающую. Конечно, четкой границы между декоративным и прикладным искусством провести невозможно и не нужно, более того, декоративные произведения сохраняют во многих отношениях связь со спецификой своего вида, в частности предметную основу формы и выявление художественных особенностей материала. Но при этом внимание художника ориентировано на эмоционально-образное выражение жизненных впечатлений декоративными средствами. Именно эта сложная, чрезвычайно интересная и по существу новая задача, вставшая перед декоративным искусством, дала, по - моему мнению, толчок его современному движению, стимулировала активные поиски художников в последние годы.
Разумеется, разработка предметной утилитарной формы остается непременной задачей художников декоративно-прикладного искусства, но работа над декоративными формами не проходит даром и для утилитарного проектирования, она питает его своими пластическими идеями. Изучая научную литературу, со второй половины XIX века, Воронов B.C. отметил, что декоративно-прикладное искусство, по его практическому назначению, классифицируется следующим образом: по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево); по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, литье, чеканка и т.д.). Классификация Воронова В.С. обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно- прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно - прикладного искусства своими эстетическими
достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетично насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в тоже время как бы поглощают его, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур, мебель, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства могут быть поняты наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно-воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком. В теоретических положениях о сущности народного декоративно- прикладного искусства в трудах Некрасовой М.А. упоминается, что, возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племен и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватившим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны: исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и эстетике общественного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженных традициях народного творчества вплоть до наших дней. Выделяются изделия, служащие целями представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов), в которых ради повышения их эмоционального звучания, мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. До середины IX века мастера сохраняют цельность пластического мышления. Художественные промыслы - это своеобразные, нервные узлы народного художественного творчества, центр декоративно- прикладного искусства, традиции которого исчисляются столетиями. Это кладовая народного, художественного опыта, накопленного многими поколениями. Искусство, не побоюсь повторить, это не только прошлое, но и сегодняшний день нашей культуры. Предметный мир, окружающий человека, всегда несет на себе следы его трудовой, преобразующей деятельности. Человек не только использует окружающую среду, он изменяет ее в соответствии со своими потребностями, в число которых входят и эстетические потребности. Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта, его жизнеутверждающий оптимизм. Быт и духовная жизнь русского крестьянина и ремесленника - от резных наличников его дома до вышивки на платье или рубахе, от колыбельной до погребальной песни - соткан из впечатлений реальной действительности и фантастических сказочных образов. В своем творчестве народ отразил свой внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты.
	
1.1 Понятие «городецкая роспись», ее виды и творческие приемы
Село Городец было основано ещё в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех соседских деревень: представительницы женского пола пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. Взамен лопасти прялки вставляли в донце гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. А вот, что об этом говорится в Большой Советской Энциклопедии:
«Городецкая роспись, народный художественный промысел, развивавшийся с середины 19 в. в районе г. Городец (ныне в Горьковской области) и сменивший местное производство (существовало с 18 в.) прялок с инкрустацией и резьбой. Лаконичная, контрастная по цвету городецкая роспись темперой служила с целью декорации жилища (ставни, двери, ворота) и предметов обихода (донца прялок, обстановка, игрушки и пр.). охваченные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических животных и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали точный ритм композиции. Промысел заглох в истоке 20 века, а в советское период возрожден.  В 1938 в Городце создана артель «21-я годовщина Октября» (с 1960 - предприятие «Городецкая роспись»), выпускающая расписные игрушки и подарки. основные современные мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 столетия в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. Появление росписи берет начало в изготовлении Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и увенчанных прерывистой резьбой. В отличие от широко известных прялок, вытесанных из единого древесного монолита, Городецкие прялки были составлены из двух элементов: донца и гребня.
Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В росписи использовались яркие сочные краски красного желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба- мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков. Городецкая роспись - неповторимое явление русской национальной культуры. Данное народное искусство объединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, истоки которой уходят в глубину столетий. История неповторимой сюжетной росписи насчитывает уже более 1-го века. В своих композициях крестьянские художники раскрывали уникальный образный мир. Городецкая роспись - единственный из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Не случайно один из французских искусствоведов заявил, что подобные вещи обязаны находиться в Лувре. из числа наиболее известных, распространенных сюжетов росписи - гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники.  Роспись насыщена обилием красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полу дневным солнцем, будто бы заливающим ослепительным светом роскошные гирлянды цветов и необычных птиц. В течении всей истории промысла народные мастера создали уникальную живописную систему, отыскали неповторимые образы и создали богатый запас приемов живописной проработки элементов сюжета и деталей орнамента. В основу городецкой резьбы положен растительный орнамент с включением в него разных надписей и дат, а кроме того изображений львов и мифических существ (берегинь, фараонок). 
«Городецкая роспись» формируется в исторически сложившимся центре ее появления и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не имеющая необходимость в термообработке роспись дает возможность мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство её палитры безгранично и вот уже больше полувека мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла. В 1-ой половине XIX веке резьба по дереву была еще популярной, но весьма трудоемкой. К росписи пришли со временем, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.
Непосредственно перед росписью заготовка проходила не простой предварительный этап, который заключался в грунтовке её мелом и промазывании клеем. И только лишь после данной заблаговременной работы мастер начинал расписывать форму. Увлекательным был метод росписи изделия - прокладывание основных цветов с дальнейшей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой разделкой узорных форм белилами. В трудах городецких мастеров «оживки» наносились постоянно на силуэты одного тона, это придавало им некоторую объемистость. Узоры решались в 2 - 3 способа. Весьма интересно решались фигуры людей на городских изделиях. Все, без исключения, лица писались однотипно: сперва наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались изящные дуги - брови, черточки - глаза, дуги - губы. В основе зарождения промысла изделия расписывали яичными, потом клеевыми красками. Масляная краска начала использоваться позднее, в начале XX столетия.
Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, согласно многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, который является и грунтовкой. По цветному фону мастер создает «подмалевок», нанося большой кистью основные цветовые пятна, уэе после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму.
Завершает роспись «разживка» белилами и черным цветом, соединяющая рисунок в единое целое. Готовый сюжет как правило заключают в графическую рамочку либо обводку. В Городецкой росписи имеется большое количество простых орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки. С развитием промысла существенно обогатились и сюжеты росписи, взятые, вероятно, из лубочных картинок. Кроме традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, герои народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной. Городецкий промысел просуществовал приблизительно 50 лет. Его расцвет приходится на 1890-е года, когда выработка донец доходила вплоть до 415 тысяч в год, однако к началу 20 века промысел пришел в упадок. Возрождение Городецкой росписи сопряжено с именем живописца И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Не смотря на то , что изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи остались классические мотивы и образы, длинноногие жеребцы, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.
 Вывод
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в жизни общества, так как оказывает на него всесторонне воздействие, является важным средством воспитания, формирования всесторонне развитой, гармоничной личности. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью социальной культуры. Эмоциональность, поэтическая образность его близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. И основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего, а художественные произведения, созданные мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
















Глава2. Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Влияние народного промысла Городецкая роспись на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Выявление способностей у детей и верное их развитие - одна из основных педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Формирование способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои результаты, если обучение рисованию осуществляется педагогом систематически и регулярно. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности детей имеют все шансы остаться на начальном уровне. Эстетическое воспитание в детском саду считается каждодневной работой во всех видах деятельности ребенка. Никакая наиболее современная методика не в силах сделать человека, способного видеть и ощущать прекрасное. Решение проблем эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к нужным и желаемым итогам.
По этой причине необходимо стараться обучать детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в следствии передавать увиденное с помощью рисунка. С давних времен дошкольная педагогика признает колоссальное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих соотечественников детям проще понять и творчество других народов, получить начальное эстетическое воспитание. Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу - Городецкая роспись, так как непосредственно Городецкая роспись разносторонне влияет на развитие эмоций, интеллект и нрава ребёнка.
Городецкая роспись, жизнерадостная по колориту, живая и динамичная по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, поражает своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные на разные материалы и разнообразные фоны, пробуждают в детях интерес к «Городцу», вызывают желание самим научиться так расписывать. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным
сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников.
Ознакомление с Городецкой росписью оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Это мнение подтверждают исследования и наблюдения, согласно которым каждый ребенок изначально – кинестетик. Ощущения рук – его главная модальность восприятия. Новорожденный узнает мир "наощупь". Дети младшего дошкольного возраста обучаются, начиная с умения работать руками, а это – в свою очередь способствует развитию мозга и дальнейшей обучаемости. Так же мелкие витки и линии способствуют развитию мелкой моторики.
Возникновение Городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных Городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек
Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярус размещались жанровые сюжетные мотивы.
До сих пор живут в Городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи. Время сложения Городецкой росписи занимает около 50 лет.
Складывается стиль этой росписи, рождается Городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные. Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками.
Элементы, мотивы и композиция Городецкой росписи.
Наиболее распространенными элементами являются: цветы - розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи: - цветочная роспись; - цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; - сюжетная роспись. Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с Городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.
Цветочная роспись.
Этот вид чаще всего используется, так как он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.
В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:
«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.
«Гирлянда» — это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.
«Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
Цветочная композиция с включением мотива "конь" и "птица".
Сюжетная роспись.
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок: роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант: изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.
Интерьер: сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка). В композицию могут быть включены шторы и часы. Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти. Экстерьер: дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами,20 украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев. Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом. «Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи.
Техника выполнения Городецкой росписи.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить
расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цве.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44