- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Волшебная сказка в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008924 |
Тема: | Волшебная сказка в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра теории и методики воспитания культуры творчества Волшебная сказка в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста Курсовая работа Исполнитель: Бекетова Любовь Владимировна, обучающийся ППДО 1601-z группы __________ Научный руководитель: Оганесян Э.Д. Екатеринбург, 2018 Содержание Введение ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ Содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание».. 1.2 Психолого- педагогические особенности нравственной воспитанности детей 4-5 лет……………………………………… Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с использованием волшебной сказки…. Заключение…………………………………………………………………. Список используемой литературы……………………………………….. Введение Проблема нравственного воспитания дошкольника является актуальной в современном образовании. Задачи по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее ФГОС ДО). Основная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы воспитать в личности ребенка такие социально значимые качества, как долг, совесть, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании. Согласно ФГОС ДО нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений дошкольного образования. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием духовно- нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) и в семье. В современном обществе произошли колоссальные изменения ценностных ориентиров: поменялись жизненные приоритеты, произошла деформация моральных норм и нравственных установок. В связи с эти встает важная задача нравственного воспитания у подрастающего поколения с периода детства. В этом очень помогает использование одного из мощных средств- сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, и сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста. Проблема состоит в том, что в наше время сказка утрачивает свое предназначение, как и другие ценности культуры. Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания таких педагогов, как Л.А. Григорович, К.Д. Ушинский, Л.И. Божович, В.А. Сухомлинский, И.С. Марьенко, С.А. Козлова, Н.А. Каратаева, М.Е. Маркушева, Н.В. Мельникова и др. Исходя из актуальности темы, целью работы является изучение процесса нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние волшебной сказки на нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста. Задачи исследования: раскрыть понятие «нравственно-эстетическое воспитание»; рассмотреть психолого- педагогические особенности нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста; раскрыть значение волшебной сказки в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ Содержание понятия «нравственно-эстетическое воспитание» Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нрав», в переводе с латинского moralis означает мораль. Мораль – это отточенный поколениями нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека, воспринимаемый им не как догма, а как осознанная необходимость.[8] Поэтому моральные требования и нравы получают определенное обоснование в представлениях «как вести себя в семье, обществе, как надо жить» и т.д. Проблемам нравственного воспитания уделяют многие педагоги. По мнению, Л.А. Григоровича, «нравственность»-это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм. И.С. Марьенко обозначил «нравственность» как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение норм, правил, принципов поведения, которые находят свое отражение в отношении к Родине, обществу, к самому себе, к труду, к коллективу и т.д. В научных исследованиях «нравственность» представлена как совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладам общества. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это осознание реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральных переживаний. Нравственность представляет собой сложное социально- психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы, и определяющих интересы личности, ее духовный облик и образ жизни.[8] Нравственность необходимо воспитывать в личности. А воспитание-это процесс целенаправленного формирования личности. Так что же собой представляет нравственное воспитание? Ряд исследований и ученых, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.С. Марьенко, Л.И. Григорович и др., освещают в своих работах сущность основных понятий нравственного воспитания, содержания и методов. А.С. Макаренко считал, что главным фактором полноценного нравственного развития личности является труд и самоуважение. Иные подходы к воспитанию лежат в основе педагогической деятельности В.А. Сухомлинского: он заложил основы личностного- ориентировочного воспитания на принципах общечеловеческой нравственности. Отечественные педагоги В.Т. Нечаева, С.А. Козлова рассматривают нравственное воспитание- как целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества.[8] Нравственное воспитание пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Поэтому выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, в разработанной им системе «о всестороннем развитии личности», считал, что ее основной признак- нравственное воспитание. Нравственное воспитание-это целенаправленное и систематическое влияние на сознания, чувства и поведения дошкольников с целью формирования у них нравственных качеств. Согласно Федеральному Государственному Стандарту Дошкольного образования нравственное воспитание включает в себя: - формирование начал патриотизма и гражданственности; - формирование гуманного отношения к людям и окружающей среде; - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего рода; - формирование чувства собственного достоинства; - формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, дружелюбия, взаимопонимание и искренность, уважение к личности); - уважение к труду; - уважения к своей нации и понимание своих национальных особенностей. Нравственное воспитание неразрывно связано с нравственным развитием. Нравственное развитие личности - это присвоение моральных норм, обобщение и превращение их во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Согласно взглядам ученых, нравственные качества личности есть проявление устойчивых отношений личности, синтез эмоционального, рационального и волевого компонентов, имеющих прямое отношение к становлению нравственной воспитанности. На базе нравственного опыта происходит формирование системы моральных представлений, ценностей, суждений. В комплексе это обеспечивает нравственную направленность личности. [4] Нравственное развитие выступает как совокупный результат нравственного воспитания, воздействия социальной среды и собственного морального опыта личности. [8] В своих исследованиях Т.А. Маркова и Л.А. Пенькова выделяют три уровня нравственного развития: Высокий- сочетаются знания, эмоции и воля; Средний- неустойчивое поведение детей: не могут постоянно проявлять доброжелательное и отзывчивое отношение к своим товарищам и близким, бывают нечутки, грубы, их поведение зависит от конкретной ситуации; Низкий- дети равнодушны к родным и сверстникам. Нравственное воспитание-это непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное воспитание является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Что касается эстетического воспитания, то это понятие очень широкое. Эстетическому воспитанию в своих работах уделяют многие отечественные ученые: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Лихачев, В.В. Бабаева и др. В.В. Бабаев эстетическое воспитание определяет «как систему мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». [1] С.В. Кахнович в своей работе дает определение эстетическому воспитанию, под которым традиционно понимается «целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, способствующее выработке и совершенствованию в подрастающем человеке способность воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать, прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты». [9] В своей работе Т.С. Комарова говорит, что эстетическое воспитание пронизывает всю жизнедеятельность человека, поэтому оно тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания и образования, и прежде всего с нравственным. Взаимосвязи между нравственным и эстетическим воспитанием есть те или иные виды их обусловленности, вызванные к жизни общностью компонентов их структур. Основанием для возникновения этих связей выступает тот факт, что участниками нравственного и эстетического воспитания являются, выполняя в них те или иные роли, одни и те же воспитанники. В качестве единых компонентов их структур могут выступать решаемые с использованием нравственного и эстетического воспитания в соответствующих им нравственной (моральное просвещение, деятельность на пользу окружающим или общественная деятельность, долженствовательное поведение) и эстетической (рецептивно- художественная, продуктивно- художественная, рецептивно- эстетическая и продуктивно- эстетическая) деятельностях воспитательные и практические задачи, их общее в основном содержание, организация, возникающие общие отношения, проявляемые в них воспитанниками одни и те же качества, потребности, интересы, мотивы. [12] Неизбежность возникновения связей между нравственным и эстетическим воспитанием предопределяется, прежде всего, самой сущностью нравственного и эстетического воспитания как социальных, психологических, педагогических категорий, их определенной общностью. Общность этих органических сторон воспитания состоит в том, что каждая из них представляет собой воспитательные взаимодействия воспитанников и воспитателей, сочетание их нравственно-эстетических деятельностей, их сопряжение. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в педагогике переплетаются философские и духовные проблемы интеграции нравственного и эстетического воспитания. Расписать проблемы нравственного и эстетического воспитания В последнее время в педагогической литературе все чаще стала рассматриваться проблема нерасторжимого единства эстетического и нравственного начал в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время оно все больше осмысливается как целостный процесс и в теории появилось единое понятие «нравственно-эстетическое воспитание». Какова же сущность нравственно- эстетического воспитания? Эстетические нормы выступают в органической взаимосвязи с нравственным и не мыслимы вне их. К.Д. Ушинский рассматривает эстетическое в поведении человека как проявление его нравственного содержания: «Но разве в этом есть какое-нибудь сомнение, что нравственное прекрасно? А если это так, то для психолога нравственное непременно будет отраслью эстетических чувств». Автор сближает нравственное и эстетическое до их слияния там, где это касается высоконравственного поведения людей: «Я бы определил мораль так: все эстетическое и есть мораль. Изящное в поступках не может быть безнравственно, а нравственное не может быть неизящно….».[12] Один из главных моментов взаимодействия нравственного и эстетического усматривается в их единстве с точки зрения воспитательных функций: «Целью нравственного и эстетического воспитания в нашем обществе является формирование сознания и деятельности людей в духе высоких, непрерывно творчески развивающихся нравственных и эстетических идеалов».[12] Нравственно-эстетическое воспитание личности- сложный, многогранный и длительный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Для нравственно-эстетического воспитания социальное влияние имеют: биологические факторы, социальные условия, неорганизованное общение, однако решающую роль играет взаимодействие, поскольку оно осмысленно и управляемо. Развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающие нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимые для формирования эстетической позиции- все это является целью нравственно- эстетического воспитания. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: Выбор определенных ценностей; Воспитание «меры» любви в зависимости от объекта. В.С. Соловьев выделил основные «меры» любви: благоговение (глубочайшее почтение), понимание, сострадание, жалость, стыд, воздержание; Воздействие педагога на нравственно- эстетическую сферу личности, являющейся системообразующей его внутренний мир; Интериоризация гуманистических ценностей содержания образования, которые должны войти в душу ребенка и стать его внутренним «я». Результатом эффективного процесса нравственно-эстетического воспитания могут быть: уровень нравственно-эстетических ценностей, самосознания воспитанников, реакция на педагогическое воздействие и взаимодействие, богатство духовных запросов. Исходя из обобщенного опыта педагогов, главным результатом пересечения эстетического и нравственного развития дошкольника являются: - эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; - стремление сопереживать чужую радость и печаль; - постоянный поиск и попытки преобразить быт, играя; - желание участвовать в посильном труде, эстетически украшающем жизнь; - потребность в совместных действиях; - способность радоваться успехам других и т.д. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, нравственно-эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста. Нравственно-эстетическое воспитание-это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания - сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др. Основы нравственно-эстетической воспитанности закладываются в дошкольном возрасте, когда происходит формирование этических представлений и моральных чувств, ребенок усваивает основные правила взаимоотношений между людьми, нравственные нормы. Это дает основание рассматривать возрастные особенности детей дошкольного возраста, как предпосылку формирования нравственных качеств в процессе воспитания. Психолого- педагогические особенности нравственно-эстетической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Обзор психолого- педагогической литературы показывает, что проблема нравственно- эстетического воспитания детей достаточно разносторонне разработана (Ж. Пиаже, Е.Г. Белякова , Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). В дошкольном возрасте, по мере взросления ребенка, чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, имеют под собой нравственную основу. У ребенка- дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. При взаимодействии ребенка с взрослым и сверстниками в дошкольном периоде появляются формы коллективной деятельности, которые приводят к дальнейшему развитию у ребенка сочувствия, симпатии, формированию чувства товарищества. С точки зрения, Ж.Пиаже, если на ранних стадиях своего развития ребенок чувствовал доброжелательность, внимание, заботу, любовь, у него есть возможность для формирования фундамента эмоциональной включенности в мир, становления нравственных чувств, эмпатии по отношению к другим.[7] По мнению Е.Г. Беляковой, основными задачами нравственного воспитания дошкольника являются: - формирование нравственного сознания (процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов); - воспитание и развитие нравственных чувств (отзывчивость, сочувствие, милосердие, сострадание, сопереживание, эмпатия); - выработка умений и привычек нравственного поведения (содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге). Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. [2]. Основные группы нравственных качеств (гуманизм, коллективизм, патриотизм) складываются у детей дошкольного возраста в условиях целенаправленных педагогических воздействий. Нравственное качество включает в себя три компонента: Нравственные чувства- освоение норм морали опирается на чувства ребенка, которые формируются под влиянием окружающих с самого раннего детства. Воспитание привычек нравственного поведения дошкольника- нравственная привычка представляет собой полезную для общества и коллектива устойчивую форму поведения, выполнение которой становится жизненной потребностью человека. Формирование нравственных представлений у детей- под воздействием проводимой педагогом воспитательной работы и в процессе взаимоотношений у дошкольников складываются нравственные представления о доброте, честности, скромности, трудолюбии и др. Нравственно- эстетическое развитие личности имеет свои истоки, закономерности и последовательность: процесс этот начинается очень рано под влиянием разнообразных факторов и условий, которые тесно связаны с возрастными особенностями развития детей, социальной ситуацией развития. По мере своего взросления, ребенок овладевает принятыми в обществе нормами, правилами поведения и взаимоотношений, присваивает способы и формы взаимодействия. В своих работах Л.И. Божович отмечает возрастную динамику изменения образцов, ориентирующих нравственное развитие ребенка, и устанавливает некоторые особенности овладения детьми этими образцами, к числу которых относится реальная практика следования образцам и знакомство с моральными нормами только лишь в опоре на уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства и привычки.[3] С точки зрения Л.И. Божович, средний дошкольный возраст (4-5 лет) отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, поэтому задача взрослого как «проводника» – определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру была эффективной.[3] Средний дошкольный возраст также следует рассматривать как базовый этап формирования коллективных взаимоотношений. Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей со взрослыми и сверстниками. Эмоциональное благополучие ребенка в процессе общения способствует гармоничному развитию его личности, формированию положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Как отмечает М.И. Лисина, эффективность социализации ребенка- дошкольника, прежде всего, зависит от формы его общения с взрослым. [11] В среднем дошкольном возрасте у детей происходят значительные изменения в отношениях с другими детьми. Кроме потребности в совместной игре, у ребенка зарождается потребность в признании и уважении со стороны других детей, что нередко становится причиной детских конфликтов. Таким образом, в детском взаимодействии появляется конкурентное начало, соревновательность; другие дети воспринимаются ребенком в постоянном сравнении с самим собой. Данное сравнение направлено не столько на обнаружение сходства, сколько на противопоставление себя и другого. В своих работах, Д.В. Еремеева, Т.П. Хризман отмечают следующие особенности взаимодействия детей среднего дошкольного возраста: - мальчики, по сравнению с девочками, характеризуются частотой и интенсивностью отрицательных эмоциональных реакций (злость, агрессия, мстительность), они чаще, чем девочки, сдерживают проявления эмоций, особенно эмоции страха и обиды, но при этом в большей степени нуждаются в эмоциональном участии и поддержке. Мальчики больше внимания уделяют деловому партнерству и взаимодействию, чем девочки; - девочки, по сравнению с мальчиками, характеризуются чаще проявляемой неустойчивостью настроения, капризностью, повышенной обидчивостью, тревожностью; они более подвержены страхам. Девочки в большей степени уделяют внимание эмоциональному аспекту межличностных отношений и своим чувствам; они более склонны демонстрировать свои эмоции перед окружающими. Среди девочек-подруг отношения более доверительные, чем среди мальчиков. [6] В среднем дошкольном возрасте дети придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам. Задача педагога на данном этапе – сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворной, но не допускать изолированности детей от всей группы. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками нравственного поведения. В детском коллективе каждый ребенок должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам должен чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. К концу среднего дошкольного возраста взаимопомощь дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Педагогу следует обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность, проявлять эмпатию. Педагогическое воздействие должно быть ориентировано на воспитание доброжелательного и требовательного отношения детей друг к другу, а также на поддержание и развитие в ребенке умения быть требовательным к товарищам при выполнении общего дела и быть самокритичным и требовательным по отношению к себе. Реализация задач и содержания нравственно- эстетического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается использованием разнообразных педагогических средств. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного воспитания детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В сфере развития нравственного поведения сказки играют важнейшую роль. Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, открывают их социальное значение, приобретают практический опыт нравственного поведения; активно развиваются социально - нравственные чувств и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции. Осуществление содействия нравственно- эстетическому развитию ребенка среднего дошкольного возраста обеспечивается адекватным применением воспитателем разнообразных педагогических средств. На мой взгляд, одним из эффективных средств нравственного воспитания детей является волшебная сказка. Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с использованием волшебной сказки Нравственное воспитание достаточно длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь, но начало оно берет именно в дошкольном возрасте. Оптимизация процесса нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного образования. Решение задач нравственного воспитания, выделенные Е.Г. Беляковой, возможно через средства, принципы и методы. Основными принципами нравственного воспитания являются: - связь воспитания детей с современной жизнью; - воспитание детей в коллективе, требовательность и уважение к ним; - учет возрастных, индивидуальные и половых особенностей; - систематичность и последовательность. [8] Средства нравственного воспитания можно объединить в несколько групп: Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, видеофильмы- они способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективные при формировании у детей моральных представлений и нравственных чувств. Природа – она дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Деятельность детей- игра, труд, учения, художественная деятельность, обсуждение- все виды деятельности необходимы при воспитании практики нравственного поведения. По мнению Лисиной М.И., общение, как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений. Атмосфера, окружающая ребенка- она может быть пропитана добротой, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она влияет на формирование нравственных качеств. Выбор средств нравственного воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста дошкольников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. [8] Эффективность процесса нравственного воспитания предопределяется адекватность применяемых в этом процессе педагогических средств, одним из которых является волшебная сказка с социально-нравственным содержанием. Волшебную сказку отличает от сказок о животных, равно как и от других разновидностей сказочного жанра, свой вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно-сказочного сюжета. Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье – к удовлетворению маленьких слушателей. В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен. Детям среднего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке. В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость. Волшебная сказка с ее стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряжённее становится взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить, во что бы то ни стало. Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки. В свое работе О.Е. Дрень раскрывает педагогическую значимость сказок: - через сказки дети начинают осваивать время и пространство: художественное, психическое, а затем и физическое. Так чувство времени выражается в таких словосочетаниях как: долго ли коротко ли, давным-давно, много прошло времени, много воды утекло. Чем меньше ребенок, тем время для него течет медленнее, и он живет в безвременье, как в сказке; - психолого- терапевтическая значимость сказок: психологами замечено, что дети в большинстве случаев затрудняются вербализировать свои проблемы и переживания. Если происходит абстрагирование, перенос проблемы на метафорический сказочный образ и переживание этой проблемы удалено от ребенка, то происходящее становится более эффективным способом воздействия, по своей сути эстетическим, с целью снятия различных психологических проблем ребенка, гармонизации личности, активизации деятельности, изменения поведения. Для того, чтобы правильно и успешно осуществлять воспитательный процесс, педагогу необходимо не только понимать цели и задачи нравственного воспитания, но и правильно выбирать в работе с детьми методы нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания- это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и идеалами общества. [8] В.Г. Нечаева условно сгруппировала методы нравственного воспитания следующим образом: 1. Приучение, упражнение, показ действия, организация деятельности детей- обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения; 2. Эстетические беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, - все это направлено на формирование нравственных представлений, суждений, оценок; 3. В педагогической практике широко применяются методы поощрения и наказания. Все эти методы направлены на обогащение детей знаний об окружающем мире, о прекрасном в природе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. [8] Методы работы со сказкой разнообразны: чтение, пересказ, обсуждение, рассказывание сказки самим ребенком, сочинение сказки, театрализация сказки. Овладение педагогами сказкотерапией значительно расширяет методический инструментарий педагога и дает возможность эффективно управлять процессом развития ребенка. [5] Главным инструментом методов нравственного воспитания является слово, образ и действие. Так, для успеха воспитания, по В.Ф. Одоевскому, важное значение имеет искусство говорить с детьми. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное и религиозное. Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые, или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи, или взгляд ложный и превратный. Нравственные и религиозные убеждения внушаются детям посредством примера и посредством живого слова» (В.Ф. Одоевский). Важную роль в этом играет то, что в сознании ребенка отражается отношение взрослого к происходящим с ним событиям, которое проявляется в совместной деятельности, общих целях, нормах и ценностях. Заключение Нравственно-эстетическое воспитание личности- сложный, многогранный и длительный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния. Нравственно-эстетическое воспитание-это важнейшая составляющая в фор....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: