VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль и значение школьного курса ис¬тории России в патриотическом воспитании учащихся

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007241
Тема: Роль и значение школьного курса ис¬тории России в патриотическом воспитании учащихся
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания  патриотизма на уроках истории России…………………………………………………………………………6

Понятие патриотизма и гражданственности…………………………...........6

Историческая обусловленность патриотического воспитания…………...16

1.3 Школа как основное звено в цепи становления гражданской позиции….23

1.4 Школьные мероприятия, направленные на развитие патриотизма………33

ГЛАВА 2. Исследование патриотического воспитания на уроках истории...45

2.1 Структура патриотизма ……………………………………………………..45

2.2 Исследование организации патриотического воспитания………………..50

2.3 Результаты исследования……………………………………………………66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....82

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………85







ВВЕДЕНИЕ

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа в начале XX в. был причиной постоянных интеллектуальных споров в среде интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур «Мне странно,- писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». 

На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. 

Объект исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

Предмет исследования: Роль и значение школьного курса истории России в патриотическом воспитании учащихся.

Цель исследования: исследовать роль и значение школьного курса истории России в патриотическом воспитании учащихся.

Задачи исследования:

- дать определение понятиям патриотизм и гражданственность;	

- выявить особенности патриотической идеи современности;

- изучить методологические основы становления патриотизма, как одного из ведущих компонентов духовно-нравственного развития личности;

- выявить, как происходит становление гражданской позиции в подростковом возрасте и каково место школы в этом процессе;

- разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на развитие патриотизма у учащихся 7-8 классов;

          В основе исследования лежал системный метод, позволяющий рассмотреть комплекс воспитательный компонентов, влияющих на формирование патриотизма в подростковом возрасте. 

           При написании работы нами был использован принцип историзма, позволивший наиболее подробно  рассмотреть проблему патриотического воспитания в школе.

          При разработке практической части работы нами использовался деятельностный подход.

         При формировании исследования нами изучались: пути, средства, методы формирования патриотизма, возрастные и психолого-педагогические особенности подростков.

        Методологическими основами нашей работы послужили идеи и работы замечательного отечественного педагога К.Д.Ушинского, который ввел в практику школьного воспитания принцип природосообразности и культуросообразности, говорил о важности изучения родного языка, отечественной истории и культуры.

Большой вклад в развитие воспитательного процесса в советский период внесли работы А.С.Макаренко. Он ввел в научный оборот новые педагогические категории: метод параллельного воздействия, метод взрыва, говорил о важности самовоспитания учащихся в детском коллективе.

Также методологическими основами нашей работы послужили  и работы ведущих современных ученых-педагогов России, разрабатывающих патриотическую проблематику, А.Н. Вырщикова и А.С. Гаязова. 

Научная новизна работы заключается в исследовании взаимосвязи преподавания истории и развития патриотических чувств у обучающихся.

        Теоретическая значимость. Изучаемые вопросы могут оказать незаменимую помощь в более глубоком рассмотрении проблем, поднимаемых в исследовании.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в разработках лекций, практических пособий. 

Методы исследования:

Структурно работа состоит из введения, двух глав,
 заключения и списка источников и литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания гражданственности   и патриотизма на уроках истории России



1.1 Понятие патриотизма и гражданственности



Мы иногда мало задумываемся над смыслом слова. А порой это так необходимо сделать! И если вдруг попросят быстро, с лету дать определение: «Гражданин государства — это...», не всякий сразу сможет ответить на этот важный вопрос. Давайте попробуем восстановить справедливость. 

Сегодня термин «гражданин», безусловно, неоднозначен. Гражданин — это субъект, имеющий определенную правовую связь с конкретным государством. 

Это позволяет ему существовать в правовом поле данной страны, пользоваться законными привилегиями и исполнять обязанности, юридически установленные. В рамках, определенных законодательством государства, правоспособный индивид должен выполнять некоторые требования, но он и имеет свободы. 

Так что, получается, между гражданами и государством возникают взаимные требования и гарантии их исполнения. Рассмотрим правовое поле этих взаимоотношений. Очевидно, что граждане конкретно взятой страны законно отличаются от граждан-иностранцев и лиц безо всякого гражданства, которые находятся на земле данного государства. Проще говоря, их права и обязанности различны. 

Юридически же определение «гражданин — это...» используется для того, чтобы выделять людей, состоящих в правовой связи с государством, отличая их от индивидуумов, просто находящихся на территории данной страны. Напомним, что для обозначения любого человека, находящегося в пределах определенного государства, вне зависимости от его гражданства, имеется термин «физическое лицо». Преимущество граждан перед физическими лицами закреплено законодательно. 

В политическом контексте гражданин — это человек, который обладает чувством долга, ответственности за народ, свою Родину. 

Он стремится бескорыстно участвовать в общественных и государственных делах, конечно же, не выходя из правового поля, закрепленного законодательно. 

Синоним этого слова — патриот, человек, всем сердцем болеющий за интересы страны, людей, сообщества, готовый на жертвы ради Отчизны. 

В данном контексте слово используется для обозначения людей, уважаемых обществом и государством. Бывает почетный гражданин определенной местности: города, района, страны. Присвоить это звание могут и человеку, юридически не являющемуся гражданином государства, за особые заслуги перед оным. 

Основы демократии и государственного права были заложены еще в Древней Греции жителями крупных поселений. Люди, живущие в городах (polites) имели права, позволяющие влиять на политику государства. В Древнем Риме свободный гражданин - житель Рима, затем и других городов Италии. Citizen (Англия), citoyen (Франция) - все эти слова происходят от «город» на одном или другом языке Европы. Происхождение же слова «гражданин» на Руси — от старославянского «за оградой, в граде». 

Отличное от «горожанин», оно использовалось для обозначения имеющего какие-то права жителя. В царской империи — для того, чтобы определить человека, живущего в городе, в отличие от крестьянина, обитающего в деревне. В дореволюционной России слово, предполагающее равноправие, приобретает антимонархический смысл, противопоставляя себя термину «подданный», означавшему бесправие. Общепризнанным становится обращение «гражданин» вместо «сударь» или «господин». 

В СССР это слово звучит в речи официальной, наряду со словом «товарищ», но приобретает уже смысл некоего отчуждения общающихся. Официальное «гражданин» подчеркивает некоторую дистанцию, тогда как «товарищ» - принципы равенства. 

Итак, многозначность этого слова предполагает постоянную связь человека со своей страной. Государство дает гражданам, — какие они бы ни были — равные права. Оно обязуется защищать их. Любой человек, родившись на территории государства, автоматически приобретает все права гражданина - потенциально. То есть он может ими воспользоваться, а может и нет. 

Прекращается правоспособность со смертью человека и признается равно за всеми без исключения гражданами. Она подразумевает права: наследовать, завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой другой деятельностью, не запрещенной законодательно; избирать место, где проживать; иметь авторские права на изобретения и произведения литературы, искусства, науки; иметь другие имущественные и неимущественные права. 

В свою очередь, давая такие привилегии, государство требует и кое-что взамен. Обязанности гражданина — это и долг защищать Родину, и обязанность выполнять законы, юридически установленные на территории страны. По действующим законам, гражданин РФ — это в первую очередь индивид, родившийся на территории страны. 

Дееспособным лицам, достигшим восемнадцати лет, также оформляется гражданство. Человеку, у которого вид на жительство сохраняется не менее пяти лет и который не выезжал за территорию РФ на срок свыше девяноста дней, также дают гражданство. В данный момент упрощены правила его получения для беженцев, студентов, иностранцев, внесших вклад в развитие страны, а также, если один из родителей имеет гражданство России. 

Упрощено оно и в том случае, если ваш супруг (супруга) уже имеют российское гражданство. А еще — для жителей бывшего СССР и ветеранов ВОВ. 

В жизни каждого человека бывает время, когда приходится сталкиваться с такими понятиями, как патриотизм и гражданственность. Это, кстати, случается не так часто. 

Государство нынешнее не требует сиюминутно помнить о существовании гражданского долга, не ждет подтверждения преданности от своих жителей. 

Тем не менее, следует ясно осознавать, что такое гражданственность. Это знание может пригодиться внезапно, надеемся, что не в критической ситуации. 

Гражданственность – это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о лояльности к строю или политическим деятелям. 

Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, что такое государство, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность – это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. 

Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции. 

Представим себе двух граждан. Они вместе работают, часто обсуждают дела общественные. Один всех ругает, наслушавшись и начитавшись СМИ, а второй ему оппонирует. Но не просто возражает, а раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. Но и этого мало. Наш второй гражданин выступает с инициативами, пишет в орган исполнительной власти, ходит на прием к депутату. Кто из них обладает гражданственностью? Ведь оба демонстрируют отнюдь не отстраненную позицию. Вроде первый тоже переживает о делах государственных.

 Тем не менее, его мнение деструктивно. А вот второй имеет явную активную гражданскую позицию. Он не просто «судачит» во время перерыва, а душой болеет за свою страну. Хотя и соглашается с критикой первого. Вот в чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди могут и не интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть в том, чтобы от этого Родине была польза. 

Различия в понятиях «патриотизм» и «гражданственность». Многие считают, что эти два термина имеют тождественный смысл. Они действительно стоят, так сказать, близко. 

Однако не равнозначны. Патриотизм и гражданственность – это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Но немного по-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство от Родины. 

Кажется, что эти слова об одном и том же. А на самом деле между ними грандиозная разница. 

Патриотизм – это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность – активное взаимодействие с государством. При этом последнее не нужно ни почитать, ни соглашаться с ним. 

Необходимо иметь свое мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, понятия очень близкие. Их различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности – активности. 

Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. 

Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. 

Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано. 

Распад СССР и формирование нового российского государства на рубеже XX–XXI вв. повлекло за собой коренной перелом в социально-экономической, политической и духовной сферах общества, вследствие чего произошла трансформация ценностных ориентиров граждан и, прежде всего, молодежи. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших составляющих в процессе формирования патриотического и гражданского сознания подрастающего поколения.

Соглашаясь с утверждением Г. К. Селевко, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. 

«Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными: христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям».

Современное российское общество охватил ценностный кризис молодежи. Истинные ценности и жизненные ориентиры замещаются в сознании молодежи ложными и навязанными извне «лжеценностями»: развлечения, культ денег, потребительство, вседозволенность без ответственности, агрессия.

В данной ситуации актуализируется проблема патриотического и гражданского воспитания и образования о молодежи, о чем свидетельствует возрастание количества публикаций по данной тематике в газетах и журналах, книгах и научных работах многих авторов.

Следует дать определение понятиям «гражданственность» и «патриотизм». Под «гражданственностью» К. В. Яблочкина понимает основу воспитания молодежи, комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений.

В. И. Даль трактует слово «патриот» как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». В статье «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков дают следующее определение: «Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом». Патриотизм подразумевает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству. Как отмечают авторы, главная задача образования – воспитание ответственного гражданина.

Патриотизм может проявляться на двух уровнях сознания: общественном и индивидуальном. На уровне общественного сознания патриотизм – есть национальная и государственная идентичность и неповторимость своего народа, которая формируется на основе истории, культуры, традиций и обычаев каждого конкретного этноса. На уровне индивидуального сознания патриотизм включает в себя любовь в своей малой и большой Родине, чувство гордости за свою страну, ответственности за нее, интерес к своему государству, его истории, культуре, стремление улучшить и преобразовать его.

По мнению Т. И. Морозовой, понятия «патриотизм» и «гражданственность» тесно связаны между собой, поскольку оба характеризуют форму связи личности, общества и государства. Однако они не являются тождественными. В категории «патриотизм» отражается преимущественно эмоционально-психологическое отношение к стране и государству, которое чаще всего выражается в символической форме. Для патриота государство и общество, в котором он живет, это, прежде всего Родина, Отчизна. В силу данного обстоятельства патриотизм апеллирует к традиционным социокультурным ценностям, несмотря на то, что не исключает и ценности модернизационные.

Л. Л. Любимов также считает, что категории «патриотизм» и «гражданственность» взаимосвязаны. Он отмечает, что «государство формирует гражданина, обеспечивая индивиду доступ к участию в политической власти <…>, когда этого доступа нет, молодежь создает свое, квазиполитическое пространство и заполняет его своими формами и своими смыслами (локальное волонтерство, участие в транснациональных протестах, этногруппировки…)».

Автор рассматривает проблему очень глубоко: «Когда молодой человек не отождествляет себя со своим государством, своим народом <…> и вообще не участвует в политике, включая выборы, это можно оценивать как закат и данной политической системы, и данной цивилизации».

Довольно часто возникают споры о том, можно ли быть гражданином, не являясь при этом патриотом? Сама по себе формулировка данного вопроса уже взаимоисключает совместное содержание этих характеристик как личностных качеств человека, в какой-то мере разделяя их по двум противоположным полюсам. Видится, что подобное противопоставление лишь подтверждает абсолютный приоритет прав и свобод личности по отношению к обществу, сформированный в сознании современных россиян, тем самым оправдывая определенный эгоизм личности. Однако права и свободы личности могут быть реализованы только в условиях конкретного государства. И в данном случае противопоставление патриотизма и гражданственности само по себе, по нашему мнению, противоестественно.

Другое дело, что признание себя патриотом не означает одобрения всех сторон жизни государства и общества, к которым принадлежишь. Подлинный патриот – это человек, который стремится улучшить общественные отношения и избавить страну от социальных язв.

Нужно отметить, что гражданственность и патриотизм не передаются из поколения в поколение на генетическом уровне, но формируются в процессе воспитания и саморазвития молодого человека. При этом огромное влияние имеет социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в обществе. Именно ее нужно учитывать, в первую очередь, рассматривая проблему формирования гражданственности и патриотизма.

Мы согласны с мнением Т. И. Морозовой, что одним из следствий общественно-политического кризиса 90-х годов в России стала дискредитация идей гражданственности и патриотизма как важнейших моделей, образцов общественного сознания. Мы считаем, что это повлекло за собой тяжелые последствия, прежде всего деградацию ценностных ориентиров молодежи и ее потребительское отношение к своей Родине.

Тем не менее ситуация начала изменяться в середине 2000-х гг. В этот период изменяется отношение к проблемам гражданственности и патриотизма, определяется одно из важнейших направлений в политике государства – гражданское и патриотическое воспитание молодежи, реализуемое как на региональном, так и на федеральном уровне. Обобщая результаты исследования Т. И. Морозовой, можно выделить ряд обстоятельств, обусловивших произошедшие изменения:

1.	Государственная политика современной России взяла курс на строительство гражданского общества.

2.	Молодежь является одним из носителей социального капитала (реальные и потенциальные возможности молодых людей, которые они могут реализовать для повышения качества собственной жизни и жизни общества в целом), а гражданственность и патриотизм представляют собой формы интеграции молодежи в общество, следовательно, способствуют наращиванию и использованию их социального капитала.

3.	Процесс глобализации, который не обошел стороной и нашу страну, вызвал обострение конкуренции за право обладанием ресурсами. Одним из объектов этой конкуренции являются интеллектуальные ресурсы. Расстановка конкурентных преимуществ в мире привела к тому, что одни страны с более высоким уровнем жизни стали реципиентами интеллектуальной миграции, а Россия в данной ситуации выступает в роли донора. Формирование у молодых людей гражданственности и патриотизма в этих условиях рассматривается, как один из способов ограничить «утечку мозгов» для страны, сохранение ее интеллектуального ядра.

4.	Существование военных угроз и опасностей для страны. Очевидным здесь является то, что защиту государства от многочисленных угроз могут наиболее эффективно осуществлять люди, которые осознают себя полноценными гражданами и патриотами.

Необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи, осознаваемая педагогическим сообществом, встречает ряд проблем при осуществлении воспитательной деятельности:

1.	Воспитательные мероприятия проводятся в виде кратковременных, несистематизированных акций.

2.	Молодые люди являются пассивными зрителями, не проявляя активной гражданской позиции.

3.	При реализации гражданского и патриотического воспитания зачастую применяются авторитарные методы педагогического воздействия, вызывающие сопротивление молодежи.

В связи с этим необходима разработка новых методов гражданского и патриотического воспитания современной российской молодежи.



1.2 Историческая обусловленность патриотического воспитания



Главной целью патриотического воспитания является «возрождение в российском обществе патриотизма и гражданственности как важнейших  социальных и духовно-нравственных ценностей, формирование подрастающего поколения, обладающего важными социально значимыми качествами. 

Из цели патриотического воспитания вытекают определенные задачи, выполнение которых будет способствовать повышению уровня социальной активности граждан, и патриотизма: формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству; приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии; создание условий для проявления патриотизма, достойного выполнения общественного долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности; воспитание уважения к закону, развитие социальной ответственности молодежи, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны; воспитание положительного отношения к труду и развитие потребности в труде на благо общества; формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни и др.».

На сегодняшний день образование направлено на всестороннее развитие школьников, дабы в будущем вырастить не просто хорошего гражданина, а человека с большой буквы. Однако этот процесс является достаточно сложным и тернистым, так как все мы разные, а массовое воспитание в учебных заведениях подразумевает всестороннюю «уравниловку». 

Возможно, когда-то такой подход имел бы успех, но с развитием общества в XXI веке он совершенно неуместен. Нужно также подчеркнуть важность контроля процесса развития. Сам по себе человек в ранние годы своей жизни похож на пластилин. Какую «формочку» из него слепит окружающий мир, так он и будет жить. Все мы понимаем, что на этом этапе развитие каждого может зайти в тупик или потечь совершенно в другое русло. 

Где воспитываются чувства детей? Очень многие психологи различной квалификации, которые, так или иначе, задействованы в процессе подготовки людей студенческого или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. 

Естественно, главная задача школы лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. 

Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис, но львиную долю знаний он получает именно в школе. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции. Ребёнка невозможно воспитать без учёта окружающего мира. 

Если такой процесс удастся, то мы получим в итоге не человека, а подобие Маугли, который не будет понимать своей значимости для социума. Таким образом, весь процесс образования должен быть направлен на воспитание нравственных чувств. Многие не понимают, что именно означает этот термин. Более того, не все психологи могут пояснить его значение. 

Нравственные чувства – это определенный ряд чувств, формирующихся на основе взаимодействия человека и социальной среды, в которой он развивается. Такие чувства полезны именно в контексте социума. Они формируются на базе нравственных привычек, которые выплывают из тех социальных норм, которые существуют. 

Когда мы говорим о нравственном воспитании, нельзя не брать во внимание структуру этого понятия. Ведь подобный уровень развития чувств характерен для государства. Иными словами, именно государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан, которые будут относиться к своей стране с уважением и тем самым влиять на её политическую стабильность. 

Исходя из этого, можно говорить о системе воспитания чувств, которая состоит из нескольких элементов: гуманизм, патриотизм, ответственность. Эти все элементы объединяются одним термином – нравственность. Следует отметить тот факт, что эти понятия невозможно рассматривать исключительно в контексте нравственности. Они все должны быть изучены отдельно, для того чтобы принести как можно более позитивный результат. 

 Воспитание чувств невозможно без иерархии основных элементов нравственной системы. Она состоит из нескольких уровней, которые созданы для того, чтобы как можно больше упорядочить процесс воспитания нравственных чувств. Поэтому воспитание гуманных чувств — это самый низший уровень, который будет занимать своё место во всей системе нравственности. Говоря о гуманизме, нужно подчеркнуть тот факт, что большую часть его успешного воспитания играет семья. 

До того момента, как человек попадает в социальное окружение, он находится в своей семье. Именно там он получает азы своего нравственного развития. Следует помнить тот факт, что в раннем возрасте ребёнок сравним с губкой. Он буквальным образом поглощает абсолютно все, чему его учат родители. Если на этом этапе запрограммировать жестокость, то он будет жестоким в будущем. Поэтому воспитание чувств у дошкольников значительным образом базируется на гуманизме. 

Существует много способов воспитать в ребёнке гуманность как основное чувство отношения к миру в целом. По своей сути гуманизм – это воспитание человека, который будет лояльно, с любовью относиться к окружающим его людям. Все методы гуманного воспитания основываются на эмпатии – умении поставить себя на место другого, почувствовать все особенности его положения. Существует несколько основных методик воспитания гуманизма у ребёнка, а именно: 

1) Проявление любви к самому ребёнку. Когда человек развивается в атмосфере взаимной любви и уважения к своим правам и чувствам, он не будет пытаться унизить подобные права и чувства других людей. 

2) Очень действенным методом будет похвала ребёнка за доброе отношение к окружающему миру. 

3) Нетерпимость к негативным проявлениям ребёнка к другим людям или окружающему миру (животным, растениям). 

4) Взрослым нужно помнить о своём собственном поведении рядом с ребёнком, так как маленькие дети практически во всём копируют их.

 Этот перечень не является исчерпывающим, и поэтому его можно дополнять. Но представленные методики являются основными. 

Патриотические чувства являются вторым звеном в цепи нравственного воспитания. Этот уровень воспитания невозможен без участия школы и мини-социума, другими словами, одноклассников. 

Патриотически чувства – это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Воспитание подобного рода чувств выгодно для государства, так как именно оно заинтересовано в получении людей, которые будут подчиняться имеющимся нормативным рамкам. 

От уровня патриотизма будет зависеть весь политический климат страны в целом. На сегодняшний день патриотическому воспитанию уделяется очень мало времени. Воспитание патриотических чувств должно быть взято за основу, а оно существует как дополнение в современной системе образования. 

К вопросу патриотизма подходят лишь только в выпускных классах на уроках защиты Отечества. Такой метод в корне неправильный, так как процесс подготовки людей, обладающих патриотическими чувствами, должен начинаться значительно раньше. Для этого следует открывать все новые и новые спортивно-патриотические секции, на которых юные девочки и мальчики будут углубленно изучать историю своей страны, заниматься традиционными видами спорта и будут иметь возможность отслеживать политический климат своего государства. 

Ответственный человек всегда будет с большим уважением относиться к своей стране, а также иметь гуманные чувства к окружающим его людям. 

Ответственность – это соотношение фактора «я могу» и «я должен». Когда человек ответственен, он не только понимает значимость своих действий, но и готов отвечать за их последствия. Но ответственность должна развиваться у человека ко всему процессу жизнедеятельности. 

Случается так, что люди могут быть ответственными по отношению к другим, но не иметь этого чувства по отношению к своему здоровью. Как развить ответственность? Ответственность – это социальный навык человека. Он приобретается путём всестороннего развития и воспитания. Ключевую роль в развитии ответственности у ребёнка играют родители. Они с раннего возраста закладывают фундамент этого чувства. Однако, помимо родителей, важные роли также играют школа, спортивные секции и другие социальные группы, в которых ребёнок развивается. 

Именно по этой причине многие психологи советуют отдавать детей на всевозможные кружки, потому что они прививают не только особые навыки, но и другие социально полезные чувства. 

Итак, в статье были приведены факты того, насколько социальное развитие полезно для человека и его будущего. Также была показана структура нравственного развития, которая помогает развить ребёнка с точки зрения его социальной пользы. Было доказано, что воспитание чувств возможно на уровне семьи и школы.

Воспитательная деятельность, в том числе по формированию патриотизма, особенно осуществляемая образовательными учреждениями в Российской Федерации, не может и не должна проводиться без контроля ее результатов.

Учтено это и в федеральных нормативных актах (нормативных документах, обязательных для исполнения в системе образования РФ), определяющих содержание контроля результатов среднего и высшего профессионального образования: в рамках аккредитационного показателя «Воспитательная деятельность». 

Поскольку в отношении общего образования, наиболее массового в РФ и имеющего свою специфику, регламентирующие документы такого уровня пока отсутствуют, эффективный контроль и, следовательно, целенаправленное осуществление воспитательной деятельности учреждений общего образования невозможны без определения федерального (общеобязательного) содержания контроля результатов образовательной деятельности учреждений, реализующих общеобразовательные программы.

Исходя из указанных выше правовых норм, данное содержание определяется содержанием планируемых результатов образовательной деятельности, по отношению к котор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%