VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Животные-синантропы,как элемент городской среды

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005763
Тема: Животные-синантропы,как элемент городской среды
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

	«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

	Факультет биологии, химии и экологии

	Кафедра биологии и экологии

	

	

	

	ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

	по направлению подготовки «Педагогическое образование»

	Профиль: «биология»

	

	Школьный проект на тему: “Животные-синантропы,как элемент городской среды»

	

	                                            Выполнила:

	                                                                         студентка 5 курса факультета

	                                                                        биологии, химии и экологии

	                                                                очной формы обучения

	                                                                  Терещенко Виктория В.

	

	                                                                 Научный руководитель:

	                                                                                кандидат биологических наук, 

	                                                                                доцент

	                                                                      Ющенко Юлия Алексеевна 

	 

	

	

	                                                                      Оценка_________________

	

	

	Орехово-Зуево

	2017

	

	Оглавление

	Введение…………………………………………………………………………………...…3

	Глава 1. Внеклассная работа школьников по наблюдению за популяциями животных………………………………………………………………………….………....7

	Глава 2. Понятие синантропности. Шкала синантропности…………………………...  12

Глава3.Синантропизация  наземных позвоночных животных и методы их изучения....17

3.1.Синантропизация и синурбанизация животных …………….......................................18

3.2.Методы исследования птиц……………………………..……………………………....21

	3.3.Методы исследования амфибий и рептилий ………………………………………… 26

	3.4. Измерение и оценка биологического разнообразия наземных позвоночных.............

	3.5. Шкала синантропности птиц, применительно к парковым видам...................

	Глава 4. Бездомные животные как одна из проблем городской среды…………………. 32

	4.1.  Эколого-эпизоотологический взгляд на проблему бездомных животных………………….....................................................................................................33

	4.2.  Бездомные животные и «экологическое равновесие»………………..………...........37

	4.3. Нравственный аспект взаимоотношений человека и бездомных животных……………..………….……………......................................................................43

	4.4. Социальные проблемы,связанные с бездомными животными…………………………………………….………..............................................51

	4.5. Юридический аспект проблемы бездомных животных...................................................

	4.6. Характеристика существующих концепций решения проблемы безнадзорных животных.........................................................................................

	4.7. Отношение в обществе......................................................................................................

	4.8. Влияние бездомных собак на городскую фауну.............................................................

	Глава 5. Порядок содержания домашних животных, их выгула и регулирования численности безнадзорных собак на территории городского округа Орехово-Зуево Московской области ….........................................................................................................36

	Глава 6. Программа стерилизации бездомных собак (Москва)...........39

	Глава 7. Принят закон о безнадзорных животных …....................................41

	Глава 8. БЕЗДОМНЫХ СОБАК НАЧАЛИ ЧИПИРОВАТЬ В ПОДМОСКОВЬЕ...41

	Глава 9. Вред от бродячих собак …..........................................................................42

	

	Глава 10. Истребление бродячими собаками диких животных.................45

	Глава 11. Бродячие собаки в поисках пищи нападают на косуль, овец и телят........................................................................................46

	Глава 12. Моcковcкие мyниципaльные и чacтные пpиюты для cобaк и кошек.........................................................................................47

	Глава13. Учет бездомных собак и социологический опрос населения как методы, позволяющие получить общее представление о данной проблеме в г. Орехово-Зуево.........................................................49

	Заключение……………………..……………………………………………………………54

	Список  литературы………………………..………………………………………..…........59

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	Введение

С доисторических времен на территории России шли чрезвычайно разнообразные и интенсивные процессы синантропизации животных, т.е. формирования фауны сожителей человека, обитателей жилищ, территорий населенных пунктов (в категорию синантропов обычно не включают вредителей сельского хозяйства).

Общая закономерность - усиление связи таких животных с человеком по мере продвижения к северу, в более суровые условия. У важнейших синантропных грызунов - домовой мыши (Mus musculus) и серой крысы, или пасюка (Rattus norvegicus) на территории России можно выделить популяции трех типов: северные (грызуны круглый год живут в жилищах); переходные (летом часть зверьков заселяет природные биотопы, а на зиму возвращается в постройки; южные (значительная часть популяции круглый год находится вне жилищ человека), что характерно для низовий Волги, Дона, Кавказа и юга Приморья. Более теплолюбивая происходящая из тропиков черная крыса (R. rattus), заселившая европейскую часть России вероятно уже в XIII веке, обитает в природных биотопах лишь на самом юге, в Крыму, на Кавказе, теснее связана с помещениями, избегает нижние этажи, охотно селится на кораблях.

Скворец (Sturnus vulgaris) на севере Русской равнины гнездится в деревнях, поселках, по окраинам городов, причем в основном в скворечниках, а в лесостепи, степной зоне, на Кавказе заселяет самые разные древостой с дуплами, в том числе вдали от человека. Эта же закономерность проявляется и в распределении синантропных мух: на юге России некоторые виды более характерны для пастбищ и различных природных биотопов. В последние десятилетия явно усилились процессы урбанизации животного мира, то есть освоения многими видами территорий современных городов.

В городах формируются оседлые или сезонные популяции многих видов птиц - врановых, водоплавающих, чаек, дневных хищников, сов, мелких воробьиных, цапель, даже пастушковых, и др. Так, в Москве в последние годы стали обычными гнездящимися птицами ястребы - перепелятник (Accipiter nisus) и тетеревятник (Accipiter gentilis), сокол чеглок (Falco subbuteo), несколько видов сов, например ушастая сова (Asio otus), белоспинный дятел (Dendrocopos leucotos), дубонос (Соссоthraustes coccothraustes), утка гоголь (Bucephala claugula), сначала гнездившийся в московском зоопарке в искусственных гнездовьях, а потом расселившийся по городу. Стремительный рост городских популяций серой вороны (Corvus cornix) демонстрирует поразительную экологическую пластичность и набор тончайших поведенческих адаптаций к жизни в условиях города. Увеличивается связь с населенными пунктами и городами многих видов воробьиных, в частности синиц, причем не только большой синицы (Parus major), но и лазоревки (Р. caeruleus) и др.

Наблюдается интенсивное расселение и увеличение численности видов, связанных с культурным ландшафтом. Так, черный дрозд (Turdus merula) еще совсем недавно был редок в средней полосе России, а сейчас - обычен в парках, на окраинах городов, в лесах. Связь с человеком способствует расширению ареала многих животных на север, проникновению в заполярные ландшафты. Так, гнездование дроздов рябинника (Turdus pilaris) и белобровика (Т. iliacus) отмечено в арктическом поселке Диксон, в нескольких сотнях километров от северной границы их ареалов. В последние годы внимание зоологов привлекают частые случаи синантропизма волка, сложные формы его поведения.

 Цель работы: реализация проектной деятельности на тему школьный проект…

Изучить причины появления проблемы бездомных собак, донести до общественности необходимость решения проблемы, выяснить существующие способы решения и предложить пути выхода из сложившейся ситуации в ближайшем будущем.  

  Исходя из поставленной цели, предполагается решение следующих задач:

    1. Собрать и проанализировать информацию по проблеме бездомных  собак  в городе, определить причины увеличения  их численности;   

    2. Выяснить с помощью социологического опроса об  информированности  жителей города о  роли  бездомных  

  3.   Проанализировать   существующие концепции решения проблемы бездомных животных

Актуальность проблемы определяется необходимостью формирования  правильного   личностного  отношения  школьников   к  экологическим проблемам родного края, 

Объект исследования: животные-синантропы, как элемент городской среды.

Предмет этологические .особенности животных синантропов

Методы исследования: анализ литературных данных, наблюдения, социологический опрос.



	Практическое значение работы заключается в оценке состояния популяций бездомных животных на территории г.Орехово-Зуево, а также в повышении экологической культуры школьников.



Глава 1. Внеклассная работа школьников по наблюдению за популяциями некоторых видов позвоночных животных

На сегодняшний день актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры, обучающихся в период школьного обучения. Слово «экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. 

  Изучение окружающего мира и его составляющих – растений, животных – позволяет ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей развития природы научит школьника бережно относиться к окружающему миру. И лишь  в соприкосновении с природой у  школьника формируется эстетическое восприятие окружающего мира, развиваются наблюдательность и любознательность.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе,  они погубят себя. И именно по этой причине  надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в людях. А начинать экологическое воспитание надо как можно раньше, например, с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Экoлогическое воспитание – одно из наиболее важных направлений в наше время. Ученики, пoлучившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. 

На сегодняшний день экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием  следует принимать единство экологического сознания и поведения, в гармонии с природой. 

Экологическая культура включает соответствующие идеалы и ценности, экологическую ответственность каждого гражданина России.

В экологическом воспитании тесно взаимосвязаны два процесса: экологическое сознание и экологическое поведение. Формирование экологического сознания происходит в большей  мере на уроках. А экологическое поведение формируется в значительной степени во внеклассной и внешкольной деятельности. 

Формирование экологического сознания и поведения в единстве нужно начинать уже  с младшего школьного возраста.[9].

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут быть  как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, которое было достигнуто усилиями школьников на практике.

Реальность сегодня такова, что каждый сельский школьник со своим опытом жизни, понятием, мыслями вмешивается в жизнь села для осуществления на практике своих замыслов и идей. Отсюда и вытекает основное направление работы нашей школы – гражданско-патриотическое воспитание школьников, основным его компонентом является экологическое воспитание. Экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе –длительный и сложный процесс. Его результатом должно быть овладение определенными знаниями и умениями, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать и облагораживать природную среду.

Большая часть экологического образования школьников приходится на  внеклассную, внеурочную деятельность. Это способствует  расширению краеведческого кругозора, развитию творческих способностей учащихся.[9].

Внеклассная деятельность  школьников  направлена на формирование:

мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;

коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем;

опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний;

потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу, направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. 

В ходе организации и реализации внеклассной  работы школьников предполагается  использовать  такие методы как:

- объяснительно-иллюстративное обучение; 

- интерактивное обучение;  

- проектное обучение.

Проектное обучение наиболее результативный и эффективный метод в условиях такой школы, как МОУ СОШ «№16». Ведь именно  школьники ежедневно соприкасаются с природой. Для этого не нужны дорогостоящие финансовые вложения, а достаточно всего  лишь создать условия для проявления и развития школьником своих интересов на основе свободного выбора. Для правильной и эффективной организации работы по экологическому воспитанию школьников 6-11 классов, нужно было определить уровень сформированности экологической культуры школьников.[14].

Для начала определяем уровень сформированности экологической культуры  школьников.  Учащимися было предложено ответить на вопросы предложенной анкеты

Анкета: 

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Назовите охраняемые растения и  вашей местности.

6. Что могут сделать дети для охраны природы?

На каждый вопрос нужно было давать несколько ответов. Все показатели  суммировались и переводились в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали такие ответы: почва (2%), воздух (2%), животные (20%), растения (10%), человек (10%). 50% детей не смогли дать четкий ответ. В результате выяснилось, что большинство учащихся не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди всех  компонентов природы учащиеся называли растения, животных, почву, человека;  но не были названы, ни воздух, ни  вода.

На вопрос "Что природа дает человеку?" были получены такие  ответы: пищу (10%), лекарства (10%), одежду (10%), древесину (20%). При этом 60% детей не смогли сформулировать свой ответ. 

Лишь немногие смогли назвать пищу, лекарства, одежду, мебель. Но никто не назвал топливо и чистый воздух.

Состояние окружающей среды школьники оценивали как здоровое (10%), удовлетворительное (30%), относительно хорошее (20%), неудовлетворительное (30%). 10% детей не дали  ответа. Большинство учащихся оценивают состояние природы родного края как удовлетворительное. Однако, значительное количество учащихся считают его неудовлетворительным. 

На предложенный вопрос «Каким образом человек разрушает природу?» были получены такие  ответы: что человек разрушает природу, загрязняя  ее воздухом (30%), уничтожая зверей (10%), загрязняя воду (20%), уничтожая насекомых (10%).   Примерно 60% детей не дали четкого ответа. 

Полученные данные  говорят о том, что учащиеся  плохо ознакомлены с тем, какое пагубное влияние человек имеет  на окружающую среду.

60% детей не смогли назвать растения, охраняемые в нашей местности.2% назвали валериану, столько же назвали ландыш, 20% - кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник. Можно сделать вывод, что учащиеся недостаточно  осведомлены об охраняемых растениях и животных своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных.

На вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?": 20% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья.80% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Исходя из полученных ответов, можно сделать вывод о том, что не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы

В целом сложилась такая картина: для детей на начальном этапе нашей работы природа – это, в основном, животные. По мнению учащихся, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды дети оценили как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух.  Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

Данные, которые были получены в результате анкетирования, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания школьников. Это послужило основой для организации системной работы по  вовлечению школьников  во внеклассную работу по наблюдению за популяциями некоторых видов позвоночных животных, обитающих на территории Московской области.

В практической части были использованы различные формы и методы экологического образования и воспитания: дискуссии, беседы, рассказы,  природоведческие практикумы, работа по экологическим проектам и т.д.

В последнее время очень актуален метод моделирования экологических ситуаций, который обобщает опыт принятия решений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя комплекс исследовательских, поисковых и проблемных методов, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. [9].

Как показал наш опыт работы, формирование у школьников грамотного отношения к делу, экологической культуры и воспитание грамотного природопользователя возможно через вовлечение их в общественно-значимую коллективную деятельность. 

                Как выяснилось на практике,  школьникам очень понравилось не только изучать теоретические вопросы, проводить деловые игры, но и работать.



Глава 2. Понятие синантропности. Шкала синантропности.



Синантропные организмы, синантропы - животные, растения, грибы и микроорганизмы, которые приспособились к существованию рядом с человеком. 

Некоторые из них настолько тесно связаны с людьми, что не встречаются вне населенных пунктов. Среди таких животных - обыкновенный голубь, городской воробей, домовая мышь, крысы, тараканы - черный и прусак, постельный клоп. 

Другие синантропные животные находят на территории человеческих поселений условия более благоприятные, и их, несомненно, больше рядом с нами, чем в дикой природе. Это навозные черви, скворцы, грачи, галки, вороны, ласточки, стрижи. Суслики и хомяки, распространившиеся на полях, многие насекомые, повреждающие сельскохозяйственные растения, а также паразиты сельскохозяйственных животных - тоже своеобразные синантропные виды. У птиц произошло изменение  поведения, связанное или с  гнездованием в необычных условиях,  как у голубей, скворцов, аистов, или с  добыванием пищи. Например, синицы в  некоторых городах Западной Европы  научились открывать выставляемые по  утрам у дверей бутылки с молоком. Приспособление к жизни "в тени человека" активно идет и в наши дни. В больших городах Европы все чаще встречаются барсуки, каменные куницы, белки, дикие утки и гуси, совы, летучие мыши и другие виды животных. Так, например, в Копенгагене живет около 700 барсуков, а в Лондоне - несколько тысяч лисиц, частично вытеснивших бродячих кошек, в Москве гнездится множество диких уток, которые остаются и на зиму, так как в городе много не замерзающих полностью водоемов. 

Синантропные животные  - дикие  животные, активно использующие  плоды

жизнедеятельности человека,  часто обитающие непосредственно в  жилище человека. Термин «синантропия» происходит от двух греческих слов: syn – вместе и anthropos – человек.

Синантропные животные – это те виды, которые регулярно обитают на территории населенных пунктов или в сооружениях человека (различных постройках, жилых зданиях, магазинах, местах хранения пищевых продуктов и т.п.), образуя там постоянные или периодически возникающие независимые или полузависимые популяции. 

Согласно В.Н. Беклемишеву (1960) – независимые  популяции полностью поддерживают свое существование за  счет собственного воспроизводства,  вселение особей извне не имеет  существенного значения для  существования этих популяций. 

Если приток особей влияет на  функционирование популяции, она  называется полузависимой. 

Кучерук В.В. предлагает различать следующие 6 форм синантропии:

1. Абсолютная (или облигатная) синантропия.

Животные обитают только в человеческих жилищах и конструкциях. Нигде не отмечено и видимо уже невозможно их существование в природных биотопах. У позвоночных эта форма синантропии отсутствует. Она свойственна специфическим паразитам человека (например, головным вшам) и некоторым членистоногим – обитателям его жилищ (например, постельным клопам).

2. Настоящая (или преимущественная) синантропия.

Животные обитают во всех типах зданий, включая каменные многоэтажные дома, и настолько приспособились к жизни в населенных пунктах, что, следуя за человеком, расселились по всему миру. 

Область их распространения, принявшая современные очертания в соответствии с изменениями окружающей среды под воздействием человека, превышает во много раз исходный ареал. 

В северной части вновь сформировавшегося ареала животные живут только в человеческих сооружениях и не проникают в природные биотопы. 

Южнее основная часть популяции также обитает в постройках человека. В сельских поселениях и на городских окраинах часть их популяций летом выселяется и живет в природных биотопах. Поздней осенью и в начале зимы зверьки возвращаются в постройки человека или погибают, так как не могут пережить зиму ни в естественных биотопах, ни в стогах сена и скирдах. 

Число видов, для которых характерна эта форма синантропии, невелико: домовые мыши Mus musculus и M. domesticus, серая, черная и отчасти полинезийская или малая крысы. Но даже эти настоящие синантропы не могут всюду следовать за человеком. 

3. Географически ограниченная синантропия.

Животные хорошо приспособлены к обитанию в постройках человека, но они заселяют их только в пределах своего естественного ареала. Как правило, синантропия у этих видов проявляется в оптимуме ареала. Зверьки могут жить во всех типах построек, включая современные многоэтажные дома.

Популяции животных, проживающих в больших населенных пунктах, независимы, но между ними и популяциями, которые обитают в природных биотопах, происходит постоянный обмен. Чем меньше поселения человека, тем в меньшей степени проявляется автономия популяций синантропных грызунов. Однако численность синантропных популяций таких грызунов стабильна и, как правило, достаточно велика.

Виды, для которых характерна эта форма синантропии (некоторые представители хомячков рода Cricetulus и крыс рода Rattus, способны постоянно обитать в сооружениях человека, но они не выдерживают конкуренции с настоящими синантропами и поэтому лишь за пределами или в пессимуме ареала последних становятся основными обитателями населенных пунктов и построек человека.

В некоторых регионах независимые популяции таких синантропных грызунов формируются не только в деревнях, но и в городах. 

4. Экологически ограниченная синантропия. Животные не могут длительно жить в современных многоэтажных каменных зданиях, но способны заселять деревянные дома в сельской местности, стога, риги, овощехранилища и т. п. В таких местах животные могут формировать длительно существующие скопления – псевдопопуляции или временные, периодически возникающие популяции. 

Степень обмена между популяциями, обитающими в естественных биотопах и в населенных пунктах, при этой форме синантропии значительно интенсивнее, чем при географически ограниченной синантропии, и особенно чем при настоящей синантропии. 

Экологически ограниченная синантропия характерна для многих видов семейств Muridae (мышиные) и Cricetidae (хомяковые). В местах первичного хранения сельскохозяйственной продукции эти грызуны образуют относительно устойчивые полузависимые популяции. В сельской местности эти животные зимой могут обитать и в постройках. 

5. Обитание грызунов на не застроенных участках в черте населенных пунктов (внепостроечная синантропия).

В пределах населенных пунктов, включая города, всегда есть свободные от строений участки с сохранившимся растительным покровом – сады, скверы, бульвары, парки, пустыри, берега водоемов и т.д. Эти участки, вкрапленные внутрь населенных пунктов, являются островками-аналогами природных биотопов. 

Значительные по площади парки или пустыри обычно заселены комплексом животных, типичным для окружающих город природных биотопов, но несколько обедненным. 

На небольших не застроенных участках крупных городов может сохраняться лишь ограниченное число видов. 

Популяции грызунов, обитающих на не застроенных участках города, малочисленны, но они практически независимы от популяций, населяющих природные биотопы, окружающие город. 

6. Ложная синантропия.

Когда численность животных в природных биотопах высока, часть особей заходит в рядом расположенные постройки небольших селений. Индивидуальные участки обитания зверьков обычно охватывают и здания, и прилежащие к ним территории природных биотопов. Зверьки регулярно забегают в строения, могут задерживаться там на некоторое время, но они всегда связаны с природными биотопами. 

Благодаря этому в строениях человека не возникает даже сколько-нибудь постоянных скоплений животных – псевдопопуляций. Грызуны, обитающие в зданиях и окружающих территориях, составляют единую популяцию. 

Когда биотопы, окружающие сооружения, меняют свой облик из-за интенсивной деятельности человека, эти виды исчезают из строений человека. 

Перечисленные выше формы синантропии не четко отделены друг от друга и 

связаны одна с другой цепью переходов. Различные формы синантропии 

могут быть характерны для одного вида в разных частях его ареала или 

при разных экологических условиях. Иногда даже у одного вида несколько 

форм синантропии проявляются одновременно на одной и той же 

территории. 

Описанный выше ряд форм синантропии выстроен по убыванию степени связи животных с человеком. 

С повышением уровня урбанизации возрастает доля настоящих синантропов. 

Настоящими синантропными видами можно назвать тех животных, которые освоили все типы человеческих строений, вплоть до многоэтажных домов, и могут существовать, не покидая построек. 

Mus musculus и Mus domesticus настолько хорошо приспособились к такой жизни, для диких животных, в общем-то, противоестественной, что смогли расселиться с человеком на большей части Земного шара и значительно расширить исходный ареал. 

Успеху способствовало то обстоятельство, что синантропные домовые мыши не чувствительны к длине светового дня. Осенью, когда дни становятся короче, дикие виды домовых мышей перестают размножаться до весны, когда световой день удлиняется.

 Синантропные виды плодятся в постройках человека круглый год. Когда бы эти грызуны ни прибыли на новое место, они готовы приступить к размножению. 

Второе качество, очень важное для синантропных видов – способность довольствоваться малым количеством воды. В домах у человека водопоев нет, но мыши месяцами могут жить на сухом зерне, теряя в весе лишь 10%, при этом самки умудряются выкармливать детенышей. (Мышиное молоко очень жирное и содержит относительно мало воды). Выделительная система синантропных мышей так замечательно устроена, что они могут пить воду более соленую, чем морская. Когда становится совсем "сухо", эти грызуны надолго впадают в состояние, при котором снижается интенсивность жизненных процессов. Что же касается еды, домовые мыши не привередливы, в чем многие люди могли убедиться на собственном горьком опыте. 

Очень важно для синантропов умение приспособиться к постоянному присутствию человека и ритму его активности. Постоянное соседство человека – стресс для животного, но синантропные мыши адаптировались к постоянному стрессу, а на разные неприятные неожиданности, связанные с людьми, реагируют гораздо спокойнее, чем родственные им дикие виды. 

Домовые мыши не боятся исследовать и осваивать новую территорию, но при этом не лишены разумной осторожности по отношению к новым предметам, в том числе ловушкам и приманкам. 

В зависимости от условий, синантропные грызуны легко меняют структуру своих поселений: это может быть система охраняемых разными самцами участков, поселение с одним главным самцом или неструктурированные группировки. 

Наконец, Mus musculus и Mus domesticus способны дать отпор родственным видам дико живущих домовых мышей, которые все-таки заглядывают порой в человеческое жилье. Характерный запах мочи синантропных видов отпугивает непрошенных соседей и существенно подавляет их размножение. 

В поселении человека всегда существует избыток биологических ресурсов. 

Концентрация любой органики в городских экосистемах резко повышается. 

Кроме того, в городе значительно смягчаются климатические условия – температура на 2-4 градуса выше, чем в данной местности, ветры слабее. 

Круглогодично в городе достаточно пищи и укрытий для самых разнообразных животных.

Многие животные бегут в город не за пищей, а от хищников. К примеру, пустельга, ушастая сова и вяхирь в природе часто становятся жертвами ястреба-тетеревятника. А в городе они могут жить в полной безопасности, при этом имея под крылом неограниченное количество легко доступной добычи.

Синантропные животные развиваются вместе с человечеством и быстро 

приспосабливаются к постоянно меняющейся среде обитания. 

Рост городов не мог не сказаться на поведении и образе жизни таких животных. В последнее время синантропы стремительно осваивают технические новинки. 

Наиболее показательно в этом плане поведение бродячих собак. Они пользуются практически любыми видами наземного и подземного городского транспорта, запоминая все важные остановки своего маршрута по продолжительности времени в пути и голосовым объявлениям дикторов, ездят по эскалаторам, переходят дороги по зебре и только на зеленый свет.



	

	Глава 3. Синантропизация наземных позвоночных животных и методы их изучения

3.1. Синантропизация и синурбанизация животных.

Наступившее столетие характеризуется продолжающейся урбанизацией окружающей среды, т.е. процессом роста числа городов и увеличением доли городского населения. Всё большие пространства отторгаются от природного ландшафта и их занимают города-гиганты, объединяющиеся в городские агломерации с населением десятки миллионов человек. По прогнозу специалистов ООН к 2050 году городское население нашей планеты достигнет 6.5 млрд. человек, т.е. размера современной популяции Homo sapiens.

Общеизвестно, что с появлением поселений человека уничтожаются природные биоценозы, а на их месте создаются новые со свободными и своеобразными экологическими нишами, которые осваиваются животными различного происхождения. Таким образом, синантропия – это биологический феномен, вызванный прежде всего возникновением городов и тесно связанный с их строительством и развитием. Под синантропизацией необходимо понимать становление причинного контакта животных с антропогенными биотопами и их элементами. Синурбанизация – это самая высокая степень синантропизации. Ее критерием является переход живых систем к сосуществованию с человеком.

Проблема синурбанизации может рассматриваться в различных аспектах – экологическом, физиологическом, зоопсихологическом, биогеоценотическом, эволюционном, природоохранном, а также медицинском и чисто хозяйственном. Все они в большей или меньшей степени связаны между собой, охватывая эту сложную проблему. Достаточно напомнить, что урбанизированные территории с каждым годом занимают все большую поверхность суши. Уходя с них, не могут приспособиться к изменяющимся, новым условиям одни виды животных, активно вселяются в города другие, никогда прежде с урбанизированными ландшафтами не связанные. В городах, особенно крупных, где культура хозяйствования человека далека от идеальной, растет численность немногих по количеству видов, но приносящих человеку немало вреда, животных, прежде всего некоторых грызунов. В связи с этим особое значение приобретают методы воздействия на городские популяции этих видов, прогнозирование их ответных реакций на эти воздействия, а также изучение возможностей пополнения городской биоты за счет новых видов, вселяющихся самостоятельно, либо в результате случайной или целенаправленной деятельности.

Синантропия – это общебиологический феномен, вызванный анропогенным изменением природных ландшафтов, появлением новых, совершенно своеобразных экологических ниш, которые и осваиваются животными. Наиболее существенным критерием синантропии является включенность того или иного вида животных в антропоценоз, считая последний системой связи между человеком и синантропными (а также и домашними) животными.

Говоря о видах-синантропах, дают несколько различающиеся определения этого понятия. А.Н. Формозов определил синантропов как виды, которые находят у жилья или в жилье человека корм и убежище. Б. Росицкий и И. Кратохвил характеризовали синантропных млекопитающих как виды, для которых жилище человека, дворовые постройки и другие сооружения человека являются средой, в которой они могут жить в течение всей жизни и размножаться, и предложили деление млекопитающих по их отношению к заселению построек человека, т. е. по степени синантропии, на три категории:

— экзоантропные виды, которым жизненные условия в человеческих поселениях по биономическим причинам совсем чужды и поэтому они жить здесь не могут;

— гемисинантропные виды, для которых поселения человека хотя и соответствуют их требованиям к среде, так что они там могут жить и размножаться, но присутствие их случайно или временно. Это виды с широкой экологической валентностью и способностью проникать и задерживаться в человеческих жилищах;

— эвсинантропные виды (постоянно синантропные), для которых человеческие поселения являются главной, часто единственной и постоянной, или, в течение большей части жизни, главной и постоянной средой, в которой они живут, размножаются.

В.В. Кучерук расширил и одновременно уточнил это понятие. По его мнению, к синантропным животным следует относить .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44