- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемные ситуации как средство совершенствования зоологических понятий при изучении раздела Животные
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001505 |
Тема: | Проблемные ситуации как средство совершенствования зоологических понятий при изучении раздела Животные |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова" Институт естественных наук Кафедра методики преподавания биологии, химии и географии Проблемные ситуации как средство совершенствования зоологических понятий при изучении раздела "Животные" (дипломная работа) Допущена к защите " " мая 2016 г. Протокол № Якутск, 2016 Оглавление Введение............................................................................................. 3 Глава 1. Характеристика зоологических понятий по разделу "Животные"..................................................................................................... 1.1. Цели и задачи раздела "Животные".................................................... 1.2. Виды зоологических понятий в школьном курсе биологии ........... 1.3. Развитие и совершенствование зоологических понятий.................... Глава 2.Проблемные ситуации при изучении раздела "Животные" 2.1. Значение проблемного обучения в условиях современной школы.. 2.2. Методические пути и условия применения проблемных ситуаций по разделу "Животные".................................................................... 2.3. Принципы отбора и разработка проблемных ситуаций при изучении раздела "Животные"............................................................ Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности применения проблемных ситуаций как средство совершенствования зоологических понятий у учащихся 3.1. Выявление опорных знаний учащихся по зоологическим понятиям.... 3.2. Экспериментальное обучение с применением проблемных ситуаций при изучении раздела "Животные" 3.3. Проверка эффективности предлагаемых проблемных ситуаций по разделу "Животные" ............. Выводы.............................................................................................. Использованная литература........................................................... Приложение............................................................................. Введение Одним из направлений научного поиска в области повышения результативности учебной деятельности учащихся на уроках биологии является проблемное обучение. При проблемном обучении меняется методика ведения урока учителем, который должен обладать умением вести дискуссию на уроке. А целью проблемного обучения является усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает формирование познавательной деятельности ученика. Сам метод проблемной ситуации заключается в создании условий для раскрытия учащимися нового отношения, свойства и способа действия. Благодаря созданию и применению проблемных ситуаций на уроках биологии по разделу "Животные" у учащихся повышается интерес к предмету, появляется стремление учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, практических умений и навыков - совершенствуются зоологические понятия. Исходя из вышеизложенного, целью нашей работы является: разработка методики применения проблемных ситуаций при изучении раздела "Животные" для совершенствования зоологических понятий. Для достижения цели поставлены следующие задачи 1. Изучить научную и методическую литературу по теме исследования; 2. Разработать проблемные ситуации по теме "Класс Птицы" и "Класс Млекопитающие" при изучении раздела "Животные"; 3. Выявить методические условия создания проблемных ситуаций при изучении раздела "Животные"; 4. Проведение и анализ педагогического эксперимента по выявлению эффективности предлагаемых проблемных ситуаций по разделу "Животные". Глава 1. Зоологические понятия по разделу "Животные" 1.1. Цели и задачи раздела "Животные" В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классеотводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение одного учебного года. …………………..Раздел "Животные" является продолжением курса ботаники. В Государственном стандарте зафиксирована цель биологического образования «овладение знаниями о живой природе как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры…»….ССЫЛКА. В 60-е годы прошлого столетия заявленная цельв 7 классе при изучении раздела "Животные" достигается черезобразовательные задачии развивающие задачи: - в процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира; - у учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; - о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; - о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; - что животные связаны с окружающей средой; - учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; - что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть; - что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. - На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира. Воспитательные задачи: - формирование у учащихся научного мировоззрения на уроках зоологии (практика показывает, что абстрактные философские формулировки недоступны для понимания школьников среднего возраста); - подведение учащихся к выводам мировоззренческого характера. Вся программа школьного курса раздела «Животные» пронизана идеей эволюции и, следовательно, имеет очень большое значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся [Ковалева, 1964]. 80 годы 1990- 2000 годы С 2010 года введен ФГОС………… Должны знать и уметь ……. 60-е годы 80 годы 1990- 2000 годы С 2010 года 1.2. Виды зоологических понятий в школьном курсе биологии Раздел «Животные» имеет комплексный характер. В нее заложены основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Пакулова считает, что понятия, составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся в постоянном развитии, поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения учащихся. Во-первых, учитель в каждом биологическом разделе должен выделить основные понятия и постоянно помнить о них, возвращаясь к ним на разном материале и в различных связях. Во-вторых, важно обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих общебиологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия. В-третьих, в ходе развития биологических понятий необходимо устанавливать внутри - и межпредметные связи, что позволяет логически определять точки соприкосновения специальных биологических понятий и переход их в общебиологические, раскрывающие закономерности живой материи (Таблица 1) [Пакулова, 1990]. Таблица 1 «Группы биологических понятий» Группы понятий Определение группы Примеры Простые Первичные понятия, соответствующие отдельным элементам основ наук Ткани Сложные Более обобщенные понятия, включающие в себя ряд простых Органы Специальные Понятия, развивающиеся в пределах одного школьного биологического курса Понятие о животном организме Общебиологические Сквозные понятия, включающие знания о биологических закономерностях строения, жизнедеятельности и развития живой природы Живой организм, клетка как единица жизни, единство строения и функций организма и др. Специальными понятиями называются такие, которые развиваются в пределах одного раздела. В содержании школьной биологии выделяют четыре основные группы специальных понятий. В нашей работе рассмотрен раздел «Животные» и изучены следующие категории специальных зоологических понятий (Таблица 2). Таблица 2 Категории специальных понятий Категории специальных понятий Раздел «Животные» Анатомо-морфологические Внешнее, внутреннее строение птиц, млекопитающих Физиологические Размножение Экологические Птицы леса, болот, прибрежных водоемов и др. Систематические Тип, класс, семейство, род вид животных Эволюционные Происхождение птиц, млекопитающих. Развитие животного мира на Земле Общебиологические понятия – это такие сквозные понятия, которые включают знания о биологических закономерностях ко всем живым организмам. Они обобщают специальные понятия биологических разделов и, в свою очередь делятся на группы: 1. Организменные; 2. Популяционно-видовые; 3. Биосферно-биоценотические; 4. Эволюционные [Пакулова, 1990]. Нами было рассмотрено основное количество понятий (терминов) по теме "Класс Птицы" и "Класс Млекопитающие" (Таблица 3). Таблица 3 Зоологические понятия Тема раздела Зоологические понятия (термины) Класс Птицы Надклювье, подклювье, крыло, пернатые, контурное перо, очин, опахало, роговые бородки, пуховые перья, пух, киль, локтевая кость, лучевая кость, крестец, большие грудные мышцы, подключичные мышцы, железистый желудок, мускульный желудок, голосовой аппарат, теплокровные животные, зародышевый диск, халазы, выводковые птицы, гнездовые птицы, оседлые птицы, кочующие птицы, восковица, зоб, гортань, бронхи, бронхиолы, воздушные капилляры, цевка, маховые перья, воздушные мешки, двойное дыхание, большие полушария, древняя птица, птицеводство. Класс Млекопитающие Млекопитающие, наружное ухо, ость, подпушь, когти, копыта, слюнные железы, резцы, клыки, коренные зубы, поджелудочная железа, диафрагма, кора мозга, извилины, плацента, пуповина, внутриутробное развитие, млечные железы, подшерсток, дентин, эмаль, рога, хищные зубы, постоянные зубы, двенадцатиперстная кишка, слепая кишка, молоко, яйцекладущие, плацентарные, матка, жвачные животные, акклиматизация, реакклиматизация, первозвери, рукокрылые, летучие мыши, грызуны, хищные, ластоногие, парнокопытные, рубец, сетка, непарнокопытные, приматы, фауна, звероводство. По мнению Шалаева, современная естественная система животного мира отражает процесс его исторического развития. Такое понятие и следует довести до сознания учащихся. Особенно отчетливо это многообразие проявляется при изучении класса млекопитающие. Также, сходство зародышей птиц с зародышами пресмыкающихся , закладка жаберных щелей на ранних стадиях развития млекопитающих и другое [Шалаев, 1979]. 1.3. Развитие и совершенствование зоологических понятий Установлено, что с возрастом расширяются познавательные возможности учащихся, увеличивается объем памяти. Учащиеся 5-7 классов, находящихся в одной возрастной группе, в значительной степени отличаются от других групп по психологических возможностям: вниманию, мышлению, памяти и т.д. Отсюда учебный процесс в этих группах значительно отличается по содержанию, применяемым методам и приемам. Пакулова считает, что приступая к формированию нового понятия учителю необходимо учесть, знаком ли школьникам термин, обозначающий это понятие [Пакулова, 1990]. Ниже приведены для условия развития понятий у учащихся по Верзилину…и Корсунской…[Верзилин, 1974]:…………………,…. 1. Средства, обеспечивающие правильность восприятий: - учет источников предварительных представлений; - наглядность; - упражнения, уточняющие восприятие; - точное и образное слово учителя. 2. Средства, обеспечивающие правильность представлений: - вопросы учителя; - зарисовка по памяти; - упражнения по узнаванию и различению. 3. Средства, обеспечивающие образование понятий: - постановка проблемы; - логика изложения учебного материала учителем; - вопросы, требующие обобщений; - упражнения в сравнении, классификации, определении, умозаключении; - система повторения. связывающая старые знания с новыми; - вопросы, требующие обобщений и связывающие знания с практическим их применением. Например, вопрос поставленный в начале урока будет являться проблемой, которую учащиеся должны решить в ходе урока. Перед лабораторной работой по изучению внешнего строения птицы можно создать такую проблемную ситуацию: "В чем выражается приспособленность птиц к полету". Учащиеся самостоятельно проводят наблюдение и находят ответ на проблемную ситуацию. Также в процессе развития зоологических понятий большое значение имеет заполнение таблиц и построения схем. Например: каковы особенности строения скелета птиц, связанные с полётом?(…..ссылка) ….переход Особенности строения и значение скелета птиц. Отделы скелета Названия и особенности строения костей. Значение в жизни птицы. Череп Позвоночник: шейный отдел грудной отдел пояснично-крестцовый отдел хвостовой отдел Пояс передних конечностей Скелет передних конечностей Пояс задних конечностей Скелет задних конечностей Такая работа с таблицей будет способствовать развитию умении сравнивать, анализировать, выделять главное, она систематизирует знания, дисциплинирует мысль ученика, приучает его к четкости. Прочное усвоение понятий может осуществляться только в том случае, если учащиеся своевременно и систематически овладевают необходимым словарным запасом, познают языки науки через усвоение специальных терминов. [Пакулова, 1990] Например, довольно часто учащиеся в зоологических книгах читают, да и на уроках слышат термин "птичий базар". первоначальная смысловая нагрузка этого словочитания связана с характеристикой места, где продают птиц. Применяют же этот термин в основном при характеристике скопления птиц в отдельных местах при их перелетах. Следовательно, этот термин относится к ложноориентирующим. Работа над каждым термином, формулировкой или определением позволяет учителю позволяет проверить правильность понимания учащимися сущности понятий. Необходимо тщательно работать над содержанием понятия, это будет способствовать лучшему запоминанию термина, формулировки, определения. большое значение в овладении научной терминологией имеет строго логическая подача учебного материала, так как от этого в значительной мере зависит ход и характер мыслительной деятельности учащихся. Введение термина на начальном этапе формирования нового понятия целесообразно как эффективный прием лишь в том случае, если значение термина легко осознается на основе словообразовательного анализа, исторического комментария или сам термин - исходная предпосылка для раскрытия содержания понятия. например при изучении класса млекопитающих, на первом уроке впервые называя этот класс животных, учитель обращает внимание школьников на основной признак, лежащий в основе термина: молоком питающие, т.е вскармливающие свое потомство молоком. На уроках зоологии чаще всего используется индуктивный способ введения новых понятий и терминов, то есть происходит переход от частного знания к общему. Например: понятие приспособленности земноводных и пресмыкающихся к окружающей среде в дальнейшем учащиеся применяют при изучении птиц, самостоятельно выделяя особенности , связанные с полетом [Моли, 1988]. Конечно же, основные зоологические понятия должны отрабатываться на уроках. Не исключается Глава 2. Разработка проблемных ситуаций при изучении раздела «Животные» 2.1. Общая характеристика проблемного обучения в условиях современной школы Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как Ю.К. Бабанский, М.М. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и др.[Бабанский, 1970 и другие]. По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение - тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности [Махмутов, 1977]. Под проблемным обучением В. Оконь понимает "Совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний" [Оконь, 1968]. Ю.К. Бабанский, Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видят в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач [Бабанский, 1970, Кудрявцев, 1991]. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации различными способами, результатом этого этапа будет затруднение и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока. Далее следует этап - поиска решения проблемы (через диалог или выдвижение гипотез). Затем идет этап проверки гипотез, начиная с ложной. Этап формулировки правила или способа сравнение его с научным образцом в учебнике. Этап обучения постановки учебных вопросов (проблемных). И наконец, этап проведения контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера (поставь проблемный вопрос, выдвини гипотезу, докажи) [Якунчев и др., 2008]. Проблемная ситуация - одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. Поэтому и рассмотрена она нами будет, сначала как психологическая категория. Проблемной является ситуация (по С.Л. Рубинштейну), в которой имеется - нечто неизвестное (отношение неизвестного, заданного, искомого к исходным данным проблемы определяет направление мыслительного процесса); - второй значимый компонент проблемной ситуации - содержащееся в ней противоречие; - какие-то мотивы, побуждающие человека мыслить (именно мотив, потребность является движущей силой, которая помогает человеку включаться в мыслительную деятельность) [Жарикова, 2008]. Дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории, характеризующей начальный момент мышления: - во-первых, систематическое создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения; - во-вторых, для того, чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнаружить противоречие, а это, как правило, пробуждает у школьников интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует познавательную самостоятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею; - в-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее. Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности учащихся. Проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, направляет его. Это положение, имеющее принципиальное значение для практики проблемного обучения, учитывалось дидактами и при создании систем проблемных ситуаций. Нами были рассмотрены типы проблемных ситуаций,предложенные М.И. Махмутовым: 1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. 2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. 3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. 4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования [Махмутов, 1977]. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение учащихся творческих методов учения как решение новых задач, их составление и решение, логический анализ текста, ученическое исследование. 2.2. Методические пути и условия применения проблемных ситуаций по разделу "Животные" Мы считаем, что на основе вышеуказанного можно выделить основные методические пути и условия применения проблемных ситуаций по разделу "Животные": Во-первых, ……. Второе условие…. В третьих, …. В четвертых: …….. При проведении занятий используются методы обучения: беседа, проблемные ситуации, работа с учебником, наблюдения, практические и лабораторные работы. Метод проблемных ситуаций повышает активность учащихся в обучении, привития им навыков самостоятельной работы, воспитания умения учиться самому. Мы считаем, что на основе вышеуказанного можно выделить основные методические пути и условия применения проблемных ситуаций по разделу "Животные": 1. Чтобы создать личностно - значимую проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое задание, выполнение которого приведет к порождению проблемного вопроса. 2. Задание должно соответствовать индивидуальным особенностям учащегося. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала. 3. Творческие задания должны быть: а) доступны для выполнения; б) выводящими на проблемный вопрос; в) содержащими практические задания. 4. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. 5. Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем организации рефлексии учащихся для выявления причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Далее мы рассмотрели общую методику изучения тем "Класс птицы" и "Класс Млекопитающие". Е.Т. Бровкина считает, что птицы – высокоорганизованные, самые многочисленные и широко распространенные современные позвоночные животные, играющие важную роль в природных сообществах и жизни человека. В связи с этим их изучению в школе всегда отводилось значительное место. У птиц отчетливо проявляются их прогрессивные признаки организации: высокая и постоянная температура тела, сложность поведения и забота о потомстве. Большое значение изучение птиц имеет в обогащении и углублении у школьников одного из важнейших биологических понятий – связи организма и среды его обитания, т.к. большинство особенностей строения животных этого класса связано с их приспособлениями к полету, к жизни в разных местах обитания. Знакомство учащихся с многообразием птиц на экскурсиях в природу и организация наблюдения за их поведением в естественных условиях и уголке живой природы, а также в домашних условиях, способствуют развитию у учащихся интереса к изучению животных, наблюдательности, исследовательской способности, формированию эмоционально-ценностного отношения. Существенный вклад в воспитание школьников в данном аспекте вносят уроки, посвященные изучению внешнего строения, размножения, экологических групп птиц и роли птиц в природе [Бровкина, 1987]. По мнению А.И.Никишова, при изучении темы класс «Млекопитающие» завершается формирование и развитие у учащихся знаний о многообразии организмов, усложнении их организации, приспособленности к средам обитания, значении в природных сообществах и жизни человека [Никишов, 2004]. Млекопитающие – высокоорганизованные современные позвоночные животные, изучение которых проходит в аналогии с человеком. Они имеют большое значение в природных сообществах и жизни человека. В связи с этим их изучению в школе всегда отводилось значительное место. При изучении млекопитающих, также как и птиц, отчетливо проявляются их прогрессивные признаки: высокая и постоянная температура тела, сложность поведения и забота о потомстве. Проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников и средством совершенствования зоологических понятий. Ниже перечислим типы проблемных ситуаций, предложенные М.И. Махмутовым: 1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. 2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. 3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. 4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования [Махмутов, 1977]. По содержанию понятий можно выделить следующие виды учебных проблем: 1) историко – научные, раскрывающие историю и методы открытий и поисков ученых – биологов; 2) морфолого – физиологические, показывающие связи строения и функций органов, организмов; 3) экологические. позволяющие проследить взаимосвязи организмов и среды, включая биоценоз и биосферу; 4) онто- и филогенетические, вскрывающие закономерные связи в стадиях развития организма и происхождение растений и животных разных систематических групп; 5) эволюционные, освещающие движущие силы, факторы, направления исторического развития животного и растительного мира, возникновения приспособленности к среде; 6) прикладные, сельскохозяйственного, санитарно – гигиенического содержания, раскрывающие связь биологических понятий с практикой; 7) комплексные, межпредметного характера, показывающие общие связи живой и неживой природы, роль человека в природе. В.М. Пакулова утверждает, что возможны различные варианты проблемного построения материала и структуры урока. I. Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока и проблемное изложение учителем нового материала. В.М. Пакулова приводит следующий пример: учитель ставит в начале урока проблемную ситуацию: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? II. Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания и её разрешения в процессе коллективной поисковой беседы. Так в середине урока можно поставить такую проблемную ситуацию: "Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?" . III. Создание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебником. Учитель дает инструкцию о том как работать с текстом параграфа, какое задание следует выполнить по прочтении его. Перед учащимися ставится проблемная ситуация: каковы особенности строения скелета птиц, связанные с полётом? Для ее решения учащиеся заполняют таблицу. На уроках биологии типичными являются проблемные ситуации и вопросы на сравнение организмов разных систематических групп (пресмыкающихся и птиц и т.д.) и выяснение усложнения в их строении и филогенеза [Пакулова, 1990]. Тема «Класс Птицы» и «Класс Млекопитающие» являются более подходящими темами по разделу "Животные" для совершенствования зоологических понятий учащихся. Учебно-воспитательные задачи темы «Класс птицы» направлены не только на изучение внешнего и внутреннего строения птиц, их приспособленности к средам обитания, но и на формирование у учащихся ответственного отношения к живой природе [Зверев, 1984]. Ниже приведены разработанные нами проблемные ситуации по темам "Класс Птицы" и "Класс млекопитающие" Таблица 5 Проблемные ситуации по разделу "Животные" Тема урока Проблемная ситуация Зоологические понятия Размножение и развитие птиц Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них? Бронхи, бронхиолы, воздушные мешки, зоб, гортань, двойное дыхание, зародышевый диск и др. Экологические группы птиц Как известно, куры с наступлением сумерек перестают видеть, а совы, наоборот, лучше видят ночью и почти не видят днем. С чем связаны такие особенности зрения у этих птиц. Гнездовые птицы, хищные птицы, оседлые птицы и др. Скелет и мышцы птиц Почему у пингвинов хорошо развита грудная кость и грудные мышцы, хотя эти птицы не летают. Киль, локтевая кость, лучевая кость, крестец, большие грудные мышцы, подключичные мышцы. Класс Млекопитающие Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Млекопитающие, плацента, пуповина, внутриутробное развитие, млечные железы, матка, плацентарные и др. Подкласс Первозвери. сумчатые. к какому же классу следует отнести утконоса? первозвери Для более подробного раскрытия методики применения проблемных ситуаций при изучении темы "Класс Птицы" приведем примеры одного урока " Общая характеристика класса Птиц". Урок №1. Общая характеристика класса Птиц Цель: создать условия для формирования знаний о внешнем строении птиц. Задачи: дать общую характеристику птиц; познакомить со средой обитания и внешним строением; выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полётом; продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами и учебником; воспитывать доброе отношение к птицам. Оборудование: таблицы «Многообразие птиц», «Внешнее строение птиц», «Строение крыла птицы»; рисунок «Строение контурного, пухового и волосовидного пера птицы»; запись «Голоса птиц». Основные зоологические понятия: орнитология; постоянная температура тела; миграции; клюв, надклювье, подклювье; копчиковая железа; перья: контурные (маховые, рулевые), пуховые, пух; стержень, очин, опахало, бородки первого порядка и второго порядка, крючочки. Домашнее задание: параграф № 44, ответить на вопросы в конце параграфа. Ход урок 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Этапы изучения: 1. Многообразие птиц. Общая характеристика класса, среда обитания, широкое распространение на Земле. (Рассказ учителя с элементами беседы с использованием таблиц). На дворе зима… По лесному календарю весна наступает 21 марта. Но день заметно прибавился. И мы всё чаще слышим пение птиц. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – всё это делает птиц чудесным украшением природы. И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла следующие слова: «Каким скучным местом был бы мир без птиц!». Ввести термин «Орнитология», записать определение в тетрадь. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает 8600 видов птиц, 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Мир птиц очень разнообразен. Встречаются особи масса которых 1,6г при длине 57мм (колибри-шмель), и встречаются просто гиганты масса которых до 150кг, рост 2,7м (африканский страус). Летающие птицы могут развивать скорость до 170км/ч (стрижи), не летающие – до 70км/ч (страусы). Птицы встречаются на высоте 8км (гуси) и на глубине 40км (пингвины). Птицы живут в лесах, на горах, в садах и огородах, на побережьях морей. За счёт интенсивного обмена веществ они обладают высокой (более 40гр. С) и постоянной температурой тела. Активны в течении всего года. Благодаря способности к полёту быстро меняют местонахождение, весной и осенью многие птицы совершают далёкие миграции. Наиболее разнообразны и многочисленны в тропических лесах. 2. Особенности внешнего строения птиц. Отделы тела. Покровы тела: особенности строения перьев и их расположение на теле птицы. Забота птиц об оперении. Линька. (Рассказ учителя с элементами беседы, постановка проблемного вопроса). Проблемный вопрос: в чём выражается приспособленность птиц к полёту? Для решения этого вопроса организовать лабораторную работу. Лабораторная работа № 8. Тема: «Внешнее строение птицы. Строение перьев». Цель: выявить особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Оборудование: набор перьев и конечностей птиц, лупа, пинцет, рис. учебника. Ход лабораторной работы. 1. Рассмотрите рисунок птицы. Найдите основные отделы тела. Назовите их. 2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание на её форму, размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Найдите глаза и обратите внимание на их расположение. 3. Рассмотрите туловище птицы. Определите его форму. Обратите внимание на расположение крыльев и ног. 4. Рассмотрите внешнее строение конечностей. Чем покрыты цевка и пальцы ног? Вспомните, у каких животных такие же покровы тела. 5. Исследуйте набор перьев. Найдите контурное перо, изучите его строение, назовите основные части. С помощью лупы рассмотрите опахало и выделите его основные части. Рассмотрите пуховое перо. Найдите очин и опахала. 6. Перечислите приспособления к полёту, имеющиеся во внешнем строении птиц. Результаты наблюдений оформите в тетради в виде таблиц. Особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Признаки Особенности строения Форма тела Покров Основные отделы тела Органы расположенные: - на голове - на туловище Перьевой покров птицы Вид перьев Места расположения на теле птицы Особенности строения Функции перьев Контурные: маховые р....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография»
- Проект с применением возможностей использования информационных ресурсов интернет при изучении раздела «духовная культура»
- Наглядные пособия как средство активации познавательного интереса учащихся в изучении курса «Растения