- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Женская периодика от 1960-х годов до наших дней
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008096 |
Тема: | Женская периодика от 1960-х годов до наших дней |
Содержание
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Институт гуманитарных наук Реферат На тему: «Женская периодика от 1960-х годов до наших дней» Выполнила студентка Журналистика, 2 курс Курганская А.А. Проверил: Свиридов С.В. Калининград 2016 Содержание Введение 2 1. Печать в СССР в 1960–1970-е годы 4 2. Нелегальная печать в СССР в 1960х гг. 4 2.1. Немного предыстории 6 2.2. Рождение самиздата 8 2.3. Известные диссидентские издания 9 2.4. «Хроника текущих событий» 11 3. Нелегальная печать в СССР в 1970х гг. 13 3.1. Время перемен 18 Список использованных источников 21 Введение Отечественный опыт издателей женских журналов насчитывает около 200 лет Глава : Отечественные женские журналы в советский период ( 1960 – 1991г) Предпосылки появления новых типов женских журналов в постреволюционный период. После революции 1917 года в стране сменился политический режим, были разрушены социальные, экономические и общественно-культурные связи. Советской власти предстояло построить новое государство, с абсолютно новой структурой образования. Становление молодого государства в первое время проходило весьма сложно. Снижалась производительность труда, росла инфляция, все больше распространялись хищения и спекуляция, экономическая и финансовая система развалились, и правительству пришлось на введение новой. На этом фоне одним из основных средств коммунистической партии в управлении народа стали литература и пресса. Октябрьские события и гражданская война полностью уничтожили дореволюционную структуру периодической печати. Все многообразие печати стало подчиниться партии, на практике это означало, что унификацию изданий. Что касается женской периодики, то она являлась одной из основных составляющих системы партийной прессы. Для женщин были созданы новые идеалы, а издания приняли вид характерный для тоталитарного общества. Так как становление женской периодики протекало под контролем Центрального комитета Коммунистической партии , то новые журналы еще до выхода определялись как политические издания для женщин. В период с 1918 по 1939 в женских журналах в основном пропагандировалась любовь к труду, образ женщины-матери, женщины-жены. Журналы прививали читательницам политическую активность, важную роль рождения и воспитания детей. Во время Великой Отечественной войны женские журналы претерпели структурные изменения, некоторые прекратили свою работу. Общая тематика, как и в других журналах сводилась к освещению военных действий, деятельности защитников тыла. Не менее активно освещалась деятельность работниц и крестьянок, которые находились в тылу и помогали фронту продовольствием. После войны в стране началась интенсивная работа по восстановлению промышленного комплекса. И это тоже нашло отражение в журналистике. Журналы стали формировать идеологию трудящейся женщины СССР и популяризация этого образа заграницей. Структура женских журналов 60-70х годов. К началу 60-ых годов в СССР сложилась система представлявшая собой совокупность женских, выходивших на центральном , республиканском и автономном уровне. Эта структура основана в первую очередь на территориальном принципе, но подчинялась руководству партийных структур. Они влияли на распространяемые изданием идеалы, ценностные ориентиры и принципы. Для этого периода характерны три главных женских журнала, отражавшие партийную идеологию: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина». Эти три центральных изданиях послужили примером для развития всей последующей периодики. Они определили основные аспекты направленности, тематики, внутреннего деления и оформления. Самое интересное, что в изданиях уже не делили аудиторию на работниц и крестьянок. Журналы стали адресовывать широкой аудитории и выражать единое идейно-пропагандистское направление. А журнал «Работница» в 1964 году был награжден орденом Ленина «За большую работу по идейно-политическому воспитанию советской женщины и привлечение ее к активному участию в строительстве коммунизма»1 . Издание превратилось в массовый женский журнал СССР. Тираж «Работницы» и «Крестьянки» на то время составлял порядка 2,5 млн., в 1970г – около 10млн, а в 1981г более 19 млн. В 60–70-е годы в стране нарастал кризис и правительство решило принять ряд попыток экономического реформирования. Отсутствие технологий тормозило развитие производства, большая часть задействованных рабочих в строительстве и сельском хозяйстве занимались ручным трудом. Раньше спасало социалистическое соревнование, но сейчас и оно не приносило результатов. Урбанизация все возрастала и это ставило под угрозу существование села . ______________________________________________ 1 История «Работницы» в лицах и цифрах // Работница. 1989 Период перестройки После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства снижалась, так же тяжелой ношей для экономики страны была гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Женские периодические издания довольно оперативно реаги- ровали на изменение экономической ситуации и политику прави- тельственных реформ. В начале 60-х годов «Крестьянка» открыла рубрику «Вести хозяйство интенсивно», в начале следующего деся- тилетия – «Школу экономических знаний», затем – «Пост эффек- тивности и качества», где авторы знакомили аудиторию с методами «работы передовиков..., добившихся высокой эффективности труда и выпуска продукции... хорошего и отличного качества»1 . Для более глубокого освещения выполнения задач, поставленных партией, здесь в начале 80-х годов появились рубрики «Намеченное выпол- ним!», «Хозяйствовать – экономно, расходовать – бережливо», во- просы рационального ведения домашнего хозяйства в складывав- шихся условиях обсуждались под рубрикой «Домашняя экономика». Нелегальная печать в СССР в 1960х гг. «Но гудит напетое вполголоса, Но гремит прочитанное шепотом». А.Галич Николай Глазков (советский поэт, переводчик) столкнулся с тем, что его произведения просто-напросто отказывались печать в различных редакциях. Несмотря на это Глазков стал ставить на титульных листах своих текстов «Самсебяиздат» (на месте предполагаемого названия издательства). Ближе к середине 1960х годов появляется термин «самиздат». Он, теряя свою иронию, становится полноценной лексемой, который обозначает огромную систему публикаций нелегальной печати. Это слово вошло в международный словарь: с русского языка его перевести невозможно. В 1960х-1970х годах в связи с тем, что все граждане нуждались в получении не только политической информации, в обществе «ходила» художественная литература, которая не могла уместиться в цензурные рамки. В те годы с самиздатом мог столкнуться любой, кто хоть чуточку был любопытен. Если представить небольшую часть домашней библиотеки гражданина того времени, то можно с уверенностью сказать, что туда входило большое количество авторов, которые были запрещены советским режимом. На полках можно было обнаружить стихи Н.Гумилева, произведения М.Булгакова, стихи Даниила Андреева, а так же О.Мандельштама. Не дождавшись публикации при советском режиме, произведения Д.Быстролетова, Р.Киплинга, К.Льюиса отправлялись только на самоиздание. Самыми массовыми творениями периодики того времени были «Москва – Петушки» В.Ерофеева и произведения братьев Стругацких. У многих читателей хранились политически-литературные журналы, «Доктор Живаго» Б.Пастернака и произведения А.Солженицына. Безусловно, полный список вышеуказанной литературы можно было встретить только лишь в хранилищах Коминтерна, скрытых от простых граждан. Если говорить о домашних библиотеках, то они выглядели скромнее, и, в основном, большинство произведений граждане получали на одну ночь, читали, забравшись на диван небольшой компанией, то и дело, отдавая листы по цепочке. Книги и журналы самоиздата были выполнены на пишущей машинке. Но вот распространение этих записей было трудоемким процессом, так как не было технического арсенала. Все это должно было быть совершенно секретно. Немного предыстории Конечно же, самоиздание — если трактовать это понятие шире — существовало всегда и возникло одновременно с письменностью. Экзистенциальное напряжение явления самиздата советского происходило из узурпации государством права и возможности сообщения и получения информации. Сейчас историки используют глазковское словечко для определения аналогичных феноменов в социалистических Польше и Чехословакии, Венгрии и ГДР, в современном Китае. Спецификой русских и российских государственных конструкций всегда было внимание властей к идеологической составляющей власти; как следствие, периоды относительного свободомыслия чередовались с периодами жесткой цензуры и жесточайших запретов — так что потаенные рукописи всегда находили своих читателей. На протяжении всей российской истории не прекращались гонения на печатные и непечатные «ереси». Тексты летописей при копировании нередко подвергались редактуре, из них исключались нежелательные «на сегодняшний момент» эпизоды — или заменялись новыми. Появлялись искаженные или вымышленные факты; так в рукописных текстах создавались более привлекательные для данной власти трактовки. Были грамоты, еретические рассуждения, ложные указы. Нелегальная пресса сыграла большую роль в победе большевиков в 1917 г. и способствовала изменению государственного строя России. Неудивительно, что победившие нелегалы серьезно отнеслись к собственной информационной безопасности: уже в течение 1920-х гг. вся пресса, не проводившая идеологию правящей партии, была ликвидирована, частные и независимые издательства и типографии закрыты. Партия стремилась отформатировать своей пропагандой все слои населения и все жанры, так что основным принципом советской журналистики был декларирован — и действительно явился — принцип «партийности» издания. Всепроникающая цензура эффективно следила за конформностью публикаций, не допуская не одобренных свыше идей и мнений, упоминания нежелательных имен и проникновения «неконтролируемого подтекста». В обстоятельствах тотального контроля за печатным словом и жестоких расправ с инакомыслящими не могло быть и речи о регулярных нелегальных изданиях: сведений о нелегальных публикациях сталинского периода практически нет. Ответом на политическое и нравственное давление в те времена стала не протестная подпольная журналистика, а устный анекдот, тот самый фольклор, который не увядал на Руси еще с незапамятных времен скоморохов. Рассказчики анекдотов (устный самиздат) карались по 58-й статье (какое великолепное почтение к слову демонстрировало тем самым государство, провозгласившее своей идеологией материализм!). Блестящая традиция советского политического анекдота постепенно угасала с ослаблением цензурного режима. В последние сталинские годы начали появляться тайные рукописи — не сгоревшие в столах, они начали очень осторожно ходить по дружеским рукам; по большей части это были тексты художественные и мемуарные. Массовый же самиздат, как и неподцензурная журналистика, возникли в «вегетарианский» период хрущевской оттепели. Рождение самиздата Почвой для самиздата вообще и для политической периодики в частности стала продолжавшаяся государственная политика «жизни по лжи»: практика запретов, сокрытия правды, фальсификации информации, жесткая цензура. Одним из первых (но вовсе не самым первым, не определяющим) толчков для неподцензурной публикации и распространения текстов стал знаменитый «закрытый» доклад Н.С.Хрущева на ХХ съезде КПСС. Допущенные к прослушиванию идеологически зрелые члены КПСС и ВЛКСМ должны были донести до беспартийных смягченную информацию, дабы не тревожить душ идейно несовершеннолетних. Эта двойственность существования доклада вызвала всплеск бесцензурных публикаций: варианты его вскоре начали ходить по рукам в самодеятельном машинописном воспроизведении. Интересно, что в официальном издании доклад Хрущева появился лишь в годы перестройки. Интересно, что самые первые образцы самиздата были литературными, а не политическими. Они появились в Ленинграде, в студенческой среде: в Химико-технологическом институте в 1956 г. вышел первый номер газеты «Культура» со стихами Евгения Рейна, Дмитрия Бобышева, Анатолия Наймана. Формально кустарная издательская деятельность не противоречила существующему Закону о печати. Но через пару недель грянули венгерские события, и бдительность компетентных органов резко возросла. Редколлегия «Культуры», как и филфаковского «Голубого бутона», была разогнана, а автор самоизданного трактата «Status Quo» М.Молоствов отдан под суд. Традиция зародилась. На протяжении почти четырех самиздатовских десятилетий Ленинград оставался в значительной степени ориентирован на литературную, философскую, религиозную неподцензурную журналистику (в те годы в Ленинграде существовали, например, самиздатовские литературные журналы «Сфинксы», «Ересь»), в то время как в Москве больше было журналов политических, правозащитных. В общем, перо вполне было приравнено к штыку. Известные диссидентские издания Юлий Даниэль (русский прозаик и поэт, переводчик, диссидент) о самиздате: «Я понял — для понимания сегодняшнего дня еще не подходят ни журналистские изыски, ни знакомая нам философия, нужен гораздо более тонкий и точный механизм, — вспоминал Гинзбург через много лет. — А таким механизмом именно в это время была поэзия»... Самоиздату удалось донести до нас произведения И.Бродского, Б.Окуджавы, Б.Ахмадулиной, Г.Сапгира. Арест Гинзбурга не напугал диссидентов, и в свет вышло около десяти различных повременных не легальных изданий. Слово «самоиздат» в скором времени закрепилось в лексиконе служб госбезопасности. В 1966 году А.Гинзбур выпускает «Белую книгу о деле Синявского и Даниэля». «Один из напечатанных на машинке экземпляров, один из десяти, я своими руками отнес в КГБ. Отнес и сказал: вот вы писателей посадили, а я вот книжку сделал. По-моему, вы их должны выпустить, а иначе мне придется эту книжку печатать» - писал А.Гинзбург. Послед выхода этой книги автор был осужден. Из этого следует вывод о том, что большинство издателей неподцензурных произведений не преследовали цели – борьбы за власть, а всего лишь их деятельность носила гуманитарный характер, их деятельность имела отношение к признанию свободы человеческой личности. Диссидентские издания боролись с ложью со стороны государства, поддерживая при этом идею свободы мысли. За период «жизни» самиздата социальная ограниченность граждан сильно ударила власть, которая стремилась «сохранить лицо» перед международными зрителями. Статья А.Д.Сахарова, появившаяся в 1968 году, дала толчок выходу «Колокола» - информационно-политического журнала. Редакторов этого журнала осудили в этом же году. Докладная аналитическая записка из КГБ сообщает об итогах развития самиздата: «Самиздат претерпел за последние годы качественные изменения. Если пять лет назад отмечалось хождение по рукам главным образом идейно-порочных художественных произведений, то в настоящее время всё большее распространение получают документы программно-политического характера». А.Амальрик (советский диссидент, публицист) выделил три течения в связи с ситуацией 1968 года: «подлинный марксизм-ленинизм», «христианская идеология» и «либеральная оппозиция». Последнее течение ставит перед собой цель – переход общества к демократии западного типа. В любом случае, у всех инакомыслящих была единая цель — борьба за «охрану правопорядка» и за «права человека» «Хроника текущих событий» В 1968 году в Москве в свет вышел первый выпуск журнала «Хроники текущих событий», который просуществовал 15 лет. Историю существования самиздата можно разделить на два этапа: до появления «Хроники текущих событий» и после. Так же важной частью истории советского диссидентства стала демонстрация на Красной площади: 28 августа 1968 г. на площадь в знак протеста против советской интервенции в Чехословакии вышли 8 человек: Т.Баева, К.Бабицкий, Л.Богораз, В.Делонэ, В.Дремлюга, П.Литвинов, В.Файнберг, Н.Горбаневская. Наталья Горбаневская была первым редактором «Хроники». Первоначально издание не планировалось как периодическое. Оно имело надзаголовок «Год прав человека в СССР» — поскольку драматический 1968-й, год чешских событий, год ужесточения цензуры и преследований инакомыслящих, действительно был объявлен ООН годом прав человека в честь 20-летия принятия Всеобщей декларации. Эпиграфом «Хроники» стал текст 19-й статьи этого документа — о праве на информацию. Основной темой «Хроники» была тема нарушения свободы человека, его права. В журнале существовали рубрики о политзаключенных, «пациентах» психиатрических больниц, о репрессиях и тд. Стиль журнала оставался неизменным. В нем нельзя было уловить эмоцию, призыв или лозунг – только факт. Во-первых, большое количество информации поступало в редакцию от читателей. Как говорилось в пятом выпуске «Хроники», «каждый, кто заинтересован в том, чтобы советская общественность была информирована о происходящих в стране событиях, легко может передать известную ему информацию в распоряжение «Хроники». Расскажите ее тому, у кого вы ее взяли «Хронику», а он расскажет тому, у кого он взял «Хронику» и т.д. Только не пытайтесь единолично пройти всю цепочку, чтобы вас не приняли за стукача». Во-вторых, вся информация о религиозных и национальных группах приходила от правозащитных организаций, самой известной из которых была Московская хельсинкская группа. «Хроника» несколько раз прекращала свои выпуски — но возрождалась, с новым составом редколлегии в случаях арестов. Редакция объясняла читателям причины своего вынужденного молчания: «Причиной приостановления издания «Хроники» явились неоднократные и недвусмысленные угрозы органов КГБ отвечать на каждый новый выпуск «Хроники» новыми арестами — арестами людей, подозреваемых КГБ в издании или распространении новых или прошлых выпусков. Природа нравственной ситуации, перед которой оказались люди, поставленные перед тяжелой необходимостью принимать решения не только за себя, не нуждается в пояснениях. Но и дальнейшее молчание означало бы поддержку — пусть косвенную и пассивную — тактики заложников, несовместимой с правом, моралью и достоинством человека. Поэтому «Хроника» возобновляет публикацию материалов, стремясь сохранить направления и стиль прежних выпусков». В 1974 году редколлегия журнала решила созвать пресс-конференцию с целью лишения власти возможности шантажа путем массовых арестов людей. «Хроника» освещала судебные процессы, по-прежнему давала информацию об арестах, обысках, допросах, о положении заключенных в тюрьмах и психиатрических больницах, о преследованиях верующих, о нарушении прав на выезд, о преследованиях национальных меньшинств. Авторы не легальной периодики писали о положении в советской математике, о дискриминации евреев при поступлении в вузы, о насильственном переселении таджикских горцев, о пленумах ЦК КПСС, о бедности народов, о гонениях на религию, о выходящих самиздатовских журналах («Память», «Поиски», «Перспектива», «37» и других), о книгах Л.Копелева, Р.Лер, об информационных бюллетенях и т.д. Хотя издание «Хроники» прекратилось в 1983 г., на ее традиции опирались в дальнейшем издатели «Экспресс-хроники» и бюллетеня «Гласность» (1987). Нелегальная печать в СССР в 1970х гг. Инакомыслие делает большой рывок в начале 1970-х годов, что дало развитие новым диссидентским группам. В 1974 году, например, появляется отделение Международной амнистии под руководством В.Турчина и А.Твердохлебова. Затем в 1997 году образовалась «Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях», руководителями которой были В. Бахлин, И.Каплун и другие, но просуществовала эта комиссия до 1981 года, так как в феврале все ее члены были арестованы. В эти годы рождаются журналы самых различных направлений. Среди них были национальные (литовские, латышские, еврейские, немецкие, украинские, армянские, крымскотатарские), региональные, религиозные («Мария», «Община», «Надежда»), почвеннические («Вече», «Земля», «Московские сборник), марксистские и социалистические («ХХ век», «Перспективы», «Варианты», «Форум», «Левый поворот»), собственно правозащитные («Общественные проблемы»). Большое влияние на вышеуказанные издания оказала «Хроника». С приобретением полемического многословия, споры в журнальном мире становились яростнее. Многие публикации отражали поиски универсальной для всего движения программы. В рамках этих поисков появляются работы А.Д.Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» и «Меморандум». Сахаров считал, что общественно-политическая идеология, выдвигающая на первое место права человека, способна стать опорой для объединения оппозиционных сил. А. Солженицын в 1974 году издал «Письмо вождям Советского Союза», которое быстро распространилось на Западе. Идеи его письма приняли как консерваторы, так и демократы. Также А.Солженициы принимал участие в подготовке либерального издания «Из-под глыб» в 1974 году. Это десятилетие – один из самых важных периодов отечественной не легальной журналистики. Так, в 1971 году появился патриотический журнал «Вече», просуществовавший до 1974 года. Он включал в себя материалы национал-патриотической тематики. В. Осипов – редактор этого журнала неоднократно привлекался к ответственности за антисоветскую деятельность в журнале «Бемеранг». В 1976 году вышел периодический сборник «Память», целью которого был «сбор исторических свидетельств и публикацию их», как говорилось в первой же редакционной статье. «Поскольку знания о прошлом — особенно о послереволюционном периоде — постоянно искажаются, фальсифицируются или умалчиваются в официальной печати, реальность советской истории вытеснена мифологией, и сохранение исторической памяти предстает жизненно необходимым... Всякий человек старше 70 лет может сообщить поразительные сведения, причем никогда и нигде не фиксировавшиеся». Обращаясь к потенциальным корреспондентам, редакция писала: «Нас интересуют воспоминания, дневники, письма, устные свидетельства, официальные документы: стенограммы, протоколы собраний, съездов, процессов; справки, заявления, постановления, ходатайства, статистические данные; неопубликованные рукописи, корректуры, сигнальные экземпляры невышедших книг, первоначальные тексты произведений, исковерканных цензурой, статьи, очерки, рецензии, библиографии, любые материалы, связанные с историей культуры, религии, науки, политики, общественной мысли». Еще цитата: «Редакция считает своим долгом спасать от забвения ... имена погибших, затравленных, оклеветанных, судьбы семей, разбитых или уничтоженных поголовно; а также имена и тех, кто казнил, шельмовал, доносил». Редакция объявляла, что готова принимать как подписанные авторами, так и анонимные работы, а также декларировала невозможность проверки публикуемых материалов. Попытку объединения инакомыслящих сделал журнал «Поиски». Он издавался в Москве с 1978 года по 1980 год, вышло 8 номеров (один — сдвоенный). К восьмому номеру отдельным сборникам вышло приложение «Жить не по лжи» — обсуждение обращения А.И.Солженицына. Так и вышло, сразу же после первого обострения с инакомыслящими журнал был стерт, а его редакторы были арестованы. Эту историю осветили в подпольной прессе. Но в отличие от «Хроники», «Поиски» предполагали под собой дискуссионное издание, а не информативное. Редакция журнала сформулировала свою позицию еще в первых выпусках журнала, которые предполагали процесс обмена идеями и результатами. В первом номере журнала была знаменательная вступительная статья «Приглашение»: «К участию в наших поисках мы приглашаем всех, кто за взаимопонимание ... которого нельзя достичь иначе, чем совместной работой мысли, не ограничивающейся одной-единственной позицией, единственно возможным способом ставить вопросы и доискиваться ответов». Идея диалога, взаимопонимания была тогда весьма популярна в интеллигентской среде. Вот что, например, утверждал в 1979 г. Ю.Маслов — ученый, далекий от диссидентства: «Нам и нашим потомкам предстоит синтезировать Нагорную проповедь и ярость книги Иисуса Навина, прозрение Ницше и тяжеловесные построения “Капитала”, смущающие открытия Фрейда и смертельно опасные достижения эпохи думающих машин... Синтез — это не эклектика... Это захватывающая и неподъемная творческая работа». О широте взглядов говорил перечень проблем, которые затрагивались в журнале: там были опубликованы материалы, которые касались реформ в разных сферах общества, история сюрреализма, информация о правах человека, о развитие культур и так далее. Также там публиковали статьи о социальных проблемах. Номер журнала составляли примерно 400 страниц плотной машинописи. Между страницами прокладывали с двух сторон листы папиросной бумаги. Изготовление материала для печати было опасным и трудоемким: перепечатка на пишущей машинке, редактирование, организация «захоронок» в неизвестных КГБ местах. Материалы перепечатывались машинистками, чьи имена до сих пор неизвестны в целях конспирации. В 1979 году первый поиск «Поисков» появился в нью-йоркском издательстве «Детинец» тиражом в 100 экземпляров. После «Поиски» выходили в Париже в частном издательстве П.Абовина-Егидеса. В предисловии редакции к №5-6 (Париж, 1983 год) Егидес писал, что он хочет «воспроизвести всё сохранившееся, кроме того, что уже вышло на Западе». В это же время на Западе публиковали произведения Ю. Домбровского, Ф. Искандера и М. Гефтера, которые представляли собой отдельные издания журнала «Поиски». С 1980 года, после разгрома «Поисков», в Москве стал издаваться журнал «Поиски и размышления». Нумерация выпусков (с № 9) подчеркивала преемственность, но новая редколлегия (А.Бабенышев, М.Розанов, С.Ларьков) провозгласила иную программу издания. Авторы «Поисков и размышлений» пользовались псевдонимами. Полное собрание выпусков «Поисков» хранится в парижском архиве издательства «Поиски». Номера 1, 2 и 5-6, факсимильно перепечатанные Московской независимой общественной библиотекой с издания «Детинец», можно найти в Государственной публичной исторической библиотеке, отдельные номера — в фонде библиотеки общества «Мемориал», а также в частных коллекциях и в Центре документации «Народный архив» (ЦДНА). В редакции «Поисков» был целый ряд материалов, отобранных для публикации, но так и не попавших в руки читателей. Их опись составил П.М.Егидес; судьба этих рукописей неизвестна. О значении и роли журнала в общественной жизни тех лет свидетельствуют материалы суда и следствия по делу «Поисков», протоколы обысков у членов редакции и их родственников. Большое значение в семидесятые годы имело такое издание, как «общественные проблемы» под изданием Валерия Чалидзе. Так как в 1970-е годы литературный самиздат развивался плодотворно, то литературная жизнь была неофициальной в столице. Поэтому вскоре, в 1976 году, выходит журнал «Часы», в номерах которого публиковались произведения более 600 авторов. Журнал включал в себя полемические заметки, прозу, драматургию и прочее. Борис Иванов, редактор «Часов» так рассказывал о своей деятельности в 1970-х в выступлении на вполне легальной уже встрече редакторов независимых изданий (1987): «Чем была невыносима ситуация? Талантливые люди, которые могли составить славу нашей литературы, чувствовали себя обществу совершенно ненужными, более того, власть пыталась их убедить, что они не только не нужны, но для общества опасны, их дальнейшее существование нежелательно. Люди впадали в депрессию, пьянствовали, эмигрировали. Существовало несколько салонов. Но они были под суровым надзором. В этой ситуации я считал, что журнал нужен для того, чтобы создать культурную мини-модель нормального общества, писатель должен почувствовать, что он нужен другим». В 1978 году появилась учрежденная журналом «Премия имени Андрея Белого». Первая в новейшей истории России негосударственная литературная премия номиналом в один рубль существует и сегодня. Время перемен Когда стало известно о реформах М.С.Горбачева, то все советские диссиденты почувствовали себя победителями. Все в стране поменялось к лучшему. Теперь общество имело полный доступ к информации, имело право на свободу выражения собственного мнения. В годы перестройки задачи самиздатовской литературы изменились, так как каждый месяц менялись условия политической борьбы. В 1987 году вышел журнал «Экспресс-Хроника» под руководством Александра Подрабинека. В этом же году появляются журналы – «Община», «Референдум». Затем советское книгопечатание, сменив гнев на милость, стало публиковать произведения А. Солженицына, В.Шаламова и других. В 1987 году в Ленинграде прошло совершенно легальное совещание редакторов независимых журналов. На встрече присутствовали корреспонденты газет «Известия», «Смена» «Сельская молодежь», «Аврора», «Литературной газеты. Они обсуждали проблемы, связанные с легализацией статуса и сложностью закупки копировальной техники. Самиздатовская журналистика «времени перемен» была необычайно разнообразна и очень много сделала для реализации свободы слова в последние годы существования СССР. Заключение В 1987 году были сняты все запреты на самиздатские публикации. Со временем в Советский Союз приходят новые технические средства, которые позволили тиражировать информацию: фотокопировальные машины и компьютеры. Доступ в Интернет и вовсе облегчил доступ к получению необходимой информации. Дальнейшая жизнь периодики самиздата сложилась следующим образом – некоторые издания прекратили свое существование, другие стали легальными изданиями (так, рижский еврейский журнал «Леа» передал все материалы в редакционный портфель издания «Век»). «Вавилон» и «Митин журнал» по сей день занимают высокие позиции в литературном Интернете. В итоге, эпоха классического самиздата советского образца закончилась. Самой известной работой остается книга Людмилы Алексеевой «История инакомыслия в СССР». «Исследование истории инакомыслия в России 1950—1980 годах продолжается, но идет довольно медленно» - пишет она. И суть тут в том, что с концом Советского Союза история сопротивления режиму оказалось неактуальной. Самиздат тех времен показал нам, что человек – это личность. Он помог возродить человеческое достоинство, которое советский режим пытался растоптать. Исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что власть не всегда тотальна, а страх можно преодолеть, ведь если бороться, что сопротивление не будет безнадежным. И, в конце концов, радует то, что среди всего населения СССР нашлось несколько десятков человек, которые не прогнулись под советскую власть и дали возможность всем гражданам страны высказывать свое мнение и читать то, что нравится, не смотря на запреты со стороны государства. Список использованных источников Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917—1932. М., АИРО—ХХ, 1998. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. Вильнюс; М., 1992. Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам, 1969. С. 8. Вайль П., Генис А. Шестидесятые: мир советского человека. М., 1991. Верт Н. История советского государства. М., 1995. История ленинградской неподцензурной литературы. 1950—1980-е годы: Сборник статей / Сост. Б.И.Иванов, Б.А.Рогинский. СПб., 2000. Казак В.Лексикон русской литературы ХХ века – М. : РИК «Культура», 1996. – XVIII. Цена метафоры, или Преступление и наказание Синяевского и Даниэля/ Сост. Е. Великанова. – М., 1989. Логинова М. А. Л. Богораз: Диссидентство – прорыв к свободе: «Хроника текущих событий» (1968 – 1983) о правозащитном движении в СССР. Материалы к истории самодеятельных политических объединений в СССР после 1945 г. // Память (Париж). 1982. Вып. 5.Метрополь: Литературный альманах. М., 1991. Память: Иторический сборник. Вып. 1. М., 1976. Поликовская Л. «Мы предчувствие, предтеча...». Площадь Маяковского. 1958—1965 гг. М., 1997. По страницам самиздата / Сост. К.Мяло и др. М., 1990. 2....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: