- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Эстрадная» поэзия как важная составляющая литературного процесса конца 1950-х – 1960-х годов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005049 |
Тема: | Эстрадная» поэзия как важная составляющая литературного процесса конца 1950-х – 1960-х годов |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Нельзя оставлять без внимания очень важную часть исторического и литературного развития – творчество Роберта Ивановича Рождественского. Творчество этого замечательного, удивительного автора в какой-то мере определило общий ход развития русской поэзии 1950-х – 1990-х гг. Факт остается фактом – жить лирика Р. И. Рождественского продолжает уже в наше время, после того, как скончался поэт (август 1994 г.). Поэтому изучение творчества Р. И. Рождественского в течение продолжительного времени вызывает пристальный интерес отечественных литературоведов, данная тема остается по-прежнему актуальной в связи с неисчерпаемой для научного изучения глубины его поэтического слова. В литературном творчестве поэта проявляется его общественный темперамент, оно порой открыто публицистично и в то же время образно, эмоционально и поэтично. Очень точно дал оценку лирической значимости творчества поэта критик Л. Фоменко: «Мы читаем эту поэтическую публицистику, и она входит в наше сердце, как … лирика». В ходе индивидуального общения с читателем и слушателем о самом важном в жизни проявлялась в его стихах громкая, трибунная, ораторски – публицистическая интонация. Мысли и чувства у поэта неразделимы, поэтическая публицистика лирична. Гражданская устремленность его стихов подчёркивается индивидуальной манерой поэта, выражает пафос оптимизма. В шестидесятых годах прошлого столетия гражданский пафос поэзии Роберта Ивановича Рождественского достиг своего пика. Прежде всего, это связано с тем, что литература конца 1950-х – первой половины 1960-х годов впитала изменения, происходящие в стране и стала отличаться жанровым многообразием. Обращение к творчеству Р.И. Рождественского и попытка проанализировать гражданственность и публицистичность его поэтических текстов продиктованы стремлением увидеть индивидуальность и новаторство его поэзии. Уделим внимание темам и жанрам поэзии Роберта Рождественского в 1960-х годах, чтобы увидеть отражение гражданского пафоса, ораторского мастерства поэта. Не менее важным является исследование языковых средств, их мастерское использование в произведениях. Анализ научной литературы показывает, что проблема развития гражданской поэзии в творчестве Р.И. Рождественского не достаточно изучена в литературоведческом аспекте. В нашей работе мы предпринимаем попытку исследовать проблемы развития гражданской поэзии в творчестве Р.И. Рождественского. За основу в магистерской диссертации взяты труды Л. А. Аннинского, Л. Лавлинского, А. В. Мальгина, В.П. Прищепы, Н.Я. Сипкиной, С. И. Чупринина и др. Так же методологическую основу исследования составили труды М. Л. Гаспарова, Н. Геурковой, В.А. Качкана, Ю. М. Лотмана, Ю. И. Минералова, И. Михайлова, Б. Слуцккого, Н. Н Ульяновой и др. Актуальность данной работы состоит в значимости для литературоведения системного исследования гражданских мотивов в творчестве Р.И. Рождественского. Научная новизна работы заключается в недостаточно полном исследовании гражданской поэзии Р.И. Рождественского и в стремлении рассмотреть проблемы развития гражданского творчества поэта. Объект исследования – произведения, отражающие пафос гражданской поэзии Р.И. Рождественского. Предмет исследования – проблема развития гражданской поэзии в творчестве Р.И. Рождественского. Цель работы – выявление и рассмотрение проблем новой гражданственности в поэзии Р.И. Рождественского. Задачи: определить место и значение Р. Рождественского в «эстрадной» поэзии ХХ века; осмыслить индивидуальный стиль, новаторские черты и литературный опыт Р.И. Рождественского; выделить формы выражения авторской позиции в поэзии Р.И. Рождественского; проследить эволюцию гражданской поэзии Р. И. Рождественского; выделить особенность поэтического языка поэта. Теоретическая значимость обусловлена возможностью использования материалов и выводов диссертации в дальнейшем исследовании литературы периода хрущевской «оттепели» и гражданских мотивов творчества Р.И. Рождественского. Практическая значимость состоит в возможности использования данной диссертации в учебном процессе. Работа может быть полезна в патриотическом воспитании школьников и студентов вузов. Апробация работы. По теме диссертации в сборнике «Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: история и современность» опубликована статья «Анализ произведения Р. И. Рождественского «Баллада о маленьком человеке». В журнале «Научное обозрение Саяно-Алтая» («ХакНИИЯЛИ») ожидает печати статья «Стихотворение Р.И. Рождественского «Мгновения»: опыт целостного анализа». Структура исследования обусловлена спецификой поставленных задач, особенностями источников и кругом исследуемых проблем. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Объём основного текста диссертации составляет 70 страниц. Глава I. «ИСТОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПУБЛИЦИСТИЧНОСТИ ПОЭЗИИ Р.И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО». 1.1. «Эстрадная» поэзия как важная составляющая литературного процесса конца 1950-х – 1960-х годов. Шестидесятники — субкультура, в которую входила в основном советская интеллигенция. В большинстве своем включала людей, родившихся между 1925 и 1937 годами. Исторически, взгляды «шестидесятников» были сформированы в годы позднего сталинизма, Великой Отечественной войны и эпохи «оттепели». Время хрущёвской "оттепели " прошло полвека назад, но всё же и в наше время актуально поспорить о проблемах и взаимоотношениях между "физиками» и «лириками». В чем польза тех и других – это вечный и неразрешимый вопрос. «Физики» считали «лириков» мечтательно глотающими пустоты, людьми, которые оторваны от жизни. Себя «физики» считали «конкретными», которые умеют «делать железо», которые воплощают идеи в жизнь. «Лирики» говорили об опасности инерции неосмысленного технического прогресса. А. Вознесенский писал: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». В общем, «лирики» воспринимались пессимистами и скептиками, чуть ли не деградантами, «физики» оптимистами и дельцами . То время удивляло, так как оно было наивно-открытое и человечно. Людям разрешали быть просто людьми. “Шестидесятники” считали, что “режим можно очеловечить, что он сам хочет очеловечиться. Поэзия “оттепели” в своём проявлении стала возрождаться и расцветать. Стихи пользовались еще большей популярность, когда со сцен страны зазвучали новые голоса удивительных, поэтических дарований. Громадные залы Лужников, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков с огромной скоростью продавались поэтические сборники. Стали печатать больше стихов в “толстых” журналах и альманахах. Поэтический бум стал причиной создания альманаха «День поэзии», который на протяжении 1960-х годов был необычайно популярен. Пафос поэзии тех лет – это утверждение ценности, неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства. Можно выделить в поэзии 1960-х два направления. Поэты, которые продолжали традиции В. Маяковского, служители эстрады, так можно назвать, «громкой» поэзии: Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др. И поэты, которые придерживались философской традиции, служители «тихой» поэзии: А. Жигулин, Н. Рубцов, В. Соколов, Я. Смеляков и др. Время заставило отказаться от этой искусственной классификации, основанной на упрощенном понимании творческой манеры многих поэтов . В 1950-е годы возникает и в дальнейшем приобретает большую популярность авторская песня. Это явление – яркий пример другой стороны поэтического «БУМа». Поэты, стоявшие у самого начала жанра авторской песни – Михаил Анчаров, Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким. Настоящие ключевые фигуры – Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий. Из-за сознания людей, которое Булат Окуджава характеризовал как "время ожидания перемен", авторская песня стала на протяжении 1960-1970-х годов действительной формой противоборства с официозом, казёнщиной, догматизмом. Авторы песен, при многообразии жанров своих созданных произведений, ориентировались не на огромную аудиторию, а на каждого конкретного человека. Для представителей авторской песни присуще тщательное внимание к обыкновенному, рядовому, своего рода "маленькому" человеку. Именно благодаря обращению не ко всем, но к каждому в отдельности, авторская песня получила широчайшую, а в случае В. Высоцкого, поистине всенародную известность. Обычно, авторы не высказывали открытую гражданственность, тем более патетику, неизменно смягчая ее иронией. Интимность, лиризм, искренний и доверительный разговор о самом важном и глубинном, раскрытие внутреннего мира личности, заветные струны человеческой души – вот качества присущие авторской песне. Интонация дружеской беседы обусловливает атмосферу "искреннего человеческого внимания, общения и взаимопонимания". Музыка в авторской песне становилась действием, усиливающим смысл слов поэта. Мелодия передавала смысловое интонационное звучание. Получались слово и поэзия, которые звучали. Появляются новые поэтические формы, новые темы. Внутренний мир человека заслуживает внимание. По – другому происходит понимание судьбы страны и личности. Всё это – достижения поэтического бума 1960-х годов. Всё это оказалось в итоге самым знаменательным, судьбоносным сдвигом, мощной поэтической волной, умножившей запас духовной высоты. В этой поэзии жил более многогранный, духовно более сложный образ Родины . Главный рупор «шестидесятников» - это журнал «Юность» (главный редактор – В. Катаев). Основные направления (Лавлинский Л.): 1. Лирико-публицистическая/гражданская поэзия. (социально-политические, социально-исторические вопросы времени) – Евтушенко, Рождественский, Твардовский. 2. Лирика-философская/философская поэзия – проблемы жизни и смерти, смысла жизни. (Арсений Тарковский, Семен Линкин) 3. Лирическая поэзия – обращение к внутреннему миру человека в период оттепели (Ахмадулина, Соколов, Кушнер) 4. Романтическая поэзия – стремление опоэтизировать прекрасное в жизни и человеческих отношениях. (Окуджава, Мориц, Левитанский и другие). Основное противоречие и одновременно поэтическое развитие было в том, что с одной стороны, поэты обращались к классической традиции, к ее продолжению и творческому развитию, а с другой стороны, резко игнорировали эти традиции. Новые элементы времени отчетливо выразились в лирике молодых «эстрадников», которые стремились своё творчество сблизить с широкой публикой. Они смогли уловить витающую в воздухе потребность, необходимость в «звучащем» стихе и с энтузиазмом писали в данном ключе. Риторика и декларативность присутствовала в их открыто публицистических выступлениях с трибуны. Но они показали людям принципиальность гражданской позиции, мужественность и силу характера, основы осознания и понимания свободной личности. Обусловлено стремление поэтов (и их последователей) к повышенной коммуникативности, форсированно яркой образности, исповедальному и проповедническому пафосу, афористичности и публицистичности, эффектным ораторским жестам. Голос и манера поведения поэта, его имидж, легенда, окутывающая его образ, при этом органичной и неотъемлемой частью входят в состав лирического месседжа, облегчают его усвоение максимально широкой аудиторией слушателей. Основа характеристики лирики поэтов – «эстрадников» - это публицистичность. Гражданское поведение – это первое в поэзии, на что обращали внимание «шестидесятники». Главное для них – немедленно откликнуться на важнейшие события современности, эстетически их осмыслить. Результат в том, что поэзия становилась не эстетическим фактом, а явлением общественного сознания. Авторы создали широкое пространство гражданского переживания, придавая глубоко личный характер и привносили общечеловеческий, гуманистический пафос. «Воспоминательство», восстановление стало протестом против ощущения потери традиций и культурной памяти. Некоторые «эстрадники», так сказать, контактировали с классической литературой «серебряного века» (перенятие опыта А. Вознесенского у Б. Пастернака, культ А. Ахматовой и М. Цветаевой в поэзии Б. Ахмадулиной). Русский футуризм и постфутуристическая советская поэзия 1920-х годов, с ее пафосом комсомольской романтики, передали свои традиции «громкой лирике». Она ориентировалась, в главном плане, на конструктивизм и позднего В. Маяковского, от которого уловила мощные творческие всплески, вобрав в себя его гражданственность, придающую личному значение всеобщему, а общее переживалось как личное. «Оголенность» чувств, суровая правдивость изображения, бесстрашие видения жизни в стихах «эстрадников» отсылают к ближайшим предшественникам - поэтам фронтового поколения. «Эстрадную» поэзию переполняла лирическая экспрессия, максимально выраженная авторская субъективность. Внутренние переживания излагались авторами прямым и открытым текстом в монологах-исповедях, где фиксировались самые маленькие движения собственной души. Очень важно стремление «эстрадников» изобразить внутреннюю жизнь «частного» человека как всеобщую, остро реагирующую на изменения вокруг. Лирический герой представителей «эстрадной ветви» был откровенным с читателем, рассказывал об отношениях с любимыми, размолвках с друзьями, случайных обидах. Разнообразна тематическая сторона «эстрадной» поэзии: авторы воспевали научно-технический прогресс, грандиозные сибирские стройки, мир российской провинции и загадочное для подавляющего большинства зарубежье. Обновилась, в сопоставлении с более ранним периодом, среда, из которой шли в поэзию герои: в один ряд вставали юные романтики: и знаменитые люди, и рядовые сограждане. Расширялось представление о возможности и значимости поэтического слова. Лирика выполняла просветительские функции, влилась в систему средств массовой информации. Поэзия приобрела способность быстро и остро реагировать на факты общественной жизни. Роберт Рождественский – человек, который страстно защищал комму???тические идеалы, освобождённые от ошибок сталинизма. Автор прямо продолжает агитпоэзию Маяковского. Характерными чертами являлись: открытая публицистичность, плакатность, ораторский стиль. Характерным для того времени было изобилие в поэзии лозунгов и деклараций. Как и каждый поэт, Рождественский торопился изложить свою гражданскую и творческую поэзию, верную принципу Маяковского. «Я с тем, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» (В.Маяковский) «Строить и месть» – точная проекция на обстоятельства жизни тех лет, «ибо построение развитого социализма, борьба за устранение последствий культа личности, которую вела партия, и несли в себе и пафос утверждения, и пафос отрицания гражданских позиций. Так что глаголы «строить» (созидать, творить) и «месть» (мести, выметать) раскрывали свое значение в утверждении положительных идеалов и в лирической публицистике, и в сатире». Молодой Роберт Рождественский, как и Владимир Маяковский, соответствовал времени, характеру и темпераменту молодежи своего поколения. Поэтам можно было делать ошибки, можно было, из-за недостатка социального опыта, быть резкими и несправедливыми в полемике, но гражданская позиция и заключалась в том, чтобы касаться насущных проблем современности, всем нутром прочувствовать «лихорадку буден». Рождественский, который обращался к своим сверстникам и от имени сверстников, провозглашал: «Мы пришли быть, где необходимо и трудно…». По сути, он своим языком интерпретировал то, что неустанно твердил Маяковский. Рождественский выискивал личный стиль, при этом, опирался на некоторые элементы поэтики В. Маяковского. В процессе он овладел ораторской интонацией Маяковского, которая так пригодилась в период громких выступлений. Под влиянием традиций В. Маяковского, Р. Рождественский считает, что поэт должен бороться, быть начеку событий и стремиться понять непростую и нелегкую жизнь. Не особо вдохновляет его «тихая» поэзия. Ему ближе эмоциональное общение с публикой, читателем. Вечера поэзии в 1960-х по своей структуре мало были похожими на известные вечера Владимира Маяковского: походили больше на концертные выступления, но имели пропагандистский и художественный эффект. В творчестве известного «эстрадника» убедительны мотивы советского патриотизма. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. Поэт призывает к тому, чтобы трудовые подвиги советского человека осуществлялись на такой же высоте. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику) . Если Евгений Евтушенко использует в произведениях метафору, символы, то Роберт Рождественский преподносит обыкновенную агитационность и плакатность. Есть необходимость обозначить его труды как агитмассовую поэзию 1960-х годов. Пришло кризисное состояние «громкой» лирики. «Шестидесятники» пришли к выводу о потребности в «тишине». Повержено «оттепельное» движение, нет прежнего, широкого, массового отклика у читателей. Гражданская поэзия постепенно стала трансформироваться. Эстрадный опыт на бывших «громких» поэтов повлиял по-разному: кто-то от него уходили (А.А. Вознесенский), кто-то - отвергали его почти полностью как пройденный этап творческой эволюции (Б.А. Ахмадулина, Ю.П. Мориц), для третьих эстрада, сцена становилась единственной формой самовыражения (Б.Ш. Окуджава, В.В. Высоцкий, Н.Н. Матвеева). «Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Р. Казакова, прокляв эстраду как невыносимую долю, остались ей верны навсегда» . 1.2. Публицистичность и гражданственность как стилевые черты поэзии Р. И. Рождественского. Гражданская лирика – это жанр, описывающий переживания, рассуждения и мысли поэта, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг. «Гражданские» поэты, в том числе и Роберт Рождественский отражали общественные чувства и настроение народа, собственный взгляд на конкретные, актуальные события в родной стране. Общественное дело или событие может являться смыслом стихотворения, который очень важен в гражданской поэзии. В связи с этим, многие поэты гражданской лирики, в том числе и Р.И. Рождественский, выражали в своих стихах дух и стремления народа, становясь так называемыми «защитниками народа». Рождественский Роберт Иванович – это человек недюжинного таланта. Его творчество пропитано силой, уникальностью и поразительной атмосферой. В его стихи погружаешься, их хочется читать и… понимать. Их нельзя сравнить с творчеством других знаменитых поэтов – его стиль может быть только стилем Рождественского… Лирическая публицистика – сложный путь для поэта, по которому пошёл Роберт Рождественский. Связь настоящего, прошлого и будущего в лирической публицистике растворяется в самой атмосфере произведения, она называется, подчеркивается, на этой связи ставит ударение. Лирический герой и личность автора – единое целое. Одновременно герой воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе. Поэту очень важны истинные знания, личная ответственность за все плохое и доброе. Он верит в обычных людей, живущих и работающих рядом. Эти люди истинные творцы истории, которая звучит в произведениях автора от их имени. Рождественский менялся вместе с социально - политическим климатом времени, но оставался самим собой, хранил верность фактам и событиям, накаляющим его творчество, делающим поэзию контрастной, броской, темпераментной, честно стремящейся следовать главным фарватером бытия. Но талант рос, укреплялся, жизнь мощно ощущалась. Все серьезнее воспринималась ответственность перед временем, перед людьми, перед своим поэтическим даром: «Мне все труднее пишется. Мне все сложнее видится»,- признавался поэт. Стих состоит из времени, поэтому и характер, биография лирического героя становится выразителем пафоса наших дней. На рубеже 1970-1990-ых годов творчество Р. Рождественского тесно связано с эстрадой. Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодежной литературы 1950-х годов сменяются другим настроением - поисками внутренней цельности, твердой нравственной и гражданской опоры. Публицистика захватывает произведения Роберта Ивановича Рождественского. Была свежа память о военном детстве: в сознании соединились история и личность и определили во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя. Роберт Рождественский – сама современность. Он открыто спорил со своими противниками и прямо обращался к читателю. Его произведения не приемлют полутоны, получувства, тайные намеки. Поэт опирался на размашистый жест ораторского мастерства, на эмоциональные гиперболы. Это свидетельствует о страстных чувствах, собранных в луч, а не просто ровный свет, освещающий виденное. Важна для поэта инфляция высоких слов, произносимых демагогами с откровенно карьеристским акцентом. Но высокие слова должны найти выражение истинного содержания, которое обеспечивали десятилетней борьбой, трудом лучших людей советского отечества. Об этом, по мнению Роберта Ивановича, и стоит граждански заботиться поэту. Вызывает отвращение у Рождественского то, что слово отрывается от дела. Это, к сожалению, часто встречалось в советской жизни и порождало неверие в идеалы революции, в потребительскую психологию, особенно в сердце молодежи. Рождественский старается избегать формальные стиховые эксперименты. Он изменяет слово так, чтобы дистанция автор – читатель была минимальна. Это успешно получается благодаря юмору, иронии - краскам весьма характерным для творчества Рождественского. Он достигает духовного контакта с читателем с первого мгновения. Многие стихи поэта начинаются непосредственно обращением к другу, к любимой, к каждому из нас - читателей. Например: «Будь, пожалуйста, послабее. Будь, пожалуйста. И тогда подарю тебе я чудо запросто». («Будь, пожалуйста, послабее…», 1971») ………. «Дружище, поспеши. Пока округа спит, сними нагар с души, нагар пустых обид». («Дружище, поспеши…», 1997) ………. «Знаешь, друг, мы, наверно, с рожденья такие... Сто разлук нам пророчили скорую гибель. Сто смертей усмехались беззубыми ртами. Наши мамы вестей месяцами от нас ожидали...» («Ровесникам», 1997) Публицистический форсированный голос Рождественского выражается разговорной интонацией. Именно беседа, спор, убеждение присутствуют в его стихах. Поэт всегда смотрит в глаза людей, к которым обращается, надеясь на понимание. Роберт Рождественский старается пробудить у читателей и слушателей прежде всего эмоциональный отклик, душевное доверие и участие. Он ничего не скрывает, он «свой». Утверждаются в его поэзии простые качества - добро, совесть, любовь, патриотизм, верность гражданскому долгу. Доходят до людей прямыми словами, открытыми проповедями, которые действительно отсылают наше сознание к детству, когда все мы были более свободны, простодушны и благородны. Р. Рождественский тяготеет к сказке, к фантастике, к гиперболе. Резко, плакатно противопоставляет добро и зло, белое и черное. Это характерно для романтического ощущения. Одна из книг Р. Рождественского называется «Радар сердца» (1965г.). Действительно, его поэзию можно сравнить с таким радаром, который остро реагирует на всё происходящее в окружающем мире. Основополагающее качество его поэзии - неподдельная верность сегодняшнему беспокойству планеты. Р. Рождественский считает, что поэт должен бороться, стремиться улавливать пульс времени. Не очень близка поэту «тихая» лирика. Ему больше по душе непосредственность, общительность, эмоциональность. Можно подумать, что внутренний мир поэта должен с трудом сосуществовать с накалом гражданских стихов. Потому что жизненная действительность быстро менялась, побуждая изменяться и поэтическую действительность. Поэт обычно выглядит внутренне цельным, если склонен самоуглубляться в себя, самосозерцать, быть сосредоточенным на своем внутреннем мире. Р. Рождественский – такой поэт, у которого пристальный и постоянный интерес к общественным событиям прочно связан с душевной сосредоточенностью, с глубинными душевными движениями, с напряженной внутренней борьбой. Стихам Р. Рождественского социальной, гражданской темы придаёт особый колорит сочетание обобщения и конкретики, высокого пафоса и низкого бытописательства. Это позволяет читателю доверять тому, о чем написано в стихах. Роберт Рождественский всегда оставался энергичным, уверенным в своих силах и в правильном пути, который он выбрал. И даже после своей смерти, его стихи не устарели, они до сих пор современны, актуальны, злободневны, находящие отклик у огромного числа людей. В сборнике 1982 года «Это время», в стихотворении «Хочу, чтоб в пожизненной теореме...", поэт высказывается вполне определенно: «...я жил в эту пору. Жил в это время. В это. А не в какое другое!» Об этом заявлении важно помнить, читая стихи Рождественского. Их нельзя рассматривать в отрыве от контекста общественной ситуации. Сильным педагогическим пафосом наполнены стихи Р.Рождественского. Нравоучительность (в хорошем смысле этого слова) встречается уже в самых ранних произведениях, когда он обращается к ровесникам, товарищам по возрасту и жизненному опыту. Например, стихотворение пятидесятых годов «Взрослеют люди»: «Мальчики пьют не на свои. На чужие пьют. На папашины»… В стихе описывается ресторанная попойка, и незамедлительный вывод таков: «...Мальчики решили взрослеть. А взрослеют люди не так. Не в вине, не в лихорадочной мгле, не в чахоточном дыму папирос. Люди взрослеют на земле, мокрой от рокочущих гроз...» («Взрослеют люди») Обычный контрастный принцип для Роберта Рождественского – переходность от иронии к нравоучительству, к дидактике. Рождественский убежден, не только он, но все окружающие его люди интересуются проблемами и горестями страны. Публицистичны почти все произведения поэта. Даже те, которые о любви. Например, его поэма «Моя любовь», написанная еще в юности, привлекает общественным, антимещанским пафосом, утверждающим свободу личности, обращенностью к злободневным проблемам, большой воспитательной ролью. Даже интимное, глубоко личное стихотворение у Р. Рождественского, как правило, выходит на глубоко гражданские, социальные вопросы. А. Бочаров верно подметил: «Рождественский - один из тех мастеров, у кого пристальный и постоянный интерес к общественным событиям неотрывен от душевной сосредоточенности, глубинных душевных движений, напряженной внутренней работы». К интимному началу Рождественский приступает тогда, когда пытается социальную тему непременно донести до каждого читателя, каждого слушателя его стихов. Публицистика нравственная сильно уступает политической публицистике. Роберт Рожественский заявлял, что его творчество не относится только лишь к публицистике. Он говорил: «Жизнь - она ведь сложная штука и она из очень разных вещей состоит, в том числе и из разных интонаций. Нельзя все время смеяться. Человек, который беспрерывно смеется или беспрестанно кричит - ненормальный человек, больной. Так же, как и постоянно говорящий шепотом или непрерывно захлебывающийся в рыданиях. В жизни мы используем разные регистры. Поэтому и то, что мы пишем, должно звучать по-разному. Человек - обычный человек, не поэт - бывает публицистичен, когда отстаивает какие-то свои гражданские убеждения. Но тот же человек бывает и лиричен, и мягок, и нежен, когда он произносит сокровенные слова, обращенные к любимой. Нельзя брать только одну часть характера, одну струну и играть все время на ней» . Особенность поэзии 1960-х годов заключается в пристальном интересе к судьбе Родины, общества, народа. Этот интерес по – разному рассматривался и раскрывался в поэзии, но постоянно история связывалась с современностью. Являлась составной частью современности, не существовала сама по себе. Тема гражданской поэзии заявлялась прямо, не растворялась в поэтическом тексте. Поэзия определяет настроение, глубоко осознанное мироощущение. Этот патриотизм заиграл с новой силой: когда поэзия не боится прямой гражданственности, выраженной открытым публицистическим словом. Преобразить мир можно не только с помощью разума, но и с помощью страсти. А если есть страсть, то там будут и ошибки, и борьба, и трагедии, и жертвы. Творчество Роберта Рождественского наполнено пафосом преодоления трудностей и противоречий, духовной силой, оптимизмом, который выстрадан и взвешен на весах истории. «Гражданственность – в характере, в мировоззрении поэта, она означает определенность классовых позиций и общественную активность, гражданственность в искусстве – категория идейно-эстетическая, она означает позицию художника как гражданина, члена общества, выраженную в художественной форме» . Таким образом, гражданская активность поэзии прослеживается в каждом поколении, но суть и пафос меняются, формула непокоя приобретает другой смысл. Гражданская поэзия не измеряется количеством зарифмованных злободневных проблем и восклицательных криков, она в самом центре литературного процесса, входит в идейно-художественную концепцию мира. Ее ничем заменить. Выступавший от имени своего поколения, Роберт Иванович Рождественский определенно заявил себя самобытным, оригинальным мастером, который обладает своим особым голосом, своим особым поэтическим миром, своими особыми творческими ориентирами. Выводы к главе I. Роберт Рождественский, вместе с товарищами – шестидесятниками, получили огромную популярность, так как писали свои произведения для народа, на актуальные и волнующие темы, их миропонимание и мироощущение схоже с мироощущением большинства граждан СССР. Литература данного периода прорывалась к новому содержанию через жесткие установки теории и практики соцреализма. Идеологические, эстетические, моральные изменения в стране породили «новую волну» литературы периода 1960-х годов. Роберт Рождественский страстно защищает комму???тические идеалы, он прямо продолжает агитпоэзию В. Маяковского. От него поэт унаследовал ясный демократический стих, аббревиатурную пародийность, внутреннюю силу собственного поэтического почерка, стихи «для себя» и стихи «для других». Для поэзии поэтов характерны открытая публицистичность, плакатность, ораторский стиль. Высокая поэзия Роберта Рождественского — взрывы состояния и чувств, живая поэтическая мысль, выраженная в лаконичной форме. С одной стороны героико-пафосная поэзия, а с другой – лирическая поэзия. Стихотворения его понимались как документы времени, которые умирали, сделав свое дело. Эстрадная поэзия была востребована не только в СССР, но и за рубежом. Шестидесятники находили себя в общении с огромной аудиторией, в сумасшедших глазах слушателей. Мировоззрение «эстрадников» отличается пафосом молодой романтики, энтузиазмом, реалистичностью и в то же время – мифологизмом. Произведения написанные в конце 1950-х начале 1960-х, зафиксировали существенные черты «своего» времени, воплотили пафос нравственного возвышения общества, новизну идей грядущего поколения. Поэт, несмотря на изменения времени, всегда был самим собой, был верен своей контрастной, броской, темпераментной поэзии. Благодаря настоящему таланту, становилось крупным ощущение жизни, все сложнее и масштабнее становились ассоциации. Роберт Рождественский считал себя ответственным перед временем, перед людьми, перед своим поэтическим даром. Глава II. НОВАТОРСКИЕ ЧЕРТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ РОБЕРТА ИВАНОВИЧА РОЖДЕСТВЕНСКОГО. 2.1. Формы выражения авторской позиции в поэзии Р.И. Рождественского. Авторская позиция — это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя . В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: смысловом и языковом. Чувства присутствуют в любом лирическом произведении. Более того, поэзия – это воплощение эмоций автора. Примечательно, что поэты часто ассоциируются со своим лирическим героем. На языковом уровне позиция автора может выражаться с помощью изобразительно-выразительных средств: эпитетов, олицетворений, метафор, антитез, авторских неологизмов и др. Например, в произведении «Реквием» (1962г.), для более четкого выражения своей авторской позиции Р. И. Рождественский использует такие изобразительно – выразительные средства как: - многочисленные повторы на протяжении всего произведения. Используются для создания трагической ситуации безнадёжности и передачи печальной атмосферы. «Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям! Слава!! ………. «Помните! Через века, через года,— помните! О тех, кто уже не придет никогда,— помните»! и др. - многочисленные эпитеты: «Бессмертные», «прощальные», « багровый», «ревущего» … и др. - антитеза: «Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!» - риторические вопросы-обращения: Например: «Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина?» и др. Смысловая составляющая авторской позиции в творчестве Р. Рождественского заключается в : - выборе жанра произведения; а так же композиции произведения, ритма и рифмы; - портрет главного героя произведения; отношение и позиция автора к нему; - оценочные суждения, реакция самого поэта на общественно-значимые вопросы и проблемы. - авторские воспоминания и переживания. Одной из форм выражения авторской позиции является выбор жанра произведения. Литература отражает жизнь. И от отношения автора к тому, что он изображает, к тем проблемам, которые он затрагивает, от событий, которые происходят, прежде всего, в жизни самого автора в момент написания зависит и то, какие чувства будут высказаны в произведении. Например, в героической поэме «Реквием» Роберт Рождественский отражает торжественно-приподнятое настроение, возвышенные чувства – чувство долга, патриотизм, честь. «Есть великое право: забывать о себе! Есть высокое право: пожелать и посметь. Стала Вечною Славой мгновенная смерть! . . . . . . . . . . . Просто был выбор у каждого: я или Родина». («Реквием», 1962) Интонация поэмы восклицательная. Поэтический марш в то же время лиричен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: