VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Политика США в отношении Кубы с 1960-х – до 2000 годов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011150
Тема: Политика США в отношении Кубы с 1960-х – до 2000 годов
Содержание
1

















ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Политика США в отношении Кубы с 1960-х – до 2000 годов



































2017



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

ГЛАВА 1. КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.1. Дореволюционная история взаимоотношений США и Кубы. . . . . . . . 11

1.2. Революционные события на Кубе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

1.3. Реакция США на кубинские события 1959 года. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ США И КУБЫ В 1960-1990 ГОДЫ. . . . . .42

2.1. Развитие карибского кризиса 1962 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

2.2. Влияние политики США на развитие Кубы до 1991 года. . . . . . . . . . . 52

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА США ПО ОТНОШЕНИЮ К КУБЕ 

В 1990 – 2000 ГОДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63

3.1. Политика США после завершения «холодной войны» . . . . . . . . . . . . . 63

3.2. Нормализация отношений между США и Кубой. . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . .87

 































ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы. Сегодня Куба – одно из немногих государств, которые придерживаются социалистической модели своего развития. При этом, в отличие, например, от Китая,  данная модель выглядит более радикальной. Кроме того, до недавнего времени серьезные сомнения вызывала степень демократичности и легитимности кубинской власти в лице ее бессменного лидера – Фиделя Кастро, который вплоть до своих последних дней  (25 ноября 2016 года – дата смерти) фактически был пожизненным руководителем страны. Все это, а также многие поступки властей Кубы, давали США и мировому сообществу повод в целом говорить, что на Кубе царил диктаторский режим и, соответственно, принимать меры по так называемой «поддержке демократии» в данной стране. 

Такой политики придерживалась США со времени победы кубинской революции в 1958 году и вплоть до 2009 года, ознаменовавшегося некоторым потеплением в отношениях между двумя странами, когда со вступлением в должность президента Соединенных Штатов Америки Барак Обама исполнил свои предвыборные обещания, сняв ограничения на посещения родных и близких в Кубе для американцев кубинского происхождения, а также ограничения в денежных переводах. Введенное администрацией Д. Буша строгое эмбарго против Кубы было ослаблено.   

В чем же заключается актуальность изучения этой проблемы? Вся суть в том, что курс администрации США остался практически неизменным, хотя и международная ситуация поменялась в корне. СССР давно распался, «призрак коммунизма» уже не замечен ни в Европе, ни в Латинской Америке, и, тем не менее, меры США в отношении Кубы в конце XX века носят более жестокий характер.

Также актуальность данного исследования обуславливается еще и тем фактором, что к концу 1990-х годов появились предпосылки для возможного урегулирования данного конфликта. В связи с этим обстоятельством становится важным определить его характер и роль в контексте современной конфликтологии и с этих позиций рассмотреть сущность противоречий между США и Кубинской Республикой, степени развития конфликтного процесса и возможность использования современных методов управления международными конфликтами.

После завершения «холодной войны» конфликт между США и Кубой вышел из состояния «стабильного неспокойствия». В данной процедуре приняли участие новые действующие лица на политической арене. 

Наблюдался значительный подъем роли мирового сообщества. Все эти факторы повлияли на актуальность исследования особенностей развития конфликта между Соединенными Штатами и Кубой в конце XX – начале XXI века, что в свою очередь может дать научно-обоснованную демонстрацию возможных способов его урегулирования.

Степень изученности темы. Политике США в отношении Кубы в 1960 – 2000 годы посвящено большое количество публикаций, которые представлены двумя историографическими группами: советской и постсоветской литературой. 

История Кубы, а также состояние ее экономики, особенности социального и политического устройства рассмотрены в работах Ю.П. Гаврикова1, Н.М. Лавровой2, Л.Ю. Слезкина3, а также в справочных изданиях О.Т. Дарусенкова4,  В.В. Вольского1 и др. 

Начало вооруженной борьбы на Кубе в ярких красках описывает советский журналист Т.А. Гайдар в своем сборнике репортажей, сделанных им на Кубе. 

Отраслевая и территориальная структура хозяйства в условиях социалистической интеграции Кубы рассмотрена в коллективном труде З.Б. Валева и  A.M. Лассо. 

Тем не менее, для историографии советского периода характерно определенное влияние советской идеологии на объективную оценку описываемых событий.

Более нейтральными в этой связи выглядят публикации постсоветского периода.

В статье Е.Г. Тусинова «Эволюция доктрины Монро в отношении Кубы» идёт речь об эволюции внешнеполитической концепции США, названной доктриной Монро, и ее влиянии на взаимоотношения Соединенных Штатов с Кубинской Республикой как одним из основных государств латиноамериканского региона. Рассматривая взаимоотношения США и Кубы, автор даёт анализ двух документов - доктрины Монро и поправки Платта, в которых отражена внешнеполитическая линия, проводимая Вашингтоном по отношению к Гаване. Данные документы отражают систему построения международных отношений США с Латинской Америкой и европейскими государствами в целом (доктрина Монро) и с Кубой в частности (поправка Платта). 

В статье В. Бородаев «Политика США на Кубе» проводится анализ эволюции политических американо-кубинских отношений в 1960 – 2000 годы автор указывает на то, что, несмотря на окончание «холодной войны», политика США в отношении Кубы продолжает оставаться враждебной1.

События Карибского кризиса 1962 года подробно описаны в монографии С.Я. Лавренова2, некоторые наиболее важные их аспекты затронуты в статье Д. Корнейчука3. Также большую ценность представляют биографические работы М.Макарычева «Фидель Кастро»4, З.И.Соколовой «Вся правда о Фиделе Кастро и его команде»5 и И.Р.Лаврецкого (Григулевича) «Че Гевара». Эти работы дают представление о кубинских лидерах, а также содержат детализированную информацию о внутри - и внешнеполитической деятельности кубинского правительства на различных этапах.

Источниковая база работы. Выбор источников исследования обусловлен как его объектно-предметной областью, так и его целью и задачами. Основными источниками по данной теме являются: 

1) правовые акты США, принятые в отношении Кубы:

Акт о кубинской свободе и демократической солидарности (закон Хелмса-Бертона)1;

Акт в поддержку демократии на Кубе (Закон Торричелли)2;  

           2) мемуары и выступления Ф. Кастро3, Н.С. Хрущева4. 

В законе Хелмса-Бертона были прописаны новые жестки меры, направленные на предотвращение торговли с Кубой неамериканских компаний. В соответствии с данным законом  любой человек, который получил  гражданство США и собственность которого после революции на Кубе была национализирована, мог подать в американский суд исковое заявление против иностранных компаний или граждан, которые могли получить прибыль от инвестиций в данную собственность. По отношению к государственному департаменту США данный закон предписал делать отказ в визах управляющим, крупным акционерам, а также их семьям, в случае если их компании имели отношение к собственности, которая была в распоряжении американских компаний до революции. До момента вступления в силу закона Хелмса-Бертона многие меры эмбарго воспринимались как указы, суть которых в любой момент мог изменить президент США. В соответствии с законом Хелмса-Бертона, правом отменить эмбарго владел только сенат. Всё условия для такой отмены были описаны в законе. Прежде всего, это правительство без Фиделя или Рауля Кастро, и доказательство, что оно направлено в сторону рыночно-ориентированной экономики, построенной на праве владеть и пользоваться собственностью. Официальное название закона Хелмса-Бертона было «Акт о кубинской свободе и демократической солидарности», отражая позицию США в отношении Кубы, подчеркивающую, что существующий на Кубе режим является антидемократическим, что неприемлемо, с точки зрения США.

Акт в поддержку демократии на Кубе (закон Торричелли), продемонстрировал намерение США распространить свою внутреннюю юрисдикцию за пределы собственной территории, что противоречит международному праву. Эмбарго в отношении Кубы, введенное данным законом, являлось пережитком «холодной войны», противоречащим успешно формирующемуся в мире климату сотрудничества и препятствующим большей открытости кубинского общества.

Мемуары, речи и выступления Ф. Кастро дают представление об отношении руководства Кубы к политике США, вскрывают подоплеку многих на первый взгляд нелогичных и непоследовательных решений с той и с другой стороны.

В частности, «Моя жизнь. Биография на два голоса»1, является первой  автобиографией Команданте Кубинской революции, культового политического лидера второй половины ХХ столетия, включающая в себя сто часов интервью, которые вылились в захватывающий, искренний и откровенный монолог о времени и о себе. Данный источник уникален тем, что Фидель Кастро впервые открыто рассказал о своей семье, о тяжелом детстве, о штурме Монкады, об известном Че Геваре, о Карибском кризисе и революции на Кубе.

Это рассказ о революцонном времени, когда люди ради своих идеалов, не задумываясь, шли на смерть. Кастро делится своими воспоминаниями, даёт анализ и оценку, переосмысливает происшедшее.

     Изученная при написании курсовой работы источниковая и литературная база привели к выделению следующих объекта и предмета. Объект нашего исследования – международная обстановка и ситуация во второй половине XX века. Предметом исследования выступает эволюция американо-кубинских отношений с 1960 по 2000-е годы.

    Методологической основой работы являются важнейшие философские положения о причинности и обусловленности протекающих процессов; комплексный подход к анализу проблем развития взаимоотношений между США и Кубой, оказавшимися по разные стороны в идейно-политической борьбе. 

      Методами исследования в работе выступают: диалектический метод как способ познания явлений действительности в их движении и развитии; исторический метод, позволяющий рассмотреть изучаемые явления в диахроническом аспекте; сравнительно-сопоставительный метод, заключающийся в анализе различных источников с точки зрения их комплексного рассмотрения.

      Хронологические рамки исследования охватывают политику США после Кубинской революции 1959 года до 2000-х годов. Для более полного представления о развитии отношений США и Кубы делается экскурс в историю взаимоотношений двух стран конца XIX – первой половины XX века. Таким образом, нижняя граница хронологических рамок – апрель 1889 года –  США впервые вмешались в происходящие на Кубе события. Верхняя граница – конец 2000-х годов, начало президентства Б. Обамы в США, наметились позитивные сдвиги во взаимоотношениях двух стран.

       Цель выпускной квалификационной работы – анализ политики США в отношении Кубы в период 1960 – 2000-х годов.

  В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

рассмотреть дореволюционную историю взаимоотношений США и Кубы;

охарактеризовать революционные события 1959 года на Кубе;

проанализировать реакцию США на кубинские события;

рассмотреть истоки и развитие карибского кризиса 1962 года;

исследовать основные моменты обострения и разрешения кризиса;

провести анализ влияния политики США на развитие Кубы до 1991 года;

рассмотреть политику США после завершения «холодной войны»;

     -    охарактеризовать нормализацию отношений между США и Кубой.

       Научная новизна работы заключается в новом подходе к изучению трактовки причин, развития и последствий политики США по отношению к Кубе в 1970 – 2000 годы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в нем материал может быть использован: 

студентами для подготовки к семинарским занятиям по данной теме;

учителями школ в качестве дополнительного материала на уроках истории, а также всем, кто интересуется вопросом американо-кубинских отношений и т.д.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, каждая из которых разбита на два параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.



























ГЛАВА 1. КУБИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

1.1. Дореволюционная история взаимоотношений 

США и Кубы 



В 1895 году на Кубе, которая с XVI века была испанской колонией, началось масштабное антииспанское восстание, с которым Испания не смогла справиться, даже не смотря на мобилизацию 150 тысяч человек. На помощь к кубинским повстанцам пришли Соединенные Штаты. Данное решение США в первую очередь исходило из экономических интересов американских бизнесменов на Кубе. За период 1895 – 1897 годов насчитывается более 60 экспедиций американских волонтеров для поддержки восстания.

Во время беспорядков в Гаване в январе 1898 года, Вашингтон отправил броненосец «Мэн» в Гавану с целью показать беспокойство США и защитить своих американских граждан. После этого инцидента, который произошел 15 февраля 1898 года, враждебный настрой американского общества против Испании стал нарастать. Этому также способствовало и то, что за неделю до взрыва в газете «New York Journal» было опубликовано украденное письмо испанского посла в США. В этом письме был написан пренебрежительный отзыв о президенте США У. Мак-Кинли, и говорилось о том, что, если произойдет война, Испания готова к этому сражению.

В своем послании к конгрессу США, датированным 11 апреля, президент Мак-Кинли предлагает вмешаться в происходящее на Кубе, хотя Испания уже начала проводить переговоры о перемирии с повстанцами. Решением конгресса было предложить Испании вывести войска с Кубы и признать ее независимость; президенту разрешалось применить вооруженные меры для достижения этой цели. Срок для Испании был указан до 23 апреля 1898 года, но 22 апреля флот США начал блокаду Кубы, чем самым спровоцировал то, что 23 апреля 1898 года Испания объявила войну США.

Начало военных действии в Вест-Индии датируется вечером 22 апреля 1898 года. Отсчет идет от действий, совершенных американской эскадрой 

контр-адмирала Сэмпсона (два броненосца, десять крейсеров, пять миноносцев). Эскадра вышла в половине восьмого утра из Ки-Уэста, затем она оказалась на внешнем рейде Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. Также во время своего перехода американцы взяли в плен первое призовое судно – груженный лесом испанский пароход «Буэнавентура». Основной задачей для американцев было уничтожение основных сил испанского флота, поэтому американское морское командование дало установку своим боевым соединениям не допускать боев с испанскими береговыми укреплениями, чтобы не допустить потерь личного состава. Исходя из этого, американцы попытались сделать блокаду главных кубинских портов,  с помощью привлечения реквизированных после начала войны и вооруженных коммерческих пароходов.  Для охраны своего атлантического побережья, американское командование создало «летучую эскадру», командиром которой был назначен  коммодор Шлей. 23 апреля 1898 года корабли этой эскадры впервые отправились в дальний дозор 1.

Главной целью американской стратегии было завоевание господства на море, а потом уже предполагался переход к десантным операциям. На первом этапе войны американская блокирующая эскадра должна была осторожно прощупывать испанскую оборону на северном побережье Кубы. Невзирая на слабый состав испанской флотилии Антильских островов, состоявшей в основном из старых канонерских лодок, и нерешимость её командующего адмирала Мантерола, в апреле-мае испанцы три раза отбили атаки американских вспомогательных крейсеров и миноносцев в районе порта Карденас.

11 мая 1898 года американцы сделали попытку высадить свой десант в бухте Сьенфуэгос на южном побережье Кубы. Их целью было разгромить кабельную станцию подводного телеграфа, связывающую Кубу с внешним миром. Испанская береговая оборона сумела отразить десант, а противник понес потери. 18 мая вспомогательному крейсеру «Сент-Луис» удалось перерезать телеграфный кабель, соединявший Сантьяго-де-Куба с Ямайкой. Однако это действие не имело никакого значения, поскольку англичане, которым принадлежала эта линия, сбежали еще в самом начале войны, немного опечатав, и немного разобрав оборудование. 

Рабочей оставалась французская линия от Сантьяго через Гуантанамо на Гаити. Для того, чтобы перерезать и эту линию, «Сент-Луис» в сопровождении буксира «Вэмпэтук» направился ко входу в Гуантанамскую бухту, расположенную 50-ю милями восточнее. Однако американцам не удалось воплотить задуманное,  поскольку испанская канонерка с помощью поддержанной единственной береговой пушки сумела их отогнать от входа1.

Ещё до начала войны испанцы отправили на Кубу эскадру, командиром которой был назначен адмирал Сервер (в ее составе было четыре броненосных крейсера и три миноносца). Она собралась на островах Зеленого Мыса. 12 марта Сервер добрался со своей эскадрой до Фор-де-Франс на Мартинике, но там его ждал удар – ему не разрешили пополнить запас угля. Ему удалось совсем немного пополнить свои запасы угля уже в Виллемстаде на Кюрасао. А 19 мая его эскадра незамеченной вошла в Сантьяго-де-Куба.

27-28 мая 1898 года эскадре Шлея удалось установить морскую блокаду Сантьяго-де-Куба.

20 июня к берегам Сантьяго подошли 35 американских транспортов с 18-ти тысячами человек десанта, 22 – 24 июня эти войска прибыли в Дайкири и 26 июня вместе  с кубинскими повстанцами осадили Сантьяго с суши. 1 июля 1898 года американцы и кубинцы одержали победу над испанцами в битве за холм Сан-Хуанruen к востоку от Сантьяго.

    2 июля командующий сухопутными войсками дал указ адмиралу Сервере прорвать блокаду. Главной причиной этого решения был недостаток продовольственных товаров у осажденных. Утром 3 июля испанские корабли совершили попытку прорыва, чем самым спровоцировали бой, в котором все их корабли были уничтожены, американцы потеряли только одного матроса.

10 июля 1898 года американцы начали бомбардировку Сантьяго и через четыре дня одержали победу – город сдался. За все время на юге Кубы в плен попало 24 000 испанских солдат. В начале августа американцы вместе с кубинскими повстанцами захватили всю Кубой.

12 августа 1898 года между США и Испанией было заключено перемирие.

Итогом заключенного в декабре 1898 г. Парижского мирного договора, ставшего гарантом завершения военных действий, последовало то, что Испания отказалась от прав на Кубу, отдала США Пуэрто-Рико и другие острова, находящиеся под её суверенитетом в Вест-Индии.

Куба была провозглашена независимым государством, но при этом она находилась под сильным влиянием США.

1 января 1899 года США установили на острове режим военной оккупации. Под их давлением в принятую на Кубе в 1901 году конституцию в качестве дополнения была включена так называемая «поправка Платта», позволявшая американцам вмешиваться во внутренние дела кубинцев вплоть до вооруженной интервенции1. 

В 1902 году, незадолго до провозглашения республики, американское правительство поставило в известность только что избранного президента острова о четырех местах, где будут размещены военно-морские базы – Сьенфуэгос, Баия-Онда, Гуантанамо и Нипе, – предусмотренные поправкой Платта. Также было уделено внимание гаванскому порту как «месту с наибольшими преимуществами для размещения четвертой военно-морской базы»1.

С самого начала правительство Кубинской Республики, состоящее из тех политиков, которые боролись за ее независимость, отказалось предоставить территории для четырех военно-морских баз, поскольку было уверенно, что двух было более чем достаточно. Положение усугубилось после того, как кубинское правительство укрепило позиции и предъявило требование предоставить конечную разработку Постоянного договора об отношениях с тем, чтобы «установить полностью, а не по частям, все особенности, являвшиеся целями поправки Платта, и оговорить пределы его предписаниям».

Президент Маккинли  скончался 14 сентября 1901 года от выстрелов, полученных 6 числа этого месяца. Теодор Рузвельт на тот момент продвинулся в своей политической карьере, и уже занимал пост вице-президента Соединенных Штатов, и поэтому после смерти Маккинли заступил на пост президента. Рузвельту на тот момент не было выгодно доводить до конца поправки Платта, чтобы не затягивать размещение военно-морской базы в Гуантанамо. Его также не интересовал вопрос о законном положении острова Пинос. В связи с этим резко снизилось число осуждаемых военно-морских баз, предложение о гаванском порте было снято с рассмотрения и, наконец, было принято решение о расположении двух баз: в Гуантанамо и в Баия-Онда 2.

Позже в соответствии со  Статьей VII конституционного приложения, навязанного Учредительной конвенции, Договор был подписан президентами Кубы и Соединенных Штатов – 16 и 23 февраля 1903 года:

«Статья I. Республика Куба при помощи настоящего документа предоставляет в аренду Соединенным Штатам, на период времени, обозначенный арендаторами, с целью расположить на них угольные или военно-морские базы, земельные участки и водные пространства, находящиеся на острове Куба, которые описываются ниже:

1. В Гуантанамо... » Дается полное описание бухты и прилегающей территории.

2. В Баия-Онда…» Также прилагается подробное описание.

Данный Договор гласит:

«Статья III. Если Соединенные Штаты согласны признать полное продолжение сохранности суверенитета Республики Куба на вышеуказанные земельные участки и водные пространства, то Республика Куба согласна на то, чтобы в период, когда Соединенные Штаты будут занимать данные территории согласно положений, указанных в этом Договоре, Соединенные Штаты имеют право на применение в полной мере своей юрисдикции и власти на этих территориях, с возможностью приобретения в государственных целях Соединенных Штатов любых земельных участков или собственности, находящейся там, путем купли или принудительной экспроприации, полностью компенсируя ее стоимость владельцам»1.

Измерительные работы необходимой территории для  размещения межи военно-морской базы в Гуантанамо начались 28 мая 1903 года.

В Соглашении от 2 июля 1903 года относительно этого вопроса, был принят «Регламент для аренды военно-морских и угольных баз»:

«Статья I. Соединенные Штаты Америки договариваются и согласны выплачивать Республике Куба ежегодно сумму в размере 2 000 песо в золотой валюте Соединенных Штатов в течение срока, в который они будут занимать и использовать эти территории, согласно вышеуказанному Договору.

Все земельные участки, находящиеся в собственности частных лиц, и другая недвижимость, располагающаяся на этих территориях, незамедлительно 

будут приобретены Республикой Куба. Соединенные Штаты обязуются передать Республике Куба денежные средства, необходимые для покупки указанных земельных участков и частного имущества, а Республика Куба должна принять эти денежные суммы как аванс в счет оплаты за аренду в соответствии с данным Соглашением»1.

Соглашение, регулирующее эту аренду, подписанное в Гаване представителями президентов Кубы и Соединенных Штатов, было принято сенатом Кубы 16 июля 1903 года, ратифицировано президентом Кубы через месяц после этого, 16 августа, и президентом Соединенных Штатов – 2 октября. 6 октября этими ратификациями обменялись в Вашингтоне и 12 числа того же месяца и года это было опубликовано в газете «Гасета де Куба»2.

14 декабря 1903 года был придан огласке тот факт, что 10 числа этого месяца Соединенные Штаты вступили во владения земельными и водными территориями Кубы с целью расположения военно-морской базы в Гуантанамо.

В соответствии с регламентом Соглашения Соединенные Штаты должны использовать данные земли только в государственных целях, о магазинах либо промышленных предприятий не могло быть и речи.

Власти Соединенных Штатов на данных территориях и власти Кубы совместно договорились не скрывать беглецов, прячущихся от суда за преступления или нарушения, в рамках юрисдикции законов каждой их сторон, в случае, если власти страны, выдвигающей судебное обвинение, затребуют этого.

Материалы, импортируемые на эти военно-морские базы для их использования и потребления, не подлежат оплате таможенных пошлин или других видов налогов, принятых на Кубе.

Согласно положений аренды указанных военно-морских баз, США имела право использовать и занимать прилегающие водные пространства к данным земельным и водным территориям с целью совершенствования и углубление прохода к ним, и к якорным стоянкам, а также права на все необходимое для эксклюзивного применения, в чем и заключается их предназначение.

Даже, несмотря на то, что Соединенные Штаты признавали сохранение территориального суверенитета Кубы, распространяющегося на эти земельные и водные пространства, они использовали, но только с согласия Кубы, «полную юрисдикцию и господство» на данных территориях, в то время, когда занимали их в соответствии с уже указанными другими договоренностями.

В Постоянном договоре, подписанном 22 мая 1903 года правительствами Республики Куба и Соединенных Штатов, оговаривались будущие отношения обеих стран, то есть, было гарантировано «невыносимое ярмо поправки Платта»1, как это назвал Мануэль Маркес Стеринг.

Постоянный договор, подписанный обеими странами, был принят сенатом Соединенных Штатов 22 марта 1904 года и кубинским сенатом 8 июня того же года, после чего 1 июля 1904 года в Вашингтоне был произведен обмен их ратификациями. Из этого следует, что поправка Платта – это поправка к американскому закону, приложение к Кубинской конституции 1901 года и Постоянный договор между обеими странами.

Опыт, полученный американцами на военно-морской базе в Гуантанамо, пригодился для применения в Панаме таких же или худших мер в случае таких же событий.

В американском конгрессе принято часто применять метод введения поправок во время обсуждения закона, который по своему содержанию и важности является очень необходимым, заставляя законодателей пожертвовать 

или отступить от противоречивых критерий. Такого рода поправки в первую очередь ставили под удар суверенитет, за который неустанно боролся народ.

В 1912 году государственный секретарь Кубы Мануэль Сангини подписал новый договор с американским министерством иностранных дел, в котором Соединенные Штаты отказывались от своих прав на Баиа-Онда взамен на расширения границ военно-морской базы в Гуантанамо.

В том же году, когда произошло восстание Партии цветных независимых (было жестко подавлено правительством президента Хосе Мигеля Гомеса), с военно-морской базы в Гуантанамо вышли американские войска и заняли разные населенные пункты в бывшей провинции Ориенте, находившиеся неподалеку от городов Гуантанамо и Сантьяго-де-Куба. Они руководствовались стремлением «стать на защиту жизни и хозяйства американских граждан»1.

В 1917 году произошла  забастовка, названная «Ла Чамбелона», которую провели в Ориенте лица из Партии либералов, восставшие против мошенничества, замеченного во время выборов на второй срок президента Марио Гарсии Манокаля из Партии консерваторов. В связи с этим отряды американцев с базы отправились в разные пункты той кубинской провинции под предлогом того, что это они делают в целях «защиты поставки воды на базу».

В 1933 году с приходом к власти демократической администрации во главе с Франклином Делано Рузвельтом, в Соединенных Штатах остался свободным путь для необходимой реорганизации доминирующих отношений, применимых ею в отношении Кубы. Факт падение режима тирании Херардо Мачадо под давлением мощного народного движения, и как следствие приход к власти временного правительства во главе с университетским преподавателем 

физиологии Рамоном Грау Сан Мартином, выступило в роли серьезного препятствием для выполнения программы, которой требовал народ.

24 ноября 1933 года президентом Соединенных Штатов была издана официальная декларация, в которой он поощрял заговор Батисты и посла в Гаване Самнера Уэльса против правительства Грау, суть которого заключалась в том, что в нем было написано о предложении создать новый торговый договор и отменить поправку Платта. Рузвельт делал акцент на том, что «…Любое временное правительство на Кубе может быть принятым, если кубинский народ выразит ему доверие»1. Желанием американской администрации было отделаться от Грау, и они пытались приложить максимум усилий к его исполнению, а с середины ноября резко возросло влияние в правительстве молодого антиимпериалистического борца Антонио Гитераса, который в своей работе на протяжении последующих недель воплотил многие из задуманных им радикальных действий. В связи с этим появилась потребность немедленно убрать это правительство2.

13 декабря 1933 года посол Самнер Уэльс окончательно вернулся в Вашинтон, а через пять дней на его место был назначен Джефферсон Кэффери.

В период с 13 по 14 января 1934 года Батиста созвал и возглавил военное заседание в Колумбии, где выдвинул предложение снять Грау с его должности, а на его место поставить полковника Карлоса Мандиету и Монтефура, что было принято так называемой Военной хунтой Колумбии. Грау Сан Мартин подал в отставку утром 15 января 1934 года и 20 числа того же месяца его отправили в ссылку в Мексику. Мандиету удалось оставаться президентом по причине государственного переворота, который произошел 18 января 1934 года. 23 января 1934 года Соединенные Штаты признали администрацию Мендиеты, но на самом деле страной руководили  посол Кэффери и Батиста.

  Свержение вышеупомянутого временного правительства Грау Сан Мартина в январе 1934 года, ставшего жертвой своих внутренних противоречий и арсенала заключенных, маневров и актов агрессии, низвергнутых на него империализмом и его кубинскими союзниками, означало первый и необходимый шаг при навязывании олигархическо-империалистической альтернативы в качестве выхода из кубинского национального кризиса1.

Правительству, возглавляемому Мендиетой, предназначалось выполнить задачу преобразования связей неоколониальной зависимости страны.

Ни олигархия, вернувшаяся к власти, ни правительство Вашингтона не были в состоянии игнорировать настроение кубинского народа по отношению к неоколониализму и его орудиям. Соединенные Штаты тоже знали, какую важную роль играла поддержка латиноамериканских правительств, в том числе Кубы, в уже предсказуемой конфронтации с другими возникающими империалистическими державами, такими как Германия и Япония.

В начинавшемся тогда процессе должны были зародиться формулы, гарантирующие обновленное функционирование неоколониальной системы. Политика «доброго соседства» в большой степени принимала во внимание оппозицию латиноамериканских стран открытому интервенционизму, практиковавшемуся Вашингтоном в этом полушарии. Целью политики Рузвельта являлось создание нового имиджа своих отношений с континентом при помощи дипломатической формулы «доброго соседа».

Одной из мер реорганизации было подписание 29 мая 1934 года нового Договора о кубино-американских отношениях, который модифицировал Договор от 22 мая 1903 года, подписанный в то время другим Рузвельтом, возможно дальним родственником, из «Жестоких всадников», высадившимся на Кубе.

За два дня до этого, 27 мая, в 10.30 утра, в то время как посол Соединенных Штатов Джефферсон Кэффери готовился покинуть, как обычно, свою резиденцию в Альтурас-де-Альмендарес, на него было совершено покушение несколькими неизвестными лицами, выстрелившими в него из машины три раза. На следующий день, 28 мая, в полдень, когда служебный автомобиль первого секретаря посольства Соединенных Штатов Г. Фримана Мэтьюса ехал по Пятой Авениде в микрорайоне Мирамар, возвращаясь из посольства, где он оставил дипломата, на него напали из проезжающей мимо машины несколько человек, вооруженных автоматами. Один из них, обращаясь к шоферу, сказал, чтобы тот передал Мэтьюсу, что он дает недельный срок, чтобы тот убрался с Кубы; вслед за этим разбил переднее ветровое стекло, и они быстро скрылись1.

Эти действия отражали всеобщую враждебную настроенность по отношению к Соединенным Штатам и, вероятно, могли ускорить подписание нового Договора об отношениях, в котором предлагался предположительный конец непопулярной поправки Платта.

Новый Договор об отношениях устанавливал отмену права на интервенцию Соединенных Штатов на Кубу, а также, что:

«Республика Куба и Соединенные Штаты Америки, руководствуясь желанием укрепить дружеские связи между обеими странами и, с этой целью, изменить отношения, установившиеся между ними в силу Договора об отношениях, подписанного в Гаване в 1903 году, одобрили следующие статьи:

Статья 3. До тех пор, пока обе договаривающиеся стороны не придут к единому согласию об изменении или отмене положений Договора, подписанного 16 февраля 1903 года президентом Республики Куба и 23 числа того же месяца и года президентом Соединенных Штатов Америки, относительно аренды Соединенными Штатами земельных участков на Кубе для 

угольных баз или размещения военно-морских баз, остаются в силе положения этого Договора, касающиеся военно-морской базы в Гуантанамо. Относительно этой военно-морской базы, также остается в силе, в той же форме и при тех же условиях, дополнительная поправка, касающаяся военно-морских или угольных баз, разработанная обоими правительствами 2 июля 1903 года. Пока Соединенные Штаты Америки не покинут упомянутую выше военно-морскую базу в Гуантанамо или пока оба правительства не придут к соглашению об изменении ее актуальных границ, ее территориальная протяженность и границы останутся такими же, какими они являются в день подписания настоящего Договора»1.

Сенат Соединенных Штатов ратифицировал новый Договор об отношениях 1 июня 1934 года, а Куба – 4 июня. Через пять дней, 9 июня, в Вашингтоне произошел обмен ратификациями Договора об отношениях от 29 мая того же года, формально положив конец поправке Платта, но сохранив военно-морскую базу в Гуантанамо.

Новый Договор узаконил положение де-факто, в котором находилась военно-морская база в Гуантанамо, и, таким образом, расторгалась часть соглашений, заключенных 16 и 23 февраля, а также 2 июля 1903 года между обеими странами, касающаяся земельных и водных участков в Баия-Онда, а в часть, имеющую отношение к земельным участкам и водным пространствам на территории военно-морской базы в Гуантанамо, вносились изменения с целью их расширения.

Соединенные Штаты держали военно-морскую ба.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%