- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Жанр «Ток-шоу» в системе современного телевидения.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001335 |
Тема: | Жанр «Ток-шоу» в системе современного телевидения. |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ) ИНСТИТУТ МАССМЕДИА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра журналистики Мацюнскайте Дана Александровна (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММ «Пусть Говорят», «Познер», «Наедине со Всеми») Направление подготовки 42.03.02 «Журналистика» Выпускная квалификационная работа студентки 5-го курса заочной формы обучения Допущена к защите на ГЭК Заведующий кафедрой, Научный руководитель профессор ст. преподаватель __________________ Н.К.Сванидзе ____________ С.Ю.Сидоренко «___» _____________ 201_г. «___» _____________ 201_г. Москва 201 СОДЕРЖАНИЕ Ст. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Жанр «Ток-шоу» в системе современного телевидения ………………………………………………………………… 6 1.1 Механизм воздействия телевидения на умонастроения общества……………………………………………………….. 6 1.2 Жанровые особенности ток-шоу и его основные характеристики……………………………………………… 1.3 Особенности воздействия ток-шоу на зрительскую аудиторию 14 ГЛАВА 2. . Методы и особенности формирования общественных настроений с помощью ток-шоу «Пусть говорят», «Школа злословия» и «Познер»……………………………………………………………………… 18 2.1. «Пусть говорят»……………………………………………….. 18 2.2. «Школа Злословия»…………………………………………… 20 2.3. «Познер»………………………………………………………. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 36 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………… 38 ВВЕДЕНИЕ Существует известное устойчивое выражение, что журналистика – это четвертая ветвь власти.«Один американский журналист сказал, что для того, чтобы влиять на жизнь общества, не обязательно быть избранным президентом.»1. Всем известно, что средства массовой связи (далее - СМИ) стали не просто неотъемлемой и важной частью развития современного общества, но и важным инструментом социального воспитания личности. Более того, СМИ можно смело назвать двигателем прогресса и рычагом исторических происшествий, способным повернуть ход тех или иных значимых мировых событий. Одно из них (средств массовой связи), а именно телевидение, обеспечивает возможность зрительного и иллюстративного восприятия, а значит и более сильного эмоционального влияния на психику. На нынешний момент телевидение стало лидирующим средством коммуникации по охвату аудитории и возможностям воздействовать на сознание человечества. В результате проведенных исследований, статистика показала, что в среднем человек отдает более 5 часов своего свободноговремени на просмотр телевидения ежедневно. Проигрывает разве что – интернету. 2 Проблеме пагубного и благотворного влияния телевидения на …………. посвящено большое количество литературы и научных работ. Дело в том, что средства массовой информациизачастую влияют на наши вкусы, мировоззрение и психо-эмоциональное настроение.В частности, передачи в жанрах ток-шоу пользуются особой популярностью, привлекая своей эмоциональностью, откровенностью, а также тем, что дают возможность зрителю самому принять в них живое ,активное участие, сидя дома перед экраном и звоня в студию, если выпуск идет в прямом эфире. Именно обратная связь или интерактив (от англ. interaction — «взаимодействие») создает ощущение у человека сопричастности к тому, что транслируется по телевизору в настоящий момент. Актуальность темы исследования обуславливается стремительным ростом количества ток-шоу в отечественном медиапространстве, уровнем их влияния на массовое сознание, а также интересом аудитории к такому телевизионному жанру. Теоретическая значимость. Дипломная работа вносит определенный вклад в изучение зависимостинастроений обществаи модификации сознания личности под действием телевизионных программ. Практическая значимость. В основу дипломной работы легли материалы, которые могут найти применение при подготовке общих и специальных курсов, учебных пособий по трансформации сознания личности под действием телевизионных программ, а также могут быть использованы на лекциях и практических занятиях по курсу «Телевизионная Журналистика» и «Психология журналистики». Научная новизна. Влияние телевидения на общественное мировоззрение под действием ток-шоу программ впервые рассматривается на примере телепередач «Пусть Говорят», а также «Наедине со всеми» и «Познер». В работе были использованы различные методологические принципы исследования: системный и общий анализ выбранной темы и, полученных во время работы, результатов, а также их синтез. Во второй главе курсовой работы были применены такие методы как: наблюдение и описание, а также метод выборки материала для анализа из телевизионных программ. Объект работы – телевизионные программы «Пусть говорят», «Наедине со всеми» и «Познер». Предмет работы – психология воздействия на зрителей на примерах ток-шоу «Пусть говорят», «Наедине со всеми» и «Познер». Цель работы – изучить и проанализировать особенности механизма воздействия и масштабы влияния ток-шоу на российском телевидении(на примере телевизионных программ «Пусть говорят», «Наедине со всеми» и «Познер».) Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование личности. 2. Исследовать исторические условия становления ток-шоу в России и мире. 3. Изучить корпус литературы и телепередач 4. Исследовать специфику структуры и истории создания ток-шоу «Пусть говорят», «Наедине со всеми» и «Познер». Методы исследования: - метод анализа; - метод синтеза; - опрос; -отсмотр выпусков выбранных телевизионных передач - метод обобщения. Структура исследования. Цели и задачи определили структуру данной работы. Диплом включает в себя введение, две главы (общетеоретическая и практическая), заключение и список литературы. Также следует упомянуть, что в некоторых разделах дипломной работы присутствует заимствованный материал. ГЛАВА 1 ЖАНР «ТОК-ШОУ» В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ 1.1. Механизм воздействия телевидения на умонастроения общества Стоит заметить, что современное телевидение является весьма привлекательной областью для изучения среди большинства социологов, психологов и политологов. И тому есть ряд веских причин. Во-первых, телевидение имеет огромный охват аудитории, а следовательно и масштабы популярности данного средства коммуникации и информации очень велики. Согласно полученным данным, в марте 2014 года 90 процентов россиян и 94 процента москвичей получают информацию о событиях в нашей стране и в мире из телевизионных передач. На долю "сарафанного радио" (друзья, родные, соседи) приходится 25 процентов в масштабах всей страны. Что касается интернет-изданий, то из них черпают информацию 24 процента россиян и 42 процента жителей столицы.3 Во-вторых, та скорость формирования общественного мнения, с которой телевидение успевает «достучаться» до сознания людей, не может оставлять равнодушными специалистов психологии, заставляя все чаще и чаще изучать секреты такого феномена, как телевидение. В-третьих, доказано огромное влияние телевидения на социальные институты семьи, государства и религии. Оно закладывает человеческие ценности, является своего рода регулятором общественных правил и законов, а также выступает стимулятором массовых движений, что особенно ярко сказывается на политической деятельности государства. Несомненным достоинством телевидения является так называемый «эффект присутствия», что дает возможность воспринять информацию не только на слух, но и зрительно. А ведь фотографическая память развита у большей части человечества, и телевидение этим пользуется. Более того, смотря тот или иной сюжет, фильм, телепередачу, зритель может фокусировать свое внимание на том, что интересно ему самому и расставлять акценты на свой вкус. По принципу :слышу, что хочу услышать, вижу, что хочу увидеть. Затронув тему влияния телевидения на умонастроения людей и психологию как таковую , стоит изучить механизмы, которые оказывают такое мощное воздействие на телезрителей. ??????кто это???Братченко С.Л. определяет манипулирование через категорию «воздействие». «Манипулирование – это один из способов целенаправленного воздействия одного человека (манипулятора) или группы людей на другого (других), при котором влияние осуществляется, прежде всего, в интересах манипулятора и предпочтительно незаметно для объекта манипулирования».4 Первым способом,безусловно, станет способ убеждения. Огромная часть потока информации, которая льется с монитора телевизора, пропитана неприкрытыми попытками убедить нас, что метко подмечает Э.Аронсон: «Всякий раз, когда мы включаем <…> телеприемник, <…> кто-то все время пытается нас поучать, убедить купить какой-то продукт или проголосовать за кандидата, или подписаться на новейшую версию того, что правильно, верно или прекрасно».5Ричард Петти и Джон Качоппо, а также Элис Игли с Шелли Чейкен создали теорию, согласно которой различают убеждения на прямые и косвенные (или опосредованные). Прямым способом убеждения называется способ, при котором приводятся веские доводы и логические аргументы. Слушатель или в конкретной ситуации с телевидением – это зритель, будет максимально сосредоточен и готов «переваривать» новую информацию. Считается, что именно этот способ может оказать большее влияние на человека и его поведение. Вряд ли кто-то из нас сможет устоять под натиском аргументированной, логичной информации. А если еще перед зрителями выступит приглашенный эксперт, то никаких сомнений в правоте и объективности суждений у зрителя не останется. Косвенным же способом называют тот, в котором влияние оказывают вовсе не аргументы, а такие случайные факторы,как музыкальное оформление(сопровождение), цветовое решение изображаемой картинки, привлекательность оратора(ведущего, диктора). В подобных случаях информационное воздействие носит непреднамеренный характер. Такие незамысловатые, но грамотные манипуляции зачастую используются в рекламных роликах. При косвенном способе убеждения человек даже может не догадываться, что на него в данном случае вообще оказывается воздействие. Ему не так важен смысл, сколько важен посыл. Зададимся вопросом : способно ли телевидение конструировать нашу реальность и убедить нас, допустим, в том,чего вовсе нет и никогда не было? В этом отношении, очень любопытно отследить предвыборные кампании в политической деятельности. Телевидение используется на дебатах как основной инструмент формирования общественного мнения и завоевания зрительских симпатий, являя собой некое подобие арены. Рассмотрим пародию таких мероприятий на примере художественного фильма «Плутовство» Барри Левинсона. По сюжету,чтобы отвлечь внимание общественности от сексуального скандала, связанного с президентом США, вызывают специалиста по нештатным ситуациям Конрада Брина. Брин решает инсценировать небольшую войну и, в свою очередь, привлекает известного голливудского продюсера Стенли Мотса. Вдвоем они организуют шоу в мировом масштабе с истинно голливудским размахом! Ну не мог Стенли Мотс упустить этот редкий шанс удовлетворения своих профессиональных амбиций!6 Слоган фильма : хвост виляет собакой. Что подразумевает под собою эта метафора? Фильм «Плутовство» сатирически продемонстрировал, что иногда именно хвост управляет, а собака лишь смиренно кивает и исполняет команды. Итак, предвыборная кампания : есть действующий президент, изъявивший желание быть переизбранным на второй срок, имя которого непосредственно осквернено скандалом сексуального характера. Опросы показывают, что его популярность стремительно падает вниз. И есть PR -служба президента, которая этот скандал должна решить любыми из возможных способов. Сформировать образ идеального правителя у населения США приглашается успешный сотрудник теле-индустрии. В целом, фильм базируется на описании процесса совместного труда работников телевидения и немного циничных пиар-специалистов. Методы их деятельности удивляют, а результаты приносят плоды и демонстрируют прямую зависимость эмоционального настроения общества от телевидения. Какого президента захочет видеть народ? Конечно же, президента – победителя, президента -завоевателя! Таким образом, приходит первое решение заполучить зрительские симпатии – взыграть на патриотических чувствах. На примере «Плутовства» можноотследить связь между такими явлениями, как война против албанских террористов и PR-служба президента. Если воевать не с кем, то войну можно инсценировать и показать по телевидению.В ход идут спланированные отснятые интервью, транслируются военные ролики. «Хвост виляет собакой», однозначно, из тех картин, о том, что информационные сводки и предвыборные агитации искажаютнаши взгляды на некоторые явления жизни и в буквальном смысле создают (конструируют) нашу реальность. Психология большинства людей такова: если это показали по телевизору, значит - это было! Ни радио, ни фотографии на страницах журналов и газет никогда не смогут доподлинно убедить общественные массы.Что же является реальностью? То, что происходит, или то, во что верят? Здесь следует упомянуть и о предвыборной борьбе в России. Именно накануне выборов начинают продвигаться все важные социальные проекты, поднимаются пенсии, говорится о снижении налогов и повышении заработной платы. Ожидание быстрых позитивных перемен составляют основной источник мотивации выбора. Приводится множество веских аргументов, работает прямой способ убеждения, играющий на патриотических чувствах граждан. Другим не менее актуальным аналогичным примером работы журналистов, как психологов над массовым сознанием, является русская комедия «День Выборов». Очередная предвыборная кампания губернатора, где вновь на помощь приходит команда PR-специалистов и работников СМИ, которая детально просчитывает каждое слово и действие претендента на пост. Сюжет отчасти гиперболирован, но основная мысль такова: убедить общественность и повлиять на массы средствам массовой информации под силу. Телевидению – особенно. Возможно все: слепить любой сюжет, отобразить любой имидж и создать из пепла образ идеального честного чиновника. И даже самый скептик начнет смягчать свои взгляды и верить увиденному, ведь глаза обманывать не могут. Вернемся к рассмотрению механизмов телевидения, оказывающих влияние на умонастроения людей. Есть совершенно иные способы «давления», действующие на бессознательном уровне. Именно о них телезрители зачастую не осведомлены. По выражению Р. Пацлафа, подобная необразованность неизбежно приведет к тому, что «не мы будем хозяевами телевизора, а телевизор – нашим хозяином». 7 Многие исследователи неспроста сравнивают состояние, возникающее при телепросмотре, с гипнотическим трансом, либо наркотическим опьянением (Р. Пацлаф, С.А. Зелинский, Т. Маккенна, М. Винн, К. Янг). Телевидение,несомненно,вызывает зависимость. Сама «природа» телесигнала изначально направлена на то, чтобы спровоцировать у человека проявления базовых инстинктов (голод, желание), либо психопатологии, а затем снять их, благодаря чему и провоцируется стойкая зависимость.8 Зритель не всегда может отдавать себе отчет в подобной «подневольности» и попросту не замечать, как его приоритеты смещаются в сторону просмотра телевизора, уступая место первоочередным потребностям и нуждам( прогулки на свежем воздухе, чтение книг, общение с внешним миром, занятия спортом и др). Гипнотизирующее действие описал американский психолог Р. Арнхейм: «Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание. <…>не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены».9 Таким образом, мы постепенно начинаем разбираться, как же работает машина телевидения: утверждения основываются на подаче информации в виде готовых клише, отвечающих подсознательным стандартам мышления. По словам С.Московичи, «утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть…идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории…принять идею без обсуждения такой, какой она есть…не раздумывая».10 Одновременно с убеждением, подкрепленным вескими доводами или сопровождающимся приятным закадровым голосом, или подающимся через красивую картинку, а порой выражающимся через добрый совет и обращение, и повторением информации из раза в раз получается что-то вроде гипнотического влияния. Также большой эффективностьюв сферетелевизионного влияния обладает механизм обращения к подсознательным инстинктам, чувствам и эмоциям человека. В 1972 году Герта Штурм провел ряд экспериментов, чтобы исследовать эмоциональное воздействие телевидения на человека и обнаружил уникальное явление. Оказалось, что через три недели после просмотренной передачи зрители забывали саму суть, что логично поясняет кривая забываний или кривая Эббингауза(через 6 дней человек помнит лишь 20% информации). Но эмоции,возникавшие во время просмотра, остаются в памяти. 11 Зритель может испытывать радость, гнев, азарт, страх. За какими-то из испытанных эмоций ему захочется вернуться вновь и включить ту или иную телепрограмму. Далее рассмотрим психологическое воздействие, оно как раз оказывает самое заметное влияние на человека. Со временем на зрителя оказывают действие даже заставки передач, кинофильмов и тд, вызывая те или иные ассоциации. Телевизионная атрибутика становится эдаким раздражителем психо-эмоционального настроения, давая то позитив, то негатив тому, кто ее поглощает. И вот зритель уже на крючке: если есть реакция, значит механизм запущен корректно и начинает свою работу. Телевидение формирует и предлагает зрителю любую реальность, в которую тот хочет верить. Этим объясняется обилие телевизионных каналов. Нетрудно заметить, что и вставка рекламных блоков идет примерно через равное количество времени. Нет, это не случайность. Все рассчитано на то, чтобы удержать зрителя, чтобы он снова вернулся, чтобы снова включил телевизор. Не просто так создается и тщательно продумывается сетка вещания телеканала. Существуют летний и зимний период телепередач, разнится и время их размещения (прайм – тайм), учитываются «продукты», идущие на соседних телеканалах в тот же самый момент. На заре своего появления на российскихтелеэкранах ток-шоу выходили только в вечернее время. Трудно вообразить, сколько грамотных психологов потратили в свое время сил на то, чтобы продумать и просчитать каждую мелочь. Зритель должен остаться и поверить. Индивид, не попавший в сети телевидения с детства, обычно психически здоров, наивен, верит в справедливость и не зависим от общественного настроения. Сложно вообразить современный мир без телевидения. Оно играет важную роль в формировании у зрителя картины мира и восприятии окружающей реальности. Телевидение имитирует действительность. Импонирует телезрителю это или нет, но самым популярным материалом для сюжета становятся те события, которые дают моментальный эмоциональный всплеск: смерть, разрушения, драки, оскорбления, жестокость, несправедливость и тд. Люди всегда хотели «хлеба и зрелищ». Сюжет не должен оставить равнодушным. В книге «Как делать сюжет новостей» Константин Гаврилов пишет о том, что в каждом из нас живут архетипы, образы коллективного бессознательного мышления, уходящие корнями к пещерным предкам. И если раньше те церемониально собирались у костра и рассказывали сказки, ставили инсценировки, то мы, подобно вековым инстинктам, собираемся у экранов телевизора и эти самые сказки слушаем, а зарисовки смотрим. Науменко Т.В. выделяет понятия заражения, внушение и подражание как основные способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию и дает следующие определения этих понятий: 1. Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера. 2. Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе. 3. Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов.12 Безусловно, критиковать телевидение будет некорректно. И утверждать, что оно оказывает исключительно пагубное влияние невозможно.Помимо развлекательных и информационных задач, оно несет в себе и научно-образовательную функцию, расширяя наш кругозор и пополняя багажи знаний. Итак, на сегодняшний день телевидение - это своего рода«зомбирование» и подчинение нашего живого чистого сознания различным силам(чувствам, эмоциями, гипнозу, интуиции и др), только не нам самим. Оно внедряет в нас огромное количество информации, зачастую навязывает жизненные установки и становится мотивацией нашего поведения и мышления. Понимая и осознавая, на чем основывается механизм манипуляции телевидения, зритель сможет контролировать долю навязываемой ему извне информации и абсорбировать лишний информационный избыток. 1.2 . Жанровые особенности ток-шоу и его основные характеристики Во второй половине ХХ века на мировой арене телевидения произошло восхождение нового жанра. Он быстро сумел завоевать сердца телезрителей и стал одним из самых любимых и популярных жанров телевизионной журналистики. Речь идет о ток-шоу. В переводе с английского ток-шоу означает «обсуждение,беседа»(talk-говорить, show - показывать). Изначально термин больше относился к сцене, но и на телевидении он имеет аналогичные признаки и свойства. Если свести к минимуму все основные характеристики жанра ток-шоу, то ими будут: обязательное присутствие зрителей в студии, легкость и откровенность беседы, и, безусловно, яркий, харизматичный образ ведущего. В Америке в 50-е годы была телепередача Уолта Диснея, в которой он рассказывал о предстоящих мультфильмах, показывал героев в эскизах и спрашивал у зрителей, какие им нравятся, а какие — нет. Распространенными были типичные «квизы» (вопрос задавался в студии, а ответы от телезрителей поступали по телефону или в письмах) — так зарождалось интерактивное телевидение. Подобные телепрограммы, как правило, принадлежали к развлекательному телевидению. Но со временем, кроме четко определенных видов (игры, викторины и т. д.), появились новые — смешанные. Соответственно появился и новый термин — «ток-шоу».Хотя понятие «шоу » в бывшем Советском Союзе связывалось с чужой социалистическому строю идеологией. «Итак, шоу — это зрелище, спектакль. То же можно сказать о кино и театре. Но телевидение имеет свою специфическую природу, которая отличает его от других видов искусства. Телевидение, кино и театр имеют одинаковую конкретно-чувственную основу, лаконичную знаковую систему, являются аудиовизуальными, существуют одновременно в пространстве и времени (в отличие от архитектуры и музыки)»13. Следует подчеркнуть, что ток-шоу является чисто экранной программой еще ??и потому, что его основной определитель —восприятие зрительное, а не только слуховое. Основоположником жанра ток-шоу считается американский журналист Фил Донахью. Вокруг идеи возникновения ток-шоу ходит множество легенд и историй, одна из которых гласит, что когда у Донахью закончился лимит вопросов во время интервью в прямом эфире, он не растерялся и решил обратиться к зрителю из студии. «А есть ли у вас вопросы к нашему гостю?» - спросил Фил. Этот прием нашел отклик в сердцах аудитории, находившейся в студии. Дебют The Phil Donahue Show ( так называлось его передача) состоялся в Дейтоне (штат Огайо). В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью ток-шоу стало настолько популярным, что практически на всех телеканалах США — от крупных, общенационального значения, до мелких, провинциальных, — появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования передачи все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам, и все больше приобретали скандальный характер14. Впоследствии этот жанр получил всемирную известность, и в 80-х годах пришел в страны Европы и даже Советского Союза15. Ток-шоу жанр стартовал перед российскими телезрителями в нетипичном формате. В первый раз отечественная аудитория увидела ток-шоу в 1982 году. Это были телемосты, которые в прямом эфире соединяли зрителей Америки со зрителями СССР : Москва – Лос-Анджелес. Это было абсолютным новшеством и своего рода прорывом в телевизионной практике. С стороны СССР в роли сценариста выступал Иосиф Гольдин. А режиссировал Юлий Гусман. На сегодняшний день классическое понимание этого жанра на телевидении представляет собой такую концепцию: -ведущий(модератор и творческая группа) -приглашенные гости(собеседники или оппоненты) -зрители в студии (которые тоже могут принимать участие в обсуждении). Проанализировав спектр специализированной литературы, на данный момент можно систематизировать и выделить определенные виды ток-шоу: - По речевой форме 1)диалогические - осуществляются в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов или в виде беседы (дискуссии) двух или нескольких участников общения(«Познер», «Наедине со всеми») 2)монологические - связная речь одного оратора, цель которой — сообщение о каких-либо фактах и явлениях ( НЕ ЗНАЮ КАКОЙ ПРИМЕР, НОВОСТИ НЕ ПОДОЙДУТ ЖЕ) 3)полилогические - разговор многих участников, причем речь переходит от одного к другому. («Пусть говорят», «Прямой эфир»). - По формату(????корректно ли названа категория?) 1)разговорные («Пусть говорят», «Прямой эфир», «Давай поженимся») 2)игровые («Угадай мелодию», «Танцы», «Без страховки») 3)постановочные (« Comedyclub». «Вечерний Ургант» , «Один в один») - По тематике 1)общественно-значимые (политика, экономика, шоу-бизнес) 2)психологические ( личные и социальные сферы жизни) 3)специализированные(здоровье, спорт, кулинария) и смешанные 4)событийные выпуски (скандал, юбилей, развод, событий) - По жанрам16 1)телемост 2)теледебаты 3)беседа 4)дискуссия Остановимся на более детальном рассмотрении жанровых особенностей ток-шоу. Телемост от теле- (греч. ???? «далеко») и мост — совокупность технических и организационных мер, направленных на обеспечение двусторонней аудио- и видеосвязи между двумя и более удалёнными объектами посредством телевизионной техники, спутниковой или какой-либо другой связи. Один из видов групповой телекоммуникации.17 В книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием» сказано, что телемосты появились «с личного благословения» Горбачёва. Там же рассказано, что в этот период на Познера писал доносы его коллега, обвиняя ведущего в «антисоветизме».18 Чаще всего телемосты используются в новостных выпусках, но и в передачах ток-шоу мы часто можем видеть подобные способы коммуникации. Теледебаты – вторая разновидность жанра ток-шоу, которая использует зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов, как один из методов формирования общественного мнения. Теледебаты заключают в себе сенсационный элемент, а потому отвечают за развлекательную функцию на телевидении. Здесь зритель может детальнее ознакомиться с личностью кандидата. Ведущий подобных ток-шоу имеет достаточно влиятельные позиции в отношении зрителей.Используя психологические приемы, ведущий может манипулировать эмоциями зрителя относительно каждого из кандидатов. В этом ему приходят на помощь выражения, мимика или жестикуляция. Ярким примером на теледебатах на отечественном телевидении является ведущий Владимир Соловьев. Известно много скандальных и провокационных ситуаций в рамках передачи «Вечер с Владимиром Соловьевым». Он не всегда стремится урегулировать возникший спор или уладить острый конфликт, который зачастую имеет место быть на теледебатах. Скорее наоборот, задача ведущего подобного жанра ток-шоу состоит как раз в противоположном: максимально поднять рейтинг передаче, добавив остроты. А сделать это можно путем подогрева духа конкуренции и скрытого выявления лидера, которому сам ведущий может отдавать свои симпатии совершенно открыто. Беседа – разновидность ток-шоу, которая предполагает диалог. Чаще всего в беседе используются различные видеосюжеты или фотодокументы. Главный принцип в построении беседы заключается в том, что ее участники являются равноправными собеседниками. Этот жанр исключает доминацию ведущего.На современном телевидении ярким примером беседы является телепередача «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой. Ведущая очень тактично задает вопросы своим героям, затрагивая личные и сокровенные проблемы. Перед ней стоит достаточно непростая задача: расположить своего собеседника на доверительный разговор и создать уютную атмосферу в студии. Известны случаи, когда приглашенные гости совсем не хотели идти на контакт, и создавалась очень напряженная обстановка. Достаточно вспомнить выпуск с народной артисткой Людмилой Максаковой. Скандальное интервью взорвало общественность. Разговор не клеился с самого начала, известная актриса переходила на личности, была не сдержанна в выражениях и ,как считают многие, хамила. Может ли ведущий программы встать и уйти, отказавшись от эфира? Имеет ли он право поставить на место приглашенного гостя, особенно если тот является именитым и уважаемым человеком в культурной среде? Конечно, нет, а потому жанр беседа предполагает под собой нечто интимное и что-то очень психологически тонко-продуманное. Ведущий обязан быть готов к различным поворотам беседы. Дискуссия –еще один жанр разговорного шоу, обычно представляет собой полилог ведущего с приглашенными гостями и экспертами. Важным является то,что точки зрения должны быть принципиально разными, тогда будет назревать конфликт, столкновение мнений и поиски пути решения проблемы.Рейтинг такой передачи будет зависеть от выбора участников, проблемы и умения импровизировать по ходу дискуссии. Сегодня можно увидеть, что дискуссия практически заменяет беседу. Так, например, программа первого канала «Пусть говорят» начинается с беседы с главным участником выпуска и завершается активной дискуссией в конце с участием остальных гостей студии: звезд эстрады, политиков, экспертов и общественных деятелей. В процессе обсуждения могут принимать участие и зрители, находящиеся в аудитории, которые порой «перетягивают на себя одеяло» и помогают в поднятии рейтинга. Можно вспомнить парня, кричавшего: «Адвока-а-а-а-т!», ролики с его короткой репликой до сих пор гуляют по интернету. Популярность ??? объясняется актуальностью и насущностью затронутых проблем, а также эмоциональным всплеском. Порой доходило даже до драк в студии. Несмотря на то, что по своей природе жанр дискуссия имеет импровизационный характер, существует определенный план подготовки сценария программы. «Сценарная разработка «разговорного представления» – некое русло, приготовленное для того, чтобы точно направить поток мыслей приглашенных людей, обозначить постановку проблемы и линию поведения ведущего, продумать возможные выводы».19 Не менее важным в любом ток-шоу является подбор фигуры ведущего. Образ модератора должен соответствовать жанру, направленности телепрограммы. Его имидж должен привлекать зрительскую аудиторию, а не отталкивать, так как это скажется на общем рейтинге передачи. От него же будет зависит атмосфера в студии. Ведущий должен чувствовать героев, быстро реагировать, суметь урегулировать конфликты, если таковые возникнут и уделить должное внимание зрителям в студии. Ведущих ток-шоу передач можно также условно классифицировать: 1) Провокатор 2) Сопереживатель 3) Шоу-мен или юморист 4) Борец за справедливость После выявления самых основных составляющих программы, остается решить лишь вторичные вопросы: сбор массовки, время съемок и т.д. 1 Цвик В.Л. «Телевизионная журналистика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика » / В.Л.Цвик - 2-е изд., 2013г. Юнити-Дана, стр. 5 2https://iom.anketolog.ru/2013/06/10/dosug-molodegi - статистика 3http://rg.ru/2014/06/18/tv-internet-site.html 4 Братченко С.Л. учебно-методический курс «Психология манипуляции» 5Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / изд. 7.; пер. с англ . -- М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с. 6http://www.kinopoisk.ru/film/2989/ 7 Райнер Пацлаф «Застывший взгляд»- Издательство Evidentis, 2003 г. 8Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ: Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик /С.А.Зелинский. – СПб.: Скифия, 2008. – 248 с. 9Гримак Л.П. Гипноз и телевидение /Л.П.Гримак //Прикладная психология. – 1999. – №1. – С. 74-81. 10http://polbu.ru/karamurza_ideologia/ch48_all.html 11 Баркан Алла Исааковна «Ультрасовременный ребенок», Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г. 12 «Социология массовой коммуникации: Учебное пособие» -Тамара В. Науменко ,Издательский дом "Питер", 2005 13 Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования/ Э.В. Могилевская // Акценты: новое в массовой коммуника-ции. – Воронеж, 2006. – №5–6 (60–61). – С. 41–49. 14 Телевизионная журналистика : [учебник] / редколегия : Георгий Кузнецов, Валерий Цвик, Александр Юровский. — М. : Узд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с. 15Телевизионная журналистика : [учебник] / редколегия : Георгий Кузнецов, Валерий Цвик, Александр Юровский. — М. : Узд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. — 304 с. 16Вакурова Н.В, Москвин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции.-М.,1997.С 86 17https://ru.wikipedia.org/wiki 18«Влад Листьев. Пристрастный реквием» ISBN 978-5-905629-27-3, стр. 68-69 19Бакшин В.В. Основы журналистики: учебное пособие.- М.: Издательство Флинта; Наука, 2009. --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------------------------------------------ 2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: