- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Искусство в системе «человек – природа» в условиях современного общества
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011327 |
Тема: | Искусство в системе «человек – природа» в условиях современного общества |
Содержание
1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1.1. Искусство в системе «человек – природа» в условиях современного общества. Выделяют две основные точки зрения на путь развития современного сообщества. Первая, перспектива человечества -его автотрофность, другими словами независимость от природы, развитие на основе искусственного кругооборота веществ и создаваемой человеком второй природы (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). Однако, «техническое развитие абсолютно необходимо, но его недостаточно: иной должна стать цивилизация, иным - духовный мир человека, его потребности, его ментальность». Если ранее процесс антропогенеза проходил беспорядочно и стихийно, то теперь настало время, «когда в этот процесс должен вмешаться коллективный разум человечества». Другая точка зрения заключается в том, что: человек должен вписаться в естественные биосферные циклы. Но это представляется невозможным, так как жизнедеятельность и «смысл» существования человека предполагают вмешательство в природные процессы, трансформацию и использование природной энергии. Таким образом, целесообразнее найти третий путь, который можно назвать «направленным антропогенезом. Поэтому можно говорить о необходимости формирования новой культуры. При анализе данной проблемы особенно важно учитывать влияние созданной человеком техносферы на искусство и художественное мышление, особенности этого мышления в современных условиях, сложные, неоднозначные отношения между ментальностью и художественной практикой. Взаимная зависимость между стилем мышления и развитием искусства должна рассматриваться как непростое следование одного из другого, необходимо учитывать тенденций, характеризующие всю социокультурную систему в целом. Система «природа- человек» имеет огромное количество смыслов, граней, вариации. Во многом, это проблема соотношения естественного мира природы с искусственно созданной человеком средой, т.е. «второй природой», миром культурным. В современной науке культура понимается как искусственное явление, транслирующееся через поколения посредством языка и символов, практического освоения и прямого подражательства. Культура усваивается личностью в процессе ее социализации. По мнению Э.А. Орловой, культура включает материальные объекты, образы, идеи, различные технологии, психо- и социокультурные связи между людьми. Перечислим основные подходы к пониманию искусства. Во-первых, искусство это особый вид духовного отражения и освоения действительности; во-вторых, это один из элементов культуры, в котором накапливаются и развиваются художественно-эстетические ценности; в-третьих, искусство можно рассматривать как форму чувственного познания мира. Выделяют три способа человеческого познания: рациональный (логический, основанный на мышлении), чувственный (основанный на эмоциях) и иррациональный (основа-интуиция). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека присутствуют все три, но для каждого элемента культуры будет доминирующим один из способов познания: в науке - рациональный, в искусстве - чувственный, в религии - интуитивный. В-четвертых, искусство – это проявление творческих сил и способностей человека. И в-пятых, можно рассматривать искусство как процесс освоения художественных ценностей, доставляющий удовольствие, эстетическое переживание (проблема восприятия и понимания искусства). В понимании культуры в более широком смысле можно рассматривать искусство как способ совершенствования определенных технологий (различные художественные приемы и методы, стили и направления искусства); результаты художественного творчества (художественно-эстетические ценности); степень развития личности (проблема доступности произведений искусства, процессы создания и восприятия художественных образов). Как средство совершенствования технологий искусство включает освоение различных приемов, художественных методов, расширение композиционных и стилистических возможностей, изобразительно выразительных средств. Эта грань искусства по-новому воспринимается в условиях сложившегося технологического прогресса, когда появляются новые технические искусства (кино, телевидение, фотография, светомузыка, мультимедиа), а в традиционных искусствах проявляются тенденции к интеграции и синтезу. В художественных образах появляется «расколотость» современного человека, его отрыв от природы, проявляются тенденции к урбанизму. Рассмотрение искусства как совокупность художественно-эстетических ценностей позволяет выделить его эстетические, художественные, а также универсальные социокультурные смыслы. В эстетической сфере раскрывается суть понятий прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера развивается как проекция эстетических явлений в природе. Русский философ В. Соловьев писал, что «красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою», а эстетическая связь искусства и природы «состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой» [1, с. 390]. Поэтому исследование современного искусства становится проблемой ИССЛЕДОВАНИЯ взаимоотношений, с одной стороны, человека и природы, с другой - человека и техники, изменяющей природу. Художественные произведения в современном мире во многом отражают развитие и совершенствование техносферы и инфосферы. Так, в декоративно-прикладных искусствах это проявляется в использовании современных материалов, в поиске нестандартных конструкций, современных форм. В музыке появляется новый способ звукоизвлечения - электронный, что приводит, по выражениию Б. Асафьева, к расширению «интонационного словаря эпохи». В условиях развивающейся техносферы меняется человеческая сущность, человек становится более рациональным, духовные ценности отходят на второй план и нивелируются. Осознав это как глобальную антропологическую проблему, на протяжении всего ХХ в. исследователи говорили о кризисных явлениях в культуре, и в первую очередь в искусстве. В этой связи растет актуальность проблемы соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются виды искусства, основанные на технологических достижениях современности. С помощью техники расширяются «языковые», выразительные возможности искусства. Таким образом, социокультурный смысл искусства трансформирует его бытие в культуре как способ чувственно-образного постижения мира, специфического средства коммуникации, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, фактора духовно-нравственного развития личности. Сегодня в искусстве происходят не только количественные изменения (увеличение видов, жанров, стилей), но и качественные (тенденция на интеграцию и синтез искусств, расширение художественных границ, усиление полярности между массовым и элитарным искусством, включение экологической проблематики). Трансформируется и стиль художественного мышления, становясь более рациональным, технически совершенным. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, дает человечеству новые импульсы к вдохновению и творчеству, выражению мироощущения современного человека. Основные факторы процессов глобализации повлиявшие на трансформацию художественного мышления: - перераспределение функций между человеком и техникой, автоматизация и компьютеризация производства привели к увеличению количества свободного времени и появлению потенциальной возможности расширять свой кругозор; - изменение типа мышления современного человека, доминирование рациональности, требует большего внимания к духовной сфере, без развития которой человек теряет свою индивидуальность; - появление новых технических возможностей, увеличение эффективности техники, направленное на массовое распространение искусства раздвигает границы искусства и актуализирует проблему критериев художественности. В искусстве, по прежнему, можно выделить два способа отражения действительности: реалистический, основанный на подражании природе, и условный, где принципы подобия отсутствуют, но присутствует более глубокий символический подтекст художественного произведения. Необходимо понимать, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь в концентрированном виде, фокусируют значимые для данной культурной эпохи события, чувства, проблемы идеи. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим. Очевидно, что для сегодняшнего дня при одновременном существовании обоих подходов приоритеты отдаются условному искусству. Это закономерно, так как искусство, как художественное зеркало эпохи, впитывает в себя всю глобалистику и неопределенность происходящего в природе и культуре. В широком смысле этого выражения все современное искусство может рассматриваться как символическое воссоздание отношений «человек - мир» в противоречивый век с сенсационными научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности. На сегодняшний день в художественной культуре среди множества тенденций (зрелищность, , массовость, политизация) особо следует отметить технотизацию и экологизацию искусства. Технотизация предполагает появление новых технических видов искусства, в результате взаимодействия и синтеза искусств, усиления использования технических средств в традиционных искусствах. Экологизация искусства проявляется в появлении «искусства окружающей среды», росту актуальности в театре, кино и литературе катастрофичности проблем потребительского отношения к природе, негативных последствий научно-технического прогресса, проблем отчуждения человека от природы в современном мире. Таким образом, в системе «человек - природа» искусство занимает одну из главных ролей. Прежде всего, искусство реализует свои функции (преобразующую, коммуникативную, познавательную, информационную и др.) опосредованно. Искусство расширяет горизонты познания и творчества даже тогда, когда не является реалистическим. Кроме этого, изучение искусства способствует формированию оригинального мышления, является важной частью профессиональной культуры, так как вырабатывает способность к ориентации в социокультурном пространстве, к пониманию того, что происходит в культуре и в мире в целом. В заключении, искусство воспитывает духовное отношение к природе и другим людям, воспитывает нравственность, создает предпосылки для разрешения антропологического кризиса современной эпохи как глобальной проблемы современности. Человек в своем творчестве всегда обращался к природе в поисках вдохновения. Связь человека и природы всегда осознавалась неразрывной, как бы человечество не стремилось к прогрессу, оно все равно осуществлялось в рамках природных явлений и законов. Природа - начало из которого на протяжении веков люди черпают вдохновение, создавая все новые художественные стили. Несомненно, что в искусстве отображаются как достижения научно-технического прогресса, так и духовные убеждения. Особенности местного ландшафта, климатические условия, культурно-исторические особенности народа диктуют формы образования объектов художественного проектирования. Природное окуржение оказывает огромное влияние на эстетическое воспитание, формирование живых ценностей. Возможность сохранить природу для будущих поколений одна из важнейших задач современности. Природа – проявление мира в многообразии его форм. Уникальный организм с гармонично развитой системой взаимодействия всех ее элементов, постоянно развивающийся и меняющийся. Все больше связывающий свою жизнедеятельность с продуктами научно-технического прогресса человек не перестает черпать вдохновение у природы. До определенного момента самыми распространенными материалами например в строительстве являлись бетон, стекло и метал. Сегодня наблюдается тенденция к использованию и в архитектуре более органических материалов, таких как дерево. Так, например, Роберт Харви Ошатс создает свое архитектурное бюро в 1971 году и,с тех пор, работает в основном проектируя семейные дома в Соединенных Штатах. Основой для создания своих проектов он делает натуральные материалы – дерево и камень. Несмотря на использование таких “стандартные” материалов, формы созданные Ошатс, далеки от стандарта. На рисунке 1 представлены примеры его проектов в США. Волнообразные и изогнутые линии и плоскости характерны для его домов. Они придают им органический стиль. Рисунок 1 – Проекты домов Роберта Харви Ошатса, США Разрабатываются новые конструкции зданий, дизайнеры берут за основу то, что видят в природе и стилизуют для конкретного проекта конкретные природные явления. Заполнение жизненного пространства изделиями с ярко выраженными конструктивными элементами и синтетическими материалами ведет к разрушению образа природы как единого организма. Искусство должно служить не столько источников эстетического удовлетворения, сколько быть проводником от мира человечества к миру природы, источникам энергии жизни. Для психологического и энергетического отдыха важна природная составляющая в повседневной жизни человека. Связь человека и природы наблюдается во многих проявлениях человеческой деятельности. Отображение образов природы прослеживается и в формировании художественных стилей с древних времен. Зооморфные и растительные мотивы встречаются в декоративно-прикладном искусстве практически всех народов мира Живые линии, плавность, текучесть форм стали основными принципами стиля модерн. Искусство экспрессионизма отображая природные формы в своих произведениях, чаще всего вызывает в памяти природные ландшафты: горы, скалы, пещеры, сталактиты. Появление направления органической архитектуры связано с желанием формирования гармоничного пространства, связать архитектуру и ландшафт, где элементы тесно взаимодействуют, дополняя друг друга. Заимствование форм живой природы наблюдается в новом стиле био-тек. Отличием является использование современных материалов, сочетание стеклянных и металлических конструктивных элементов. Но зачастую архитектура как конструктивный элемент несет функцию организации пространства для удовлетворения человеческих потребностей. Применение методов работы природы, приводит к самым неожиданным результатам, позволяет экономить энергию, ресурсы, создавать безотходное производство. Природный круговорот веществ подразумевает гармоничное развитие всех ее элементов. Ищя вдохновние в природных процессах и явлениях дизайнеры позволяют природе активно контактировать с человеком в условиях постоянной урбанизации общества. Еще в древние времена в Индии и Японии использовали живые мосты, они создавались путем переплетения каучуковых деревьев, конструкция укреплялась за счет естественного роста. До сих пор широко распростарнены в скандинавских странах травяные крыши. Норвежские ученые доказали, что такой вид кровли обладает прекрасной тепло- и звукоизоляцией, что является не только экологичным но и экономично выгодным. Скандинавский дизайн вообще считается самым ориентированным на экологичность производства и этичность по отношению к природе. Так, Алвар Ааалто (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto) самый известный архитектор Финляндии, но и промышленный дизайнер, оказавший влияние на развитие европейского модернизма, «отец» скандинавского стиля. Дизайнер стремился передать своё понимание мира. Его концепция заключалась в использовании естественных материалов, форм, ассоциирующиеся с финской природой, безупречный комфорт и функциональность. Эти принципы скандинавского дизайна сделали его популярным во всем мире. Идея гармоничного сосуществования человека с природой отображается во многих религиях. Язычество вообще подразумевает полную связь человека с природой. Все живое имеет душу. Боги стоят за всеми явлениями природы. Общение с природой подразумевает, получение знания, обретение мудрости — разумное и бережное отношение к живой планете, жизнь в равновесие с природным миром. Буддизм рассматривает взаимодействие энергий как физическое взаимодействие. Природа является эталоном, познании. которого следует учиться. Даосизм, как и буддизм, предлагает сосредоточиться на настоящем моменте мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем воображении. Гармоничная организация пространства и внешнего облика является важным фактором для создания экологически благоприятной среды, формирования ее как единого организма созданного человеком в гармонии с природой. Гармония — равное сочетание взаимодействия, равновесие противоположностей, главный принцип природы. Поиск искусства в природе и воплощение природы в искусстве, является наивысшей степенью гармоничного взаимодействия. С середины XX столетия мы обнаруживаем произведения искусства, настолько слитые с природной средой, что в них трудно узнать и признать. В конце 60-х годов группа американских художников в противовес коммерческому искусству, заполонившему мир, удалились в обширные пространства пустынь американского Запада, где Роберт Смитсон и Майкл Хайзер создали первые произведения "земляного искусства". Хайзер говорил об этом опыте, что "он обнаружил в пустынях Запада своего рода нетронутое, мирное и даже религиозное пространство, духом которого художники всегда стремились наполнить свои произведения" [2]. Сама природа предоставляет для творческих экспериментов разнообразные материалы - землю, ил, грязь, утесы, сланец, деревья, листву, ветви, колючки, траву, лепестки цветов, воду, снег, огонь, воздух. «Эфемерность выявляет постоянство, а органичность подчеркивает отчужденность; идея же, выражаемая художником в создаваемом им объекте, насыщается субъективным ощущением». Скульптор Дэвид Нэш поясняет это: "Тот, кто обрабатывает дерево, используя естественные органические материалы, наполняет его собственным чувством" [3].На рисунке 2 пример работы американского скульптора Д.Нэша. Рисунок 2 - "Бегущий стол" Дэвида Нэша, Гриздейлский лес, Камбрия, Англия Историк искусства Кеннет Кларк поясняет работу скульпторов следующим образом: «Мы окружены предметами, которых не создавали и которые существуют отдельно от нас, обладая собственной структурой... Мы должны раскрыть их действительную связь с тем понятием, которое мы именуем природой». Скульпторы, использующие "естественные" материалы и опирающиеся на органические процессы, происходящие в самой сердцевине природы, выработали новое сознание, не являющееся в чистом виде ни природным, ни искусственным. Для художника такая взаимосвязь с природными, естественными элементами является важной частью самого творчества. "Когда я начинаю работать на пленэре, я стремлюсь нацелить свои чувства и инстинкты на восприятие природы... Мне необходимо ощущение физической связи с природой для определения своего личного отношения и подхода к ней. Я обливаюсь водой, обмазываюсь грязью, хожу босиком и встаю с рассветом" [4], - пишет скульптор Энди Голдсуорси. Дерево, как природный объект, представляют собой сочетание четырех природных элементов - воздуха, земли, воды и огня. Вобрав в себя силу солнца, вырастая из земли, питаясь воздухом и водой, оно стало символом стремления к небу. В качестве строительного материала деревья - постоянные спутники человечества. И теперь, когда деревья и леса подвергаются неимоверной опасности, встает задача защитить их и сохранить. В 1941 году двадцатилетний Йозеф Бойс писал: «Мы, люди, чувствуем, что растения и животные родственны нам... Человек возводит непосредственность природы в идеал и считает шедевром биологическую наследственность» [5]. Глубокое уважение к дереву, ощущение самого себя, как части леса, выражено в работах Нэша, Хэрриса, Голдсуорси. Художники прежде всего обращали внимание зрителя на экологичность, искреннеее беспокойства за природу. О том, как органично скульпторы сочетают свои работы с сезонными ритмами жизни леса, свидетельствует замечательный рассказ Дэвида Нэша: «Мы специально начали работы в феврале, с тем чтобы первые результаты получить во время смены зимы весной. То есть тогда, когда дни постепенно становятся длиннее и теплее, деревья покрываются листвой: сначала лиственница, затем ивы и орешник и, наконец, дубы. И я незаметно сам включался в перемены, переживаемые лесом» [6]. Таким образом, человек и природа, являются неотъемлемой частью друг друга. Природа как один из основных источников вдохновения на протяжении всей истории человечества питала творческий потенциал художников и деятелей искусства. От древнейших цивилизаций до современной тенденции к экологическому стилю жизни человек продолжает создавать шедевры искусства на основе природных форм и явлений. Использование природных материалов набирает все большую популярность. Конечно, вряд ли когда – то дерево или камень перестанут использоваться в дизайне и в искусстве совсем, это прекрасные универсальные и долговечные материалы всегда пользовались спросом. Тем более важно эргономичное использование и улучшение технологий их обработки сегодня и в будущем. Окаменелое дерево как природный материал сегодня не так сильно используется, во многом из-за своей редкости. Современные попытки создать материал похожий на природную окаменелость вполне успешны и эта область исследований продолжает развиваться. Таким образом, исследуя материал на возможность синтезирования ему подобного в лабораторных условиях, появляется шанс увеличить использование петрифицированной древесины во многих сферах жизнедеятельности человека, от научных исследований до области искусства и дизайна. 1.2. Петрифицированная древесина, природная метаморфоза органики. Петрифицированная древесина ( от англ. Petrified wood) – древесина, в которой органический материал замещен различными минералами кремнезема. Окаменелое или петрифицированное дерево – это общий термин, обозначающий «законсервированные» деревья. Существуют различные кристаллические формы кремнезема, замещающие древесину – опал, агат, халцедон или микрокристаллический кварц. Также используется понятие силикатная древесина – древесина, которая заменяется любой формой кремнезема. В процессе замещения часто сохраняется текстура древа – годичные кольца, рельеф коры. Силикаты, обогащенные разнообразными минеральными примесями, пропитывают древесину и придают ей окраску широкого спектра (рисунок 1). а б Рисунок 1 – Образцы петрифицированной древесины а – Окаменелость с замещающими минералами халцедона и агата. Прошовице, Польша; б – Окаменелость из провинции Мадзанга, Мадагаскар. В таблице 1 приведены примеры цветов, которые возможны при наличии определенных примесей в растворе кремнезема. Таблица 1 – Влияние примесей на цвет окаменелой древесины Примеси C Cr Cu FeO Mn MnO2 Цвет Черный Зеленый Синий Зеленый Синий Красный Коричневый желтый Розовый Оранжевый Черный Желтый Окаменение начинается после того, как дерево оказывается погребенным под рыхлыми осадками, которые перекрывают доступ свободного кислорода, но обеспечивают движение грунтовых вод. Важным фактором является условие насыщенности этих вод окисями кремния и различными минералами. Сохранение древесной структуры обеспечивает свойство окиси кремния легко растворяться и осаждаться в аморфной или микрокристаллической форме, что позволяет SiO2 проникать глубоко внутрь древесины по микроканалам и порам. Водный раствор кремнезема привносит в клетки растения и другие минералы. В процессе разложения компонентов древесины, таких как лигнин и целлюлоза, окись кремния, а также ее различные модификации, замещает молекулы углерода в клетках. В ходе ряда исследований [7], было установлено, что иногда часть нераспадшегося органического вещества оказывается законсервированной в «оболочке» из минерала. В таких условиях полной изоляции в ходе минерализации в некоторых остатках окаменелой древесины были обнаружены гуминовые кислоты и целлюлоза [8]. Из-за своей меньшей химической устойчивости, целлюлоза распадается быстрее лигнина и раньше подвергается окремнению. Затем, замещается лигнин. Так как эти процессы идут достаточно медленно, то останки дерева пропитывается разными кремнийсодержащими растворами, что приводит к образованию различных минералов на разных участках древесины. Кроме этого, кремнезем распределяется в древесных тканях по массе. Мембраны ткани растений проницаемы для растворов с очень мелкими частицами кремнезема и отдельными молекулами и атомами. Для коллоидных растворов, с достаточно крупными частицами они непроницаемы. Таким образом, более быстрый распад целлюлозы и различная проницаемость тканевых структур также способствует сохранению исходной древесной текстуры. Важным фактором, влияющим на более высокую скорость и полное окремнение растительных остатков по отношению к остаткам животного происхождение, является способность растении при жизни накапливать кремнезем в своих клетках. Больше всего кремнезема накапливается в злаках, осоках, хвощах, соснах, пальмах, папоротниках, листьях и коре вяза, дуба, осины. В основном, кремнезем инкрустирует оболочки клеток растения, однако, иногда встречаются и небольшие окремненные участки тканей. Таким образом, после отмирания растения в нем уже имеется заданная матрица, по которой в дальнейшем и будет идти процесс окремнения и дальнейшие метаморфозы отложений. После отмирания всего растения или его части, при самом незначительном закислении может происходить выделение кремнезёма на тех участках, где изменился фон кислотности, но предпочтение будет отдаваться матрице. Здесь важно, что кремнезём способен осаждаться в аморфном состоянии, то есть детализация клеточного строения не лимитирована размером выделяющихся кристаллов. Она нередко способна сохраняться даже после перекристаллизации. Именно поэтому во многих случаях наблюдаются даже субмикроскопические детали окремнённых клеточных структур растений (рисунок 2). Рисунок 2 – Микроскопические детали окремненных клеточных структур а – замещение опалом; б – замещение халцедоном Немаловажным фактором для обеспечения детализации является высокая скорость протекания процесса окремнения на начальной стадии. Образование псевдоморфоз по древесине представляет собой сложный, неоднозначный и не всегда понятый в деталях, чаще всего многостадийный природный процесс. Скорость дальнейшего протекания процесса окремнения может быть совершенно различной и зависит от многих факторов, основным из которых является наличие или отсутствие микробиологического разложения органики. Как полагали Сивер и Скотт (1964), «химический распад должен происходить еще до того, как образовавшиеся пустоты могут быть заполнены последующими кремнезёмными отложениями. В этом случае предотвращается осаждение кремнезёма в коллоидной форме (за исключением первичного этапа, когда коллоидный кремнезём может проникать в открытые поры), поскольку коллоидные частицы не могут проходить через оболочки древесных клеток. Следовательно, процесс окремнения для большей части образца включает перенос пересыщенного раствора растворимого мономера ортокремниевой кислоты за счет диффузии через всю структуру. Если этот процесс происходит при обычной температуре, то скорость осаждения не будет больше чем 1 мм за 1600 лет. Поскольку скорость диффузии растворимого кремнезёма, в том числе через микропоры, относительно велика, то это значит, что процесс осаждения кремнезёма может непрерывно происходить даже в полостях, доступ в которые имеется лишь через очень небольшое число пор. Так может сформироваться плотная, почти непроницаемая масса окремненных структур дерева». Следует уточнить, что в случае высоких рН среды растворимость кремнезёма значительно повышается, и процесс может быть ускорен в десятки раз. Для фитоморфоз большинства диагенетических силицитов весьма характерен минеральный парагенез по последовательностям 1) А-опал -опал-кристобалит - кристобалит-тридимит (КТ-опал) - кварц и 2) халцедон - кварц. Последовательности эти иногда объединяют в одну. Однако, в понимании автора, в парагенетической ассоциации образование членов опаловой последовательности и халцедона являются скорее конкурирующими, чем последовательными, процессами [3]. Вообще, раздельное присутствие членов опаловой последовательности и халцедона в образцах силифицированной древесины отмечается многими авторами. Это обычно объясняют либо закономерным снижением концентрации кремнезёма в процессе просачивания внутрь фоссилизирующегося обломка , либо различиями в структуре древесины. В целом, представленный выше ряд коррелируется со скоростью протекания процесса отложения кремнезёма. А-опал образуется из «заготовок» - коллоидов и субколлоидов кремнезёма с цепями, имеющими значительную молекулярную массу. Образование опал-кристобалита происходит в условиях, когда идёт быстрое поступление кремнезёма в виде низкомолекулярных обрывков цепей, а значительное содержание примесей препятствует нормальной кристаллизации кварца. Кроме того, он является продуктом старения А-опала. В дальнейшем характерны медленные (иногда десятки и даже сотни млн. лет) процессы необратимого полиморфного превращения слева направо по ряду. Халцедон, как правило, представляет собой канальную структуру - в данном случае её можно выразить как совокупность сцементированных поперечных трубочек, рост которых происходит при диффузии кремнезём-содержащих растворов сквозь полупроницаемую мембрану, сформировавшуюся на границе локального геохимического барьера (рисунок 3). Превращение минералов КТ-опала в халцедон возможно только через полное растворение и последующее переотложение. Именно поэтому халцедоновые включения способны существовать в неизменном виде неограниченно долго наряду как с опалом, так и с кварцем. Можно предположить, что значительное количество слизи, выделяющееся в условиях микробиологической деструкции, будет способствовать образованию мембран, а значит, и халцедона. Напротив, химическое окисление при прочих равных условиях должно сдвигать процесс в сторону предпочтительного образования кварца. Присутствие же глинистых частиц, обладающих чрезвычайно развитой гидратированной поверхностью, сдвигает равновесие в сторону отложения опала. При образовании силифицированных биоморфоз чрезвычайно важно, что протекающие процессы не строго постадийны (что обычно имеет место при ми-нералообразовании), а являются конкурирующими при одновременном протекании. Именно существование большого числа мембран - из исходного материала или же халцедоновых (прехалцедоновых) - приводит к тому, что может одновременно (на всех или на отдельных этапах) происходить отложение опала, рост халцедона и рост кварца. Движущей силой этого являются значительные перепады концентраций кремнезёма на очень близко расположенных (и в то же время изолированных мембранами) участках. Вполне вероятно, что уже на этом этапе начинается зарастание пустот, образующихся при формировании прехалцедоновых мембран. Известны инкрустации полостей в древесине друзовым кварцем. Они представляют собой наиболее позднюю генерацию кремнезёма. Так, в пермских отложениях близ Оренбурга известны находки фрагментов древесных стволов, инкрустированных аметистом, а на местонахождении Новый Кувак - дымчатым кварцем (рисунок 4). Друзовый кварц образуется при наименьших концентрациях кремнезёма - ниже порога растворимости, при условии наличия полостей для свободного роста кристаллов. Рисунок 3 – Схема образования халцедона на геохимическом барьере, в местах контакта вод разного состава Рисунок 4 – Нарастание друзового кварца на поверхность закрытых пустот в силифицированной древесине, местонахождение Новый Кувак, Самарская область Окаменевшие останки деревьев привлекали людей еще в глубокой древности. Тогда найденные ими целые сады окаменелых деревьев считались за остатки райского сада и становились местами идолопоклонничества. Окаменелые леса существуют и сегодня, например, американский национальный парк «Petrified Forest, или окаменелый лес на острове Лесбос в Греции. Интерес к окаменелой древесине вызван в первую очередь ее физическими и механическими свойствами, способностью минерала точно повторять структуру древесины, даже на клеточном уровне. Попытки воспроизвести природный процесс окремнения в лабораторных условиях с целью детально изучить и понять механизмы замещения органики минералами были предприняты учеными еще в середине20 века. В 1968 Р.В.Драм частично силицифицировал небольшие ветви, погрузив их в концентрированные растворы метасиликата натрия на 24 часа [4], в то время как Лео и Баргхорн погружали свежую древесину поочередно в воду и в насыщенные растворы этилсиликата до тех пор, пока пустоты в дереве полностью не пропитались минеральным материалом, и все это произошло в период от нескольких месяцев до одного года. Еще в 1950 году Меррилл и Спенсер показали, что сорбция кварца тканями дерева из растворов метасиликата натрия, силиката натрия и активного кремнезема (однородная суспензия в воде) при температуре всего 25°C составляла 12.5 моль кремнезема на один грамм в течение 24 часов – эквивалент частичной силицифмкации/петрификации [9]. Как заключил Сиглео: «Эти наблюдения показывают, что кристаллизация и отложение кремнезема может происходить быстро и непосредственно на незащищенных древесных (целлюлозных) поверхностях» [10]. Данные, которые были получены учеными в лабораториях, а также изучение процессов, происходящих в природе, показывают, что в соответствующих химических условиях древесина может быстро окаменеть с помощью силицификации, даже при обычных температуре и давлении. Процесс петрификации древесины сегодня настолько хорошо известен и понятен, что при желании ученые могут быстро петрифицировать древесину в своих лабораториях. 1.3. Процессы окремнения биогенных материалов. Наши познания о жизненных формах в далеком прошлом основаны на изучении образцов, сохранившихся в виде кремнеземных псевдоморфоз. Наиболее известными из них являются окаменелые деревья. Но еще более фундаментально важным представляются открытые Баргхорном и Шопфом [270] превратившиеся в окаменелость микроорганизмы, возраст которых достигает 3 ми....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: