- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Защита прав ребенка в условиях взаимодействия ДОУ и семьи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | D000516 |
Тема: | Защита прав ребенка в условиях взаимодействия ДОУ и семьи |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ 1.1 Проблема защиты прав ребенка в условиях взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе 1.2 Анализ нормативно-правовых документов по защите прав и достоинств ребенка 1.3 Реализация основных прав ребенка в образовательном процессе 1.4 Формирование представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО 1.5 Организация работы с родителями по защите прав детей III. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ 2.1 Диагностика уровня сформированности представлений детей о своих правах 2.2 Особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в образовательном процессе 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любой дошкольной организации. В современных условиях ДОО приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. К сожалению, не всегда педагоги ДОО оказываются компетентными в вопросах прав ребенка в детском саду. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития. В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны. Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольная образовательная организация - это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей. Практикам, проработавшим в детских садах много лет, давно уже стало ясно, что в настоящее время «нормативная» и реальная системы обеспечения прав детей существенно различаются. С одной стороны, это вызвано социально-экономическими изменениями, происходящими в России, а с другой стороны это связано с институтом семьи. Причём работать по нарушению прав ребёнка приходится, как и с неблагополучными семьями, так и с благополучными. Задача педагогов - вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка. Для этого педагоги детского сада должны хорошо знать правовые документы по защите прав ребёнка и уметь ими оперировать в работе с родителями. В психологической, педагогической и методической литературе вопрос правовой культуры дошкольников представлен работами таких ученых, как Авдеева Н.Н., Алешина Н.В., Борисова О.К., Боровкова Е.Б., Белая К.Ю., Доронова Т.М., Давирова О.М., Козлова С.А., Князева О.Н., Пытьянова Л.Г., Соловей С.А., Соболева М.Н., Царенко Л.К., Соловьева Е.В., Чистякова Т.В., Ларионова Т.Ф. и других. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить особенности работы по защите прав ребенка в условиях взаимодействия ДОО и семьи. Объектом исследования является процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по защите прав ребенка. Предметом исследования является защита прав ребенка в условиях взаимодействия ДОО и семьи. Исходя из объекта, предмета и цели исследования нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой формирование у дошкольников представлений о правах человека будет эффективной при условии организации непосредственно – образовательное деятельности по данной проблеме, учета возрастных особенностей детей и взаимодействия ДОО с родителями по правовому воспитанию дошкольников. Задачи исследования: 1. Изучить проблему защиты прав ребенка в условиях взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе; 2. Дать анализ нормативно-правовых документов по защите прав и достоинств ребенка; 3. Раскрыть особенности формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста в процессе правового воспитания; 4. Изучить организацию работы с родителями по защите прав детей; 5. Провести диагностику уровня сформированности представлений детей о своих правах; 6. Организовать формирующий эксперимент по расширению представлений детей о своих правах; 7. Обобщить результаты опытно-экспериментальной работы. Методы исследования: - теоретические - анализ, синтез, обобщение, классификация; - эмпирические - анкетирование, опрос, наблюдение, беседа, игра; - математические - качественный анализ, построение таблиц и диаграмм. Этапы исследования: 1этап (сентябрь 2014г.- декабрь 2014г.) поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной теме литературы; 2 этап (январь 2015 г. - май 2015г.) разработка методов и приемов работы с родителями по защите прав ребенка, правового воспитания детей в условиях ДОО, проведение опытно-экспериментальной работы, обработка и анализ результатов. База и участники исследования: дети старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №84 Советского района г. Уфы. Методологическую основу исследования составили психологическая теория личности А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, философские, педагогические и социальные концепции Э. Дюркгейма, И.С. Кона, С.А. Беличевой, Н.И. Шевандрина, Б.Д. Парыгиной о влиянии социальной среды на становление и развитие личности. и др.), идеи личностно-ориентированного подхода В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.В. Петровского Труды исследователей С.А. Козловой, Т.Д. Пашкевич и др. раскрывают психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью, учитывая возможности и особенности детей дошкольного возраста в образовательном процессе в ДОО, в том числе в процессе познавательного и социального развития. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены имеющиеся теоретические представления о правах ребенка Нечаевой А. М., Аспидовой О.И.,Волоховой Е.Д., Рокицкого М.Р. и определены психолого-педагогические условия защиты прав ребенка в детском саду. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике ДОО для организации работы с родителями и детьми по вопросам защиты прав и достоинств дошкольника. Разработанные научно-практические рекомендации позволяют существенно улучшить процесс формирования правовой культуры родителей и педагогов ДОО. Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ 1.1 Проблема защиты прав ребенка в условиях взаимодействия ДОО и семьи в психолого-педагогической и методической литературе Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах И.Ф. Рябко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тишенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения на протяжении всех лет обучения. Аспидова О.К. предлагает свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта. Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости. [2]. Малеина М.Н. отмечает, что нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска: - неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; - присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; - безработица, финансовые трудности; - постоянные супружеские конфликты; - статус беженцев, вынужденных переселенцев; - низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; - умственные или физические недостатки ребенка; - «трудный» ребенок. В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. [33]. В современных условиях проблема защиты прав детей рассматривается как одна из важных в развитии правовых взаимоотношений в обществе. Особо актуальным является взаимодействие институтов воспитания: семьи, ДОО, школы - их сотрудничество в целях соблюдения прав детей. Поэтому чтобы продолжить работу по этому вопросу, необходимо сначала определить организационно-педагогические условия взаимодействия ДОО и семьи по проблеме защиты прав детей, а затем совершенствовать формы и методы взаимодействия ДОО и семьи по защите прав детей, пишет Доронова Т.Н. [17]. Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав. Воспитание гармонично развитой личности - задача не только педагогов, но и родителей. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребенка [39]. Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Это период, когда ребенок находится в полной зависимости от взрослых - родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к серьезным проблемам в будущем. Кострова Н.М. отмечает, что информирование и просвещение родителей и педагогов о правах ребенка поможет повысить уровень их осведомленности. Для успешного решения этой проблемы, в свою очередь, необходим сознательный и серьезный подход родителей и педагогов, а также активное взаимодействие обеих сторон. [28]. Копытова Н.Н. пишет, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Очевидно, что семья и ДОО, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, взаимодополнять для обеспечения защиты прав детей [27]. Из современных исследователей в системе дошкольного образования над решением проблемы работает Т.Н. Доронова. Она подробно рассматривает проблему взаимодействия ДОО и семьи по проблеме защиты прав детей дошкольного возраста. С 1996 г. под ее руководством проводились исследования, на основе результатов которых дана оценка соблюдению прав детей на охрану здоровья, образование, защиту и помощь в систем дошкольного образования. Дает рекомендации руководителям дошкольных образовательных учреждений по координации усилий семьи и ДОО по реализации прав ребенка [17]. Проблемой защиты прав детей занимается так же Бухаров А.Ю. В своих исследованиях она раскрывает сущность и актуальность проблемы защиты прав детей и описывает пути решения проблемы нарушений прав детей, раскрывает теорию и методику работы педагогов по правам ребенка [4]. Интерес вызвала статья Будяковой Т. «О праве ребенка на честь и достоинство». Автор статьи утверждает, что одно из важнейших прав ребенка, выделяемое в большинстве действующих нормативных актов, - это право на честь и достоинство («Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 г., «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» от 30 сентября 1990г., Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.), в то же время честь и достоинство - довольно широкие понятия [3]. Так, в современной юридической литературе под честь понимается социально значимая положительная оценка лица обществом; под достоинством - самооценка своих моральных, профессиональных и иных качеств. В исследованиях Запуняко В.А. разработаны методические рекомендации по воспитанию у дошкольников правовой культуры. В частности, в основу занятий положены материалы Конвенции о правах ребенка. Их особенностью является учет небольшого жизненного опыта воспитанников, работа с малыми группами, а также объяснение изучаемого материала с помощью доступных средств: диалога, беседы, игры и т.д. [21]. Занятия строятся на гуманистической позиции, субъект- субъектном подходе во взаимодействии с детьми, что предполагает: - свободу высказываний и поведения ребенка в разных формах педагогического процесса; - проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта; - в недопущении насильственных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей. Тарасенкова А.Н., Маслова Т.А. отмечают, что дети уже с 5-6 лет чутко реагируют на посягательство их чувства собственного достоинства и не хотят, чтобы их запечатлевали в неприглядном виде. Дети 2-4 лет не понимают полного смысла происходящего и поэтому не могут защищать себя от создания малопривлекательного образа. [15]. Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает обязательный учет мнения ребенка только с 10 лет, до этого времени родители - его главные защитники. Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Мячина Л.К., Зотова Л.Д. в учебном пособии «Мои права» считают, что ребенок должен осознавать свои права и уметь ими пользоваться, а задача педагогов - объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Где бы ни жил, в каких бы условиях ни воспитывался ребенок, он должен знать, что может найти ответы на волнующие его вопросы. Речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходима специальная тренировка, закрепляющая эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Очевидно: если мы хотим жить в государстве, в котором соблюдаются права и свободы человека, где толерантность станет не абстрактным идеалом, а реальным фактом, важно поднять уровень правовой культуры в обществе. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. Данное пособие будет полезно при формировании правосознания ребенка, для облегчения его социализации: вхождение в социум, расширения кругозора и формирование устойчивой привычки в получении жизненно необходимых знаний. [36]. В работе Голициной Н.С., Огневой Л.Г. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» ученые рассказывают о том, что в 1989 году Генеральной Ансамблей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребенка. Изменения, произошедшие в российском обществе, коренным образом изменили социальный статус семей, что, в свою очередь, отразилось и на положении ребенка в обществе. [12]. Московским Департаментом образования были разработаны рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по защите прав и достоинств маленького ребенка. Наряду с образом нормативно-правовой базы, конкретизирующей реализацию Конвенции о правах ребенка, в Российской Федерации, и анализом соблюдения прав ребенка в дошкольных учреждениях в сборнике даны рекомендации по организации и содержанию профилактической работы по защите детей от жестокого обращения. Важным аспектом этой работы должно стать ознакомление ребенка в доступной форме с его правами. В настоящем пособии, подготовленной творческой группой старших воспитателей дошкольных организаций Юго-восточного округа Москвы Ботнарь Г.Е., Боровской Е.Б., Гулевской Н.П., Данюковой А.И., Кабанец Л.М., Саркисовой В.А., Филипповой Н.Н., Цеповой И.Н. сделана попытка представить систему этой работы. В своих исследованиях Рябко Н.Ф., подчеркивает, что сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном и правовом государстве. Формирование ценностей моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей -одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо представить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание. [42]. Таким образом, изучив литературу по теме, авторы исследования убедились в том, что в настоящее время, в России ученые серьезно озабочены проблемой защиты прав детей и активно обсуждают этот вопрос в педагогической литературе, не только объясняя значение работы, но и разрабатывая, определяя условия, задачи и методику ознакомления детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка. 1.2 Анализ нормативно-правовых документов по защите прав и достоинств ребенка Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Одна из задач, способствующих ее решению, - просвещение самих детей. Человек с момента рождения уже наделен правами, которые зафиксированы в международном и российском законодательстве. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Астахов П.А. отмечает, что законодательные акты признают за каждым ребенком - независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения - юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту. Первый универсальный международный правовой акт о защите детства, Декларация о защите прав детей, был принят Лигой Наций только в 1924 году. Сегодня в основу законодательства о защите прав детей положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. К ним, прежде всего, относятся: - Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года); - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года); - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 года); - Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Однако еще ст.25 Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ч.2 указала, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Очевидно, что данных положений в области защиты прав ребенка было явно недостаточно. Но только 20 ноября 1989 года Резолюцией 44/95 Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Данный документ стал наиболее известным и значимым международно-правовым актом, закрепляющим общепризнанные нормы международного права в области защиты прав детства, профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Итак, самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. [26]. Конвенция фактически заменила собой Декларацию прав ребенка (1959 год) и расширила представления о десяти принципах правовых аспектов защиты детства, поименованных в данном нормативно-правовом акте. Согласно положениям данной Конвенции государства, ее подписавшие, обязались уважать и обеспечивать все права, предусмотренные данным международно-правовым актом, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. Также эти государства взяли на себя обязательство принимать все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи. Все действия в отношении детей, предпринимаемые учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, должны производиться в целях наилучшего обеспечения интересов ребенка. Государства, подписавшие Конвенцию о правах ребенка, обязались также обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая при этом во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры. Кроме того, государства должны принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в указанной Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства обязаны принимать такие меры в максимальных рамках, имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества. Согласно положениям, ст.5 Конвенции о правах ребенка, государства должны уважать ответственность, права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных в приведенной Конвенции прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка. Также Конвенция содержит значительный перечень прав, которые имеет ребенок. К ним относятся права: на жизнь, на выражение своего мнения, на имя, знать своих родителей и их место жительства, на свободу мысли, совести и религии, на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, на отдых и досуг, на участие в играх и развлекательных мероприятиях и иные права. Согласно ст.ст.19, 20 Конвенции государства должны принимать все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанными выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры. Таким образом, данный международно-правовой документ предусматривает не только права ребенка, но и способы их обеспечения и способы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Болотова Е. Л. отмечает, что сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав детей, в целом основанная на международных нормах [6]. Так, Конституция РФ (ст.17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, следует отнести Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года. Включение в него отдельной гл.11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Последняя редакция от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ). Закон (ст.4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Законом (ст. 1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «социальная адаптация ребенка» и «социальная реабилитация ребенка»; «социальные службы для детей». Закон «Об образовании» основополагающий документ, определяющий политику государства в области образования. Закон разграничивает компетенцию и ответственность в области образования органов государственной власти разных уровней, регламентирует организацию и функционирование системы образования; направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование гарантируется «общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования». В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом[19]. 1.3 Реализации основных прав ребенка в образовательном процессе Проблема реализации основных прав ребенка условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом. Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений. Психолого-педагогическая направленность предполагает создание благоприятных условий, соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и образовательном учреждении. «Дети мира равны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением между народным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире. В 1990 году наша страна ратифицировала важнейший международный документ- Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, котором представлен весь спектр прав человека. Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам. Реализация прав ребенка включает: - защиту от всех форм жестокого обращения; - права ребенка на охрану здоровья; - права ребенка на игру; - права ребенка на сохранение своей индивидуальности. Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним. Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку. По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по охране материнства и детства Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, «под жестоким отношением к детям понимаются все виды физического, сексуального и психологического насилия ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: