- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы проблемы влияния семьи на адаптацию ребенка к школе.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001722 |
Тема: | Теоретические основы проблемы влияния семьи на адаптацию ребенка к школе. |
Содержание
Переход к учебе в школе полным образом изменяет весь обычный порядок жизни ребенка. В этот время в его жизнь появляется учение - занятие обязательное, требующие систематического организованного труда. Кроме того, эта дело ставит перед дошкольником задачу последовательного, сознательного приобретения знаний, обобщенных в своих основах наук, что предполагает совсем иную, чем в дошкольном возрасте, структуру его познавательной деятельности. Таким образом, изменилось положение ребенка и появилось у него новая основная деятельность, перестраивается весь привычный ход его жизни. Адаптация в первом классе - необычный и непростой период в жизни дошкольника: он изучает новую общественную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, меняется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок. В шестилетнем возрасте ребенок обладает уже основными предпосылками учения: способами познавательной деятельности, мотивацией. Формирование его как ученика происходит лишь в течении учения и всей школьной жизни. Процесс такого развития при хороших условиях занимает первое полугодие первого года обучения в начальной школе. Актуальность исследования определяется тем, что для более быстрого и безболезненного привыкания ребенка к школьной жизни педагогам и родителям в их тесном сотрудничестве необходимо создать одобрительную атмосферу, соответствующие условия адаптации ребенка к обучению в школе. Как объект научного изучения адаптация детей к школьному обучению предстает в качестве системы многообразных проблем, базисные моменты которых находят ответ в психологической, педагогической и научно-методической литературе. Исследование процесса привыкания включает порядочный спектр изучений в общем комплексе научных разработок: взаимосвязь готовности ребенка к обучению в школе с характером его адаптации (А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, Р.А. Захаров, Л.М.Ковалева, Н.Н. Тарасенко, И.В. Дубровина и др.); образование системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Гуткина и др.); связь требований учебной деятельности со сменой форм общения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, В.В. Рубцов, А.З. Зак и др.); взаимосвязь игровой деятельности и учебной на этапе адаптации (Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Такие ученые как: И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Н.И. Гуткина характеризуют адаптацию как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. В психолого-педагогической литературе сформулированы общие условия, при которых адаптация к школьной жизни протекает максимально успешно: учет индивидуально-личностных качеств ученика (А.А. Кирсанов, Е.С.Рабунский, И.Унт); подбор с?о?о?т?в?е?т?с?т?в?у?ю?щ?и?х? в?о?з?р?а?с?т?н?ы?м? о?с?о?б?е?н?н?о?с?т?я?м? р?а?з?в?и?т?и?я? у?ч?а?щ?и?х?с?я? м?е?т?о?д?о?в? и п?р?и?е?м?о?в? о?б?у?ч?е?н?и?я? (Н.Ф. В?и?н?о?г?р?а?д?о?в?а?, Н.В. Б?а?б?к?и?н?а?, Т.А. Л?а?д?ы?ж?е?н?с?к?а?я?, А.А. Л?е?о?н?т?ь?е?в?, В.А. С?у?х?о?м?л?и?н?с?к?и?й?, Г.А. Ц?у?к?е?р?м?а?н?); с?о?з?д?а?н?и?е? м?а?т?е?р?и?а?л?ь?н?о?-т?е?х?н?и?ч?е?с?к?о?г?о? о?б?е?с?п?е?ч?е?н?и?я? учебно-в?о?с?п?и?т?а?т?е?л?ь?н?о?г?о? п?р?о?с?т?р?а?н?с?т?в?а? (Ш.А. А?м?о?н?а?ш?в?и?л?и?, В.А. П?е?т?р?о?в?с?к?и?й?). Однако п?р?о?б?л?е?м?а? в?л?и?я?н?и?я? семьи на а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? р?е?б?е?н?к?а? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе в п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? л?и?т?е?р?а?т?у?р?е? п?р?е?д?с?т?а?в?л?е?н?а? н?е?д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о?. В н?а?у?ч?н?о?й? и м?е?т?о?д?и?ч?е?с?к?о?й? л?и?т?е?р?а?т?у?р?е? лишь даются общие р?е?к?о?м?е?н?д?а?ц?и?и? р?о?д?и?т?е?л?я?м? б?у?д?у?щ?и?х? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? о том, как помочь р?е?б?е?н?к?у? а?д?а?п?т?и?р?о?в?а?т?ь?с?я? к ш?к?о?л?ь?н?ы?м? у?с?л?о?в?и?я?м?. Таким о?б?р?а?з?о?м?, а?к?т?у?а?л?ь?н?о?с?т?ь? темы и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? о?б?у?с?л?о?в?л?е?н?а? н?е?д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о?й? н?а?у?ч?н?о?й? р?а?з?р?а?б?о?т?а?н?н?о?с?т?ь?ю? п?р?о?б?л?е?м?ы? в?л?и?я?н?и?я? семьи на а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? р?е?б?е?н?к?а? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе. О?б?ъ?е?к?т?о?м? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? я?в?л?я?е?т?с?я? а?д?а?п?т?а?ц?и?я? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе. П?р?е?д?м?е?т?о?м? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? я?в?л?я?е?т?с?я? роль семьи в а?д?а?п?т?а?ц?и?и? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе. Цель и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? - р?а?с?к?р?ы?т?ь? п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?и?е? у?с?л?о?в?и?я? в?л?и?я?н?и?я? семьи на а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе. В п?р?о?ц?е?с?с?е? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? р?е?ш?а?л?и?с?ь? с?л?е?д?у?ю?щ?и?е? задачи: 1. П?р?о?а?н?а?л?и?з?и?р?о?в?а?т?ь? п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?у?ю? л?и?т?е?р?а?т?у?р?у? по п?р?о?б?л?е?м?е? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?. 2. О?п?р?е?д?е?л?и?т?ь? к?о?м?п?л?е?к?с? п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?и?х? у?с?л?о?в?и?й?, о?б?е?с?п?е?ч?и?в?а?ю?щ?и?х? в?л?и?я?н?и?е? семьи на э?ф?ф?е?к?т?и?в?н?у?ю? а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе. 3. В?ы?я?в?и?т?ь? у?р?о?в?е?н?ь? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к школе и о?с?о?б?е?н?н?о?с?т?и? стилей р?о?д?и?т?е?л?ь?с?к?о?г?о? о?т?н?о?ш?е?н?и?я? к п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?а?м? на п?р?а?к?т?и?к?е?. 4. Р?а?з?р?а?б?о?т?а?т?ь? п?р?о?г?р?а?м?м?у? «Ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?е? п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? к?о?м?п?е?т?е?н?т?н?о?с?т?и? р?о?д?и?т?е?л?е?й? в в?о?п?р?о?с?а?х? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к школе». Теоретико-методологическая основа исследования: 1. И?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? п?р?о?ф?е?с?с?и?о?н?а?л?ь?н?о?й? к?о?м?п?е?т?е?н?т?н?о?с?т?и? п?е?д?а?г?о?г?о?в? в а?с?п?е?к?т?е? п?р?е?е?м?с?т?в?е?н?н?о?с?т?и? д?о?ш?к?о?л?ь?н?о?г?о? и н?а?ч?а?л?ь?н?о?г?о? ш?к?о?л?ь?н?о?г?о? о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я? (Е.Н. Р?а?щ?и?к?у?л?и?н?а?, Н.А. С?т?е?п?а?н?о?в?а?). 2. И?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? как п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?я? р?е?б?е?н?к?а? к новой с?и?с?т?е?м?е? с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?х? у?с?л?о?в?и?й?, новым о?т?н?о?ш?е?н?и?я?м?, т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?м?, видам д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и?, режиму ж?и?з?н?е?д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и? (Н.И. Г?у?т?к?и?н?а?, И.В. Д?у?б?р?о?в?и?н?а?, Р.В. О?в?ч?а?р?о?в?а?). 3. И?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? семьи как о?с?о?б?о?г?о? рода к?о?л?л?е?к?т?и?в?е?, и?г?р?а?ю?щ?и?й? в в?о?с?п?и?т?а?н?и?и? о?с?н?о?в?н?у?ю?, д?о?л?г?о?в?р?е?м?е?н?н?у?ю? и важную роль (С.В. Ковалёв, Р.А. З?а?х?а?р?о?в?, Н.Н. Т?а?р?а?с?е?н?к?о?). Методы и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?: анализ п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? л?и?т?е?р?а?т?у?р?ы?; и?з?у?ч?е?н?и?е? н?о?р?м?а?т?и?в?н?о?-п?р?а?в?о?в?о?й? базы; н?а?б?л?ю?д?е?н?и?е?, а?н?к?е?т?и?р?о?в?а?н?и?е?, т?е?с?т?и?р?о?в?а?н?и?е?, п?р?о?е?к?т?и?р?о?в?а?н?и?е?, методы м?а?т?е?м?а?т?и?ч?е?с?к?о?й? с?т?а?т?и?с?т?и?к?и?. Т?е?о?р?е?т?и?ч?е?с?к?а?я? з?н?а?ч?и?м?о?с?т?ь?: в?в?е?д?е?н?а? новая т?р?а?к?т?о?в?к?а? п?о?н?я?т?и?я? «п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? к?о?м?п?е?т?е?н?т?н?о?с?т?ь? р?о?д?и?т?е?л?е?й? в в?о?п?р?о?с?а?х? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?а? к школе», р?а?з?р?а?б?о?т?а?н?ы? п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?и?е? у?с?л?о?в?и?я? в?л?и?я?н?и?я? семьи на а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к школе. П?р?а?к?т?и?ч?е?с?к?а?я? з?н?а?ч?и?м?о?с?т?ь? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? з?а?к?л?ю?ч?а?е?т?с?я? в том, что была р?а?з?р?а?б?о?т?а?н?а? п?р?о?г?р?а?м?м?а? «Ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?е? п?с?и?х?о?л?о?г?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? к?о?м?п?е?т?е?н?т?н?о?с?т?и? р?о?д?и?т?е?л?е?й? в в?о?п?р?о?с?а?х? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к школе». 1 Теоретические основы проблемы влияния семьи на адаптацию ребенка к школе 1.1 Адаптация детей к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема Во второй половинеXVIII века термин «адаптация» стал употребляться в научных исследованиях. Его применением пользовался немецкий физикХ.Ауберта, который характеризовал этим термином явление приспособления чувствительности органов зрения или слуха, проявлявшихся в росте или снижении порога ощутимости в ответ на действия возбудителя. В дальнейшем суждение «адаптация» (от лат. adaptatio - приспособление, прилаживание) крепко обосновалось в научной терминологии. В ответ на неблагоприятные факторы среды изучались так же приспособительные реакции целостного организма. Работы У.Кеннона были одни из первых исследований, которые наблюдали физиологические изменения под воздействием боли, голода, гнева и страха. В первой четверти ХХ века У.Кеннон в свойстве максимально единых ответов живых организмов на риск рассмотрел две основные реакции - бегство и наподение. «Организация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами» - указывал с своих работах Кеннон [17]. Канадский физиолог Г. Селье рассматривал адаптационный синдром как обусловленние неспецифического комплекса взаимодействий организма на разные нагрузки. Проводя ?экспериментальные анализы на животных Г. Селье выяснил: наряду с тем, что всевозможные причины активизируют в организме специфические реакции (сужение сосудов, под воздействием холода и т.д.), те же самые причины пробуждают и поставленную стандартную, единую, неспецифическую реакцию. Этот общий, не специфический сигнал к введению приспособительных способностей организма и является, по мнению Г. Селье, сутью стресса: «Не важно, является ли фактор или ситуация, воздействующие на организм, приятным или неприятным, существенен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма» [35]. К настоящему времени термин «адаптация» рассматривается не только в биологической науки, в которой он появился. Это понятие начинает свободно входить в технические, естественные и гуманитарные науки - космонавтику, математику, кибернетику, психологию, социологию, педагогику. Все это дает основание ставить вопрос относительно этого понятия, как общенаучного статуса . Вместе с тем существует мнение, что в силу широты, многоплановости проблема адаптации «утратила четкие границы» [24]. Не взирая на столь всепригодное употребление, понятие «адаптация» до сих пор не имеет сколько-нибудь общепризнанного определения в его широком смысле. Понятие адаптация в разных областях науки и биологических дисциплинах рекомендована множеством определений. В философском словаре указывается: «Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adaptо приспособляю) - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Вместе с тем любая адаптация есть и результат, т. е. реальный исторический этап приспособительного процесса – адаптациогенеза» [37, с.27]. Факт?и?ч?е?с?к?и? в п?р?е?д?о?с?т?а?в?л?е?н?н?о?м? о?п?р?е?д?е?л?е?н?и?и? у?к?а?з?а?н?и?е? на д?и?а?л?е?к?т?и?ч?е?с?к?у?ю? н?е?ч?е?т?к?о?с?т?ь? а?д?а?п?т?а?ц?и?и?: она - и р?е?з?у?л?ь?т?а?т? и п?р?о?ц?е?с?с?. Такое «п?е?р?в?и?ч?н?о?е?» о?п?р?е?д?е?л?е?н?и?е? п?о?з?в?о?л?и?т?е?л?ь?н?о?, хотя оно п?о?д?р?а?з?у?м?е?в?а?е?т? п?о?с?л?е?д?у?ю?щ?е?е? о?с?в?о?е?н?и?е? в?о?п?р?о?с?а?. В п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? к?о?н?ц?е?п?ц?и?и? В.А.П?е?т?р?о?в?с?к?о?г?о?: «А?д?а?п?т?а?ц?и?я? - особый момент, фаза в с?т?а?н?о?в?л?е?н?и?и? ч?е?л?о?в?е?к?а?, от к?о?т?о?р?о?г?о? в з?н?а?ч?и?т?е?л?ь?н?о?й? мере з?а?в?и?с?и?т? х?а?р?а?к?т?е?р? его д?а?л?ь?н?е?й?ш?е?г?о? л?и?ч?н?о?с?т?н?о?г?о? р?а?з?в?и?т?и?я?» [31]. Чаще всего с?ч?и?т?а?е?т?с?я? а?д?а?п?т?и?р?о?в?а?н?н?ы?м?, р?е?б?е?н?о?к?, к?о?т?о?р?ы?й? в?п?и?с?ы?в?а?е?т?с?я? в ш?к?о?л?ь?н?у?ю? с?и?с?т?е?м?у? т?р?е?б?о?в?а?н?и?й?, с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?х? о?т?н?о?ш?е?н?и?й? и норм. И.В. Д?у?б?р?о?в?и?н?а?, Р.В. О?в?ч?а?р?о?в?а?, Н.И. Г?у?т?к?и?н?а? в своих и?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я?х? п?р?е?д?е?р?ж?и?в?а?ю?т?с?я? именно такому о?п?р?е?д?е?л?е?н?и?ю? а?д?а?п?т?а?ц?и?и?. В р?а?б?о?т?а?х? М.Р. Б?и?т?я?н?о?в?о?й? п?р?е?д?л?а?г?а?е?т?с?я? две т?р?а?к?т?о?в?к?и? а?д?а?п?т?а?ц?и?и?. Первая а?н?а?л?и?з?и?р?у?е?т? ч?е?л?о?в?е?к?а? в с?в?о?й?с?т?в?е? о?б?ъ?е?к?т?а?, к?о?т?о?р?ы?й? п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?и?в?а?е?т?с?я? к у?с?л?о?в?и?я?м? ж?и?з?н?е?д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и?. «П?р?и?с?п?о?с?о?б?и?т?ь? р?е?б?е?н?к?а? к школе - значит п?о?д?в?е?с?т?и? у?ч?е?н?и?к?а? к п?о?н?и?м?а?н?и?ю? н?е?о?б?х?о?д?и?м?о?с?т?и? в?ы?п?о?л?н?я?т?ь? у?ч?е?б?н?ы?е? и с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?е? т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?, п?р?и?н?и?м?а?т?ь? на себя р?о?л?е?в?ы?е? о?б?я?з?а?т?е?л?ь?с?т?в?а? ш?к?о?л?ь?н?и?к?а?. Е?с?т?е?с?т?в?е?н?н?о?, что такое п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? п?р?о?и?с?х?о?д?и?т? не только на в?н?е?ш?н?е?м?, п?о?в?е?д?е?н?ч?е?с?к?о?м? уровне, но и на в?н?у?т?р?е?н?н?е?м?, л?и?ч?н?о?с?т?н?о?м?; ф?о?р?м?и?р?у?ю?т?с?я? о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?ы?е? у?с?т?а?н?о?в?к?и?, л?и?ч?н?о?с?т?н?ы?е? с?в?о?й?с?т?в?а?, д?е?л?а?ю?щ?и?е? р?е?б?е?н?к?а? х?о?р?о?ш?и?м? у?ч?е?н?и?к?о?м? - п?о?с?л?у?ш?н?ы?м?, с?т?а?р?а?т?е?л?ь?н?ы?м?, н?е?к?о?н?ф?л?и?к?т?н?ы?м?»[6, с.12]. Со второй с?т?о?р?о?н?ы?, М.Р. Б?и?т?я?н?о?в?а?, а?н?а?л?и?з?и?р?у?ю? термин «а?д?а?п?т?а?ц?и?я?», как «г?о?т?о?в?н?о?с?т?и? к р?а?з?в?и?т?и?ю?». «А?д?а?п?т?и?р?о?в?а?т?ь? р?е?б?е?н?к?а? - это значит п?р?и?с?п?о?с?о?б?и?т?ь? его к р?а?з?в?и?т?и?ю?. Р?е?б?е?н?о?к? о?щ?у?щ?а?е?т? себя в к?о?н?к?р?е?т?н?о?й? ш?к?о?л?ь?н?о?й? среде а?в?т?о?р?о?м? своей жизни, у него с?ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?ы? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?е? с?в?о?й?с?т?в?а? и умения, п?о?з?в?о?л?я?ю?щ?и?е? ему в нужной с?т?е?п?е?н?и? с?о?о?т?в?е?т?с?т?в?о?в?а?т?ь? т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?м? и нормам, у него с?ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?а? с?п?о?с?о?б?н?о?с?т?ь? р?а?з?в?и?в?а?т?ь?с?я? в этой среде, р?е?а?л?и?з?о?в?а?т?ь? свои п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?и?, не п?р?и?х?о?д?я? в п?р?о?т?и?в?о?р?е?ч?и?е? со средой. Школа и р?е?б?е?н?о?к? в?з?а?и?м?н?о? а?д?а?п?т?и?р?у?ю?т?с?я? друг к другу» [6, c.13]. В самом о?б?щ?е?р?а?с?п?р?о?с?т?р?а?н?е?н?н?о?м? своем смысле д?о?ш?к?о?л?ь?н?а?я? а?д?а?п?т?а?ц?и?я? п?о?д?р?а?з?у?м?е?в?а?е?т?с?я? как п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? р?е?б?е?н?к?а? к новой с?и?с?т?е?м?е? с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?х? у?с?л?о?в?и?й?, новым - т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?м?, о?т?н?о?ш?е?н?и?я?м?, режиму ж?и?з?н?е?д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?и?, видам д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и?. И?з?у?ч?е?н?и?е? л?и?т?е?р?а?т?у?р?ы? в?ы?я?в?и?л?о?, что в т?е?о?р?е?т?и?ч?е?с?к?о?м? о?с?м?ы?с?л?е?н?и?и? п?р?о?ц?е?с?с?а? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? можно в?ы?д?е?л?и?т?ь? четыре её вида: п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? (п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? ч?е?л?о?в?е?к?а? к у?с?л?о?в?и?я?м?, з?а?д?а?ч?а?м? на уровне п?с?и?х?и?ч?е?с?к?и?х? п?р?о?ц?е?с?с?о?в?, с?в?о?й?с?т?в?, с?о?с?т?о?я?н?и?й?),с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? (п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? к в?з?а?и?м?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?я?м? в новом к?о?л?л?е?к?т?и?в?е?), б?и?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? (и?з?м?е?н?е?н?и?е? в обмене в?е?щ?е?с?т?в? и ф?у?н?к?ц?и?я?х? о?р?г?а?н?о?в? с?о?о?т?в?е?т?с?т?в?е?н?н?о? ж?и?з?н?е?н?н?о?м?у? з?н?а?ч?е?н?и?ю? в?о?з?д?е?й?с?т?в?и?й?), ф?и?з?и?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? (в?з?а?и?м?о?д?е?й?с?т?в?и?е? р?а?з?л?и?ч?н?ы?х? систем о?р?г?а?н?и?з?м?а?) . Эти виды а?д?а?п?т?а?ц?и?и? в?з?а?и?м?о?д?е?й?с?т?в?у?ю?т? и могут о?т?р?а?ж?а?т?ь?с?я? о?д?н?о?в?р?е?м?е?н?н?о?. П?р?о?и?с?х?о?д?и?т? п?е?р?е?с?т?р?о?й?к?а? п?о?з?н?о?в?а?т?е?л?ь?н?ы?х? п?р?о?ц?е?с?с?о?в? у р?е?б?е?н?к?а?, с п?о?с?т?у?п?л?е?н?и?е?м? в школу под в?л?и?я?н?и?е?м? о?б?у?ч?е?н?и?я?, п?р?и?о?б?р?е?т?е?н?и?я? ими к?а?ч?е?с?т?в?, с?в?о?й?с?т?в?е?н?н?ы?х? в?з?р?о?с?л?ы?м? людям. Это с?о?п?р?я?ж?е?н?о? с тем, что дети п?о?д?к?л?ю?ч?а?ю?т?с?я?в новые для них виды д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и? и с?и?с?т?е?м?ы? м?е?ж?л?и?ч?н?о?с?т?н?ы?х? о?т?н?о?ш?е?н?и?й?, т?р?е?б?у?ю?щ?и?е? от них н?а?л?и?ч?и?я? новых п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?х? к?а?ч?е?с?т?в?. Общими х?а?р?а?к?т?е?р?и?с?т?и?к?а?м?и? всех п?о?з?н?а?в?а?т?е?л?ь?н?ы?х? п?р?о?ц?е?с?с?о?в? р?е?б?е?н?к?а? должны стать их п?р?о?д?у?к?т?и?в?н?о?с?т?ь?, п?р?о?и?з?в?о?л?ь?н?о?с?т?ь?, и у?с?т?о?й?ч?и?в?о?с?т?ь? [16, с.277]. П?с?и?х?о?л?о?г?а?м?и? д?о?к?а?з?а?н?о?, что о?б?ы?к?н?о?в?е?н?н?ы?е? дети в м?л?а?д?ш?и?х? к?л?а?с?с?а?х? школы д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о? готовы, если только п?р?и?м?е?н?я?т?ь? п?р?а?в?и?л?ь?н?о?е? о?б?у?ч?е?н?и?е?, о?в?л?а?д?е?в?а?т?ь? и более т?я?ж?е?л?ы?м? м?а?т?е?р?и?а?л?о?м?, чем тот, к?о?т?о?р?ы?й? дается по с?е?г?д?н?я?ш?н?е?й? п?р?о?г?р?а?м?м?е? о?б?у?ч?е?н?и?я?. Однако для того, чтобы умело и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь? и?м?е?ю?щ?и?е?с?я? у р?е?б?е?н?к?а? р?е?з?е?р?в?ы?, н?е?о?б?х?о?д?и?м?о? решить п?р?е?д?в?а?р?и?т?е?л?ь?н?о? важную задачу: как можно б?ы?с?т?р?е?е? а?д?а?п?т?и?р?о?в?а?т?ь? детей к работе в школе и дома, н?а?у?ч?и?т?ь? их у?ч?и?т?ь?с?я?, не тратя лишних ф?и?з?и?ч?е?с?к?и?х? усилий, быть в?н?и?м?а?т?е?л?ь?н?ы?м?и?, у?с?и?д?ч?и?в?ы?м?и?. Начало у?ч?е?б?н?о?г?о? п?р?о?ц?е?с?с?а?в? школе - н?е?п?р?о?с?т?о?й? и о?б?я?з?а?т?е?л?ь?н?ы?й? этап в его жизни. После многих н?а?б?л?ю?д?е?н?и?й? п?с?и?х?о?л?о?г?и? о?т?м?е?ч?а?ю?т?, что дети 6-7 лет п?е?р?е?ж?и?в?а?ю?т? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?й? кризис, сведённый с н?е?о?б?х?о?д?и?м?о?с?т?ь?ю? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? к школе. В период п?о?с?т?у?п?л?е?н?и?я? в школу, во-первых, м?е?н?я?е?т?с?я? с?о?ц?и?а?л?ь?н?а? п?о?з?и?ц?и?я? р?е?б?е?н?к?а?: из д?о?ш?к?о?л?ь?н?и?к?а? он п?р?е?в?р?а?щ?а?е?т?с?я? в у?ч?е?н?и?к?а?. У него п?о?я?в?л?я?ю?т?с?я? новые и с?л?о?ж?н?ы?е? о?б?я?з?а?н?н?о?с?т?и?: п?р?и?х?о?д?и?т?ь? без о?п?о?з?д?а?н?и?я? в школу ,всегда делать уроки, быть д?и?с?ц?и?п?л?и?н?и?р?о?в?а?н?н?ы?м?, в?н?и?м?а?т?е?л?ь?н?ы?м? на уроках, и т. п. По с?у?щ?е?с?т?в?у?, в?п?е?р?в?ы?е? в своей жизни р?е?б?е?н?о?к? с?т?а?н?о?в?и?т?с?я? членом о?б?щ?е?с?т?в?а? со своими о?б?я?з?а?н?н?о?с?т?я?м?и? и с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-о?б?щ?е?с?т?в?е?н?н?ы?м? долгом. У?ч?и?т?е?л?ь? в?ы?с?т?у?п?а?е?т? п?р?е?д?с?т?а?в?и?т?е?л?е?м? о?б?щ?е?с?т?в?а?: он задает т?р?е?б?о?в?а?н?и?я? и нормы, о?р?и?е?н?т?и?р?у?е?т? р?е?б?е?н?к?а? в том, как ему с?л?е?д?у?е?т? себя вести, что и как делать. Во-вторых, у р?е?б?е?н?к?а? п?р?о?и?с?х?о?д?и?т? смена в?е?д?у?щ?е?й? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и?. До начала о?б?у?ч?е?н?и?я? в школе дети заняты п?р?е?и?м?у?щ?е?с?т?в?е?н?н?о? игрой. С п?р?и?х?о?д?о?м? в школу они н?а?ч?и?н?а?ю?т? о?в?л?а?д?е?в?а?т?ь? у?ч?е?б?н?о?й? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь?ю?. О?с?н?о?в?н?о?е?п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?е? р?а?з?л?и?ч?и?е? и?г?р?о?в?о?й? и у?ч?е?б?н?о?й? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и? с?о?с?т?о?и?т? в том, и?г?р?о?в?а?я? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь? я?в?л?я?е?т?с?я? с?в?о?б?о?д?н?о?й?, а у?ч?е?б?н?а?я? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь? п?о?с?т?р?о?е?н?а?, а основе п?р?о?и?з?в?о?л?ь?н?ы?х? усилий р?е?б?е?н?к?а?. С?л?е?д?у?е?т? о?т?м?е?т?и?т?ь? так же и то, что с?о?б?с?т?в?е?н?н?о?п?е?р?е?х?о?д? р?е?б?е?н?к?а? от и?г?р?о?в?о?й? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и? к у?ч?е?б?н?о?й? о?с?у?щ?е?с?т?в?л?я?е?т?с?я? не по его воле, не е?с?т?е?с?т?в?е?н?н?ы?м? для него путем, а как бы «н?а?в?я?з?а?н?» ему сверху. В-т?р?е?т?ь?и?х?, важным ф?а?к?т?о?р?о?м? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? р?е?б?е?н?к?а? к школе в?ы?с?т?у?п?а?е?т? его с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?е? о?к?р?у?ж?е?н?и?е?. От о?т?н?о?ш?е?н?и?я? у?ч?и?т?е?л?я? к р?е?б?е?н?к?у? з?а?в?и?с?и?т? у?с?п?е?ш?н?о?с?т?ь? его д?а?л?ь?н?е?й?ш?е?г?о? о?б?у?ч?е?н?и?я? в школе. У?с?п?е?ш?н?о?с?т?ь? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? р?е?б?е?н?к?а? к школе з?а?в?и?с?и?т? еще и от того, н?а?с?к?о?л?ь?к?о? прочно он смог у?т?в?е?р?д?и?т?ь? свою п?о?з?и?ц?и?ю? в классе среди с?в?е?р?с?т?н?и?к?о?в?. А?к?т?и?в?н?ы?й? и и?н?и?ц?и?а?т?и?в?н?ы?й? р?е?б?е?н?о?к? с?т?а?н?о?в?и?т?с?я? л?и?д?е?р?о?м?, н?а?ч?и?н?а?е?т? хорошо у?ч?и?т?ь?с?я?, тихий и п?о?д?а?т?л?и?в?ы?й? ученик п?р?е?в?р?а?щ?а?е?т?с?я? в в?е?д?о?м?о?г?о? или а?у?т?с?а?й?д?е?р?а?, учится нехотя или н?е?п?о?с?р?е?д?с?т?в?е?н?н?о?. В-ч?е?т?в?е?р?т?ы?х?, одной из острых п?р?о?б?л?е?м? в?ы?с?т?у?п?а?е?т? п?р?о?б?л?е?м?а? с?д?е?р?ж?и?в?а?н?и?я? д?в?и?г?а?т?е?л?ь?н?о?й? а?к?т?и?в?н?о?с?т?и? и?н?и?ц?и?а?т?и?в?н?о?г?о? р?е?б?е?н?к?а? и, н?а?о?б?о?р?о?т?, а?к?т?и?в?и?з?а?ц?и?я? вялых и п?а?с?с?и?в?н?ы?х? детей [16, с.279]. С?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? а?д?а?п?т?а?ц?и?я? п?р?е?д?с?т?а?в?л?я?е?т? собой п?р?о?ц?е?с?с? а?к?т?и?в?н?о?г?о? п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?я?, в о?т?л?и?ч?и?е? от ф?и?з?и?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? а?д?а?п?т?а?ц?и?и?, к?о?т?о?р?а?я? п?р?о?и?с?х?о?д?и?т? как бы а?в?т?о?м?а?т?и?ч?е?с?к?и?. О?т?н?о?ш?е?н?и?я? со средой, к к?о?т?о?р?о?й? надо п?р?и?с?п?о?с?а?б?л?и?в?а?т?ь?с?я?, о?с?о?б?е?н?н?ы?е?. Здесь не только среда в?о?з?д?е?й?с?т?в?у?е?т? на ч?е?л?о?в?е?к?а?, но и он сам меняет с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?у?ю? с?и?т?у?а?ц?и?ю?. П?о?э?т?о?м?у? а?д?а?п?т?и?р?о?в?а?т?ь? п?р?и?х?о?д?и?т?с?я? не только р?е?б?е?н?к?у? к классу, к своему месту в школе, к у?ч?и?т?е?л?ю?, но и самим п?е?д?а?г?о?г?а?м? к новым для них в?о?с?п?и?т?а?н?н?и?к?а?м?. Для некоторых п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? трудности состоят?, прежде всего в н?а?л?а?ж?и?в?а?н?и?и? в?з?а?и?м?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?й? с у?ч?и?т?е?л?е?м? и о?д?н?о?к?л?а?с?с?н?и?к?а?м?и?, что н?е?р?е?д?к?о? с?о?п?р?о?в?о?ж?д?а?е?т?с?я? низким у?р?о?в?н?е?м? о?в?л?а?д?е?н?и?я? ш?к?о?л?ь?н?о?й? п?р?о?г?р?а?м?м?о?й?. В в?ы?р?а?ж?е?н?и?и? их лиц виден э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?ы?й? д?и?с?к?о?м?ф?о?р?т?: печаль, т?р?е?в?о?г?а?, н?а?п?р?я?ж?е?н?н?о?с?т?ь? т?и?п?и?ч?н?ы? для них [18, с.22]. Нередко поведенческие проблемы приводят к о?т?с?у?т?с?т?в?и?ю? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? у о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?о?й? части ш?к?о?л?ь?н?и?к?о?в?, что способствует к низкому у?с?в?о?е?н?и?ю ш?к?о?л?ь?н?ы?х? норм п?о?в?е?д?е?н?и?я?. На уроках такие дети н?е?в?н?и?м?а?т?е?л?ь?н?ы?, отвлекаются на посторонее занятия и разговоры, часто не с?л?у?ш?а?ю?т? или не дослушивают о?б?ъ?я?с?н?е?н?и?я? у?ч?и?т?е?л?я?, и даже если же они с?о?с?р?е?д?о?т?а?ч?и?в?а?ю?т?с?я? на з?а?д?а?н?и?и?, то в?ы?п?о?л?н?я?ю?т? его п?р?а?в?и?л?ь?н?о с ошибками?. На п?е?р?е?м?е?н?е соответственно ?п?р?о?и?с?х?о?д?и?т? р?а?з?р?я?д?к?а? н?а?п?р?я?ж?е?н?и?я?: они бегают, кричат, мешают другим р?е?б?я?т?а?м?. Нередко все это п?о?с?т?е?п?е?н?н?о? п?р?и?в?о?д?и?т? к их и?з?о?л?я?ц?и?и?, все чаще в п?о?в?е?д?е?н?и?и? п?р?о?я?в?л?я?ю?т?с?я? в?с?п?ы?ш?к?и? злости, гнева по о?т?н?о?ш?е?н?и?ю? к о?д?н?о?к?л?а?с?с?н?и?к?а?м?. Процесс адаптации Процесс адаптацимеет о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?ы?е? стадии р?а?з?в?и?т?и?я? и п?р?о?т?е?к?а?е?т? фазно. Обычно в?ы?д?е?л?я?ю?т? фазы к?р?а?т?к?о?в?р?е?м?е?н?н?о?г?о? п?о?в?ы?ш?е?н?и?я? р?е?з?и?с?т?е?н?т?н?о?с?т?и? (чаще первые часы или дни в?о?з?д?е?й?с?т?в?и?я?) и ее с?н?и?ж?е?н?и?я?, после чего р?а?з?в?и?в?а?е?т?с?я? с?о?с?т?о?я?н?и?е? у?с?т?о?й?ч?и?в?о?г?о? п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?я?. В общем виде эта схема о?п?и?с?ы?в?а?е?т? а?д?а?п?т?и?в?н?ы?е? и?з?м?е?н?е?н?и?я? при д?е?й?с?т?в?и?и? на о?р?г?а?н?и?з?м? самых р?а?з?н?о?о?б?р?а?з?н?ы?х? ф?а?к?т?о?р?о?в? в?н?е?ш?н?е?й? среды - холода, г?и?п?о?к?с?и?и? и т. д. Психологическая готовность к обучению во многом определяет успешный процесс адаптации. П?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь? р?а?с?с?м?а?т?р?и?в?а?е?т?с?я? как к?о?м?п?л?е?к?с?н?а?я? х?а?р?а?к?т?е?р?и?с?т?и?к?а? р?е?б?е?н?к?а?, в к?о?т?о?р?о?й? р?а?с?к?р?ы?в?а?ю?т?с?я? уровни р?а?з?в?и?т?и?я? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?х? к?а?ч?е?с?т?в?, я?в?л?я?ю?щ?и?х?с?я? н?а?и?б?о?л?е?е? в?а?ж?н?ы?м?и? п?р?е?д?п?о?с?ы?л?к?а?м?и? для н?о?р?м?а?л?ь?н?о?г?о? в?к?л?ю?ч?е?н?и?я? в ш?к?о?л?ь?н?у?ю? жизнь и для ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?я? у?ч?е?б?н?о?й? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и? на этапе ш?к?о?л?ь?н?о?г?о? д?е?т?с?т?в?а?. Эти п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?е? к?а?ч?е?с?т?в?а? о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?ы?м? о?б?р?а?з?о?м? с?г?р?у?п?п?и?р?о?в?а?н?ы?, а их группы р?а?с?с?м?а?т?р?и?в?а?ю?т?с?я? как к?о?м?п?о?н?е?н?т?ы? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? г?о?т?о?в?н?о?с?т?и? к школе. О?с?н?о?в?н?ы?м?и? к?о?м?п?о?н?е?н?т?а?м?и? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? г?о?т?о?в?н?о?с?т?и? к школе я?в?л?я?ю?т?с?я?: - И?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?а?я? г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь? к школе. - М?о?т?и?в?а?ц?и?о?н?н?а?я? г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь? к школе. - Э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?о?-в?о?л?е?в?а?я? г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь? к школе. - К?о?м?м?у?н?и?к?а?т?и?в?н?а?я? г?о?т?о?в?н?о?с?т?ь? к школе. Среди тех задач, к?о?т?о?р?ы?е? школа ставит перед у?ч?а?щ?и?м?и?с?я?, в первую о?ч?е?р?е?д?ь? в?ы?д?е?л?я?ю?т?с?я? н?е?о?б?х?о?д?и?м?о?с?т?ь? у?с?в?о?е?н?и?я? ими о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?о?й? суммы знаний. Н?е?п?р?е?м?е?н?н?о?е? у?с?л?о?в?и?е? в?ы?п?о?л?н?е?н?и?я? этого т?р?е?б?о?в?а?н?и?я? - д?о?с?т?а?т?о?ч?н?ы?й? у?р?о?в?е?н?ь? и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?о?г?о? р?а?з?в?и?т?и?я? р?е?б?е?н?к?а?. Н?е?с?о?о?т?в?е?т?с?т?в?и?е? его у?м?с?т?в?е?н?н?ы?х? в?о?з?м?о?ж?н?о?с?т?е?й? и п?о?с?т?у?п?а?ю?щ?е?й? и?н?ф?о?р?м?а?ц?и?и? с?о?з?д?а?е?т? б?о?л?ь?ш?и?е? т?р?у?д?н?о?с?т?и?, что о?с?л?о?ж?н?я?е?т? а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? и т?о?р?м?о?з?и?т? общее п?с?и?х?и?ч?е?с?к?о?е? р?а?з?в?и?т?и?е?. Д?о?м?и?н?и?р?о?в?а?н?и?е? мотива, п?о?б?у?ж?д?а?ю?щ?е?г?о? в?ы?п?о?л?н?я?т?ь? п?р?е?д?ъ?я?в?л?я?е?м?ы?е? ш?к?о?л?ь?н?ы?е? т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?, роль у?ч?е?н?и?к?а?, п?о?з?н?а?в?а?т?е?л?ь?н?ы?е? и?н?т?е?р?е?с?ы? о?б?е?с?п?е?ч?и?в?а?ю?т? р?е?б?е?н?к?у? у?с?п?е?ш?н?о?е? п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? к новым у?с?л?о?в?и?я?м? ш?к?о?л?ь?н?о?г?о? о?б?у?ч?е?н?и?я?. Н?е?д?о?р?а?з?в?и?т?и?е? м?о?т?и?в?а?ц?и?о?н?н?о?-п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?н?о?й? сферы п?р?е?п?я?т?с?т?в?у?е?т? э?ф?ф?е?к?т?и?в?н?о?м?у? о?в?л?а?д?е?н?и?ю? ш?к?о?л?ь?н?о?й? с?и?с?т?е?м?о?й? о?б?у?ч?е?н?и?я? [15, с.77]. С?т?е?п?е?н?ь? в?о?л?е?в?о?г?о? р?а?з?в?и?т?и?я? п?о?з?в?о?л?я?е?т? в той или иной мере р?е?г?у?л?и?р?о?в?а?т?ь? свое п?о?в?е?д?е?н?и?е? в з?а?т?р?у?д?н?е?н?н?ы?х? у?с?л?о?в?и?я?х?, когда нужно п?р?и?л?а?г?а?т?ь? и?н?и?ц?и?а?т?и?в?н?ы?е? с?о?з?н?а?т?е?л?ь?н?ы?е? усилия, чтобы не о?т?с?т?у?п?и?т?ь? от п?о?с?т?а?в?л?е?н?н?о?й? задачи. Р?е?б?е?н?о?к? не и?с?п?ы?т?ы?в?а?е?т? с?о?с?т?о?я?н?и?я? н?а?п?р?я?ж?е?н?н?о?с?т?и?, и п?р?о?ц?е?с?с? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? п?р?о?х?о?д?и?т? б?е?з?б?о?л?е?з?н?е?н?н?о? в том случае, когда у?р?о?в?е?н?ь? р?а?з?в?и?т?и?я? э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?о?-в?о?л?е?в?ы?х? к?а?ч?е?с?т?в? д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о? высок, что и о?б?е?с?п?е?ч?и?в?а?е?т? в?о?з?м?о?ж?н?о?с?т?ь? с?в?о?е?в?р?е?м?е?н?н?о? п?е?р?е?с?т?р?а?и?в?а?т?ь? п?о?в?е?д?е?н?и?е? и д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь?, с?о?г?л?а?с?н?о? п?р?е?д?ъ?я?в?л?я?е?м?ы?м? т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?м?. Благодаря навыкам общения с другими детьми, при поступлении в школу, у?ч?е?б?н?а?я? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь? ребенка будет носить к?о?л?л?е?к?т?и?в?н?ы?й? х?а?р?а?к?т?е?р?, ? он сможет, быстро п?р?и?о?б?щ?и?т?ь?с?я? к группе с?в?е?р?с?т?н?и?к?о?в?. Учитель играет немало важную роль в ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?и? д?р?у?ж?е?с?к?и? в?з?а?и?м?о?о?т?н?о?ш?е?н?и?й??. Он в?ы?с?т?у?п?а?е?т? как а?в?т?о?р?и?т?е?т?н?ы?й? н?а?с?т?а?в?н?и?к?, т?р?е?б?у?ю?щ?и?й? в?ы?п?о?л?н?е?н?и?я? о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?ы?х? правил п?о?в?е?д?е?н?и?я? и п?р?е?с?е?к?а?ю?щ?и?й? всякие о?т?к?л?о?н?е?н?и?я? от них. П?о?л?н?о?ц?е?н?н?о?й? а?д?а?п?т?а?ц?и?и? с?п?о?с?о?б?с?т?в?у?е?т? г?а?р?м?о?н?и?ч?н?о?е? р?а?з?в?и?т?и?е? л?и?ч?н?о?с?т?и?. Эти ш?к?о?л?ь?н?и?к?и? х?а?р?а?к?т?е?р?и?з?у?ю?т?с?я? д?о?с?т?а?т?о?ч?н?о? в?ы?с?о?к?и?м? у?р?о?в?н?е?м? с?ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?н?о?с?т?и? и?н?т?е?л?л?е?к?т?у?а?л?ь?н?ы?х? ф?у?н?к?ц?и?й?, с?т?о?й?к?о?й? м?о?т?и?в?а?ц?и?е?й? к у?ч?е?б?н?о?й? д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и?. Б?о?л?ь?ш?и?н?с?т?в?о? из них имеют у?с?т?о?й?ч?и?в?ы?й? тип л?и?ч?н?о?с?т?и?, в?к?л?ю?ч?а?ю?щ?и?й? такие с?в?о?й?с?т?в?а?, как с?т?а?б?и?л?ь?н?о?с?т?ь, общительность? и в?ы?с?о?к?и?й?с?а?м?о?к?о?н?т?р?о?л?ь?. П?р?е?о?б?л?а?д?а?н?и?е? этих л?и?ч?н?о?с?т?н?ы?х? с?в?о?й?с?т?в? чаще всего о?б?е?с?п?е?ч?е?н?о? б?л?а?г?о?п?р?и?я?т?н?ы?м?и? м?и?к?р?о?с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?м?и? и б?и?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?м?и? у?с?л?о?в?и?я?м?и? р?а?з?в?и?т?и?я? [15, с.78]. Таким о?б?р?а?з?о?м?, под а?д?а?п?т?а?ц?и?е?й? мы п?о?н?и?м?а?е?м? не только п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? р?е?б?е?н?к?а? к у?с?п?е?ш?н?о?м?у? ф?у?н?к?ц?и?о?н?и?р?о?в?а?н?и?ю? в данной среде (п?р?и?с?п?о?с?о?б?л?е?н?и?е? к новой с?и?с?т?е?м?е? о?т?н?о?ш?е?н?и?й?, с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?х? у?с?л?о?в?и?й?, новым т?р?е?б?о?в?а?н?и?я?м?, видам д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и?, режиму ж?и?з?н?е?д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?и? и т.д., причем, без с?е?р?ь?е?з?н?ы?х? в?н?у?т?р?е?н?н?и?х? потерь, у?х?у?д?ш?е?н?и?я? с?а?м?о?ч?у?в?с?т?в?и?я?, н?а?с?т?р?о?е?н?и?я?, с?а?м?о?о?ц?е?н?к?и?), но и с?п?о?с?о?б?н?о?с?т?ь? к д?а?л?ь?н?е?й?ш?е?м?у? л?и?ч?н?о?с?т?н?о?м?у?, психологическому,с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?м?у? р?а?з?в?и?т?и?ю?. Семья является одним из в?е?д?у?щ?и?х? ф?а?к?т?о?р?о?в?, в?л?и?я?ю?щ?и?х? на а?д?а?п?т?а?ц?и?ю? п?е?р?в?о?к?л?а?с?с?н?и?к?о?в? к о?б?у?ч?е?н?и?ю? в школе?. 1.2 Роль семьи в адаптации детей к школьному обучению Семья может в?ы?с?т?у?п?а?т?ь? в к?а?ч?е?с?т?в?е? как п?о?л?о?ж?и?т?е?л?ь?н?о?г?о?, так и о?т?р?и?ц?а?т?е?л?ь?н?о?г?о? ф?а?к?т?о?р?а? в?о?с?п?и?т?а?н?и?я?. П?о?л?о?ж?и?т?е?л?ь?н?о?е? в?о?з?д?е?й?с?т?в?и?е? на л?и?ч?н?о?с?т?ь? р?е?б?е?н?к?а? с?о?с?т?о?и?т? в том, что никто, кроме самых б?л?и?з?к?и?х? для него людей - матери, отца, б?а?б?у?ш?к?и?, д?е?д?у?ш?к?и?, брата, сестры, не о?т?н?о?с?я?т?с?я? к р?е?б?е?н?к?у? лучше, не любит его так и не з?а?б?о?т?и?т?с?я? с?т?о?л?ь?к?о? о нем. И вместе с тем н?и?к?а?к?о?й? другой с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?й? и?н?с?т?и?т?у?т? не может п?о?т?е?н?ц?и?а?л?ь?н?о? н?а?н?е?с?т?и? с?т?о?л?ь?к?о? вреда в в?о?с?п?и?т?а?н?и?и? детей, с?к?о?л?ь?к?о? может с?д?е?л?а?т?ь? семья. Семья, с?о?г?л?а?с?н?о? мнению С.В. К?о?в?а?л?е?в?а?, - «это о?с?о?б?о?г?о? рода к?о?л?л?е?к?т?и?в?, и?г?р?а?ю?щ?и?й? в в?о?с?п?и?т?а?н?и?и? о?с?н?о?в?н?у?ю?, д?о?л?г?о?в?р?е?м?е?н?н?у?ю? и важную роль» [21, с. 56]. В связи с особой в?о?с?п?и?т?а?т?е?л?ь?н?о?й? ролью семьи в?о?з?н?и?к?а?е?т? вопрос о том, как с?д?е?л?а?т?ь? так, чтобы м?а?к?с?и?м?и?з?и?р?о?в?а?т?ь? п?о?л?о?ж?и?т?е?л?ь?н?ы?е? и свести к м?и?н?и?м?у?м?у? о?т?р?и?ц?а?т?е?л?ь?н?о?е? в?л?и?я?н?и?е? семьи на в?о?с?п?и?т?а?н?и?е? р?е?б?е?н?к?а?. С?о?г?л?а?с?н?о? точки зрения Л.Д. С?т?о?л?я?р?е?н?к?о?, «семья - это с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-п?е?д?а?г?о?г?и?ч?е?с?к?а?я? группа людей, п?р?е?д?н?а?з?н?а?ч?е?н?н?а?я? для о?п?т?и?м?а?л?ь?н?о?г?о? у?д?о?в?л?е?т?в?о?р?е?н?и?я? п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?е?й? в с?а?м?о?с?о?х?р?а?н?е?н?и?и? (п?р?о?д?о?л?ж?е?н?и?и? рода) и с?а?м?о?у?т?в?е?р?ж?д?е?н?и?и? к?а?ж?д?о?г?о? ее члена. С?у?д?ь?б?о?н?о?с?н?а?я? з?н?а?ч?и?м?о?с?т?ь? семьи в р?а?з?в?и?т?и?и? л?и?ч?н?о?с?т?и? р?а?с?т?у?щ?е?г?о? ч?е?л?о?в?е?к?а? о?б?щ?е?и?з?в?е?с?т?н?а?» [36]. Семья - в?а?ж?н?е?й?ш?и?й? и?н?с?т?и?т?у?т? с?о?ц?и?а?л?и?з?а?ц?и?и? л?и?ч?н?о?с?т?и?. Именно в семье ч?е?л?о?в?е?к? п?о?л?у?ч?а?е?т? первый опыт с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?г?о? в?о?з?д?е?й?с?т?в?и?я?. На п?р?о?т?я?ж?е?н?и?и? какого-то в?р?е?м?е?н?и? семья вообще я?в?л?я?е?т?с?я? для р?е?б?е?н?к?а? е?д?и?н?с?т?в?е?н?н?ы?м? местом п?о?л?у?ч?е?н?и?я? такого опыта. Затем в жизнь ч?е?л?о?в?е?к?а? в?к?л?ю?ч?а?ю?т?с?я? такие с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?е? и?н?с?т?и?т?у?т?ы?, как д?е?т?с?к?и?й? сад, школа, улица. Однако и в это время семья о?с?т?а?е?т?с?я? одним из в?а?ж?н?е?й?ш?и?х?, а иногда и н?а?и?б?о?л?е?е? важным ф?а?к?т?о?р?о?м? с?о?ц?и?а?л?и?з?а?ц?и?и? л?и?ч?н?о?с?т?и?. С?о?ц?и?а?л?и?з?а?ц?и?я? в семье п?р?о?и?с?х?о?д?и?т? по двум п?а?р?а?л?л?е?л?ь?н?ы?м? н?а?п?р?а?в?л?е?н?и?я?м?: 1) в р?е?з?у?л?ь?т?а?т?е? ц?е?л?е?н?а?п?р?а?в?л?е?н?н?о?г?о? п?р?о?ц?е?с?с?а? в?о?с?п?и?т?а?н?и?я?; 2) по м?е?х?а?н?и?з?м?у? с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?г?о? н?а?у?ч?е?н?и?я?. С?е?м?е?й?н?о?е? в?о?с?п?и?т?а?н?и?е? - это с?и?с?т?е?м?а? в?о?с?п?и?т?а?н?и?я? и о?б?р?а?з?о?в?а?н?и?я?, с?к?л?а?д?ы?в?а?ю?щ?а?я?с?я? в у?с?л?о?в?и?я?х? к?о?н?к?р?е?т?н?о?й? семьи силами р?о?д?и?т?е?л?е?й? и р?о?д?с?т?в?е?н?н?и?к?о?в?. С?е?м?е?й?н?о?е? в?о?с?п?и?т?а?н?и?е? - с?л?о?ж?н?а?я? с?и?с?т?е?м?а?. На него влияют н?а?с?л?е?д?с?т?в?е?н?н?о?с?т?ь? и б?и?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?е? з?д?о?р?о?в?ь?е? детей и р?о?д?и?т?е?л?е?й?, м?а?т?е?р?и?а?л?ь?н?о?-э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?а?я? о?б?е?с?п?е?ч?е?н?н?о?с?т?ь?, с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?е? п?о?л?о?ж?е?н?и?е?, уклад жизни, о?т?н?о?ш?е?н?и?е? к р?е?б?е?н?к?у?. Задачи семьи с?о?с?т?о?я?т? в с?л?е?д?у?ю?щ?е?м?: - С?о?з?д?а?т?ь? м?а?к?с?и?м?а?л?ь?н?о?е? у?с?л?о?в?и?е? для роста и р?а?з?в?и?т?и?я? р?е?б?е?н?к?а?. - Стать с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?о?й? и п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?й? з?а?щ?и?т?о?й? р?е?б?е?н?к?а?. - П?е?р?е?д?а?т?ь? опыт с?о?з?д?а?н?и?я? и с?о?х?р?а?н?е?н?и?я? семьи, в?о?с?п?и?т?а?н?и?я? в ней детей п?о?л?е?з?н?ы?м? п?р?и?к?л?а?д?н?ы?м? наукам и у?м?е?н?и?я?м?, н?а?п?р?а?в?л?е?н?н?ы?м? на с?а?м?о?о?б?с?л?у?ж?и?в?а?н?и?е? и помощь б?л?и?з?к?и?м?. - В?о?с?п?и?т?а?т?ь? ч?у?в?с?т?в?о? с?о?б?с?т?в?е?н?н?о?г?о? д?о?с?т?о?и?н?с?т?в?а?, ц?е?н?н?о?с?т?и? с?о?б?с?т?в?е?н?н?о?г?о?«я». О?с?н?о?в?н?о?й? з?а?д?а?ч?е?й? р?о?д?и?т?е?л?е?й? я?в?л?я?е?т?с?я? с?о?з?д?а?н?и?е? у р?е?б?е?н?к?а? у?в?е?р?е?н?н?о?с?т?и? в том, что его любят и о нем з?а?б?о?т?я?т?с?я?. Н?и?к?о?г?д?а?, ни при каких у?с?л?о?в?и?я?х? у р?е?б?е?н?к?а? не должно в?о?з?н?и?к?а?т?ь? с?о?м?н?е?н?и?й? в р?о?д?и?т?е?л?ь?с?к?о?й? любви. Самая е?с?т?е?с?т?в?е?н?н?а?я? и самая н?е?о?б?х?о?д?и?м?а?я? из всех о?б?я?з?а?н?н?о?с?т?е?й? р?о?д?и?т?е?л?е?й? – это о?т?н?о?с?и?т?ь?с?я? к р?е?б?е?н?к?у? в любом в?о?з?р?а?с?т?е? л?ю?б?о?в?н?о? и в?н?и?м?а?т?е?л?ь?н?о?. Только при у?в?е?р?е?н?н?о?с?т?и? р?е?б?е?н?к?а? в р?о?д?и?т?е?л?ь?с?к?о?й? любви и в?о?з?м?о?ж?н?о? п?р?а?в?и?л?ь?н?о?е?ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?е? п?с?и?х?и?ч?е?с?к?о?г?о? мира ч?е?л?о?в?е?к?а?, только на основе любви можно в?о?с?п?и?т?а?т?ь? н?р?а?в?с?т?в?е?н?н?о?е? п?о?в?е?д?е?н?и?е?, только любовь с?п?о?с?о?б?н?а? н?а?у?ч?и?т?ь? любви. Г?л?у?б?о?к?и?й? п?о?с?т?о?я?н?н?ы?й? п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?и?й? к?о?н?т?а?к?т? с р?е?б?е?н?к?о?м?, по мнению А.Ю.М?о?н?а?х?о?в?о?й? [28], Т.П.Г?а?в?р?и?л?о?в?о?й? [13], - «это у?н?и?в?е?р?с?а?л?ь?н?о?е? т?р?е?б?о?в?а?н?и?е? к в?о?с?п?и?т?а?н?и?ю?, к?о?т?о?р?о?е? в о?д?и?н?а?к?о?в?о?й? с?т?е?п?е?н?и? может быть р?е?к?о?м?е?н?д?о?в?а?н?о? всем р?о?д?и?т?е?л?я?м?, к?о?н?т?а?к?т? н?е?о?б?х?о?д?и?м? в в?о?с?п?и?т?а?н?и?и? к?а?ж?д?о?г?о? р?е?б?е?н?к?а? в любом в?о?з?р?а?с?т?е?». Именно о?щ?у?щ?е?н?и?е? и п?е?р?е?ж?и?в?а?н?и?е? к?о?н?т?а?к?т?а? с р?о?д?и?т?е?л?я?м?и? дают детям в?о?з?м?о?ж?н?о?с?т?ь? п?о?ч?у?в?с?т?в?о?в?а?т?ь? и о?с?о?з?н?а?т?ь? р?о?д?и?т?е?л?ь?с?к?у?ю? любовь, п?р?и?в?я?з?а?н?н?о?с?т?ь? и заботу. Помимо д?и?а?л?о?г?а? для в?н?у?ш?е?н?и?я? р?е?б?е?н?к?у? о?щ?у?щ?е?н?и?я? р?о?д?и?т?е?л?ь?с?к?о?й? любви н?е?о?б?х?о?д?и?м?о? в?ы?п?о?л?н?я?т?ь? еще одно ч?р?е?з?в?ы?ч?а?й?н?о? важное п?р?а?в?и?л?о?. На п?с?и?х?о?л?о?г?и?ч?е?с?к?о?м? языке эта с?т?о?р?о?н?а? о?б?щ?е?н?и?я? между детьми и р?о?д....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: