- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Возможность формирования у младших школьников универсальных культурных посредством взаимодействия семьи и школы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011440 |
Тема: | Возможность формирования у младших школьников универсальных культурных посредством взаимодействия семьи и школы |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИШИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. П.П. ЕРШОВА (филиал) Тюменского государственного университета Кафедра теории и методики начального и дошкольного образования РЕКОМЕНДОВАНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ Заведующий кафедрой, к.п.н., доцент ______________ Е.И. Попова «______» ________________ 201__ г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа) (Код и наименование направления подготовки) Руководитель работы Выполнил(а) работу Студент(ка) 5 курса Савкина Наталья Геннадьевна Заочной формы обучения Канцлер Олеся Сергеевна ____________________ СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Культура речи и этикет как ключевые компоненты формирования универсальных культурных умений 1.2 Методы и средства взаимодействия школы и семьи в процессе формирования универсальных культурных умений 1.3. Родительское собрание, как метод взаимодействия школы и семьи воспитания культуры младших школьников Выводы по первой главе 2 ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ 2.1 2.2 Опытно – экспериментальная работа по формированию у младших школьников универсальных культурных умений 2.3 Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Какое место в современном социуме занимает культурное воспитание младших школьников, насколько важна роль правильного взаимодействия педагогов с членами семьи обучающегося? Какие методы взаимодействия принесут наиболее видимый результат в процессе культурного обогащения ребенка? Я начала свое исследование с истории появления значения термина «культура» изучив труды И.К.Аделунга, В.Н.Кирилова, П.А.Флоренского, О.Э.Уилсона, Ю.М.Лотмана, а также Н.А.Бердяева. Слово «культура» - «culture»-возделывать, ухаживать, почитать. Впервые появилось в латинском языке, имело множество значений, среди которых я отметила наиболее подходящие к теме моей дипломной работы. Впервые слово культура в отношении такой науки как философия употребил римский оратор Марк Тулий Цицерон (106-43 до н.э.) назвав вышеуказанную «культурой души». Самостоятельное значение слова «культура» приобрело в рукописных трудах немецкого историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он придал термину значение «человека искусственного»- т.е. воспитанному в обществе, в противоположность естественному, необразованному. В XVIII в. слово «культура» активно использовалось идеологами для объяснения обществу необходимости совершенствования духовной жизни и нравственности людей, противопоставляя термин «культура- culture» слову «natural-природа». К культуре относили все, что касалось самосовершенствования человека. В России слово культура появилось только к середине тридцатых годов XIX в. В XX в. слово «культура» входит с именем Андрея Белого, он объединяет такие понятия как быт, искусство, наука, личность и общество как цельность культурного поведения, определив культуре место в жизни отдельного индивида и всего народа. Н.А. Бердяев включил в определение культуры философскую мысль, научное познание, архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию и мораль. В современном обществе понятие культура приобрело более практичное и подробное определение, так например семиотическая культура трактуется, как социально значимая информация, передаваемая из поколения в поколение и выражаемая через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы). Аксиологическая культура («аксиоз» - ценность)- ценностная оценка, есть совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнанная внутри определенных социальных систем. Воспитанием культурных навыков становится систематическим в момент поступления ребенка в образовательное учреждение. В семейном воспитании культурное обогащение имеет, как правило, стихийный характер. С приходом ребенка в начальную школу начинают формироваться такие основы культурных умений как аккуратность, опрятность, точность, вежливость, а также правила хорошего тона. В случае, когда семья ребенка по каким либо критериям относится к неполноценной то, как показывает педагогическая практика, даже элементарные нормы культурного поведения у детей отсутствуют. Такие проблемы в воспитании устраняются с осложнениями, процесс этот, как правило, более трудоемкий, так как в поведении укоренились и преобладают отрицательные привычки. Использованные в моем исследовании беседы с педагогами разных школ, дали мне представления о базовом культурном воспитании детей. В большей степени учителя говорят о неумении детей вести себя в обществе, в поведении школьников нередко наблюдается грубость и развязность. Такие недостатки в поведении необходимо устранять. Задача школы создать успешное взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей и направить родителей на путь где культурные навыки станут стилем жизни школьника. Для чего же необходимо приобщать ребенка к культуре. Это помогает развитию способностей ребенка. Невозможно узнать о том, что малыш имеет музыкальные способности, если не давать ему слушать различную музыку. Ребенок, хорошо знакомый с литературными произведениями (в том числе детскими), легче усваивает язык, он более грамотен, умеет правильно и логично строить предложения и излагать свои мысли. Люди, с детства знакомые с культурными ценностями, эрудированы, у них широкий кругозор, поэтому они, как правило, достаточно успешны в жизни, вокруг них всегда много людей, они интересны, так как могут поддержать различные темы при разговоре. Приобщение ребенка к культуре поведения позволяет ему ознакомиться с различными возможными моделями поведения и человеческих типажей, что помогает ему лучше понять себя и окружающих, стать толерантным. Самое важное, пожалуй — культура и искусство дают ребенку (а затем и взрослому) возможность переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь. Талантливо написанная книга или музыкальное произведение помогают преобразовать в человеке его природную агрессию, стремление к саморазрушению и многие другие пагубные наклонности. Актуальность исследования. В России, как и в любой другой развитой стране, огромное внимание уделяется культуре поведения. Сейчас, как никогда раньше, необходимо развивать культурные навыки. Несмотря на то, что современная наука наиболее глубоко изучает исторические ценности и культуры разных народов, современный человек в своем ритме жизни абсолютно забывает об элементарных этических нормах и морали. У современной молодежи достаточно часто возникают конфликтные ситуации там, где можно было обойтись парой вежливых фраз для решения конфликта, либо проявить толерантность или эмпатию. Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие педагоги как А.М. Виноградова, С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и другие. Труды Виноградовой А.М. показывают, что формирование у детей этических представлений определяют процессы развития их чувств и поведения. Неверные представления о дружбе, доброте, справедливости, честности зачастую становятся причиной недопонимания между сверстниками и в старшем возрасте. По этой причине педагог, прежде всего, должен выяснить, насколько сами дети осведомлены об этике отношений между людьми, какой они вкладывают смысл в понятия «культура», «честность», «справедливость», осознают ли они в своем поведении проявления жестокости, лживости, себялюбия [стр 3]. Цель данного исследования: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования у младших школьников универсальных культурных посредством взаимодействия семьи и школы. Исходя из цели, объекта и предмета исследования, поставлены следующие задачи: 1.Изучить теоретические основы воспитания культурных умений в учебно-методической литературе. 2.Выявить сущность и особенности воспитания культурных умений у младших школьников. 3.Охарактеризовать средства взаимодействия семьи и школы в формировании культурных навыков у младших школьников. 4. Реализовать диагностику, направленную на изучение уровня культуры у младших школьников и их родителей. 5. Разработать комплекс родительских собраний, формирующих развитие культуры поведения у младших школьников и родителей. 6. Оценить результативность системы взаимодействия в процессе формирования культурных навыков у младших школьников. Объект исследования: процесс формирования универсальных культурных умений у младших школьников. Предмет исследования: Взаимодействие школы и семьи как средство формирования универсальных культурных умений у младших школьников. Гипотеза: предполагается, что разработка и применение системы специально разработанных родительских собраний, будет способствовать формированию и совершенствованию культурных умений у младших школьников. Для изучения данной проблемы, применялись следующие методы исследования: 1.Изучение и анализ научной литературы по проблеме. 2.Наблюдение, беседы с детьми, родителями, классным руководителем, педагогический эксперимент. 3.Количественный и качественный анализ результатов исследования. Новизна исследования: разработан и апробирован комплекс родительских собраний, способствующий формированию культуры поведения у младших школьников. Практическая значимость: разработанный комплекс родительских собраний может быть эффективно использован учителями начальных классов в процессе формирования универсальных культурных умений у младших школьников. База исследования: ____________________ Исследование проходило поэтапно: На первом этапе был проведён анализ научно-педагогической литературы, выбрана тема, сформулированы цель и задачи, обоснована актуальность исследования. На втором этапе было организовано исследование на определение культурных умений у младших школьников. Была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников культуры поведения средствами взаимодействия семьи и школы, методом разработанного комплекса занятий на родительских собраниях. Проведена диагностика эффективности формирования у младших школьников культурных умений с применением взаимодействия школы и родителей. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Все-таки что же такое культурные умения? Культура - это, прежде всего воспитанность, толерантность, доброта. Культура включает в себя огромное множество понятий, это и культура общения, культура поведения, культура питания. Формирование культурных умений- это способы действий и навыков педагогической работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых культурных навыков. Школьные программы, разработанные учителями разных образовательных учреждений России, направлены на формирование универсальных культурных умений, и ставят перед собой такие задачи, как воспитание у детей общечеловеческих духовных ценностей и расставлений приоритетов при выборе жизненных ориентиров. Опрос на определение культурного уровня и занятости родителей, проведенный в рамках дипломного проекта, показал следующие результаты: из 30 опрошенных родителей 35% -имеют высшее образование;48% - среднее-специальное образование (имеют мамы); 7% -среднее-специально образование (имеют папы); 85% - пап рабочие. [Приложение 1,2] Поведение детей, чьи педагоги и родители отдают должное значение культурному воспитанию, связывается с моралью и формирует культурный стиль жизни. В возрасте 6-7 лет, по мнению Г.А. Урумовой и Ю.А. Афонькиной, ребенок должен закрепить навыки общения и поведения с взрослыми. В случае если ребенок не был научен культуре поведения до поступления в школу, задача учителя состоит в том что бы восполнить пробелы в культурных знаниях ученика. Как правило, расширение круга общения ребенка влечет за собой не всегда правильные знакомства и в свою очередь общение с невоспитанными культурно детьми. В любом возрасте, без элементарных культурных умений, ребенок подвержен сильному влиянию сверстников и детей старшего возраста. Вопросами формирования культуры поведения младших школьников занимались такие учёные, как Н.И. Дереклеева, В.Н. Зотов, А.В. Мудрик, Н.Я. Подласый, А.С. Роботова, М.И. Рожкова, В.П. Сергеева и др. Опыт описанных ими работ и составили теоретическую основу исследования в моей курсовой работе. Е.В. Толстикова поясняет, что старые регламентированные правила поведения вытекают из сложившихся традиций и обычаев, относятся к культуре правил приличия, хорошие манеры и этикет. Происходит это потому, что характеризующие межличностные отношения людей, правила культурного поведения вытекают в большей степени из норм морали. Исходя из этого, в процессе формирования универсальных культурных умений важную роль играет развитие социальной компетентности, к которым Х. Лийметс относит этикет и культуру речи. 1.1 Культура речи и этикет как ключевые компоненты формирования универсальных культурных умений. В изученной мной педагогической литературе, современные педагоги (Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина) предлагают два понятия - «культура поведения» и «поведенческая культура». Они в свою очередь различны по содержанию. Поведение - это образ жизни и действий, в котором проступает сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, его потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания. Культура – творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. [стр. 85] Культурные навыки школьников, сформированные до момента поступления в школу, а также полученные в самом процессе обучения составляют основу социального поведения ребенка. То есть культурное поведение и культурные умения составляют основу социального развития. Проблему социального развития изучали такие ученые как Тард Г., Парсонс Т., Эриксон Э. Социальное развитие – процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов. Подъяков Н.Н., Голованова Н. Ф. выделяют следующие компоненты: Культурные навыки – совокупность культурных умений, диктуемые обществом человеку в различных социальных группах, ситуациях, как обязательные. Специфические знания – представления полученные человеком пережитым опытом освоения в своем окружении и социального мира, несущие на себе взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира. Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленное природной социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он – сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться. Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость. [стр 2] Моя задача в первой главе данного исследования раскрыть важность такого понятия как «этикет» в процессе формирования универсальных культурных умений. Существует несколько определения понятия «этикет», современное определение достаточно близко к его первоначальному по своей сути, хотя приобрело достаточное количество дополнений и расширилось. «Этикет» – это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерой поведения, внешним обликом.[стр 2] В словаре русского языка С.И. Ожегова предлагается следующее определение: «этикет»- установленный порядок поведения, форм обхождения. В настоящем времени современная культура достаточно требовательна к основам культурного поведения, необходимы не только совершенные знаний о составляющих компонентах этикета, но и осознание их необходимости в поведении индивида в структуре современного общества. Впервые о нормах культурного поведения и культурных навыках, ребенок получает представление в процессе взаимодействия с членами семьи. Наибольшую часть знаний о культурном поведении ребенку дает процесс наблюдения за окружающими его людьми, здесь важную роль играет, кто из членов семьи принимает активное участие в культурном воспитании ребенка. Педагоги и учителя в образовательном учреждении ставят перед собой задачу расширять и при необходимости корректировать представления ребенка о поведении принятом в обществе. Формировать этические нормы, необходимо с самого раннего возраста, повышая тем самым культурный фон нескольких поколений одной семьи. Ребенок, с детства наученный нормам поведения в социуме будет придерживаться усвоенных культурных навыков на протяжении всей жизни. Кравчук Наталья Сергеевна, учитель младших классов и автор методики по формированию культуры поведения у детей на этапе поступления в школу, в своих исследовательских работах выделяет две формы этикета – речевой (словесное выражение уважения к людям) и неречевой (поведенческие действия, в которых проявляется уважение к людям). Обе эти формы подразделяются на виды: общегражданский, придворный, дипломатический, воинский, педагогический и разновидности: деловой, служебный, семейный, столовый, гостевой, подарочный, танцевальный, этикет дистантного общения, этикет телефонного разговора, письма, этикет в общественных местах и т.д. Установленные правила этикета, как правило, не поддаются каким либо разделениям, так как используются в совокупности, поэтому можно сказать, что такое распределение условно. Рассмотрим подробнее методики по формированию культурных умений у детей младшего школьного возраста в 1-2 классе, представленные Говоровой С.А. 1. Приучение: методика выполняется в процессе групповой работы детей на уроках, различных экскурсиях, при посещении общественных мест. Такая техника может использоваться как родителями ребенка, так и педагогами. Детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими и сверстниками. Необходимо не только показать , как это делать, но и проконтролировать правильность выполнения того или иного действия. 2. Упражнение: многократное повторение того или иного действия. Например, умение правильно подбирать вежливые слова в нужной ситуации, уступать, если это необходимо, держать столовые приборы. При этом необходимо добиться, что бы ребенок обдуманно совершал требуемые от него действия, к решению ситуаций подходил сознательно, анализируя возникшую ситуацию. Закрепить такое упражнение на практике можно поручить родителям. Например: можно попросить их проконтролировать правила этикета в речи – умение говорить «спасибо», здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками и т.д. 3. Воспитывающие ситуации: Предпочтительно выполняется родителями, педагоги могут использовать методику при условии, что у ребенка имеются какие либо представлении о ситуации (ранее такие ситуации были обыграны с предложенными вариантами). Задача заключается в том, что бы создать ситуацию, в которой подопечному предстоит сделать выбор и обосновать его правильность. 4. Поощрение: подходят любые способы, активизирует желание дошкольников усваивать культурные навыки и правила этикета. Поощрять ребенка следует тогда, когда нормы культурного поведения он соблюдает без напоминай 5. Наказание: применяется с осторожность и очень редко и выражается в непрямом осуждении педагогом или другими детьми негативного поступка ребенка и направлено на возникновение желания проанализировать свои действия и поступать хорошо при возникновении подобных ситуаций.. 6. Пример для подражания: является достаточно действенным методом, используется наглядным образом и необходим ребенку. В качестве примера может выступать педагог, родитель, знакомый взрослый, тренер или руководитель посещаемого кружка, сказочный герой. 7. Разъяснение: необходимо не только указать на ошибки в поведении, но и объяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации. Методика подходит как для педагогов, так и для родителей. 9. Беседа: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил поведения, дает возможность узнать взгляды, убеждения детей, степень их воспитанности. Следующую методику для учеников 2-3 класса предлагает учитель начальных классов Меркурьева Т.С. В своей работе по формированию культурных умений у младших школьников она использует занятия в группе продленного дня (далее ГПД), включая в методику игровые технологии обучения и воспитания. Должное внимание в ее методиках отводится технологиям сотрудничества и совместного творчества, а также включены такие компоненты технологии игр: организационная форма, сам процесс, деятельность педагога. В процессе выполнения данной методики будут сформированы следующие культурные умения и навыки: * Овладение приемами вежливого общения, использование «волшебных слов», ведение диалогов, имея представление о правильном и грамотном выражении мыслей, чувств, собственного мнения как устно, так и письменно. Об этом подробнее будет параграф 1.2. данной работы. * Поведение в обществе, соблюдение правил установленных в том или ином обществе. Основные задачи этой методики. * Воспитать и развить чувство понимания и потребности в общении с людьми. * Формирование навыков владения жестами мимикой. * Развить навык оценивания и анализа поведения в обществе, своих поступков и реакции других на поведение. Похожую методику по развитию культурных умений у младших школьников для 3-4 классов предлагает Перова О.А учитель начальных классов. В ее работе отражено несколько дополнительных культурных навыков, о которых не упоминалось в предыдущих методиках, в связи с тем, что материал ее методик рассчитан на детей старшего возраста в начальных классах. Например, на ее внеклассных занятиях на ГПД заострено внимание на следующих культурных умениях: * Формирование умения вести конструктивный спор с собеседником, не задевая его интересов и особенностей поведения или внешнего вида. * Правила поведения при встрече, приеме гостей в вашем доме, и каким гостем необходимо быть, чтобы не выглядеть невежей. * Манеры поведения как за столом (пользование столовыми приборами),так и в общественных заведениях (библиотека, торговый центр, кинотеатр). * Знакомство с такими качествами как учтивость, толерантность, приветливость сочувствие. Основы культуры поведения проходят при формировании своеобразный цикл, который включает: а) знание этикетного правила; б) понимание его разумности и необходимости; в) умение его применять; г) эмоциональное переживание от его выполнения.[стр. 46] Важно что бы в процессе обучения культурным умениям ребенок научился отличать верные поступки и неправильные, хорошее поведение от плохого. Современные педагоги (Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина) в своих исследованиях определили понятие культура поведения дошкольников, как «совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в разных видах деятельности [стр.1] Этическое воспитание это не только нормы поведения в обществе, но и грамотная речь, исходя из чего, необходимо рассмотреть культуру речи как немаловажный компонент в процессе культурного становления личности. «Человек спрятан за своими словами: хочешь узнать человека, вслушайся в его речь» Грамотная речь во все времена являлась показателем уровня культурного воспитания человека. Речь современных учеников младшего школьного возраста порой бессвязна, нелогична, из-за чего ребенку сложно давать правильно оформленные устные и письменные ответы на уроках. Не научившись четко и правильно оформлять свою речь, ребенок испытывает трудности не только в процессе обучения, но и при общении со сверстниками и взрослыми. Овладение приемами вежливого общения немаловажный аспект процесса формирования универсальных культурных умений. Такая работа позволит научить ребенка грамотной речи, с помощью навыков культурного общения человек приобщается к культурному наследию, к нравственности современного общества, нации. Неграмотная, неточная речь режет слух образованным людям, и зачастую вести диалог, если человек не может выразить свои мысли правильно становится невозможным. Культура речи в современном социуме общественная потребность и необходимость. Б.Г. Бобылев, профессор и автор учебника «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, т.е. тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом. Культурные умения содержат в себе множество аспектов, главным результатом овладения умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и ощущений в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. [стр. 7] Воспитанием речевых культурных умений в свое время занимались такие педагоги и авторы методик как Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин. По мнению педагогов, научившись правильно выражать свои рассуждения в письменной и устной речи, ребенок сможет легче адаптироваться в любом обществе. На данный момент статистика уровня культурных речевых умений у младших школьников показывает, что в последние годы стоит уделить внимание формированию и развитию вышеуказанных навыков. Среда, в которой растет и развивается ребенок, зачастую «отравляет» речь, особенно если культурные навыки не были сформированы до поступления в школу. Главной задачей в процессе формирования универсальных культурных умений в младших классах была и остается развитие речи школьников. Придя в школу ребенок, как правило, уже в достаточной степени владеет родным языком, умеет строить предложения и словосочетания. В процессе обучения, необходимо, что бы дети усвоили правильность речи и установили связи между этими понятиями, по следующим признакам: * Морфологические понятия * Синтаксические понятия * Словообразовательные понятия Речь считается правильной, в случае, когда соблюдены следующие требования: * Содержательность речи – Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. * Логичность - последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. * Точность речи - умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. * Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. * Произносительность: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. [ стр. 5] * Грамотная речь по своему содержанию разнообразна по лексическим и грамматическим используемым средствам, описание каких либо действий или предметов точно передано, стиль общения соответствует ситуации и выдержан в определенном контексте. Работа по формированию речевых культурных умений содержит 4 ключевых этапа: * Произносительный этап * Лексический этап * Грамматический этап * Этап работы над связной речью Важно учесть, что процесс развития мелкой моторики школьника, окажет наибольшее влияние на становление речи при постоянных упражнениях, поэтому, стимулируя мелкой ручной работой, пальцы ребенка незаметно происходит влияние на уровень развития его речи. Рассмотрим наиболее часто используемые педагогами методики в процессе формирования речевого культурного умения. Процесс формирования культурных умений в речи ребенка необходимо вести интегрировано со всей школьной программой. Комплексный подход к процессу обучения культуре речи, создаст оптимальные условия культурного обогащения и принесет результат. Беляева Елена Анатольевна, учитель начальных классов в своей методике «Формирование культуры речи младших школьников» выделяет следующие упражнения: дидактические игры, составление кластера, синквейн, использование интегрированных уроков, а так же диалоговая техника. Кратко рассмотрим планируемые результаты каждого из упражнений: Дидактические игры: Метод, разработанный Ф. Фребелем, М. Монтесори, О. Декрали., используемый педагогами в процессе формирования речевых культурных умений, позволяет ребенку через проблемные ситуации, либо с помощью решения каких либо познавательных задач, учиться правильно выражать мысли и мнение. Еще один положительный момент такого упражнения, это то, что учитель привлекает к работе даже тех учеников, которые в обычной работе не проявляют активного участия. В процессе выполнения упражнения учитель знакомит детей с новыми словами, понятиями, раскрывает значение сложных или неизвестных для детей терминов. Кластеры: На первом этапе упражнения необходимо вовлечь всех учащихся в процесс, дети воспроизводят уже усвоенные знания по конкретной изученной теме, создаются условия для включения ассоциативного мышления ученика. Метод позволяет детям сформировать самостоятельное, критическое мышление, вовлекая всех учащихся в рабочий процесс. На стадии закрепления изученного материала кластер позволяет охватить большой объем информации, структурировать и систематизировать полученные знания. Применим на уроках, целью которых является формировании культурных речевых умений, кластер может быть использован не только на уроках но и на дополнительных внеклассных, занятия на ГПД. Как правило, дети в такой работе принимают активное участие, так как учителю важно услышать наибольшее количество мнений, к чему он и стимулирует их при выполнении упражнения. Синквейн: Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: В первой строчке называется тема (существительное). Вторая строчка – характеризуем признаки (прилагательные). Третья строчка – называем возможные действия (3 глагола). Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – одно обобщающее слово. Задание применяют для выявления уровня речевых знаний школьников, оно позволяет выделить учеников, обладающих широким словарным запасом. Способствует активизации умственной деятельности учеников, а за счет систематизации информации развивается и речь школьников. Интегрированные уроки: Преимущества уроков обеспечивающих всестороннее речевое развитие младших школьников заключаются в следующем. • способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явления с нескольких сторон; • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку; • позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, закрепить знания за счет повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;[стр. 3] Результаты работы по вышеописанным методикам предполагают: Усвоение детьми социального опыта путем усвоения новых знаний на основе уже сформированных умений и навыков. Использование полученного и имеющегося опыта для работы на практических занятиях. 1.2. Методы и средства взаимодействия школы и семьи в процессе формирования универсальных культурных умений. Во все времена семейное воспитание считалось фундаментом знаний и поведения ребенка. В современном обществе это утверждение уже не верно, так как родители каждого нового подрастающего поколения все меньше времени уделяет воспитанию своих детей. Последнее столетие культурным «взращиванием» поколения занимаются государственные образовательные учреждения, и очень важно не упустить возможность взаимодействия с родителями. Необходимо учесть, что уровень культурного воспитания современного общества за последние годы снизился, это становится заметно по падению духовно-нравственной культуры, утрате корней отечественной литературы, падением интереса детей к традициям семьи. Для успешного формирования универсальных культурных умений в деятельности учителей необходимо подключать родительский коллектив. В процессе такого взаимодействия необходимо выполнить ряд задач, которые обеспечат результативность такой работы. При выполнении нижеописанных задач, необходимо провести анкетирование на основании которых, уже с учетом уровня культурного воспитания всей семьи. На этом этапе задачей педагога является выявление особенностей культу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы
- Психолого-педагогические подходы при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектной деятельности
- Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях взаимоотношения семьи и школы