VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Защита коммерческой тайны как условие обеспечения экономической безопасности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007342
Тема: Защита коммерческой тайны как условие обеспечения экономической безопасности предприятия
Содержание
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ















Курсовая работа по дисциплине 

«Экономическая безопасность»

Тема: «Защита коммерческой тайны как условие обеспечения экономической безопасности предприятия»







	Выполнил работу:

	студент  учебной  группы 1341

	Экономическая безопасность

	Рунов Роман

		

	

		Проверил:

		Доцент, к.э.н.
Сошина Ольга Николаевна 













Санкт-Петербург

2016

Содержание 



Введение……………………………………………………………………3.

Глава 1 Теоретические аспекты защиты коммерческой тайны предприятия.

Понятие и виды коммерческой тайны………………………………

Правовые положения защиты коммерческой тайны организации 

Анализ системы защиты коммерческой информации в соответствии с Российским законодательством……

Выводы по главе

Глава 2 Анализ функционирования защиты коммерческой тайны как условия обеспечения экономической безопасности “предприятия”. 

2.1 Общая характеристика деятельности организации “…”

2.2 Организация защиты коммерческой тайны на предприятии

2.3 Обеспечение экономической безопасности предприятия путём защиты коммерческой тайны.

2.4 Совершенствование процесса защиты коммерческой информации как условия обеспечения экономической безопасности предприятии 

Выводы по главе

Заключение………………………………………………………………….

Список  литературы………………………………………………………...

Приложения






Введение.

Актуальность темы курсовой работы: 

На современном этапе становления общества с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация имеет достаточно большую стоимость и значение. Обладатель ценных данных может иметь существенные преимущества в конкурентной борьбе, поэтому возникают мероприятия по защите конфиденциальности информации, а именно - придание таким сведениям статуса коммерческой тайны. Раскрытие такого рода информации может повлечь за собой потерю конкурентных преимуществ и  упущение коммерческой выгоды.

Множество руководителей недооценивают актуальность данной проблемы, терпят колоссальные потери благодаря тому, что неправильно организуют защиту  коммерчески-важной документации. Именно поэтому обеспечение экономической безопасности необходимо ставить в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения.

В жестких условиях конкурентной борьбы защита информации необходима для становления истинной рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Обеспечение защищённости данных способствует поддержанию экономической и технологической безопасности любой организации. 

Многие вопросы предпринимательской деятельности обеспечиваются и регулируются трудовым, административным, гражданским, уголовным и иными средствами законодательных актов. Однако не все аспекты обеспечения безопасности предпринимательства регулируются законом.

Цель курсовой работы – разграничение понятий о коммерческой тайне, а также исследование теоретических и практических вопросов защиты коммерческих данных на основе правовых положений Российского законодательства.

В соответствии с поставленной целью следует решить следующие  задачи:  

	изучить теоретические аспекты  сущности и значение коммерческой информации и законодательные акты по защите коммерческой тайны в РФ; 

	рассмотреть все возможные способы и виды защиты коммерческой тайны, определить особенности процесса защиты информации;

	рассмотреть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия; 

	изучить организацию защиты коммерческой тайны на предприятии;

	предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.

Объект исследования – предприятие …..

Предмет исследования – организация защиты коммерческой тайны как условие обеспечения экономической безопасности предприятия.

Теоретической основой в изучении работы стали Алексеев С. С, Бачило И.Л., Братусь С. Н., Быков А. Г., Венгеров А.Б., Грибанов В. П., Дозорцев В. А., Жуков И.И., Зенин И.А., Иоффе О. С, Лопатин В.И., Пугинский Б. И., Розенберг В. В., Сергеев А. П., Суханов Е. А., Федотов М.А.,  Шершеневич Г. Ф.

Научная новизна: Курсовая работа являет собой комплексное сравнительно-правовое изучение защиты коммерческой тайны как условие обеспечения экономической безопасности предприятия. Комплексный характер проявляется в ходе рассмотрения различных теоретических аспектов института коммерческой тайны, анализируются нормы законодательства, а так же нормы уголовного, административного и трудового законодательства. Сравнительно-правовой характер исследования проявляется в рассмотрении, сопоставлении и анализе различных подходов и нормативно-правового регулирования вопросов защиты коммерческой тайны на основе законодательства РФ. 

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам,  могут способствовать разрешению проблем, связанных с защитой коммерческой тайны.

	Курсовая работа состоит из введения, 2 глав с выводами по каждой главе, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы. 

	Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. 

	В первой главе работы изучены теоретические вопросы защиты коммерческой тайны, а также методики расчета отдельных показателей, обоснована специфика изучаемого вопроса, обозначены основные понятие и термины, присущие данной тематики.

	Во второй главе проведен анализ функционирования защиты коммерческой тайны на предприятии.

	В заключении сформулированы основные выводы и результаты научной работы.




Глава 1 Теоретические аспекты защиты коммерческой тайны.

Понятие и виды коммерческой тайны

За последние годы в процессе осуществления хозяйственной деятельности отечественные субъекты все чаще сталкиваются с понятием коммерческой тайны. Большое значение имеет коммерческая информация о деятельности предприятия, общества, компании, незаконное получение и использование которой могут нанести не только материальный, но и моральный вред владельцу этой информации. Понятие "коммерческая тайна" настолько универсально, что затрагивает деятельность практически любого субъекта хозяйствования, поскольку обладание той или иной информацией позволяет увеличить доходы, а в случае ее "утечки" – понести неоправданные расходы .

По мнению ряда специалистов, информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценными являются данные, которые он использует для достижения целей фирмы и разглашение которых может лишить его возможностей реализовать свои цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать угрозу, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Все эти сведения, представляющие различную важность, можно подразделить на группы:

Сведения открытого пользования – для всех желающих. Данный вид информации не представляет никакой угрозы для экономической безопасности организации;

Сведения только для сотрудников организации или руководителя;

Сведения ограниченного доступа - для органов, которые имеют соответствующие права (прокуратура, ОБЭП). Эти данные не способны оказать сильного воздействия на экономическую безопасность (например, должностные инструкции, устав организации);

Сведения высшей степени конфиденциальности. Данная информация является основной в деятельности организации. Утрата этих сведений нанесет непоправимый ущерб для конкурентной борьбы и может способствовать ликвидации предприятия;

Сведения, относящиеся к последним трём группам, являются конфиденциальной информацией и могут быть ограничены в распространении. 

Согласно ГК РФ: «Конфиденциальная информация - это задокументированные данные, доступность к которым ограничивается законодательством РФ». Данное обстоятельство означает, что такого рода информация может быть  отнесена к коммерческой тайне. 

			В условиях жесткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческой тайны организации. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы противник по конкурентной борьбе не смог бы заполучить преимуществ, дающих ему возможность без труда «растерзать» соперника.

Существует огромное множество разного рода определений, характеризующих коммерческую тайну предприятия. В общих чертах, анализируя определения ученых, можно сказать, что она является неотъемлемой частью любой крупной, развивающейся организации; представляет собой данные или же сведения, связанные с технологической информацией, производством, финансами, управлением, разглашение которых может нанести ущерб её интересам. 

	Так же, коммерческая тайна – это набор документов, скрытые от посторонних глаз, которые используются для достижения коммерческих целей и имеющие статус конфиденциальности. К конфиденциальным сведениям относятся прежде всего идеи, изобретения, открытия, технологии, особенности коммерческой деятельности, позволяющие успешно конкурировать, прибыль фирмы и другое .

Согласно ФЗ РФ "О коммерческой тайне" : Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Из чего следует, что коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Для полного разграничение понятий о том, какие сведения необходимо защищать, а какие можно распространять, необходимо использовать критерии, разработанные профессорами Казакевич О.Ю., Конев Н.В., Максименко В.Г.:

Возможности защиты информации. Руководителю организации нужно определить все возможные способы защиты коммерческих сведений.

Вероятность угрозы экономической безопасности. Если информация содержит сведения, способные привести к экономическим потерям. 

Экономическая целесообразность защиты. Стоит понимать, что не все сведения нуждаются в защите, некоторые из них, наоборот, могут способствовать экономическому росту при их разглашении. 

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Каждый человек обладает большим объемом разнообразной информации. По общему правилу обладатель информации вправе самостоятельно определить, какие из известных ему сведений, в каких объемах, кому и когда предоставлять или не предоставлять.

Информация должна иметь коммерческую ценность по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, юридический адрес компании или марка автомобиля не будет являться  коммерческой тайной. Однако коммерческая тайна может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, которую при утечке информации могут взять на вооружение конкуренты.

Примирительно к ФЗ "О коммерческой тайне": «Информация, составляющая коммерческую тайну - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ. К ним относятся:

учредительные документы (устав, учредительный договор);

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);

сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ);

документы о платежеспособности;

сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, наличии свободных рабочих мест;

документы об уплате налогов и обязательных платежей;

сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;

сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;

сведения о нарушении антимонопольного законодательства;

сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;

сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа  всем желающим. Ценность сведений может определяться посредством того, способно ли их разглашение нанести организации вред в сфере, затрагивающей интересы ее конкурентной борьбы и экономической безопасности. Например, сведения о заработной плате работников предприятия могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами. 



1.3

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Российские предприниматели используют следующие основные способы защиты информации :

законодательная защита - основана на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые закреплены в законодательстве РФ. В случае нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации он обращается в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.;

физическая защита — включает пропускной режим на предприятии, охрану, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся сейфов, шкафов и т.д.;

организационная защита - включает:

введение должности или создания службы, ответственной за отнесение определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдение правил доступа и пользования этой информацией;

разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства;

соблюдение установленных правил пользования информацией; наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.);

техническая защита - предусматривает использование таких средств контроля и зашиты, как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа;

работа с кадрами - предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за их нарушение.

Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.

Самый распространенный способ защиты коммерческой тайны – соглашению о неразглашении коммерческой тайны (или о соблюдении конфиденциальности). Такой договор рекомендуется заключать со всеми, кому в той или иной мере становится доступна коммерческая тайна.

Данное соглашение можно заключить как в виде отдельного документа, так и в форме одного из условий трудового договора с работниками, либо включать положения о неразглашении в гражданско-правовые договора с контрагентами. Во-первых, в таком соглашении важно указать, что именно является коммерческой тайной, дать четкое определение, не разглашая саму тайну. Обычно в такой договор включают список информации, неподлежащей разглашению. Во-вторых, четко определяются обязательства того, кому сообщается или иным образом становится доступна коммерческая тайна. Также в соглашении немаловажно определить, как разрешается использовать коммерческую тайну, и предусмотреть, что любое другое использование запрещено или требует отдельного разрешения.

В-третьих, срок, в течение которого сохраняется обязательство соблюдать конфиденциальность, обычно не ограничивается действием трудового или гражданско-правового договоров. Часто такие договора не предусматривают временного ограничения, а просто содержат фразу «...пока соответствующая информация является коммерческой тайной», то есть по-прежнему ценной, недоступной широкому кругу людей и охраняемой. Чтобы внести ясность и не спорить, является ли информация коммерческой тайной или нет, можно установить конкретный срок запрета.

В соответствии с частью второй статьи 140 Гражданского кодекса РБ, лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Статья 400 Трудового кодекса РБ содержит положение, устанавливающее материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю. Ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях РБ и Уголовного кодекса РБ.

Убытки от разглашения конфиденциальной информации могут исчисляться миллионами. Именно поэтому необходимо с особенным вниманием относиться к выбору работников, а также ограничить доступ к конфиденциальной информации внутри компании.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информации, должно начинаться с основного документа — устава, в котором предусматривается ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на . Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он должен содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, и предусматривать степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

Защита коммерческой тайны как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут иметь различную направленность. В связи с этим эффективный механизм защиты должен предусматривать:

правовое обеспечение коммерческой тайны;

внедрение организационной защиты;

осуществление инженерно-технической защиты;

мотивацию сотрудников, от поведения которых зависит утечка информации;

ответственность за разглашение конфиденциальных сведений.

Общеизвестно, что персонал фирмы может стать как объектом, так и субъектом угроз ее безопасности. Поэтому целесообразно проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже самые дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала.

Угрозы экономической безопасности фирмы со стороны, например, конкурентов, реализуемые через ее персонал, могут принимать такие формы, как:

переманивание сотрудников, владеющих конфиденциальной информацией;

ложные предложения работы сотрудникам конкурентов в целях выведывания информации;

выведывание конфиденциальных сведений у сотрудников в такой форме, что сотрудники не догадываются о цели вопросов;

прямой подкуп сотрудников фирм-конкурентов;

засылка агентов к конкурентам;

тайное наблюдение за сотрудниками конкурентов.

Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:

предварительный (период, предшествующий приему на работу сотрудника);

текущий (период работы сотрудника на фирме);

заключительный (увольнение сотрудника).






Выводы по главе

За последние годы как в Российской Федерации реализован комплекс практических мер по совершенствованию информационной безопасности. Продолжается формирование нормативно-правового обеспечения информационной безопасности. Приняты законы Российской федерации "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", утверждена Доктрина информационной безопасности. Развернуты работы по созданию механизмов их реализации, завершена подготовка ряда законопроектов, регламентирующих деятельность субъектов РФ в информационной сфере.

Осуществлен ряд практических мероприятий по совершенствованию информационной безопасности в органах государственной власти и управления и на предприятиях. 

Ограничение доступа граждан на информацию, манипулирование информацией вызывает неадекватную реакцию населения и в ряде случаев ведет к политической нестабильности в обществе. Потерям важной информации способствуют бессистемность защиты данных и слабая координации мер по защите информации в общереспубликанском масштабе, ведомственная разобщенность в обеспечении целостности и конфиденциальности информации.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает массового потребителя идти по пути закупок импортной техники, не позволяющей в полной мере обеспечить защиту информации ограниченного доступа, в результате чего повышается вероятность несанкционированного, доступа к базам и банкам данных а также возрастает зависимость, республики от иностранных производителей компьютерной телекоммуникационной техники и информационной продукции.









Исследования, проведенные западными специалистами, говорят о том, что 25% служащих предприятия готовы в любое время и по каким-либо обстоятельствам пренебречь интересами фирмы, 50% могут проделать это при определенном стечении обстоятельств и лишь 25% являются верными своей фирме и коллегам, и никогда не предадут корпоративные интересы.

В общем виде потери предприятия могут обусловить:

1) снижение возможностей продажи лицензий на собственные научные разработки, снижение приоритета в исследованных сферах научно-технического прогресса, увеличение затрат направляемых на переориентацию деятельности исследовательских подразделений;

2) возникновение трудностей в области закупки сырья, технологий, оборудования, а также компонентов необходимых для нормальной производственной деятельности;

3) ограничение сотрудничества предприятия с деловыми партнерами, уменьшение вероятности заключения выгодных контрактов, появление проблем при выполнении договорных обязательств.

Точный сметный расчет совокупной величины всех возможных потерь достаточно сложен, а порой даже он даже не представляется возможным из-за отсутствия достоверных исходных данных.

Компенсация этих потерь требует больших дополнительных затрат, что в свою очередь понижает общую эффективность производства и вероятность ведения успешной конкурентной борьбы.

Исходя из этого вопросам, касающимся защиты коммерческой тайны, уделяется все больше внимания, и далее имеет большое значение подробно рассмотреть мероприятия направленные на обеспечение конфиденциальности информации на предприятии. 






Список литературы

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне"

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Доктрина информационной безопасности

Коломиец А.В. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации. М.: Издательство РАГС, 2000.

Конституция

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

ГК РФ

Пелих, А. С. Чумаков, А. А. Баранников, М.М. и др. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие (под общ. ред. проф. Пелих А.С.). Изд. 3-е, испр. и доп., 2004. — 384 с.



8.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44