VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Закономерности и условия формирования интересов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005727
Тема: Закономерности и условия формирования интересов
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Кафедра спортивных дисциплин



Выпускная квалификационная работа



ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У ПОДРОСТКОВ 14-15 ЛЕТ











Работу выполнил:

студентZ351 группы

Мичков Алексей Сергеевич

__________________

(подпись)







Научный руководитель:

профессор кафедры спортивных

дисциплин

доктор педагогических наук

Маркелов Владимир Вениаминович

_____________________

(подпись)



Работу выполнил:

студентZ351 группы

Мичков Алексей Сергеевич

__________________

(подпись)







Научный руководитель:

профессор кафедры спортивных

дисциплин

доктор педагогических наук

Маркелов Владимир Вениаминович

_____________________

(подпись)

















«Допущен к защите в ГЭК»

Зав.кафедрой

_________________

(подпись)



«__»______________2017г.

«Допущен к защите в ГЭК»

Зав.кафедрой

_________________

(подпись)



«__»______________2017г.















Пермь

2017



Содержание



Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом

1.1 Понятие интереса и его место в мотивационной структуре личности

1.2 Закономерности и условия формирования интересов

Глава 2. Методы и средства формирования интересов на занятиях по дисциплине «Физическая культура»

2.1 Формирование учебно-познавательных мотивов

2.2 Формирование процессуальных мотивов

2.3 Программа исследования

Глава 3. Результаты экспериментального исследования формирования интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом

3.1 Анализ и результаты экспериментального исследования

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

















Ведение



Формирование интереса у подростков и юношей к занятиям физическими упражнениями и спортом довольно важно. Пока есть интерес, подросток отводит для спорта немалую долю своего времени. Спорт – это не только хорошая фигура, это здоровье, иммунитет, выносливость, развитие силы и выносливости определенных групп мышц. Это все необходимо для учеников, для успешной функциональной работы мозга, ведь находится по 5-6 часов в положении сидя требует концентрации и волевых усилий. В большой философской энциклопедии интерес трактуется как положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему [4]. 

В.А. Таранов считает, что интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе [5].

В настоящее время проблема формирования интереса к учебным предметам является достаточно острой. Этому поспособствовало значительное изменение в обществе и образовании.

Актуальность исследования заключается в решении проблемы формирования интереса у подростков. 

В работах И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.А Добролюбова рассматриваются проблемы формирования познавательного процесса. Работы этих авторов послужат теоретической и методологической основой.

В исследуемой работе объектом выступает интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом, а предметом - процессы, способы и пути формирования интереса к занятиям физической культурой.

Цель работы – выявление условий формирования интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом. Исходя из цели можно поставить следующие задачи:

Задача 1. Изучить состояние проблемы формирования интереса к занятиям физическим упражнениям и спортом.

Задача 2. Разобрать программу формирования интереса к занятиям физической культуры.

Задача 3. Экспериментально выявить эффективность разработанной нами программы. 

Гипотеза исследования: можно предположить, что внедрение в учебный процесс авторской программы и методики физического воспитания будет способствовать повышению интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

В современном обществе у подростков формируются интересы под «влиянием» социума и современных тенденций. Социальные сети, СМИ, сверстники – навязывают некие рамки и правила, поэтому формирование интереса к физической культуре и школе в целом, становится проблемой.

Данная выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, выводы, библиографический список использованной литературы и приложения.





















Глава 1. Теоретические аспекты формирования интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом



1.1 Понятие интереса и его место в мотивационной структуре личности



В статье Е.А. Меньшиковой можно ознакомиться с понятием интереса с точки зрения семантического значения [9]. Интерес имеет несколько содержательных аспектов, из которых можно выделить пять основных:

Интерес – как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;

Интерес – как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;

Интерес – как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;

Интерес – как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;

Интерес – как нужда, потребность, что с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.

Интерес является сложным и значимым для человека аспектом, поэтому его трактовки разнообразны. 

Одним из значительных областей, «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в подростковом возрасте, пока ребенок учится, т.к. в школе основной деятельностью становится познавательная. Таким образом, в общем определении познавательный интерес можно охарактеризовать как избирательная деятельность на познание предметов, явлений, событий. В свою очередь, познавательная деятельность активизирует психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [7].

О.Л. Ковалевскаz, в свою очередь, считает, что познавательный процесс – это избирательная направленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [8]. 

Структура познавательного интереса представляет собой совокупность эмоционально-волевых и мыслительных процессов (Рис. 1)











Познавательный

Познавательный





Мыслительные процессы

Мыслительные процессы

Эмоционально-волевые процессы

Эмоционально-волевые процессы







интерес

интерес







Рисунок 1. Структура познавательного интереса



В свою очередь, эмоционально-волевые и мыслительные процессы делятся на ряд других процессов и действий (Рисунок 2, 3). Согласно точке зрения И.А. Зимней, эмоционально-волевые процессы представляют собой общее функциональное состояние психики человека, управляющее протекающими в ней процессами, такими как эмоции, чувства, воля [15].











                               Эмоционально-волевые процессы



Эмоции и чувства                                                  Воля

-Настроение                                                  Простые волевые действия-

-Страсть                                                        Сложные волевые действия-

-Испуг                                      Преднамеренные волевые действия-

-Боязнь                                                          Непреднамеренные волевые действия-

-Страх

-Аффект

-Стресс

-Фрустрация

-Аффективный стресс

-Паника

-Апатия и др.

Рисунок 2. Структура эмоционально-волевых процессов познавательного интереса



Эмоции (от лат. Emovere – возбуждать, волновать) – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций. 

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [15].

Определение мыслительных процессов в учебнике В.П. Ступницкого и О.И. Щербаковой трактуется как процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, являющийся сознательным и целенаправленным, оперирующий понятиями и образами, завершающийся каким-либо результатом [16].



                                Мыслительные процессы

-Обобщение                                                                           Умозаключение-

-Сравнение                                                                                        Аналогия-

-Анализ                                                                                  Систематизация-

-Синтез                                                                                              Сериация-

-Классификация

-Абстрагирование

Рисунок 3. Структура мыслительных процессов познавательного интереса





1.2 Закономерности и условия формирования интересов



Выявлены различные пути и способы формирования познавательного интереса. Известно, что в школе и дома методы различны. Если дома детей могут баловать и излишне поощрять, то в школе поощрения преобладают лишь в отметках. Но для успешного формирования интереса школа и семья должны «сотрудничать» вместе. Но для формирования интереса у учеников можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса. Выделяют три аспекта:

Познавательный интерес как стимул, средство обучения;

Познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

Познавательный интерес как устойчивая черта личности.

В работах С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, обосновано, что познавательный интерес положительно влияет на протекание психологических процессов [5]. К тому же психологические процессы, включенные в познавательный интерес – это особые связи, своеобразные взаимоотношения.

Согласно работе С.И. Кудинова, познавательный интерес состоит из стадий и развивается поэтапно [12]. Выделяют следующие этапы развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [13,12].

Любопытство –элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Необходимо отметить, что элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особого значения для развития познавательного интереса у школьников. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком [12].

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характерно достаточное сильное проявления эмоций (удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью). В появлении загадок, их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребенок отрешен от простой исполнительности и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске [12]. 

Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребенка к разрешению проблемного возраста. В центре внимания становится не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу ребенка о незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений [12]. 

Теоретический интерес – процесс стремления к познанию сложных теоретический вопросов и проблем конкретной науки, использование инструмента познания. Это – стадия активного воздействия человека на мир, на его переустройство, которая непосредственно связана с мировоззрением человека, с его убеждениями [12].





































Глава 2.  Методы и средства формирования интересов на занятиях по дисциплине «Физическая культура»



2.1 Формирование учебно-познавательных мотивов



Каждый преподаватель желает, чтобы его предмет был интересен ученику, чтобы ребенок с удовольствием посещал предмет. Для этого нужно выявить предпочтения «сильные» и «слабые» стороны каждого ученика. Кроме того, нужно выявить пути и способы формирования интереса. 

Известно, что формирование интереса и воспитание личности – неразрывные процессы. Воспитание личности приходится на семью и родителей, именно они организовывают жизнь ребенка и создают условия для развития положительных качеств, способствующих успешному «старту» в жизни и выработке каких-либо правил (режим дня, традиции, особенности).

Структура (пути) развития познавательного интереса представлена на рисунке 4.



Пути появления интереса

Пути появления интереса



Понимание общественной важности, нужности выполняемого дела

Понимание общественной важности, нужности выполняемого дела

Эмоциональное отношение к делу

Эмоциональное отношение к делу

Воспитание сознательности, ответственного отношения

Воспитание сознательности, ответственного отношения







Роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности

Роль родителей в воспитании любви к различным видам деятельности



Роль родителей в воспитании чувства ответственности

Роль родителей в воспитании чувства ответственности



Пример отца и матери, братьев и сестер

Пример отца и матери, братьев и сестер



Роль родителей в воспитании уважении труда

Роль родителей в воспитании уважении труда



Отношение к делу

Отношение к делу



Помощь в начинаниях, экспериментах

Помощь в начинаниях, экспериментах



Совместная деятельность

Совместная деятельность



Игры-путешествия

Игры-путешествия

Занимательность

Занимательность



Рисунок 4. Пути появления познавательного интереса и его воспитание

Для успешного формирования интереса в школе можно выделить следующие способы и методы:

Обновление содержания обучения;

Выбор активных методов обучения;

Выбор обновленных форм обучения;

Стиль деятельности и преподавания учителя;

Психологический климат в коллективе;

Учет интересов и предпочтений;

Система поощрений.

Учитель играет немаловажную роль в формировании интереса ученика к преподаваемому им уроку. Разберем предоставленные методы. 

Во-первых, «заезженная» программа теряет интерес, поэтому периодически стоит вносить изменения и нововведения в привычный план урока. 

Во-вторых, если нововведения не «прижились» и не вызвали положительных эмоций у подростков-стоит отказаться от новшеств. 

В-третьих, от подачи педагога зависит заинтересованность учеников. Учителю физической культуры, для успешного посещения предмета, можно определить день в месяце или в недели и занять его исключительно развивающими, подвижными спортивными играми, либо предоставить возможность ученикам посереди составлять план урока и реализовывать его. Этот метод подробно рассмотрим в качестве подхода к формированию интереса.

В-четвертых, обстановка в коллективе между учениками также влияет на развитие интереса. Если коллектив «теплый» и дружный, то обычно ученики держатся вместе и с радостью проводят время в школе, не сбегая с уроков. Если же в классе есть хоть один ученик, который терпит присутствие своих одноклассников и мечтает о скорейшем завершении учебного дня, то и посещение уроков для него будет «каторгой». Поэтому, если в классе присуще конфликты, их необходимо урегулировать и решить эту проблему.

В-пятых, необходимо учитывать интересы и предпочтения каждого ученика. Не каждый ученик расположен ко всем видам спорта одновременно. Кто-то великолепен в спортивных играх, кто-то наоборот. Ну и конечно, система поощрений. За отметку «отлично» ученик и «козла» сдаст, и уроки пропускать не станет.

Л.И. Карташова считает, что занимательность – это средство привлечения интереса к предмету или какому-либо процессу изучения, которое способствует к переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого интереса, углубление в сущность познаваемого. Но помимо занимательности, формированию интереса к познанию содействует также показ достижений науки, приближение содержания излагаемого материала к самым важным открытиям. Существуют различные методы и приемы, способствующие влиянию формирования и развития интереса подростков [17]. Некоторые из них предоставлены в таблице 1.



Таблица 1. Элементы и приемы формирования интереса путем мотивации содержанием

Прием

Причина

Элемент занимательности

Использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциональное состояние

Анализ жизненных ситуаций

Подросткам нужно знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу. Причины должны быть значимыми. Поэтому задачи должны быть такими, с которыми ученики могли столкнуться в жизни. Подразумеваются не бытовые, а смежные с увлечениями либо жизненными проблемами задачи.

Личностная значимость изучаемого материала 

В возрасте 14-15 лет многие подростки уже определены с выбором будущей профессии, поэтому упорно занимаются теми предметами, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Остальные школьные предметы «обделены» интересом, поэтому важно указать на возможность применения полученных знаний по «менее значимым» (с точки зрения ученика) предметам в какой-либо профессиональной сфере. 



По проведенной статистики посещений занятий физической культуры (Рисунок 5), отчетливо видно, что не всем ученикам 14-15 лет этот предмет интересен. 



Рисунок 5. Пропуски предмета «Физическая культура» на протяжении учебного года, среди учеников 8-9 классов, в возрасте 14-15 лет



Далеко не все аспекты в учебном материале могут быть интересны ученикам. Поэтому стоит рассмотреть еще один источник познавательного интереса – процесс деятельности (Таблица 2)



Таблица 2. Элементы и приемы формирования интереса путем мотивации процессом

Прием

Причина

Создание проблемных ситуаций

Материал усваивается лучше, когда для его получения была проведена определенная работа, были преодолены трудности.

Ролевой подход

Возможность поменяться ролями с другим человеком, тем самым посмотрев на ситуацию с другой стороны. Отличный способ для усвоения нового материала

Игры, конкурсы и др. методы творческого подхода

Для снятия напряжения и улучшения усвоения материала, нужно использовать различные игровые часы или спортивные задания.



Вообще заинтересовать подростка тем или иным предметом не так уж и сложно, если найти подход к каждому из учеников. Для начала нужно выстроить иерархию личных мотивов. П.К. Дуркин в учебном пособии по физической культуре представляет следующую соподчиненность личностных образований (Рис. 6) [18]. Центральное место занимает активный интерес к физической культуре и от него зависят остальные образования подростков. Внутренний мотив занятий обусловлен интересом к определенным видам спорта, системам упражнений. 





Естественная потребность в движениях, новых впечатлениях, новой информации

Естественная потребность в движениях, новых впечатлениях, новой информации





Внешняя мотивация

Внешняя мотивация



Средства, методы и методики воспитания мотивации

Средства, методы и методики воспитания мотивации





Внутренняя мотивация

Внутренняя мотивация





Активный интерес к физической культуре

Активный интерес к физической культуре





Привычка к физическим упражнениям, гигиеническим нормам и процедурам

Привычка к физическим упражнениям, гигиеническим нормам и процедурам

Потребность в физическом совершенствовании

Потребность в физическом совершенствовании

Активность в физическом совершенствовании

Активность в физическом совершенствовании











Активно-положительное отношение к физической культуре

Активно-положительное отношение к физической культуре





Личная физическая культура

Личная физическая культура



Рисунок 6. Схема иерархии личностных образований учеников











1.2 Формирование процессуальных мотивов



В учебном пособии П.К. Дуркина процессуальные мотивы подразумевают под собой личные желания и симпатии учеников. Выражаются они в отношении к занятиям, учителю, инвентарю, обстановке, стилю ведения урока и т.д. Это внутренние мотивы и именно они определяют интерес непосредственно к самой физической культуре [18].

У подростков в возрасте 14-15 лет мотивы и интересы несут личностный характер. Они обусловлены стремлением проявить себя, реализовать свои способности. Для кого-то это способ совершенствоваться физически (нарастить мышечную массу, «откорректировать» фигуру, «сбросить» лишнее). Несомненно, занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению здоровью. Поэтому, необходимо воспитать интерес у подростков еще в школе, для дальнейших занятий уже за пределами школы, который поможет преодолеть трудности и неблагоприятные условия. Так и наоборот, при отсутствии сформированного интереса любые трудности и неудобства превратятся в дальнейшем нерешимой задачей для дальнейших занятий спортом.

Большую роль в формировании интереса несет обстановка и инвентарь. Не каждый ученик захочет заниматься физической культурой в зале, где отпадывает штукатурка, а канат истерт до дыр. Так же старый, грязный инвентарь не вызовет ярких и положительных эмоций от проведенного урока. Конечно, учитель несет ответственность за оборудование и его исправность. Но не все дети приучены к бережному обращению с вещами. Ответственность должны прививать родители, но, если они этого не сделали в свое время, тогда учитель должен позаботиться об этом. Таким образом, на каждом уроке необходимо «выделить» двух или трех учеников, которые будут ответственны за порядок, меняясь на последующем уроке согласно списка и очередности. 

Сама обстановка спортивного зала, цветовая гамма должна вызывать положительные эмоции. Серые стены можно перекрасить в более яркие, а орнаменты в теме спорта и физической культуры привлекут внимание учеников. 

Еще одним положительным мотивом для формирования интереса послужит новое или ранее неиспользованное оборудование. Так, в обычную школу села Серга, Пермского края, преподавателем которой являюсь, были завезены новые тренажеры: беговая дорожка, два велотренажера и многофункциональный тренажер. Но не в каждой школе есть возможность приобрести такие новшества. Поэтому родителям и школе, для создания удобства учеников предлагается общими усилиями поставить новые станки и инвентарь.

Для того, чтобы интерес не угасал и после окончания школы, необходимо формировать интерес к тем видам упражнений, заниматься которыми ученики смогут свободно на протяжении жизни. Это бег, ходьба на лыжах, легкая атлетика, гимнастика и некоторые виды спорта. 

Существует мнение, что для успешного формирования интереса к физической культуре необходимо лишь создать условия для учеников. Обустроить спортивный зал и купить оборудование. Но это глубокое заблуждение. 



2.3 Программа исследования



Для организации экспериментального исследования были сформированы две группы по 11 человек 14-15 лет. Исследование длилось 11 недель. Первая группа – контрольная. В этой группе подростки исправно посещают предмет и во внеклассное время занимаются спортом. 6 учеников посещают секцию «Легкая атлетика», 3 – «Баскетбол», 2 – «Волейбол». Во второй группе – экспериментальной – ученики, которые занимаются спортом только на уроках, в рамках школьной программы, и те, кто минимум 1 раз за учебный год пропустил урок. Для каждой группы был составлены рекомендации на срок исследования, которых они должны были придерживаться (Приложение 1).

До начала эксперимента, после 6 недели, а также по завершению исследования были проведены опросы по методике О.Б. Островского на выявление направленности и характера познавательных интересов (Приложение 2).  Кроме того, была использована авторская методика из 5 упражнений, разработанная на базе школьной программы МБОУ «Сергинская СОШ» (Приложение 8). Так же были проведены тесты на выявление уровня развития силовых способностей (Приложение 5). Уровень силовых способностей тестировался двумя способами:

1. С помощью измерительного устройства – динамометра, позволяющего оценить максимальную силу группы мышц.

2. С помощью специальных тестов. Тест на силу сгибателей рук и широчайшей мышцы спины, силу разгибателей рук и грудных мышц и силу мышц брюшного пресса.

Так же были проведены тесты на скоростно-силовые способности, быстроту, гибкость и координационные способности. Результаты, полученные по завершении 6-ой недели эксперимента, сравнивались с результатами, полученными в начале исследования. Далее эти же результаты были проанализированы с конечными результатами.





















Глава 3. Результаты экспериментального исследования формирования интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом



3.1 Анализ и результаты экспериментального исследования



Известно, что теоретическая часть урока менее интересна для учеников, чем практическая. Наглядный пример (Рис. 7). Между подростками 14-15 лет (ученики 8-9 классов МБОУ «Сергинской СОШ») был проведен небольшой анонимный опрос, состоящий всего из 3 вопросов:

Нравится ли Вам предмет «Физическая культура»?

Нравится ли Вам готовить доклады и рефераты по предмету?

Нравится ли Вам заниматься подвижными играми на уроке?





Рисунок 7. Результаты анонимного опроса учеников 8-9 классов



Таким образом, сделаем вывод, что изучение материала «не привлекает» учеников. Для формирования интереса при проведении теоретической части урока необходимо изменить способы подачи информации. Например, ввести электронно-информационный способ с помощью видео-уроков и презентаций. Так ученикам будет интересней получать материал и гораздо эффективнее его запоминать. После проведения 3 уроков с помощью информационных технологий (проектор и видео-урок) и выступлений учеников с докладами в виде презентаций был снова проведен анонимный опрос, результаты которого представлены на рисунке 8.

По результатам опроса видно, что новый метод ведения урока по теоретической части ученикам нравится больше. И вместо 6 человек из 22, кому нравится готовить рефераты и доклады на урок, уже 10 высказали свое положительное отношение.



Рисунок 8. Результаты анонимного опроса учеников 8-9 классов



Для выявления предметной направленности интересов учащихся была использована методика О.Б. Островского (Приложение 2). Методика представляет из себя анкету. В ней представлен рейтинг учебных предметов. Ученику необходимо составить список из школьных предметов, которые включены в школьную программу. Сколько получилось предметов, о и число нужно поставить напротив самого любимого предмета. Напротив предмета, который симпатизирует меньше всего нужно поставить цифру 1, остальные предметы нужно распределить по местам (чем интереснее предмет, тем выше бал и наоборот).  Далее, нужно указать предмет, который нравится ученику, и отметить ответы, которые на взгляд опрашиваемого кажутся более важными. И так же ответить на вопросы, касаемые предмета, проблемы с которым возникают у ученика. Вопросы этой анкеты направлены на выявление предметной направленности учащихся, мотивации интереса учащихся к изучению любимого и нелюбимого предмета.

По результатам анкетирования перед началом исследования выявлено, что для 5 учеников контрольной группы предмет «Физическая культура» является наиболее интересным. А для подростков экспериментальной группы только для двоих предмет занял лидирующие позиции в списке. (Рисунок 9, 10) (Приложение 3). Так же в первый день исследования были проведены специальные тесты на выявление уровня силовых способностей. Для выявления силы сгибателей рук и широчайшей мышцы спины ученики обеих групп выполняли подтягивания на перекладине в висе. Силу разгибателей рук и грудных мышц выявили с помощью сгибания-разгибания рук в упоре лежа. Силу мышц брюшного пресса выявили с помощью упражнения подъема туловища из положения лежа. Для определения скоростно-силовых способностей были выполнены прыжки в длину с места. 



Рисунок 9. Результаты анкетирования среди подростков 14-15 лет контрольной группы на выявление направленности и характера познавательных интереса, до начала эксперимента



Рисунок 10. Результаты анкетирования среди подростков 14-15 лет экспериментальной группы на выявление направленности и характера познавательного интереса, до начала эксперимента

С помощью бега на 60м была проведена оценка быстроты. Гибкость была выявлена с помощью наклона, стоя на скамье (ноги в коленях не сгибаются).

По результатам проведенных тестов заметно, что те ученики, которые посещают уроки физической культуры и дополнительно спортивные секции, показывают результаты выше, чем ученики экспериментальной группы (Приложение 5). Средние показатели по обеим группам представлены на рисунке 11.



Рисунок 11. Средние показатели специальных тестов подростков контрольной и экспериментальной групп до начала исследования.



После проведения силовых тестов и подведения результатов, ученики, чьи показатели оказались ниже всех были расстроены. Можно сделать вывод, что у подростков со слабыми физическими данными отсутствует интерес к занятиям физической культурой из-за низких физических показателей. 

На протяжении 6-и недель подростки контрольной и экспериментальной групп исправно посещали уроки физической культуры. Перед проведением очередных тестов с обеими группами был организован туристический поход. Учениками была проявлена инициатива в проведении матча по футболу. Проигравшая команда готовила обед. В завершении дня ученики предложили повторить данное внеклассное мероприятие.

Результаты, проведенных специальных тестов (Приложение 5) между подростками контрольной и экспериментальной групп после 6-ой недели экспериментального исследования предоставлены на рисунке 12.



Рисунок 12. Средние показатели специальных тестов подростков контрольной и экспериментальной групп после 6-и недель экспериментального исследования

Начальные результаты и полученные после 6-и недель исследования были сравнены. По ним можно сделать вывод, что показатели в обеих группах улучшились. По некоторым пунктам статистика в обеих группах одинакова (Рисунок 13). Так, например, показатели по подтягиванию на перекладине выросли на 14% в обеих группах, а прыжки в длину с места на 0,98%. В контрольной группе высокий показатель в упражнении на выявление силы рук и грудных мышц – отжимание. Данный показатель увеличился на 12,26%, а в экспериментальной - на 9,32%. Показатели, полученные при выявлении быстроты улучшились в обеих группах практически на 1,5%. Показатели при выполнении наклонов вниз со скамьи увеличились на 35% в контрольной группе и на 48% в экспериментальной.



Рисунок 13. Результаты тестирования подростков контрольной и экспериментальной групп до начала экспериментального исследования и после 6-и недель его проведения.

Одним из методов формирования интереса к занятиям физической культуры нами был предложен «Самостоятельный урок». С помощью жребия среди желающих были выбраны 3 ученика, которые подготовили план урока и провели его сами. В начале урока была проведена разминка, подготовленная учениками. Далее ученики были поделены на две команды. Остальное время было отведено на подвижные игры – веселые старты (этапы также были подготовлены учениками), вышибалы и «перестрелка». Команда победителей выиграла право провести следующий «Самостоятельный урок». 

Еще одним методом формирования было поощрение. По завершении экспериментального исследования (и учебной четверти), для учеников, которые посещали уроки физической культуры без пропусков, был добавлен 1 балл к любому из зачетов, которые были сданы в течение четверти. Стоит отметить, что все 22 ученика получили по дополнительному баллу.

В завершении экспериментального исследования вновь были проведены специальные тесты на выявление уровня силовых способностей (Приложение 5). Результаты в обеих группах намного выросли в сравнении с результатами, полученными в начале эксперимента (Приложение 7). Средние показатели полученных результатов представлены на рисунке 14.



Рисунок 14. Средние показатели подростков контрольной и экспериментальной групп, полученные путем тестирования на выявление силовых способностей

Полученные результаты были проанализированы с предыдущими (Рисунок 15). Таким образом, результаты увеличились:

По подтягиваниям на перекладине – 20,8% в контрольной группе, в экспериментальной на 24%.

По отжиманиям – на 4,13% в контрольной группе, в экспериментальной – 7,09%.

По подъему туловища или пресс – 3,8% в контрольной группе, 4,95% - в экспериментальной.

По прыжкам в длину с места – 1,46% в контрольной группе, 2,5% - в экспериментальной.

По бегу на дистанцию в 60 м – 2,27% в контрольной группе, 2,96 – в экспериментальной.

По наклонам вниз, стоя на скамье – 34,7% в контрольной группе, 47,29% - в экспериментальной.





Рисунок 15. Результаты тестирования подростков контрольной и экспериментальной групп до после 6-и недель экспериментального исследования и после его завершения.

Так же был проведен анализ начальных и конечных результатов экспериментального исследования (Рисунок 16).  По проведенному анализу получились следующие результаты:

Показатель по подтягиванию на перекладине увеличился на 38,13% в контрольной группе, а в экспериментальной – 49,9%.

Показатель по сгибанию и разгибанию.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.