VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Закономерности формирования фонетико-фонематического строя речи в онтогенезе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002741
Тема: Закономерности формирования фонетико-фонематического строя речи в онтогенезе
Содержание
Введение
Актуальность проблемы. Наиболее распространенным нарушением речи среди детей, посещающих дошкольные учреждения, является стертая дизартрия (или минимальные дизартрические расстройства, МДР). С каждым годом число дошкольников, страдающих данным речевым нарушением, увеличивается. На современном этапе МДР рассматривают как комплекс неврологических, психологических и речевых симптомов, обусловленных невыраженным микроограническим поражением головного мозга (Л.В.Лопатина).(43)
В 50-60 годах XX столетия стертая дизартрия стала выделяться в отечественной литературе как отдельный тип речевого расстройства. (О.В.Правдина) (57) 
Впервые термин «стертая  дизартрия» был использован  О.А.Токаревой. (66) Она считала что дети, страдающие этим речевым нарушением, способны произносить правильно большинство звуков, но в экспрессивной речи их плохо автоматизируют и дифференцируют. Аббревиатура «МДР» введена И.Б.Карелиной и Г.В.Чиркиной для обозначения малой (стертой) степени дизартрии (28).
Л.В. Лопатина в своих работах отмечает, что стойкий характер и трудности преодоления нарушений  фонетического восприятия у детей с МДР, негативно влияют на формирование остальных компонентов языковой системы ребенка, вызывая второстепенные отклонения в их формировании. Эти нарушения усложняют процесс школьного обучения ребенка. Своевременная коррекция речевых патологий является залогом психологической готовности ребенка к успешному овладению школьными знаниями. Дифференциальная диагностика минимальных дизартрических расстройств  и других речевых патологий различного происхождения  достаточно затруднительна. Фонетические и фонематические отклонения у детей с МДР, являются выраженными и внешне сходными по своим проявлениям с другими расстройствами звукопроизношения, однако имеют свой специфический характер. Минимальные дизартрические расстройства представляют определенные трудности при проведении коррекционной логопедической работы. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников минимальными дизартрическими расстройствами считается одной из важных задач современной логопедии.
Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при минимальных дизартрических расстройствах. Существующих методов коррекционно-логопедической работы по преодолению минимальных дизартрических расстройств недостаточно. Необходимо совершенствовать методы и приемы логопедического воздействия с учетом современных достижений не только в области логопедии, но и смежных дисциплин. Требуется комплексный междисциплинарный подход к коррекционному процессу и участие в нем различных специалистов, таких как невролог, ортодонт, миофункциональный терапевт и т.д.
Цель данной работы: теоретически доказать и методологически апробировать целесообразность использования миофункциональных трейнеров в системе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с минимальными дизартрическими рассройствами.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение миофункциональных трейнеров позволит повысить эффективность логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Предмет исследования: средства  преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.
Задачи:  в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования вытекают следующие задачи:
- изучить и проанализировать специальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования;
- разработать диагностическую программу, подобрать методики обследования фонетико-фонематического строя речи и дыхания у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами;
 - провести экспериментальное обследование фонетико-фонематического строя речи и дыхания  у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами;
- проанализировать результаты эксперимента;
-разработать  программу экспериментального обучения для преодоления минимальных дизартрических  расстройств у дошкольников с применением миофункциональных  трейнеров и ее апробировать.
-провести контрольный эксперимент и выявить эффективность предложенных мероприятий;
Методы исследования:
- теоретический - анализ литературных данных;
- экспериментальный - проведение констатирующего эксперимента;
- статистический - анализ результатов эксперимента.
В качестве научно-теоретической и научно-методологической основы исследования были взяты труды и положения таких ученых как: Е.Ф. Архипова,  Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и другие. 
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.





















I. Теоретическое обоснование проблемы преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами.

1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематического строя речи  в онтогенезе
Процесс овладения речью ребенком происходит  постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Это процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, требующий от ребенка использования всех анализаторов.
Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной речи  к активной, и от слова к предложению 
А. А. Леонтьев выделил  четыре этапа в становлении речи детей (35)
1-й — подготовительный — до 1 года.  С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца ребенка можно успокоить  с помощью колыбельной. Затем он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
В возрасте двух месяцев у ребенка появляется гуление, а к началу третьего  месяца жизни появляется сочетание неопределенно артикулируемых звуков -  лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Начиная с пяти  месяцев ребенок слышит звуки, отмечает артикуляционные движения у окружающих губ и пытается им  подражать. Многократное повторение определенного артикуляторного движения ведет к закреплению двигательного навыка у ребенка.  С шести  месяцев малыш уже может  произносить отдельные слоги  путем подражания (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Подражая взрослым ребенок постепенно перенимает не только фонемы, но и остальные компоненты речи: тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.  После шести месяцев ребенок уже способен соотносить некоторые сочетания звуков и связывать их с определенными предметами или действиями. Он также реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это способствует образованию временных связей (запоминанию слов и реакции  на них). В возрасте семи-девяти месяцев начинается этап активного повторения за взрослыми все более разнообразных сочетаний звуков. В десять-одинадцать  месяцев проявляются реакции  на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
Особую роль  в этот период играю условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни у малыша появляются первые слова.
2-й — преддошкольный. Это этап первоначального овладения языком. Он длится,  начиная от одного года и до трех лет. На данном этапе ребенок уделяет особое внимание артикуляции окружающих. Он много и с удовольствием повторяет за говорящим и сам произносит слова, в которых он  путает звуки, переставляет  их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом ребенок может называть как предмет, так и действие, или просьбу. В таком случае понять его можно только в ситуации, в которой происходит  общение ребенка со взрослым. Такая речь получила название ситуационной. Данный вид  речи  сопровождается жестами и  мимикой.
К полутора годам слова приобретают обобщенный характер. Ребенок начинает понимать словесные объяснения взрослого, усваивает новые знания и накапливает новые слова.
 В течение  2-го и 3-го года жизни происходит значительное обогащение словаря ребенка. 
К 1 г 6 мес словарный запас ребенка составляет в среднем 10-15 слов.
К концу 2-го года  жизни  происходит резкое увеличение запаса слов. Лексический  запас ребенка в этом возрасте составляет около 300 слов,а к
к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год ребенок усваивает около 700 слов) слова приобретают все более определенное значение. К этому времени  ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, затем пользуется примитивными фразами без согласования.Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К 3 годам  дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
3-й — дошкольный — от 3 до 7 лет.  На данном этапе язык ребенка развивается в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов; На дошкольном этапе у большинства детей, как правило,  еще отмечается неправильное звукопроизношение. При обследовании звукопроизношения  у детей в этом возрасте можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении всего дошкольного  периода детей  развиваются навыки слухового контроля. Они уже способны контролироватьсобственное произношение, и в некоторых случаях способны его исправить. Другими словами, происходит активный процесс формирования фонематического восприятия.
В этот период также достаточно быстро продолжает увеличиваться словарный запас.  В активном словаре ребенка 4-6 лет может быть до 3000-4000 слов. Происходит актуализация словарного запаса.Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Неверное понимание и использование некоторых слов у детей в данном возрасте говорит о формировании “чувства языка” и способности к словотворчеству. Например слова могут называться по аналогии с назначением предметов (вместо “лопатка” –“копатка”)
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его мнению,  подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Развитие грамматического строя речи идет параллельно с развитием словаря. В это время  у детей происходит овладение связной речью. После трех лет увеличивается обьем речи ребенка и происходит значительное усложнение ее содержания, что в свою очередь, ведет  к усложнению структуры предложения. Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Простое распространенное предложение является наиболее частой формой высказывания детей в этом возратсе («Я куклу в такое красивое платье одела»). Дети пятого года жизни  относительно свободно пользуются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. высказывания детей в этом возрасте напоминают короткий рассказ и  включают в себя все большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети способны пересказать сказку или короткий рассказ. Данное умение  свидетельствует об успехах в овладении монологической речью. В норме ребенок к четырем годам  уже способен дифференцировать все звуки, т. е. у него сформировано фонематическое восприятие.  К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, его собственных переживаний и впечатлений.
4-ый этап — школьный (с 7 до 17 лет) непосредственно связан с овладением детьми письменной речью и регулярным обучением языку в школе.
Главная отличительнаяичерта формирования речи у детей в этот период по сравнению с предшествующим — это её осознанное усвоение.  Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические принципы 
построения выражений. Основная значимость при этом принадлежит новому типу речи — письменной речи.
 Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленное изменение речи детей — от восприятия и различения звуков до осознанного применения абсолютно всех  языковых  средств (35). Разумеется, отмеченные этапы не могут иметь жестких, конкретных границ.   Любой из них плавно переходит в следующий.
Таким образом, говоря о стадиях развития речи детей, мы обращаемся к периодизации,  рекомендованной А. А. Леонтьевым, в которую интегрированы подготовительный, преддошкольный,  дошкольный и школьный этапы. На подготовительном этапе особенно значимы условия, в которых формируется речь детей (правильная 
речь находящихся вокруг, подражание старшим и др.).
Преддошкольный период представляет собой начальное овладение языком. Вдошкольном этапе у детей формируется контекстная речь, а в  школьном  происходит осознанное овладение речью.

1.2 Минимальные дизартрические расстройства у дошкольников
Стертая дизартрия (МДР — минимальные дизартрические расстройства) встречается весьма часто у детей с ОНР (50— 80%); у детей с ФФН (30-40%); у определенных детей с начальным диагнозом «сложная дислалия» в следствии тщательного обследования обнаруживается стертая дизартрия (10%) (43). Причины, симптоматика и механизмы дизартрии, в специальной литературе освещены довольно широко (Е. Ф. Архипова, Р. А. Белова-Давид, Л. А. Данилова. М. В. Ипполитова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, О. В. Правдина, К. Л. Семенова, Н. В. Серебрякова Е. Ф. Соботович М. Е. Хватцев).
В логопедической практике минимальные дизартрические расстройства  это одно из наиболее распространенных речевых нарушений, с трудом поддающихся  коррекционному воздействию.
Для раннего выявления данной формы дизартрии и точной организации комплексного воздействия следует знать признаки и факторы  возникновения, характеризующие данное нарушение. 
Выделяют следующие причины, способствующие возникновению у детей минимальных дизартрических расстройств:
· отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
· инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности
· асфиксия новорожденных;
· стремительные или затяжные роды;
· длительный безводный период;
· механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).
При изучении анамнеза  детей, страдающих минимальными дизартрическими расстройствами, можно встретить упоминания о  чрезмерном двигательном беспокойстве ребенка,  постоянном  беспричинном плаче,  стойких нарушениях сна, частых поперхиваниях, обильных срыгиваниях, быстрой утомляемости (К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова).  Такие дети в первый год жизни, как правило наблюдаются у невролога. Им назначаются медикаментозная терапия и массаж. У детей до года отмечается  ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Показатели психомоторного развития детей колеблются от нормы до выраженной задержки. Дети, как правило, соматически ослаблены, иногда у них отмечается судорожный синдром.
У значительной части детей с МДР происходит замедление речевого развития. Первые слова появляются в возрасте 1.5-2 года. Фразовая речь формируется к  2-3 года, а в некоторых случаях - к 4, При этом речь таких детей является фонетически не сформированной (Г. В. Гуровец, Р. И. Мартынова и С. И. Маевская).
Минимальные дизартрические  расстройства сопровождаются  неврологической симптоматикой, которая обнаруживается  в процессе специального обследования с применением функциональных нагрузок. Наличие у детей симптомов органического поражения центральной нервной системы есть основной диагностический критерий стертой дизартрии (Р. А. Белова-Давид,
 Г. В. Гуровец и С. И. Маевская, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева). Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы, что  сказывается на  состоянии артикуляционной и мимической мускулатуры,  а также общей и мелкой моторики.
Общемоторная сфера детей МДР характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Отмечается ограничение объема движений рук и ног, наиболее выраженное с одной стороны, присутствуют синкинезии, нарушения мышечного тонуса. Также может отмечаться резко выраженная подвижность, но движения при этом являются непродуктивными и бесцельными.
Поза Ромберга у детей с МДР положительна: при подъеме рук вверх отмечается нарастание мышечного тонуса, а также  легкий тремор пальцев, уход языка в пострадавшую сторону, легкие гиперкинезы языка.
Наиболее сильно несформированность общей моторики у дошкольников с МДР проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четких движений, точной работы различных групп мышц, правильной пространственно-временной организации движений.
Кроме того им также свойственны нарушения ручной моторики, проявляющиеся преимущественно в нарушении точности, скорости и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Таким образом,  между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена значительная взаимосвязь. (М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина и др.).
У детей с минимальными дизартрическими расстройствами, как правило, отмечаются парезы, изменения мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, гиперкинезы.
Все эти симптомы слабо выражены.
Характерные черты речевой моторики у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами обусловлены патологией функционирования моторных нервов, которые принимают участие в артикуляции (Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Е. Я. Правдина-Винарская, О. А. Токарева, М. Б. Эйдинова и и др.). Из-за поражения подъязычного нерва (XII пара) движения языка в сторону, наверх, вперед ограничены, корень языка инертен, спинка языка напряжена, может отмечаться слабость одной половинки языка, язык беспокоен, напряжен, движения его дискоординированные их амплитуда сокращена, типично нарастание утомления, а кроме того отмечается повышенная саливация.
При поражении языкоглоточного (XI пара) и блуждающего (X пара) нервов отмечается недостаток сокращения мягкого неба, отклонение маленького язычка в сторону с легким парезом небной занавески с другой стороны.
Недостаточная иннервация артикуляционных органов оказывает большое влияние не только на артикуляцию единичных звуков, но и на переключаемость отдельных движений.
При асимметрии лицевых нервов (VII пара) прослеживается легкая сглаженность носогубных складок, что вызывает слабое надувание щек с одной края. Из-за низкой иннервации нижней челюсти рот может быть полуоткрыт.
При обследовании состояния мимической мускулатуры больше всего выявляются затруднения в выполнении таких заданий, как поднимание бровей и последовательное зажмуривание глаз (зажмуривание сразу двух глаз или же зажмуривание только лишь правого глаза), что сопряжено с поражением лицевого нерва (VIIпара).
Наиболее часто нарушаются дифференцированные движения губ, кончика и спинки языка. В одних случаях прослеживается определенная скованность движений, невыполнимость сложных движений, в остальных - двигательное беспокойство, гиперкинезы языка и лицевой мускулатуры, сложность либо невозможность нахождения и удержания заданных артикуляционных поз, синкинезии (опускание век при открывании рта, движения нижней челюстью при поднимании языка наверх и т.д.). Меняется темп переключения речевых движений, что обусловлено патологией восприятия двигательного строя, появлением персевераций и перестановок (Г. В. Гуровец и С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович).
Движения мимической, лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата у ребенка с МДР характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют необходимой точности, плавности, часть их выполняется вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме.
У ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами страдает не только двигательное звено вербальной системы. Имеют место расстройства кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений. Расстройство обратной кинестетической афферентации может замедлять интеграцию разных функциональных систем, имеющих непосредственное отношение к речевому процессу (двигательно-кинестетической, акустический и визуальной систем).
По мнению О. В. Правдиной, ведущим патологическим механизмом при стертой дизартрии является нарушение речевой моторики (57).
Расстройство всей двигательной сферы приводит к нарушениям фонетической стороны речи: страдает артикуляция, голос и другие просодические компоненты языка.
Патологии звукопроизношения у ребенка проявляются в искажениях артикуляции, в смешениях, заменах и пропусках звуков. При этом антропофонические недостатки звукопроизношения очевидно превалируют над фонологическими, так как расстройства звукопроизношения сопряжены с паретическими явлениями в отдельных группах мышц органов артикуляционного аппарата. Патологии произношения шипящих звуков и соноров «р» и «л» вызываются недифференцированностью и небольшой амплитудой движений кончика языка. Напряжённость корня языка, оттянутостъ его вглубь ротовой полости, выгорбленность приводят к велярному либо увулярному ротацизму, смазанному произнесению заднеязычных звуков. Наиболее встречающимися искажениями звуков считаются боковое произнесение свистящих, шипящих и «р», межзубное произнесение переднеязычных («т», «д», «н», «л», «с»), палатализованное произнесение всех согласных звуков: из-за спастического напряжения средней части спинки языка.
Характерным считается упрощение артикуляции, когда сложные звуки сменяются наиболее легкими по своим артикуляторно-акустическим показателям: щелевые звуки - взрывными, звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы. 
В  логопедической литературе указывается, что речь ребенка МДР является «смазанной», звукопроизношение усугубляется в спонтанном речевом потоке.
 Анализ литературы, посвященной проблеме стертой дизартрии, показывает, что в основе некоторых расстройств звукопроизношения могут лежать нарушения слухового и фонематического восприятия, носящие  вторичный характер. 
Характеризуя стертую форму дизартрии, Г.В. Гуровец и С. И. Маевская отмечают, что при данном речевом расстройстве наблюдаются полиморфные нарушения звуковой стороны речи и искажения структуры слова. По мнению этих авторов,данное обстоятельство позволяет рассматривать этот дефект как фонетико-фонематическое нарушение (17)
По мнению некоторых авторов (Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова), стертая форма дизартрии представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого наряду с выраженными нарушениями фонетической стороны речи отмечаются и особенности развития ее лексико-грамматической стороны. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта являются фонетические расстройства, которые оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Экспериментальное исследование симптоматики и механизмов нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами, проведенное Л. В. Лопатиной, выявило, что для абсолютно всех детей с этой формой речевой патологии свойственны полиморфные нарушения звукопроизношения. Более существенные нарушения приходятся на категорию свистящих звуков (у 100 % детей). На втором месте по распространенности стоят патологии произношения шипящих звуков (у 83,3 % ребят), затем следуют нарушения звуков «л», «р» и «рь» (соответственно у 66,7, 53,5 и 43,3% детей. (43) 
Речевое дыхание непосредственно сопряжено с голосообразованием, по этой причине мелодико-интонационные расстройства, вызванные нарушением дыхания, считаются наиболее устойчивым признаком стертой дизартрии. Наравне с легкими парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса, и ограничениями подвижности данные расстройства оказывают большое влияние на понятность и эмоциональную выразительность речи. Исследования О. В. Гончаровой, посвященные изучению речевого дыхания детей  с минимальными дизартрическими расстройствами позволили  выявить характерные черты в формировании ребенка с нарушениями речи, указывающие, в том числе и на то,  что у множества детей данной группы отмечается неверный стереотип дыхания. Ротовое дыхание приводит к системным расстройствам, снижает функцию речевого дыхания, а кроме того негативно воздействует на произносительную сторону речи.
Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Ребята с ротовым дыханием постоянно облизывают пересохшие губы, в следствии чего у ребенка  может возникнуть хейлит (краснота и шелушение каемки губ). Если не работать над восстановлением носового дыхания  у  ребенка постепенно формируется 
аденоидный характер роста лицевых структур, отличительный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для ребенка с аденоидами свойственны узкие плечи, впалая грудь и бесцветные щеки.
У ребенка дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции развивается постепенно. Значит, постепенно формируется и речевое дыхание. Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания ровесника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, небольшим размером легких. У дошкольников преобладает верхнегрудное дыхание, сопровождаемое подъемом плеч, а многие дети не могут экономно использовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в ходе речевого высказывания перед каждым словом. У ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами речевой выдох усугубляется недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Несовершенства речевого дыхания проявляются в аритмичности вдоха и выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования и артикуляции.
Для ребенка с минимальными дизартрическими расстройствами свойственны такие нарушения  речевого дыхания как:
— чрезмерный забор воздуха в фазе вдоха;
— форсированное начало фазы выдоха;
— снижение продолжительности речевого выдоха;
— неравномерность выдоха в течении фразы;
— судорожность вдоха и выдоха
— спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и сопряженную с этим судорожность вдоха и выдоха;
— расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.
У определенных детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В данном случае речь становится захлебывающейся. Зачастую выявляются дети (с превосходным самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не выявляется, т. к. они произносят слова скандированно, т. е. по слогам, в таком случае в  главной роли выступает только нарушение просодики.
У детей с минимальными дизартрическими расстройствами могут отмечаться недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, немодулированный, хриплый, монотонный, напряженный, прерывистый и т.д.), низкая выраженность голосовых модуляций. Кроме того прослеживаются патологии формирования интонационной структуры предложения. Могут встречаться нарушения координации дыхания, фонации и артикуляции. 
Исследуя клинические проявления стертой формы дизартрии с целью ее отграничения от сходных речевых расстройств, ряд исследователей отмечают, что ведущими нарушениями у данной категории детей являются фонетико-фонематические и фонационные расстройства (О. А. Токарева; Р. И. Мартынова; Л. В. Лопатина и др.).
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей с минимальными дизартрическими расстройствами нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Это описано в работах К. А. Семеновой, Е. М. Мастгоковой, И. И. Панченко, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой и др. Авторами отмечается, что речь детей с минимальными дизартрическими расстройствами монотонна и невыразительна, в большинстве случаев затруднено воспроизведение основных видов интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной.
Тембр голоса у таких детей тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка. У детей с преобладанием процесса торможения тембр низкий, голос тихий или приглушенный, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения тембр высокий, голос громкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Для детей с минимальными дизартрическими расстройствами характерным является нарушение темпа речи: у одних он ускоренный, у других - замедленный. По данным Л. А. Чистович, В. А. Кожевникова, и в том, и в другом случае значительно изменяется длительность звучания согласного и гласного внутри слога. При быстром темпе гласные могут полностью исчезнуть, а при замедленном происходит удлинение слога за счет растягивания гласного. Все это так или иначе сказывается на общем звучании речи, которая становится либо излишне торопливой, либо неестественно растянутой.
Ритм речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами нерегулярный, изменчивый, ударение в словах расставляется неправильно (Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л. А. Чистович).
Поражение двигательных механизмов речи в доречевом этапе, в особенности в комбинации с сенсорными расстройствами, может приводить к сложной дезинтеграции и патологии абсолютно всех звеньев речевого развития. Фонетико-фонематическое недоразвитие может спровоцировать отклонения в формировании лексико-грамматической строя речи. Для детей характерна несформированность большинства компонентов речи, например бедность словаря и трудность его актуализации в экспрессивной речи. Дошкольники с минимальными дизартрическими расстройствами не усваивают некоторые грамматические фермы (творительный падеж, именное управление, атипичные формы разграничения окончаний по типам склонений). Грамматической системой языка они овладевают в более поздние сроки.
Л. О. Бадалян, Л. В. Лопатина, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова наравне с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи отмечают у ребенка со стертой  дизартрией нарушения внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, замедленнее развитие ряда высших корковых процессов: пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса. Они  констатируют быструю истощаемость нервных процессов. Внимание ребенка характеризуется пониженным уровнем устойчивости и переключаемости. Ребенок не может долго сосредоточиваться, грамотно распределять и удерживать  внимание на конкретном объекте. 
Существенные различия можно обнаружить  в состоянии речеслуховой и визуальной памяти. Отмечаются проблемы запоминания единичных слов, логически-смыслового запоминания текста, что обусловлено не только расстройством активного внимания, но и нарушениями фонематического слуха, которые являются результатом расстройства артикуляции.
В связи с ухудшением  внимания и памяти у ребенка МДР возможно некоторое вторичное снижение мыслительной деятельности. Дети этой группы испытывают затруднения, выполняя задания на обобщение предметов способом классификации, при установлении очередности в сериях сюжетных картинок, при установлении причинно-следственных связей и ориентировке во времени, при группировке предметов и фигур по форме, цвету и величине (С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Е. Н. Мастюкова, Н. С. Симонова и др.).
Среди отличительных черт эмоционально-волевой сферы ребенка с дизартрией возможно отметить их легкую возбудимость, непостоянность настроения, что зачастую приводит к проблемам поведения. У единичных детей бывают аффективные вспышки.
Р. И. Мартынова (49), исследовав физический, неврологический и психолого-педагогический статус детей с дизартрией, выявила следующее:
1) Физический статус: некоторое отставание в физическом развитии; как правило, маленький рост, узкая грудная клетка, общая физическая слабость и т.п.
2) Неврологический статус: наличие микросимптоматики, которая обнаружилась при тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок; стертые, неярко выраженные парезы, изменения тонуса мышц, гиперкинезы в мимической и лицевой мускулатуре и т, д.; нарушения деятельности вегетативной нервной системы, часто носящие «мозаичный, ажурный» характер (потливость ладоней, покраснение или побледнение кожных покровов, стойкий красный дермографизм и т. д.).
3) Психической статус: неустойчивое, рассеянное внимание, трудность в его переключении, значительные отклонения в памяти, некоторое ослабление мыслительной деятельности.
Таким образом, после изучения различных литературных источников, посвященных исследованию проблемы стертой дизартрии можно сделать выводы о том, что минимальные дизартрические расстройства являются сложной речевой патологией, х.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%