VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Законодательное регулирование брака при Августе.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001396
Тема: Законодательное регулирование брака при Августе.
Содержание
Глава II. Законодательное регулирование брака при Августе.
    В августовскую эпоху Рим вступил с обществом, пережившим череду потрясений от затяжных гражданских войн, что выразилось в духовном кризисе. Всё это привело к разрушению устоев полиса, упадку нравственности, собственно, то на чём строилась жизнь республики, так как теперь стало ещё более заметным имущественное расслоение.В прошлое ушла простота нравов, а на смену зародилась в разных слоях общества непомерная страсть к комфорту и роскоши, что привело к фактическому разложению семьи, это стало заметно ещё во II в. до н.э.
    В условиях общественных катаклизмов множество мужчин оставались холостяками, в то время как у молодых женщин отпало желание иметь детей, в результате чего стало заметно резкое падение рождаемости в западных и центральных провинциях. В подтверждение выше сказанному ещё Полибий писал, что в его время люди «сделались любостяжательными и расточительными и перестали вступать в брак, а если вступали, то с тем, чтобы не иметь больше одного или, в крайнем случае, двух детей»1. И что поразительно, упадок рождаемости касался разных слоёв населения. Так аналогичную картину мы видим в Риме уже в Iв. н.э., и римский философ Сенека даёт нам наглядное представление на примере собственной семьи, в письме матери он назвал малое количество детей «величайшим злом нашего века»2.
    Более того, численно увеличились супружеские измены и, что было не приемлемо в римском обществе, так это возросло количество разводов. Об этих обстоятельствах нам сообщают, многие сохранившиеся источники. Так один из древнеримских поэтов «золотого века» - Гораций, даёт точную характеристику моральному облику замужней женщины того времени в одной из своих од, посвящённой обращению к римскому народу: «…А выйдя замуж, юных поклонников за чашей ищет, - даже без выбора, кого б запретною любовью, свет погасив, одарить украдкой…»3.  
    И это были не преувеличения, так как тому свидетельствуют жизненные примеры многих влиятельных личностей.  Что касается женщин, то Марциал упомянул об одной из них в своих «Эпиграммах»: «Шесть или семь ты брала себе, Галла, мужей,…но, разуверившись в них,…ложе бесплодное ты и вялого мужа бросаешь»4. Своим постоянством в выборе жён не отличались и мужчины, Светоний сообщает нам, что даже у самого Августа было три жены5, а у Цезаря и Антония – по четыре.
    Из всего этого мы можем полагать, что моральная деградация, которая заразой поразила римское общество, вызывала — в частности у римской аристократии — стремление к восстановлению прежних старых нравов, о необходимости возвращения к которым взывали поэты, убеждали юристы и рассуждали философы. И именно Октавиан Август, как он сам писал,  был назначен попечителем законов и добрых нравов6.
    Август отличался от своего политического окружения крайней осторожностью и умением зарабатывать свой престиж путём внедрения лозунгов и новых идей, в которых так нуждалось общество. Так сам Август в своих «Деяниях» написал следующее: «Новыми законами, введёнными по моей инициативе, многие примеры древних, забытые уже нашим веком, я вернул, и сам многих дел примеры, достойные подражания, потомкам»7.
    Таким образом, Август даёт понять направленность своих будущих действий, которые, как мы знаем, отразились в его семейном законодательстве.
    К сожалению, сам текст законов не сохранился до наших дней, и мы можем опираться лишь на труды известных античных авторов, в которых содержаться опять-таки не сами законы, а лишь общие замечания к ним. Пожалуй, наиболее достоверным юридическим источником являются Дигесты, но в них довольно сложно определить, что именно относится к периоду правления Августа. Однако мы постараемся проанализировать основные направления, в которых создавалось рассматриваемое нами семейное законодательство.
    Несомненно, Август начинает свою борьбу с моральной деградацией общества и принимает соответствующие весьма смелые законы, «он пересмотрел старые законы и ввел некоторые новые: например, о роскоши, о прелюбодеянии и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий»8. Но стоит сказать, что перечисленные законы были направленны, главным образом, на высшие слои, в частности, в отношении лиц сенаторского и всаднического сословий9. Что касается низших слоёв, то на них скорее распространялись больше привилегии, ориентированные на увеличение рождаемости10.
    По всей вероятности, свои первые нововведения по восстановлению семьи, Октавиан проводит после возвращения с Востока, т.е. примерно в 28 г. до н.э.11. Говоря о датах проведения законов и затрагивая вопрос их хронологии, мы сталкиваемся с проблемой неясности, поскольку, о некоторых законах мы знаем точную датировку, когда конкретно они были приняты, а о части из них, такой информации мы не имеем, как уже упоминалось выше, по причине отсутствия самого источника, в связи с чем можем лишь встречать общие упоминания тех самых законов в работах различных историков, юристов и поэтов того времени.
    По всей видимости, одним из первых положений был закон, касающийся обязательного заключения брака. О существовании данного закона мы можем иметь представление, если обратим внимание на одно из стихотворений древнеримского поэта Секста Проперция, написанное примерно в 27-26 г., в котором, будучи женатым,  он обращается к своей возлюбленной Кинфии, которая, по всей видимости, была девушкой лёгкого поведения и происходила из низших слоёв общества, так он говорит следующее о законе: «…Когда он был принят, он довёл нас обоих до слёз страхом перед возможной разлукой: хотя разлучить влюблённых против их воли не под силу самому Юпитеру…»12. Поскольку тот же Проперций сообщает о том, как они оба были рады отмене этого закона, то очевидным становится, что этот закон был издан немногим ранее, т.е. в 28 г. до н.э. При этом стоит отметить, что после отмены, этот закон был вновь восстановлен в обязательном порядке и именовался как «lexdemaritandisordinibus», иными словами закон о порядке браков сословий13. 
    Август вынес постановления по разным вопросам. Так дабы увеличить рождаемость и вернуть семейные ценности, данный закон предусматривал следующее, за безбрачие наказывались все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и женщины от 20 до  50 лет14. В эту категорию граждан попадали, как уже упоминалось ранее, все те, кто принадлежал к сенаторскому или всадническому сословию.  
    Что касается наказаний, то за нежелание жениться, мужчины лишались имущественного права передачи по завещанию, а также  права присутствовать на публичных мероприятиях, а что касается женщин, то в отношении них был введён налог с имущества в размере 1 %15. Безусловно, наиболее суровое наказание было выдвинуто в отношении лиц, не имеющих законной жены или мужа, и, наоборот, назначалась награда за законное супружество и рождение детей16. 
    Стоит сказать, что на тот период в Риме количество мужчин благородного происхождения численно превосходило женскую часть населения. Собственно, отсюда становится ясным и очевидным последующий шаг Октавиана в разрешении данной ситуации, как нам известно из источника, император распорядился, чтобы желающие могли брать себе в жёны вольноотпущенниц, для того, чтобы рождённые у них дети в таких браках считались законными17. При этом стоит упомянуть, что сенаторам  запрещалось вступать в брак с дочерями вольноотпущенников, что другим сословиям было дозволено18. 
    В данном случае мы смеем предположить, чтопо этой причине в сенате возникло замешательство из-за отсутствия надлежащего законного порядка как раз в отношении правового положения женщин и юношей, в связи с тем, что с этим постановлением теперь стало проблематично юридически правильно оформить бракосочетание.Есть все основания так полагать, и в подтверждение этомусуществует факт, указывающий на то, что сенаторы добивались от Августа, чтобы он исправилматримониальные и наследственные положения, они даже смеялись над тем, что у самого Августа было много женщин19. Несмотря на некоторое сопротивление сенаторов, императору всё же удалось усмирить их пыл, и нормы активно применялись на практике.Важно вот что ещё сказать относительно данного положения, оно было позднее дополнено и именовалось как «закон Юлия и Папия», так говорилось, что люди, обладающие высоким чином, не могли брать в жёны  тех, которые принадлежали к низшему слою населения и были ниже по достоинству, в то время как низшие не имели права жениться на дамах более высокого положения, чем те являлись20.
    В отношении обязательного вступления в брак, особое внимание обращает на себя один очень интересный факт. Так поскольку некоторые римляне уже после обручения с детьми могли пользоваться установленными привилегиями, в связи с законным браком, то на деле многие стали попросту не выполнять своих обязанностей, в результате чего Август постановил, чтобы никакое обручение не имело юридической силы, а соответственно, и правовых последствий, до тех пор пока в течении двух лет после обручения не будет заключён брак21. Таким образом, это означало, что женщина, благодаря которой мужчина желал получить назначенную Августом награду     за законное супружество и рождение детей, должна была иметь от роду хотя бы 10 лет, поскольку мы знаем, что в те времена девушки считались достигшими брачного возраста, прожив полных 12 лет, т. е. следует полагать, что после частых недовольств этим законом, Август сократил срок помолвки и ограничил разводы22.Однако при всех обстоятельствах лица не имевшие детей приравнивались к тем, кто не состоял в браке. 
    Безусловно, заметно, что в то время активно велась пропаганда семейной жизни, даже сам император лично помогал многодетным семьям, почитал и выделял отцов больших семейств и устраивал карьеру их сыновьям. Так  однажды на одном из театральных представлений, где всадники стали требовать, чтобы Август отменил закон об обязательных браках, он указал на детей Германика, призывая народ брать пример с молодого отца23. Ещё один пример, древнеримский историк Гай КриспГилар из Фезул с гордостью продемонстрировал свою большую семью, сидя в окружении своих восьми детей, тридцати внуков и восемнадцати правнуков24. Стоит упомянуть, чтов этом вопросе Гораций разделял с Августом некоторые изменения касательные реформ, направленных к возрождению старых обычаев. Так мы можем увидеть, чтов своих «Сатирах» он призывал римлян к радостям семейного очага, при это сам оставался холостяком, в подтверждение выше сказанному, в одной из таких сатир он говорит: «…брось за матронами гнаться: ведь так лишь горе скорее испить, чем сорвать удовольствие можно…»25. Таким образом, видно, что он понимает, как безнравственно разрушать чью-либо семью, и поэтому в одной из его од он пишет, что «нет греха в любви к рабыне, – так поступали Ахилл и другие герои Троянской войны. Кроме того, может быть, эта девушка происходит из царской семьи, и в любом случае она красива»26.
    Возвращаясь непосредственно к законодательству Августа, кроме того, наряду с обязательным заключением брака, как уже упоминалось, Октавиандействовал в направлении, предусматривающем рождение детей.Так особое внимание обращает на себя следующий закон, внесённый по предложению консулов Папия и Поппея, который последовал уже в 9 в. до н.э. и дополнил закон Августа, это закон «lexJuliaetPapiaPoppaea», стоит отметить, что на сегодняшний день законы объединены в единый под одним названием.
    Исходя из сохранившихся материалов, очевидно, что данный закон внёс разграничения между лицами ещё не состоящими в браке (caelibus) и теми, кто являлся  бездетными супругами (orbi), соответственно, назначив им разные наказания. Так говоря о холостяках, то согласно закону в некоторых случаях они лишались права претендовать на имущество по завещанию, а что касается последних27, то их право частично ограничивалось, т.е. могли получить теперь лишь половину наследства28. Однако важно отметить, что Октавиан предоставил и тем и другим ещё один год для того, чтобы они проявили повиновение его закону, и тем самым за это время искупили свою вину.Что касается женщин, то некоторым из них, вопреки ещё закону Вокония, предусматривающий запрет на получение по наследству имущества стоимостью свыше двадцати пяти тысяч денариев, он разрешил наследовать и больше29. В частности, весталкам он предоставил все те льготы, которые были положены женщинам, родившим детей30. В данном случае, по всей видимости,  Август предоставил им теперь и iustriumliberorum, другими словами право троих детей31.
    Есть предположения, что именно после внесения этих постановлений, закон «LexPapiaPoppaeanuptialis» непосредственно примыкает к брачным законам Августа 18 г. до н.э., как об этом уже упоминалось выше.При этом стоит подчеркнуть что, как оказалось, ни Марк Папий, ни Квинт Поппей не имели не только детей, но и жён32.В данном случае мы видим, что само это обстоятельство сделало очевидным необходимость принятия данного закона.
    Что касается их дополнений, тоон несколько смягчил условия по порядку наследования, а также увеличил срок, в течение которого разрешалось не вступать в брак после развода или смерти супруга.Так если предыдущий закон предусматривал вступление в очередной брак по прошествии одного года после вдовства и через полгода после развода, то данный закон увеличивал этот срок до 2,5 лет33. Кроме того закон определял соответствующие преимущества для тех граждан, кто имел детей. Так это существенно влияло на успехи в достижении магистратур. Теперь та мать, у которой было три ребёнка, в отношении своих клиентовне только обладалатакими же правами, как и патроны, но и имела право носить особое почётное платье, украшенную столу34. Вместе с тем неженатым повезло меньше, поскольку они претерпевали материальные убытки, так они лишались права наследовать по завещанию, если те не приходились им родственниками.
    Стоит обратить внимание, что ранее мы упоминали о законе Августа, который был направлен против браков сенаторов с вольноотпущенницами, так вот теперь, согласно дополненному закону, если принцепс позволял сенатору взять ту самую вольноотпущенницу  в жёны, то она уже могла быть его законной  супругой35. Очевидно, это изменение всё же произошло в результате частых недовольств сенаторов на законы Августа. 
    Также согласно данному закону были увеличены права патронов, у которых в наличие имелись богатые вольноотпущенники. Так суть заключалась в том, что в не зависимости от наличия завещания, патрону отходила соответствующая часть имущества вольноотпущенника, у которого в качестве наследства оставалось 100 000 сестерциев и более, и если он имел менее троих детей36.  Логично полагать, что при наличие наследников, в зависимости от их количества, патрону отходила меньшее часть, так при наличие одного ребёнка, он получал половину имущества вольноотпущенника, при двух наследниках ему отходила треть имущества, а соответственно, если было три ребёнка, то патрону уже не полагалось ничего.
    Пристального внимания требует ряд законов, так, прежде всего, необходимо упомянуть об одном из важнейших и известнейших законов «lexJuliadeadulteriis», другими словами закон «О прелюбодеяниях», принятый в 18 г. до н.э.37. Суть этого закона была в следующем,  муж или отец, если имели доказательства в отношении женщины, которая совершила прелюбодеяние, или иными словами,  нарушила супружескую верность, должны были довести  дело до конца (т.е. до осуждения) и привлечь её к судебной ответственности38. Таким образом, за измену следовало установленное законом  суровое наказание. Однако если женщина была уличена в измене, которая произошла ещё до замужества, то в данном случае муж не имеет права начинать судебное разбирательство в отношении неё, поскольку в браке с ним она не совершила ничего постыдного39.
    Стоит упомянуть, что закон Августа о прелюбодеяниях действовал только в отношении свободных лиц, т.е. тех, кто не являлся рабами40. Однако, если говорить о рабынях, то стоит упомянуть, что в отношении них действовали сразу несколько исков, и не допускалось  никаких снисхождений, так могли подаваться иски по закон Аквилия,  иск об оскорблениях, а также о порче чужого раба41. 
    Поскольку мы коротко коснулись рабов, то рассмотрим некоторые положения с их участием  в подобном деле. Как указывает на то источник, рабы использовались на суде в качестве свидетелей и соответственно, в качестве обвиняемого в содеянном. Так в последнем случае обвинитель мог потребовать допросить обвинённого в прелюбодеянии раба, однако тот, кто обвинил его в этом, должен при передаче хозяину заплатить двукратную стоимость за того самого раба42. Что касается относительно первого случая, в качестве свидетеля, то закон обязывал допрашивать под пыткой всех рабов того обвиняемого, в отношении которого идёт следствие. 
    По всей видимости, смеем предположить, что подобная форма допроса рабов была введена с целью более продуктивного и более точного обнаружения истинных прелюбодеев, а соответственно тех, кто совершал супружескую измену.
     Что ещё более существенно, согласно закону, рабы, допрошенные под пыткой, становились собственностью казны43. Всему было своё логическое объяснение, собственно говоря, такая мера была предпринята для того, чтобы они говорили правду без чувства страха, опасаясь возвращения под власть хозяина, а также, чтобы они не упрямились во время проводимого допроса.
    В целом если говорить о рабах, то стоит полагать, что данное законодательство тесно связанно с политикой укрепления рабовладения, несмотря на то, что мы ни в одном документе не увидим ту самую связь, точно указывающую на это. Однако, мы можем предполагать это на основании следующих простых аспектов, так известно, что рабы были в каком-то смысле частью семьи, именно поэтому для того, чтобы взаимоотношения раба с его владельцем были нормальными, для этого необходимы прочные отношения внутри семьи, а достигнуто это будет тогда, когда государство будет поддерживать авторитет главы семейства. Как говорил ещё поэт Энний: «Опорой для римского государства являются старые правила, древний уклад и мужи»44.
    Вдобавок, стоит подчеркнуть интересное положение законодательства Августа, которое содержится в девятой главе, так закон предусматривает, что если раб, обвиняется в прелюбодеянии и обвинитель требует допроса под пыткой, то в этом случае согласно закону, выплата хозяину составит однократную стоимость, а не двукратную45. Собственно говоря, такой был нюанс относительно рабов.
    Исходя из источника, мы  можем полагать, что наказание за разврат следовало каждому, и это никоем образом не имело значения, где находится злостный нарушитель, т.е. место нахождение прелюбодея не влияло на то, последует ли наказание или нет, будь то он в доме друга, в поле или бане46. Кроме того, стоит отметить, что без каких-либо оговорок и вне зависимости от сословного происхождения обвинялся в прелюбодеяния тот, кто предоставлял свой дом для разврата с чужой женой или мужчиной, а также, если был уличён в получении прибыли от содеянного преступления с его женой47.
    Теперь вернёмся к рассмотрению оснований для наказания мужчин и женщин за их распутство и супружеские измены. Во-первых, существовало наказание за сводничество, т.е. другими словами, обвинялся тот супруг, который получал от этого что-либо, или же оставил у себя жену, уличённую в прелюбодеянии48. Стоит пояснить, что его причастность к этому обвинению была оговорена тем, что по закону муж должен был покарать застигнутого у себя дома прелюбодея49.Однако тут был некий обход данного закона, одним словом, когда супругне желал разводиться и позволял своей жене совершить это непристойное действие, то на него не налагалось наказание, но при одном условии, если он презирал своё супружество и его не волновало бесчестье, а также что о нём будут думать окружающие50. Это, безусловно, действовало за исключением тех случаев, когда жене удавалось доказать, что все прощения были сделаны им в корыстных целях.
    Во-вторых, необходимо сказать о праве отца, что напоминало древний всем известный  обычай. Собственно, оно заключалось в том, что отец имел все основания для того, чтобы убить прелюбодея и свою родную дочь, однакосуществовал один случай, при котором его право несколько сужалось, иначе говоря, он утрачивал наполовину данное право при обвинении в отношении дочери-вдовы, т.е. он мог осуществить то самое убийство в отношении неё, но теперь уже только в своём собственном доме51. 
    Также в законах оговаривалось, что именно отцу было дозволено убить женщину, а не мужу. На первый взгляд покажется, что права мужа сильно ограниченны в отличии от отцовских, но что касается убийства, то он тоже имел такое право, но лишь в отношении любовника, и то не любого, как отцу, а именно застигнутого в собственном доме или же того, кто когда-то был  вольноотпущенником его или  его жены и прочих родственников52. Однако ещё император Марк Антоний со своим сыном постановили: «Если муж, влекомый порывом гнева, убьёт застигнутую при прелюбодеянии жену, то он, конечно, не будет присуждён к наказанию по закону Корнелия об убийствах»53.И тут мы смеем предположить, что мужчины всё же реже подвергались наказаниям, нежели женщины, и чаще им были предписаны оправдательные положения. Таким образом, в данном случае мужу грозили смягчённые обстоятельства, т.е. как убийца он был лишь сослан в какое-нибудь отдалённое место54. Разумеется,одним из важных аспектов этого положения было условие, которое предписывало незамедлительно развестись с женой55.При всем при том, стоит отметить, что та женщина, которая однажды поступила безнравственно и поддалась искушению, вскоре могла быть принята в новый законный брак с тем же супругом, тогда при данных обстоятельствах она считалась невиновной, так как по закону, приняв её обратно, муж изгладил все деликты прежнего брака56.
    Ещё одним правом мужа было то, чтоему дозволялось безнаказанно для себя задержать у жены пойманного прелюбодея не более чем на 20 часов, если по каким-то личным причинам муж не захотел его убивать или не имел на то право, разумеется, это было необходимо для подтверждения и обвинения их  в содеянном57. Тем не менее, если супруг однажды отпустил такого любовника, тоон уже не имел права снова задержать его, но в случае побега прелюбодея,  для подтверждения измены муж мог его привести обратно, однако в данном случае уже требовалось предоставить свидетелей случившегося58.
    Стоит отметить, что новаторство данного законодательства заключались в том, что все дела, касающиеся закона «О прелюбодеяниях» выносились за пределы семьи, соответственно, становясь объектом для разбирательства в судах наравне с особо тяжкими преступлениями59. Так будет уместно сказать о том, что в обязанность судьи входило расследование в отношении мужа, на предмет рассмотрения целомудренности самого мужа, и насколько он был образцом соблюдения тех добрых нравов, которых он требовал от своей жены60.
    Будет уместно обратить внимание на следующее, законом был закреплён порядок, по которому в первую очередь муж имел право возбуждать судебное дело по обвинению женщины в прелюбодеянии, и лишь после него это мог сделать отец подсудимой61.  Таким образом, мы видим, что в данном случае муж имел преимущества перед отцом, и «посторонним».Что касается посторонних граждан, то их очередь на право обвинения наступала только после мужа и отца. Стоит пояснить, что под «посторонними» подразумевались лица не моложе 25 лет, которые   могли только спустя 60 дней в течение четырёх месяцев возбудить дело62. Правда в законе также было оговорено, что посторонний допускается и может начать процесс обвинения сразу, как только муж и отец откажутся от обвинений до истечения установленного для них 60-дневного срока63.
    Подводя небольшой итог выше сказанному, разница между первостепенном праве отца при самосуде и первостепенном праве мужа при возбуждении дела в суде выражалась в следующей формулировке закона: «Именно отцу, а не мужу, дозволено убить женщину и всякогопрелюбодея, по той причине, что в большинстве своём отцовское чувство долга внушает ему решение в пользу детей; а страсть и порыв мужа, с лёгкостью принимающего решение, необходимо обуздать»64.
    Интересный момент, что в некоторых случаях закон мог обернуться против мужа, так приведём подобные примеры. В частности это применялось, когда супруг после обвинения своей жены в измене, отказывался от своих слов, так и не доведя дело до конца65. Ещё одним примером может послужить момент, когда супруг не привлёк к ответственности обвиняемую, в течении уже упомянутого ранее срока – 60 дней, и в результате чего он может быть объявлен по обвинению в сводничестве.
    Стоит сказать, что мужчина, уличённый в измене не отвечал по закону legasdeadulteriis, по этому закону вся ответственность за разврат была на женщине, однако его можно было осудить и привлечь к ответственности в stuprum, т.е. иными словамисожительство, таким образом, обвинялся в прелюбодеянии тот, кто имел внебрачную связь не ради брака со свободной женщиной-иностранкой, либо с вдовой илитот мужчина, который совершил разврат по отношению к девственнице или мальчику66. Здесь необходимо пояснить, что в  отличие от принятого разделения таких понятий как «временная половая связь» и «прелюбодеяние», которые отличались тем, что первое касалось замужних женщин, а последнее относилось к незамужним, поэтому важно отметить тот факт,что в законодательстве Августа подобных различий  просто не было67.
    Также,  согласно данному законодательству, существенным основанием для обвинения в прелюбодеянии, являлось условие, при котором наперекор сенатусконсульту опекун брал в жёны свою подопечную, которая не была обещана ему её отцом по завещанию68.  Таким образом, это не только не являлось браком, но и в данном случае, опекун был объявлен прелюбодеем.Здесь также можно отметить положение касательно возраста, которое предусматривало в отношении несовершеннолетних прелюбодеевполной ответственности согласно закону Августа, непосредственно после достижения ими полной зрелости69.
    Стоит упомянуть об одном из наиболее актуальных на все времена законе, которому Октавиан также отвёл место в своём семейном законодательстве, в частности, этот закон предусматривал наложение запрета на кровосмешение, впоследствии чего выдвигалось обвинение в отношении обоих супругов70. Это касалось, например, кровосмешения с падчерицей, невесткой, а также в отношении мачехи. При этом необходимо заметить, что в этом вопросе часто допускались случаи, когда оправдывали того или иного прелюбодея. Так в частности, императоры считали, что не следует обвинять в кровосмешении, предположим пасынка, который когда-то добровольно заключил брак, а теперь этот брак считается расторгнутым, те самые императоры однажды дали письменный ответ некому Поллиону, в котором было следующее: «Обычно кровосмесительные браки не утверждаются; и по этой причине мы освобождаем от наказания за прежний деликт того, кто отказывается от такого брака, если только он ещё не обвинён»71.
    Говоря о различных наказаниях за измену и нарушение супружеской верности, в законодательстве прописаны сроки, в течение которых обвинение может настигнуть прелюбодея, так виновный может быть обвинён в любой момент  на протяжении пяти полных лет со дня совершения преступления72.
    Мы рассмотрели довольно много случаев, при которых женщина обвинялась за измену супругу, но, безусловно, будет уместным упомянуть о важном моменте в данном вопросе, при которой становится любопытным то, будет ли наказана женщина в случае её изнасилования. Так вот данная ситуация не рассматривается как прелюбодеяние, и соответственно, та женщина не совершила ничего неприемлемого против закона Августа, даже если из чувства стыда, пострадавшая не сообщила о произошедшем своему мужу73.
    Подводя итог вышесказанному, в качестве доказательства намерений в борьбе против измен и прелюбодеяний, уместно будет одно из постановлений Октавиана, которое призывает: «Пусть впредь никто сознательно со злым умыслом не совершает разврат и прелюбодеяние», это касается как тех, кто когда-либо был причастен к этому, так и к тем, кто ещё не был уличён в содеянном преступлении74.	
    Итак, теперь, мы обратим внимание на законы Августа, относительно отношений между супругами в совместном законном браке, а точнее рассмотрим некоторые изменениянепосредственно затрагивающие вопросы по поводу приданого, правда, мы располагаем недостаточными сведениями в данном вопросе. Тем не менее, согласно дигестам приданое жены принадлежало ей, хоть оно и находилось в имуществе её законного мужа75. Нам известно, что закон Августа «О прелюбодеяниях» был дополнен главой об имении,  которое входило в состав приданного супруги. Собственно, суть этого положения заключалась в следующем, закон предусматривал ограничение, при котором муж не был вправе отчуждать имение против воли своей жены из состава её приданого, в независимости от того каким путём это приданое было им получено76.Кроме того, жене возвращалось приданное после расторжения брака, вероятно, по причине отказа дарения, что очевидно вело к расторжению браков, и тем самым подтверждало продажность подобных брачных союзов77. Всё это было введено для того, чтобы «муж и жена в силу взаимной любви не отнимали имущества друг у друга»78, и прежде всего, чтобы «супруги не утратили стремления воспитывать детей»79. 
    Таким образом, следует полагать, что целью данного положения являлось гарантировать жене защищённость от посягательств на её приданое и произвольное распоряжение им со стороны мужа, иными словами, это являлось ограничением прав домовладыки.
    Обращаясь к проблеме расторжения браков, в этом вопросе мы можем лишь полагать, что Август не касался самого процесса свободы разводов, так согласно закону Августа, расторжение брака …………
    
    
1Полибий. Всеобщая история. XXXVI. 4
2 Сенека. Утешение к Гельвии. 16. 3
3 Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида: [сб.: пер. с лат.] / Публий Вергилий Марон. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии :[сб.: пер. с лат.] / Квинт Гораций Флакк. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. С. 531
4Марциал.  VII. 58
5Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. II. 58
6Октавиан Август. Деяния божественного Августа. 6.1
7 Там же,  8.1
8Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. II. 34.2
9Ульпиан.XVI. 1
10Машкин Н.А. Принципат Августа.– М., 1949. С. 426
11Егоров А. Б. Римское государство и право. Эпоха империи: учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2013. — С. 43.
12Проперций. Элегии. II. 7
13Ульпиан. XVI. 1
14Машкин Н.А. Принципат Августа.– М., 1949. С. 420
15Чаплыгина Н.А. Римская женщина в правление Августа // Женщина в античном мире.– М., 1995. С. 106
16Дион Кассий. Римская история. LIV. 1.16
17Там же,LIV. 1.16
18 Дигесты. 23.2.21
19Дион Кассий. Римская история. LIV. 1.16
20 Дигесты. 23.2.49
21Такм же, LIV. 1.16
22Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. II. 34.2
23 Там же, II. 34.2
24Плиний. Естественная история. 7.13.60
25 Гораций. Сатиры. I. 2.78
26 Гораций. Оды. II.4
27Гай. Институции.II.111; 144
28Там же, II. 286а
29Дион Кассий. Римская история. LVI. 10.2
30Гай. Институции. I. 145
31Дион Кассий. Римская история. LV. 2.5
32 Там же,  LVI. 10.3
33 Тацит. Анналы. III. 25
34Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима. I. СПб., 1914.
35 Дигесты. 23.2.31
36Гай. Институции. III. 42
37Дигесты.48. 5. 1
38Дигесты.  48. 5. 2
39 Там же, 48.5.14.6
40Там же, 48. 5. 6
41 Там же, 48. 5. 6
42 Там же, 48. 5. 28
43Дигесты.  48. 5. 28
44 Цицерон. О государстве. 5. 1.1 
45 Дигесты.  48. 5. 28
46 Там же, 48.5.10
47Дигесты.  48.5.9
48 Там же, 48. 5. 2
49 Там же, 48. 5.30
50Там же, 48. 5. 2
51Там же, 48. 5. 21
52 Дигесты.  48. 5. 25
53 Там же, 48.5.39
54Collat., 4, 10, Pap.
55 Дигесты.  48. 5. 25
56 Там же, 48.5. 14.9
57 Там же, 48.5.26
58 Дигесты. 48 5.26.2
59Там же, 48. 1.1
60Там же, 48.5.14.5
61Там же, 48. 5. 2.8
62Там же, 48. 5. 4
63 Там же, 48.5.16
64 Дигесты. 48.5.23.4
65Там же, 48. 5. 2
66Там же, 48. 5.35 (34)
67 Там же, 50.16.101
68Дигесты. 48. 5. 7
69 Там же, 48.5.37
70Там же, 48. 5. 8
71Там же, 48. 5.39
72Дигесты. 48.5.12.4
73 Там же, 48.5.40
74 Там же, 48.5.13
75 Там же, 23.3.75
76 Дигесты. 23.5.1
77 Там же, 24.1.2
78 Там же, 24.1.1
79 Там же, 24.1.2
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44