VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь проявления эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W014445
Тема: Взаимосвязь проявления эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах
Содержание
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………...….. 3
Глава 1. Теоретическое основание изучения эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах
1.1. Изучение феномена эгоцентризма в отечественной и зарубежной психологии ………………………………………………………………. 11
1.2.  Понятие социально-психологической адаптации ………………….… 20
1.3.  Взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах ……………………………...… 30
Выводы по главе 1 ……………………………………………………….…….. 36
Глава 2. Эмпирическое исследование проявления эгоцентризма, уровня субъективного ощущения одиночества и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах
2.1. Организация, методы и методики исследования ………………………... 39
2.2. Изучение эгоцентризма в подростковом и юношеском возрастах …….. 44
2.3. Изучение особенностей социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах ………………………………………. 50
2.4. Изучение уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом и юношеском возрастах ……………………………………………………….. 55
2.5. Изучение взаимосвязи проявления эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах  ….…56
2.6. Программа социально-психологического тренинга «Моё будущее – в моих руках» ………………………………………………………………….…. 64
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………... 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ

      

      ВВЕДЕНИЕ
      Актуальность данной работы связана с тем, что, несмотря на постоянный интерес к проблемам социально-психологической адаптации, остаётся значимым изучение специфики процесса и результата адаптации на различных этапах развития человека и в разнообразных социальных условиях современной социальной среды, в том числе в условиях, возникающих в подростковом и юношеском возрасте. 
      Подростковый возраст находится в фокусе психологических исследований уже не одно десятилетие. Очевидно, это обусловлено заинтересованностью общества в том, чтобы молодые люди вступали в социум полноправными, продуктивными его членами, умеющими эффективно взаимодействовать с социальным окружением и находить собственное место в нём соответственно имеющимся у них потребностям и возможностям. 
      Вопросы подросткового и юношеского возраста исследовали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.
      Подростки сталкиваются с задачей адаптации к различным ситуациям, преодолевая ряд трудностей, оказываясь лицом к лицу перед необходимостью утверждения своей позиции, проявлением индивидуальности: с одной стороны подростку необходимо понять своё «Я», определять свои границы, самоутвердиться в группе сверстников, определять свои цели и потребности и научиться осуществлять их и т.д. С другой стороны, они сталкиваются с необходимостью принятия определённых социальных требований, нахождения своего места в обществе и группе сверстников, учебном коллективе, самореализации в них, исходя из своих возможностей и требований окружения; необходимостью научиться принимать позицию другого во взаимодействии. Социальная среда: группа сверстников, более широкое социальное окружение, общество в целом – также должна в ответ увидеть и принять подростка с теми личностными и поведенческими особенностями и особенностями взаимодействия с окружающими, которые он сумел выработать.
      Вопросы адаптации в целом, психической и социально-психологической адаптации исследовались такими авторами, как Ф.Б. Березин, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, Ж. Пиаже, К. Роджерс и др.
      В контексте социально-психологической адаптации, предполагающей с одной стороны возможность реализации потребностей его личности, и в то же время способность адекватно ответить на изменившиеся требования к молодому человеку со стороны среды, становится важно исследование такой внутренней характеристики, как личностный эгоцентризм. В конце 60х годов XX века, развив и дополнив идеи Ж. Пиаже о познавательном эгоцентризме у детей, Д. Элкинд предположилсуществование особой формы эгоцентризма,возникающего как закономерность возрастного развития. Были обнаружены эгоцентрические феномены, касающиеся восприятия подростками самих себя («личный миф») и их представления о том, как о них думают другие («воображаемая аудитория»). 
      Однако дальнейшие исследования механизмов возникновения, роли и феноменов эгоцентризма позволили усомниться в утверждениях, выдвинутых Д. Элкиндом и привели к возникновению альтернативных объяснений причин и функций эгоцентризма, а также к предположению о существовании новых феноменов, отражающих его специфику. Была представлена также социоцентрическая направленность – то есть обращённость к другим и направленность на социально-значимые вопросы, которую исследователи связывают с построением более эффективной коммуникации с окружающими, более успешным вхождением в группу, общество (Д. Энрайт и сотр., Т.В. Рябова и др.).
      В настоящее время существуют исследования проявлений эгоцентризма, помимо подросткового, в зрелом и пожилом; исследования близких к эгоцентризму феноменов и частных его проявлений когнитивного характера: эгоцентризм в мышлении людей с синдромом Аспергера, эгоцентризм при оценке интенсивности эмоциональных переживаний, при социальных сравнениях, при оценке эффективности коммуникаций. 
      В отечественной психологии изучались взаимосвязи эгоцентризма и других личностных и поведенческих характеристик, таких как эффективность общения и взаимодействия с другими, влияние стилей воспитания в семье (Т.И. Пашукова, 1998), значения эгоцентризма для формирования идентичности (Т.В. Рябова, 2003; Н.В. Анненкова, 2005), эгоцентризма как механизма защиты представлений о себе у девиантных подростков (А.В. Фокина, 2008).
      Отсутствие единства в методологии, ясности в вопросе о механизмах «запуска» эгоцентризма, его причинах и возможных функциях, факторах предрасположенности к нему у подростков с теми или иными характеристиками создаёт необходимость дальнейших исследований. Говоря об особенностях социально-психологической адаптации, последствиями эгоцентрических проявлений, согласно мнению ряда исследователей (Д. Элкинд, Р. Энрайт и сотр., Т.И. Пашукова и др.), могут стать трудности взаимодействия с окружающими, снижение самооценки и эмоционального благополучия, трудности самоопределения и др., что может быть связано с эффективностью адаптации в обществе. 
      Таким образом, эгоцентрические и социоцентрические феномены могут представлять собой как ограничения для формирования благоприятных отношений с социальной средой, так и способствовать им, могут служить как базой для формирования внутреннего благополучия и самореализации, так и препятствовать им, но до сих пор однозначно не решены вопросы о степени выраженности эгоцентрических и социоцентрических тенденций, отдельных факторов эгоцентризма-социоцентризма с точки зрения их взаимосвязи с успешной социально-психологической адаптацией или отдельными ее показателями. Изучению степени и соотношения эгоцентрических и социоцентрических компонентов, связанных с теми или иными характеристиками социально-психологической адаптированности у подростков и юношей и посвящено наше исследование.
      Проблема исследования: как взаимосвязаны проявления эгоцентризма и социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрастах.
      Объект исследования – подростковый и юношеский эгоцентризм.
      Предмет исследования – социально-психологическая адаптация в подростковом и юношеском возрасте.
      Цель: исследовать взаимосвязь проявления эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах.
      Гипотеза исследования – мы предполагаем, что существует взаимосвязь между проявлением эгоцентризма и социально-психологической адаптацией в подростковом и юношеском возрастах. При чем, с возрастом эта взаимосвязь изменяется за счет содержательного изменения проявления эгоцентризма в юношеском возрасте. Изменение проявления эгоцентризма способствует успешной социально-психологической адаптации.
      Исходя из поставленной цели и сформулированных допущений гипотезы, были определены следующие задачи:
      1. Провести анализ теоретических положений, в рамках которых осуществляется исследование.
      2. Исследовать проявление эгоцентризма и особенностей социально-психологической адаптации у групп подростков и юношей.
      3. Исследовать взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологической  адаптации в подростковом и юношеском возрастах и ее возрастную динамику.
      4. Разработать программу социально-психологического тренинга.
      Теоретико-методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева), который реализуется через принципы системности (Б.Ф. Ломов), единства внешней и внутренней детерминации (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн).
      Теоретической основой диссертационного исследования выступают: теория личностно-аффективного центризма (Д. Элкинд, Р. Энрайт, Ж. Пиаже, Л.Ф. Обухова, Т.И. Пашукова). Проблемы социально-психологической адаптации (А.А. Налчаджян, Л.В. Ключникова, Э.С. Маркарян, К. Роджерс, Р. Даймонд).
      Для решения поставленных задач в работе применялись методы исследования: теоретические (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, систематизация полученных данных), эмпирические (метод сбора эмпирических данных – психологический опрос); методы обработки информации (математико-статистические – корреляционный метод), методы качественной и количественной обработки результатов опроса.
      В процессе исследования применялись следующие методики: адаптированный вариант опросника «Подростковый эгоцентризм – социоцентризм» (AES-60) (Р. Энрайт, адаптированный Т.В. Рябовой (1997), А.В. Фокиной (2008), методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
      Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе БОУ Гимназии №115 и на базе БПОУ ОО «Омский строительный колледж». В работе представлены результаты исследования 103 человек (49 подростков 13-15 лет и 54 юноши 19-21 года).
      Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались отсутствием противоречий теоретико-методологических позиций, широтой и комплексностью методического обеспечения, использованием апробированного в отечественной психологии валидного и надежного психологического инструментария, соблюдением требований к выборке при проведении исследования, адекватными методами статистической обработки данных.
     Научная новизна исследования состоит в том, что исследована и выявлена динамика взаимосвязей проявления эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах. Выявлено, что проявление эгоцентризма содержательно меняется от  подросткового к юношескому возрасту. На основе полученных данных при исследовании разработана программа социально-психологического тренинга для подростков и молодежи, способствующая успешной социально-психологической адаптации.
     Теоретическая значимость состоит в в том, что на основе анализа психологической литературы осуществлена попытка систематизировать основные позиции ученых в понимании взаимосвязей между проявлениями эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах.
     Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в консультативной работе психолога с подростками и юношами. Педагоги и психологи могут воспользоваться результатами исследования для повышения эффективности своей работы. Разработанная программа «Моё будущее – в моих руках» может быть реализована в работе. Данные исследования могут применяться в учебном процессе в качестве лекционного материала в курсе лекций по возрастной психологии.
     На защиту выносятся следующие положения:
      1. Характеризуя взаимосвязь между проявлением эгоцентризма и социально-психологической адаптацией  в подростковом и юношеском возрастах, мы отметили, что подросткам и юношам присуще эгоцентрическое видение мира, проявляющееся в конкретных феноменах: «личный миф», «воображаемая аудитория», «сфокусированность на себе». К юности проявление эгоцентризма содержательно меняется. Проявление таких феноменов эгоцентризма, как «сфокусированность на себе» и «личные интересы» усиливается. А проявление феномена «личный миф» уменьшается, что свидетельствует о том, что способность решать социально-перспективные задачи понижает значимость персонального мифа. Достижение этого в юношеском возрасте может помочь в понимании и координации множественности перспектив «Я» или общей социальной перспективе. Эти перспективы помогают лучше осознавать себя в отношениях. Существенно к юности снижаются общественно-политические интересы и общественно-политическая активность, что говорит о смене личностной направленности современной молодежи.
      2. Характеризуя особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах, отметим, что в основном все показатели адаптации увеличиваются от подросткового к юношескому возрасту. Увеличиваются: «самопринятие», «принятие других» и «стремление к доминированию». При этом снижаются показатели «интернальность» и «эмоциональная комфортность», что свидетельствует о большей эмоциональной напряженности юношей, что можно объяснить социальным фактором – смена деятельности. Уровень сформированности социально-психологической адаптации и у подростков и у юношей чуть выше среднего. Социально-психологическая адаптация содержательно увеличивается от подросткового к юношескому возрасту, но общая адаптивность остается на прежнем уровне, в связи с тем, что возникают новые обстоятельства в жизни молодых людей, к которым вновь нужно адаптироваться.
      3. Характеризуя результаты исследования выявленных взаимосвязей можно отметить, что содержательно изменяется связь между показателями эгоцентризма, социально-психологической адаптации и субъективным ощущением одиночества в подростковом и юношеском возрастах. Это можно объяснить тем, что по сравнению с подростковым периодом в юности меньшее значение имеют внешние параметры: одежда, обувь, фигура. Уязвимым и важным становятся притязания на профессиональный успех, собственная способность к созданию чего-то значимого. При оценивании других людей на первый план чаще выступают не внешние данные, а человеческие качества. Кроме того, для молодых людей остается важным признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание другими своей индивидуальности.
      Структура и объем диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (73 источника) и 6 приложений.Текст диссертации иллюстрирован 11 рисунками, в которых отражены основные положения и результаты исследования.
      

      Глава 1. Теоретическое основание изучения эгоцентризма и социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрастах
      1.1. Изучение феномена эгоцентризма в отечественной и зарубежной психологии.
      Впервые феномен эгоцентризма был исследован Ж. Пиаже в процессе изучения познавательного развития детей. В современной науке эгоцентризм определяется как неспособность индивида, сосредоточенного преимущественно на своих интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии информации, противоречащей опыту [12], в том числе полученной от окружающих, а также как позиция личности, выражающаяся в концентрации на своих переживаниях, желаниях, интересах и т.п.; направленность личности на удовлетворение исключительно собственных потребностей, направленность на реализацию  только собственных целей, принятие во внимание собственных взглядов без необходимого соотнесения своих устремлений с интересами и взглядами других людей [43]. 
      Большой толковый словарь социологических терминов определяет эгоцентризм как состояние бытия, сосредоточенного на "Я", а уменьшение степени эгоцентризма в процессе развития называет определяющим в развитии нормальной социализации, включая появление способности предсказать поведение  других, учитывать это и поступать соответствующим образом [12]. Предполагается, что основой эгоцентризма является отсутствие понимания существования других точек зрения и наличие убеждённости, что психическая организация окружающих точно такая же, как и у самого данного субъекта [56, С.6].
      Среди возможных неблагоприятных следствий эгоцентрической направленности, называются помехи общению и пониманию окружающих и партнёров по общению, в то время как направленность на других позволяет человеку хорошо понимать окружающих [43]. Крайне выраженный эгоцентризм представляется некоторым исследователям симптомом некоторых психических заболеваний (истерия, шизофрения и т.д.) [56, С.6].
      Согласно «Словарю практического психолога» (С.Ю. Головин, 2001),эгоцентризм можно рассматривать с нескольких сторон:
      1) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;
      2) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неумении воспринимать причины действий и поступков окружающих,
      3) эгоцентризм коммуникативный - заключается во невнимании к различиям в имеющихся у участников общения сведениях, понимании предмета разговора, смысловом наполнении понятий и пр. при общении с другими людьми [18].
      Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо [18]. Данные определения не включают эмоциональный компонент, только затрагивая социальный, и концентрируются всё же на когнитивных способностях индивидов и способности к коммуникации, ведь само открытие феномена эгоцентризма произошло в ходе изучения качественных особенностей детской речи, развития логических операций, представлений ребёнка о мире, моральных суждений у детей, что и предопределило дальнейшие исследования его природы и механизмов на долгие годы. 
      Термин «эгоцентризм» впервые употребляется Ж. Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» (впервые издана в 1923 г.) и употребляется при описании речи детей как одна из её характеристик [45].В понимании ученого, эгоцентризм характеризуется тем, что ребёнок не учитывает, что его позиция среди предметов и окружающих людей лишь одна из многих возможных. Иными словами, субъект «центрируется» на своей позиции, на собственной точке зрения. 
      По мнению Ж. Пиаже, эгоцентризм неотъемлемо присущ детскому восприятию. Он означает преобладание субъективного отношения к миру над объективными связями в нём. Эгоцентрическая позиция как характеристика детского мышления возникает, согласно концепции Ж. Пиаже, на стадии интуитивного интеллекта и выражается в том числе тем, что ребенок-дошкольник думает и говорит фактически для самого себя и уверен, что мир вокруг как бы построен для него, а также совершает неверные обобщения и другие неверные мыслительные действия, ориентируясь на субъективные впечатления и опыт. Например, дошкольник говорит, что у него самого есть один брат, но у его брата братьев нет, то есть он не способен выйти из собственной точки зрения и встать на позицию другого (в данном случае собственного брата), чтобы увидеть объективное положение вещей в данном вопросе [41]. 
      Согласно Ж.Пиаже, познавательный эгоцентризм отмечается в большей степени в дошкольном возрасте и должен преодолеваться к двенадцати-четырнадцати годам. Есть исследования, согласно которым познавательный эгоцентризм усиливается к старости. 
      В качестве следствия познавательного эгоцентризма у детей Ж. Пиаже рассматривал так называемую эгоцентрическую речь, называя три её разновидности: эхолалия (повторение), монолог и коллективный монолог (произнесение монолога перед другими).  Такая речь произносится ребенком не для передачи информации другому, не для общения, а лишь «для себя», сопровождая действия ребенка, или из желания приобщить другого к совершаемым действиям, но не для взаимодействия с ним, а скорее из желания демонстрации своих действий. Во время коллективного монолога ребёнок не обращается ни к кому, а лишь говорит в присутствии других для самого себя, как бы думая вслух о своём действии.Был проведён ряд экспериментов, показавших, что ребенок до определённого возраста не способен занять другую познавательную позицию, которая бы отличалась от его собственной, в том числе известный эксперимент с макетом трёх гор [22].
      В ходе взросления и развития, ребенок научается сопоставлять разные перспективы в отношении одного и того же объекта, постепенно децентрируясь. Децентрацию рассматривают как механизм преодоления эгоцентрической позиции, так и как конечный результат её преодоления. Эгоцентризм преодолевается посредством постепенного развития понимания ребенком относительности его точки зрения.  Чтобы децентрация стала возможной, ребенку необходимо взаимодействовать с другими людьми. Однако важным положением концепции Ж. Пиаже является необходимость созревания определенных мыслительных структур, достижение ребенком достаточного уровня познавательного развития, без чего даже разнообразный опыт общения не приведет к преодолению эгоцентрической позиции 
[45, С. 58]. 
      В отечественной психологической литературе мышление ребёнка также активно изучалось рядом исследователе	й, в частности Л.С. Выготским, Д.Н. Узнадзе и многими другими. Сам термин «эгоцентризм» в качестве характеристики мышления ребенка в отечественной психологической науке критиковался, в том числе потому, что эгоцентризмом многие отечественные исследователи называли не зависящее от возраста негативное моральное качество человека, стремящегося к выгоде и удовлетворению собственных потребностей в ущерб интересам общества, нарушающее общественные ожидания, причиной которого является неправильное воспитание и сложившаяся ввиду этого неразвитость психики [40]. Примечательна критика работ Пиаже Л.С. Выготским, согласно которому эгоцентризм не предопределён изначально, а является практически необходимой особенностью определённого этапа развития высших психических функций. Эгоцентрическая речь при этом выполняет функции ориентировки и преодоления затруднений во время действий, является фактически мышлением вслух, которое затем переходит в мышление про себя, а не наоборот, как у Ж. Пиаже. Как известно, согласно Л.С. Выготскому, эгоцентрическая речь является промежуточным звеном между устной речью и речью внутренней. Таким образом, сначала возникает речь «вовне», а затем она интериоризируется и становится внутренней речью ребёнка (в противоположность утверждению Ж. Пиаже, что эгоцентрическая речь является проекцией изначально внутренней речи) [41]. 
      Хотя в сознании большинства психологов феномен эгоцентризма, описываемый Ж. Пиаже, относится исключительно к дошкольному возрасту, сам автор упоминал и об эгоцентризме у подростков, и об отголосках эгоцентризма в зрелых возрастах. В первую очередь он описывает наличие у некоторых взрослых эгоцентрической речи в форме коллективного монолога (т.е. фактически эгоцентрической речи, произносимой в присутствии другого, во время которой произносящий не нуждается в реакции другого на произносимые им слова), а также о проявлениях эгоцентрического мышления, если необходимые интеллектуальные структуры не получили должного развития, либо в ситуациях незнакомых, непривычных. В качестве примера Ж. Пиаже называет известное, по его мнению, каждому преподавателю состояние, когда он обнаруживает, что студенты не понимают его лекции, так как он говорит поначалу не для них, а для себя, с точки зрения человека, уже знающего предмет, в то время как его задача – говорить для студентов, осознав их позицию как людей, которые только пришли за знаниями [45, С.183–187].
       Термин «эгоцентризм» также использовался Ж. Пиаже в широком контексте – как неспособность субъекта дифференцировать себя и внешний мир, смешивание, «путаница между Я и вселенной», «неспособность отличить субъективное и объективное» и т.д.
      Х. Шредер, изучая особенности общения нормальных и патологических личностей, отмечает: «Люди взрослые бывают крайне эгоцентричны в одних случаях и очень хорошо умеют децентрироваться в других… Даже у больных истерией в значимых ситуациях или при взаимодействии со значимыми людьми эгоцентризм не проявляется и оказывается, что они способны принимать точки зрения других людей». По Х. Шредеру, эгоцентрически направленные взрослые «направлены» на самих себя, на свой внутренний мир, а децентрированно (или социоцентрированно) направленные – на окружающий мир. Эгоцентрически направленная личность сконцентрирована на себе, что негативно влияет на способности к общению и пониманию других людей, партнеров по общению, в то время как социоцентрически направленная личность способна хорошо понимать окружающих [46].
      Одним из наиболее частых поводов для критики концепции познавательного эгоцентризма у детей Ж. Пиаже являлись обнаруженные экспериментальные доказательства того, что дети, при создании определённых условий, учитывающих особенности их возраста, способны преодолевать эгоцентрическую позицию. 
      Психолог экологического направления Дж. Гибсон приводит результаты исследований восприятия у детей и взрослых, результаты которых, по его мнению, указали на существование способности «войти в положение другого» (то есть способность к децентрации) у детей почти в той же степени, как и у взрослых.
      Т.В. Рябова (2003) описывает ряд исследований, согласно которым неудачи детей в задачах на выявление познавательного эгоцентризма обусловлены «эгоцентризмом» взрослых, которые оказались неспособны встать на детскую позицию при конструировании экспериментов, понятных для них, но не вполне доступных детям [52]. Одним из ярких примеров, подтверждающих это предположение, является работа М. Доналдсон и сотр. Трудности в решении мыслительных задач по типу «трёх гор» у дошкольников, по данным М. Доналдсон, связаны с недостаточной абстрактностью их мышления, а также с другими, не только интеллектуальными, потребностями и особенностями. 
      Имеются экспериментальные данные и о сохранении или усилении познавательного эгоцентризма у взрослых по сравнению с детьми. Так, У. Луфт (1972) предпринял попытку обратить внимание на наличие исследуемой характеристики во взрослом и пожилом возрасте. В результате проведенного исследования, такие особенности пожилых людей, как ригидность, возрастающая социальная дезадаптация, которые, по его словам, традиционно связывают с процессами старения, он связывает с эгоцентризмом, похожим на тот, что имеется у дошкольников, но проявляющимся в своей специфической форме в более поздние возрастные периоды.
      При более детальном рассмотрении феномена познавательного эгоцентризма, зарубежные исследователи вводят понятия, которые мало используются в отечественной научной литературе. Данные понятия оказываются очень близки по смыслу к эгоцентризму, отражая какую-либо его определенную, выделяемую исследователем, черту описываемого феномена, либо наоборот выражают  противоположность эгоцентризма, и поэтому могут быть близки к термину «децентрация», означающему процесс и результат преодоления эгоцентризма. Среди таких понятий чаще всего используют: понятие «perspective taking» (восходит к работам Р. Селмана о принятии социальной роли, но в описываемых исследованиях содержит гораздо более выраженный познавательный аспект), которое можно перевести как «понимание другой точки зрения», «понимание восприятия другого человека». Другие связанные с эгоцентризмом феномены - «фокализм», «аллоцентризм», а также выделяемые авторами различные эффекты, чаще всего относящиеся к межличностному восприятию и обозначаемые словом «bias» («искажение», «погрешность»). 
      Рассмотрим также понятие эгоизма, которое рядом исследователей прошлого считалось тождественным эгоцентризму. Сам термин «эгоизм» появился в XVIII веке. Французские мыслители того времени сформулировали теорию «разумного эгоизма», полагая, что основой морали является правильно понятые собственные интересы («разумное себялюбие», Гельвеций) [8]. 
      Согласно Толковому словарю психиатрических терминов (В.М. Блейхер, И.В. Крук, 1996), эгоизм представляет собой особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению преимуществ для себя и избеганию неудобств, лишений [18]. При схожести данного определения с определением эгоцентризма, понятие эгоизма имеет усиленный морально-этический аспект, выражающийся в том, что эгоизм - это преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. Эгоизм всегда оценивается только с морально-этических позиций, в то время как эгоцентризм имеет нейтральное моральное содержание, указывая на особенности познавательного, а не морально-этического, развития [46].
      Тем не менее, в отечественной науке эгоцентризм долгое время по не вполне объяснимым причинам, считался крайней формой именно эгоизма.
      Т.И. Пашукова считает, что эгоизм можно считать крайней степенью проявления эгоцентризма, однако само понятие должно применяться исключительно в философии. Она разделяет психофизиологический эгоцентризм, о котором говорил Ж. Пиаже и к которому, действительно, неприменима оценка морали, и личностный эгоцентризм – термин, используемый для обозначения такой позиции индивида, когда он стремится всегда действовать «ради себя самого» и относится к окружающим и к обществу в целом как к средству удовлетворения своих эгоцентрических потребностей [43]. Однако даже в последнем случае эгоцентризм рассматривается как относительно морально нейтральное понятие, характеризующее личность, пусть и имеющее негативные для личности последствия, как, например, повышенная тревожность или высокая конфликтность. 
      Таким образом, мы можем заключить, что исследования эгоцентризма имеют достаточно длительную историю. В основном данная тематика рассматривалась в русле зарубежной когнитивной психологии, но в достаточно разнообразном диапазоне эгоцентрических проявлений. 
      Чаще всего в исследованиях научное общество обращается к познавательному эгоцентризму, который в общем научном сознании сосредотачивается на феноменах, раскрывающихся в дошкольном возрасте, хотя сам Ж. Пиаже выдвигал идеи о существовании познавательного эгоцентризма и в более старших возрастах. Тем не менее, познавательный эгоцентризм на протяжении многих лет исследовался применительно к разным возрастам в контексте различных проблем, в том числе: сравнение и сопоставление проявлений познавательного эгоцентризма у детей, взрослых и пожилых людей; исследование эффектов, сходных с эгоцентрическими, при невротических симптомах и у больных с психическими нарушениями; у здоровых людей в контексте социального восприятия, социальных сравнений (П. Виндшитл и сотр.), коммуникаций с близкими и незнакомыми людьми (К. Савитски и сотр.), а также при оценке собственных переживаний (Дж. Чемберс и Дж. Салс). Эгоцентризм проявляется в разных возрастах, что связывается с развитием и созреванием определённых мыслительных структур, возрастными изменениями в этом же отношении, а также изменениями условий жизни и наличием негативных эмоциональных переживаний. При этом на сегодняшний день нет единого мнения, что первично: переживания и личностные особенности (в том числе невротические, как отмечал А. Кемпински) приводят к обострению эгоцентризма, имеющегося в некоторой степени в норме даже у здорового взрослого человека, или же эгоцентризм, приводящий к неадекватным оценкам себя и окружающих, ведёт за собой негативные переживания, а далее и личностные и социальные трудности. Поскольку при более значимых стимулах и более исследованной, понятной информации о другом человеке эгоцентрические искажения снижались, было бы правомернее предполагать второй вариант взаимосвязи. Однако эффект «близости коммуникации» - усиление эгоцентризма в отношении особо значимых, эмоционально близких лиц – говорит и о некотором вкладе внутренних, личностных, эмоциональных особенностей и потребностей в возникновении эгоцентрических искажений.
      
      1.2. Понятие социально-психологической адаптации

      Термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения приспособительного характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [33, с.13-210]. Позднее были изучены разные аспекты приспособления: в биологической, психологической, социальной сфере. Ученые различных направлений сходятся во мнении, что адаптация свойственна любом живому организму, позволяя, проходя через этот процесс, устанавливать отношения равновесия с окружающей средой [12].
      Широкое философское понимание адаптации описывает данное понятие как взаимодействие двух сторон: индивида и среды, в ходе которого возникает согласование их структур, функций и поведения [6, С. 135]. 
      Как указывает Д. В. Колесов (1987), адаптация может рассматриваться с нескольких точек зрения: это и активный процесс приспособления организма к условиям среды, который можно обозначить как адаптирование, и сформированные отношения равновесия между ними (непосредственно адаптация). Также адаптацией называют результат процесса приспособления к требованиям среды - адаптированность, и цель, к которой стремится организм адаптивный эффект [20]. 
      Как отмечает Н.А. Ошуркова, адаптация представляет собой сложный, комплексный процесс, объединяющий множество психических функций и психологических феноменов в единое целое, поэтому даже в рамках какого-либо одного подхода описывается множество характеристик и даётся разнообразие определений, подчёркивающих тот или иной аспект адаптации[23].
      Результат адаптации в психологии чаще всего называется термином «адаптированность», что означает успешную адаптацию, и, кроме того, используется термин «дезадаптация» для обозначения обратного адаптации психологического феномена, сопровождающегося усилением внешнего и внутреннего напряжения, выключением из осуществляемой деятельности, часто неадекватным поведением личности, что обуславливается искажением реакций организма и психики на внешние и внутренние стимулы, а также деформацией установок, ценностных ориентаций, направленности личности [4]. 
      А.А. Налчаджян (1988) выделяет адаптивные комплексы, используемые в сложных проблемных ситуациях и представляющие собой подструктуры характера личности, которые возникают и развиваются в структуре личности, актуализируясь при сходных социальных условиях и требованиях среды [38]. А.А. Реан (2006) включает в рассмотрение адаптации личности три компонен.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44