VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности социально-психологической адаптации студентов в высшем учебном заведении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010995
Тема: Особенности социально-психологической адаптации студентов в высшем учебном заведении
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)

Факультет психолого-педагогического и специального образования
Кафедра психологии развития личности





Допустить к защите 
Зав. кафедрой психологии развития личности, д.пс.н_______Г.С. Корытова

«_____» ___________________ 2018 г.






Особенности социально-психологической адаптации студентов в высшем учебном заведении
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) 




                                              Руководитель:
                                              Доцент кафедры ПРЛ
                                              к.пс.н., доцент
                                              ______________В.С.Иванова
                                              
                                              Автор работы:
                                              Студент(ка) 841 группы
                                              Васильева Алина Ивановна
                                              
                                              
                                              Дата защиты «___» ________ 2018 г. 
                                              Оценка  «______________________»







ТОМСК  2018 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение	 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме процесса адаптации
1.1 Адаптация как социально – психологический процесс	 9
1.2 Этапы и разновидности адаптации в учебном процессе	 12                      
1.3 Способы воздействия на процесс адаптации	 18
1.4 Особенности адаптации студентов в высшем учебном заведении 	32
Глава 2. Эмпирическое исследование процесса адаптации 	  42
2.1 Организация эмпирического исследования 	42
2.2 Методы и методики исследования	 42
2.3 Результаты и анализ исследования	 44
Заключение 	55
Список используемой литературы 	59
Приложение 1 	64


Введение
     Актуальность исследования. На сегодняшний день происходят социально – экономические преобразования, накопление новых знаний в различных отраслях науки, совершенствование процессов производства, стремительное информатизация общества, все это породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой и в социуме, но и реализовывать  свой  внутренний потенциал.  Но  большинство  современной    молодежи  неспособно  приспосабливаться  и  развиваться  в  предоставленных условиях изменяющейся действительности. Речь идёт о будущих специалистах, поэтому проблема адаптация студентов более актуальна. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой работы. 
     Поступив в образовательное учреждение, студент – первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы. В связи с этим можно четко определить понятие «адаптация» как процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Поэтому в этом процессе актуально сочетаются самооценка и притязания студента с его возможностями и реальностью социальной среды, что зачастую проявляется как согласовывание требований и ожиданий участников образовательного процесса .
      На успешность деятельности студентов в группе и в целом в вузе, а также на удовлетворенность процессом социально – психологической адаптации, и её результатами влияют условия, в которых происходит взаимодействие членов студенческой группы. Огромное значение имеет характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Согласно Д. В. Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта. Поступление абитуриента в высшее учебное заведение – это переломный момент в его жизни. Начало учебной деятельности в вузе связано с переходом человека на новый уровень функционирования. На студента начинает действовать комплекс достаточно интенсивных факторов, при адаптации к каждому из которых формируется своя функциональная система. При этом эффективность адаптации студента в   ВУЗе  определяется  психологическими   характеристиками   личности,    физиологическими  особенностями его организма. Вчерашний школьник, становясь студентом, попадает в новые условия, характеризующиеся интенсивной учебной нагрузкой, эмоциональным напряжением, особенно в экзаменационный период, а также сравнительно низкой двигательной активностью.
     В настоящее время проблема адаптации студентов на первоначальном этапе профессиональной деятельности занимает одно из центральных мест в психолого – педагогических исследованиях. Это зависит от того, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к перестройке общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации «вчерашних» школьников.
     В своем исследовании адаптация была рассмотрена в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
     Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.   Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.
Прикладные аспекты проблемы социально – психологической адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах (Георгиева, 1985; Свиридов,1974; Таранов,1976; Ходаков,1976; Хохлова, 1981 и др.); в различных   сферах   учебной   (Гапонова, 1994 и др.),   трудовой  деятельности  (Прохватилов,  Шалыто,  1989  и  др.), при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Бурлачук, Коржакова, 1992; Барлас, 1994).
     Цель  исследования:  диагностика  и  сравнение  уровня адаптации  студентов на первом и четвёртом курсе.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи.
     Задачи исследования:	
     1. Рассмотреть литературу зарубежных и отечественных исследователей на изучаемую тему и раскрыть сущность процесса адаптации как психологического процесса и ее влияния на учебный процесс.
     2. Диагностировать и определить степень социальной адаптации с помощью специализированных методик.
          3. Провести сравнительный анализ уровней адаптации студентов первого и четвертого курса, исходя из результатов исследования.
     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики исследования:
     1. Анализ психологической литературы по проблемам адаптации личности.
     2. Наблюдение.
     3. Беседа.
     4. Метод математической обработки результатов.
     5. Психодиагностические методики:
     a) Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
     б) Опросник межличностных отношений А. А. Рукавишников (ОМО)
     Объект  исследования: социально – психологическая адаптация студентов первого и четвертого курса. 
     Предмет  исследования: динамика и развитие адаптации студентов первого и четвёртого курса в ВУЗе.
     Гипотеза исследования: в проводимом исследовании выдвигается гипотеза о том,  что у студентов  первокурсников  факультета психолого – педагогического и специального образования уровень социально – психологической адаптации  ниже, чем у студентов четвёртого курса данного факультета.
     База и выборка  исследования: в эмпирическом исследовании приняли участие  29  студентов   первого   курса   и   29   студентов   четвёртого  курса,   факультета  психолого – педагогического и специального образования, Томского государственного педагогического университета.


Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме процесса адаптации
     Адаптация (лат. «adaptio» – приспособление) – процесс перестройки динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. В современной социологии адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно – адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации [26].
     При этом успешная познавательная деятельность определяет формирование и развитие когнитивных, мотивационно – волевых, социально –коммуникативных  связей;  организовать самостоятельную работу с использованием новых информационных технологий с учетом личностных особенностей и возможностей студентов, относящихся к различным уровням адаптации, включающую подготовку к лекции и проработку лекционного материала, выполнение практических и творческих заданий, взаимопроверку и самоконтроль результатов обучения. Изучение базовых дисциплин в таких условиях обеспечит развитие абстрактного, творческого, логического, системного мышления, приучит к систематическому умственному труду, воспитает настойчивость, развивает упорство в преодолении трудностей, усидчивость при выполнении действий, которые часто имеют однообразный характер, воспитает умение понять, принять или доброжелательно доказать свою точку зрения собеседнику. При этом будут восполнены недостающие знания в соответствующей предметной области, сформированы необходимые учебные умения и навыки, что ускорит и облегчит усвоение  профессиональных и специальных дисциплин [7]. 
     Некоторые проблемы адаптации в образовательном процессе помогли бы решить с помощью использование компьютерных информационных технологий на лекциях, практических занятиях, семинарах и т.п. Наличие электронных учебников, пособий, электронных библиотек, тестов, выхода в глобальную сеть облегчают процесс активной учебной деятельности студентов. Работа студента с электронными ресурсами, самостоятельный поиск информации способствует совершенствованию умений отбирать и структурировать необходимый для изучаемой дисциплины материал, логично излагать и аргументировать различные, современные теоретические подходы к психолого – педагогическим проблемам. Внедрение и использование новых информационных технологий помогает студенту стать активным в учебной деятельности и повышает его самостоятельность, что является одним из важнейших факторов успешной социальной адаптации. Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям. И здесь большую роль будет играть самостоятельная, творческая работа студента. Задачей учебного заведения является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему специалисту «войти» в реальные производственные условия. Поэтому и помощь должна осуществляться всеми подразделениями вуза на основе их взаимодействия. Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность студентов, успеваемость и качество знаний. В результате реализации личностного адаптационного потенциала в процессе адаптации достигается определенное состояние личности – адаптированность, как результат, итог процесса адаптации [22]. 
     Таким образом, на социально – психологическом уровне процесс социализации протекает в неопределенных социальных ситуациях, многообразии принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм. Личностные проявления ситуации социальной нестабильности приводят к изменениям, связанным с нарушениями временной перспективы, повышенной тревожностью, актуализацией психологических защит, которые могут способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, они создают почву для самооправдания. Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующих убеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих 
     1.1 Адаптация как социально – психологический процесс
     Главным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха. Важной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий и новой для человека социальной среды.
     В новой социальной среде выделяют четыре типа адаптации личности:
1. Начальная стадия, когда человек или группа осознают, как они должны вести себя в иной для них среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей и привычной модели поведения;
2. Стадия терпимости, когда человек, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость и понимание к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. Аккомодация, т.е. признание и принятие человеком основных компонентов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей человека, группы новой социальной средой;
4. Ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей человека, группы и среды[16].
     От того какую стадию в своем развитии оно проживает, существенным образом зависит интенсивность адаптационных процессов. Во времена серьезных социальных перестроек, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества и её сферы деятельности. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно [1].
     Помимо этого следует отметить, что, по мере роста общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в постоянно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение,  не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к изменениям становится одним из главных факторов жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации. Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии влияющие на адаптированности. Объективные – степень реализации человеком норм и правил жизнедеятельности, установленных и принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей [13].
    Успешность адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности зависит от психофизиологического развития, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, способности компенсировать некоторые личностные свойства, а также от выполнения гигиенических требований к организации учебного процесса. Степень расходования физиологических и психических ресурсов организма учащегося на выполнение конкретной работы, уравновешивание со средой описывается параметрами текущего функционального состояния. Изучение физиологической стоимости учебных нагрузок, выявление учащихся с напряженной степенью адаптации к обучению позволит своевременно определить причины дезадаптации и спланировать необходимые коррекционные мероприятия [46].
    Обучение в техникуме относится к категории умственного труда и отличается рядом особенностей. Умственная деятельность многих работников выражается в реализации интеллектуальных способностей при решении различных производственных и научных задач. У студентов она определяется процессом обучения и заключается в усвоении все возрастающего объема учебного материала, то есть в накоплении знаний и развитии интеллектуально – эмоциональной сферы. Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно – эмоциональное напряжение, приводящее к нарушению систем адаптации, что, в свою очередь, ведет к переутомлению, нарушению здоровья в их доклинических формах. Структура и условия учебной деятельности студента, по сравнению со школьной, усложняются. Профессиональная адаптация осуществляется путем постоянного привыкания студентов к содержанию и режиму труда, к требованиям и стилю работы, отношениям в трудовом коллективе. Она определяется уровнем овладения профессиональными навыками, формированием профессионально необходимых качеств личности и отражает развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии [39].
     1.2 Этапы и разновидности адаптации в учебном процесс
     В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды. Большое значение для человека имеет психологическая адаптация и развитие взаимоотношений личности и социальной группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение личностью норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. Так как человек существо социальное, а процесс социализации происходит в непрерывном становлении личности, усвоение ею требований общества, которые способствуют позитивной направленности в воспитании, начиная с семьи, дошкольного учреждения, школы и т.д., то непосредственная адаптация происходит и в труде [37].
     Психологическая адаптация. В ходе психодинамических (личностных) характеристик студентов необходимо учитывать и соединять в единое целое мотивационное, эмоционально – волевое и интеллектуальное развитие личности. Данный подход должен характеризовать психологические и социальные учебно – обусловленные формы поведения студентов: формирование навыков, умений, привычек, перестройку мотивов поведения, особенности темперамента, учебных способностей и сензитивности. Очень важную роль здесь играют возраст, пол, особенности телосложения (конституция), характер и воспитание. При этом надо иметь в виду, что некоторые свойства личности при адаптации изменяются и совершенствуются. Многие личностные особенности студентов следует изучать не только в условиях обычных учебных занятий, но и в экстремальных ситуациях – в период экзаменационной сессии. Это даст дополнительную информацию о студенте и об особенностях эго поведения и о его эмоциональном состоянии в целом [31].
     Особенности личности накладывают отпечаток как на высшие психические, так и на физиологические функции. Поэтому важно раскрыть те личностные черты, которые способствуют психической адаптации, повышению работоспособности и качества обучения студентов, с одной стороны, и возникновению эмоционального дискомфорта, нервного переутомления и перенапряжения, невротического синдрома – с другой [15].
     Социальная адаптация. Студент – это, прежде всего, личность, социальное существо. Ему приходится контактировать с другими людьми, с коллективом, в котором он учится. В таких условиях нервно – эмоциональное напряжение во многом определяется культурой межличностных отношений, психологическим климатом в коллективе. Социальная адаптация студентов предполагает активное приспособление человека к условиям социальной среды, а социальная автономизация – это реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, о ее самооценке. Главная функция социальной адаптации – принятие человеком норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива), сложившихся здесь форм социального взаимодействия, формальных и неформальных связей, а также форм предметной деятельности, например способов профессионального выполнения работ [22].
     Таким образом, индивидуальные особенности психической деятельности студента, присущие ему личностные характеристики, интеллектуальное развитие, свойства темперамента, эмоционально – волевые качества, мотивации и т. п. играют важную роль в успешности протекания процесса адаптации к условиям обучения в вузе, наряду с физиологическими, морфологическими и биохимическими особенностями его организма. 
Факторы, к которым происходит адаптация студентов в процессе обучения в вузе, до сих пор изучены мало. Отдельные работы, посвященные этому вопросу, показали следующее:
     1.Одним из факторов адаптации, приводящих к перегрузке студентов, является большой объем разнообразной информации, получаемой при изучении многочисленных дисциплин, научный уровень которых все время возрастает, и напряженность труда. В вузах нашей страны учебная загруженность студентов по академическим нормам, как правило, не должна превышать 36 ч в неделю. Напряженность труда – это характеристика трудовой деятельности, отражающая физиологическую стоимость нагрузки при психической работе. Под нервным напряжением, мы понимаем активацию корковых структур, непосредственно участвующих в выполнении конкретной трудовой деятельности, причем, чем ближе эта активация к максимально возможной, тем степень напряжения организма увеличивается.
     2. Второй фактор – стрессогенный. Студент постоянно находится под воздействием эмоциональных факторов, связанных с достижением поставленной цели, преодолением трудных ситуаций. Учеба в вузе, особенно в период сессии, может привести к состоянию эмоционального стресса. Экзаменационный период является критическим и сложным при адаптации студентов. Особенно на начальном этапе обучения. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся большой ответственностью с элементами неопределенности – сдаст студент экзамен или нет. Во время экзаменационной сессии интеллектуально – эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. Степень напряженности в период экзаменов зависит от подготовки студента и его личностных особенностей.
     3. Следующий фактор адаптации студентов – низкая двигательная активность (гиподинамия) – это труд в условиях работы с ограниченными движениями, сопровождающимися сниженными мышечными усилиями. Термин «гипокинезия» применяется к труду, отличающемуся не только малыми усилиями и недостатком движений, но и низким уровнем затрат энергии на мышечную работу, локальным характером мышечных действий, длительной фиксированностью вынужденной рабочей позы, однообразием движений, упрощением и обеднением двигательной деятельности. Все это свойственно студентам. Гипокинезию можно рассматривать как фактор риска, имеющий значение для возникновения гипертонической болезни и некоторых других патологических состояний [32].
     Физиологическая адаптация.  Наблюдения и исследованиях специалистов свидетельствуют о том, что у студентов, находящихся длительное время в условиях информационных перегрузок, возникает так называемый информационный невроз, обусловленный необходимостью перерабатывать большой  поток  информации.  Разным  видам  психической  деятельности  соответствуют определенные морфофизиологические субстраты, представляющие собой сложные функциональные системы, включающие многочисленные корковые и подкорковые структуры [45].
     Психофизиологическая адаптация – адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния, меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п. Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за её отсутствия. Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии  Веснина [8].
     Социальная адаптация на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них:
* профессиональную адаптацию,
* социально – психологическую адаптацию.
     Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение человеком соответствия профессиональных навыков, личностных  качеств и компетенций, требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией. Социально – психологическая адаптация – этовхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и приспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально – психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным не менее важным показателем социально – психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива [44]. 
     Удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе является показателем адаптированности. У каждого человека существует собственное отношение к своему труду и товарищам в группе, собственная установка на труд.  Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку.  От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли [11]. 
     Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, компетенций, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально – психологических свойств личности [19].
     Социально – психологическая адаптация человека к производственной деятельности – адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций [10].
      Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе будет более успешной, если: организовать адаптацию как системный, двусторонний, поэтапный процесс формирования и развития когнитивных, мотивационно-волевых, социально – коммуникативных связей;  выделить по каждой специальности базовые дисциплины и процесс их изучения строить с учетом уровня адаптации и поведенческих характеристик студентов. С помощью использования развивающих возможностей этих дисциплин, развитие структурированности знаний, четкости формулировок, доказательности рассуждений, гибкости и системности мышления, освоение алгоритмов и современных технологий работы с информацией [43]. 
     Как общую эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, которые могут вызвать асоциальное поведение, маргинализацию и различные девиантные поведения, крайним же выражением которых служит аутизм. Показателями успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Акклиматизация является процессом активного приспособления человеческого организма к непривычным для него климатическим условиям [24].
     Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс психологической адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально – демографические характеристики индивида – образование и возраст [4].
                          1.3 Способы воздействия на процесс адаптации
         Учитывая тот факт, что адаптация студента к условиям вуза охватывает все сферы студенческой жизни, соответственно можно выделить критерии адаптированной. В. П. Кондратова считает таким критерием состояние умственной работоспособности как интегральной характеристики адаптации первокурсников. Т. О. Проворова рассматривает как субъективные, так и объективные критерии адаптированной: отношение к учебе и коллективу; удовольствие учебой и общением; мотивация; самооценка; настроение; успеваемость [48].
     Но прежде чем начинать воздействовать на студента и в целом на группу необходимо провести психолого – педагогическую диагностику особенностей, которые присуще группе, которые влияют на успеваемость студентов и их адаптацию. Выделен ряд таких методов и методик:
1. Метод наблюдения.
2. Тестирование.
3. Беседа. 
4. Метод математической обработки.
Для психологической диагностики используются следующие методики:
* Методика Г. Айзенка «Диагностика самооценки психических состояний».
* Методика «Самооценка психологической адаптивности» 
* Методика «Шкала тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина» 
* Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности»
* Рисуночный тест «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.
* Методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
* Опросник межличностных отношений А. А. Рукавишников (ОМО)
     Последние две методики были использованы в исследовании, поэтому следует сделать подробный разбор  этих методик.
Тест СПА социально – психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда
Эта методика позволяет получить показатели присущих каждому индивиду уровней приспособленности или неприспособленности, которые отражают степень самоактуализации.
Время выполнения – 45 минут.
Шкала состоит из 101 утверждения. 
37 утверждений характеризуют личность как приспособленную (адаптация, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего контроля, доминирование).
37 утверждений характеризуют личность как неприспособленную (дезадаптация, эмоциональный дискомфорт, ожидание внешнего контроля, ведомость, уход от проблемы).
Шкала СПА
Совершенно ко мне не относится – 1; Не похоже на меня – 2; Пожалуй, не похоже на меня – 3; Не знаю – 4; Пожалуй, похоже на меня – 6; Точно, про меня – 7.
Утверждения: 
1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем – нибудь разговариваю.
2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
3. Я во всем люблю состязание, соревнование, борьбу.
4. Я предъявляю к себе большие требования.
5. Я часто сам себя ругаю за то, что делаю.
6. Я часто чувствую себя униженным.
7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из противоположного пола.
8. Я всегда сдерживаю свои обещания.
9. У меня теперь хорошие отношения с окружающими.
10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
11. Я сам виноват в своих неудачах.
12. Я ответственный человек, на меня можно положиться.
13. У меня чувство безнадежности, все напрасно.
14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями своих сверстников.
15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
16. У меня мало собственных убеждений и правил.
17. Я люблю мечтать иногда прямо среди дня.
18. У меня такое чувство, как будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику. Трудно сдерживать себя в таких вещах.
19. Я умнею управлять собой и своими поступками. Самоконтроль для меня не проблема.
20. У меня часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.
21. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44