- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилактика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012848 |
Тема: | Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилактика |
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ и СПОРТА Направление подготовки – «Педагогическое образование» Профиль – «Физическая культура» «Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилактика». КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнила: Студентка 2 курса очной формы обучения Рулева Екатерина Федоровна Руководитель: К. п. н., доцент ____________________ Железнякова Марина Егоровна Итоговая оценка – __________ Подпись ___________ к.п.н., доцент Железнякова М.Е. Коломна 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Суицидальное поведение как социально-психологическое явление 1.1 Понятие суицида и суицидального поведения…………………………….5 1.2 Причины возникновения и развития суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах……………………………………...…6 1.3 Типология суицидального поведения……………………...………….…...11 1.4. Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях………………………………………………………………….…12 1.5. Социальная профилактика как направление социальной работы в случаях суицидально-ориентированного поведения ……..……………………………14 Глава 2. Практическое исследование 2.1 Психодиагностика………………………………………………………......18 2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения………………………………………………………………………...21 Заключение………………………………………………………………………23 Список литературы………………………………………………………...……23 Приложения……………………………………………………………………...26 2 Введение Актуальность данной темы. Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах является одной из актуальных проблем современной психологии. Количество суицидальных действий среди молодежи за последние годы увеличилось на 35-37%. 30% лиц в возрасте от 14 до 21 года посещают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. Анализ материалов уголовных дел, проведенный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, показывает, что 62% всех самоубийств вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтом с учителями, возлюбленными и друзьями. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни. Целью курсовой работы является изучение особенностей суицидального поведения в подростком и юношеском возрастах, понятия суицида, мотивов, причин; выявление наиболее действенных способов профилактики. Для реализации цели мною были выдвинуты следующие задачи: 1. Проанализировать научную и методическую литературу по данной теме; 2. Изучить психологические особенности лиц подросткового и юношеского возраста, склонных к суицидальному поведению; 3. Исследовать причины суицидального поведения; 3 4. Выявить признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях; 5. Ознакомиться с методами профилактики и лечения лиц, склонных к суициду; 6. Провести психодиагностику, проанализировать результаты и сделать выводы. Объектом исследования являются особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах. Предметом исследования являются причины суицидального поведения. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых, материалы научных конференций, данные статической отчетности. В курсовой работе были использованы следующие методы: 1. Сравнение; 2. Анализ; 3. Синтез; 4. Опрос; 5. Расчетно-конструктивный метод. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. 4 Глава 1. Суицидальное поведение как социально-психологическое явление 1.1 Понятие суицида и суицидального поведения Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Психологический смысл такого явления заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям. Согласно концепции А.Г. Амбрумовой, суицид рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Наряду с этим выделены истинные суициды (самоубийства) и незавершенные суициды (попытки самоубийства). Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, переживания, высказывания, суицидальные покушения и попытки, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только заранее обдуманно, но и нередко долго «вынашивается». Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, без активной проработки плана действий, связанных с исполнением самоубийства. Суицидальные мысли могут широко варьировать: появляться эпизодически и быстро проходить, быть навязчивыми, переходить в детальное планирование самоубийства. Суицидальные тенденции – общее понятие, включающее как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда подросток испытывает 5 позывы к самоубийству. Более активная форма проявления суицидальности – суицидальные замыслы. Склонность к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение. Термин суицидальная попытка обозначает целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Понятие абортивной суицидальной попытки чаще используется в медицинской практике и характеризует случаи, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но меняет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта. Под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных повреждений. 1.2 Причины возникновения и развития суицидального поведения в подростковом и юношеском возрастах Согласно данным, опубликованным Всемирной организацией здравоохранения, существует свыше 800 причин суицидального поведения. Наиболее частая причина подростковых самоубийств – неразделенная первая любовь. Таблица 1. Причины подросткового суицида Количество Причина 24,32% Проблемы с личной жизнью 17,57% Непонимание родителей и родственников 14,86% Проблемы с учебой, сложность общения со сверстниками 10,81% Материальные неурядицы и жизненные неудачи 9,46% Одиночество 6 8,11% Безысходность, нет желания бороться со сложившимися обстоятельствами 6,76% Употребление алкогольных напитков или наркотических средств 4,05% Призрачное мнение, что нет места для подростка в жизни 2,7% Внезапное решение из-за минутной слабости Существенную роль в суицидальном поведении подростков играет сохранность семьи и ее благополучность. Не случайно, что многие попытки суицида у молодых людей рассматриваются специалистами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Следует учитывать, что подростковый период – главный этап формирования и становления личности. Для ювенальной фазы характерна лабильность настроения, связанная с перестройкой гормонального статуса. Неустойчивость эмоционального состояния часто становится причиной импульсивности, нелогичности и непоследовательности поступков. Многие юноши и девушки недовольны собой и приписывают себе несуществующие изъяны. Проблему усугубляет недостаток родительского внимания, низкий уровень родительской заботы, конфликт внутри семьи. При неправильной стратегии воспитания (отсутствие тесного контакта между родителем и ребенком) на фоне неудовлетворенности собой у подростка формируется комплекс неполноценности. Не имея опыт конструктивного варианта разрешения проблем, он погружается в глубокую депрессию. Очень часто депрессия усугубляется возникновением у ребенка чувства никчемности и ощущения собственной виновности. На этом фоне возникают идеи о бессмысленности существования, и незрелая психика находит единственный «выход» – покончить жизнь самоубийством. Учебные проблемы, как правило, связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями или сверстниками. Травля и оскорбления – 7 наиболее распространенные способы негативного воздействия на личность подростка. Такие трудности часто приводят к снижению самооценки ребенка, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды. Проблема широкого распространения суицидов среди подростков также исходит от наличия у многих юношей и девушек «возрастной» черты – максимализма. Видение мира исключительно в черных и белых тонах, неприятие нейтралитета, неумение идти на компромисс, отсутствие терпения – свойства, характерные ювенальному возрасту. Желание обладать всем самым лучшим и сразу, как правило, спотыкается у детей на преграду, которые они не могут преодолеть. Это вызывает бурный протест и формирует мысли о несправедливости мира. В воображении ребенка зарождается идея: раз мир несправедлив, нет смысла жить. В современном мире компьютерных технологий немаловажную роль для девушек и юношей играют социальные сети. Как правило, молодые люди выставляют свою личную жизнь напоказ в «Вконтакте» и «Инстаграм» с целью одобрения со стороны окружающих. Однако в интернете много не только положительных, но и отрицательных комментариев, которые могут оказать огромное влияние на неокрепшую психику подростка. Не получив достаточного количества «лайков» от друзей, подросток может начать испытывать чувство одиночества, отвращения к самому себе. Самоубийство - это болезненный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации. 8 Таблица 2. Суицидальное поведение Суицидальные Феномен Переживание/Поведенческие периоды переживания акты 1. Синдром ожидания (нет намерений суицида) Антивитальные переживания (переживание отсутствия Пресуицидальный 2.Осознанное ценности жизни) период отсутствие интереса к жизни (депрессия) 3. Осознанное желание Внутреннее суицидальное умереть поведение Суицидальные замыслы; Суицидальный период Суицидальная Внешнее суицидальное поведение готовность; Суицидальные угрозы; Суицидальные попытки; Завершенный суицид Постсуицидальный Оценивается: период 1) по отношению к суициду; 2) по времени Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей. Это может проявляться в повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости, замкнутости и ограниченности общения. На 9 этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о самоубийстве: он размышляет о летальном исходе как об одном из возможных, однако готовности к совершению насилия над собой у него еще нет. Часто суицидент выражает свои эмоции следующим образом: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться». По данным исследований самоубийств подростков аналогичные высказывания имели место в 75% случаев попыток суицида. Вторая стадия - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления желания покончить с собой, которая сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. Обычно у подростков отмечаются высказывания о своих намерениях. Третья стадия - суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка. Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней. 1.3 Типология суицидального поведения В отечественной литературе наиболее часто используют такую классификацию суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение. 10 Демонстративное поведение. В основе данного типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы. Личностный смысл подобных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При данном типе суицидального поведения способы самоубийства чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения. Аффективное суицидальное поведение. Аффективные суицидальные действия обусловлены крайне сильным аффектом, который возникает в результате внезапного острого психотравмирующего события. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, развитие аффекта сопровождается стремительным ростом эмоциональной напряжённости. Сильные негативные эмоции, такие как гнев и обида затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. Истинное суицидальное поведение. Истинное суицидальное поведение – это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьёзность и устойчивость намерения обосновывается выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой. При таком типе суицидального поведения подростки часто оставляют записки, 11 адресованные родителям или друзьям, в которых прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются заранее продуманными, такие суицидальные попытки чаще всего заканчиваются смертью. Поведение строится так, чтобы никто не помешал достижению конечного результата. При истинном суицидальном поведении в основном прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Таблица 3. Различия типов суицидального поведения Суицидальное Мальчики Девочки поведение 11-14 лет 15-17 лет 11-14 лет 15-17 лет Суицидальный шантаж 79,54% 71,43% 50,82% 36,36% Суицидальные 2,72% 7,14% 8,20% 9,09% высказывания Аффективные 9,09% 7,14% 31,15% 31,82% суицидальные попытки Истинные суицидальные 6,82% 14,29% 6,56% 18,18% попытки Как показал анализ, мальчики прибегают к манипулятивным действиям гораздо чаще, чем девочки, однако, число истинных суицидальных попыток среди девочек 15-17 лет выше на 3,89%. Это связано с тем, что девочки в большей мере чувствительны к психотравмирующим ситуациям. Они более внушаемы и уязвимы. 1.4. Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях Подростковый возраст – это остро протекающий переход от детства к взрослости. Данный период отличается выходом подростка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Подростковый возраст отличается положительными факторами: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими 12 детьми и взрослыми, расширяется сфера его деятельности. Однако, для этого сложного периода показательны и негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к старшим. Для того чтобы вовремя распознать желание подростка покончить с жизнью, взрослые, особенно педагоги и родители, должны знать и уметь выявлять признаки суицидального поведения: 1. Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания подростка на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить». 2. Сильная озабоченность смертью: увлечение литературой, кинематографом или сектантскими учениями, акцентированным на описании летального исхода. 3. Проявление интереса к интернет-сайтам, в которых психологически тонко описываются способы суицида. 4. Внезапное снижение успеваемости и рассеянность, прогулы, нарушение дисциплины в учебном заведении. 5. Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. 6. Явно выраженный комплекс неполноценности: индивид винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ничтожество», «Без меня всем будет лучше». 13 7. Изменение уровня социальной активности. У окружающих создается впечатление, что подростка ничего не интересует, не увлекает. Индивид не может в полном объеме и качественно выполнять привычную деятельность. Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине. В результате подросток погружается в состояние глубокой депрессии, превращается в замкнутую, скрытую, апатичную особу. Часто используется фраза: «Оставьте меня в покое». 8. Индивид находится в крайне тревожном, возбужденном состоянии. Нередко возникает аутопсихическая дезориентация, человек перестает ориентироваться, понимать собственную личность и деперсонализация – отчуждение от самого я. Могут возникать императивные вербальные галлюцинации в виде голосов, приказывающих совершить какое-то опасное для жизни действие. 1.5. Социальная профилактика как направление социальной работы в случаях суицидально-ориентированного поведения Под профилактикой суицидального поведения принято понимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов). Принято различать первичную и вторичную профилактику суицидального поведения. Первичная профилактика включает мероприятия (социально-экономические, медицинские, психологические, педагогические и др.), направленные на предотвращение возникновения самоубийств. Вторичная профилактика включает мероприятия, направленные на снижение суицидальных тенденций и предупреждение повторного суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства. 14 Основными направлениями первичной профилактики самоубийств в России и других странах являются организация специализированных суицидологических служб («телефонов доверия», кабинетов социально- психологической помощи), обучение работающих с населением специалистов распознаванию суицидальных тенденций, ограничение доступа молодежи к средствам суицида, контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации. Организация различного рода суицидологических служб, обеспечивающих раннее выявление и оказание специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, в настоящее время — одно из основных направлений профилактики самоубийств в нашей стране и за рубежом. «Телефон доверия» предназначен для профилактической консультативной помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных действий. Основная задача данного подразделения суицидологической службы состоит в ликвидации у обратившихся кризисных состояний путем психотерапевтических бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций. С 2010 года «Детский телефон доверия» принял более 8 млн звонков. К часто задаваемым вопросам можно отнести: 1. «Что делать, если меня дразнят из-за внешности?»; 2. «Как научиться не ссориться с родителями?»; 3. «Как мне найти друзей?». Данный метод профилактики действительно помогает людям, обращающимся за помощью. К примеру, работники «Экстренной службы для детей и молодежи «111» за год работы спасли от смерти более 100 подростов. 15 Наиболее важным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи подростку, думающему о суициде: 1. Своевременная диагностика суецидента; 2. Активная эмоциональная поддержка подростка, находящегося в депрессии; 3. Поощрение положительных устремлений; 4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоление стресса Главным методом в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная профилактическая беседа, включающая в себя следующие этапы: Начальный этап – установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Необходимо дать подростку возможность выговориться, внимательно прислушиваясь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Второй этап – установление последовательности событий, которые привели к суицидальным мыслям, намерениям; снятие ощущения безысходности. Имеет место применить такие приемы как «преодоление исключительности ситуации», «поддержка успехами». Третий этап – совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: планирование (побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков) и держание паузы - целенаправленное молчание, дающее подростку возможность проявить собственную инициативу. 16 Четвертый этап – завершающий – окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Следует постараться донести до подростка, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности». Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться в первую очередь на основе уважения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее: 1. Формировать с подростками более близкие отношения путем доверительных бесед; 2. Проявлять сочувствие и понимание, оказывать поддержку в трудную минуту; 3. Осуществлять контроль за поведением ребенка и анализировать его отношения со сверстниками; 4. Способствовать созданию дружеской атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную общественно-полезную деятельность; 5. Формировать у ребенка позитивное восприятие окружающего мира. Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, в отсутствии 17 контроля над посещаемостью и успеваемостью. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль над стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов. 18 Глава 2. Практическое исследование 2.1 Психодиагностика В настоящем исследовании использовался «Опросник суицидального риска» в модификации Т.Н. Разуваевой для подросткового и юношеского возрастов. Цель диагностики: выявление уровня сформированности суицидальных намерений у студентов «Государственного социально-гуманитарного университета» г. Коломны с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опрос состоит из 29 утверждений. По сравнению с другими методиками, так или иначе измеряющими уровень эмоциональной дезадаптации (опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»), в «Опроснике суицидального риска» Т.Н. Разуваевой имеет место попытка качественной квалификации симптоматики – выявления индивидуального стиля и содержания суицидальных намерений данного человека. Респондентам предъявлялась следующая инструкция: «Перед вами текст опросника. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, согласны ли вы с ним или нет. В бланке ответов в случае согласия напротив утверждения поставьте знак «плюс», в случае несогласия с утверждением – знак «минус». Обработка результатов: По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов испытуемого. Полученный балл умножается на индекс (см. Таблицу №4). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска. 19 Таблица 4 Субшкальный диагностический Номера суждений Индекс коэффициент Демонстративность 12, 14, 20, 22, 27 1,2 Аффективность 1, 10, 20, 23, 28, 29 1,1 Уникальность 1, 12, 14, 22, 27 1,2 Несостоятельность 2, 3, 6, 7, 17 1,5 Социальный пессимизм 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 1 Слом культурных барьеров 8, 9, 18 2,3 Максимализм 4, 16 3,2 Временная перспектива 2, 3, 12, 24, 26, 27 1, 1 Антисуицидальный фактор 19, 21 3, 2 Участниками исследования стали учащиеся «Государственного социально-гуманитарного университета» г. Коломны в возрасте 18-20 лет. Общее число респондентов – 6. 2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения суицидального поведения После обработки бланков с ответами, мы получили следующие результаты: Таблица 5. Данные, полученные с помощью психодиагностики Субшкальный Андрей Егор Максим Катя Таня Ульяна диагностический 19 лет 20 лет 18 лет 20 лет 19 лет 19 лет коэффициент Демонстративность 6 0 1,2 2,4 1,2 1,2 Аффективность 5,5 0 3,3 5,5 2,2 1,1 20 Уникальность 6 0 0 2,4 0 1,2 Несостоятельность 3 3 4,5 4,5 3 1,5 Социальный пессимизм 6 3 3 5 3 4 Слом культурных барьеров 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 2,3 Максимализм 0 0 6,4 0 0 6,4 Временная перспектива 3,3 0 1,1 1,1 0 0 Антисуицидальный фактор 3,2 0 3,2 3,2 6,4 6,4 Исходя из полученных данных, можно сделать вывод: 1. Двум испытуемым свойствен антисуицидальный фактор - отдельные личностные установки, препятствующие формированию суицидального поведения или реализации суицидальных действий. К ним относятся: эмоциональная привязанность к значимым родным и близким, умение компенсировать негативные личные переживания, проявление интереса к жизни, представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, 21 боязнь боли и страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы. 2. Двум испытуемым свойствен инфантильный максимализм ценностных установок. Данная субшкала характеризуется следующим образом: распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то определенной жизненной сфере. Невозможность компенсации и аффективная фиксация на неудачах. Благодаря проведенному анкетированию нам удалось выявить результаты, которые помогают сделать вывод, склонен ли данный испытуемый к суицидальным мыслям или нет. Среди юношей отмечается максимальный показатель таких факторов как демонстративность, социальный пессимизм; среди девушек – антисуицидальный фактор. Это означает, что девушки в большей мере испытывают чувство ответственности за близкое окружение, что, в свою очередь, может притупить суицидальное намерение, отвлечь от негативных мыслей. Юноши, напротив, ощущают недостаток внимания со стороны окружающих, пытаются добиться понимания и сочувствия. Во избежание демонстративного суицидального поведения ребятам необходимо оказать своевременную помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Заключение Резюмируя изложенные данные можно заключить, что суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах является актуальной проблемой психологии. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. 22 Акт суицида - это уход от решения проблемы, побег от наказания, унижения, позора, разочарования, утраты или отчаяния. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личностного, либо социального, когда индивид не может разрешить ситуацию иным, более позитивным способом. Для снижения смертности подростков необходимо разрабатывать продуктивные методы профилактики, направленные на изменение мышления индивида на пресуицидальной стадии. Для этого родителям, учителям и психологам необходимо осуществлять комплексную работу, организованную с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 23 Список литературы 1. Адамова Л.И. Профилактика суицидального поведения. -М.: Эксмо, 2009.-189с. 2. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000, № 22-06-86 3. Каршибаева Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 663-665. — URL https://moluch.ru/archive/87/16634/ 4. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних: Методические рекомендации / Бадьина Н.П., ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2011. - 107 с. 5. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014 – 100 с 6. Руженков, В.А. Некоторые аспекты суицидального поведения учащейся молодежи и возможные пути предупреждения / В.А.Руженков, В.В.Руженкова / –2011. –№4 (67). –С. 52-54. 7. Зотов М. Б. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция., 2006.-144 с. 8. Иванова А.Е. Смертность российских подростков от самоубийств – доклад ЮНИСЕФ / А.Е. Иванова, Т.П. Сабгайда, В.Г. Семенова, О.И. Антонова и др. – М.: «БЭСТ-принт», 2011. - 133 с. 9. Смертность подростков в Российской Федерации. Научный Центр здоровья детей РАМН, по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. М.: ООО «БЭСТ-принт», 2010. – 60 с. 10. http://depressia.info/suitsidalnoe-povedenie/ 11. http://vawilon.ru/statistika-samoubijstv/ 12. http://testoteka.narod.ru/lichn/1/09. 24 Приложения Приложение 1. Бланки ответов респондентов Андрей Егор Максим Катя Ульяна Таня 1 + 1 - 1 - 1 1 - 1 - 2 - 2 - 2 - 2 2 - 2 - 3 - 3 - 3 - 3 3 - 3 - 4 - 4 - 4 + 4 4 + 4 - 5 - 5 - 5 - 5 5 - 5 - 6 + 6 + 6 + 6 6 - 6 + 7 - 7 - 7 + 7 7 - 7 - 8 - 8 - 8 - 8 8 8 - 9 - 9 - 9 - 9 9 + 9 - 10 + 10 - 10 - 10 10 - 10 - 11 + 11 - 11 - 11 11 + 11 - 12 + 12 - 12 - 12 12 - 12 - 13 + 13 - 13 + 13 13 + 13 - 14 + 14 - 14 - 14 14 + 14 - 15 + 15 + 15 - 15 15 - 15 + 16 - 16 - 16 + 16 16 - 16 - 17 + 17 + 17 + 17 17 + 17 + 18 + 18 + 18 + 18 18 - 18 + 19 + 19 - 19 + 19 19 + 19 + 20 + 20 - 20 + 20 20 - 20 + 21 - 21 - 21 - 21 21 + 21 + 22 + 22 - 22 - 22 22 - 22 - 23 - 23 - 23 - 23 23 - 23 + 24 - 24 - 24 - 24 24 - 24 - 25 + 25 + 25 + 25 25 + 25 + 26 + 26 - 26 + 26 26 - 26 - 27 + 27 - 27 - 27 27 - 27 - 28 + 28 - 28 + 28 28 + 28 - 29 + 29 - 29 + 29 29 - 29 - 25 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: