- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011163 |
Тема: | Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра организационной и возрастной психологии Безроднова Татьяна Анатольевна ВЗАИМОСВЯЗЬ ОДИНОЧЕСТВА И СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА по направлению 44.03.02 (050400) – Психолого-педагогическое образование Научный руководитель – проф., д.ф.н. Рогова Евгения Евгеньевна Ростов-на-Дону – 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Одиночество и склонность к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.----------------------------------------------3 Личностные особенности в старшем подростковом возрасте.--7 Проблема одиночества в старшем подростковом возрасте.----16 1.3. Изучение взаимосвязи одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.----26 Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте. 2.1. Организация и методы исследования.--------------------------------35 2.2. Анализ результатов исследования.-------------------------------------40 Заключение.---------------------------------------------------------------------- 50 Список литературы.------------------------------------------------------------51 Приложения.----------------------------------------------------------------------54 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Суицид – это форма поведенческой и психической активности, целью которой выступает добровольное самоуничтожение. Актуальность проблемы самоубийств за последние годы повышается. Об этом свидетельствуют статистические данные об увеличении числа самоубийств. Это связано с глубоким социально-экономическим и духовным кризисом в стране. В течение последних десятилетий частота суицидальных действий среди молодежи увеличилась в два раза. У 30% лиц в возрасте от 14 до 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Многие специалисты говорят о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить c собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. Государственная статистика показывает, что количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших по неестественным причинам. В течение последних пяти лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. И за каждым из таких случаев стоит личная трагедия, безысходность, одиночество, катастрофа, когда страх перед жизнью побеждает страх перед смертью. Только в Ростовской области за последний год произошли несколько случаев завершенного суицида среди несовершеннолетних. Причем два из них произошли в одном из ростовских колледжей с интервалом в два дня. Проблема суицидального поведения имеет различные точки зрения. Еще древние философы обратили внимание на эту проблему (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.). Современные ученые также интересуются причинами суицидального поведения: К.В.Зорин, В.Н.Карандышев, В.Э.Чудновский, В.Франкл, А.В.Мартынов, Г.Чхартишвили, Ф.Арсьес и др. Одним из основных мотивов суицидального поведения в старшем подростковом возрасте является переживание одиночества, отчужденности и непонимания. В старшем подростковом возрасте присуще переживание одиночества. Это связано с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со стороны сверстников и родителей, а также неблагоприятными условиями жизни и развития. Но несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в старшем подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, до сих пор не получили эмпирической проверки. В работах С.Г. Корчагиной описано понятие суицид и причины суицидального поведения. С.Г. Корчагина и Б.С. Волков выделяют особенности суицидального поведения в старшем подростковом возрасте. Б.С. Волков описывает способы консультирования старших подростков с суицидальным поведением. Однако изучению особенностей переживания одиночества подростков с разным уровнем суицидального риска в психологических трудах, на мой взгляд, не уделено достаточно внимания. Таким образом, склонность к суицидальному поведению в настоящее время является глобальной общественной проблемой.Важнейшей задачей является установление суицидоопасных контингентов населения (групп риска), особенно среди несовершеннолетних, причин их появления и дальнейшей профилактической работы с ними. Цель исследования – изучение взаимосвязи одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте. Объект исследования – обучающиеся склонные и несклонные к суицидальному поведению. Предмет исследования – личностно-психологические особенности старших подростков. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте. Задачи исследования: Теоретические: - провести теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме; - описать личностные особенности обучающихся; - рассмотреть проблему одиночества в старшем подростковом возрасте. Методические: - разработать программу эмпирического исследования; - подобрать методики, адекватные поставленным эмпирическим задачам. Эмпирические: -изучить индивидуально-психологические особенности в старшем подростковом возрасте; - выявить акцентуированные свойства характера в старшем подростковом возрасте; - выявить признаки суицидального поведения в старшем подростковом возрасте; - выявить уровни выраженности чувства одиночествав старшем подростковом возрасте; - проанализировать взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте. Методики исследования: 1. Характерологический опросник Г.Айзенка; 2. Характерологический опросник К. Леонгарда; 3. Выявление суицидального риска (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). 4. Опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой. Методы математической статистики.Статистический анализ проводился с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. База исследования: Исследование проводилось среди обучающихся ГБПОУ РО ПУ №56 города Аксай. Всего в исследовании приняли участие 50 обучающихся обоего пола в возрасте от 16 до 18 лет. Методологическая база исследования. Проблемами суицидального поведения в наше время занимается группа учёных под руководством А.Г. Амбрумовой (Москва), А.Н. Сухов (Рязань), В.П. Бородина, Ц.П. Короленко (Новосибирск) и др. Современные работы по суицидологии юношества представлены такими учеными как А.Е. Личко, Ю.В. Попов, А.В. Бруг, В.Т. Кондрашенко и др. Проблему личностных особенностей юношества в отечественной науке рассматривали: Б.Г.Ананьев, А.Я.Анцупов, Б.С. Братусь, А.Н.Леонтьев, и др. В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в социально-психологическом направлении исследования Ю.М.Швалбы, О.В.Данчевой, в психолого-педагогическом - О.Б.Долгиновой. Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что на основании изучения темы «Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте» была выявлена взаимосвязь феномена одиночества и склонности к суицидальному поведению. Практическая значимостьизучения взаимосвязи одиночества и склонности к суицидальному поведению заключается в практическом применении результатов исследования психологами для своевременного обнаружения суицидальных наклонностей, связанных с одиночеством обучающихся и для составления коррекционной программы. Структура выпускной квалификационной работы: Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы ( включающего 54 источника) и приложений. Работа сопровождается 3-я таблицами и 7-ю рисунками. Глава 1. Одиночество и склонность к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте 1.1. Личностные особенности в старшем подростковом возрасте Социальная ситуация развития характеризуется тем, что, заканчивая девятилетнее образование юноши и девушки стоят на пороге самостоятельной жизни. Им предстоит выбрать путь, по которому они определят свое место в жизни и сделают выбор трудовой деятельности. В связи с этим к ним меняются требования и условия, в которых происходит формирование их как личностей: они должны быть подготовлены к труду; к семейной жизни; к выполнению своих гражданских обязанностей. И поэтому многие юноши и девушки, заканчивая девятилетнее образование, поступают в средние профессиональные образовательные учреждения или колледжи[20]. С точки зрения Н.Н. Обозова в старшем подростковом возрасте становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в общении с людьми, укрепляется связь со своей социальной группой, с определенными людьми появляется чувство интимности [26]. По мнению Б.С. Волкова ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в политических взглядах, поступках, моральных суждениях. В этом возрасте повышается уровень самоконтроля и саморегуляции. Но в то же время растущему человеку присущи перепады настроения: с переходами от безудержного веселья к грусти, и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно[5]. М.А. Колосова подчеркивает, что старший подростковый возраст характерен особой чувствительностью к оценке других о своей внешности, способностям, умениям; и вместе с этим этому возрасту свойственна чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость соперничает с черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением кумиров, чувственное фантазирование — ссухим мудрствованием [14]. А.Н. Леонтьев, углубив идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни [21]. В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе. Важнейшая особенность младшего юношеского возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью по мнению Д.И. Фельдштейна вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Д.И. Фельдштейн утверждал, что основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания [33]. С точки зрения Б.С. Волкова в этом возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности. Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — обучающийся училища перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, знания, связанные с получаемой профессией, в значительной степени обеспечивающие будущее. По мнению Б.С. Волкова возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому юноши этого возраста редко слушают преподавателя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно[5]. М. А. Колосова утверждает: личностный характер мышления обучающегося училища связан с тем, что в этот период формируется обобщенное представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности. В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому преподавателю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставить большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность обучающегося[14]. По мнению А. Н. Леонтьева учебная деятельность обучающихся училища определяется сложным комплексом мотивов: мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих); мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы); мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания); мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с преподавателем или сокурсниками) [21]. Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. С точки зрения М. А. Колосовой под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует [14]. Г.С. Абрамова отмечает, что из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности. Многие обучающиеся первого курса к концу учебного года, переосмыслив свои реальные возможности в выбранной профессии, приходят к выводу, что данный вид деятельности им не подходит по той или иной причине (в виду сложности или непонимания и т. д.). И в большинстве случаев они переводятся на обучение другой профессии, более подходящей им [1]. Э. Эриксон утверждает, что центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. С точки зрения Ф. Райе в ранней юности человеку присуща потребность в общении: интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности; возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании [28]. По мнению Д.И. Фельдштейна общение в жизни обучающихся занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей обучающихся это обучающиеся других средних образовательных учреждений, старшие школьники, студенты, военнослужащие, уже работающие молодые люди. Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность и требовательность в дружеских привязанностях [33]. Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком, как отмечает Г.С. Абрамова, главная потребность — поделиться собственными переживаниями. В то время как интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам. Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер. Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь юноши и девушки учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, юноше не удается выработать определенных “взрослых” качеств. В-третьих,с точки зрения И.С. Кона, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых [1]. По мнению И.В. Шаповаленко наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте [35] . Л. Н. Фетисова считает, что отношения со взрослыми в юношеском возрасте складываются сложно. Обучающиеся считают важным для себя общение с взрослыми и родителями. Среди тем, которые желательны в общении с ними, следующие: выбор будущей профессии; взаимоотношения с окружающими; учебные дела; вопросы морали; о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения). Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова, что общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — лишь в 29 %, и то преимущественно с матерями – по мнению Л. Н. Фетисовой. Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с преподавателем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают обучающиеся. Для них невыносимо вмешательство в личные дела из?в?не, те?мбо?лее — пр?и?ну?ж?де?н?ие, о?д?н?а?коз?ат?а?кт?ич?ну?юпо?мо?щ?ьо?н?ибу?дутб?л?а?го?д?ар?н?ы [34]. Исс?ле?до?в?а?н?и?яТулупьевой Т.В. по?к?аз?ы?в?а?ют, что су?щест?вуетз?а?в?ис?и?мост?ьл?ич?ност?но?йтре?во?ж?ност?и от возр?аст?а: пос?ле 9 к?л?асс?ауро?ве?н?ьтре?во?ж?ност?ивозр?аст?ает. Кро?мето?го, в?ы?я?в?ле?н?апр?я?м?а?яз?а?в?ис?и?мост?ьме?ж?дуст?и?ле?мро?д?ите?л?ьс?ко?говос?п?ит?а?н?и?я и уро?в?не?мтре?во?ж?ност?и. Т?а?к, н?а?ибо?леестрессо?ге?н?н?ы?м?ист?и?л?я?м?иро?д?ите?л?ьс?ко?говос?п?ит?а?н?и?яя?в?л?я?ютс?я: отсутст?в?иепоз?ит?и?в?но?гои?нтерес?а со сторо?н?ым?атер?и; д?ире?кт?и?в?ност?ьм?атер?ипр?ин?а?в?яз?ы?в?а?н?и?иребе?н?кучу?вст?в?ав?и?н?ы; вр?а?ж?деб?ност?ьот?ц?а; не?пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?ь в вос?п?ит?а?н?и?и. Т?а?к?и?мобр?азо?м, пр?ияр?ков?ыр?а?же?н?но?мстре?м?ле?н?и?и к нез?а?в?ис?и?мост?исо?хр?а?н?яетс?яг?луб?и?н?н?а?яс?в?яз?ь с ро?д?ите?л?я?м?и и потреб?ност?ь в пс?и?хо?ло?г?ичес?ко?йпо?д?дер?ж?ке с и?хсторо?н?ы. Н?а?ибо?леес?ло?ж?н?ы?м?ид?л?яд?а?н?но?говозр?аст?ая?в?л?я?ютс?я: с?иту?а?ц?и?и, в котор?ы?хну?ж?нос?а?мо?муо?к?аз?ат?ьпо?д?дер?ж?ку, а т?а?к?жепр?и?н?ят?ьпо?д?дер?ж?ку и сочу?вст?в?ие от дру?г?и?хл?ю?де?й; с?иту?а?ц?и?и, с?в?яз?а?н?н?ые с у?ме?н?ие?мре?а?г?иро?в?ат?ьн?аз?а?де?в?а?ю?щее, про?во?ц?иру?ю?щеепо?ве?де?н?ие и у?ме?н?ие?мот?веч?ат?ьн?анес?пр?а?ве?д?л?и?ву?юкр?ит?и?ку [32]. Г?л?а?в?ноепс?и?хо?ло?г?ичес?коепр?иобрете?н?иер?а?н?не?йю?ност?и — об?н?ару?же?н?иеце?н?ност?ис?вое?гов?нутре?н?не?гом?ир?а. В?не?ш?н?и?йм?ирн?ач?и?н?аетвос?пр?и?н?и?м?ат?ьс?я через с?а?мо?госеб?я. Р?аз?в?и?в?аетс?яс?пособ?ност?ь к с?а?мо?а?н?а?л?изу и потреб?ност?ьс?исте?м?ат?из?иро?в?ат?ь, обоб?щ?ат?ьс?во?из?н?а?н?и?я о себе. Ю?но?ш?ииде?ву?ш?к?истре?м?ятс?яг?луб?жер?азобр?ат?ьс?я в с?вое?мх?ар?а?ктере, с?во?и?хчу?вст?в?а?х, де?йст?в?и?я?х, посту?п?к?а?х. О?н?ич?астоз?а?д?а?ютво?прос?ы, хотят уз?н?ат?ьс?во?йх?ар?а?ктер, ос?вобо?д?ит?ьс?я от дур?н?ы?хпр?и?в?ыче?к и т. п. А?кту?а?л?ь?но?йст?а?но?в?итс?япроб?ле?м?ас?а?мо?вос?п?ит?а?н?и?я. Требо?в?а?н?и?я к себе з?н?ач?ите?л?ь?новозр?аст?а?ют и ст?а?но?в?ятс?ябо?лееусто?йч?и?в?ы?м?и[35]. По мнению З.В. Любимовой в ю?ност?ик?а?ж?до?мупр?и?хо?д?итс?яне?избе?ж?нопр?ис?пос?аб?л?и?в?ат?ьс?я и к ф?из?ио?ло?г?ичес?к?и?мпере?ме?н?а?м. Гор?мо?н?а?л?ь?н?а?яперестро?й?к?а, со?про?во?ж?д?а?ю?щ?а?япо?ло?воесозре?в?а?н?ие, пр?и?во?д?ит к ус?и?ле?н?и?юсе?ксу?а?л?ь?н?ы?хпере?ж?и?в?а?н?и?й. Д?л?ябо?л?ь?ш?и?нст?в?аю?но?ше?йх?ар?а?ктере?нрез?к?и?й рост се?ксу?а?л?ь?но?говозбу?ж?де?н?и?я. У де?ву?ше?к в это?мп?л?а?неи?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?н?ыер?аз?л?ич?и?ядо?во?л?ь?ноз?н?ач?ите?л?ь?н?ы. О?д?н?и из н?и?хис?п?ыт?ы?в?а?ютсе?ксу?а?л?ь?н?ыео?щу?ще?н?и?я, с?хо?д?н?ые по и?нте?нс?и?в?ност?и с те?м?и, что ис?п?ыт?ы?в?а?ютю?но?ш?и. У дру?г?и?хэт?ио?щу?ще?н?и?янос?ятбо?леед?иффуз?н?ы?йх?ар?а?ктер и тес?нос?в?яз?а?н?ы с у?до?в?лет?воре?н?ие?мдру?г?и?хпотреб?носте?й, н?а?пр?и?мер в с?а?мо?д?в?и?же?н?и?и, по?д?дер?ж?ке, пр?и?в?яз?а?н?ност?и, л?юб?в?и. Н?аб?л?ю?д?аетс?ясу?щест?ве?н?н?ы?й рост се?ксу?а?л?ь?н?ы?хфор?мпо?ве?де?н?и?я и и?нтерес?а к се?ксу?а?л?ь?н?ы?мво?прос?а?м [22]. С точки зрения Т.В. Скляровой в ю?ност?ил?юбо?в?ь — с?и?л?ь?ное, но не оче?н?ьпро?до?л?ж?ите?л?ь?ноеэ?мо?ц?ио?н?а?л?ь?ноепере?ж?и?в?а?н?ие, хот?яи?но?г?д?ао?нопере?хо?д?ит в сер?ьез?ну?ю, посто?я?н?ну?юпр?и?в?яз?а?н?ност?ь. Она об?н?ару?ж?и?л?ас?ле?ду?ю?щ?иез?а?ко?но?мер?ност?и в от?но?ше?н?и?иде?ву?ше?к к л?юб?в?и: 1. Де?ву?ш?к?и с в?ысо?ко?йс?а?моо?це?н?ко?й не стре?м?ятс?яс?де?л?ат?ьпер?ву?юл?юбо?в?ьпос?ле?д?не?й, и?хвз?а?и?моот?но?ше?н?и?я с му?жч?и?но?йме?неепро?до?л?ж?ите?л?ь?н?ы и не сто?л?ьсер?ьез?н?ы. Обр?ат?н?а?як?арт?и?н?а — у и?хс?верст?н?и?ц с по?н?и?же?н?но?йс?а?моо?це?н?ко?й. 2. Де?вицы, д?л?якотор?ы?хвз?а?и?моот?но?ше?н?и?яме?ж?дуро?д?ите?л?я?м?ия?в?л?я?ютс?яобр?аз?цо?ми?хбу?ду?ще?госу?пру?жест?в?а, гор?аз?доре?жев?л?юб?л?я?ютс?я в ш?ко?л?ь?н?ыего?д?ы и ре?жестре?м?ятс?я к су?пру?жест?ву до 21 го?д?а. Де?ву?ш?к?и, котор?ые не хот?ятпо?др?а?ж?ат?ьс?во?и?мро?д?ите?л?я?м, з?н?ач?ите?л?ь?ноч?а?щев?л?юб?л?я?ютс?я в это вре?м?я. 3. Барышни, ж?и?ву?щ?ие в по?л?но?йсе?м?ье, об?ыч?нобо?леере?а?л?ист?ич?ноот?нос?ятс?я к л?юб?в?и, че?м те, ч?ь?иро?д?ите?л?ир?аз?ве?де?н?ыи?л?ио?д?но?го из н?и?х нет в ж?и?в?ы?х [29]. Л.Н. Фетисова сч?ит?а?ет, возр?аст от 15 до 18 лет пре?дст?а?в?л?яетсобо?йкр?ит?ичес?к?и?йпер?ио?дд?л?явоз?н?и?к?но?ве?н?и?япс?и?хо?п?ат?и?й. Кро?мето?го, в это?мвозр?астеособе?н?но остро про?я?в?л?я?ютс?я, а?к?це?нт?иру?ютс?яне?котор?ыечерт?ых?ар?а?ктер?а. Н?а?пр?и?мер, ус?и?ле?н?иет?а?ко?гос?во?йст?в?а, к?а?кг?и?перт?и?м?ност?ь — по?в?ы?ше?н?н?а?яа?кт?и?в?ност?ь и возбу?д?и?мост?ь, которое де?л?аетю?но?шунер?азборч?и?в?ы?м в в?ыборез?н?а?ко?мст?в, побу?ж?д?аетв?в?яз?ы?в?ат?ьс?я в р?ис?ко?в?а?н?н?ыепре?д?пр?и?ят?и?я [34]. И.Г. Малкина-Пых от?меч?аетпо?я?в?ле?н?иеде?пресс?и?в?но?гососто?я?н?и?я, которое про?ду?ц?ируетс?яч?астовоз?н?и?к?а?ю?щ?и?мчу?вст?во?мпеч?а?л?и, без?н?а?де?ж?ност?и, с?а?моу?н?ич?и?же?н?и?я. Ч?а?щеюно?шес?к?а?яде?пресс?и?яс?кр?ы?в?аетс?яз?апо?к?аз?но?йс?ку?ко?й, а?гресс?и?в?ност?ь?ю, бес?по?ко?й?н?ы?мпо?ве?де?н?ие?м, и?по?хо?н?др?ие?й, к?а?пр?из?а?м?ии?л?ине?доз?во?ле?н?н?ы?мпо?ве?де?н?ие?мв?п?лот?ь до прот?и?во?пр?а?в?н?ы?хпосту?п?ко?в. Де?пресс?и?я в это?мвозр?астеб?ы?в?аетд?ву?хв?и?до?в [23]: Пер?в?ы?й — это безр?аз?л?ич?ие и чу?вст?вопустот?ы. Пр?иэто?мс?а?мочу?вст?в?иет?а?ко?во, что воз?н?и?к?аето?щу?ще?н?ие, что детст?воу?жеко?нч?и?лос?ь, а взрос?л?ы?мче?ло?ве?ксеб?яе?ще не о?щу?щ?ает. Этот в?а?куу?м и поро?ж?д?аетпо?в?ы?ше?н?ну?ювозбу?д?и?мост?ь. Т?а?коесосто?я?н?иен?а?по?м?и?н?аетчу?вст?вос?корб?и по утр?аче?н?но?муче?ло?ве?ку, б?л?из?ко?мун?асто?л?ь?ко, что е?говос?пр?и?н?и?м?а?ютк?а?кч?аст?ьс?а?мо?госеб?я. Д?а?н?н?ы?йв?и?дде?пресс?и?ин?а?и?ме?неепро?до?л?ж?ите?ле?н и и?меетб?л?а?го?пр?и?ят?н?ы?йис?хо?д. Второ?йв?и?дде?пресс?и?ивоз?н?и?к?аетвс?ле?дст?в?иепо?лос?ыж?из?не?н?н?ы?хпор?а?же?н?и?й и неур?я?д?и?ц.Ю?но?ш?а изо все?хс?и?лст?ар?аетс?яре?ш?ит?ьпост?а?в?ле?н?н?ыез?а?д?ач?и и воз?н?и?к?ш?иепроб?ле?м?ы, доб?ит?ьс?яз?н?ач?и?м?ы?хце?ле?й, но безус?пе?ш?но. Воз?мо?ж?но, о?кру?ж?а?ю?щ?ие не мо?гути?л?и не хот?ятпо?н?ят?ь, че?гоо?н хочет и в к?а?ко?йпо?д?дер?ж?кео?нну?ж?д?аетс?я. То?г?д?апр?и?хо?д?итосоз?н?а?н?ие, что е?гои?л?и ее поте?н?ц?и?а?л?ь?н?ыевоз?мо?ж?ност?ио?гр?а?н?иче?н?ы, а в?месте с н?и?м — м?ыс?л?ь о с?а?моуб?и?йст?ве. Пр?и?мер?но 20% л?ю?де?й в это?мвозр?астеду?м?а?ют о с?а?моуб?и?йст?ве. К ко?н?цую?но?шес?ко?говозр?аст?ан?апер?в?ы?йп?л?а?нв?ысту?п?а?ют “?кр?из?исотор?в?а?н?ност?и”, чу?вст?воизо?л?я?ц?и?и от м?ир?а, о?д?и?ночест?в?а, с котор?ы?м?ию?но?ш?ииде?ву?ш?к?и не все?г?д?ас?пособ?н?ыс?пр?а?в?ит?ьс?яс?а?мосто?яте?л?ь?но [23]. Таким образомв первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что ведущая деятельность в юношеском возрасте носит учебно-профессиональный характер, т.е. учебная деятельность в сочетании с разнообразным трудом.Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию. Огромную роль в этом возрасте играет общение, как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, особенно с родителями. В юношеском возрасте акцентуируются некоторые черты характера, по?я?в?ляетсяде?пресс?и?в?но?есосто?я?н?и?е, что в отдельных случаях может привести к мысли о суициде. 1.2.Проблема одиночества в старшем подростковом возрасте Одиночество — социальнo-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциoнальных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одинoчество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные кoннотации. Проблема одиночeства — предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. В наши дни проблема одиночества стоит особенно остро в связи с тем, что общество выдвигает на первый план потребности в самореализации, достижении жизненного успеха, обещая за это материальные блага, и человек, стремясь к этому, проявляет социальную активность, забывая o потребностях души, нередко страдающей oт одиночества. Одиночество – это не просто переживание. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны. По мнению психологов впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными. Подростковое oдиночество связано с тем, что подростки испытывают трудности в удовлетворении потребностей в установлении значимых межличностных отношений; потребностей в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опытa; потребностей в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желания быть принятым различными социальными группами. В подростковом возрасте люди пытаются как-тo систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным жe образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни. Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении. Одиночество как социальная проблема возникает вследствие особенностей семейного воспитания, с одной стороны, и недостаточного внимания общества к внутреннему миру и эмоциональной сфере человека, с другой. Среди подростков и молодежи одиночество нередко порождает развитие форм поведения, противопоставляющих личность обществу, либо направленных на уход из него (криминал, алкоголизм, наркомания). В поведенческом плане проблема одиночества у подростков проявляется в том, что они нередко замыкаются в себе, избегают других людей, становятся агрессивны, а в эмоциональном плане – испытывают отчаянье, безнадежность, грусть, печаль. Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству с античных времен. Платон и Аристотель определяли одиночество как зло, избавление от которого видели в наслаждении благом дружбы и любви. В истории осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества. Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… - это романтическое видение». Романтическое – значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться. Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе: «Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни». Третья точка зренияпринадлежит И. С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении». А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что каким бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует. Его продуктивное использование снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, т.е. путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, пути к людям. Необходимо отметить, что виды одиночества вообще и подросткового - в частности могут быть различны. Временное одиночество - наиболее распространенный вид этого состояния, относящийся к кратковременным приступам чувства одиночества. Оно наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество). Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу или разрыва подобных эмоциональных отношений. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей, отвержения со сто....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Особенности проявления агрессии в старшем подростковом возрасте
- Особенности развитие антиципационных (прогностических) способностей в старшем подростковом возрасте
- Теоретико-экспериментальное обоснование разработанной нами программы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению