VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011163
Тема: Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное автономное образовательное 
учреждение высшего образования

«Южный федеральный университет»



Академия психологии и педагогики

Кафедра организационной и возрастной психологии







Безроднова Татьяна Анатольевна







ВЗАИМОСВЯЗЬ ОДИНОЧЕСТВА  И СКЛОННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ









ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  
РАБОТА БАКАЛАВРА 
по направлению 44.03.02 (050400) – Психолого-педагогическое образование







Научный руководитель – 
проф., д.ф.н. Рогова Евгения Евгеньевна



















Ростов-на-Дону – 2017








ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение



Глава 1. Одиночество и склонность к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.----------------------------------------------3



Личностные особенности в старшем подростковом возрасте.--7

Проблема одиночества в старшем подростковом возрасте.----16



1.3. Изучение взаимосвязи одиночества и склонности  к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.----26



Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте. 



2.1. Организация  и методы исследования.--------------------------------35



2.2. Анализ результатов исследования.-------------------------------------40



Заключение.---------------------------------------------------------------------- 50



Список литературы.------------------------------------------------------------51

Приложения.----------------------------------------------------------------------54
















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Суицид – это форма поведенческой и психической активности, целью которой выступает добровольное самоуничтожение. 

Актуальность проблемы самоубийств за последние годы повышается. Об этом свидетельствуют статистические данные об увеличении числа самоубийств. Это связано с глубоким социально-экономическим и духовным кризисом в стране.

В течение последних десятилетий частота суицидальных действий среди молодежи увеличилась в два раза. У 30% лиц в возрасте от 14 до 24 лет бывают суицидальные мысли,  6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Многие специалисты говорят о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить c собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание.  Государственная статистика показывает, что количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших по неестественным причинам. В течение последних пяти лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. И за каждым из таких случаев стоит личная трагедия, безысходность, одиночество, катастрофа, когда страх перед жизнью побеждает страх перед смертью. 

Только в Ростовской области за последний год произошли несколько  случаев завершенного суицида среди несовершеннолетних. Причем два из них произошли в одном из ростовских колледжей с интервалом в два дня. 

Проблема суицидального поведения имеет различные точки зрения. Еще древние философы обратили внимание на эту проблему (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.). Современные ученые также интересуются причинами суицидального поведения: К.В.Зорин, В.Н.Карандышев, В.Э.Чудновский, В.Франкл, А.В.Мартынов, Г.Чхартишвили, Ф.Арсьес и др.

Одним из основных мотивов суицидального поведения в старшем подростковом возрасте является переживание одиночества, отчужденности и непонимания.

В старшем подростковом возрасте присуще переживание одиночества. Это   связано с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со стороны сверстников и родителей, а также неблагоприятными условиями жизни и развития. Но  несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в старшем подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, до сих пор не получили эмпирической проверки.

В работах С.Г. Корчагиной описано понятие суицид  и  причины суицидального поведения. С.Г. Корчагина и  Б.С. Волков выделяют особенности суицидального поведения в старшем подростковом возрасте. Б.С. Волков описывает способы консультирования старших подростков  с суицидальным поведением. Однако изучению особенностей переживания одиночества подростков с разным уровнем суицидального риска в психологических трудах, на мой взгляд, не уделено достаточно внимания.

Таким образом, склонность к суицидальному поведению в настоящее время является глобальной общественной проблемой.Важнейшей задачей является установление суицидоопасных контингентов населения (групп риска), особенно среди несовершеннолетних, причин их появления и дальнейшей профилактической работы с ними.  

Цель исследования – изучение  взаимосвязи одиночества и склонности  к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.

Объект исследования – обучающиеся склонные и несклонные к суицидальному поведению.

Предмет исследования – личностно-психологические особенности старших подростков.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь одиночества и склонности  к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.

Задачи исследования:

Теоретические: 

- провести теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме;

-  описать личностные особенности обучающихся;

-  рассмотреть проблему одиночества в старшем подростковом возрасте.

Методические:

- разработать программу эмпирического исследования;

	- подобрать методики, адекватные поставленным эмпирическим задачам.

Эмпирические:

-изучить индивидуально-психологические особенности  в старшем подростковом возрасте;

- выявить акцентуированные свойства характера в старшем подростковом возрасте;

		- выявить признаки суицидального поведения в старшем подростковом возрасте; 

- выявить уровни выраженности чувства одиночествав старшем подростковом возрасте;

- проанализировать взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте.

Методики исследования:

1. Характерологический опросник Г.Айзенка; 2. Характерологический опросник  К. Леонгарда; 3. Выявление суицидального риска (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). 4. Опросник «Одиночество» Е.Е. Роговой.

 Методы математической статистики.Статистический анализ проводился с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.  

База исследования: Исследование проводилось среди обучающихся ГБПОУ РО ПУ №56 города Аксай. Всего в исследовании приняли участие 50 обучающихся  обоего пола в возрасте от 16 до 18 лет.

Методологическая база исследования. Проблемами суицидального поведения в наше время занимается группа учёных под руководством А.Г. Амбрумовой (Москва), А.Н. Сухов (Рязань), В.П. Бородина, Ц.П. Короленко (Новосибирск) и др.

Современные работы по суицидологии юношества  представлены такими учеными как А.Е. Личко, Ю.В. Попов, А.В. Бруг, В.Т. Кондрашенко и др.

Проблему личностных особенностей  юношества в отечественной науке рассматривали: Б.Г.Ананьев, А.Я.Анцупов, Б.С. Братусь, А.Н.Леонтьев, и др.

В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в социально-психологическом направлении  исследования Ю.М.Швалбы, О.В.Данчевой, в психолого-педагогическом - О.Б.Долгиновой. 

Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что  на основании изучения темы «Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте» была выявлена взаимосвязь феномена одиночества и склонности к суицидальному поведению. 

Практическая значимостьизучения взаимосвязи одиночества и склонности к суицидальному поведению заключается в практическом применении результатов исследования психологами для своевременного обнаружения суицидальных наклонностей, связанных с одиночеством обучающихся  и для  составления коррекционной программы. 

Структура  выпускной  квалификационной  работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы ( включающего 54 источника) и приложений.

Работа сопровождается 3-я таблицами и 7-ю рисунками.



Глава 1. Одиночество и склонность к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте

1.1. Личностные особенности в старшем подростковом возрасте

Социальная ситуация развития характеризуется тем, что, заканчивая девятилетнее образование юноши и девушки стоят на пороге самостоятельной жизни. Им  предстоит выбрать  путь, по которому они определят свое место в жизни и сделают  выбор трудовой деятельности. В связи с этим к ним меняются требования и условия, в которых происходит  формирование их как личностей: они должны быть подготовлены к труду; к семейной жизни; к выполнению своих гражданских обязанностей. И поэтому многие юноши  и девушки, заканчивая  девятилетнее образование, поступают в средние профессиональные образовательные учреждения или колледжи[20].

С точки зрения  Н.Н. Обозова в старшем подростковом возрасте становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в общении с людьми, укрепляется связь со своей социальной группой, с определенными людьми появляется чувство интимности [26].

По мнению Б.С. Волкова ранняя юность — это установление психологической независимости во всех сферах: в политических взглядах, поступках, моральных суждениях. В этом возрасте повышается уровень самоконтроля и саморегуляции. Но в то же время растущему человеку присущи перепады настроения: с переходами от безудержного веселья к грусти, и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно[5].

М.А. Колосова подчеркивает, что старший подростковый  возраст характерен особой  чувствительностью к оценке других о своей внешности, способностям,  умениям; и вместе с этим этому возрасту свойственна  чрезмерная критичность в отношении к окружающим: ранимость соперничает с черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением кумиров, чувственное фантазирование — ссухим мудрствованием [14]. 

А.Н. Леонтьев, углубив идеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены видов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н. Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии развития его психической жизни [21].

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных типов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе. Важнейшая особенность младшего юношеского возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью по мнению Д.И. Фельдштейна вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. 

Д.И. Фельдштейн утверждал, что основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания [33]. 

С точки зрения Б.С. Волкова в этом возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — обучающийся училища перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, знания, связанные с  получаемой профессией, в значительной степени обеспечивающие будущее.

По мнению Б.С. Волкова возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Поэтому юноши этого возраста редко слушают преподавателя равнодушно. Они либо вообще перестают слушать, если не интересно, либо слушают эмоционально, напряженно[5]. 

М. А. Колосова утверждает: личностный характер мышления обучающегося училища связан с тем, что в этот период формируется обобщенное представление о самом себе, понимание и переживание своего “Я”, своей индивидуальности, своей личности.

В 16 лет уже определяется свой собственный (далекий от идеала, но реально действующий) стиль учебной работы. Поэтому преподавателю не следует строго регламентировать процесс учения, напротив — целесообразно предоставить большую самостоятельность. Формирование учебных умений и навыков должно быть ориентировано на личность обучающегося[14].

По мнению А. Н. Леонтьева учебная деятельность обучающихся училища определяется сложным комплексом мотивов: мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих); мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы); мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания); мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с преподавателем или сокурсниками) [21].

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. 

С точки зрения М. А. Колосовой под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют в соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует [14].

Г.С. Абрамова  отмечает, что из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.  Многие обучающиеся первого курса к концу учебного года, переосмыслив свои реальные возможности в выбранной профессии, приходят к выводу, что данный вид деятельности им не подходит по той или иной причине (в виду сложности или непонимания и т. д.). И в большинстве случаев они переводятся на обучение другой профессии, более подходящей им [1].

Э. Эриксон утверждает, что центральный психологический процесс в юношеском самосознании — формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. 

С точки зрения Ф. Райе в ранней юности человеку присуща потребность в общении: интенсивное физическое и умственное развитие приводит к расширению интереса к миру и деятельности; возрастает необходимость в новом опыте, познании и в защищенности: комфортное общение с людьми, потребность в принятии и признании [28].

По мнению Д.И. Фельдштейна общение в жизни обучающихся  занимает не только огромное место, но и представляет для них самостоятельную ценность. Время на общение увеличивается — 3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни. Расширяется география и социальное пространство: среди ближайших друзей обучающихся  это обучающиеся других средних образовательных учреждений, старшие школьники, студенты, военнослужащие, уже работающие молодые люди. Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность и требовательность в дружеских привязанностях [33].

Однако при ярко выраженном стремлении к общению с другим человеком, как отмечает Г.С. Абрамова,  главная потребность — поделиться собственными переживаниями. В то время как интерес к переживаниям другого невелик. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное  значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам. 

Во-первых, общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями. В частности — по вопросам пола, отсутствие которой может задержать психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность (игра, коммуникация, труд) вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия. Здесь юноши и девушки учатся отстаивать свои права, осознавать обязанности, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где отношения принципиально строятся “на равных” и статус надо заслужить, юноше не удается выработать определенных “взрослых” качеств.

В-третьих,с точки зрения И.С. Кона, это специфический вид эмоционального контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взрослых [1].

По мнению И.В. Шаповаленко наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте [35] .

Л. Н. Фетисова считает, что отношения со взрослыми в юношеском возрасте складываются сложно. Обучающиеся  считают важным для себя общение с взрослыми  и родителями. Среди тем, которые желательны в общении с ними, следующие: выбор будущей профессии; взаимоотношения с окружающими; учебные дела; вопросы морали; о себе и своем прошлом, настоящем и будущем (различные аспекты самоопределения).

Однако есть одна поправка — общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму. Реальность такова, что общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — лишь  в 29 %, и то преимущественно с матерями – по мнению Л. Н. Фетисовой. 

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с преподавателем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают обучающиеся. Для них невыносимо вмешательство в личные дела из?в?не, те?мбо?лее — пр?и?ну?ж?де?н?ие, о?д?н?а?коз?ат?а?кт?ич?ну?юпо?мо?щ?ьо?н?ибу?дутб?л?а?го?д?ар?н?ы [34]. 

Исс?ле?до?в?а?н?и?яТулупьевой Т.В. по?к?аз?ы?в?а?ют, что су?щест?вуетз?а?в?ис?и?мост?ьл?ич?ност?но?йтре?во?ж?ност?и от возр?аст?а: пос?ле 9 к?л?асс?ауро?ве?н?ьтре?во?ж?ност?ивозр?аст?ает. Кро?мето?го, в?ы?я?в?ле?н?апр?я?м?а?яз?а?в?ис?и?мост?ьме?ж?дуст?и?ле?мро?д?ите?л?ьс?ко?говос?п?ит?а?н?и?я и уро?в?не?мтре?во?ж?ност?и. Т?а?к, н?а?ибо?леестрессо?ге?н?н?ы?м?ист?и?л?я?м?иро?д?ите?л?ьс?ко?говос?п?ит?а?н?и?яя?в?л?я?ютс?я: отсутст?в?иепоз?ит?и?в?но?гои?нтерес?а со сторо?н?ым?атер?и; д?ире?кт?и?в?ност?ьм?атер?ипр?ин?а?в?яз?ы?в?а?н?и?иребе?н?кучу?вст?в?ав?и?н?ы; вр?а?ж?деб?ност?ьот?ц?а; не?пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?ь в вос?п?ит?а?н?и?и.

Т?а?к?и?мобр?азо?м, пр?ияр?ков?ыр?а?же?н?но?мстре?м?ле?н?и?и к нез?а?в?ис?и?мост?исо?хр?а?н?яетс?яг?луб?и?н?н?а?яс?в?яз?ь с ро?д?ите?л?я?м?и и потреб?ност?ь в пс?и?хо?ло?г?ичес?ко?йпо?д?дер?ж?ке с и?хсторо?н?ы. Н?а?ибо?леес?ло?ж?н?ы?м?ид?л?яд?а?н?но?говозр?аст?ая?в?л?я?ютс?я: с?иту?а?ц?и?и, в котор?ы?хну?ж?нос?а?мо?муо?к?аз?ат?ьпо?д?дер?ж?ку, а т?а?к?жепр?и?н?ят?ьпо?д?дер?ж?ку и сочу?вст?в?ие от дру?г?и?хл?ю?де?й; с?иту?а?ц?и?и, с?в?яз?а?н?н?ые с у?ме?н?ие?мре?а?г?иро?в?ат?ьн?аз?а?де?в?а?ю?щее, про?во?ц?иру?ю?щеепо?ве?де?н?ие и у?ме?н?ие?мот?веч?ат?ьн?анес?пр?а?ве?д?л?и?ву?юкр?ит?и?ку [32].

Г?л?а?в?ноепс?и?хо?ло?г?ичес?коепр?иобрете?н?иер?а?н?не?йю?ност?и — об?н?ару?же?н?иеце?н?ност?ис?вое?гов?нутре?н?не?гом?ир?а. В?не?ш?н?и?йм?ирн?ач?и?н?аетвос?пр?и?н?и?м?ат?ьс?я через с?а?мо?госеб?я. Р?аз?в?и?в?аетс?яс?пособ?ност?ь к с?а?мо?а?н?а?л?изу и потреб?ност?ьс?исте?м?ат?из?иро?в?ат?ь, обоб?щ?ат?ьс?во?из?н?а?н?и?я о себе. Ю?но?ш?ииде?ву?ш?к?истре?м?ятс?яг?луб?жер?азобр?ат?ьс?я в с?вое?мх?ар?а?ктере, с?во?и?хчу?вст?в?а?х, де?йст?в?и?я?х, посту?п?к?а?х. О?н?ич?астоз?а?д?а?ютво?прос?ы, хотят  уз?н?ат?ьс?во?йх?ар?а?ктер,  ос?вобо?д?ит?ьс?я от дур?н?ы?хпр?и?в?ыче?к и т. п. А?кту?а?л?ь?но?йст?а?но?в?итс?япроб?ле?м?ас?а?мо?вос?п?ит?а?н?и?я. Требо?в?а?н?и?я к себе з?н?ач?ите?л?ь?новозр?аст?а?ют и ст?а?но?в?ятс?ябо?лееусто?йч?и?в?ы?м?и[35]. 

По мнению З.В. Любимовой в ю?ност?ик?а?ж?до?мупр?и?хо?д?итс?яне?избе?ж?нопр?ис?пос?аб?л?и?в?ат?ьс?я и к ф?из?ио?ло?г?ичес?к?и?мпере?ме?н?а?м.  Гор?мо?н?а?л?ь?н?а?яперестро?й?к?а, со?про?во?ж?д?а?ю?щ?а?япо?ло?воесозре?в?а?н?ие, пр?и?во?д?ит к ус?и?ле?н?и?юсе?ксу?а?л?ь?н?ы?хпере?ж?и?в?а?н?и?й. Д?л?ябо?л?ь?ш?и?нст?в?аю?но?ше?йх?ар?а?ктере?нрез?к?и?й рост се?ксу?а?л?ь?но?говозбу?ж?де?н?и?я. У де?ву?ше?к в это?мп?л?а?неи?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?н?ыер?аз?л?ич?и?ядо?во?л?ь?ноз?н?ач?ите?л?ь?н?ы. О?д?н?и из н?и?хис?п?ыт?ы?в?а?ютсе?ксу?а?л?ь?н?ыео?щу?ще?н?и?я, с?хо?д?н?ые по и?нте?нс?и?в?ност?и с те?м?и, что ис?п?ыт?ы?в?а?ютю?но?ш?и. У дру?г?и?хэт?ио?щу?ще?н?и?янос?ятбо?леед?иффуз?н?ы?йх?ар?а?ктер и тес?нос?в?яз?а?н?ы с у?до?в?лет?воре?н?ие?мдру?г?и?хпотреб?носте?й, н?а?пр?и?мер в с?а?мо?д?в?и?же?н?и?и, по?д?дер?ж?ке, пр?и?в?яз?а?н?ност?и, л?юб?в?и. Н?аб?л?ю?д?аетс?ясу?щест?ве?н?н?ы?й рост се?ксу?а?л?ь?н?ы?хфор?мпо?ве?де?н?и?я и и?нтерес?а к се?ксу?а?л?ь?н?ы?мво?прос?а?м [22].

С точки зрения Т.В. Скляровой в ю?ност?ил?юбо?в?ь — с?и?л?ь?ное, но не оче?н?ьпро?до?л?ж?ите?л?ь?ноеэ?мо?ц?ио?н?а?л?ь?ноепере?ж?и?в?а?н?ие, хот?яи?но?г?д?ао?нопере?хо?д?ит в сер?ьез?ну?ю, посто?я?н?ну?юпр?и?в?яз?а?н?ност?ь. Она об?н?ару?ж?и?л?ас?ле?ду?ю?щ?иез?а?ко?но?мер?ност?и в от?но?ше?н?и?иде?ву?ше?к к л?юб?в?и:

1. Де?ву?ш?к?и с в?ысо?ко?йс?а?моо?це?н?ко?й не стре?м?ятс?яс?де?л?ат?ьпер?ву?юл?юбо?в?ьпос?ле?д?не?й, и?хвз?а?и?моот?но?ше?н?и?я с му?жч?и?но?йме?неепро?до?л?ж?ите?л?ь?н?ы и не сто?л?ьсер?ьез?н?ы. Обр?ат?н?а?як?арт?и?н?а — у и?хс?верст?н?и?ц с по?н?и?же?н?но?йс?а?моо?це?н?ко?й.

2. Де?вицы, д?л?якотор?ы?хвз?а?и?моот?но?ше?н?и?яме?ж?дуро?д?ите?л?я?м?ия?в?л?я?ютс?яобр?аз?цо?ми?хбу?ду?ще?госу?пру?жест?в?а, гор?аз?доре?жев?л?юб?л?я?ютс?я в ш?ко?л?ь?н?ыего?д?ы и ре?жестре?м?ятс?я к су?пру?жест?ву до 21 го?д?а. Де?ву?ш?к?и, котор?ые не хот?ятпо?др?а?ж?ат?ьс?во?и?мро?д?ите?л?я?м, з?н?ач?ите?л?ь?ноч?а?щев?л?юб?л?я?ютс?я в это вре?м?я.

3. Барышни, ж?и?ву?щ?ие в по?л?но?йсе?м?ье, об?ыч?нобо?леере?а?л?ист?ич?ноот?нос?ятс?я к л?юб?в?и, че?м те, ч?ь?иро?д?ите?л?ир?аз?ве?де?н?ыи?л?ио?д?но?го из н?и?х нет в ж?и?в?ы?х [29]. 

Л.Н. Фетисова сч?ит?а?ет, возр?аст от 15 до 18 лет пре?дст?а?в?л?яетсобо?йкр?ит?ичес?к?и?йпер?ио?дд?л?явоз?н?и?к?но?ве?н?и?япс?и?хо?п?ат?и?й. Кро?мето?го, в это?мвозр?астеособе?н?но остро про?я?в?л?я?ютс?я, а?к?це?нт?иру?ютс?яне?котор?ыечерт?ых?ар?а?ктер?а. Н?а?пр?и?мер, ус?и?ле?н?иет?а?ко?гос?во?йст?в?а, к?а?кг?и?перт?и?м?ност?ь — по?в?ы?ше?н?н?а?яа?кт?и?в?ност?ь и возбу?д?и?мост?ь, которое де?л?аетю?но?шунер?азборч?и?в?ы?м в в?ыборез?н?а?ко?мст?в, побу?ж?д?аетв?в?яз?ы?в?ат?ьс?я в р?ис?ко?в?а?н?н?ыепре?д?пр?и?ят?и?я [34].

И.Г. Малкина-Пых от?меч?аетпо?я?в?ле?н?иеде?пресс?и?в?но?гососто?я?н?и?я, которое про?ду?ц?ируетс?яч?астовоз?н?и?к?а?ю?щ?и?мчу?вст?во?мпеч?а?л?и, без?н?а?де?ж?ност?и, с?а?моу?н?ич?и?же?н?и?я. Ч?а?щеюно?шес?к?а?яде?пресс?и?яс?кр?ы?в?аетс?яз?апо?к?аз?но?йс?ку?ко?й, а?гресс?и?в?ност?ь?ю, бес?по?ко?й?н?ы?мпо?ве?де?н?ие?м, и?по?хо?н?др?ие?й, к?а?пр?из?а?м?ии?л?ине?доз?во?ле?н?н?ы?мпо?ве?де?н?ие?мв?п?лот?ь до прот?и?во?пр?а?в?н?ы?хпосту?п?ко?в. Де?пресс?и?я в это?мвозр?астеб?ы?в?аетд?ву?хв?и?до?в [23]:

Пер?в?ы?й — это безр?аз?л?ич?ие и чу?вст?вопустот?ы. Пр?иэто?мс?а?мочу?вст?в?иет?а?ко?во, что воз?н?и?к?аето?щу?ще?н?ие, что детст?воу?жеко?нч?и?лос?ь, а взрос?л?ы?мче?ло?ве?ксеб?яе?ще не о?щу?щ?ает. Этот в?а?куу?м и поро?ж?д?аетпо?в?ы?ше?н?ну?ювозбу?д?и?мост?ь. Т?а?коесосто?я?н?иен?а?по?м?и?н?аетчу?вст?вос?корб?и по утр?аче?н?но?муче?ло?ве?ку, б?л?из?ко?мун?асто?л?ь?ко, что е?говос?пр?и?н?и?м?а?ютк?а?кч?аст?ьс?а?мо?госеб?я. Д?а?н?н?ы?йв?и?дде?пресс?и?ин?а?и?ме?неепро?до?л?ж?ите?ле?н и и?меетб?л?а?го?пр?и?ят?н?ы?йис?хо?д.

Второ?йв?и?дде?пресс?и?ивоз?н?и?к?аетвс?ле?дст?в?иепо?лос?ыж?из?не?н?н?ы?хпор?а?же?н?и?й и неур?я?д?и?ц.Ю?но?ш?а  изо все?хс?и?лст?ар?аетс?яре?ш?ит?ьпост?а?в?ле?н?н?ыез?а?д?ач?и и воз?н?и?к?ш?иепроб?ле?м?ы, доб?ит?ьс?яз?н?ач?и?м?ы?хце?ле?й, но безус?пе?ш?но. Воз?мо?ж?но, о?кру?ж?а?ю?щ?ие не мо?гути?л?и не хот?ятпо?н?ят?ь, че?гоо?н хочет и в к?а?ко?йпо?д?дер?ж?кео?нну?ж?д?аетс?я. То?г?д?апр?и?хо?д?итосоз?н?а?н?ие, что е?гои?л?и ее поте?н?ц?и?а?л?ь?н?ыевоз?мо?ж?ност?ио?гр?а?н?иче?н?ы, а в?месте с н?и?м — м?ыс?л?ь о с?а?моуб?и?йст?ве.  Пр?и?мер?но 20% л?ю?де?й в это?мвозр?астеду?м?а?ют о с?а?моуб?и?йст?ве.

К ко?н?цую?но?шес?ко?говозр?аст?ан?апер?в?ы?йп?л?а?нв?ысту?п?а?ют “?кр?из?исотор?в?а?н?ност?и”, чу?вст?воизо?л?я?ц?и?и от м?ир?а, о?д?и?ночест?в?а, с котор?ы?м?ию?но?ш?ииде?ву?ш?к?и не все?г?д?ас?пособ?н?ыс?пр?а?в?ит?ьс?яс?а?мосто?яте?л?ь?но [23].

Таким образомв  первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что ведущая деятельность в юношеском возрасте носит учебно-профессиональный характер, т.е. учебная деятельность в сочетании с разнообразным трудом.Центральными личностными новообразованиями в юношеском возрасте являются: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию. Огромную роль в этом возрасте играет общение, как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, особенно с родителями. В юношеском возрасте акцентуируются некоторые черты характера, по?я?в?ляетсяде?пресс?и?в?но?есосто?я?н?и?е, что в отдельных случаях может привести к мысли о суициде.



1.2.Проблема одиночества в старшем подростковом возрасте

Одиночество — социальнo-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциoнальных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одинoчество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные кoннотации.

Проблема одиночeства — предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. В наши дни проблема одиночества стоит особенно остро в связи с тем, что общество выдвигает на первый план потребности в самореализации, достижении жизненного успеха, обещая за это материальные блага, и человек, стремясь к этому, проявляет социальную активность, забывая o потребностях души, нередко страдающей oт одиночества.

Одиночество – это не просто переживание. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.

По мнению психологов впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.

Это связано с тем, что подростковый возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, могут быть первостепенными. Подростковое oдиночество связано с тем, что подростки испытывают трудности в удовлетворении потребностей в установлении значимых межличностных отношений; потребностей в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опытa; потребностей в причастности, признании и знакомстве с различным социальным опытом, желания быть принятым различными социальными группами.

В подростковом возрасте люди пытаются как-тo систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным жe образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.

Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.

Одиночество как социальная проблема возникает вследствие особенностей семейного воспитания, с одной стороны, и недостаточного внимания общества к внутреннему миру и эмоциональной сфере человека, с другой. Среди подростков и молодежи одиночество нередко порождает развитие форм поведения, противопоставляющих личность обществу, либо направленных на уход из него (криминал, алкоголизм, наркомания). В поведенческом плане проблема одиночества у подростков проявляется в том, что они нередко замыкаются  в себе, избегают других людей, становятся агрессивны, а в эмоциональном плане – испытывают отчаянье, безнадежность, грусть, печаль.

Одиночество как психическое состояние, имеющее ярко выраженную негативную окраску, известно человечеству с античных времен. Платон и Аристотель определяли одиночество как зло, избавление от которого видели в наслаждении благом дружбы и любви. В истории осмысление и объяснение проблемы одиночества достаточно многообразно: от преклонения перед ним на Древнем Востоке до неприятия в Древней Греции, от осознания необходимости одиночества для самопознания человека, его творческого развития до понимания его как проклятья человечества.

Существует несколько взглядов на подростковое одиночество. Первый из них – отрицание самого факта наличия подросткового одиночества как особенности возраста: «Изображение подростка как одинокого существа… - это романтическое видение». Романтическое – значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.

Следующий взгляд на одиночество признаёт подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьёзное по природе: «Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внутренними, личностными психологическими процессами, а некоторыми характеристиками подросткового социального отношения к жизни».

Третья точка зренияпринадлежит И. С. Кону. Он рассматривает одиночество подростка как нормальное состояние, присущее подростковому возрасту, отмечает серьёзность, даже драматичность этого переживания, наполнение его психологическим смыслом в этом возрасте: «Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «я» ещё неопределённо, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении». А также: «... в переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». 

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Признавая существование и психологическую наполненность подросткового одиночества, нужно отметить, что каким бы ни были пути подростка, приводящие его к одиночеству, важнее то, как он сам воспринимает это свое состояние и как он его использует. Его продуктивное использование снимает трагическую окраску. Человек может найти в одиночестве возможность совершенствования, т.е. путь к себе, либо возможность развития в себе альтруизма, эмпатии, милосердия, сострадания, пути к людям.

Необходимо отметить, что виды одиночества вообще и подросткового - в частности могут быть различны. Временное одиночество - наиболее распространенный вид этого состояния, относящийся к кратковременным приступам чувства одиночества. Оно наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий подросток смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается тогда, когда в течение длительного времени подросток не может установить удовлетворяющие его психосоциальные связи.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности к какому-нибудь лицу или разрыва подобных эмоциональных отношений. Одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей, отвержения со сто.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44