- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности развитие антиципационных (прогностических) способностей в старшем подростковом возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009519 |
Тема: | Особенности развитие антиципационных (прогностических) способностей в старшем подростковом возрасте |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Теоретико-методологические аспекты антиципации 1.1. Антиципация как предмет психологического исследования в отечественной и зарубежной литературе 1.2 Особенности антиципационных способностей в старшем подростковом возрасте Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи антиципационных способностей и интеллекта в старшем подростковом возрасте 2.1. Организация и методы экспериментального исследования 2.2 Результаты исследования интеллектуальных и антиципационных способностей в старшем подростковом возрасте 2. 2.1 Особенности развития интеллекта старших подростков Развитие антиципации в старшем подростковом возрасте 2.2.2. Особенности развития антиципационных способностей учащихся старшего подросткового возраста 2.3. Взаимосвязь антиципационных способностей и интеллекта учащихся старшего подросткового возраста 2.4. Гендерные особенности антиципационных способностей в старшем подростковом возрасте 3. Экспериментальное исследование развития антиципационных способностей 3.1. Тренинговая программа развития антиципационных способностей 3.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента Заключение Введение На современном этапе развития общества в условиях постоянных изменений и нестабильности в экономической сфере умение прогнозировать приобретает особую значимость. Имеющаяся тенденция к возрастанию роли творческого труда, основанного на умении мыслить и ориентироваться в огромном потоке информации, умениях принимать эффективные, нестандартные решения в ситуациях часто противоречивой или недостаточной информации, ведет к тому, что способности к антиципации становятся актуальными как никогда. Уже в старшем подростковом возрасте молодые люди сталкиваются с необходимостью выбора жизненного пути, что требует умения самостоятельно спрогнозировать свою дальнейшую жизнь, предвидеть свое профессиональное будущее и быть готовым к нему. В этих условиях задача психологической помощи в развитии способности самостоятельно определять цели жизни, совершенствовании способностей прогнозировать развитие жизненных ситуаций общения и взаимодействия, последствий своих и чужих поступков, умении видеть перспективу своей будущей жизни, становится еще более важной и актуальной. В настоящий момент как среди наших отечественных исследователей, так и среди зарубежных все большее внимание привлекает такой феномен как антиципация человека- способность действовать в окружающей среде и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий в будущем. На сегодняшний день в науке подробно исследованы: нейрофизиологические основы антиципации, ее психофизиологические составляющие, рассмотрены особенности вероятностного прогнозирования, наблюдаемые в норме и патологии, развитие антиципации в раннем онтогенезе, а также особенности антиципации в отдельных видах деятельности. Проблемам антиципации посвящены работы таких отечественных психологов, как H.A. Бернштейна, Б.Ф. Ломова, E.H. Суркова, И.М. Фейгенберга, И. Г. Батраченко, Г. Е. Журавлева, В.Д. Менделевича, JL А. Регуш и других. Способности к антиципации в различных ситуациях деятельности исследовали в своих работах: О.Н. Арестова, Т.Ф. Базылевич, Н.В. Жукова, Э. Кестер, В.Д. Менделевич, А.К. Осницкий, Е.А. Сергиенко, Т.В. Скрипник и другие. Однако проблема антиципации в психологии сегодня остается недостаточно разработанной. В отечественной литературе по-прежнему мало работ, дающих обобщенный концептуальный анализ способности человека к опережающему поведению. Развитие антиципационных способностей в процессе онтогенеза остается мало изученным, и проблема антиципации в старшем подростковом возрасте остается недостаточно исследованной в отечественной и зарубежной психологии, хотя старший именно этот возраст считается важным для развития данных способностей. Актуальность темы исследования определяется необходимостью более глубокого изучения формирования способностей к антиципации в старшем подростковом возрасте, с целью дальнейшей разработки мероприятий, направленных на развитие антиципационной состоятельности. Объектом исследования является развитие способности к антиципации. Предмет исследования – особенности развитие антиципационных (прогностических) способностей в старшем подростковом возрасте. Цель исследования – изучить особенности развития антиципационных (прогностических) способностей в старшем подростковом возрасте. Для реализации цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи: - провести теоретический анализ подходы к изучению антиципации в отечественной и зарубежной литературе, - проанализировать развитие способностей к антиципации на разных возрастных этапах, - выявить особенности антиципационных способностей в старшем подростковом возрасте, - изучить взаимосвязь антиципации и интеллектуальных способностей, - разработать программу развития антиципационных способностей подростков, - провести экспериментальное исследование эффективности программы по развитию антиципационных способностей учащихся. Гипотеза исследования: 1. существует взаимосвязь между уровнем развития антиципации и уровнем интеллекта учащихся; 2. существуют гендерные особенности антиципационных способностей у учащихся; 3. работа с подростками по специально разработанной программе, включающей блоки на развитие ситуативно-личностной, временной, пространственной составляющей антиципации способствует развитию антиципационной состоятельности. Методологическую основу исследования составляют основные принципы отечественной психологии: принцип развития; принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн, Л.С. Выготский). Теоретико-методологическую основу исследования по проблеме антиципации составили положения Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, И. Г. Фейгенберга, В. Д. Менделевича, Л. А. Регуш, Е. А. Сергиенко, И. Г. Батраченко. Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования: 1) теоретические методы: анализ научно-психологической литературы по проблеме исследования; 2) психодиагностические методы и методики: - тест-опросник антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) В. Д. Менделевича; - методика «Временные децентрации» Е.И. Головаха, А.А. Кроник; - проективная методика В. Д. Менделевича (модифицированный вариант методики С. Розенцвейга).; - Тест структуры интеллекта Амтхауэра; 3) экспериментальное исследование в условиях реализации программы по развитию антиципации в старшем подростковом возрасте; 4) математико-статистические методы. Теоретическая значимость исследования: • углублены научные представления об особенностях развития антиципационных способностей в старшем подростковом возрасте; • теоретически обоснована программа развития антиципационных способностей старших подростков. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных психологами как при групповой, так и при индивидуальной работе с подростками в целях развития антципационных способностей учащихся, определяющих личностное развитие. База исследования: Ижморская средняя общеобразовательная школа№1 Выборка: учащиеся 10-11 классов. Глава 1. Теоретико-методологические аспекты антиципации 1.1. Антиципация как предмет психологического исследования в отечественной и зарубежной литературе Способность человека предвосхищать различные события в будущем, осуществлять действия с упреждением во времени привлекала внимание психологов с самого начала выделения психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины. В последние годы вопрос о предвосхищении, предвидении, вероятностном прогнозировании в деятельности человека активно разрабатывался в разных областях как в отечественной, так и в зарубежной науки. В настоящее время проводятся исследования, направленные на выявление психофизиологических и нейрофизиологических механизмов этого процесса, его значения в регуляции жизнедеятельности человека, развития в онтогенезе в норме и патологии. В своих работах ученые продемонстрировали, что любая человеческая деятельность характеризуется связью не только с настоящим моментом, но также с прошлым и ожидаемым будущим. Еще только начиная какую-либо деятельность, человек выстраивает определенную мысленную модель ожидаемых результатов. Наиболее часто используемый термин для характеристики процесса предвосхищения, предусмотрительного поведения - это термин «антиципация». Термин антиципация многозначен: в переводе с латинского (anticipatio) он означает - брать вперед, с французского (anticipation) - упреждать, предвосхищать, с английского (anticipation) - ожидание, предвосхищение. В кратком психологическом словаре понятие «антиципация» (от лат. «аnticipаtion» – предвосхищение) трактуется как «способность системы в той или иной степени предвидеть развитие событий, явлений, результаты действий, это предвосхищение, предвидение, прогнозирование как познавательные способности человека. (Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону, 1998.) Исаев А. В., Ивличева А. В., Исайчев С. А. в статье «Теоретические подходы антиципации в психологии и физиологии человека» указывают на то, что на сегодняшний день в рамах психологической науки имеются разные смысловые видения на феномен предвосхищения, антиципации. Так психофизика трактует антиципацию как способность человека предвидеть какие-либо процессы, а также возможный исход действия до его осуществления. При этом антиципация может рассматриваться и как мыслительная деятельность, направленная на поиск возможных способов разрешения проблемы еще до того, как так будет решена в реальности. [ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ АНТИЦИПАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (49) 2014]. В своих работах Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков рассматривал антиципацию как «способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий». В ходе проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы было установлено, что наряду с термином "антиципация" используются такие понятия как "экстраполяция будущего" (Н. А. Бернштейн),"нервная модель стимула" (Е. Н. Соколов), "вероятностное прогнозирование" (И. М. Фейгенберг), "оперативная преднастройка" (О. К. Тихомиров). Все, что в обыденной, разговорной речи называется предвосхищением, интуитивным предвидением, упреждением, формированием мнения до того, как будут известны факты, прогнозированием будущего, можно отнести к антиципационным свойствам психики. Данные процессы являются "биологической предысторией" целеобразования. Вундт ввел в психологию термин «антиципация» как психологическую категорию. Он считал, что антиципации образуется в результате взаимодействия таких психических элементов, как мышление, память, восприятие, при непосредственном воздействии на этот синтез «творческих производных». После Вундта зарубежными психологами проблема предвосхищения практически не изучалась чему, причиной были бихевиористские установки среди исследователей. Только в 50— 60-х годах XX века под давлением запроса практики в инженерной психологии и психологии труда, возобновились исследования сенсорно-перцептивной антиципации и операций слежения, распространенных в деятельности человека-оператора. (ломов, сурков) Современный подход к проблемам антиципации складывался постепенно. Работа Г. Уэллса «Предвидения» 1901 г. являлась одной из первых работ, в которой были научно освещены проблемы, связанные с прогнозированием. В 30-е гг. XX в. наметились предпосылки научно обоснованного объяснения способности человека к антиципации. Исходя из проведенного обзора литературы можно сделать вывод, что понятие «антиципация» содержит два важных для психологического анализа момента: перовое- предвидение, предвосхищение, а также ожидание каких-либо событий, т. е. проявление когнитивной психической функции; второе-это готовность к столкновению, встрече с этими событиями, упреждение их в своей деятельности (регулятивная функция психики). Данное понятие охватывает довольно широкий круг психических явлений, относящихся к различным формам и уровням опережающего отражения. ("Психическая регуляция деятельности. Избранные труды" Ломов). В своих работах такие отечественные ученные, как Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. рассматривают антиципацию как способность. На настоящий момент в рамках отечественной психологии разработан ряд позиций, являющихся методологически значимыми для понимания способностей (Б. М. Теплов, Н. С. Лейтес, В. А. Крутецкий). Способности относятся к категории индивидуальных свойств, они имеют "природную" основу развития, задатки. Способность- это индивидуальная особенность, определяющая успешность выполнения какой-либо деятельности, становление которой опосредовано природными предпосылками и прижизненными условиями. А. В. Брушлинский и Л. А. Регуш рассматривают антиципацию как познавательную способность человека. Как и любые способности антиципационные способности характеризуются «природными» предпосылками, связанными с психофизиологическими процессами и особенностями протекания нервных процессов. Природная основа антиципационных способностей раскрыта в трудах Н. А. Бернштейна, П. К. Анохина, И. П. Павлова, В. М. Русалова и др. Н. А. Бернштейн, изучая механизмы активности человека, высказывал мнение, что таковым является «модель потребного будущего». По Н.А. Бернштейну активное поведение есть процесс решения организмом какой-либо задачи, выступающей в форме «модели потребного будущего». Задача действия «выступает как нечто такое, что должно стать, но чего еще нет, т.е. задача действия представляет собой закодированное в мозгу отображение или модель потребного будущего» [Ломов, Сурков]. Н. А. Бернштейн занимался исследованием вопроса о роли программирующего аппарата мозга, с помощью которого строится модель как того, что происходит в текущий, настоящий момент времени, так и того, что будет происходить в будущем. Данную деятельность мозга Бернштейн определил, как «заглядывание вперед», или «экстраполяция будущего», «антиципация». Работы П.К. Анохина имели важное значение в процессе изучения нейрофизиологических механизмов антиципации. Данную способность он назвал «опережающим отражением». П.К. Анохин отмечал наличие определенной универсальной закономерность в работе мозга, которая относилась как к поведенческим, так и к физиологическим актам всех уровней интеграции. Он создал концепцию опережающего отражения, которое понимал, как способность мозга забегать вперед, в будущее, в ответ на стимул, действующий только в настоящем моменте. Эта способность- как продукт, так и важнейшее условие эволюции живых существ. Работы П. К. Анохина пролили свет на зарождение анатомо-физиологических предпосылок антиципации в фило- и антропогенезе. Он говорил, что накопление в ходе исторического развития количественных усовершенствований реакций привело к новому качеству приспособительных функций мозга, которое выражается в его способности выстраивать планы на будущее. (П К. Анохин, с. 110). С. Л. Макаренко, в ходе изучения индивидуально-типологических особенностей вероятностного прогнозирования подростков, выявил специфику вероятностного соотношения прогнозов у испытуемых, различающихся в зависимости от степени силы или слабости нервной системы. Он считал, что в основе установленных различий вероятностных характеристик деятельности "сильных", "слабых" и "средних" лежит разный уровень "порога вероятностного прогноза", т.е. неодинаковая "чувствительность к вероятностной среде". В. М. Русалов в своих работах "чувствительностью к вероятностной среде" считает наличие "некоторой внутренней способности испытуемых к восприятию определенного уровня между более частыми и менее частыми событиями". Исследуя психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования В. М. Русалов выявил, что успешность вероятностного прогнозирования коррелирует со стохастичностью (подвижностью) нейронных связей, с фоновым уровнем ЭЭГ- процессов и с амплитудой медленных ритмов ЭЭГ. Он. считал, что в фило-, антропо- и онтогенезе происходит формирование свойств и структур мозга, образующих предпосылки для развития прогностических способностей. По В. М. Русалову, эти предпосылки- число степеней свободы нейронных связей и различные ритмы ЭЭГ. П. К. Анохин считает предпосылками к прогнозированию способность мозга к антиципирующим реакциям, Н. А. Бернштейн- мозговые модели «потребного будущего». В психологии мышления вопрос о предвосхищении является одним из центральных в работах А. В. Брушлинского, И. Б. Шияна, С.Г. Геллерштейна, С. Л. Рубинштейна, М. И. Воловиковой, О. К. Тихомирова и др. Прогнозирование как механизм поиска решения называется всеми исследователями мышления, одни акцентируют внимание на проявлениях прогнозирования в виде гипотез (Ю. Н. Кулюткин), другие- на планах (К. Дункер), третьи- на регуляции поиска через антиципацию (А. В. Брушлинский). А. В. Брушлинский считал, что, решая какую-либо мыслительную задачу, человек предвосхищает искомое будущее решение, которое вначале является неизвестным. Б. Г. Ананьев также указывал на вероятностный характер познавательных процессов человека. С.Г. Геллерштейн, рассматривая роль антиципации в мышлении, отмечал: «Ни одно суждение, ни один акт мышления не строятся каждый раз заново, они несут в себе прошлое... В действиях же отражаются не только раздражитель в собственном значении этого слова, но и еще не оформившиеся изменения в обстановке, подчас дающие о себе знать как бы намеками — в виде предвестников,— о едва уловимых очертаниях ближайшего будущего...». Взаимосвязь памяти и антиципации изучалась И. М. Фейгенбергом, Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым, A. К. Осницким, В. Л. Савельичевой, С.П. Бочаровой, С. Г. Кисель, B. В. Плохих. Ломов Б.Ф. в своих работах указывал, что ни один акт восприятия человека, ни одна его реакция не свободны от влияния следов прошлого опыта, что все они совершаются только в связи с перспективой, которая закладывается в ту или иную задачу его деятельности. Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков указывали на значение антиципации в процессе запоминания, они говорили, что процесс прогнозирования событий, в частности вероятностного, выступает как одна из детерминант непреднамеренного запоминания. В этих исследованиях показано, что «запоминание случайных событий может происходить без специальной мнемической установки. «Воспроизведение случайного ряда событий в большей степени зависит от стратегии предсказаний, избранной субъектом. При этом ряды собственных предсказаний запоминаются полнее и прочнее, чем ряды случайных событий; продуктивность запоминания зависит от того, совпадают или нет предсказания с результатами,» - утверждали Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков. И. М. Фейгенберг в своих работах рассматривал роль памяти в организации вероятностного прогнозирования. Вероятностным прогнозирование, согласно И.М. Фейгенбергу, - это способность сопоставлять информацию о внешней среде, поступающую через анализаторы, с информацией о соответствующем прошлом опыте, которая хранится в памяти, и на основании этого сопоставления выстраивать предположения о будущих событиях, приписывая каждому из этих предположений определенную степень достоверности. Автор говорит, что любому живому организму, функционирующему в вероятностной среде, данное прогнозирование полезно тем, что позволяет выполнять преднастройку - подготовку к действиям в тех предстоящих ситуациях, наступление которых прогнозируется с наибольшей вероятностью. При этом преднастройка осуществляется лишь в отношении тех действий, которые адекватны ситуации, возникновение которых прогнозируется с вероятностью, превышающей некоторую минимальную величину порога. Учитывая значимость прогнозируемого события, а также вероятностный прогноз, исполнительные системы осуществляют подготовку к действиям тех органов, которые должны быть использованы в прогнозируемой ситуации для достижения заданной цели (или удовлетворения потребностей организма). Степень преднастройки этого исполнительского органа тем больше, чем вероятнее и чем более значимо наступление того события, при котором требуется работа этого органа. Таким образом, автором обосновывается регулятивное значение процессов вероятностного прогнозирования для живых организмов. Систематизируя данные исследований проблемы антиципации Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков выделяют несколько важных для ее психологического анализа моментов. Прежде всего, анализируются когнитивные компоненты антиципации, то есть предвосхищения, предвидения и ожидания- тех или иных событий. Также анализу подвергается и регулятивный компонент, то есть обеспечение готовности к встрече с этими событиями и упреждения их в деятельности. Авторы также указывают на необходимость рассмотрения еще одного не менее важного компонента антиципационной деятельности — коммуникативного, которому, однако, в литературе не уделяется должного внимания. Можно согласиться с мнением Е. А. Сергиенко, которая считает, что в традиционных психологических исследованиях образовался разрыв между пониманием антиципации как неотъемлемого свойства живой материи и предвидением как признаком высокоорганизованных творческих процессов. Связующим звеном здесь выступает уровневая концепция антиципации Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова в рамках системного подхода. Согласно данной концепции в зависимости от типа задач, определяющих те или иные конкретные действия, и критериев, которыми человек пользуется при их решении, выделяется пять уровней антиципации: сенсомоторный, перцептивный, уровень представлений (вторичных образов), речемыслительный, субсенсорный. Сенсомоторный уровень - это генетически более ранняя форма антиципации, существенно влияющая на характер подготовительных операций к ожидаемым воздействиям. Антиципирующий эффект является здесь выражением относительно элементарной реакции временно-пространственного обнаружения, различения и опережения стимула. Сенсомоторный уровень антиципации актуализируется при решении двигательных задач различного содержания — простые и сложные реакции на движущиеся объекты (РДО), задачи зрительно-моторного слежения, зрительно-двигательная координация и управление моторными действиями. Перцептивный уровень обеспечивает антиципацию и во времени, и в пространстве. На этом уровне отмечается еще большее усложнение интеграции психических процессов, включенных в обслуживание антиципации, следствием чего является установка индивида на конечный эффект и синтез прошлого опыта. Особенности проявления перцептивной антиципации прослеживаются при решении задач, связанных с глазомерными оценками, поисками маршрутов движения, осуществлением сложной зрительно-моторной координации. Нацеленностью на будущее можно было бы кратко охарактеризовать смысл антиципации на уровне представлений (предыдущие уровни не выходят за рамки реального пространственно-временного масштаба). Он предполагает активное использование "структурных" схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти. На этой основе возникает эффект панорамного предвосхищения, переживаемый человеком как временно-пространственная непрерывность среды, в которой он действует. Таким образом, на представленческом уровне имеет место существенное расширение разрешающей способности антиципации. Для речемыслительного уровня антиципации характерно уже не только использование первичных и вторичных образов предметов, но также знаков и знаковых систем, в которых в обобщенной форме запечатлен накопленный че-ловечеством опыт. Обобщения, абстракции и логические операции позволяют максимально полно раскрыть диапазон разрешающей способности антиципации на этом уровне, освобождая дальность действия антиципирующего эффекта от каких-либо пространственно-временных ограничений. На этом основании и осуществляется внеситуационное, заблаговременно упреждающее планирование действий до наступления ожидаемых событий. Это позволяет субъекту на основе постоянно обновляющейся информации о своем собственном состоянии и готовности к действию формировать гипотезы об ожидаемых событиях. Этот уровень является основой синхронизации индивидуальных действий человека с действиями своих партнеров, так как имеет место постоянное взаимное предвосхищение планируемых во времени и пространстве "ходов". Антиципирующий эффект здесь возникает, с одной стороны, при использовании речевой сигнализации, с другой — жестов, мимики, в которых в закодированном виде содержится побудительная и осведомительная информация. На основе этого, по мнению авторов, и возможно взаимопонимание. Антиципация субсенсорного уровня (неосознаваемого) включается в нервно-мышечные преднастройки и движения, обеспечивающие тонические и познотонические эффекты, оказывается представленной в механизмах идеомоторного акта. Антиципация этого уровня присутствует в регуляции любого вида деятельности. При этом указанные уровни взаимосвязаны между собой и в каждом антиципирующем процессе участвуют все пять уровней, взаимодействуя между собой. Специфика же их интеграции определяется конкретной задачей, целью деятельности, направляющей опережающий поиск. В любой деятельности человека антиципация играет существенную роль. Как психологический феномен она имеет универсальное значении для всех сторон деятельности человека, что связано с тем, что для человека характерным является не только отражение настоящего и сохранение прошлого, но и активное стремление овладеть перспективой будущего. Уже в начале любой деятельности у человека имеется мысленная модель (в форме представления) тех или иных ожидаемых результатов. В этой связи антиципирование может относиться и распространиться на разные стороны жизнедеятельности субъекта, что в равной степени может касаться как будущих изменений окружающей человека обстановки, так и изменений его социального положения, тех или иных норм поведения, самоконтроля и контроля за своими действиями и действиями других людей. (ломов) При этом необходимо отметить, что функции антиципации в жизни человека не являлись предметом специальных исследований, однако, они постоянно привлекают внимание специалистов, занимающихся исследованием психических функций. Б. Ф. Ломов и Е. Н. Сурков отмечали: «Функции психики (когнитивная, регулятивная, коммуникативная) проявляются в феноменах антиципации в неразрывном единстве, что позволяет рассматривать их как системные процессы, то есть специфические интегральные характеристики психической деятельности» (Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. 1980, с. 13). Л.А. Регуш в своих работах говорила о том, что, хотя опережающее отражение является фундаментальным психическим свойством, имеющим системный характер, в отдельную самостоятельную функцию оно не выделяется. Автор предполагает, что именно за счет системного характера оно включается в каждую из перечисленных выше функций. Способность к предвосхищению составляет важное звено в любом психическом процессе, куда можно отнести адаптацию человека и его поведение в окружающем мире. Работы А Тоффлер посвящены изучению роли опережающего отражения как механизма адаптации. Он считает, что рациональное поведение определяется не непрерывностью поступления данных из внешней среды, а мощностью, с которой человек может предсказывать результат своих конкретных действий с наибольшей вероятностью. Чтобы это сделать, он должен быть в состоянии предсказать реакцию окружающей среды на его действия. (А. Тоффлер, с. 284). Регуш Л.А. формулирует взаимосвязь способности к антиципации и адаптации в виде закономерности: чем стремительнее происходят изменения окружения, тем больше личности требуется чувство будущего. В медицинской психологии проблема развития антиципационных спо-собностей рассматривалась в связи различными психическими заболеваниями. С точки зрения В. С. Ротенберга, В. В. Аршавского, "поисковая активность- тот общий неспецифический фактор, который определяет устойчивость к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения". Многочисленными исследованиями доказано, что у здоровых людей прошлый опыт сохраняется в памяти в вероятностно-организованном виде. Вероятностное прогнозирование существенно нарушается при шизофрении, неврозах, психопатиях, что свидетельствует о его важной роли в регуляции деятельности, в адаптации человека. На это указывают И. М. Фейгенберг, Р. М. Фрумкина, А. П. Василевич, А. Б. Добрович, Т. В. Рябова, В. В. Гульдан В. В. Соложенкин, Г. Г. Носков, И. С. Коростелова, В. Н. Посохов, D. R. Lang и др. Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь считают, что "ключ ко многим превратностям жизни людей, страдающих неврозами и психопатиями", надо искать в способах реагирования на успех и неуспех, в особенностях целеполагания. От умения развести во времени реальную и идеальную цели во многом зависит уравновешенность уровня притязаний. В исследовании Н. Л. Сомовой изучалась связь между показателями способности к прогнозированию на речемыслительном уровне и личностной тревожностью. После обработки данных была обнаружена высокая степень корреляционной связи между соответствующими показателями. В. Д. Менделевич выдвинул гипотезу о ведущей роли антиципационных механизмов в развитии невротических расстройств. Автор видит неврозогенез как результат неспособности личности предвосхищать ход событий и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях, что обусловлено преморбидными особенностями "потенциального невротика", условно названными автором антиципационной несостоятельностью. По мнению автора, личность, склонная к невротическим расстройствам, исключает из антиципационной деятельности нежелательные события и поступки, ориентируясь всегда лишь на желательные. В связи с этим, попадая в неспрогнозированную, неблагоприятную и вытесненную в связи с этим из "ситуационного сценария" жизненную коллизию, человек оказывается в цейтноте времени для применения совладающего поведения. В структуре антиципационных способностей В. Д. Менделевич выделяет три компонента: личностно-ситуативное прогнозирование, пространственное прогнозирование и прогнозирование времени. 1. Личностно-ситуативная антиципационная состоятельность представляет собой способность прогнозировать поведение других людей, предвосхищать их поступки и высказывания, а также подразумевает умение планировать собственное поведение. 2. Пространственная антиципационная состоятельность – моторная ловкость, способность адекватно воспринимать окружающее пространство и координировать собственные движения. Автор отмечает, что моторная ловкость является не чисто и грубо физическим качеством (как выносливость или сила), она образует мостик к умственной области и даже мудрости. Моторная ловкость- концентрат жизненного опыта в части движений и действий. Менделевич В.Д. предлагает рассматривать двигательная ловкость как своего рода двигательная находчивость, считая, что эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость и изобретательность. 3. Временная антиципационная состоятельность – способность воспринимать, эффективно планировать и структурировать время. В данном контексте интерес представляет позиция К. Ясперса о "знании времени" (фактической ориентации во времени). Он обращает внимание на тот факт, что способность к оцениванию временных интервалов оказывает непосредственное влияние на осознание будущего, выработку плана дальнейших действий и умение принимать решения в будущем. Результаты многочисленных исследований позволили автору говорить о "психосоциальных корнях антиципационных способностей коммуникативного уровня", о необходимости создания воспитательных и социальных программ, направленных на формирование "антиципационной состоятельности". Все эти данные свидетельствуют о том, что процесс успешной социальной адаптации неразрывно связан с возможностью вероятностного прогнозирования и совладающим поведением. Чем более сложной оказывается среда, тем больше в ней оказывается психотравмирующих событий. Из-за несовпадения прогнозируемой ситуации с реально возникшей человек оценивает ситуацию как психотравмирующую и вынужден прибегать к способам совладания с ситуацией в максимально короткие сроки, что приводит к выбору наиболее простых, доступных вариантов совладающего поведения, которые не всегда являются адаптивными и приводящими к конструктивному разрешению проблемы. Исследователи считают, что временная перспектива личности не только подвержена влиянию кризисных моментов жизни социума, но и способна активно противостоять их негативному воздействию, т. е. выступать как более или менее адекватная защитная стратегия. Антиципационная деятельность может относиться и распространяться на разные стороны жизнедеятельности субъекта. Это в равной мере может касаться как будущих изменений окружающей человека обстановки, так и изменений его социального положения, тех или иных норм поведения, самоконтроля за своими действиями и действиями других людей. И. М. Фейгенберг, Г. Е. Журавлев также отмечают значительную роль, которую играют процессы антиципации в ситуации взаимодействия субъекта с партнером. Окружающая человека ситуация включает в себя и партнеров — активных элементов среды, осуществляющих целенаправленное поведение, часто несовпадающее по целям с намерениями субъекта. В данной ситуации прогноз должен включать в себя гипотезы о наиболее вероятных действиях этого активного партнера. Но поскольку это активный партнер, вероятность тех или иных его действий зависит от действий субъекта. И не только от уже реализованных действий, но и от тех, которые представляются наиболее вероятными партнеру. То есть "моделирование вероятного будущего" субъектом, взаимодействующим с активным партнером, должно включать в себя рефлексивные процессы. В литературе встречаются единичные специальные исследования, посвященные прогнозированию в совместной- деятельности. В. М. Русаловым было проведено исследование особенностей диадного вероятностного прогнозирования. Автором доказано, что в ситуации совместной деятельности эффективность прогнозирования существенно выше, чем в ситуации индивидуальной деятельности. Выявлено, чт....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: