- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретико-экспериментальное обоснование разработанной нами программы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012810 |
Тема: | Теоретико-экспериментальное обоснование разработанной нами программы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению |
Содержание
Оглавление. Введение 3 Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. 1.1. Сущность теоретических подходов к изучению понятия «психолого-педагогическая поддержка». 1.2. Определение понятия «суицидальное поведение»: виды, мотивы. 1.3. Особенности психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. Выводы по главе. Глава II. Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. 2.1. Организация и проведение эксперимента 2.2. Анализ полученных результатов. 2.3. Программа психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. Выводы по главе. Заключение Список литературы Приложения Введение. Актуальность. В большинстве развитых стран мира подростковый возраст признается, как наиболее рискованный для формирования суицидального поведения. По данным ВОЗ, российские подростки чаще своих сверстников из других стран добровольно расстаются с жизнью. Уровень суицида у подростков в России – один из самых высоких в мире. Около 2300 тысяч самоубийств было зафиксировано за 2017 год. Из них детский и подростковый суицид - 720 человек. Помимо этого, следует принять во внимание тот факт, что официальной статистикой не учитываются латентные суициды, а количество суицидальных попыток в несколько раз превышает число завершенных самоубийств. Проблема суицида в России с каждым годом становится более значимой и актуальной. И если раньше вопросы суицида замалчивались в целях создания иллюзии социального благополучия, то сегодня, в условиях развивающейся демократии, суицид выносится на публичное обсуждение, как актуальная проблема человечества с целью поиска наиболее оптимальных мер по его предотвращению. Добровольный уход детей из жизни противоречит законам природы, и поэтому шокирует наше сознание. Почему это происходит? Какая ситуация заставляет современных подростков таким фатальным образом решать свои проблемы? В подростковом возрасте бывает немало проблем, которые на первый взгляд кажутся нам не серьезными, но для самих подростков они составляют «глобальную» проблему, решить которую они не всегда в состоянии. И некоторым из них проще и легче покончить жизнь самоубийством, нежели попытаться решить проблему каким-то иным путем. Многим не ясно, что же может толкнуть подростка на столь отчаянный шаг в таком цветущем возрасте, в то время когда он начинает только жить, узнавать много нового, тогда когда ему интересно знать все. Психологический смысл подросткового суицида – это зов о помощи, стремление привлечь внимание других людей к своему мучению и горю. В наше время, в основном получается так, что дети предоставлены сами себе. Подростки не знают, как проявить и показать себя, в какое русло направить свою внутреннюю энергию. Поэтому, получается так, что энергия копится и в один момент ребёнок не выносит и срывается. Суицид для него получается решение всех проблем. Исследуемая нами проблема, как выше было отмечено, за последние годы обрела более серьезный характер, в связи развитием технологий. Все больше детей свое свободное время проводят в социальных сетях, в которых распространяются так называемые «игры со смертью». Проблема суицидального поведения в современном мире широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но его конкретный аспект – психолого-педагогическая поддержка суицидального поведения подростков – освоен в меньшей степени. Анализ теоретико-методологических основ по проблеме исследования, позволил нам выявить противоречие: между необходимостью психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса. Проблема исследования заключалась в поиске методов и средств предупреждения суицидального поведения у подростков. Объект исследования: суицидальное поведение подростков. Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка подростков, склонных к суицидальному поведению. Цель исследования: теоретико-экспериментальное обоснование разработанной нами программы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическая поддержка подростков, склонных к суицидальному поведению будет эффективна при условии: * формирования адекватной самооценки, снижения уровня тревожности, развития умений и навыков контроля над своими аффектами (эмоциями), улучшения отношений с окружающими (со сверстниками, учителями, родителями) у подростков. * использования следующих методов и средств: беседа, лекция, игра, занятия с элементами тренинга. Задачи исследования: * изучение теоретико-методологических основ по исследуемой проблеме; * выявление подростков, склонных к суицидальному поведению; * разработка, апробация программы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению и определение её эффективности. Степень разработанности исследуемой проблемы: Методологическую основу исследования составили личностно-ориентированный (К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская), системный (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), развивающий (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) и деятельностный подходы (А.А.Леонтьев). Теоретическую основу исследования составили: работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме суицида (Амбрумова А.Г., Бек А., Погодин И.А. и др.); исследования в области суицидального поведения подростков (Васильченко М.В., Жезлова Л.Я., Корнетов А.Н. и др.) Методы исследования: теоретические (аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, метод обобщения), эмпирические (наблюдение, беседа), стандартизированные диагностические методики, качественные и количественные методы обработки данных. Частные диагностические методики: - Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) - Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой. - Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси - Методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) Научная новизна исследования: уточнены понятия «суицид», «суицидальное поведение», «суицидальные намерения» и «психолого-педагогическая поддержка». Разработана и апробирована программа психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. Теоретическая значимость результатов исследования: проведено теоретико-методологическое исследование научных представлений по проблеме исследования. В теоретическом плане обоснованы и уточнены такие понятия как «суицид», «суицидальное поведение» и «психолого-педагогическая поддержка». Изучены особенности психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. Практическая значимость результатов исследования: обоснована, разработана и апробирована программа психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению. Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов по проблеме исследования, а также в качестве основы разработки других способов предупреждения суицидального поведения у подростков. Этапы квалификационного исследования: I этап (2016 г.) – поисковый, в ходе которого изучалось состояние проблемы, определялись методологические и теоретические основы исследования; формулировались цель, задачи и рабочая гипотеза. II этап (2017г.) – этап организации и проведения констатирующего эксперимента. III этап (2016-2018гг.) – разработка программы психолого-педагогической поддержки подростков, склонных к суицидальному поведению и её апробация на формирующем этапе экспериментального исследования. IV этап (2018г.) – контрольный этап, этап, этап анализа полученной информации: теоретическое обобщение и систематизация результатов квалификационного исследования, оформление текста квалификационного исследования. Достоверность результатов исследования: осуществлялась опорой на теоретические и методологические положения, как в психологии, так и в педагогике, использованием апробированных методических средств и адекватным применением методов качественного и количественного анализа данных. Положения, выносимые на защиту: 1. суицидальное поведение - это сознательное и самостоятельное лишение себя жизни; сознательное прекращение жизни с помощью действий, направленных на создание условий, не совместимых с ней; 2. суицидальное поведение подростков детерминирована следующими личностно-психологическими характеристиками: коммуникабельность, самооценка, тревожность, саморегуляция; 3. психолого-педагогическая поддержка является эффективным средством предупреждения суицидального поведения у подростков. Эмпирическая база исследования: МБОУ «СОШ №7» г. Майкопа, Республики Адыгея. В качестве респондентов выступили 47 учащихся, из них 26 человек составили экспериментальную группу, 21 респондент – контрольную группу. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Результаты исследования представлены в 9 таблицах и 8 рисунках. Объем работы составляет 80 страниц. Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогической поддержки подростков склонных к суицидальному поведению. 1.1. Сущность теоретических подходов к изучению понятия «психолого-педагогическая поддержка». Термин «поддержка» отражает объект психологического и педагогического внимания, в которых фиксируется особым образом организованная помощь в ситуациях и процессах взаимодействия взрослого и ребенка. Последние десятилетия в работах многих ученых и практиков, занимающихся проблемами детства все чаще стали употребляться понятия «педагогическая поддержка» и «психолого-педагогическая поддержка», в зарубежной психологии используется понятие «психологическая поддержка». Остановимся подробнее на рассмотрении понятий «психолого-педагогическая поддержка» в отечественной психологии и «психологическая поддержка» в зарубежной психологии. Психолого-педагогическая поддержка как научная категория была введена в отечественную психологию и педагогику Н.Б. Крыловой, получив дальнейшее развитие в работах О.С. Газмана. В психолого-педагогической литературе психолого-педагогическая поддержка рассматривается как: * деятельность, направленная на развитие позитивных сторон личности ребенка с целью укрепления его самооценки; * межличностное взаимодействие, основанное на сопереживании, содействии, помощи, способствующее повышению уверенности в себе и своих силах. (Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с) Психолого-педагогическая поддержка - это не бытующее, увы, в некоторых воспитательных практиках пресловутое «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания». Это естественный акт содействия, содружества, сотрудничества взрослого и ребенка в решении его проблем. Психолого-педагогическая поддержка — это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка и его самопроцессам. По утверждению О.С. Газмана, психолого-педагогическая поддержка — это превентивная и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с коммуникацией, физическим и психическим здоровьем, жизненным, профессиональным и этическим выбором, продвижением в обучении. Разрабатывая данную концепцию, Олег Семенович обращался к категории индивидуализации как становлению индивидуальности, т.е. индивидуализация – это развитие неповторимого в конкретном человеке, поддержка человека в автономном и духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении. В свою очередь социализация формирует в человеке социально-типичные качества. Социальное и индивидуальное имеют тесную взаимосвязь и находятся в полном взаимодействии. О.С. Газман пришел к выводу, что школа и педагоги выполняют социализирующую функцию, и слабо реализуют процесс индивидуализации. Психолого-педагогическая поддержка, согласно О.С. Газману, будет способствовать процессу развития индивидуальности ребенка. И.З. Гликман под психолого-педагогической поддержкой понимает непрерывный организованный процесс по созданию условий самореализации учащихся во всех сферах жизни, в котором принимают участие все субъекты образовательной деятельности. Т.А. Липская рассматривает ряд следующих методологических основ психолого-педагогической поддержки: гуманистический, развивающий, личностно-ориентированный, антропологический и проектный подходы, концепция психического и психологического здоровья детей, парадигма развивающего образования, теория психолого-педагогической поддержки. Данные парадигмы определяют новые требования к принципам и методам психолого-педагогической поддержки образовательного процесса. Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении психолого-педагогической поддержки образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи. [57] Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими. Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В. Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы педагога-психолога – проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства. Парадигма развивающего образования (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики. Теория психолого-педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации. В нашем исследовании мы опираемся на парадигмы гуманистическо-развивающего, личностно-ориентированного образования, проективный подход и теорию психолого-педагогической поддержки. Основными принципами обеспечения психолого-педагогической поддержки, по мнению Т.В. Анохиной являются: – согласие ребенка на помощь и поддержку; – опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; – вера в эти возможности; – ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; – совместное сотрудничество, содействие; – конфиденциальность (анонимность); – доброжелательность и безоценочность; – безопасность, защита здоровья прав, человеческого достоинства; – реализация принципа «не навреди». Выделяется ряд условий необходимых для реализации психолого-педагогической поддержки: 1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. 2. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать. 3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. 4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов. 5. Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»). 6. Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; призание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы. 7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. 8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. (Педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого - М: Педагогическое общество России, 2008 – 580 с) Итак, обязательным условием психолого-педагогической поддержки являются отношения, сформированные на доверии, сотрудничестве, уважении и т.д. Именно в таких взаимоотношениях ребенок может раскрыться, поведать о своих проблемах, а педагог, работающий в парадигме поддержки, благодаря этому должен понять глубинные мотивы поведения ребенка, раскрыть его скрытый личный потенциал, осмыслить подлинные причины поступков формирующейся личности. (УДК.370.163х ББК.74.2+88.6. Тхуго М.М Психолого-педагогическая поддержка дезадаптированного подростка ) В. В. Рубцов предлагает на рассмотрение три базовые цели психолого-педагогической поддержки: • идеальная цель – гармоничное развитие и функционирование познавательной, эмоциональной, потребностно-волевой и других сфер учащегося; • индивидуализированная цель – достижение школьником максимально возможных для него результатов в образовательном процессе; • процессуальная цель – совокупность психолого-педагогических способов, методов и средств, отраженных в потребностях ребенка и предопределяющих успешность в решении образовательных задач. (Рубцов, В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в РФ на период до 2020 г. / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 75-77) И.З. Гликман утверждает, что актуальность психолого-педагогической поддержки связана с расширением представлений о целях процесса образования, так как в него включено развитие, воспитание, профилактическая и конкретизированная помощь в решении индивидуальных задач. Согласно И.З. Гликману, психолого-педагогическая поддержка как целостная деятельность педагога-психолога, содержит три ключевых компонента: 1. Сопровождение психического развития учащегося в процессе обучения в школе. Данный компонент предполагает регулярное отслеживание психолого-педагогического статуса школьника и динамику его развития. Информация о психическом развитии и его особенностях собирается и пополняется систематически. Согласно плану работы педагога-психолога, полученные данные анализируются благодаря методам психолого-педагогической диагностики. Результаты имеют конфиденциальный характер, на их основе могут возникать этические и правовые вопросы. 2. Обеспечение социально-психологических условий, способствующих развитию личности и ее успешному обучению. По итогам диагностических обследований разрабатываются индивидуальные или групповые программы развития, коррекции, профилактики учащихся с целью создания условий для результативного обучения. Реализация представленного компонента ориентирована на изменение и корректировку индивидуально-личностных программ развития школьников с учетом их возможностей и потребностей. 3. Создание специальных условий для оказания помощи учащимся, имеющим различные проблемы психологического или физиологического развития. Деятельность в рамках данного компонента направлена на выявление школьников с определенными проблемами в процессе усвоения учебного материала, в формах поведения, в стратегиях взаимодействия, психоэмоциональном состоянии и т.д. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы максимально широко продумать систему действий, мероприятий, которые смогут оказать положительное влияние на решение имеющихся проблем или скомпенсировать их. (Гликман, И.З. От школы старой к школе новой / И.З. Гликман // Методист. – 2010. – №2. – С. 55-60.) На основе описанных компонентов выделяются несколько ключевых направлений деятельности педагога-психолога в рамках психолого-педагогической поддержки: - психологическая диагностика, направленная на выявление уровня эмоционального благополучия учащихся и педагогов, в соответствии с адекватными критериями и показателями; - психологическое просвещение, целевым ориентиром которого выступает информационное насыщение образовательной среды, обеспечивающее формирование представлений о психологическом здоровье, мерах поддержания эмоционального благополучия, способах эмоциональной саморегуляции и релаксации; - психологическая профилактика, осуществляемая как система превентивных мер, способствующих формированию позитивного эмоционального фона в учебной группе, выравниванию самооценки обучающихся, созданию ситуации успеха, создающих предпосылки для стабилизации эмоционального благополучия обучающихся; - коррекционно-развивающая деятельность, содержанием которой выступают мероприятия обучающего, стимулирующего, выравнивающего характера, направленные на исправление и выравнивание угнетающего эмоционального фона, негативных переживаний, ограничивающих убеждений, фрустрирующих ощущений и т.п. И.С. Кон исследуя данную проблему говорит о том, что психолого-педагогическая поддержка является преимущественно индивидуально-ориентированным направлением деятельности педагога-психолога, тем самым усиливая проблему индивидуализации в процессе образования. В качестве полноценных субъектов данного процесса выступают: педагоги, учащиеся, родители. Личностные особенности каждого учащегося различны и оказывают влияние на содержание и формы психолого-педагогической поддержки его индивидуальной образовательной деятельности. Именно поэтому ее суть отражается в системном подходе к решению проблем развития школьников. (Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 308 с) В зарубежной психологии много лет изучали возможности психологической поддержки. Например, согласно социально-культурной теории К. Хорни, главным фактором развития личности выступают социальные отношения между ребенком и взрослыми (учитель, родители). Рассматривая взаимодействие, способствующее развитию личности, К. Роджерс в качестве основной гипотезы выдвигал следующие положения: «если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменения в его личности». По мнению А.Адлера, З.Фрейда, К. Юнга, психологическая поддержка выражается в стремлении оказать помощь человеку в осознании истинной причины страданий, скрытую в бессознательном, сделать травмирующие переживания осознанными, доступными осмыслению и контролю. К. Валетром, К. МакЛафлин, Д.Романо под психологической поддержкой понимали помощь ребенку в преодолении встретившихся у него затруднений. 1.2 Определение понятия «суицидальное поведение»: виды, мотивы. Впервые слово «суицид» как научный термин употребил в 1641 году английский писатель, врач и философ сэр Томас Браун (1605-1682) в своей книге «Религия врача». Это слово образовано от лат. sui caedere – убивать себя. Слово «суицид» буквально означает «самоубийство, покушение на свою жизнь, самоуничтожение». Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался. (Ефремов В.С. Основы суицидологии. – СПб.: Диалект, 2004. – 480 с.) Классическим является определение Э.Дюркгейма. Он относил к суицидам «каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Покушение на самоубийство – это вполне однородное действие, но только не доведенное до конца». Более простое и четкое определение дает М.Фарбер: «Самоубийство – это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». В работе “Самоубийство”(1897), Эрик Дюргейм утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось чисто личностным феноменом, может быть лучше объяснено как реакция человека на особенности, в котором он живет. Частоту саморазрушения можно четко связать с определенными социальными условиями. Дюркгейм установил взаимосвязь суицида - поступка конкретного индивида - с окружением, в котором он существует. Согласно теории Дюркгейма существует три вида суицидов. Большинство суицидов эгоистичны. Саморазрушение в этом случае объясняется тем, что индивид чувствует себя отчужденным и разъединенным с обществом, семьей и друзьями. Существует также аномическое (от аномия -“бесправие” ) самоубийство, которое возникает, если человек терпит неудачу в адаптации к социальным изменениям. Такие суициды часты во времена общественных кризисов, таких как экономическая депрессия, или, наоборот, во времена процветания, когда суициды совершают нувориши, которые не могут приспособиться к новым для них стандартам жизни. Последним типом является альтруистическое самоубийство, при котором авторитет группы над индивидом является столь большим, что он теряет свою идентичность и в силу этого жертвует собой на благо общества. (СГУ Кафедра психологии-Исаев Д. С., Шерстнев К.В. «Психология суицидального поведения» Мет. рек. для студентов по спецкурсу “Суицидология”- Самара 2000-77с) Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Он определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. Г. Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства: * изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); * беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); * безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); * чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя). (Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс)). Э. Шнейдман выделил общие черты, свойственные всем суицидентам: * Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания. * Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости. * Общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии. * Общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент хочет умереть, но так, чтобы его спасли. * Общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание чего-то. Так по его мнению можно кардинально изменить свою жизнь. * Общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни. В отечественной психологии и педагогике понятия «суицид» и «суицидальное поведение» изучалось следующими учеными: А.Г. Амбрумова А.Г., С.В. Бородин, А.С. Михлин, Г.В. Старшенбаум, В.А. Тихоненко и другие. В русском языке самостоятельный термин «самоубийство» появился в 1704 г. в «Лексиконе треязычном», который был составлен наставником славяно-греко-латинской школы, редактором первой русской газеты и директором Московской типографии Федором Поликарповым-Орловым. (Ефремов В.С. Основы суицидологии. – СПб.: Диалект, 2004. – 480 с.) Российские психологи А. Амбрумова и В. Тихоненко определяют суицид как «намеренное лишение себя жизни». Л. Балабанова определяет суицид как «акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл». Л. Трегубов и Ю. Вагин описывают самоубийство как сознательное и самостоятельное лишение себя жизни; сознательное прекращение жизни с помощью действий, направленных на создание условий, не совместимых с ней. («Определение суицида: поиск критериев» Д.Г. Трунов НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург, Россия) Согласно концепции А.Г. Амбрумовой, суицид рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Наряду с этим выделены истинные суициды и демонстративно-шантажные. Целью истинных самоубийств, покушений и тенденций является лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть, однако, степень действительной желаемости смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения. Такая демонстрация может оказаться завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств. (Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения - Москва, 1980 - 55 стр.) Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается». (Каршибаева Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 663-665.) Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции — более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений. К суицидальным покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летальным исходом по причине, не зависящей от суицидента (например, своевременная реанимация). Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий. К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни О приближении суицида свидетельствует пресуицидальный период. Его длительность варьируется от нескольких секунд до нескольких лет. Чаще всего он проявляется в подростковом возрасте и у взрослых людей, которые имеют тенденцию к суицидальному поведению в трудных жизненных ситуациях. Этот период является ранней стадией суицидального поведения, и может быть проявлением незавершенных суицидальных действий, а также предшествовать суициду. В период пресуицида выделяют 3 этапа. На первом, у человека не имеется четкого представления о смерти, но имеется самоотрицание жизни. Этот период характеризуется следующими особенностями: у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни. На следующем этапе возникают пассивные суицидальные мысли, представления на тему лишения себя жизни. На третьем этапе предсуицидального периода появляется осознанное желание умереть. Для этого периода характерно наличие суицидальных замыслов, происходит разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия. Классификация суицидального поведения приведена в таблице 1.2. Таблица 1.2 СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ ФЕНОМЕН ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ/ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АКТЫ 1. ПРЕСУИЦИДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД -может длиться секунды; -может длиться годы (самый длительный период) 1. Синдром ожидания (здесь нет намерений суицида). 2. Осознанное отсутствие интереса к жизни (депрессия). АНТИВИТАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ (Переживание отсутствия ценности жизни) 3. Осознанное желание умереть. ВНУТРЕННЕЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2. СУИЦИДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД * Суицидальные мысли * (замыслы); * Суицидальные * намерения; * Суицидальная * готовность; * Суицидальные угрозы; * Суицидальные попытки; * Завершенный суицид. ВНЕШНЕЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 3. ПОСТСУИЦИДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Оценивается: * По отношению к суициду; * По времени В отечественной и зарубежной литературе наиболее часто используют такую классификацию суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение. Демонстративное поведение. В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальны....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте
- Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период адаптации
- Изучение региональной программы поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра