VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь мотивационной готовности к школьному обучению и поведенческого компонента нравственного развития дошкольника

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011452
Тема: Взаимосвязь мотивационной готовности к школьному обучению и поведенческого компонента нравственного развития дошкольника
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА...............................

1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению.......

1.2. Особенности мотивационной готовности старшего дошкольника к школьному обучению......................................................................................

1.3. Специфика нравственного развития старших дошкольников..............

Вывод по 1 главе..............................................................................................

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА......................................................................

2.1. Методологическое обоснование и планирование эмпирического исследования....................................................................................................

2.2. Ход эмпирического исследования..........................................................

2.3. Проектирование психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы мотивационной готовности к школьному обучению дошкольника...................................................................................

Вывод по 2 главе..............................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты эмпирических данных по методике «Мотивационная готовность к школе» Л.А. Венгера..................................

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Рисунки старших дошкольников после проведения методики «Рисунок школы»...........................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Математическая обработка полученных эмпирических данных старших дошкольников по критерию ранговой корреляции Спирмена (rs)...............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Содержание коррекционно-развивающей программы мотивационной готовности к школьному обучению дошкольника.....................................................................................................

3





7

7



16

21

27







29



29

30





36

41

43

46



49



51





52





54





















































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема готовности ребенка к обучению привлекает внимание психологов и педагогов, среди которых Л.А. Венгер, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Л.И. Божович и др. Для обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития и сформированность мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем.

Понятие готовность к школе подразумевается, как многостороннее развитие личности дошкольника, которое рассматривается в двух аспектах: психологическая готовность и специальная готовность к школьному обучению.

При анализе психолого-педагогической литературы выявляется, что специальная готовность к школе - это наличие у ребенка знаний, умений, навыков, которые требуются для изучения учебных предметов - элементы грамоты, математические представления дошкольника и т.д. 

Психологическая готовность - это достижение ребенком дошкольного возраста интеллектуального, нравственно-волевого уровней, личностного развития, что создает основу для вхождения его в условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. 

По мнению Л.И. Божович, А.Б. Орлова, Н.Ф. Талызиной и др. готовность к обучению в школе подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Ведущим критерием психологической готовности к школьному обучению А.К. Маркова определяет мотивационную готовность как стремление дошкольника к учению, желание быть школьником, иметь достаточно высокий уровень познавательной деятельности, элементарные навыки и умения учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.

Мотивация или мотивационная сфера, по мнению А.Н. Леонтьева, ядро личности дошкольника. По структуре мотивации (по совокупности осознанных мотивах, потребностях, мотивирующих деятельность ребенка и относительно независимых от ситуаций) можно судить о направленности личности, ее перспективе. Через мотивы проступают личностные и возрастные особенности каждой личности.

Отличительные особенности мотивационной сферы у детей дошкольного возраста перед школой: в период 6-7 лет можно наблюдать существенную перестройку мотивационной сферы дошкольников. По мнению И.Ю. Кулагиной это связано со становлением личности ребенка. Дошкольник познает новые системы отношений, новые виды деятельности. Вследствие этого появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, моральными нормами. Зная особенности мотивации дошкольников, можно определить в чем проявляется мотивационная готовность к школе. У дошкольников присутствует тенденция к положительной взаимосвязи мотивационной готовности и поведенческого компонента нравственного развития, но мотивационная готовность к школьному обучению требует особого внимания.

Цель: изучить взаимосвязь мотивационной готовности к школьному обучению и поведенческого компонента нравственного развития дошкольника.

Объект: мотивационная готовность к школьному обучению и поведенческий компонент нравственного развития дошкольника.

Предмет: взаимосвязь мотивационной готовности к школьному обучению и поведенческого компонента нравственного развития дошкольника.

Гипотеза: предположим, что чем выше уровень сформированности поведенческого компонента нравственного развития дошкольника, тем выше уровень его мотивационной готовности к школьному обучению.

Задачи:

проанализировать психологические подходы к проблеме психологической готовности дошкольников к школьному обучению;

рассмотреть специфику когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития старших дошкольников;

методологически обосновать, спланировать и провести эмпирические исследования;

обобщить и проанализировать эмпирические данные.

спроектировать психолого-педагогическую коррекционно-развивающую программу мотивационной готовности к школьному обучению дошкольника.

Методологическая и теоретическая основа исследования:

Культурно-историческая концепция психического развития ребенка Л.С. Выготского; теория развития морального сознания личности по Л. Колбергу; теория морального выбора М.Т. Бурке-Бельтран, С.Г. Якобсона и др.; психологическая готовность к школьному обучению Л.А. Венгера, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова, Е.Г. Салмина и др.

Методы исследования:

метод теоретического анализа литературных источников (психологическая литература);

методы психологической диагностики (тест Л.А. Венгера «Мотивационная готовность детей к школьному обучению», методика «Рисунок школы», методика «Подели игрушки», методика М.Т. Бурке-Бельтран «Проигрышная лотерея»);

метод обобщения и интерпретирования полученных данных;

метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

метод психолого-педагогического проектирования коррекционно-развивающей программы.

Экспериментальная база исследования:

Методики были проведены на детях старшего дошкольного возраста, поступающих в 1 класс, в МДОУ д/с «Ландыш» г. Балашова и МБДОУ д/с «Радуга» с. Святославка Самойловского района Саратовской области в количестве 30 человек.

Научная новизна:

Показана значимость исследования мотивационной готовности к школьному обучению и поведенческого компонента нравственного развития дошкольников в условиях современной системы образования.

Практическая значимость:

Данные эмпирического исследования могут быть использованы в работе практического психолога в системе образования.

Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложений.

































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

1.1. Проблема психологической готовности к школьному обучению

Проблема готовности ребенка к школьному обучению была сформулирована психологами и педагогами, среди которых Л.А. Венгер, Е.Г. Салмина, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков и др., из-за уменьшения сроков начала обучения в школе. Помимо нашей страны, данная проблема также актуальна и в других странах. В связи с этим стали определять с какого возраста можно начинать школьное обучение, при каком физическом и психическом состоянии дошкольника данный процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии и негативно отражаться на его здоровье.

Исследователи разных областей науки (педагоги, физиологи, медики, психологи и другие) стали проводить исследования, начавшиеся в нашей стране еще до введения в школу обучения с шести лет [14].

Первоначально следовало определить не только возможные трудности, возникшие из-за раннего обучения, но также найти наиболее оптимальные сроки (возраст для начала школьного обучения, рациональные методы и формы обучения).

Психологическая готовность к обучению в школе является необходимым и достаточным уровнем психологического развития дошкольника для изучения учебной программы в условиях группы сверстников [17].

У дошкольника уже с момента рождения формируется психологическая готовность к обучению в школе - в общении со взрослыми и сверстниками, в посильном труде, игре и дошкольном обучении.

Важным шагом в воспитании и обучении дошкольника является его психологическая подготовка к школьному обучению. Ее содержание определяется специальными требованиями, предъявляемых ребенку дошкольного возраста школой. Данные требования необходимы для ответственного отношения к школе и обучению, выполнения умственной работы, которая обеспечивает сознательное усвоение знаний и произвольное управление своим поведением.

Исследователи установили, что психологические способности и свойства формируются в процессе той деятельности, для которой они необходимы. Таким образом, вне процесса школьного обучения, качества, которые требуются школьнику, не могут сформироваться. Поэтому психологическая готовность к школьному обучению не заключается в том, что у дошкольника оказываются сформированными данные качества, а в том, что ребенок дошкольного возраста овладевает предпосылками к их будущему усвоению. Задачей выявления содержания психологической готовности к школьному обучению является установление предпосылок «школьных» психологических качеств, сформированных у дошкольника к моменту поступления в школу [19]. 

Важным моментом в культурно-исторической концепции психического развития ребенка Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. По его мнению, обучение должно «вести за собой» развитие. Данное представление было раскрыто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение дошкольника со взрослым не является формальным моментом в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Путь через другого оказывается центральным в развитии. Обучение представляет особым образом организованное общение. Общение со значимым взрослым, овладение способами учебной деятельности под его контролем задают зону ближайшего развития дошкольника. Более эффективным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития [12].

Подготовка дошкольника к школьному обучению - задача многогранная, комплексная, включающая все сферы жизни ребенка дошкольного возраста. Психологическая готовность к обучению в школе - только один из аспектов данной задачи, являющийся исключительно важным и значимым [16, 21, 30].

В психолого-педагогической литературе можно встретить большое количество подходов к рассмотрению структуры, выделению компонентов и содержания готовности к школьному обучению.

Е.Г. Салмина анализирует психологическую готовность к обучению в школе по следующим критериям:

1. Произвольность познавательной деятельности.

2. Уровень сформированности семиотической функции (способность к созданию и использованию знаковых систем - символов, которые представляют или замещают реальные объекты, и возможность оперировать ими как реальными объектами, которые они представляют).

3.Личностные характеристики, включающие особенности общения (умение действовать совместно при решении поставленных задач и др.) [31].

В более расширенном виде показатели психологической готовности к обучению представлены в исследованиях И.И. Будницкой и В.С. Мухиной, Л.А. Венгера, А.А. Люблинской. Они, в частности, отмечают, что успешность обучения в начальной школе зависит от уровня развития познавательных процессов, личностных особенностей, включающих мотивы, интересы, способности, черты характера ребенка дошкольного возраста, а также от уровня развития самоконтроля, трудовых умений и навыков, умения общаться с людьми, ролевого поведения [25].

А.А. Люблинская определяет готовность к школьному обучению следующими показателями:

1. Наличие определенного багажа знаний, включающего в себя в основном представления и некоторые первоначальные житейские понятия о предметах, явлениях окружающей жизни. Для освоения содержания программы 1 класса должен быть достаточным объем знаний и их глубина. Сюда входят первоначальные знания о моральных качествах людей, о требованиях к поведению. Дошкольник имеет представления о числах, о звуке речи, обозначенном буквой, ориентируется в конкретных обстоятельствах времени и пространства.

2. Овладение системой различных действий, включающей не только простые движения, но и сложные бытовые, трудовые и некоторые учебные действия, вследствие которых появляются различные умения и навыки. Кроме того, к данной группе отнесены некоторые интеллектуальные умения, то есть некоторые способы и приемы умственной и практической деятельности, такие как умение наблюдать и слушать речь другого. Особое внимание уделяется сформированности произвольности психической деятельности, способности управлять ею, умении контролировать свои эмоциональные порывы и желания, то есть сдерживаться, когда это необходимо. Выделяется и готовность к работе в группе сверстников, умении подчиняться единым для всех дошкольников правилам и способности правильно оценивать их повседневное поведение.

3. Сформированность некоторых личностных и субъективных отношений дошкольника к значимым взрослым и понятным ему явлениям общественной жизни, проявляющееся в определенной позиции: желании и готовности занять позицию школьника, обучаться в школе. Поступая в школу, дошкольник может уже отличать плохое от хорошего в знакомых для него действиях и поступках других людей. У ребенка, к моменту поступления в школу, должна быть развита цепь оценочных суждений. Готовность к школе также характеризуется адекватностью эмоционального состояния ребенка той или иной ситуации, то есть соответствие переживаний социальному действию. По мнению А.А. Люблинской, данные отношения в недостаточной мере имеют обобщенный характер и в первое время сохраняют ситуативность и конкретность, которая так свойственна дошкольникам.

4. Сформированность познавательного отношения дошкольников к окружающему: интерес к учению, желание заниматься, осваивать грамоту и чтение, узнавать новое о том, что будет при поступлении в школу. Товарищеские отношения со сверстниками сформированные у дошкольника стимулируют к повышению интереса и потребности в совместных играх, занятиях, прогулках. Все это также побуждает детей дошкольного возраста сильнее стремиться к школе [23].

В исследованиях Л.А. Венгера определено, что ребенок будет практически готов к обучению и освоению знаний только в том случае, если каждая из названных характеристик получит достаточное развитие. В структуру первого из названных компонентов (познавательные процессы) следует включить когнитивные функции: ощущение, восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение. Каждая из них к моменту перехода ребенка из дошкольного к младшему школьному возрасту должна достичь своего оптимального для данного этапа онтогенеза уровня развития. Условно отвлекаясь от индивидуальных особенностей, можно отметить те особенности их развития, которые обеспечат естественное вхождение ребенка в новую для него учебную деятельность. Таким образом, развитие восприятия проявляется в его осмысленности, избирательности, предметности и высоком уровне развития перцептивных действий [9].

По мнению В.С. Мухиной, ребенок, поступающий в школу, должен уметь комплексно исследовать явления, предметы, иметь способность к выделению их различных свойств. Дошкольнику необходимо владеть точным и полным восприятием, потому что учение в начальных классах в определенной мере зависит от выполняемой под контролем учителя самостоятельной работы детей с различным материалом. В ходе такой работы происходит выделение существенных качеств и свойств предметов. Кроме того, необходим достаточный уровень сформированности ориентировки в пространстве и времени.

К основным особенностям развития внимания и памяти, обеспечивающим успешность начала обучения, В.С. Мухина относит возможность управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы произвольного запоминания и воспроизведения [25].

Однако следует иметь ввиду, что, несмотря на существенные достижения и овладение произвольным запоминанием, преобладающим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная.

Особое место в ряду когнитивных функций занимают мышление и речь. К началу школьного обучения дошкольник должен уметь выделять значимое в явлениях окружающей действительности, уметь их сравнивать, должен научиться рассуждать, делать выводы. В умственном развитии дошкольника важное значение имеет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие этих форм мышления в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным, понятийным формам мышления, характерным для учебной деятельности.

При характеристике готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению основной акцент делается на роль общения в развитии дошкольника. Рассматривают три сферы отношений - отношение к самому себе, к сверстнику и к взрослому. Уровень развития данных сфер определяет степень подготовки к школьному обучению и соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. В данной концепции важным показателем считается уровень развития общения дошкольника со сверстниками и взрослыми с точки зрения кооперации и сотрудничества. Предполагается, что дети дошкольного возраста с более высокими показателями сотрудничества и кооперации обладают также и высокими показателями интеллектуального развития [21].

Такие авторы как Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков рассматривают психологическую готовность к школьному обучению как структуру, которая состоит из учебно-важных качеств (УВК). Они оказывают разное влияние на успешность школьного обучения [26]. Выделяют базовые УВК и ведущие УВК, которые непосредственно влияют на успешность усвоения учебного материала. В первом классе базовые и ведущие УВК фактически совпадают. К учебно-важным качествам авторы относят:

1. мотивы учения;

2. зрительный анализ (образное мышление);

3. способность принимать учебную задачу;

4. вводные навыки;

5. графический навык;

6. произвольность регуляции деятельности;

7. обучаемость.

УВК различаются по двум аспектам. К базовым учебно-важным качествам относят еще уровень обобщений (предпосылки логического мышления), а к ведущим учебно-важным качествам причисляют вербальную механическую память [26].

Структура УВК, которая уже есть у будущего школьника к началу обучения в школе, именуется «стартовой готовностью». Под воздействием учебной деятельности в процессе обучения в стартовой готовности происходят значимые изменения, которые приводят к появлению вторичной готовности к школьному обучению. От данной вторичной готовности начинает зависеть будущая успеваемость дошкольника. Уже к концу первого класса успешность школьного обучения почти что не зависит от стартовой готовности, потому что из-за процесса усвоения новых знаний формируются новые УВК, которые не присутствовали в стартовой готовности [26].

В работах В.Г. Маралова и В.А. Ситарова представлена интересная целостная концепция готовности дошкольника к школьному обучению. Она основана на рассмотрении психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе с позиции представления о человеке как сложном, иерархическом феномене. Готовность дошкольников к обучению в школе данными авторами рассматривается на трех уровнях, структурированных в несколько блоков.

Базовый (первый) блок - уровень морфофункционального развития, который включает степень физического развития дошкольника (возрастные пропорции тела, здоровье и др.).

Второй блок - это интеллектуальное развитие, определяющееся степенью сформированности у ребенка дошкольного возраста восприятия, памяти, мышления и воображения.

Третий блок - личностное развитие, которое включает мотивационно-эмоциональную сферу дошкольника, систему его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Эти три блока психологической готовности к школьному обучению образуют систему потенциальных свойств личности ребенка, актуализирующихся непосредственно в поведении и деятельности дошкольника и составляющие поведенческие характеристики.

Концепция готовности к школьному обучению в работах Н.Ф. Алиевой представлена как диагностическая система, которая включающая в себя три компонента: содержательно-смысловое, ценностно-мотивационное и отношенческо-деятельностное [2].

По мнению Н.Ф. Алиевой эта диагностическая система готовности к школьному обучению определяется следующими характеристиками:

1. дети дошкольного возраста имеют эмоционально-положительное отношение к предстоящей учебе в школе (данное отношение адекватно мотивированно совокупностью познавательных, социальных и нравственных мотивов);

2. созданием специфики учебной деятельности и педагогического общения, в рамках которого она происходит;

3. практической включенностью в совместную познавательную деятельность.

Н.Ф. Алиевой рассматриваются такие единицы диагностики развития системы готовности дошкольников к школьному обучению - «мотив», «знание», «оценка», «самооценка» [2].

Т.И. Бабаева выделяет следующую структуру готовности к обучению в школе:

1. Общая готовность к школе, выражающаяся в достижении старшим дошкольником к моменту поступления в школу такого уровня нравственного, волевого, эстетического и физического развития, создающих необходимую основу для активного вхождения дошкольника в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения школьного материала. Общая готовность к школьному обучению характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок дошкольного возраста к моменту поступления в школу.

Общая готовность включает в себя нравственно-волевую, интеллектуальную и физическую готовность к школьному обучению.

2. Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении дошкольника к учению, в желании быть школьником, достаточно высоком уровне познавательной активности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности.

3. Специальная готовность к школе является дополнением общей и психологической готовности. Она определяется наличием специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения школьных предметов.

В психологических исследованиях Я. Йирасека, А. Керна, С. Штребела и других отмечается, что поступающий в школу дошкольник уже должен обладать некоторыми качествами будущего школьника: быть зрелым в умственном, социальном и эмоциональном отношениях. Умственную область авторы рассматривают как способность ребенка дошкольного возраста к дифференцированному восприятию, аналитическому мышлению, произвольному вниманию и т.д. Эмоциональная зрелость рассматривается как эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций дошкольника. Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка дошкольного возраста в общении с другими детьми, со способностью подстраиваться под интересы и принятые условности детских групп, а также со способностью принять на себя новую социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.



1.2. Особенности мотивационной готовности старшего дошкольника к школьному обучению

Проблема мотивационной готовности ребенка к школьному обучению очень актуальна и рассматривалась многими психологами и педагогами, такими как Л.И. Божович, Н.Ф. Талызиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадриковым, А.К. Дусавицким и др. Первоначальным условием для более успешного обучения ребенка дошкольного возраста в школе является наличие у него мотивационной готовности к учебной деятельности. К ней относится положительное отношение к школе, учителям, а также наличие желания учиться, стремления занять позицию школьника. С одной позиции от определения сущности, путей формирования мотивационной готовности зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении. С другой позиции зависит успешность дальнейшего развития и обучения дошкольника в школе, создание благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста, их личностного становления и развития индивидуальности, что в дальнейшем будет направлено на обеспечение ему максимально облегченной адаптации к школе.

Актуальность проблемы формирования мотивационной готовности к школьному обучению обусловлена увеличением объема содержания обучения, постановкой задач развития у школьников способностей к самостоятельному приобретению знаний и познавательных интересов.

Учебная мотивация является одним из видов мотивации. И.А. Зимняя рассматривает учебную мотивацию как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность.

Внутреннюю и внешнюю готовность к обучению в школе рассматривали такие авторы как Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина, А.Б. Орлов и др. Внутренняя мотивация носит личностно значимый характер и обусловлена познавательной потребностью дошкольника, получаемым от процесса получения новых знаний и реализации своего личностного потенциала. Преобладание внутренней мотивации определяется высокой познавательной активностью ребенка дошкольного возраста в процессе обучения. Овладение новыми знаниями является целью и мотивом выполнения предлагаемой взрослым деятельностью. Дошкольник вовлечен в процесс познания, от чего он испытывает эмоциональное удовлетворение. Внешняя мотивация характеризуются тем, что овладение новыми знаниями, которые предлагает взрослый выступает как средство достижения совсем других целей (получение похвалы, вознаграждения и признание товарищей). Дошкольник при внешней мотивации бывает отчужден от процесса получения знаний, часто проявляется пассивность и переживание о бессмысленности происходящего [4].

Мотивационная готовность рассматривается как компонент психологической готовности к школьному обучению, предполагающий наличие у детей желания не просто пойти в школу, а получать новые знания, выполнять определенные обязанности, которые устанавливает школа или учитель, связанные с новым статусом, а именно, позицией школьника. Дошкольник без данной мотивационной готовности, даже несмотря на то, что он уже умеет читать и писать, все равно не сможет хорошо учиться, потому что обстановка в школе и правила поведения, установленные там, будут ему только в тягость [20].

Л.И. Божович рассматривала успешное обучение в школе как новую систему потребностей, связанную со стремлением ребенка дошкольного возраста занять позицию школьника и выполнять новую, общественно значимую деятельность. Все это складывается во внутреннюю позицию школьника.

Автор выделяет 2 этапа становления внутренней позиции школьника. 

На первоначальном этапе начинает появляться положительное отношение к школе, но дошкольник не ориентируется на содержательные моменты школьной учебной деятельности. На данном этапе они отсутствуют. Ребенок дошкольного возраста начинает выделять прежде всего только внешнюю формальную сторону. Многим дошкольникам нравятся в первую очередь какие-то внешние атрибуты школьной жизни. Сюда могут входить и новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, а также присутствует желание получать только хорошие оценки. Ребенок дошкольного возраста имеет желание пойти в школу и учиться, но при этом хочет сохранить дошкольный образ жизни. 

На следующем втором этапе уже начинает возникать ориентация на социальные аспекты, хотя и может не затрагивать собственно учебные аспекты деятельности. И только включение сочетаний ориентации на социальные и учебные моменты школьной жизни является полностью сформированной позицией школьника. Однако, такое сочетание достигают лишь немногие дети к началу школьного обучения [3].

Выделяются следующие важнейшие мотивационные образования дошкольного возраста - это сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии. Рассматривая мотивы учения, то предполагаются в виду те факторы внутреннего и внешнего характера, побуждающие деятельность ребенка дошкольного возраста, которая направлена на усвоение новых знаний на этом этапе развития [24].

Мотивы дошкольника достаточно обширны: от нежелания учиться в школе или ориентации на внешнюю атрибутику (новый портфель, красивая школа) до осознанной готовности занять новую социальную позицию (стать школьником) и интерес к новой деятельности и обязанностям.

По мнению Л.И. Божович мотивы учения подразделяются на 2 группы:

1. Социальные мотивы учения. Мотивы могут быть связаны с потребностью ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Стремление получить от них оценку и одобрение. Желание будущего школьника занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;

2. Мотивы, которые непосредственно связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

Л.И. Божович выделила, что две данные категории мотивов необходимы для успешного обучения в школе. Дошкольники, которые поступают в 1 класс, свои широкие социальные мотивы выражают как потребность занять новую позицию среди окружающих его людей, а именно, позицию школьника и желание выполнять серьезную общественно значимую деятельность, связанную с этой позицией [4].

По мнению Н.В. Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова в дошкольном возрасте структура мотивов становится более устойчивой. Ребенок к концу дошкольного возраста начинает исчерпывать возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей. Несмотря на это игровые мотивы также продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков в структуре мотивационной готовности к школьному обучению включают 6 групп мотивов:

1. Социальные мотивы. Они основаны на понимании общественной значимости и необходимости учения, а также стремления занять новую социальную роль школьника («Я хочу пойти в школу, потому что все дети должны учиться»).

2. Учебно-познавательные мотивы. Проявляется в интересе к новым знаниям, желание научиться чему-то новому и интересному.

3. Оценочные мотивы. Данная группа мотивов связана со стремлением ребенка получить высокую оценку, одобрение или расположение взрослого («Я хочу пойти в школу, потому что там буду получать только хорошие оценки»).

4. Позиционные мотивы. Они связаны с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что родители купят мне новый портфель и ручки»).

5. Внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду учиться в школу, потому что так сказала мама»).

6. Игровые мотивы, которые неадекватно перенесены в учебную деятельность («Я хочу пойти в школу, потому что там буду играть с друзьями»).

Каждый из данных мотивов в определенной степени присутствует в структуре мотивационной готовности детей дошкольного возраста и каждый из них имеет определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого дошкольника степень выраженности и сочетания мотивов индивидуальны [26].

По мнению Л.И. Божович, В.М. Матюхиной и др. структура учебно-познавательной мотивации дошкольника представляется в виде двух групп: мотивация содержанием и мотивация процессом. Мотивация содержанием предполагает стремление ребенка дошкольного возраста к познанию новых фактов, сути явлений и их происхождения, к мотивации процессом относится процесс совершения какого-либо действия.

Опыт таких авторов как Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной показал, что в системе мотивов, которые побуждают дошкольников к познавательной деятельности, центральное место занимает значимость самого процесса познания как социально – ценной деятельности. Данный мотив настолько сильный для ребенка дошкольного возраста, что может определять его положительное отношение к деятельности, даже в том случае, когда она лишена всякого познавательного интереса [4].

Для мотивации содержанием характерно то, что на первых порах дошкольников интересуют сначала отдельные факты, явления, события, таким образом, для них важна занимательность изучаемого материала.

В современном обществе актуальным становится изучение влияния факторов, которые могут влиять на мотивационную готовность дошкольников. Влияние познавательного интереса на мотивационную готовность к школьному обучению изучал А.К. Дусавицкий. Автор отмечал, что снижение или полное отсутствие познавательного интереса может негативно отражаться на готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению (может упасть интерес к познанию, дошкольник становится менее послушным, также вероятно снижение успеваемости).

Одним из факторов, который влияет на мотивационную готовность к школьному обучению являются индивидуально-психологические особенности дошкольников. По мнению С.Д. Смирнова к ним относится: уровень интеллекта (способность дошкольника усваивать знания, умения, навыки и успешность их применения для решения задач); креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания); высокая самооценка, которая приводит к формированию высокого уровня притязаний и др.

Можно подвести итог, что термин «мотивация» ученые в современной психологии рассматривают его как систему факторов, детерминирующих поведение дошкольника и как динамичное образование, стимулирующее и поддерживающее поведенческую активность на определенном уровне. Одним из видов мотивации является мотивация учебной деятельности. Выделя.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%