VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001106
Тема: Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях
Содержание
 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение	3
Глава I. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста в психологических исследованиях 
1.1. Понятие психологической готовности и ее составляющие 	 7
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе 	12
1.3. Специфика развития и изучения мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе	 14
Глава II. Экспериментальное исследование мотивационного компонента психологической готовности детей 6 -7 лет к обучению в школе
2.1. Организация и методы исследования мотивационного компонента психологической готовности детей 6 -7 лет к обучению в школе 	 20
2.2. Программа педагогического сопровождения формирования мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 летнего возраста 	 28
2.3. Анализ результатов исследования мотивационного компонента психологической готовности детей 6 -7 лет к обучению в школе на констатирующем этапе эксперимента 	         30
2.4. Анализ результатов исследования мотивационного компонента психологической готовности детей 6 -7 лет к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента 	        38
2.5. Сравнительный анализ результатов исследования мотивационного компонента психологической готовности детей 6 -7 лет к обучению в школе 	       41
Заключение 	       48
Список литературы 	       51
Приложения 	       55

    
          ВВЕДЕНИЕ
       В современной России все больше отдаются приоритеты качественному образованию. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания и знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции – школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка. 
    Чтобы обучение стало успешным, подготовка к нему должна начинаться задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и родителей. Психологическая готовность к обучению в школе понятие многогранное. Важно в ребенке, который готовиться к поступлению в школу, формировать не отдельные знания и умения. А важно выработать систему элементов готовности к школьному обучению: волевую, умственную, социальную, а так же мотивационную готовность. 
        Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного» возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
        В нашем современном мире проблема мотивационной готовности приобрела более острый характер. По мнению многих родителей, если ребенок умеет писать и читать, то он готов к школьному обучению. Однако не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности и выработана «внутренняя позиция школьника».
     Достаточно долгое время вопросы мотивационной готовности к школе больше интересовали педагогов и психологов, которые занимались научными исследованиями. Только в конце 80-х годов, когда в нашей стране начался образовательный эксперимент по обучению в начальной школе детей шести лет, завершившийся отрицательным результатом, вопрос мотивационной готовности был переведен в практическую плоскость.
     Понятие мотивационной готовности недостаточно изучено в психолого-педагогической литературе, хотя в работах многих психологов подчеркивается роль личностных, и именно мотивационных, факторов определяющих успешность школьного обучения (А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, Д. Б Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.А. Менчинская). А.Г.Гогоберидзе считает, что мотивационная готовность выражается в активном стремлении и желании ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний.
      Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом растет число детей, которые не готовы к обучению в школе и не желают идти в общеобразовательные учреждения, среди них часто встречаются дети с довольно высоким уровнем умственного развития и владеющие навыками чтения и счета еще до поступления в школу. В связи, с чем одной из важных задач на сегодня выступает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе.
      Цель нашей работы – изучение и диагностика мотивационного компонента психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе. 
     Объектом исследования является психологическая готовность ребенка к школе.
     Предметом исследования – развитие и диагностика мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. 
     Гипотеза заключается в том, что, в основе мотивационной готовности к школьному обучению лежит сформированность внутренней позиции школьника, что организация целенаправленной педагогической работы, основанная на теоретическом материале, диагностики мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, позволит улучшить процесс подготовки к школе. 
      Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
      1.Проанализировать психолого-педагогическую литературы по данному вопросу.
     2. Изучить закономерности развития мотивационной сферы в дошкольном возрасте.
     3. Подобрать комплекс диагностических методик для выявления уровня мотивационной готовности ребенка к школе.
     4. Определить актуальный уровень сформированности мотивации учения старших дошкольников.
     5.Разработать программу, направленную на формирование мотивационной готовности к обучению в школе.
     6. Проанализировать результаты исследования, и сделать выводы. 
     Методы исследования: 
     1.?Теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе.
     2.?Эмпирические методы: констатирующий и контрольный этапы эксперимента.
     3.?Методы обработки данных: количественный и качественный анализы полученных в ходе эксперимента результаты.
     Методики исследования: методика, разработанная М.Р. Гинзбургом «Исследование мотивации учения у старших дошкольников», методика «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста» Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В., модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина «Беседа о школе».
     База исследования и участники исследования: МБДУ № 105 «Детство» г. Пенза подготовительные к школе группы. 
     Практическая значимость исследования состоит в том, что данная работа может быть использована воспитателями, психологами, родителями в подготовке дошкольников к обучению в школе, а также помочь правильно выстроить образовательный процесс.
     Теоретическая значимость работы связано с попыткой определить понятие «мотивационной готовности к школьному обучению» и место мотивационной готовности в структуре психологической готовности к обучению в школе.
     
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДАВАНИЯХ
      1.1 Понятие психологической готовности и ее составляющие компоненты
      Л.И.Божович дала определение психологической готовности к школьному обучению как «необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях коллектива сверстников»[4]. 
      Уже с самого рождения ребенка начинается формироваться психологическая готовность к обучению в школе. Закладывается в общении с взрослыми и сверстниками, формируется в игре и дошкольном обучении.
      Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом в воспитании и обучении. Любые психологические свойства, способности складываются в процессе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующие будущему школьнику, складываются в процессе обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе будет основываться не в том, что у ребенка начинают зарождаться эти качества, а в том, что он приобретает предпосылки к их дальнейшему усвоению.
     Выявления содержания психологической готовности к школе - это основная задача, которая сможет установить положение «школьных» психологических качеств, которые формируются к моменту поступления ребенка к школе.
      В современной литературе отсутствует четкое и единое понятие «готовности к школе», или «школьной зрелости». 
      Понятие «готовность к обучению в школе» А.Анастази определяет как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками» [18].
     В трудах Л.И.Божович выделяет основной критерий готовности к школе, особое новообразование «внутренняя позиция школьника», включающее в себя познавательную потребность и потребность в общении на новом уровне.
      А.В.Запоржец, считал «что готовность к школьному обучению представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной деятельности, сформированность механизмов регуляции действий»[25].
     Н.И.Гуткина, также подчеркивает решающую роль мотивации готовности детей к школьному обучению [12].
     Д.Б.Эльконин, затрагивая проблему подготовки детей к школе, на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
     Д.Б.Эльконин и его сотрудники, анализируя предпосылки учебной деятельности, выделили параметры:
      - умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
     - умение ориентироваться на данную систему требований;
     - умение внимательно слушать и правильно выполнять задания, предложенные в устной форме;
     - умение самостоятельно выполнить предложенное задание по зрительно воспринимаемому образцу[29].
       Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. По данным Л.Л.Коломинского, Л.А.Венгера, Е.Е.Кравцовой, В.В.Холмовской и других авторов в составе психологической готовности общепринято выделять следующие составляющие: интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностно-мотивационную, психомоторную, функциональную, социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
     1.Физиологический компонент – это степень физической подготовленности, навыки самообслуживания, состояние общей моторики, здоровья, правильное телосложение, осанка. Функциональная готовность это перестройки, которые происходят в детском организме, и способствуют увеличению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости.
     2.Интеллектуальная готовность.
     Наиболее важными показателями умственной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи. 
     На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Дошкольник способен к элементарному анализу окружающего мира: определению основного и несущественного, простым рассуждениям, правильному заключению. К концу дошкольного возраста главным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного мышления и основ словесно-логического мышления.
     Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе включает в себя:
     - аналитическое мышление;
     - дифференцированное восприятие (способность постижения основных отличий и связей между явлениями, умение воспроизвести образец);
      - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
      - логическое запоминание;
     - интерес к знаниям, и сам процесс их получения за счет вспомогательных усилий;
     - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и 
      применению символов;
     - развитие зрительно-двигательной координации.
     Речевой компонент предполагает изучения грамматики и лексики языка, определенная степень осознанности речи, развитие форм и функций речи. 
     Волевой компонент, умение детей действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль с помощью сопоставления с ним, как с эталоном (образец может быть представлен в форме действий другого человека или в форме правила).
     3.Личностная готовность.
     Мотивационно-потребностную сферу и сферу самосознания личности можно описать через личностную готовность, которая является ее системообразующим компонентом. 
     Формирование готовности к получению новой «социальной роли» - это положения школьника, который имеет круг важных обязанностей и прав. Личностная готовность состоит из определенного уровня развития мотивационной сферы. Готовым к обучению в школе является ребенок, который воспринимает школу не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - красивый портфель, иллюстрированные учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что планирует развитие познавательных интересов. В личностную готовность также включается определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает новые общественные нормы выражения чувств. В деятельности ребенка изменяется роль эмоций. Формируется эмоциональное предвосхищение, ощущения становятся более сознательными, обобщенными, разумными, свободными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — интеллектуальные, нравственные, эстетические. 
     Поэтому сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности должна быть достигнута у ребенка к началу школьного обучения. 
      4.Эмоционально-волевая готовность.
     Хороший уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но свойственной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, который дает ребенку возможность управлять своим поведением и необходимый для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
      И поэтому в личностной составляющей психологической готовности к школе мотивация дошкольника является главной ролью. 
     5.Мотивационный компонент предполагает сопричастие к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Постулат возникновения этих мотивов - общее желание детей учиться в школе и развитие любознательности.
      Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, которая включает в себя достаточно высокий уровень развития мотивационной и интеллектуальной сферы.
     Отставание в развитии, какого – либо компонента психологической готовности, приводит отставание развития других, что определяет неординарные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту[5].
               1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе
1.2. Роль мотивационной готовности в психологической подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе
     Д. Б. Эльконин Л. И. Божович, В.А. Запорожец, утверждали, что мотивационная готовность детей к школе есть важнейшая составляющая личностного развития ребенка 6-7 лет. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения,  которые выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Внешние аксессуары школьной жизни, желание не посещать детский сад  не относятся к основным мотивам. Важно, чтобы школа увлекала ребенка главной функцией– учением.
Л.И. Божович говоря о мотивах «подразделила на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»[3.с.24].
           Мотивационная готовность к школе предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др. 
           Определяя мотивационную готовность детей к обучению в школе нужно учитывать педагогические условия, возникающие у дошкольников к разнообразным видам деятельности. Интерес может рассматриваться, как один  из мотивов деятельности, который вызывает желания в ее усвоении.
     Во многих исследованиях, (В.Н.Андреева, Л.Н.Вахрушева, Р.И.Капустина и другие) доказано, что в старшем дошкольном возрасте сформировать устойчивый интерес к деятельности можно, если:
     - сформировать положительное эмоциональное отношение к видам деятельности;
     - осмысление ребенком этой деятельности;
     - необходимый у детей багаж знаний и умений;
     - активная позиция в обучении;
         -объединение различных видов занятий и выявление индивидуальных способностей;
        - совместная деятельность педагога с детьми.
         Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, прежде всего, определяет его мотивационную готовность, которая включает в себя достаточно развитую потребность в знаниях, умениях и выраженное стремление ребенка к их совершенствованию[23]. Без мотивационной готовности, ни о какой другой готовности ребенка к обучению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений, навыков. Она также определяет работоспособность как главную предпосылку, лежащую в основе всех человеческих достижений в развитии. 
         Э.В.Штиммер в своей работе выделяет ряд условий для формирования мотивационной готовности к обучению в школе. Он рассматривает развитие мотивационной готовности как формирование «внутренней позиции». Основным условием автор выделяет дифференцированный подход к выбору методов работы с детьми с различной степенью развития познавательной активности. Он предлагает создать ряд условий, при которых повыситься уровень «школьных интересов», снизится социальная тревожность, дошкольник перейдет с позиции участника игровых ситуаций в позицию ученика, сформируется осмысленное стремление к собственно познавательному учебному процессу[47].
     По мере взросления дошкольника, его все больше привлекает мир людей, а не мир вещей. Он начинает, пытается постигнуть смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Необходимость  следовать социально значимым законам поведения должно стать  для ребенка значимым, особенно если оно находит положительный отклик со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с взрослыми. Поэтому коммуникативная готовность крайне важна ввиду будущих постоянных контактов с взрослыми и сверстниками в ходе обучения в школе. Итак, можно сказать, что в исследованиях Л.И. Божович, посвященной психологической готовности в школе, в качестве низшего актуального уровня психологического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника». Это психологическое новообразование рождается на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет и представляет собой соединение двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей.
     Развитие мотивационной сферы ребенка является основополагающей задачей психологии развития. Дошкольный возраст – это время особенно интенсивного развития мотивационной сферы [12]. Мотивационная готовность к школьному обучению основывается на: 
     - положительных представлений о школе;
          - желание учиться в школе, чтобы узнать новое, многому научиться;        
          - сформированной позиции школьника. 

      1.3. Специфика развития и изучения мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
     В старшем дошкольном возрасте структура мотивов становиться относительно устойчивой. Центральное положение начинают занимать познавательные и социальные потребности. К концу дошкольного возраста игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают лидирующее положение в мотивационной структуре дошкольника[6].
     В дошкольном возрасте, дети готовы «живо и жадно» учиться. И большое значение здесь занимает достижение сформированности личной позиции ребенка в отношении новой роли – роли ученика. Здесь уже будет играть не только интеллектуальная зрелость, но и мотивационно – волевая готовность к учебной деятельности (общение в коллективе, усвоение норм поведения, правильная реакция на требования взрослого). Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович оценивает это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. И это будет определять дальнейшее поведение и деятельность ребенка к самому себе и окружающим.
     Зная возрастные особенности детей 6-7 лет, педагогам надо иметь в виду большое разнообразие индивидуальных различий возможностей и способностей. Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст- это период быстрого формирования мотивационной сферы, психологических механизмов личности. Предпосылками зарождения мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению является, с одной стороны, формирующее желание детей пойти в школу. А с другой стороны, развитие любознательности, стремление узнать что – то новое, развитие умственной активности. В структуре мотивов, которые определяют отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А.Н.Леонтьва, можно выделить шесть групп мотивов:
     - социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости необходимости учения и стремление к социальной роли, будущего школьника;
     - учебно – познавательные мотивы, выражающиеся в желании научиться чему – то новому, приобрести новые знания;
     - оценочные мотивы, добиться расположения и одобрения взрослого, получать высокую оценку;
     - позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни позиции школьника;
     - внешние по отношению к школе мотивы;
     - игровой мотив, который неадекватно переноситься в учебную деятельность [22].
     Каждый мотив в большей или меньшей степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника и оказывает определенной влияние на формирование его учебной деятельности.
     Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место начинает занимать познавательный мотив, являющийся одним из главных для старшего дошкольного возраста. Успешному формированию познавательной мотивации будут способствовать развитие интереса к школе, формирование познавательной потребности через пробуждения любознательности, стимулирования познавательного интереса через развивающие игры, чтение художественной литературы, экспериментирование. Но высокий уровень познавательной активности не гарантирует стойкую мотивацию учения, необходимо чтобы познавательные интересы ребенка и условия школьного обучения совпадали.
     Мотивационная готовность к школе включает так же определенное отношение к себе. Плодотворная учебная деятельность - это адекватное отношение ребенка к своим способностям, поведению, результатам своей деятельности, которая подводит ребенка к определенному уровню самосознания. О личной готовности ребенка к обучению в школе можно судить по его поведению на занятиях и во время беседы с педагогами и психологами. Выявить позицию школьника можно по специально разработанной методике Н.И. Гуткиной [12].
     Еще одно условие успешного обучения происходит при достаточном развитие произвольности, управляемости поведением, которые обеспечивают реализацию имеющих у ребенка мотивов учения [14].
     Поэтому определяя мотивационную готовность ребенка к школе, педагоги должны учитывать специфику развития сферы произвольности. Овладение произвольность поведения может служить тот, факт, что к концу дошкольного возраста формируется система мотивов, их соподчинение, когда одни мотивы выступает на первый план, а другие становятся менее важными.
     Мотивационно готовый к обучению в школе - это ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника» характеризующиеся в том, что:
     - ребенок хочет идти в школу;
     -учение привлекает его как серьезное, социально значимая деятельность;
     - сформирована широкая полимативация учения;
     -сила учебных мотивов достаточна для преодоления школьных трудностей;
     - сформирована устойчивая структура мотивов, в которой преобладают познавательные и социальные мотивы учения;
     - ребенок свободно объясняет смысл учения, показывая высокую степень осознания мотивационной сферы.
      С момента, когда в сознании ребенка представления о школе приобретают черты реального образа жизни, можно утверждать, что его внутренняя позиция стала внутренней позицией школьника. А это значит, что ребенок психологически из дошкольного возраста перешел в младший школьный возраст. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, которые связаны со школой и переживаются как его собственные потребности. Наличие у ребенка внутренней позиции школьника проявляется, если положительное отношение к школьно – учебной деятельности, а особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением выходят на первое место и ребенок отказывается от дошкольно – игрового способа существования.
     К концу дошкольного детства ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы еще играют важную роль, но уже не занимают главное место в мотивационной структуре дошкольника.
      Говоря о мотивационной готовности детей к обучению в структуре стартовой готовности к школе, мы имеем в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, побуждающие деятельность ребёнка, которые направлены на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и они могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. 
      Л.И. Божович писала: «Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда так или иначе подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в третьих - интерес к самим знаниям»[4 - C.111]
      Поэтому только своевременное развитие и диагностика мотивационного компонента психологической готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка. А правильно разработанная и построенная коррекционно-развивающая работа, приведет к полноценному формированию готовности к обучению к школе.
     
      
      
     
     
     

         



               ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
              2.1. Организация и методы исследования мотивационного компонента психологической готовности детей 6 -7 лет к обучению в школе
     В результате исследования нами был проведен констатирующий эксперимент и контрольный эксперимент. 
     Целью констатирующего эксперимента является определение особенностей мотивации учения старших дошкольников.
     Целью контрольного эксперимента проверка эффективности разработанной программы, направленной на формирования мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению.
     Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2016г. в детском образовательном учреждении № 105 «Детство» г. Пенза. Контрольный эксперимент проводился в декабре 2016г.
     В исследовании принимало участие 38 детей подготовительных к школе групп.
     Перед началом эксперимента были созданы следующие условия:
     - спокойная, доброжелательная обстановка, чтобы у испытуемого не возникло состояние страха или тревоги в процессе эксперимента;
     - исключение всего, что может отвлечь ребёнка, так как эти факторы могут негативно сказаться на результатах диагностики;
     - соответствующая подготовка рабочего места (удобство, хорошая освещенность, необходимый материал).
     В констатирующем эксперименте мы использовали методики : методику разработанную М.Р. Гинзбургом «Исследование мотивации учения у старших дошкольников», методику «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста» В.Д., Шадриков, Н.В.Нижегородцева, методику «Исследование мотивации учения у старших дошкольников» и 
       модифицированную методику Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина «Беседа о школе».
      В контрольном эксперименте мы использовался методику «Исследование мотивации учения у старших дошкольников» и 
      модифицированную методику Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина «Беседа о школе».
     Первая методика – «Исследование мотивации учения у старших дошкольников ». 
      Данная методика разработана М.Р. Гинзбургом. 
     Ее описание дается по книге «Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет». Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1998[35].
      В основу методики положен принцип «персонализации» мотивов. Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Методика проводится индивидуально с каждым ребенком. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержания рисунок, который служит внешней опорой для мотивации.
     Цель: Выявить преобладание определенного мотива, при поступлении в школу.
     Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Мальчики (девочки) разговаривали о школе.
      Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
     На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком №1 женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.) 
     Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».Выкладывается карточка с рисунком №2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.) 
     Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Выкладывается карточка с рисунком №3: фигурки двух детей, играющий в мяч. (Игровой мотив.) Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком №4: две фигурки, изображенный спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.) 
     Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком №5: фигурка с портфелям в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.) 
     Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком №6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)
      После прочтения рассказа задаются вопросы:
     - А как, по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.
     - С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.
     - С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.
     Дети последовательно осуществляют три выбора. 
     Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
     Обработка данных исследования: Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу 1 и затем оцениваются экспериментатором.

                                                                                                               Таблица 1
Мотивы № выборы
1
2
3
4
5
6
I выбор






II выбор






III выбор






Контрольный выбор







     I выбор – внешний мотив – 0 б.;
     II выбор – учебный мотив – 5 б.;
     III выбор – игровой мотив – 1 б.;
     IV выбор – позиционный мотив – 3 б.;
     V выбор – социальный мотив – 4 б.;
     VI выбор – отметка – 2 б.
     Контрольный выбор добавляет к общей сумме количество баллов соответствующего выбора.
     Мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая). Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях. Примечание: методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальный материалы и система оценок в 1993г. – И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.
     Второй методикой является методика «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста». Данная методика описана в книге Шадриков В.Д., Нижегородцева Н.В. «Психолого-педагогическая готовность детей к школе», 2001[40].
     Методика проводилась с воспитателями обследуемой нами подготовительной к школе группы.
     Заранее нужно подготовить 6 карточек. На одной стороне карточки записывают одно из шести, перечисленных ниже утверждений, характеризующий поведение и действия детей 6-ти и 7-летнего возраста. На обратной стороне карточки – тип мотива, соответствующий данной характеристике.
     Педагогу предлагают проранжировать стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива. Для этого из шести карточек предлагают выбрать ту, на которой характеристика.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44