VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006488
Тема: Формирование эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»

Институт педагогического образования и социальных технологий

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки Психология и педагогика дошкольного образования

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

Формирование эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

	Автор:
Разумеева Анастасия 
Владимировна,

54 группа, 5 курс, заочная форма обучения

Научный руководитель:
к. пс.н., доцент Гонина Ольга Олеговна

Допущен(а) к защите:

__________________ 20__ г.

Руководитель ООП

_______________ А.Л.Сиротюк

(подпись, дата)

Заведующий кафедрой

дошкольной педагогики и психологии

_______________ А.Л.Сиротюк

(подпись, дата)

Тверь 2018



Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

1.1. Понятие и структура психологической готовности к школьному обучению

1.2.Сущность эмоционально-волевой готовности к школьному обучению

1.3. Развитие эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте

при подготовке к школе

Выводы

Глава 2. Экспериментальная часть исследования по изучению формирования эмоционально-волевой  готовности детей к школьному обучению

2.1. Диагностика эмоционально-волевой  готовности детей к школьному обучению

2.2.Программа формирующего эксперимента по формированию эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

2.3.Обработка и интерпретация результатов исследования

Выводы

Заключение

Литература

Приложения




Введение

Актуальность исследования определена возрастанием интереса ученых и практиков к усовершенствованию воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, созданию идеальных  условий для многогранному развития личности, подготовки их к обучению в школе. 

Подготовка к школе является итогом предварительного развития ребенка в дошкольном возрасте и начальной ступенью  для его предстоящего обучения. Обращается большое внимание формированию готовности к школьному обучению в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оказывающие разнообразное воздействие на психическое развитие детей образовательные программы, существуют в современной системе дошкольного образования. Анализ таких образовательных программ потверждает то, что основной упор в этих документах сделан на развитие психологической готовности к школе. Эмоционально- волевое развитие дошкольника не затрагивается усилиями дошкольных образовательных учреждений, которые направленны на всестороннее развитие и воспитание детей.Эмоционально- волевая сфера играет огромную роль успешности в школе,социализации и интеграции в обществе. Несмотря на, это программы подготовки детей к школе, используемые в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно полно охватывают изменения эмоционально-волевой сферы. Как в теоретическом, так и в практическом смысле изучение эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста является необходимым. В этом возрасте еще не исчерпана свобода выражения эмоций, но рассматривается интенсивное формирование эмоционально-волевой сферы -способность описывать собственные чувства и чувства окружающих людей, умения подчиняться требованиям и правилам. 

В результате анализа исследования ученых отмечается недостаточное развитие произвольности и эмоционально- волевой регуляции при переходе ребенка в школу из-за низкого уровня их развития у современных дошкольников.

Наличие у ребенка высокого уровня развития произвольной и эмоционально -волевой регуляции, проявляющегося в умении контролировать свои действия и поступки,  управлять своим поведением, самостоятельно приобретать знания, находить способы решения в трудных ситуациях предполагается началом школьного обучения (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин,   Н.И. Гуткина, Г.Г. Кравцов, В.А. Иванников, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Т.Н. Шульга и др.).

Для педагогической психологии является значимой проблема исследования развития эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте и ее роли в психологической готовности детей к школе.

Объект исследования: эмоционально-волевой компонент готовности дошкольников к обучению в школе. 

Предмет   исследования:  свойства   эмоционально-волевого готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: Проанализировать закономерности формирования эмоционально-волевого готовности детей к школьному обучению .

Гипотеза исследования:

1. Одним из основных определением  готовности к школьному обучению старших дошкольников является эмоционально- волевая сфера, содействующая развитию мотивационного и интеллектуального компонентов, при этом создающая условия началу успешного обучения в школе.

2. Эмоционально-волевой  готовность к школьному обучению может быть сформирована у детей старшего дошкольного возраста посредством специально организованной работы в ДОУ, что обеспечивает начальную готовность к обучению в школе.

3. Сформированность эмоционально-волевого компонента обеспечивает умение учиться, минимизирует дезадаптацию ребенка к школе и способствует опережению учебных трудностей.

Для   подтверждения   гипотезы   были   поставлены   следующие задачи исследования: 

Теоретический анализ проблемы эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

1. Изучить теоретические подходы к понятию и структуре психологической готовности к школьному обучению и ее сущность.

2. Изучить особенности развитие эмоционально-волевой регуляции в дошкольном возрасте

3. Провести диагностику эмоционально-волевой  готовности детей к школьному обучению

4.Разработать программу формирования эмоционально-волевой готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

5. Произвести обработку и интерпретацию результатов исследования

Практическая значимость исследования: 

разработана программа психотренинга, включающая комплекс игровых упражнений и направленная на формирование эмоционально-волевой готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, которая может быть реализована психологами и воспитателями ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: решение поставленных задач и проверка гипотез проводилась следующим комплексом методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме; эмпирический метод методы статистической обработки данных; развивающий эксперимент (реализация специальной программы для детей старшего дошкольного возраста);  методы анализа и обработки эмпирических данных (сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, статистическая обработка результатов исследования). Конкретными методиками исследования выступили: «Да и нет» Л. Красильниковой; «Бусы» Л.А. Венгер; «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотова; «Методика изучения способов выражения эмоций» А.Д. Кошелева

Эмпирическая база: исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 125, города Твери, в исследовании приняли участие детей старшего дошкольного возраста.

Структура и объем работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Общий объем работы  страниц, список литературы включает  источник.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению

1.1. Понятие и структура психологической готовности к школьному обучению

Психологическая готовность - определенная степень взаимосвязанных качеств психологического развития способствующих эффективному познанию  школьной программы.

По объедененному мнению авторов (Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Запорожец, Н.И. Гуткина, Е.Е Кравцова, Н.Г.Салмина,и др.) психологическая готовность к школьному обучению состоит из следующих компонентов: эмоционально- волевая. психомоторная, личностная, интелектуальная.
Безусловно,  для того, чтобы адаптация к новым условиям проходила безболезненно и учебная деятельность была эффективной любой компонент как и вся структура в целом играет колоссальную роль.Изучим суть данных компонентов.
Эмоционально-волевая готовность. 
Значимой стороной психологической готовности к школе служит надлежащая степень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы. У каждого ребенка эта степень индивидуальна, но для старших дошкольников характерной чертой является соподчинение мотивов, которое представляет ребенку возможность контролировать свое поведение и которое требуется для присоединения к общественной деятельности, усвоения системы требований, предъявляемых школой и учителем.
Эмоционально-волевая готовность включает в себя: 
1) Произвольность поведения. По мнению Д.Б. Эльконин произвольное поведение формируется в командной ролевой игре, дающая возможность ребенку более эффективно развиваться, чем игра в одиночку. Группа регулирует нарушения в подражании образцу, тогда как такую проверку в одиночной игре выполнить трудно. [Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.]

Необходимыми условиями учебной деятельности Д.В. Эльконин акцентировал проявления произвольного поведения, отметив следующие параметры: 

умение детей осознанно подчинять собственные действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; 

умение направлять деятельность на заданную систему требований; 

умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; 

умение по визуально воспринимаемой модели выполнять требуемое задание самостоятельно.

Основывается обучение в 1классе именно на эти нормы развития произвольности. Являющиеся частью психологической готовности к школе. 
2) образование ведущих составляющих волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка итогов  собственного действия. Впрочем не все составляющие достигают высокого развития на данный промежуток времени; 
3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и иных волевых свойств; 
4) новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится контролировать свое настроение, а иногда даже скрывать  его. Он становится более выдержанным. Динамично раскрываются процессы эмоционального преодоление эгоцентризма, которые воплощаются по двум основным направлениям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, отождествление себя с группой и соотношение социальными принципами и правилами; 
5) позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе. [Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.]





		



произвольность поведения.

произвольность поведения.



образование ведущих составляющих волевого действия

образование ведущих составляющих волевого действия



	

позитивный эмоциональный настрой

позитивный эмоциональный настрой

Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность	







держанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний

держанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний

дисциплинированности, организованности, самоконтроля и иных волевых свойств

дисциплинированности, организованности, самоконтроля и иных волевых свойств









Психомоторная (функциональная) готовность. 
К ней следует отнести те изменения, которые влияют на повышение работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать: 
1) уравновешенность процессов возбуждения и торможения , растущая в течение всего дошкольного детства - позволяет ребенку более длительное время фиксировать свое внимание на предмете своей деятельности, способствует образованию произвольных форм поведения и познавательных процессов; 
2) основу для овладения действиями письма образует развитие мелкой моторики руки и зрительно-моторных координации; 
3) становление речи как средства познания и вербально-логического мышления стимулируется улучшением устройства функциональной асимметрии мозга 
Интеллектуальная готовность. 
Л.И. Божович обращала внимание, что первоклассник должен уметь выделять значительное  в явлениях окружающей среды, сравнивать их, видеть сходное и отличное, мыслить, выявлять причины явлений, строить умозаключение.[ Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - Спб.: Питер, 2008г]
Интеллектуальная готовность предполагает комплектование у ребенка элементарных умений в области учебной деятельности, а именно умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности.[ Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. Пособие.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.- 272 с.]
Выделяют следующие признаки интелектуальной готовности к обучению

• дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;

• концентрация внимания;

• логическое запоминание;

• развитие мелкой моторики рук;

• аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

• умение воспроизводить образец;

• сенсомоторная координация.

Практически, рассматриваемая таким образом интеллектуальная зрелость в значительной мере показывает функциональное созревание структур головного мозга.[ Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4е изд. перераб. и дополн. Спб.: Питер, 2004.- 208 с.]
С формированием мыслительных процессов объеденена интеллектуальная готовность к школьному обучению. Базой для формирования словестно- логического мышления и восприятия учебных знаний в школе является высокий уровень развития наглядно- образного и образно- схематического мышления. Ребенок вынужден решать более сложные и разнообразные задачи. Планомерно обследовать предметы, явления, действия. Для усвоения окружающего мира детьми используются процессы мышления активизированные любознательностью и познавательной активностью. Необходимо. Чтобы дети могли предвидеть итог своих мыслительных действий и планировать их.
Развитие речи является важным элементом интеллектуальной готовности к школе.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. У ребенка должен быть развит фонематический слух. Кроме того, должно быть сформировано умение связно, последовательно, понятно для окружающих построить фразу, передать ход своих мыслей, иметь достаточный словарный запас, правильное звукопроизношение, навыки звукового анализа слова, знание букв и умение читать.
Внимание должно обладать произвольным характером. Также элементы произвольности должна содержать память. Перед ребенком может быть поставлена цель направленная на усвоение материала.
Определенный уровень развития когнитивных процессов, обеспечивающих восприятие, переработку и сохранения различной информации в процессе обучения, элементарные знания и умения, представления о содержании учебной деятельности и методов ее выполнения составляют интеллектуальную готовность к школьному обучению.

Под личностной готовностью к школе понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая и волевая устойчивость. На фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.(рис.)[ Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. Пособие.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.- 272 с.]



Адекватная самооценка

Адекватная самооценка

Произвольность поведения

Произвольность поведения

Наличие внутренней позиции школьника

Наличие внутренней позиции школьника







Компоненты личностной готовности к обучению

Компоненты личностной готовности к обучению





Сформированность механизмов эмоциональной саморегуляции

Сформированность механизмов эмоциональной саморегуляции

Развитые навыки общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками

Развитые навыки общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками







Коммуникативная готовность проявляется как готовность ребенка к произвольному общению с педагогом и ровесниками в учебном процессе. Коммуникативная готовность формирует условия успешного взаимодействия ребенка и учителя и передачи культурного опыта в процессе обучения. Коммуникативная активность является одним из важных элементов коммуникативной готовности. 
Сформированность самооценки отмечается пониманием ребенком своих физических возможностей, нравственных качеств,переживаний,умений, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью, характера отношения к нему взрослых.
Эмоциональная зрелость проявляется в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и в умении контролировать свое поведение на основе эмоциональной антиципации. Признаком эмоциональной готовности является зрелость высших чувств- интеллектуальных чувств, нравственных переживаний, эстетических чувств.
Показателем личностной готовности к школе является сформированность «внутренней позиции школьника», как стремление ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархии  мотивов с высокой учебной мотивацией.[ Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций.- М.:Айрисс- пресс, 2005.- 238с.]
Ребенок руководствуясь в своем поведении учебными мотивами наиболее важными для него, сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Ребенку  необходимо уметь подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия.[ Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб. Пособие.- М.: ФЛИНТА: Наука, 2014.- 272 с.]

Все изученные компоненты психологической готовности к обучению достигают конкретной степени сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Что способствует образованию у ребенка качеств нужных для развития разнообразных граней его личности и успешному освоению учебной программы.




1.2.Сущность эмоционально-волевой готовности к школьному обучению



Изучая  сущность эмоционально- волевой готовности ребенка к школьному обучению было отмечено, что исследователи рассматривают волевую и эмоциональную готовности отдельно друг от друга.

Ряд ученых выделяют волевую готовность дошкольников.

По мнению Кобановой О.А. психологическая готовность в сфере воли обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенка своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие до ее достижения. [1, с.201 ]

Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. писали о волевой готовности следующее: «к шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Значительно изменяется степень произвольности движений ребенка, сами движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. 

Произвольность в поведении также проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по столовой и т. п.), оказания помощи маме, она и в умении побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолеть боль, не заплакать при ушибе.

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность действовать по моральным мотивам, при необходимости отказываясь от того, что непосредственно привлекает.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, как носителя социальных норм поведения, правил. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств» [2]

Конева О.Б. полагала что волевая готовность - это умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. [3, с.26]

По мнению Гуткиной Н.И. волевое поведение как произвольное поведение, определяемое устойчиво доминирующими наиболее личностно значимыми мотивами в мотивационной сфере человека. Фактически волевое поведение- это выражение на поведенческом уровне направленности личности. Намеренно огрубляя формулировку определения волевого поведения, можно представить его как произвольное поведение, направленное на удовлетворение наиболее личностно значимых желаний[4, с. 37] 

Волков Б.С. и Волкова Н.В. считают, что волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудится, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью[5, с. 68]

Также Волков Б.С. и Волкова Н.В. отдельно рассматривают эмоциональную готовность. По их мнению эмоциональная готовность ребенка к школе предполагает: радостное ожидание начала обучения в школе; достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические; сформированные эмоциональные свойства личности( умение сочувствовать, сопереживать и др) [5, с. 65]

Отдельно выделяют эмоциональную готовность и другие исследователи.

Гуткина Н.И. считает, что об эмоциональной зрелости говорит: уменьшение импульсивных реакций, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.[4, с.14] 

Карабанова О.А утверждает, что эмоциональная готовность проявляется в освоении социальных норм выражения чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. [1, с. 202]

Загвоздкин В. предполагал, что эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними — еще одна сторона эмоциональной компетентности[6]

Психологами  также фиксируется плотное взаимодействие волевых и эмоциональных процессов.

Развитие волевых действий дошкольников близко соприкасается с формированием его эмоциональной сферы. Готовность к школьному обучению связано с эмоциональным развитием, так как ребенку понадобится умение контролировать свое поведение, а для этого потребуется волевое усилие. 

Малютина С. В считает эмоционально-волевую готовность сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. [7]

Включение в структуру психологической готовности эмоционально- волевого компонента позволило выделить его показатели: умение владеть своими эмоциями без их негативных проявлений в деятельности и поведении (обидчивость, возбудимость, плаксивость, нетерпеливость), что эмоциональную устойчивость, умение сдерживать свои эмоции; целенаправленность поведения (умение управлять собой, своими действиями и поступками, осознанность и понимание действий и поступков, умение преодолевать трудности и препятствия при достижении целей, что проявляется в ряде волевых качеств личности (дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, организованность). [8]

По мнению Фатиховой Л.Ф эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. [9]

Экспериментальное исследование Сидячевой Н.В. позволили сделать вывод, что эмоционально-волевой компонент выражается в умении владеть собой, своими действиями, проявлять выдержку и терпение, подчиняться нормам, требованиям и правилам, в умении владеть своим эмоциональным состоянием.[10]

Рассмотрим элементы эмоционально – волевой готовности.

1.Произвольность поведения - это способность ребенка контролировать свое поведение и организовывать свою работу. Эта способность проявляется в различных формах.

Формы произвольности:

а) Умение исполнять последовательность действий без чьей- либо помощи. На ранних этапах обучения в целом каждая работа требует от ребенка умения самостоятельно, без помощи и подсказок взрослого, выполнять ту или иную последовательность действий и операций.

б) Воспроизведение наглядных образцов.

Для успешного обучения без сомнений эта способность имеет значение. Основной объем материала предоставляется первоклассникам в виде наглядных образцов, которые они должны воспроизводить как можно более точно и аккуратно. 

в) Способность ребенка по устной инструкции взрослого выполнять действия.

В обучении значительная часть заданий, выполняемые детьми, дается в форме устной инструкции учителя. Если ребенок не умеет выстраивать свое поведение по устной инструкции взрослого, не смотря на интеллектуальное развитие, он может получить низкий итог работы. 

г) Умение подчинить свои действия правилу. 

Чаще всего, учащиеся должны подчиняться некоторым правилам, которые являются инструкциями учителя в классе. Задания, перед упражнениями в учебнике, это тоже правила, которые ученик должен соблюдать при выполнении домашней работы. Ограничения действий учащихся правилами бывают содержательные и формальные. Формальные ограничения: не заходя за поля, переписать текст, продемонстрировать свое знание ответа только поднятой рукой. Содержательные ограничения: проверив орфограмму, записать слово, посчитать результат, не забыв о правиле сложения с переходом через десяток, и тому подобное.

Распределение внимания между содержанием выполняемой работы и накладываемым правилом ограничением требует работа по правилу. Если ребенок правильно воспроизводит правило написания слова, даже приводит примеры, а пишет слово с ошибкой это показывает несформированность этого компонента.

Уже из перечисленных выше примеров видно, насколько важным компонентом готовности к школе является сформированность произвольности поведения. [3, с27]

Д.Б. Эльконин, рассматривая произвольное поведение в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста, определяет его как поведение, предоставленное определенным представлением.

Кравцов Г.Г. и Семаго Н.А. считают, что развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте идет по трем уровням, которые имеют периоды «перекрытий»:

- Формирование двигательной произвольности;

- Уровень произвольной регуляции собственно высших психических функций;

- Произвольная регуляция собственных эмоций.

По данным Гуткиной Н.И., семилетние дети имеют более высокий уровень развития произвольности (работа по образцу, сенсомоторная координация) по сравнению с шестилетними, соответственно семилетние дети лучше готовы к школе по данному показателю готовности к школе.

Общую направленность поведения ребенка дает изменение мотивов с которыми тесно связанно развитие воли и что является одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста. Путь ребенка к выбранной цели игнорируя желания, зарождающиеся в сложившихся обстоятельствах, основан на принятии более важного на данный момент мотива. Оценка действий, значимым взрослым, является в предшкольном возрасте одним из наиболее эффективным в плане стимуляции волевых усилий мотивов. [12, с. 25]

2.Формирование основных элементов волевого действия.

Волевым называется такое поведение человека, которое:

-осознанно контролируется самим человекам;

-является целенаправленным (воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в осознанном выборе цели и подборе средств для ее достижения. И в ходе выполнения запланированного действия необходимо мышление. Трудности появляющиеся на пути осуществления запланированного действия требуют сравнивать цели, условия и средства выполнения и вовремя вносить необходимые поправки. Без участия мышления волевые действия были бы лишены сознательности, т. е. перестали бы быть волевыми действиями.) [3, с.375]

-связанно с принятием решений;

-построение плана действий .Успешному достижению результатов помогает планирование с детьми их предстоящих действии. Планирование — это метод раскрытия цели данных обстоятельств, путь формирования намерения достичь цели, способ осуществления управления самим собой с помощью второй сигнальной системы, т. е. речи) [3, c.374]

-соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначное целенаправленное поведение. Общую направленность поведения ребенка дает изменение мотивов с которыми тесно связанно развитие воли и что является одним из основных психологических новообразований дошкольного возраста. Путь ребенка к выбранной цели игнорируя желания, зарождающиеся в сложившихся обстоятельствах, основан на принятии более важного на данный момент мотива.[12 с.25]

-предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления. То есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели. Является одним из важнейших признаков волевого поведения, причем независимо от того, какого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними препятствиями являются стремления человека не выполнять данное действие или выполнять противоположных. [13, с. 374]

Эти признаки отличают волевое поведение от безвольного поведения. Присутствие любого из указанных признаков позволяет данное поведение человека назвать волевым.[14, с.261]

Последний этап волевого действия — анализ процесса выполнения цели, оценка достигнутых результатов. Эмоциональное переживание итогов деятельности и стремление получить оценку со стороны взрослого показывает осмысление выполненного действия. У младших детей успех или неудача при выполнении предшествующего задания не оказывают заметного влияния на преодоление трудностей и достижение последующих целей.. Дети раньше осознают конечный момент, результат, чем способы достижения этого результата.[15, с.275]

3. начало развития дисциплинированности (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку) ,организованности (разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности)[16, с. 84]

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетке управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, стимулирующих развитие этого рода восприимчивости, важную роль играет характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств [15, с.309]

4. Новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранними возрастами. 

Эмоции становятся более сдержанные и осознанные, эмоциональные состояния устойчивее. Ребенок учится контролировать свое настроение, а иногда даже скрывать его. Он становится более выдержанным. Активно раскрываются процессы эмоционального преодоление эгоцентризма, которые реализуются по двум основным направлениям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, сравнивание себя с группой и соотношение социальными принципами и правилами; [17, с.36]

5. Позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе. Начальный этап в системе образования, выполняющий важную функцию подготовки детей к школе является детское дошкольное учреждение. Успех предстоящего обучения во многом зависит от подготовки ребенка к школе. Расположение ребенка к школе строится до начала обучения. И здесь играет важную роль полученная информация и форма ее подачи от взрослых.

По мнению Л.С.Выготского складываться отношение ребенка к себе начинает в семилетнем возрасте. Отношение к самому себе складывается из опыта его деятельности, общения с другими людьми. Дети, имеющие положительное отношение к себе, бодры, активны, находчивы , увлеченно и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, отвечающие способностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную, имеют рвение к достижению успеха в учебной деятельности, самостоятельны.

Обобщая обзор психологических исследований эмоционально- волевой готовности, было сформулировано определение, опираясь на которое будем оперировать в формирующем эксперименте.

Эмоционально- волевая готовность - это компонент психологической готовности ребенка к школьному обучению, который включает в себя развитую произвольность, сформированные волевые качества, умение подчиняться нормам, требованиям и правилам, способность владеть своим эмоциональным состоянием, умение адекватно кодировать и вербализировать эмоции, зрелость ведущих составляющих волевого действия, созданный позитивно- эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению и самому себе.

?

Список литературы



1.Кабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: Айрис- пресс , 2005.–238с

2. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. [Электронный ресурс]/—М.: Просвещение, 1988. — 190 с, — (Психол. наука — школе).URL: http://pedlib.ru/Books/1/0373 (дата обращения  01.11.2017)

3. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.)

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе 4е издание перераб. И дополн. СПб Питер 2004- 208с

5. .Волков б.С. Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе 4е изд. Переработка и доп.- СПб Питер,2008- 192с. Ил – (Серия «Детскому психологу»)

6. Загвоздкин В. Готовность к школе и компетентн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.