VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012813
Тема: Особенности компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Содержание

     


     
     
     
     ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
     2.1 Организация и методы исследования
     В нашем исследовании, мы рассматриваем готовность к обучению в школе с позиции организации и содержания школьного обучения, и в этом понимании, мы вслед за Л.С. Выготским разделяем положение о том, что следует различать «готовность к учению» – готовность к специфическим условиям и организации обучения в школе (к обучению в форме учебной деятельности.) и «готовность предметную», то есть готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных соответствующими разделами школьной программы.
     Эти аспекты школьной готовности связаны тесным образом: дошкольник усваивает чтение, письмо и математику, выполняя учебную деятельность (в специфической для данного возраста форме). С другой стороны, овладевая новыми знаниями и умениями, начинающий школьник учится учиться, осваивает новую для него учебную деятельность, активно развивается.
     Как известно, обучение детей по определенной программе начинается с раннего возраста и осуществляется на занятиях в дошкольном учреждении на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. «Новизна» ситуации школьного обучения заключается в том, что учебная деятельность становится основным видом деятельности ребенка и является главным условием полноценного развития и усвоения знаний.
     Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении с взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Деятельность ребенка принимает форму учения (учебной деятельности) тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.
     Учитывая вышеизложенное, мы в своей работе рассматриваем психологическую готовность как один из значимых компонентов формирования учебной деятельности, ведь содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает и, следовательно, можно говорить о том, что дошкольник выполняет действия по получению новых знаний осознанно и можно говорить о том, что его деятельность приобретает форму учебной.  
     Как было показано в первой главе настоящего исследования главным новообразованием детей 6-7 лет является качественная перестройка мотивационной сферы. В мотивационной сфере начинают преобладать учебные мотивы, развивается «внутренняя позиция школьника». Готовность к школе необходима для результативного обучения и развития ребенка, ведь при слабо развитой учебной мотивации обучающийся может не принять поставленную перед ним учебную задачу. Таким образом, из вышеизложенного следует, что психологическую готовность к школе логично диагностировать через выявление учебной мотивации, но, на практике, методически эту задачу решить очень сложно. 
     О сформированности у дошкольника мотивационного компонента можно заключить во время групповых занятий и беседуя с педагогом. В настоящее время в педагогической практике имеют место специально разработанные планы беседы и эмпирические методы, с помощью которых можно диагностировать сформированность готовности. К примеру, по выбору деятельности – слушанье сказки или игра с куклой (машинкой) можно определить доминирование познавательного или игрового мотива. Вместе с тем, наблюдая за поведением ребенка в обыденной обстановке педагог очень легко может выявить учебные мотивы. 
     Процедура определения мотивационного компонента может быть различной в зависимости от условий, в которых приходиться работать. Самые благоприятные условия – это диагностика детей в ДОО, поскольку дети находятся в обыденной для них обстановке, а само обследование схоже с индивидуальным занятием. Обследование можно проводить в один прием, но если ребенок работает медленно и быстро устает, то целесообразно разделить занятие на два раза.
     Экспериментальная работа проводилось на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1324». Выборку исследования составили воспитанники дошкольной группы, в количестве 13 человек. Средний возраст испытуемых – 6,5 лет.
     Цель: изучить особенности компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе и сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.
     Гипотеза: формирование мотивационного компонента готовности в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: отбор доступного содержания представлений о школе, поэтапное построение работы (эмоционально-мотивационный, когнитивный, поведенческий этапы), установление взаимосвязи педагог-ребенок-родитель. 
     Задачи:
     1. Определить актуальный уровень мотивационного компонента готовности при использовании комплекса диагностических методик.
     2. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивационного компонента готовности. 
     Полную и объективную оценку мотивов учения можно получить, проведя работу с педагогами дошкольной образовательной организации, показав им важность этой оценки и раскрыв сущность оцениваемых параметров [12].  
     Рассмотрим диагностический комплекс.        
     Диагностическая методика 1 «Беседа» (автор Гуткина Н.И.)
     Цель: определить «внутреннюю позицию» будущего школьника, принятие ребенком возрастного статуса. Материал: бланк протокола, вопросник.
     Диагностическая методика 2 «Персонификация мотивов (автор Гинсбург М.Р.)
     Цель: определить выраженность различных мотивов, побуждающих к учению. Материал: описание ситуаций – рассказов, 6 карточек со схематичным изображением фигур.
     Эксперимент проводится индивидуально. Каждая история относится к определенному виду мотивации и соотносится со следующим количеством баллов.
     Диагностическая методика 3 «Сказка» (автор Гуткина Н.И.)
     Цель: определить преобладание познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере.
     Материал: игрушки: стульчик из кукольной мебели, чайник из кукольной посуды, мягкая игрушка кошка, кубик, простая машинка, текст сказки «Почему зайцы зимой белые шубки носят». 
     Диагностическая методика 4 «Мотивационные предпочтения» (автор Солдатов Д.В.)
     Цель: изучить мотивационные предпочтения.
     Материал: по 9 картинок 2 серии, на которых мальчик и девочка выполняют различные действия. Карточки пронумерованы с обратной стороны. 
     2.2 Анализ результатов диагностики
     Исследование проводилось в период с 19.02.2018 г. по 21.02.2018 г. Выборка исследования – 13 воспитанников, посещающих дошкольную группу образовательной организации. Средний возраст детей – 6,5 лет.
      Все диагностические методики использовались индивидуально с заполнением протоколов в виде таблиц.
     Рассмотрим результаты проведенного диагностического обследования.
     Диагностическая методика 1 «Беседа» (автор Гуткина Н.И.)
     Содержание: Ребенку было предложено 12 вопросов, направленных на определение познавательного интереса (вопросы 3,4,5,6), отношения к трудностям (вопрос 8), желания учиться (вопросы 10, 11), выбор атрибутов для школы (вопрос 7).   
     Была дана инструкция: «Представь, что через некоторое время тебе не надо будет ходить в детский сад. Что ты тогда будешь делать?» (Предполагаемый ответ – пойду в школу). 
     Далее вопросы задавались по порядку. Если ребенок сомневался в ответе, использовалась эмоциональная поддержка, одобрение. 
     Все ответы заносились в протокол. Правильным ответом являлся ответ достаточно развернутый, убедительный. Прежде чем слушать ответ, необходимо было убедиться, что ребенок понял вопрос. Исследование проводилось индивидуально
     Таблица 1 
Сформированность «внутренней позиции» будущего школьника 
№ п/п
Имя ребенка
Уровни


Оптимальный
Достаточный
Базовый
1
Семен Р.
+


2
Максим Г.


+
3
Юля Ж.
+


4
Трофим Х.

+

5
Маша С.

+

6
Макар С.


+
7
Павел М.
+


8
Данил Д.

+

9
Александр Ш.
+


10
Иван С.

+

11
Кирилл Т.


+
12
Ангелина Т.

+

13
Андрей Д.

+

Средний результат по уровням
30,8%
46,2%
23%
     Беседа имеет целью определение «внутренней позиции школьника» и содержит вопросы, которые помогают определить наличие познавательной и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет важное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или, наоборот, препятствующих успешному обучению в школе.
     В ходе исследования выяснилось, что у 30,8% детей учебная готовность развита. У 46,2% дошкольников не совсем сформировались предпочтения школьной жизни.  У 23% воспитанников доминирует игровая мотивация. 
     10 (78%) детей хотят идти в школу, а 3 (22%) предпочитают остаться дома. Познавательный интерес сформирован у 5 детей (Семена Р., Юли Ж., Паши М., Данила Д., Александра Ш.), что составляет 38,5%. 
     У 4х (30,8%) детей интерес направлен на сказки, игрушки. 5 (38,5%) дошкольников относятся к трудностям адекватно и стремятся их преодолеть.  10 (77%) выбрали роль учителя, что говорит об их неготовности быть учениками, т. е. учиться в школе, хотя часть детей говорят о своем желании учиться в школе.
      
      
      
      
      
      
     
Рисунок 1 – Сформированность «внутренней позиции» будущего школьника
     Таким образом, можно заключить, что «внутренняя позиция» будущего школьника и принятие детьми возрастного статуса сформирована у 30,8% детей.
     Отметим, что по результатам исследования установлено, что дошкольники имеют неодинаковый уровень готовности к школе. Во многом это обусловлено разнообразием вариантов индивидуального развития детей, которое зависит от ряда условий и причин, среди которых, прежде всего, можно выделить: 
* социальную ситуацию развития ребенка.
* развитие ведущей деятельности.
* состояние здоровья (соматического и нервно-психического). 
     Следовательно, реализация потенциальных возможностей развития психики зависит как от общего социального благополучия ребенка, внимания окружающих взрослых к его развитию, так и от организации педагогического  воздействия, которое учитывает особенности и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков. Своевременное диагностирование позволит выявить и квалифицировать те или иные неблагоприятные варианты развития и минимизировать негативные последствия [14]. 
     Диагностическая методика 2 «Персонификация мотивов (автор Гинсбург М.Р.)
     Дошкольникам предложен небольшой рассказ. Каждый из исследуемых мотивов в рассказе выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. 
     Работа проводилась с детьми по данной методике индивидуально. 
     Детям давалась инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Слушай внимательно». После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывался соответствующий содержанию рисунок, служащий внешней опорой для запоминания. Всего историй и картинок 6.
      Таблица 2 
Выраженность мотивов, побуждающих к учению 
№

Имя
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
Базовый уровень





1
Семен Р.
+


2
Максим Г.


+
3
Юля Ж.

+

4
Трофим Х.

+

5
Маша С.


+
6
Макар С.


+
7
Павел М.
+


8
Данил Д.

+

9
Александр Ш.
+


10
Иван С.

+

11
Кирилл Т.


+
12
Ангелина Т.


+
13
Андрей Д.


+
Средний показатель
23,1%
30,8%
46,1%
     В ходе исследования, можно было наблюдать заинтересованность детей в выборе картинок. Некоторые вступали в беседу по поводу нарисованного, выражали эмоциональное отношение к происходящему. 
     4 (30,8%) ребенка (Семен Р., Маша С., Александр Ш., Трофим Х.)  выбрали одну и ту же картинку два раза подряд и обосновали свой ответ, что  подтверждает осознанность их выбора, говорит о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого. 1 ребенок (Макар С.) выбрал 2 раза одну и ту же картинку, но обосновать не смог: мотивационная готовность не сформирована. 
      Большинство детей выбрали три разных картинки и осознанно объяснили свои выборы, это говорит о разносторонней мотивации, но ведущим мы считаем мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
        2 (15,4%) ребенка (Максим Г., Кирилл Т.) выбрали 3 разных картинки и не смогли рационально объяснить свои выборы, что может быть итогом недостаточного развития мотивационной составляющей. Но, условно мы считаем мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.






Рисунок 2 – Выраженность мотивов, побуждающих к учению 
     В ходе диагностики установлено, что с оптимальным уровнем учебной мотивационной готовности 3 (23,1%) ребенка, с достаточным – 4 ребенка (30,8%), с базовым – 6 (46,1%) детей.  3 картинки одинаковых не выбрал никто. Мотивационные предпочтения у детей разные.  
     Диагностическая методика 3 «Сказка» (автор Гуткина Н.И.)
     Содержание. В комнату, в которой на столике разложены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашали ребенка. Предлагали набор игрушек: стульчик из кукольной мебели, чайник из кукольной посуды, мягкая игрушка кошка, кубик, простая машинка. Любимых игрушек исследуемых детей в наборе не было. 
     Ребенку предлагали внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отвела около минуты. После того, как он ознакомился с игрушками, подзывали его к себе и предлагали послушать сказку. Читали сказку, не знакомую детям. На самом интересном месте чтение прерывалось, и спрашивали ребенка, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца. Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит и просит дочитать сказку, то следует отказаться, сославшись на то, что выбор уже сделан. Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается с просьбой дочитать сказку, то предлагаем ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой, не дочитываем сказку и говорим ему, что-либо сказка, либо игрушка.
Таблица 3 
     Доминирование познавательного или
     игрового мотива в аффективно-потребностной сфере 
№
Имя ребенка
Выбор сказки
Выбор игрушки
Договор
Мотивация
1
Семен Р.
3 балла


Познавательная (учебная)
2
Максим Г.

1 балл

Игровая
3
Юля Ж.
3 балла


Познавательная (учебная)
4
Трофим Х.


2 балла
Средний
5
Маша С.

1 балл

Игровая
6
Макар С.

1 балл

Игровая
7
Павел М.
3 балла


Познавательная (учебная)
8
Данил Д.


2 балла
Средний
8
Александр Ш.
3 балла


Познавательная (учебная)
10
Иван С.

1 балл

Игровая
11
Кирилл Т.

1 балл

Игровая
12
Ангелина Т.


2 балла
Средний
13
Андрей Д.


2 балла
Средний 
Средний показатель
30,8%
38,4%
30,8%

     В ходе анализа выяснилось, что большая часть детей выбрала игрушки. Однако при слушании сказки только 2 ребенка отвлекались и стремились быстрее поиграть (Максим С., Кирилл Т). Когда произошла остановка чтения, 2 ребенка (Павел М., Семен Р.) выразили протест. Они ждали окончание истории.  Среди детей, которые пошли на договор, 1 ребенок (Маша С.) ушел, не дождавшись окончания сказки.
      
      
      
      
      
      
     
     Рисунок 3 – Доминирование мотивов в аффективно-потребностной сфере 
     Таким образом, можно заключить, что у 4 детей (30,8%) доминирует познавательный мотив, у 4 (30,8%) доминирует игровой мотив. Т.е. дети с выраженным познавательным интересом предпочли послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочли поиграть. Но игра их носила манипулятивный характер.
       Диагностическая методика 4 «Мотивационные предпочтения» (автор Солдатов Д.В.)
     Содержание: Раскладывали перед ребенком карточки с картинками.  9 картинок – три на тему учения, три на тему игры и три на тему внешних занятий, так, чтобы ни в рядах, ни в столбцах не было карточек, которые относятся к одному виду деятельности – учебной, игровой, трудовой. 
     Педагог предлагал ребенку рассмотреть изображения и объяснял, что делают дети на каждой картинке. После того, как ребенок понял смысл занятий, представленных на карточках, ему давалась первая инструкция: «На всех карточках ребята заняты разными делами. А что бы тебе хотелось делать больше всего? Выбери карточку, на которой изображено то, чем бы ты хотел очень заниматься, и дай ее мне». 
     Ребенок дает карточки по одной, а педагог их откладывает в сторону, переворачивая и делая соответствующие пометки в протоколе.
     После того, как ребенок выберет три карточки, на которых изображены наиболее привлекательные для него занятия, дается вторая инструкцию: «А теперь выбери то, что тебе не очень хотелось бы делать». 
     Затем предлагают ребенку выбрать то, что совсем не хотелось бы делать ему.
     На протяжении всего теста избегали оценок, не комментировали, не проявляли каких-либо переживаний по поводу действий испытуемого.
     
     
     Таблица 4 
Мотивационные предпочтения 
№
Имя ребенка
Привлекательная деятельность
Непривлекательная деятельность
Деятельность
отрицания
Балл/уровень


1
2
3
1
2
3


1
Семен Р.
2
2
2
1
1
1
0
6 - оптимальный
2
Максим Г.
0
0
0
1
1
1
2
0 - базовый
3
Юля Ж.
2
1
2
0
1
1
2
6 - оптимальный
4
Трофим Х.
0
0
1
1
1
2
2
1 - базовый
5
Маша С.
1
2
0
3
2
2
3
3 - базовый
6
Макар С.
1
1
1
2
2
3
2
3 - базовый
7
Павел М.
1
2
1
0
1
2
2
5 - достаточный
8
Данил Д.
0
0
0
1
1
2
1
0 - базовый
9
Александр Ш.
2
2
1
2
1
0
1
5 - достаточный
10
Иван С.
1
1
0
1
0
2
2
2 - базовый
11
Кирилл Т.
1
2
1
1
1
2
2
5 - достаточный
12
Ангелина Т.
1
1
2
2
1
0
2
4 - достаточный
13
Андрей Д.
2
2
1
0
2
1
1
5 - достаточный
     В ходе исследования выделились дети, которые остановили свой выбор на картинках с деятельностью, близкой к учебной. 1 ребенок (Семен Р.) набрал максимальное количество баллов, что свидетельствует об оптимальном уровне учебной мотивации. Он выбрал все предпочитаемые картинки серии «учебная деятельность». 6 (46,2%) детей предпочли учебную деятельность наряду с трудовой. У 1 ребенка (Маша С.) в привлекательной деятельности присутствуют все 3 вида, что можно отнести у еще несформировавшейся мотивации. У остальных воспитанников мотивационные предпочтения были направлены на игровую и трудовую деятельность. 
     Таким образом, были получены следующие результаты мотивационных предпочтений: оптимальный уровень: 15,4%, достаточный уровень: 38,5%,   базовый уровень – 46,1%.
     Сводные результаты диагностики мотивационного компонента готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе по четырем методикам представлены в таблицах5-6.
Таблица 5 
Мотивационный компонент готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению 
№
Имя ребенка
Методики/уровень
Уровень


1
2
3
4

1
Семен Р.
оптимальный
оптимальный
оптимальный
оптимальный
оптимальный
2
Максим Г.
базовый
базовый
базовый
базовый
базовый
3
Юля Ж.
оптимальный
достаточный
оптимальный
оптимальный
оптимальный
4
Трофим Х.
достаточный
достаточный
достаточный
базовый
достаточный
5
Маша С.
достаточный
базовый
базовый
базовый
низкий
6
Макар С.
базовый
базовый
базовый
базовый
базовый
7
Павел М.
оптимальный
оптимальный
оптимальный
достаточный
оптимальный
8
Данил Д.
достаточный
достаточный
средний
базовый
достаточный
9
Александр Ш.
оптимальный
оптимальный
оптимальный
средний
оптимальный
10
Иван С.
достаточный
достаточный
базовый
базовый
базовый
11
Кирилл Т.
базовый
базовый
базовый
достаточный
базовый
12
Ангелина Т.
достаточный
базовый
достаточный
достаточный
достаточный
13
Андрей Д.
достаточный
базовый
достаточный
достаточный
достаточный

Таблица 6 
Сводная таблица мотивационной готовности 
Количество детей / Уровни
Оптимальный уровень
Достаточный уровень
Базовый уровень
4 – 23,1%
4 – 23,1%
5 – 53,8%
     Таким образом, по результатам проведенного диагностического обследования можно сделать вывод о том, что в результате комплексного исследования были выявлены разные уровни мотивационного компонента готовности к обучению в школе у дошкольников: оптимальный уровень у 23,1%, достаточный уровень у 23,1% и базовый уровень 53,8% у детей. 
     Детей с учебной мотивацией в 2,3 раза меньше, чем с игровой.  Основная доля воспитанников имеет достаточный уровень мотивационного компонента готовности. 
     Выводы по главе 2
     После проведения всех диагностических заданий, с которыми справились все дети, стало возможным условно разделить детей по уровням сформированности мотивационного компонента готовности: оптимальный уровень у 4 (23,1%), достаточный – у 4 (23,1%) и базовый – у 5 (53,8%) дошкольников. Также анализ результатов показал, что у дошкольников имеется ряд особенностей мотивационного компонента готовности к школе.
     «Внутренняя позиция школьника» либо не сформирована, либо сформирована недостаточно. Они выражают желание идти в школу, но привлекает их по большей степени внешняя атрибутика, внешняя сторона обучения в школе (красивые новые школьные принадлежности; в школе интересно). Предпочтение отдают таким занятиям как рисование, игра, труд, то есть их больше привлекает заниматься игровой деятельностью. У детей доминируют игровые мотивы поведения. Многие дети комфортно чувствуют себя в дошкольном учреждении и предпочли бы в нем остаться и на следующий год, т.е.  у детей не сформированы мотивы обучения к школе или сформированы частично, что может  неблагоприятно сказаться на вхождение ребенка в учебную деятельность. 
     С учетом выше изложенного можно заключить, что развитие мотивов учения и позитивного отношения к школе – это одна из главнейших задач педагогического коллектива ДОО и семьи в подготовке детей к школе. 

     
     ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 
3.1 Особенности мотивационного компонента готовности к обучению 
     Мотивация в настоящее время является одной из главных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии [9]. Значимость мотивации для развития современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что стимулирует личность к деятельности, каков мотив, ради чего он ее реализует, есть основа ее адекватной интерпретации [9, с.217].
     В общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует, побуждает личность к совершению определенного действия, которое включено в определяемую этим мотивом деятельность.
     В отечественной психологии эмпирическое изучение мотивов было положено А.Н. Леонтьевым и его учениками (Л.И. Божович, А.В. Запорожец и др.). Мотивы в современной психологии понимаются только в связи с деятельностью: мотивы – это внутреннее (процесс, функция, эмоция, чувство, намерение, цель, задача) или внешнее (объект, предмет), что инициирует и динамизирует деятельность. Психические феномены – процессы, переживания, намерения, цели и т.д., не являющиеся причиной и побуждением к деятельности, соответственно, мотивами не являются [6].
     Наряду с термином мотив в психологии используется также термин мотивация, являющийся производным от термина мотив.
     «Мотивация – общий термин для процессов, методов, средств стимулирования обучающихся к плодотворной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [9, с.6].
     В психологическом словаре, «мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и, определяющие ее направленность» [19, с.219].
     Таким образом, мотив – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, а мотивация – это процесс реализации мотивов в условиях конкретной деятельности. Показателями мотивационного компонента выступают: желание посещать школу, верные преставления о ней, познавательная активность.
     Отметим, что желание посещать школу и желание учиться значительно отличны друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что: его сверстники туда пойдут; к школе он получит новый красивый ранец, пенал и др., статусная позиция «школьник» гораздо важнее, чем «дошкольник».
     В структуре стартовой готовности к обучению в школе можно выделить внешние и внутренние факторы, которые побуждают деятельность дошкольника, направленную на усвоение новых знаний которые могут стать основой для развития собственно учебных мотивов. Учебный мотив, определяемый как осознанная потребность в получении знаний и развитии своих способностей, развивается в процессе школьного обучения и, следовательно, в мотивационной структуре дошкольников и первоклассников, как правило, отсутствует. 
     Как показано было в теоретической части исследования, учебная деятельность побуждается не одним, а целой системой различных мотивов. Вместе с тем, не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. 
     По мнению А.Н. Леонтьева, в структуре мотивов имеет место шесть групп мотивов [48]:  
* значимость и необходимость учения;
* учебно-познавательные мотивы;
* оценочные мотивы;
* позиционные мотивы;
* внешние мотивы;
* игровой мотив.
     По своей природе оценочные и позиционные мотивы социальны входят в группу широких социальных мотивов. Игровые и внешние мотивы прямого отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать негативное влияние на поведение обучающихся.
     Каждый из представленных мотивов в большей или меньшей мере имеет место в мотивационной структуре обучающегося. Каждый из указанных мотивов оказывает конкретное влияние на развитие и характер учебной деятельности, поэтому можно говорить о том, что для каждого обучающего мера выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Положительное влияние на школьную успеваемость оказывает базовое развитие мотивов учебно-познавательных и социальных в сочетании с оценочными. Доминирование игрового мотива оказывает негативное влияние на эффективность усвоения знаний в школе. Позиционные и внешние мотивы оказывают незначительное влияние на успеваемость. 
     Так, для обучающихся с преобладающими социальными мотивами свойственно ответственное отношение к учебе. Они сосредоточены, внимательно слушают, выполняют задания старательно, не стесняются обратиться за помощью, если не поняли или что-то получается. Их не надо заставлять выполнять домашние задания. При условии необходимого развития когнитивных процессов они учатся гладко, без провалов, прочно усваивают школьную программу, занимают высокое положение в классе, пользуются уважением в группе сверстников. 
     В случае, если у обучающихся недостаточно развиты познавательные психические процессы или, например, мелкая моторика и пр., то даже при ответственном отношении к учебе, у них обязательно возникнут сложности в усвоении школьной программы. Неблагоприятные факторы, сопровождающие учебный процесс, способствуют развитию следующих негативных черт личности обучающегося как: низкая самооценка, неуверенность в своих силах, раздражительность. Указанные негативные черты могут привести к развитию ситуативной и личностной тревожности, снижению познавательного интереса и работоспособности, конфликтам с одноклассниками и в семье, что отрицательно скажется на школьной успеваемости и как следствие, у ребенка может развиться желание не ходить в школу. В том случае, если обучающемуся своевременно не оказать квалифицированную помощь, то к началу обучения во втором или третьем классах ребенок может из отличника или хорошиста превратиться в слабоуспевающего [42]. 
     У обучающихся с преобладающими социальными мотивами, но недостаточно развитой познавательной мотивацией отмечается сочетание добросовестного выполнения заданий и отсутствие желания самостоятельного добывания новых знаний. Обучающиеся этой группы не выходят за рамки предложенного задания, новые способы решения задач их не привлекают. Дети точно следуют инструкциям педагога. Квалифицированное формирование у обучающихся осознанного отношения к учебному процессу характеризуется индивидуально-личностными особенностями обучающегося, программой начального обучения, традициями воспроизведение предложенных им образцов.  
     Для обучающихся с преобладающими познавательными мотивами характерна высокая учебная активность. Обучающиеся не ограничены рамками учебной задачи, хотят знать больше, задают вопросы. Но, отметим, что если у обучающихся этой группы недостаточно развит социальный мотив, то можно наблюдать спады активности, темп и продуктивность учебной деятельности имеют неровный, прерывистый характер. При выполнении домашних заданий обучающиеся очень быстро и легко выполняют то, что им интересно и нравится, иные задания выполняют со значительным трудом или не делают вовсе. В значительной мере они не любят упражнений, которые требуют усидчивости и добросовестности, усвоение школьной программы на основе механического запоминания вызывает большие трудности. Обучающиеся этой группы в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего, педагогами отмечается наличие у них пробелов в знаниях, про этих детей педагоги говорят: «Умный, но ленивый». В средних классах обучающиеся нередко учатся лучше, чем в начальной школе [31]. 
     Одним из базовых в развитии мотивационной сферы обучающегося является познавательный мотив, который начинает развиваться достаточно рано – в первые месяцы жизни ребенка и его формирование зависит от целого ряда факторов: биологических и социальных. 
     Одной из главных линий развития познавательной активности является расширение и обогащение опыта, развитие интересов формирующейся личности. С этой целью можно использовать экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования. 
     На свойственной ребятам потребности в социальном признании и одобрении взрослого основан оценочный мотив учения. Похвала, одобрение, положительная оценка взрослого являются одним из наиболее результативных стимулов активности обучающегося с этим мотивом. В учебной деятельности ориентация на оценку взрослого является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Недостаточное развитие этого мотива проявляется в том, что обучающийся «не обращает внимания» на оценку и замечания педагога. Оценка не стимулирует его учебную активность.  
     У обучающихся с преобладающей оценочной мотивацией и недостаточно развитыми познавательными и социальными мотивами при наличии внешних неблагоприятных факторов формируются нежелательные способы учебной активности: низкий уровень самостоятельности, неумение оценить правильность своих действий. Обучающиеся этой группы постоянно спрашивают у педагога – верно ли они делают, при ответе не задумываются о том, что они говорят и делают, а пытаются уловить эмоциональную реакцию педагога. У них часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, учебные успехи которых выше, чем у них. 
     Интерес к новой ситуации и новой социальной роли лежит в основе позиционных мотивов. При этом детей привлекает чисто внешние атрибуты школьной жизни. В той или иной мере этот мотив присутствует у всех будущих школьников. В большинстве случаев, уже к концу первого месяца обучения в школе он угасает и значимого влияния на успешность учения не оказывает. Пристальное внимание необходимо обратить на обучающихся, в структуре мотивов которых этот мотив занимает преобладающее положение при слабом развитии когнитивного и социального мотивов. В такой ситуации развитие мотивов учения в учебной деятельности очень затруднено, из-за отсутствия необходимого для этого фундамента. У обучающихся этой группы интерес к школе пропадает очень быстро и из-за отсутствия иных стимулов к ученой деятельности, формируется стойкое нежелание учиться. 
     С обучающимися этой группы квалифицированную работу по развитию мотивов учения следует начинать задолго до поступления в школу. Внешние мотивы к содержанию учебной деятельности не имеют отношения, также они не оказывают значимого влияния на учебную деятельность и качество усвоения знаний. В случае преобладания внешних мотивов при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, так же как и в предыдущем случае, имеет место большая вероятность развития отрицательного отношения к школе и ученой деятельности. 
     Неадекватен учебной деятельности также и игровой мотив, в связи с тем, что в игре дети сами определяют, что и как они будут делать, а в учебной деятельности обучающиеся должны действовать в соответствии с учебной задачей, поставленной педагогом, при этом успешность деятельности обучающегося во многом зависит от того, насколько он принял и понял задачу педагога, насколько верно выполняет его инструкции. Доминирование этого мотива негативно сказывается на качестве усвоения учебного материала и развития учебной деятельности. Обучающиеся этой группы делают на уроке не то, что задано, а то, что они хотят. 
     С.А. Лебедевой выделены следующие мотивы учения: внешние (требования родителей, приобретение школьных атрибутов); учебные (интерес к процессу учения); игровые (общение со сверстниками); позиционные (желание занять новую социальную позицию школьника); социальные (осознание общественной необходимости учения). Начальным этапом в развитии мотивационной готовности выступает интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе, готовность к их выполнению. Такой интерес, как правило, исчезает через 2-3 месяца, но именно он является фундаментом для формирования познавательной мотивации.
     Д.Б. Эльконин отмечал значение мотивов учения, которые позволяют определить очередность в формировании роли «ученик» и его мотивационную готовность [56]. 
     Результаты психолого-педагогических исследований позволяют говорить о том, что если к началу школьного обучения ребенок не располагает достаточным количеством ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не будет потребности узнать непонятное, познать новое, а также будет отсутствовать прочная мотивационная основа усвоения системы научных знаний в процессе учения.
     3.2 Рекомендации по формированию мотивационного компонента готовности 
     Мотивационно готов к школьному обучению тот ребенок, которого образовательное учреждение привлекает не внешними атрибутами, а возможностью приобрести знания, что подразумевает развитие познавательного интереса. Завтрашнему первокласснику нужно научиться руководить своим поведением, когнитивной активностью, что возможно при сформированной иерархической системе мотивов. Следовательно, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию. Мотивационный компонент также подразумевает конкретный уровень развития эмоционально-волевой сферы обучающегося. К началу обучения в школе у ребенка должна быть сформирована относительно стабильная эмоционально-волевая устойчивость благодаря которой, в значительной мере, возможно развитие, и осуществление учебной деятельности. 
     Работа по развитию у дошкольников мотивационного компонента направлена на решение трех главных задач [13]: 
     1. Формировать у детей верные представления о школе и учении.  
 .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44