- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимосвязь личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003725 |
Тема: | Взаимосвязь личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии |
Содержание
АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ «Допущена к защите» И.о. зав. кафедрой общей психологии и психологии труда кандидат психологических наук _____________________ Лихачева Э.В. «___» ___________________ 2017 г. БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: «Взаимосвязь личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии» Автор: студентка 4 курса очной формы обучения факультета психологии и педагогики направление подготовки: психолого- педагогическое образование профиль: психолого-педагогическое консультирование Луканова Любовь Петровна Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Агапов Валерий Сергеевич Москва 2017 Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования взаимосвязи личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии 8 1.1 Основные научные подходы к исследованию самореализации личности 8 1.2 Содержательная характеристика и структура творческой самореализации студентов в театральной студии 13 1.3 Сущностные признаки, виды и функции личностной рефлексии студентов в процессе творческой самореализации 23 Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии 36 2.1 Программа и методики эмпирического исследования 36 2.2 Эмпирический анализ взаимосвязи личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии 40 2.3 Психолого-педагогическое сопровождение развития личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии 57 Заключение 61 Список использованных источников 64 Приложение 64 Введение На сегодняшний день этапы развития профессионального образования, изменение законодательства в сфере образования повысили необходимость в формировании творческой индивидуальности, реализации творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности студенческой молодежи. Целью образования, как об этом было заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Такое понимание цели образования потребовало поиска методологических оснований обучения студента туристского вуза, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки в сфере туризма. С точки зрения работодателя, помимо профессиональных компетенций, характеризующих квалификацию выпускника, например, в сфере менеджмента туризма, ему необходимы такие качества личности, как инициатива, креативность, способность к работе в группе, умение творчески самовыражаться, которые сформировать значительно сложнее, поскольку они связаны не столько со знаниями и умениями, сколько с внутренними психологическими установками и возможностями личности. Приоритетным направлением в образовании становится формирование творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Также актуальность обращения к проблеме творческой самореализации студентов обусловлена противоречием между потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных творчески самореализовываться в будущей профессиональной деятельности, и отсутствием механизмов использования педагогического потенциала непрерывного компонента профессиональной подготовки. Степень разработанности проблемы. Исследование феномена творческой самореализации личности относится к числу комплексных научных проблем, разрабатываемых многими гуманитарными науками: философией, педагогикой, психологией, социальной психологией, культурологией. Поле исследований проблем творческой самореализации личности широко: от определения специфики самореализации личности в гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Юнг и др.) и значимости самореализации личности как явления (К. А. Абульханова-Славская, А. К. Исаев, Л. Н. Коган, Н. Л. Кулик, Г. К. Чернявская и др.) до определения сущности творческого саморазвития студентов и педагогических инноваций (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, А. В. Хуторской и др.), специфики самореализации профессионала (Г. Б. Горская, И. В. Золотухина, Т. Ф. Маслова, С. А. Мулькова и др.) и др. Несмотря на сравнительно высокий уровень интереса к проблеме творческой самореализации студентов, многие вопросы остались вне фокуса внимания исследователей. Например, недостаточно проработанными являются вопросы взаимосвязи такой личностной особенности как личностная рефлексия и проявлений творческой самореализации у студентов. Вопрос рефлексии личности относится к наиболее актуальным темам отечественной и зарубежной психологии. Рефлексивность определяет представление самого себя в своих глазах и поэтому связана с осознанием своих особенностей. Чаще всего рефлексивность нельзя идентифицировать по явным признакам. Это свойство личности, в первую очередь, является более доступным её носителю. Другими словами, рефлексивность, как способность, можно рассматривать как механизм разделения на «познающее» и «познаваемое». Поэтому рефлексивность строится в прикладной науке как предмет познания. Необходимо вспомнить, что первоначальным объектом психологического знания была душа, изучение своего внутреннего мира, своего поведения во внешней среде. Следовательно, можно говорить о том, что сущность рефлексии кроется в умении и стремлении познавать себя как объект. Рефлексия, как механизм самопознания, является основой для обоснования таких личностных особенностей человека как воля, мышление, творческие способности. К тому же рефлективность обуславливает развитие личности от её рождения до смерти и, относясь к многогранным механизмам, работает в разных психических системах. К таким психическим системам относятся когнитивная, интерактивная, коммуникативная. Состояние систем позволяет приспосабливаться к социальной среде, где особую роль играет умение распознавать и прогнозировать реакции других людей. Актуальность темы рефлексии обусловлена тем, что она является базовым компонентом, относящимся к фундаментальной задаче, решение которой позволит найти ключ к обнаружению особенностей остальных психических процессов. Особый интерес и важность представляют различные периоды жизни человека, сопровождаемые новым познанием и переосмыслением входящей информации. Среди таких периодов можно выделить время студенческой жизни, время, когда одни вопросы получают ответы и отходят на второй план, а другие вопросы становятся более актуальными и уже касаются профессиональной активности, создания собственной семьи, новых увлечений и приобретения новых знакомств. Высокий уровень значимости проблемы творческой самореализации у студентов и ее недостаточная проработанность с одной стороны, а также значимость феномена личностной рефлексии для успешного развития и самоактуализации личности студентов обуславливает актуальность обращения к теме «Взаимосвязь личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театрализованной студии». Цель исследования - выявить психологические особенности взаимосвязи личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии. Объект исследования – личность студента как субъекта творческой самореализации в театральной студии. Предмет исследования – взаимосвязь личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии. Задачи исследования: 1. Обобщить результаты теоретического анализа основных научных подходов к исследованию самореализации личности. 2. Рассмотреть содержательную характеристику и структуру творческой самореализации студентов в театральной студии. 3. Уточнить сущностные признаки виды и функции личностной рефлексии студентов в процессе творческой самореализации. 4. Осуществить эмпирический анализ взаимосвязи личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии. 5. Обосновать основные направления психолого-педагогического сопровождения развития личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии. Гипотеза исследования: стремление к самореализации и личностной рефлексии у студентов значительно выше, нежели у студентов этой же возрастной категории, не занимающихся творчеством. Выборка исследования: 50 студентов РосНОУ мужского и женского пола, 25 из которых посещают Театральную Студию, 25 – составляют группу сравнения. Методы исследования: 1. Метод анализа научных источников. 2. Метод практического психолого-педагогического исследования – методы констатирующего эксперимента, опроса, тестирования. В исследовании нами использованы следующие психодиагностические методики: * Самореализация творческого потенциала личности (по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Мануйлову). * Самореализация онтогенетической рефлексии (по Н.П. Фетискину, В.В. Козлову, Г.М. Мануйлову). * Стратегии самоутверждения личности (Е.П. Никитин, Н.Е. Харламенкова). * Стратегии самореализации (МОСЛ, С.И. Кудинов). * Опросник рефлексии личностных свойств (А.В. Карпов). 3. Методы математической статистики: * Описательная статистика. * Статистический критерий Манна-Уитни. * Коэффициент ранговой корреляции Спирмена Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, две главы, заключение, список литературы, а также приложение. Глава 1. Теоретические предпосылки исследования взаимосвязи личностной рефлексии и творческой самореализации студентов в театральной студии 1.1 Основные научные подходы к исследованию самореализации личности Предваряя рассмотрение содержание феномена «творческая самореализация», целесообразным является анализ феномена «самореализация личности». Термин «самореализация» (англ. - self-realisation) впервые приводится в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году в Лондоне: «Самореализация - процесс осуществления возможностей развития «Я». Согласно этому определению высшим результатом развития человека является самореализация или самоосуществление1. Использование понятия «самореализация» можно встретить в отечественной и зарубежной общественно-научной литературе: психологической, педагогической, философской, социологической. Данную проблему рассматривают каждая из наук о человеке с различных ее сторон. В философии проблема самореализации личности затрагивалась с самых давних времен в рамках диалектической философии и с метафизических позиций. В период строительства коммунизма «самореализация» употреблялась в трудах по социологии. С XX века о самореализации личности стали писать в психологических и педагогических исследованиях. Однако до сих пор не существует однозначного определения самореализации. Анализ взглядов психологов на сущность процесса самореализации личности позволяет определить этот феномен как динамичный и непрекращающийся процесс осуществления возможностей развития личности посредством собственных усилий, совместной деятельности, сотворчества с другими людьми, социумом и миром в целом. В философии указывается на наличие существенных отличий в понимании самореализации на Западе и Востоке, которое состоит в определении позиций личности (преобразование окружающего мира и подчинение ему). Исторически прослеживается закономерность изменения социальных качеств личности в зависимости от среды, в которой она развивается, политической системы, ценностей, преобладающих на данном этапе современного развития общества. В связи с этим, современная философия определяет самореализацию как гармоничное развитие человека, где приоритетным выступает возможность осуществлять свободу выбора собственного жизненного пути. Отсутствие единой парадигмы представления о самореализации личности приводит к пониманию, что данная проблема является не только междисциплинарной, но и межпарадигмальной; и охватывает темы, входящие в различные науки. Кроме философии, тематика самореализации личности определяет специфику подхода понимания человека и в социологии. Социология личности исследует социокультурную обусловленность человеческой сущности, ориентированная на изучение индивидуальных взаимоотношений и взаимодействий в обществе2. Самореализация личности в социологии рассматривается в контексте социальных отношений, предметной деятельности и общения. Это означает, что человек только во взаимодействии с окружающими людьми способен удовлетворять свои потребности, адаптироваться к среде, находить свое место в жизни и реализовывать себя. Разносторонними являются взгляды психологов на сущность процесса самореализации личности. Представитель гуманистической психологии Э. Фромм характеризовал самореализацию как социальную категорию, обусловленную влияниями культуры на поведение личности в конкретный период развития общества, потребностью человека в общении и взаимодействии с окружающими людьми. В исследованиях Э. Фромма процесс самореализации определяется как стремление человека утвердиться среди людей. Он выделял позитивную и негативную формы самореализации. Если человек оказывается неспособным самореализоваться позитивно, через творчество, то сохраняющаяся базовая способность реализуется другим образом - через разрушение3. Процесс реализации творческого потенциала личности, полное раскрытие талантов и способностей личности А. Маслоу определял, как самоактуализация. Понятия "самоактуализация" или "самоосуществление" являются наиболее близкими к понятию "самореализация". Чтобы достичь самоактуализации, необходимы умения управлять собой и делать адекватный жизненный выбор; нести ответственность за свой выбор, стремится к самосовершенствованию и становлению как личности. Самоактуализация -это постоянный труд человека над собой для реализации своего потенциала. По теоретическим положениям А. Маслоу, самоактуализация характеризуется как становление человека тем, кем он хочет и может стать4. В научной литературе термин «самоактуализация» часто используется в качестве синонима термина «самореализация». Мы полагаем, что «самореализация» выступает более общим понятием по отношению к самоактуализации. Самореализация включает в себя саморазвитие, самовоспитание, самопознание, самосознание, самоактуализацию. По отношению к дошкольному возрасту основы самореализации - это самовыражение, самоутверждение, самоизменение. Самореализация и самоактуализация выступают неразрывными сторонами процесса личностного роста и развития. Результатом этого процесса является личность, раскрывшая и использующая свой потенциал. С. И. Кудинов рассматривает самореализацию как «... комплексное системное психологическое образование, детерминированное мотивационно - смысловыми и инструментально - стилевыми характеристиками, обеспечивающими успешность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза»5. Крылов А.А. считает, что «. предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств, становятся основой способности к самореализации»6. Понятие «самореализация» в педагогическом энциклопедическом словаре определяется, как «. одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности»7. Социальные качества, приобретенные в жизни, и биологические свойства, данные от природы, человек как личность реализует в различных видах деятельности. В актах деятельности он удовлетворяет субъективные потребности и личные интересы, решает актуальные для него проблемы и задачи, реализует проекты и планы, тем самым реализуя себя. Поэтому деятельность личности выступает как способ ее самореализации. Деятельность - это форма активности человека, которая направлена на изменение и преобразование природного и социального мира. В деятельности личность проявляет не только себя, но и свое отношение к окружающему природному и социальному миру, к предметам, явлениям и событиям. Анализ взгляда ученых на сущность процесса самореализации личности позволяет выделить некоторые аспекты определения процесса самореализации. Самореализация как: - ценность. Стремление к самореализации (саморазвитию, самосовершенствованию) является условием достижения личностной зрелости (А. Маслоу, Э. Фромм, В. Франкл)8; - базовая потребность. Самореализация является одной из основных потребностей личности (А. Маслоу); - фактор психического здоровья. Реализация своего потенциала способствует становлению психически здоровой личности. (А. Маслоу, А. Леонтьев, С. Рубинштейн); - основание для полноценной жизнедеятельности человека как субъекта личного и общественного бытия. Целью человеческого существования является как собственное совершенство, так и благополучие окружающих. (А. Маслоу, В. Франкл, А. Леонтьев, С.Рубинштейн, С.И. Кудинов). Таким образом, самореализацию можно определить как динамичный и непрекращающийся процесс осуществления возможностей развития личности посредством собственных усилий, совместной деятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом. Самореализация личности строится через осознание субъектом собственных индивидуальных свойств, черт, качеств и путей их актуализации; способность принимать решения, мотивируемые потребностями роста. В своих работах С.И. Кудинов среди форм самореализации личности выделяет внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности. В то время как внутренняя форма самореализации обеспечивает самосовершенствование человека9. В.В. Байлук раскрывает сущность самореализации человека как гармоничного сочетания личных и общественных интересов, и выделяет несколько видов самореализации: базовая (познавательная, нравственная, эстетическая), эзотерическая (самопознавательная, самообразовательная, самовоспитательная, самооздоровительная), экзотерическая (профессиональная, гражданская, правовая, семейная, коммуникативная и бытовая, экономическая и досуговая). Данную классификацию он рассматривает как целостную систему, в которой каждый ее элемент воздействует друг на друга. При этом В.В. Байлук выделяет роли, которую выполняют разные виды самореализации. В своих исследованиях он приходит к выводу, что ведущей самореализацией выступает базовая группа видов самореализации (познавательная, нравственная, эстетическая), определяющей -экзотерическая самореализация (профессиональная, гражданская, правовая, семейная, коммуникативная и бытовая, экономическая и досуговая), а решающую роль играет эзотерическая самореализация, ориентированная на саморазвитие личности10. 1.2 Содержательная характеристика и структура творческой самореализации студентов в театральной студии Период обучения в ВУЗе знаменуется сменой акцентов в развитии. Период предварительного профессионального и жизненного самоопределения в старшем школьном возрасте сменяется переходом к самоактуализации11. Для студенческого возраста характерно вступление человека в интенсивную профессиональную деятельность. Это период, когда человек ставит перед собой достаточно четкие и точные цели, которые позволяют в дальнейшем добиться стабильности в личной жизни, а также добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности12. А.А. Реан студенчество определяет, как особую социальную группу молодежи, которая объединена организационного институтом образования. Студенчество характеризуется высоким образовательным уровнем, высокой социальной активностью, а также сочетанием социальной и интеллектуальной зрелости. Для студента характерным является высокий уровень профессиональной направленности на получение выбранной профессии13. В качестве новообразований студенческого возраста по мнению Е.И. Исаева и В.И. Слободчикова выступает саморефлексия, формирование жизненных планов и мировоззрения, а также саморазвитие. По мнению Л.И. Божович новообразованиями данного возраста – самоопределение. И.С. Кон в качестве основного новообразования периода юности рассматривает экзистенциальный кризис смысла жизни, тогда как Е.А. Климов – профессиональное самоопределение14. Вхождение человека в профессиональный мир в качестве обучаемого сопряжено с профессиональным становлением личности. Любой профессии соответствует определенный набор физических и психологических качеств и особенностей личности, в связи с чем успешность и удовлетворенность человека профессиональной деятельностью существенным образом зависит от степени его соответствия профессиональным требованиям той или иной профессии15. Б.С. Волков указывает на то, что студенчество овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной активности в различных областях науки и техники, в труде физическом и интеллектуальном. Полученные знания, усвоенные умения и навыки не только получают развитие, но также свою реализацию16. Большинство познавательных функций человека находят свое наибольшее развитие именно в период обучения в ВУЗе. Можно выделить следующие особенности познавательной сферы: - на рубеже 20 лет показатели чувствительности слуха, периферического зрения, центров движения и других центров стремятся к максимуму. Сенсорный оптимум, по словам Б.С. Волкова, достигается к 25 годам жизни17. - мышление в период обучения в ВУЗе активно развивается ввиду дифференциации учебных предметов, ввиду необходимости овладения новыми научными понятиями, а также специфической системой знаков и обозначений, что способствует в конечном итоге развитию теоретического мышления. В качестве одной из базовых характеристик выступает комплексный характер мыслительных операций. Вербальная функция интеллекта в данном возрасте также активно развивается. Продолжается развитие абстрактно-логического мышления, окончательно формируется мировоззрение человека18. Как справедливо отмечает А.Г. Маклаков, развитие когнитивной сферы имеет индивидуальный характер, студент уже становится способным сознательно контролировать процесс своего интеллектуального развития, а также добиваться высокого уровня мастерства и успеха в творчестве. На данный процесс оказывает влияние целый ряд факторов, в первую очередь – одаренность студента, уровень его образования, а также особенности интересов. Приобретенные в период детства и юности интеллектуальные способности в период студенчества используются для того, чтобы построить карьеру и избрать стиль жизни, иными словами – период обучения в ВУЗе, а также начальные этапы профессиональной деятельности можно рассматривать как период достижения19. Анализируя особенности студенческого возраста можно выделить три основных аспекта: психологический, социальный и биологический. Психологический аспект представляет собой единство психологических состояний, процессов, а также свойств личности. В качестве одного из наиболее важных моментов является психические свойства, от которых зависит протекание психических процессов, проявление психических состояний и психологических образований. В психологическом аспекте лица студенческого возраста могут характеризоваться наличием таких особенностей, как20: - высокий уровень развития психофизиологических качеств, включающих ловкость, выносливость, быстрота реакции, а также упоминавшийся ранее оптимум развития слуха, зрения. - рост энергии и активное развитие склонности к творческой деятельности, а также развитие способности к формированию эвристических гипотез. - достижение большинством функций оптимума в своем развитии. В первую очередь отмечается высокий уровень развития образного и теоретического мышления, вербальной функции интеллекта, а также более продуктивной по сравнению с другими возрастами становятся память и внимание. Социальный аспект воплощает в себе общественные отношения, качества, которые порождаются принадлежностью студента к определенной группе общества, представителя определенного этноса и т.п. В период юности характерным является овладение человеком ролью взрослого, получение активного избирательного права, полная экономическая и юридическая ответственность, а также возможность включения во все виды активности в стране21. Переход от юности к молодости характеризуется изменением акцентов в развитии – период предварительного самоопределения человека завершается, осуществляется переход к самореализации. Для студенчества характерно вступление человека в интенсивную профессиональную деятельность. Этот период – период постановки целей жизни, которые способствуют стабильности личной жизни, а также обеспечению высоких результатов в профессиональной сфере22. Студенчеству, таким образом, свойственны такие социальные особенности, как: - овладение комплексом ролей взрослого человека, получение избирательного права, а также возможность включения во все виды социальной активности; - развитие «Я-концепции» личности, что проявляется в актуализации частных «Я-концепций», которые определяются содержанием социальных ролей. - вступление в интенсивную профессиональную деятельность, изменение акцентов в развитии – переход от предварительного самоопределения к периоду профессиональной самореализации. Биологический аспект включает в себя тип высшей нервной деятельности, особенности строения анализаторных систем, особенности безусловных рефлексов, инстинкты, телосложение, а также характеристик внешности человека – цвет кожи, рост, вес, черты лица и т.п. Биологический аспект предопределяется преимущественно наследственностью и врожденными особенностями, вместе с тем, в известной мере изменяется под воздействием условий жизни. Таким образом, можно заключить, что вузовское образование можно рассматривать как важный и завершающий этап процесса общеобразовательной подготовки молодежи, а также основной этап профессиональной специализации. Период обучения в ВУЗе - это период сложнейшего структурирования познавательной сферы, это этап активной и интенсивной социализации человека как будущего профессионала. Предваряя рассмотрение особенностей феномена «творческая самореализация» целесообразным является анализ самого феномена «творчество». В настоящее время в современной психологической, педагогической и философской литературе существуют различные подходы к определению понятия «творчество». Основная сложность в определении данного понятия связана с тем, что отсутствует непосредственное, операционального психологического наполнения данного понятия, что выступает как результат определения понятия творчество через его продукт – создание чего-либо нового. В педагогической литературе творческая деятельность рассматривается как активность, которая дает новые, оригинальные продукты, которые характеризуются общественным знанием. Отдельными учеными отмечается (Л.К. Веретенникова, П.Ф. Кравчук) отмечается, что творчество следует рассматривать через личность, ее особенности и характеристики, через ее процессы, имеющие место в творческом процессе. Вместе с тем, большинство ученых в качестве базовых признаков творчества выделяют оригинальность, новизну и уникальность и определяют творчество как деятельность, которая характеризуется порождением нового, того, чего не было ранее. Отдельными учеными, такими как А.М. Матюшкин, Т.Г. Браже, отмечается, что специфической особенностью творчества помимо новизны выступает также социальная значимость результатов творческой деятельности. В психолого-педагогической литературе отмечается большое значение творчества в педагогической деятельности23, поэтому при характеристике данного феномена необходимо ориентироваться на существующее в научной литературе понимание творчества в узком и широком смыслах. В первую очередь отметим, что творчество предполагает наличие у человека определенных способностей, знаний и умений, мотивов, благодаря которым создается продукт, к специфическим особенностях которых относится оригинальность, новизна, а также уникальность. Во-вторых, анализ данных особенностей показывает важную роль интуиции, воображения, разного рода неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в расширении и раскрытии своих созидательных возможностей24. Вместе с отсутствие точной научной дифференциации феноменов творчества приводит к тому, что понятие «творческий» применяется практически к любому виду деятельности, за исключением, сравнительно узкого круга автоматизированных действий25. По мнению Д.Б. Богоявленского, существующие определения данного феномена не отражают полностью сущность творчества. Как отмечает исследователь, не только в рамках обыденного сознания, но также и в научной литературе широко распространенными является рассмотрение творчества по критерию создания нового продукта – это определение творчества по его феноменологическим аспектам, по его частным проявлениям26. Предрасположенность к творческой деятельности может рассматриваться как высшее проявление активности личности, это способность создавать что-либо принципиально новое, оригинальное. Предрасположенность к творчеству может выступать практически в любой сфере деятельности человека. Как отмечает Я.А. Пономарев, в широком смысле творчество – это всего лишь взаимодействие, которое ведет к развитию27. Д.Б. Богоявленская в широком смысле творчество рассматривают как выход за границы уже имеющихся знаний28. В философии творчество определяется как одно из необходимых условий для развития материи, образования новых форм, вместе с возникновением, которым видоизменяются, преобразуются и сами формы творчества. Философская энциклопедия определяет творчество как деятельность порождения нового, не существовавшего ранее29. В психологическом словаре творчество рассматривается как деятельность, в качестве результата которой выступает создание новых духовных и материальных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности мотивов, знаний, способностей, а также умений, благодаря которым создается продукт, который отличается новизной, уникальностью и оригинальностью30. В педагогике творчество рассматривается как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество рассматривается по его социальной значимости, а также новизне (оригинальности)31. Творческая деятельность характеризует не только социально значимые открытия, но также и те, которые человек осуществляет для себя. Элементы творчества проявляются в труде, игре, учебной деятельности, словом, там – где есть проявления самостоятельности мысли, активности, оригинальности суждений, а также творческого воображения. В настоящее время можно выделить два уровня способностей: 1. Репродуктивный уровень, характеризующийся быстрым усвоением знаний, а также овладением некоторой деятельностью по образцу. 2. Творческий уровень, предполагающий способность посредством самостоятельной активности создавать нечто оригинальное, новое32. Один и тот же человек может характеризоваться большим уровнем выраженности одних способностей. С другой стороны, у многих людей наблюдаются одни и те же способности, вместе с тем различающиеся по уровню их развития. Творческая самореализация — это процесс, который проявляется на различных этапах жизни человека и присутствует в процессе непрерывного взаимодействия общества и личности. Социальной природой творческой самореализации характеризуется значимая общественно-трудовая практика человека, предполагающая создание и использование не только предметного мира, но и сознательное производство, и реализацию преобразующей сущности самого человека. Выход субъекта деятельности за рамки собственных социальных возможностей является ничем иным, как творческой самореализацией. Творческая самореализация личности — это процесс снятия противоречия между ее свободой и необходимостью, которая становится фундаментальной основой, с одной стороны, достижения человеком акме как богатой индивидуальности, с другой — полноценной адаптации его к существующей реальности. Творческая реализация может проявляться в разнообразных видах социально-культурной деятельности, приобретающей личностный характер и, соответственно, индивидуальные особенности, изменяющиеся на разных этапах жизненного цикла. Самореализация личности - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация студента как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом учебной деятельности чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности33. Исследуя творческую самореализацию студентов можно сделать предположение, что личность обучающегося обязательно должна выходить и выходит на мировоззренческий уровень понимания себя. Она стремится расширить свое понимание в этом мире с тем, чтобы продуктивнее самореализоваться. В оценке творческой самореализации студентов предлагаются критерии, позволяющие судить об уровне эффективности компонентов. Критерий положительной мотивации к творческой деятельности предполагает ряд показателей: осознанность цели деятельности; интерес к процессу творческой деятельности; стремление к успеху при решении творческих задач; стремление к лидерству в творческой деятельности; познавательные потребности; стремление к самосовершенствованию. Критериями самоорганизации в творческой деятельности студентов можно считать: умение выделить основные цели и приоритеты; способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции; умение преодолевать трудности в учении. Считается, что уровень обучения в условиях системно-целевой дифференциации часто предполагает актуализацию творческих способностей, среди которых выделяются: гибкость мышления; оригинальность мышления; критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность; способность к самостоятельному переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию; умение видеть альтернативу решения творческих задач; видение новой функции знакомого объекта; комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы; создание ори-гинальных способов решения при известности других. Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена. Анализ литературы по проблеме самореализации позволяет сформулировать ряд общих и наиболее значимых положений относительно понятия творческой самореализации личности студента34: 1. В основе методологического обоснования....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: