VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимосвязь стратегий конфликтного поведения и тревожности у студентов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007482
Тема: Взаимосвязь стратегий конфликтного поведения и тревожности у студентов
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

	Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

	высшего образования

	«Брянский государственный университет имени академика 

	И.Г. Петровского»

	

	Институт педагогики и психологии

	Факультет педагогики и психологии

	Кафедра общей и профессиональной психологии

	

	

	

	КУРСОВАЯ РАБОТА 

	

	по дисциплине

	«Социальная психология»

	

	на тему

	«Взаимосвязь стратегий конфликтного поведения и тревожности у студентов»

	

	Выполнил (а):

	Зевако Елизавета Викторовна

	студент (ка) 2 курса 6 группы

	код 37.03.01

	направление подготовки:

	Психология

	направленность (профиль)

	Общая психология

	очной формы обучения

	______________________________

				(Подпись)

	Научный руководитель:

	Карнеев Рафаэль Камильевич

	к.психол. н., профессор

	______________________________

				 (Подпись)

	

	

	

	Брянск 2017

	ОГЛАВЛЕНИЕ

	Введение…………………………………………………………………….3

	Глава 1. Теоретически анализ взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и тревожности………………………………………………………...6

	1.1 Общая характеристика тревожности на основе анализа отечественной и зарубежной литературы………...............................…………..6

	1.2 Анализ причин конфликтов и возможных стратегий конфликтного поведения………………………………………………………………………..12

	1.3 Общая характеристика юношеского возраста и связь тревожности и стратегий конфликтного поведения у студентов……….……………………..19

	1.3.1 Психологическая характеристика юношества (студенчества)…..19

	1.3.2 Связь тревожности и стратегий конфликтного поведения у студентов…………………………………………………………………………22

	Выводы по первой главе………………………………………………….27

	Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стратегий конфликтного поведения и тревожности у студентов……...…………………28

	2.1 Программа и методы исследования………………………………….28

	2.2 Описание результатов исследования………………………………...31

	Выводы по второй главе…………………………………………………35

	Заключение……………………………………………………………….36

	Список литературы……………………………………………………….38

	Приложения……………………….............................................................41

	

	

	

	

	

	

	

	

	ВВЕДЕНИЕ

	

	Актуальность исследования.  В социальной среде возникает огромное количество конфликтов, в  том числе между студентами,  между студентами и преподавателями, между студентами и родителями. Рассмотрение проблемы причин возникновения конфликтов, определение уровня тревожности, а также выявление взаимосвязи данных факторов может во многом помочь предупредить развитие конфликта.

	В условиях постоянных стрессов, прогрессивного развития общества очень важно уметь приспосабливаться к новым условиям среды, находить общий язык с самыми разными людьми, добиваться поставленных целей. Успех во всём этом  во многом зависит от уровня тревожности личности.  Многие психологи отмечают, что именно тревожность лежит в основе огромного количества психологических трудностей. Тревожные студенты отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные люди также отличаются особой чувствительностью. Изучением данного вопроса занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Н. Д. Левитов, Ю. Л. Ханин, Ч. Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Г. С. Салливан, Р.С. Немов, В.В. Давыдов, А.М. Прихожан, Е.В. Новикова, Б. И. Кочубей и другие.

	В жизни человек постоянно сталкивается с противоположными мнениями, взглядами, мировоззрением и это зачастую приводит к разнообразным конфликтам. Каждый выбирает свою стратегию конфликтного поведения, наиболее подходящую и эффективную в том или ином случае. Существуют следующие стили ведения конфликтов: сотрудничество, конкуренция, компромисс, избегание и приспособление. Нельзя выделить лучший стиль, так всё зависит от источника конфликта и индивидуальных особенностей личности. Над исследованием конфликтов, их видов, стратегий трудились такие учёные как В. В. Дружинин, Н. В. Гришина, К. Томас, Н. И. Леонов, Дж. Г. Скотт, Ф. М. Бородкина, А. К. Зайцева, Г. Л. Смолина, С. В. Дворяк, Б. Т. Лихачев и многие другие.

	Таким образов, надо отметить, что уровень тревожности напрямую связан со стилем поведения в целом, и в том числе со стратегией ведения конфликта. Поэтому, я считаю, что следует более подробно остановиться на исследовании взаимосвязи стратегии конфликтного поведения и тревожности у студентов.

	Цель исследования: изучить взаимосвязь стратегий конфликтного поведения и тревожности у студентов.

	Объект исследования: тревожность как феномен, определяющий стратегию поведения в конфликте.

	Предмет исследования: связь стратегий конфликтного поведения и тревожности у студентов.

	Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стратегии конфликтного поведения зависят от уровня тревожности студента.

	В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

	1. Изучить теоретические аспекты тревожности и конфликтов в психологической литературе.

	2. Подобрать методы и методики для исследования взаимосвязи тревожности и стратегий конфликтного поведения у студентов.

	3. Выявить взаимосвязь тревожности и стратегий конфликтного поведения у студентов.

	4. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования.

	Методы исследования:

	1.	Теоретические: анализ, синтез, обобщение;

	2.	Практические: тестирование, количественный и качественный анализ результатов.

	

	Методики исследования:

	1. Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

	2. Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю. Л. Ханиным).

	Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО БГУ им. И. Г. Петровского. Испытуемыми выступили студенты 2 курса в возрасте от 18 до 21 года в количестве 20 человек, из которых 18 девушек и 2 юноши. 

	Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что материалы теоретического и эмпирического исследования могут быть использованы в работе психологов, педагогов, социальных работников, а также для психологического просвещения родителей.

	Структура исследования: Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 41 страницу. Список литературы состоит из 34 источников.

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ

	

	1.1 Общая характеристика тревожности на основе анализа отечественной и зарубежной литературы

	

	Тревожность человека выступает одним из самых значимых феноменов в психологической науке. О том, как формировались представления об этом сложнейшем психологическом образовании, и как оно осмысливается в современной психологии существует огромное количество мнений и взглядов.

	Вопрос исследования тревожности в отечественной и зарубежной литературе рассматривается очень подробно.  Во-первых, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности исполняет важнейшую роль в эмоционально-волевой регуляции и выступает в качестве существенного внутреннего фактора, определяющего развитие адаптивного ресурса зрелой личности. Во-вторых, многие авторы замечают, что собственно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, становление адекватного представления о себе и своих личностных качествах в юношеском возрасте.

	Считается, что проблема тревожности как вопрос собственно психологический был впервые определён и подвергся основательному рассмотрению в работах З. Фрейда. Он  признавал важность разграничения страха и тревоги. Страх — ответ на определённую угрозу, тогда как тревожность — ответ на угрозу, не знакомую и не определяемую. Полагая, что представление о тревожности играет огромную роль в объяснении психической жизни человека, Фрейд тщательно подходил к рассмотрению данного феномена, многократно пересматривал и детализировал свою теорию — в основном в тех ее частях, которые относятся  к причинам и функциям тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятное переживание, выступающее сигналом предвосхищаемой  угрозы. Содержание тревожности — чувства неопределенности и беспомощности.

	«Главные признаки тревожности — специфическое чувство неприятного; соответствующие соматические реакции (учащение сердцебиения); осознание этого переживания» [22]. Изначально Фрейд предполагал наличие бессознательной тревожности, но позже  пришел к выводу, что тревожность испытывается сознательно и сопутствуется развитием умения преодолевать опасность. Тревожность помещается в Эго (согласно З. Фрейду).

	Затрагивая бессознательную тревожность, то она начала изучаться в русле исследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда, тревожность является воспроизведением в наших измышлениях обстоятельств, связанных с познанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прототипом таких обстоятельств является травма рождения. Эта мысль рассматривается до сих пор, но явных результатов пока не дала.

	Фрейд выделил виды тревожности: 

	1) объективная, порождённая истинной внешней угрозой; 

	2) невротическая, вызванная незнакомой угрозой; 

	3) моральная, определяемая как «тревожность совести».

	Рассматривая невротическую тревожность Фрейд выделил её главные отличия от объективной тревожности. Невротическая тревожность отличается от объективной тем, что угроза является внутренней, а не внешней, и тем, что она сознательно не распознается. Источник невротической тревожности — страх возможного вреда, который способен привести к высвобождению влечений. 

	По мнению Фрейда, «различие объективной и невротической тревожности весьма условно, так как невротическая тревожность обладает тенденцией проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая облик истинного страха, поскольку от внешней угрозы освободиться проще, чем от внутренней» [27].

	Проблема тревожности обрела дальнейшее формирование в русле неофрейдизма, в первую очередь в работах А. Адлера, К. Хорни  и Э. Фромма [12].

	А. Адлер в своей индивидуальной теории личности анализировал тревогу как признак невроза. «Невроз – это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно не активного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» [31 с. 192]. Пациенты с неврозами – это люди, которые выбрали неверный стиль существования главным образом на основании того, что в раннем детстве они или испытывали физические страдания, или их слишком опекали и баловали, либо их отвергали. При таких условиях дети становятся повышено тревожными, ощущают себя в небезопасности и начинают формировать стратегию психологической защиты, чтобы преодолеть чувство неполноценности. «Жизнь пациента  с неврозом связана с чувством постоянной угрозы самооценке, ощущением неуверенности и повышенной чувствительности» [31].

	К. Хорни  не полагала, что тревога является необходимым элементом в психике человека. В формируемой ею социокультурной теории личности происхождение тревоги состоит в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. То, что во взаимоотношениях с родителями уничтожает чувство безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге, следовательно, этиология невротического поведения надо искать в нарушенных связях между ребенком и родителем. «Если ребенок чувствует любовь, принятие себя, он ощущает себя в безопасности. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, то у него формируется агрессивность по отношению к родителям, и эта агрессивность в дальнейшем трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на всех окружающих. Хорни анализировала страх и тревожность. Страх – ответ, пропорциональный наличной опасности, а тревога является несоизмеримым ответом на воображаемую угрозу» [30].

	Э. Фромм считал, что главным источником тревожности является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности. Центральным способом разрешения этой ситуации Э. Фромм считал разные конфигурации любви между людьми. Недаром один из первых разделов своей книги «Искусство любви» он назвал «Любовь — разрешение проблемы человеческого существования».

	Г. С. Салливен отмечал, что удовлетворение биологических влечений часто сопутствуется освобождением от физического напряжения, как во внутренних органах, так и в скелетных мышцах. Под действием парасимпатической нервной системы расслабляются внутренние органы и внешняя мускулатура, находящаяся под контролем ЦНС.

	Тревожность, угроза и  преграда в удовлетворении желания вырабатывают антагонистический эффект: симпатическая стимуляция приводит к повышению тонуса внутренних мышц, что сопутствуется напряжением скелетных мышц под действием ЦНС. «Естественный цикл младенца: сон – голод (сокращение мышц желудка) – крик – удовлетворение – сон» [12].

	В психологическом словаре «тревожность рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» [24].

	Согласно Р.С. Немову, тревожность это  свойство человека пребывать в состоянии повышенного беспокойства, ощущать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

	В.В. Давыдов определяет «тревожность как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенном тяготении чувствовать беспокойство в самых разных жизненных обстоятельствах, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают» [23].

	Ч. Спилбергер распознаёт два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная). Личностная тревожность располагает широкую сферу объективно неопасных обстоятельств как хранящих угрозу (тревожность как черта личности). Ситуативная тревожность обычно появляется как непродолжительная реакция на какую-нибудь определённую ситуацию, объективно угрожающую человеку.

	А.М. Прихожан определил виды тревожности на основе ситуаций, связанных с процессом обучения - учебная тревожность; с представлениями о себе – самооценочная тревожность; с общением – межличностная тревожность. 

	Согласно А.М. Прихожан, «тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием угрожающей опасности, а под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности».

	Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности. Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность. Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность. «Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную» [21, 22].

	Тревожность часто сопутствуется физиологической симптоматикой, а именно: сердцебиение, испарина, учащенное дыхание. Эти физические симптомы возникают как при осознанной тревоге, так и при неосознанной [15]. 

	Некоторые специалисты считают, что в какой-то мере на возникновение тревожность оказывают влияние гены и генетика. Полагается, что если в головном мозге имеются определенные гены, то они могут спровоцировать химический дисбаланс, это и это может послужить причиной появления чувства тревоги и психического напряжения. Также, тревожная реакция – это результат некоторых биологически аномалий, например, при повышенном уровне выработки нейромедиаторов, которые являются проводниками нервных импульсов в области головного мозга. Кроме того, состояние тревоги может стать результатом нерационального питания и малой физической активности. 

	Тревожность, как и страх, возникает как эмоциональная реакция на угрозу. В отличие от страха тревожность характеризуется расплывчатостью и неопределенностью. Даже если наблюдается определённая опасность, как при смерчах, тревожность связана со страхом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, независимо от того, является ли опасность неопределенной или же она олицетворена в чем-то определенном, например, в боязни воды [16].

	Таким образом, понятие – тревожность, истолковывается у разных авторов различно:

	З.Фрейд истолковывает тревожность как неприятное переживание, представляющееся сигналом предвосхищаемой угрозы. Ощущения неопределенности и беспомощности - это характеристики тревожности.

	Э. Фромм замечает, что важнейшим источником тревожности, внутреннего беспокойства является переживание отчужденности, связанное с представлением человека о себе как об отдельной личности.

	В трудах К. Хорни, тревога анализируется как главное противодействие тенденции к самореализации.

	Итак, тревожность правомерно можно подвергать рассмотрению как психологическое образование, определённое множеством оснований. Наиболее важным ракурсом исследования тревожности является ее связь с продуктивностью деятельности и состоянием здоровья.

	1.2 Анализ причин конфликтов и возможных стратегий конфликтного поведения

	

	«Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение антагонистично обращённых, несогласующихся друг с другом тенденций в понимании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями» [17].

	Существует огромное множество разнообразных психологических исследований изучения конфликтов, которые требуют глубокого анализа и рассмотрения. Так как психологи до сих пор не вывели общего основания для систематизации психологических исследований конфликтов, приходиться анализировать разные психологические подходы. 

	В первую очередь хотелось бы остановиться на учениях конфликта в рамках психологических парадигм, в основном разработанных в западной психологии. К основным можно отнести: психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл), социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле), динамическое (К. Левин), социометрическое (Дж. Морено), интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани), необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.

	Фрейдисты изучали конфликты на основании биопсихологических причин. То есть, конфликты это последствие несогласованности моральных общественных условий и требований природных инстинктов.

	З. Фрейд считал, что конфликт появляется, когда сила влияния общественных условий значительно превосходит способность человекa к сублимации. Кроме того, конфликты могут проявляться в неврозах, преступном поведении и т.д.

	А. Адлер анализировал источник конфликтов в незащищенности личности перед окружающей средой, осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства над другими. По его мнению, «стремление избавиться от чувства неполноценности ведут к конфликтам» [2].

	Э. Фромм был уверен, что «развиваясь человек приходит к обособлению и индивидуализации. Это происходит в неизменном конфликте личности с окружающим миром» [28].

	К. Хорни считала, что «конфликт завязывается в системе отношений индивидуума с обществом, а не как эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода, исконно заложенных в организме психических сил» [29].

	К. Левин полагал, что ядром конфликта являются психические состояния личности (например, фрустрация, напряженность), которые отображают уровень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности.

	В. С. Мерлин анализировал и описывал внутренние факторы конфликтного поведения. Он считал, что «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности». Другая группа внутренних условий -  субъективная неразрешимость ситуации.

	Принято выделять 4 основополагающих вида конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, и межгрупповой.

	1. Внутриличностный конфликт. Причиной таких конфликтов являются внутренние противоречия: борьба мотивов, ценностей, потребностей, интересов. Существует множество форм проявления внутриличностных конфликтов: ролевой, адаптационный, мотивационный, нравственный и т.д. Однако данные конфликты могут быть конструктивного и деструктивного характера. И если конфликты конструктивного характера являются неотъемлемой частью развития человека, то конфликты деструктивного характера могут нанести непоправимый вред личности: от стрессов до крайней формы разрешения – суицида.

	2. Межличностный конфликт. Является самым распространенным типом конфликтов. Он охватывает почти все сферы человеческих отношений. В основ данного конфликта лежат противоречия между людьми, различие взглядов, интересов, целей, непонимание друг друга, нежелание принимать во внимание чужую точку зрения. 

	3. Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы  определяют свои правила поведения, общения. Каждый член такой группы обязан им следовать. Отступление от этих правил группа понимает как отрицательное, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа конфликт между группой и руководителем. «Наиболее тяжелы такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства» [3].

	4. Межгрупповой конфликт. Организация включает в себя  множество формальных и неформальных групп, между которыми могут завязываться конфликты. Могут возникать противоборства мотивов, целей, ценностей.

	«С анатомической стороны  конфликта, столкновение антагонистических воззрений может иметь следующие формы:

	а) скрытое, неявное столкновение;

	б) открытое, явное столкновение противоположных позиций» [5].

	Большинство конфликтов изначально закладываются из скрытых, неявных столкновений. И если данное столкновение не удаётся заглушить, то вскоре оно перерастает в открытое столкновение противоположных позиций. Первый этап называется конфликтной ситуацией, второй этап называется инцидентом. Кроме того, «на этапе инцидента конфликт практически неуправляем» [7].

	Существуют следующие причины конфликтов:

	Первая причина - это события (действия, обстоятельства), которые касаются интересов членов группы. Данные интересы проявляются в занимаемых членами группы психологических позициях. «То или иное событие может стать предметом конфликта, т.е. вызвать конфликтную ситуацию, если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью поменять свои психологические позиции на менее выгодные» [5].

	Интересы весьма многообразны, всё же их можно изобразить в виде 4 видов: производственные интересы (связаны с конкретной деятельностью человека), социальные интересы (связаны с тем, что каждый член группы занимает в ней определенную неформальную позиции), личностные интересы (связаны с представлением людей о жизни, о добре, зле, жизненных ценностях), финансовые интересы (связаны с возможностью материального обеспечения).

	Второй причиной конфликта могут стать поступки или условия, которые привели к модификации интересов.

	Третья причина заключается во взаимосвязи задач, так как вероятность возникновения конфликтов имеется везде, где один человек зависит от другого человека (или группы) в решении задачи.

	Четвёртая группа причин - это различия в целях и несовпадение во взглядах и представлениях.

	В-пятых, конфликты могут зависеть от неудовлетворительной коммуникации (плохая коммуникация препятствует управлению конфликтом)

	И наконец, важно учитывать различия в психологических особенностях (темперамент, характер, потребности, мотивы и т.п.), так как они могут стать причиной серьёзных разногласий [5].

	Существуют пять важнейших стратегий поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание, соперничество или конкуренция. Стиль поведения любого человека в конфликте определяется мерой удовлетворения собственных интересов, активностью или пассивностью действий, мерой удовлетворения интересов другой стороны, а также индивидуальными или совместными действиями.

	Рассмотрим основные стратегии конфликтного поведения.

	1. Стратегия конкуренции, соперничества имеет возможность применять человек, владеющий мощной волей, необходимым авторитетом, властью, не слишком заинтересованный в сотрудничестве и старающийся главным образом удовлетворить личные интересы.

	Её следует применять, если: 

	финал конфликта очень существенен для вас и вы делаете огромную ставку на свое решение возникшей проблемы; 

	владеете необходимыми властью и авторитетом и вам кажется несомненным, что предлагаемое вами решение - лучшее; 

	чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять; 

	должны принять непопулярное решение и у вас хватает полномочий для избрания этого шага; 

	взаимодействуете с подчиненными, ценящими авторитарный стиль.

	         Тем не менее следует понимать, что это не та стратегия, которую можно применить в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения она ничего больше не сможет принести. Её также неуместно применять в обстоятельствах, когда вы не располагаете необходимой властью, а ваша точка зрения по какой-то проблеме не совпадает с точкой зрения нaчaльника [19, c. 187].

	2. Стратегию сотрудничества можно применять, если, защищая личные интересы, вы вынуждены принять на рассмотрение потребности и желания другой стороны. Этот стиль наиболее сложен, так как он требует более длительной работы.

	Цель данной стратегии заключается в выработке долгосрочного взаимовыгодного решения. Для применения данной стратегии требуются умения разъяснять свои желания и слушать друг друга, сдерживать проявление эмоций. 

	Чтобы разрешить конфликт данный стиль следует использовать в следующих ситуациях: 

	«требуется коллективное решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромисса;

	у вас продолжительные, крепкие и взаимозависимые отношения с другой стороной; 

	главный целью является получение совместного опыта работы; 

	стороны способны выслушать друг друга и разъяснить сущность своих интересов; 

	нужна интеграция точек зрения и углубление личностной вовлеченности сотрудников в дело»[11, c. 109].

	3. Стратегия компромисса. Её сущность лежит в том, что стороны пытаются уладить разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько походит на стратегию сотрудничества, но реализовывается на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Эта стратегия более эффективна, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что сразу это неосуществимо. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях: 

	обе стороны имеют в равной мере веские доводы и располагают равной властью; 

	удовлетворение вашего желания имеет для вас не большое значение; 

	вас может устроить временное решение, так как нет времени для формирования другого, или же иные подходы к решению вопроса оказались нерезультативными; 

	компромисс разрешит вам хоть что-то приобрести, чем всего лишиться.

	4. Стратегия избегания проявляется обычно, когда затрагиваемый вопрос не столь важен для вас, вы не боретесь за свои права, не сотрудничаете ни с кем для формирования решения и не желаете тратить время и силы на ее решение. Этот стиль представляется также в тех ситуациях, когда одна из сторон располагает большим авторитетом или чувствует, что не права, или полагает, что нет основательных положений для продолжения контактов.

	«Стратегию избегания можно применять в следующих ситуациях: 

	причина расхождений тривиальна для вас по сравнению с другими более значимыми задачами, а потому вы полагаете, что не следует тратить на него силы; 

	знаете, что не можете или не желаете решить проблему в свою пользу; 

	у вас мало авторитета для решения вопроса нужным для вас вариантом; 

	не хотите тратить время, чтобы освоить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение; 

	пробовать решить проблему незамедлительно опасно, так как вскрытие и явное обсуждение конфликта могут только ухудшить обстановку» [11].

	5. Стратегия приспособления говорит о том, что вы воздействуете вместе с другой стороной, но при этом не стремитесь защищать личные интересы в целях сгладить атмосферу. Томас и Килменн полагают, что эта стратегия более эффективен, когда исход дела весьма важен для другой стороны и не очень важен для вас или кода вы жертвуете личными интересами в пользу другой стороны. «Стратегия приспособления может быть использована при следующих обстоятельствах: 

	следует восстановить тишину и постоянство, а не разрешить конфликт; 

	предмет расхождения не существенен для вас или вас не особо беспокоит произошедшее; 

	полагаете, что важнее сохранить добросердечные отношения с другими людьми, чем защищать личную точку зрения; 

	понимаете, что справедливость не на вашей стороне; 

	чувствуете, что у вас мало авторитета или шансов одержать победу» [11].

	Однако, ни одна из рассмотренных выше стратегий не может быть признана самой лучше, так как используются они все, без исключений. Следует научиться результативно применять каждую из них и намеренно делать тот или иной выбор, учитывая определённые условия. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта — различием интересов и ценностных ориентации взаимодействующих субъектов. Стилей поведения в конфликтной ситуации достаточно, чтобы каждый человек выбрал для себя определенную стратегию поведения и пытался управлять конфликтом и разрешать его.

	Таким образом, проанализировав разные понимания понятия «конфликт», его виды, причины, стратегии поведения в конфликтной ситуации мы можем сказать, что это крайне важное понятие, в структуре которого предстоит ещё очень много психологических исследований. 

	1.3 Взаимосвязь тревожности и стратегии конфликтного поведения у студентов

	Психологическая характеристика юношества (студенчества)

	

	Юношеский возраст представляет собой особый этап развития личности. Юношеский возраст также называют студенческим возрастом, и идея выделения студенческого возраста как особой возрастной группы принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева [4].

	Если изучать студенческий возраст, учитывая при этом только биологический возраст, то его можно отнести к юношеству или ранней молодости, а в зарубежной психологии к ранней взрослости. В отечественной психологии период юношества характеризуют такими отличительными чертами как: развитие самоконтроля, самосознания, самоуважения, развитие своей собственной внутренней позиции, становление личности, построение планов на будущее и т .д..

	Большинство авторов нижней границей юношества определяют возраст 16-17 лет, а верхней границей – возраст 24-25 лет, когда завершается процесс социализации, усвоения профессиональных знаний и навыков, семейных, культурных традиций и функций.

	Юношеский возраст представляет собой переходный период от детства к взрослости. В течении этого периода очень многое кардинально меняется, в частности изменяется отношение к себе и к окружающему миру. 

	Б. Г. Ананьев выделил 2 фазы юношеского возраста. Первая фаза стоит на границе с детством: ранняя юность, заключается в неопределённом положении человека в обществе. Идёт осознание, что ты уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Вторая фаза стоит на границе со зрелостью: юность, представляющая собой начальное звено зрелости. Б. Г. Ананьев считал, что «юношеский период является сенситивным периодом в развитии личности» [4].

	С Л. Рубинштейн утверждал, что юношеский возраст является ключевым для возникновения рефлексии как «ценностно-смыслового самоопределения», определения «своего» способа жизни [1].

	«Л. И. Божович при описании юношеского возраста особое внимание уделил мотивационной сфере личности: нахождению своего места в жизни, самосознанию, формированию направленности личности и т.д.» [9].

	А. Н. Леонтьев делает акцент на смене ведущего типа деятельности в юношеском возрасте. Он отмечал, что в большинстве своём ведущей деятельностью в этот период становится учебно-профессиональная деятельность. Существенную роль играют мотивы, самоопределение, подготовка к самостоятельной жизни, построение планов на будущее [32].

	Э. Эриксон отмечал, что юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, который состоит из социальных, индивидуально-личностных выборов, а также идентификации и самоопределения. Эриксон определял юность как самый важный период в развитии личности и считал, что: «Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни» [33].

	К. Левин рассматривал юность как социально-психологическое явление. Он связывал психологическое развитие с его изменением в социальной структуре общества [25].

	Было предпринято много попыток создать общую классификацию возрастных периодов развития человека. Однако, единой классификации создано так и не было. Одной из самых известных классификаций является классификация Д. Биррена. Он определил возраст 17-25 лет как возраст ранней зрелости.

	«Более позднюю классификацию предложила Д. Б. Бромлей. Она выделила возраст 15-21 года – возраст поздней юности, 21-25 лет – ранняя взрослость» [10].

	Студенческий возраст выделять в отдельную возрастную группу начали совсем недавно – в 1960-х годах. Впервые это выделение произвели в ленинградской психологической школе Б. Г. Ананьева. Там студенческий возраст определяют, как переход от созревания к зрелости, т. е. поздняя юность – ранняя взрослость (18 – 25 лет) [4].

	Данная возрастная категория характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием, усвоением роли студента, формированием учебно-профессиональной деятельности, вхождением в новую, взрослую жизнь. 

	Однако, существует много мнений относительно того, происходит ли когнитивное развитие в юношеском возрасте или нет. А. Г. Маклаков считает, что когнитивное развитие носит индивидуально обусловленный характер: человек самостоятельно контролирует ход своего когнитивного, профессионального развития. 

	Студенты приходят к терпимости ко многим конкурирующим точкам зрения и к выбранными самим человеком идеям и убеждениям. Также развивается ответственность, обязательность, спосо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44