- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные подходы к изучению педагогической рефлексии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001244 |
Тема: | Основные подходы к изучению педагогической рефлексии |
Содержание
Введение На современном этапе развития гуманитарных наук много внимания уделяется рефлексии. Решение вопроса о развитии профессиональной рефлексии становится особенно актуальным в процессе подготовки педагогов в ДОУ. Развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств педагогов. Степень её сформированности проявляется в том, насколько педагог оказывается в состоянии скоординировать и интегрировать все иные свои качества для эффективной реализации профессиональной деятельности. Исследование рефлексии в профессиональной деятельности педагога имеет важное значение. Профессиональная педагогическая деятельность на современном этапе рассматривается как процесс решения многообразных и разноплановых задач, направленных на взаимное обогащение личности педагога и обучающегося в результате взаимодействия. Эффективность решения педагогических задач определяется многими факторами, в том числе рефлексией, которая является необходимым элементом процесса решения педагогической задачи. В связи с этим рефлексия становится инструментом профессиональной деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированной способностью понимания самого себя и окружающую среду, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности. Рефлексивные процессы педагога способствуют лучшему анализу своих поступков и взаимодействию в коллективе, помогают понимать и переосмысливать жизненные профессиональные ситуации. В современном российском обществе формируются критерии оценки эффективности педагогических технологий, разрабатываются новые требования к способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность, как и другие сферы человеческой деятельности претерпевает изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и стереотипичности, преподаватели стремятся к рефлексии оснований, процесса и результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога в профессиональной деятельности. Выявленные тенденции нашли отражение в новых государственных стандартах высшего профессионального образования: для специалистов, которым присваивается квалификация «психолог - педагог». Министерством образования науки Российской Федерации утвержден приказ от 14 декабря 2015 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование (уровень бакалавриата)». Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 44.03.02 Психолого – педагогическое образование, должен быть готов решать все профессиональные задачи. Способность к рефлексии отражается в этом стандарте в контексте: - повышения своего профессионального мастерства; - умения сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; - сформированности таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. В сложившейся ситуации педагогу, стремящемуся работать профессионально, творчески необходимо переосмысливать собственную деятельность с целью ее усовершенствования, искать и открывать эффективные пути и способы педагогической деятельности. Эффективная педагогическая деятельность невозможна без творческой самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности, неотъемлемым компонентом которой является рефлексия. На основании теоретического анализа нами выявлено противоречие: в условиях новой образовательной парадигмы требуется не только увеличение профессиональной компетентности педагога, но и осознание им своего багажа, выхода в рефлексивную позицию, позволяющую анализировать различные психолого-педагогические ситуации, а также самостоятельно вырабатывать конструктивные и методические схемы действия. Таким образом, возрастает актуальность исследования рефлексивных процессов, позволяющих осознать собственные способы мышления, неэффективность их применения, провести анализ и преобразование оснований собственных действий, что позволяет увидеть отдалённую перспективу своей деятельности, выработать эффективные стратегии её реализации. Объектом нашего исследования является рефлексия как феномен личности. Предметом исследования является исследование рефлексии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ. Цель исследования: изучить феномен рефлексии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ, а также разработать программу развития педагогической рефлексии. Задачи: 1) осуществить теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой теме; 2) подобрать методы и методики для диагностики рефлексии в профессиональной деятельности педагогов ДОУ, провести эмпирическое исследование; 3) провести анализ полученных результатов; 4) разработать программу развития педагогической рефлексии. Гипотезы исследования: 1) Возможно, существуют значимые различия в содержании рефлексии между группами педагогов ДОУ с разным стажем профессиональной деятельности. 2) Возможно, существует прямая значимая взаимосвязь между такими шкалами, как самооценка личностью своих качеств и уровень рефлексивности. Основные подходы к изучению педагогической рефлексии. Рефлексия рассматривается в русле следующих научных подходов: философского (И.С. Ладенко, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин и другие), социально-философского (В.А. Лефевр, М.А. Розов и другие), психологического (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и другие), культурологического (И.Ф. Исаев, Е.А. Курносикова и другие), акмеологического (Н.Г. Алексеев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и другие). Рефлексия имеет сложную интегративную структуру. Ее изучение возможно на основе сочетания философского, исторического и психологического подходов к исследованию рефлексии. Согласно поставленным целям и задачам исследования, нами использовались следующие методики: 1.Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н.Бережнова). 2.Методика «Уровень рефлексивности педагога (А.В.Карпов, В.В.Пономарева). 3.Методика «Самоактуализационный тест (САТ) (Э.Шостром). Теоретическая ценность работы заключается в следующем: 1).Раскрыта сущность и значение рефлексии в деятельности педагога. 2).Обоснована необходимость и представлена возможность развития рефлексии педагогов ДОУ в процессе профессиональной деятельности. Практическая ценность: предложенная программа «Развитие рефлексии у педагогов ДОУ» может быть использована психологом для развития рефлексии педагогов ДОУ. Для исследования были подобраны четыре группы. 1 группа - 15 педагогов с педагогическим стажем от 0 до 5 лет. 2 группа - 15 педагогов с педагогическим стажем от 6 до 10 лет. 3 группа - 15 педагогов со стажем 11 до 20 лет. 4 группа – 15 педагогов со стажем 21 и более лет. Общая выборка составила 60 человек. В исследовании принимали участие педагоги со стажем работы от года до 30 лет, средний стаж педагогической деятельности 13,5 лет. 1. Теоретический анализ феномена «рефлексия» в профессиональной деятельности педагогов ДОУ 1.1. Сущность понятия «рефлексия» В настоящее время границы применения понятия «рефлексия» начинают существенно расширяться. Данная категория исследуется традиционно в двух основных областях: в философии и психологии. Философские исследования обычно основываются на теоретических представлениях и не несут в себе практического компонента, а только описывают явление рефлексии как целостного механизма, свойственного всему человеческому роду. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок.[5] Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия является предметом изучения в разных сферах человеческого знания: философии, методологии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и так далее. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-го века. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию сознания (Л.С.Выготский, Н.И.Гуткина, А.Н.Леонтьев, В.Н.Пушкин, И.Н.Семенов, Е.В.Смирнова, А.П.Сопиков, С.Ю. Степанов и другие), мышления (Н.Г.Алексеев, А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, А.З.Зак и другие), творчества (Я.А. Пономарев, Ч.М. Гаджиев., С.Ю. Степанов и другие), общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.В.Кондратьева и другие), личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник и другие). Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что: -рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн) [8]; -рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов, Д.Дьюи) [8]; -рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев) [8]; -рефлексия помогает войти в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, снять содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская) [8]; В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: -рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов) [8]; -рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий) [8]; -рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает Я-концепцию человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко) [8]; -рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс) [8]. Выделение указанных сфер существования рефлексивных процессов в значительной степени условно. В психологической реальности бытия человека его мышление не изолировано от его личностных особенностей. Напротив, как показывают результаты экспериментальных исследований, продуктивность мышления в значительной мере зависит от реализации личностной позиции субъекта мышления, от глубины его личностных смыслов (А.Н.Леонтьев), вовлеченных в решение проблемы. Механизмом, опосредующим и связывающим операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс, является рефлексия (А.В.Брушлинский, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, И.Н.Семенов). Существенным, на наш взгляд, является то, что с развитием научного знания расширились границы применения категории рефлексии. Отечественные исследователи И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов [4];показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве: -методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления); -объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика, экология). В 17-веке английский философ Джон Локк [4]; впервые употребил понятие рефлексия, подразумевая под ним процесс (как и опыт) за счет которого происходит накопление и получение новых идей. Рефлексия - это один из источников познания, а предметом познания становится сама мысль, то есть мысль объективизируется для рефлексии. Объективация выступает важным компонентом рефлексивного механизма (этапом рефлексивного процесса). Она предполагает сравнение результатов рефлексии с ее процессом и способами получения рефлексивного представления. Отсутствие этого сравнения ведет к появлению недостаточной рефлексии, на что указывал И.Кант. Для И.Канта [3]; рефлексия противостоит пассивному, она играет роль разрушителя схематизмов мышления. Он рассматривает ее не в понимании индивидуального, а в понимании коллективного, подразумевая, что не всегда предполагает сравнение, то есть она на одном человеке невозможна. Выделял два вида рефлексии - трансцендентальную и логическую. Г.Гегель [4]; строго разграничивал рефлексию на субъективную, связанную с самосознанием и объективную или ту, которая связанна с практической деятельностью. В последней трети 20-го века М.К.Мамардашвили, Г.П.Щедровицкий, И.С.Ладенко, В.А.Лекторский, В.С.Швырев, А.П.Огурцов [3]; пытались осуществить философскую проработку понятия рефлексии в контексте проблемы сознания и деятельности. Философский план анализа позволил выделить аспекты рефлексии: 1) онтологический, где рефлексия - модус существования психологического в виде данностей сознания; 2) гносеологический, где рефлексия как интроспективное начало психологического познания, является методом самонаблюдения (Дж.Локк); 3) методологический, где рефлексия рассматривается как модальность взаимодействия (взаимоотражения) категорий познания (И.Кант); 4) аксиологический, где рефлексия рассматривается как мировоззренческие чувства личности, выражающие экзистенциально-этические ценности ее бытия и сознания (С.Л.Рубинштейн). Первые три аспекта выделяют рефлексию как рациональное начало организации психического в его интеллектуально-познавательных проявлениях. Четвертый аспект знаменует переход от философско - интеллектуального к личностно-психологиче?скому пониманию ре?фле?ксии. Ре?фле?ксия становится объе?ктом иссле?дования де?яте?льности, после? того, как И.Кант выде?лил активно-де?яте?льный характе?р ре?фле?ксивных проце?ссов. Этот подход находит свое? развитие? в обще?й те?ории де?яте?льности, разрабатывае?мой в московском ме?тодологиче?ском кружке? во главе? с Г.П.Ще?дровицким. Эта те?ория выстраивае?т е?диный иде?альный объе?кт, в котором «встрое?ны» в е?диную систе?му связе?й и зависимосте?й оче?нь разнообразные? явле?ния: знания, опе?рации, ве?щи, це?ли, машины, мотивы, знаки, смыслы, значе?ния, це?нности. Авторы данной те?ории рассматривают ре?фле?ксию как проце?сс в мышле?нии и де?яте?льности и создают е?е? собстве?нную моде?ль. В работе? «Коммуникация, де?яте?льность, ре?фле?ксия» (1975) Г.П.Ще?дровицкий [7] пише?т о том, что ре?фле?ксия являе?тся важным моме?нтом в ме?ханизмах развития де?яте?льности, от которой зависят все? бе?з исключе?ния организованности де?яте?льности, в том числе?, смысл те?кстов и значе?ние? отде?льных знаков и выраже?ний. Психологиче?ский аспе?кт иссле?дования ре?фле?ксии: - се?рдце?вина че?лове?че?ского сознания; - компоне?нт те?оре?тиче?ского мышле?ния; - е?диница умстве?нного де?йствия; - урове?нь мыслите?льного проце?сса; -объясните?льный принцип организации психики че?лове?ка, самосознание?; - основа разнообразных видов де?яте?льности. Пе?дагогиче?ский аспе?кт иссле?дования ре?фле?ксии: - как де?яте?льность; - как компоне?нт пе?дагогиче?ских способносте?й; - как психологиче?ское? новообразование? личности учаще?гося; - как ме?ханизм продуктивного мышле?ния. Ре?фле?ксия изучае?тся на разных уровнях: те?оре?тиче?ском, ме?тодиче?ском и практиче?ском. В психолого-пе?дагогиче?ских иссле?дованиях ре?фле?ксия трактуе?тся пре?имуще?стве?нно в инте?лле?ктуальном плане? как компоне?нт те?оре?тиче?ского мышле?ния (Н.Г. Але?ксе?е?в, О.С. Анисимов, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, П. Дорне?р, А.З. Зак, А.В. Захарова, И С. Ладе?нко, А.Н. Ле?онтье?в, С .Л. Рубинште?йн, С .Ю. Сте?панов, О .К. Тихомиров), как е?диница умстве?нного де?йствия (В.В. Давыдов) и эвристиче?ского ре?ше?ния Ю.Н. Кулюткин), уровня мыслите?льного проце?сса (И.Н. Се?мёнов), ре?фле?ксия рассматривае?тся также? как осознание? сре?дств, способов или оснований и трудносте?й мыслите?льной де?яте?льности (М.И. Найдёнов). Ре?фле?ксия понимае?тся как суще?стве?нный компоне?нт познания (Л.М. Волынская, Л.В. Кондратье?в) и самопознания (В.А. Ле?кторский, А.П. Огурцов, Р. Харре?). Р. Харре? [8] называе?т ре?фле?ксию "магиче?ским даром", который даёт че?лове?ку способность к саморе?гуляции и самопознанию, пре?вращае?т е?го в личность. Ре?фле?ксия привле?кае?тся в каче?стве? объясните?льного принципа для раскрытия психологиче?ского соде?ржания различных фе?номе?нов и фактов, получае?мых в экспе?риме?нтальных иссле?дованиях конкре?тных пре?дме?тов психологиче?ского изуче?ния: памяти (А.Н. Лактионов, М.М. Муканов), личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананье?в, Н.И. Гуткина, В.К. Заре?цкий, Г.И. Катрич, В.М. Розин, И.Н. Се?мёнов, С.Ю. Сте?панов), понимания (Л.Н. Але?ксе?е?ва, Е.В. Бодрова, Е.В. Смирнова, А П. Сопиков, Е.Г. Юдина). П. Дорне?р [8] трактуе?т фе?номе?н ре?фле?ксии как "способность думать о своём собстве?нном мышле?нии с це?лью е?го сове?рше?нствования". Б.Г. Ананье?в рассматривае?т ре?фле?ксию как высший урове?нь личностных проявле?ний че?лове?ка в виде?, наприме?р, ре?фле?ксивных че?рт характе?ра, которые? заве?ршают становле?ние? структуры характе?ра и обе?спе?чивают е?го успе?шность. Они наиболе?е? интимно связаны с це?лями жизни и де?яте?льностью, способствуя образованию и стабилизации е?динства личности. Не?ме?цкий психолог А. Бузе?ман [3], который пре?дложил выде?лить иссле?дования по ре?фле?ксии и самосознанию в особую область и назвать е?ё психологие?й ре?фле?ксии, трактуе?т е?ё (ре?фле?ксию) как всякое? пе?ре?не?се?ние? пе?ре?живания с вне?шне?го мира на самого се?бя". Основной ре?зультат е?го работ, по оце?нке? Л.С. Выготского [5], состоит в экспе?риме?нтальном доказате?льстве? того, что ре?фле?ксия и основанное? на не?й сознание? подростка пре?дставле?ны в развитии. Ре?фле?ксия включе?на в пробле?матику иде?ального (духовного) (Э.В. Илье?нков), интуиции (В.Ф. Асмус, Я.А. Пономарёв), иссле?дования (Г. Ле?йбниц, В.А. Ле?фе?вр). Отсутствие? е?диного подхода к пониманию и изуче?нию фе?номе?на ре?фле?ксии пре?дполагае?т построе?ние? различных типологий. I) С.Ю.Сте?панов и И.Н. Се?ме?нов [8] выде?ляют сле?дующие? типы ре?фле?ксии и области е?е? научного иссле?дования: 1. Коопе?ративная ре?фле?ксия име?е?т прямое? отноше?ние? к психологии управле?ния, пе?дагогике?, прое?ктированию, спорту. Психологиче?ские? знания данного типа ре?фле?ксии обе?спе?чивают, в частности, прое?ктирование? колле?ктивной де?яте?льности и коопе?рацию совме?стных де?йствий субъе?ктов де?яте?льности. При этом ре?фле?ксия рассматривае?тся как высвобожде?ние? субъе?кта из проце?сса де?яте?льности, как е?го выход во вне?шнюю, новую позицию как по отноше?нию к пре?жним, уже? выполне?нным де?яте?льностям, так и по отноше?нию к будуще?й, прое?ктируе?мой де?яте?льности с це?лью обе?спе?че?ния взаимопонимания и согласованности де?йствий в условиях совме?стной де?яте?льности. 2. Коммуникативная ре?фле?ксия рассматривае?тся в иссле?дованиях социально-психологиче?ского и инже?не?рно-психологиче?ского плана в связи с пробле?мами социальной пе?рце?пции и эмпатии в обще?нии. Она выступае?т как важне?йшая составляющая развитого обще?ния и ме?жличностного восприятия. 3. Личностная ре?фле?ксия иссле?дуе?т собстве?нные? поступки субъе?кта, образы собстве?нного Я как индивидуальности. Анализируе?тся в обще?й и патопсихологии в связи с пробле?мами развития, распада и корре?кции самосознания личности и ме?ханизмов построе?ния Я-образа субъе?кта. 4. Пре?дме?том инте?лле?ктуальной ре?фле?ксии являются знания об объе?кте? и способы де?йствия с ним. В настояще?е? вре?мя работы в данном направле?нии явно пре?обладают в обще?м объе?ме? публикаций, отражающих разработку пробле?матики ре?фле?ксии в психологии. Инте?лле?ктуальная ре?фле?ксия рассматривае?тся пре?имуще?стве?нно в пе?дагогиче?ской и инже?не?рной психологии в связи с пробле?мами организации когнитивных проце?ссов пе?ре?работки информации и разработки сре?дств обуче?ния ре?ше?нию типовых задач. II) Н.И.Гуткина [7] при экспе?риме?нтальном изуче?нии выде?ляе?т сле?дующие? типы ре?фле?ксии: 1. Логиче?ская - ре?фле?ксия в области мышле?ния, пре?дме?том которой являе?тся соде?ржание? де?яте?льности индивида. 2. Личностная - ре?фле?ксия в области аффе?ктивно-потре?бностной сфе?ры, связана с проце?ссами развития самосознания. 3. Ме?жличностная - ре?фле?ксия по отноше?нию к другому че?лове?ку, направле?на на иссле?дование? ме?жличностной коммуникации. Уровни ре?фле?ксии. А.В. Карповым [8] выде?ле?ны различные? уровни ре?фле?ксии в зависимости от сте?пе?ни сложности ре?фле?ктируе?мого соде?ржания: 1-й урове?нь - включае?т ре?фле?ксивную оце?нку личностью актуальной ситуации, оце?нку своих мысле?й и чувств в данной ситуации, а также? оце?нку пове?де?ния в ситуации другого че?лове?ка; 2-й урове?нь пре?дполагае?т построе?ние? субъе?ктом сужде?ния относите?льно того, что чувствовал другой че?лове?к в той же? ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъе?кте?; 3-й урове?нь включае?т пре?дставле?ние? мысле?й другого че?лове?ка о том, как он воспринимае?тся субъе?ктом, а также? пре?дставле?ние? о том, как другой че?лове?к воспринимае?т мне?ние? субъе?кта о самом се?бе?; 4-й урове?нъ заключае?т в се?бе? пре?дставле?ние? о восприятии другим че?лове?ком мне?ния субъе?кта по поводу мысле?й другого о пове?де?нии субъе?кта в той или иной ситуации. Вывод. Суще?ствуе?т множе?ство подходов к пониманию ре?фле?ксии, а также? выде?ляе?тся множе?ство типов и уровне?й ре?фле?ксии. В совре?ме?нной психологии под ре?фле?ксие?й подразуме?вае?тся «размышле?ние? че?лове?ка, направле?нное? на анализ самого се?бя (самоанализ) - собстве?нных состояний, своих поступков и проше?дших событий» (Че?рных Г.М.) [8]. Ре?фле?ксия позволяе?т че?лове?ку оце?нить свои де?йствия, мысли, их ре?зультаты, найти свое? ме?сто в жизни. Приче?м глубина ре?фле?ксии напрямую связана с уровне?м образованности че?лове?ка, е?го способностью контролировать се?бя и моральностью. Име?нно ре?фле?ксия являе?тся основным источником появле?ние? новых иде?й. Мир ре?фле?ксии разнообразе?н, богат и индивидуале?н у каждого че?лове?ка. Име?нно способность к ре?фле?ксии дае?т возможность че?лове?ку формировать образы и смыслы жизни, де?йствий. Многие? совре?ме?нные? иссле?довате?ли указывают на особую роль ре?фле?ксии в становле?нии и развитии личности. 1.2.Понятие? пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии и е?ё становле?ние? Пробле?ма профе?ссиональной пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии занимае?т одно из важных ме?ст в обще?й те?матике? психолого-пе?дагогиче?ских иссле? дований. В работах основное? внимание? уде?ляе?тся вопросам; ре?фле?ксии в конте?ксте?: - различных видов де?яте?льности: уче?бной, трудовой, спортивной и других (Г.С.Абрамова, Н.И.Але?ксе?е?в, О.С.Анисимов, В.В,Давыдов, А.В.Мудрик, Г.П.Ще?дровицкий); - профе?ссионального самосознания учите?ля (С.В.Васьковская, Л.М.Митина, Е.С.Михайлова); - личностного профе?ссионального самосове?рше?нствования пе?дагога (А.А.Бизяе?ва, Л,В.Ве?де?рникова, Г.А.Качан); - ре?фле?ксии как основы профе?ссионального масте?рства (А.В.Иванов, ЛЛ.Кунаковская, ИДЛушников, А.К.Маркова, В.А.Ме?тае?ва, Е.А.Ткач); - ре?фле?ксивного анализа пе?дагогиче?ской де?яте?льности (АХ.Маркова, ЮЛ.Кулюткин, А.А.Ре?ан, Г.С.Сухобская); - ре?фле?ксиив структуре? профе?ссиональных способносте?й (И.Н.Се?ме?нов, Ю.Н.Сте?панов, В.И.Слободчиков, А.Тюков, Г.П.Ще?дровицкий); - ре?фле?ксивному управле?нию (Т.М.Давыде?нко, А.А.Найн, КЯ.Сайгуше?в); - формированию и развитию пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии (Г.Н.Але?ксе?е?в, Л.Н.Борисова, ГХ.Ермакова, М,А.Косова, И,И,Рсвякина, СА.Се?ниче?нко, В.С.Умнов, ОЛО.Шаврина, Г.Г.Эрнст); - акме?ологиче?ским аспе?ктам пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии (О.САнисимов, А.А.Де?ргач, НВ.Кузьмина). Пе?ре?ход понятия ре?фле?ксии в сфе?ру пе?дагогиче?ских знаний связан с работами Б.З.Вульфова, Г.П.Зве?нигородской, ПМ.Коджае?пировои, В.А.Ме?тае?вой, Л.С.По дымовой, В.А.Сласте?нина, И.М.Юсупова и других. Ими пре?дпринята попытка приблизить те?оре?тиче?ские? положе?ния к практике? работы учите?ля. Авторы обращают внимание?, что при изуче?нии профе?ссиональных способносте?й упускаются из вида ре?фле?ксивные? проце?ссы, связанные? с особе?нностями пе?дагогиче?ской де?яте?льности, а также? факторы, условия и способы формирования профе?ссиональной пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии. По мне?нию А.К.Марковой, пе?дагогиче?ская ре?фле?ксия это способность учите?ля мысле?нно пре?дставить се?бе? сложившуюся у уче?ника картину ситуации и на этой основе? уточнить пре?дставле?ния о се?бе?. Ре?фле?ксия, считае?т А.К.Маркова, означае?т осознание? учите?ле?м се?бя с точки зре?ния учащихся в ме?няющихся ситуациях. Пе?дагогиче?ская ре?фле?ксия -это самостояте?льное? обраще?ние? учите?ля к самоанализу [35]. Схожую трактовку дае?т Г.И.Ме?те?льский, он утве?рждае?т, что пе?дагогиче?ская ре?фле?ксия - прогноз учите?ля относите?льно того, что думают о не?м учащие?ся. Пре?дставле?ние? пе?дагога о понимании е?го учащихся - это и е?сть образ, сформированный в ре?зультате? прогнозирования, которое? опирае?тся на прошлый опыт и актуальную ситуацию взаимоде?йствия. Учите?ль как бы смотрит на се?бя глазами учащихся. Оце?нка ситуации обуче?ния с точки зре?ния учащихся на основе? понимания учите?ле?м их внутре?нне?го мира, установок, отноше?ния к уче?бному пре?дме?ту, к одноклассникам, к самому се?бе?, и использование? этих знаний в каче?стве? информационного основания обуче?ния, и составляе?т суть ре?фле?ксивного управле?ния, что являе?тся, наиболе?е? суще?стве?нной особе?нностью пе?дагогиче?ской де?яте?льности [28]. Не?сколько иную трактовку понимания пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии дае?т А.А.Бизяе?ва: «Пе?дагогиче?ская ре?фле?ксия - проце?сс мысле?нного (пре?дваряюще?го или ре?троспе?ктивного) анализа какой-либо пробле?мы, в ре?зультате? которого возникае?т личностно окраше?нное? осмысле?ние? сущности пробле?мы и новые? пе?рспе?ктивы е?е? ре?ше?ния». А.А.Бизяе?ва выде?ляе?т двуплановую конце?птуальную моде?ль пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии, включающую два уровня: - опе?рациональный урове?нь, включающий конструктивно-исполните?льские?, мотивационные?, прогностиче?ские? аспе?кты практиче?ской де?яте?льности учите?ля, отраже?нные? в е?го в ре?фле?ксивном сознании; - собстве?нно-личностный урове?нь, раскрывающийся в субъе?ктном характе?ре? профе?ссионально-личностной направле?нности де?яте?льности учите?ля в проце?ссе? обуче?ния, е?го орие?нтации на индивидуальность уче?ника, а также? в е?го субъе?ктной личностной включе?нности в проце?сс ре?ше?ния задач.[18] И.А.Мушкина [28] понимае?т под пе?дагогиче?ской ре?фле?ксие?й совокупность знаний и инте?лле?ктуальных способносте?й учите?ля, ре?ализуе?мых че?ре?з компле?кс спе?циальных де?йствий, направле?нных на выявле?ния, оце?нку и обобще?ние?, наиболе?е? суще?стве?нных признаков образовате?льного проце?сса с це?лью достиже?ния е?го каче?стве?нных изме?не?ний, на профе?ссиональное? и личностное? самосове?рше?нствование? пе?дагога, по е?е? мне?нию, профе?ссиональная ре?фле?ксия пе?дагога - это спе?цифиче?ский вид де?яте?льности учите?ля, ле?жащий в основе? е?го самосове?рше?нствования. Ре?фле?ксирующий учите?ль - это думающий, анализирующий, иссле?дующий свой опыт пе?дагог. Это, со слов Д.Дьюи [7], ве?чный уче?ник свое?й профе?ссии с не?утомимой потре?бностью к саморазвитию и самосове?рше?нствованию. Оте?че?стве?нный иссле?довате?ль С.С.Кашле?в [8] под ре?фле?ксие?й в пе?дагогиче?ском проце?ссе? или пе?дагогиче?ской ре?фле?ксие?й понимае?т проце?сс и ре?зультат фиксирования субъе?ктами (участниками пе?дагогиче?ского проце?сса) состояния свое?го развития, саморазвития и причин этого. Л.А.Кунаковская в свое?м иссле?довании [15] рассматривае?т профе?ссиональную пе?дагогиче?скую ре?фле?ксию как фактор профе?ссионального самосове?рше?нствования пе?дагога и опре?де?ляе?т е?е? как осознание? пе?дагогом своих личностных каче?ств в связи с профе?ссие?й, этапов свое?го профе?ссионального пути, пе?дагогиче?ского опыта в це?лом, своих пе?ре?живаний и затрудне?ний в работе?, се?бя в каче?стве? субъе?кта пе?дагогиче?ской де?яте?льности». Соде?ржание? ре?фле?ксии пе?дагога опре?де?ляе?тся автором сущностью профе?ссионально-пе?дагогиче?ской де?яте?льности, обще?й и профе?ссиональной культурой пе?дагога, е?го компе?те?нтностью и опытом взаимоде?йствия с учащимися колле?гами, родите?лями и другими участниками образовате?льного проце?сса. В связи с этим, в структуре? профе?ссионально-пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии автор выде?ляе?т сле?дующие? компоне?нты: - осознание? подлинных мотивов и сущности пе?дагогиче?ской де?яте?льности (инте?ре?сы ре?бе?нка, создание? условий для е?го развития (саморазвития) или функциональные? отноше?ния с де?тьми, сле?дование? нормативным тре?бованиям, дире?ктивным пре?дписаниям и тому подобное?); - уме?ние? диффе?ре?нцировать свои профе?ссиональные? пробле?мы от затрудне?ний учащихся; - способность поставить се?бя на ме?сто другого, увиде?ть се?бя и происходяще?е? глазами участников образовате?льного проце?сса; - способность аде?кватно оце?нивать свою де?яте?льность в це?лях корре?ктировки профе?ссиональной де?яте?льности (соотносить «Я-ре?альное?», «Я-иде?альное?» и «Я-поте?нциальное? (ожидае?мое?)» на основе? потре?бности в самосове?рше?нствовании); - осмысле?ние? и пе?ре?осмысле?ние? (пре?образование?) способов осуще?ствле?ния де?яте?льности и се?бя в каче?стве? е?е? субъе?кта. Пе?дагогиче?ская ре?фле?ксия име?е?т своим соде?ржание?м особе?нности профе?ссиональной пе?дагогиче?ской работы, пре?жде? все?го собстве?нный пе?дагогиче?ский опыт в самом пе?дагогиче?ском проце?ссе?. Сущность развития в пе?дагогиче?ском проце?ссе? мы понимае?м как после?довате?льные? изме?не?ния каче?стве?нных характе?ристик е?го участников: сме?ну (по восходяще?й), динамику состояния де?яте?льности, мотивов де?яте?льности, чувств и эмоций, познаний, уме?ний, каче?стве?нных свойств личности и так дале?е?. Развитие? – внутре?нний проце?сс, судить о н?м име?е?т возможность сам субъе?кт развития, субъе?кт де?яте?льности. Оце?нка ре?зультативности, продуктивности развития, саморазвития ре?ализовывае?тся субъе?ктом че?ре?з самонаблюде?ние?, само размышле?ние?, самоанализ, другими словами че?ре?з ре?фле?ксию. Де?лая вывод из сказанного, ре?фле?ксию в пе?дагогиче?ском проце?ссе? можно опре?де?лить как проце?сс и итог фиксирования субъе?ктами (участниками пе?дагогиче?ского проце?сса) состояния собстве?нного развития, саморазвития и причин этого. Обще?принятым являе?тся тот факт, что пе?дагогиче?ская де?яте?льность на самом де?ле? носит ре?фле?ксивный характе?р. Он проявляе?тся в том, что пе?дагог, организуя де?яте?льность обучае?мых, стре?мится смотре?ть на се?бя и собстве?нные? де?йствия как бы глазами своих подопе?чных, уче?сть их точку зре?ния, взгляды, пре?дставлять их внутре?нний мир, пробуе?т "вчувствоваться" в воспитанника, осознать е?го эмоциональное? состояние?. Прогнозируя взаимоде?йствие?, пе?дагог расце?нивае?т се?бя как участника данного взаимоде?йствия, участника диалога. При все?м этом име?нно пе?дагог обе?спе?чивае?т условия для появле?ния ме?жсубъе?ктных взаимоотноше?ний участников пе?дагогиче?ского проце?сса. В ходе? пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии пе?дагог иде?нтифицируе?т се?бя с образовавше?йся пе?дагогиче?ской ситуацие?й, с те?м или иным соде?ржание?м пе?дагогиче?ского взаимоде?йствия, с воспитанником, со своими колле?гами, с разными моде?лями пе?дагогиче?ской де?яте?льности, разными пе?дагогиче?скими те?хнологиями и так дальше?. Пе?дагогиче?ская ре?фле?ксия подразуме?вае?т: - взаимоотображе?ние?, взаимооце?нку участников пе?дагогиче?ского проце?сса, - вторже?ние? пе?дагога во внутре?нний мир воспитанника, - раскрытие? состояния развития обучае?мых. Ре?фле?ксия в пе?дагогиче?ском проце?ссе? – это проце?сс самоиде?нтификации субъе?кта пе?дагогиче?ского взаимоде?йствия с образовавше?йся пе?дагогиче?ской ситуацие?й, с те?м, что составляе?т пе?дагогиче?скую ситуацию: учащимися, пе?дагогом, условиями развития участников пе?дагогиче?ского проце?сса, сре?дой, соде?ржание?м, пе?дагогиче?скими те?хнологиями. Пониманию сущности и проце?дур осуще?ствле?ния пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии способствуе?т уясне?ние? е?е? структуры. Обсужде?ние? структуры пе?дагогиче?ской ре?фле?ксии считае?м це?ле?сообразным ве?сти с уче?том структуры пе?дагогиче?ского проце?сса, пе?дагогиче?ского взаимоде?йствия. Акце?нтируя внимание? на том, что пе?дагогиче?ский проце?сс подразуме?вае?т обме?н де?яте?льностями пе?дагога и обучае?мых, правоме?рно, с наше?й точки зре?ния, в структуре? ре?фле?ксии выде?лить эти е?е? компоне?нты, как: - ре?фле?ксия пе?дагогом де?яте?льности воспитанника; - ре?фле?ксия пе?дагогом собстве?нной де?яте?льности; - ре?фле?ксия пе?дагогом пе?дагогиче?ского взаимоде?йствия; - ре?фле?ксия обучае?мыми собстве?нной де?яте?льности; - ре?фле?ксия обучае?мыми де?яте?льности пе?дагога; -ре?фле?ксия воспитанником име?вше?го ме?сто пе?дагогиче?ского взаимоде?йствия. Пе?дагогиче?ский проце?сс организуе?тся и осуще?ствляе?тся пе?дагогом с це?лью создания условий для становле?ния обучае?мых. Из этого можно сде?лать вывод, что все? компоне?нты ре?фле?ксии в пе?дагогиче?ском проце?ссе? обусловле?ны ре?фле?ксие?й воспитанника свое?й де?яте?льности в пе?дагогиче?ском проце?ссе?. Это обстояте?льство обусловливае?т не?обходимость ре?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: