- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007275 |
Тема: | Формирование творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии |
Содержание
Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт культуры и искусств Кафедра социально-культурной деятельности Монахов Павел Александрович Формирование творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ (ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА) Направление подготовки – 51.04.03 Социально-культурная деятельность. Магистерская программа – Организация досуга лиц с ограниченными возможностями здоровья (очно-заочная форма обучения) Научный руководитель: Ганьшина кандидат педагогических наук, Галина Васильевна доцент Рецензент: Георгиевская кандидат искусствоведения, Ольга Владимировна доцент Зав. кафедрой: Медведь кандидат педагогических наук, Элеонора Ильинична профессор Москва, 2016 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 7 1.1. Теоретические аспекты формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 7 1.2. Специфика формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 30 1.3. Теоретическая модель формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 43 Выводы по первой главе 50 Глава 2. Реализация теоретической модели формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 51 2.1. Структура и содержание программы «Театр равных возможностей» по формированию творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 51 2.2. Критерии, показатели и уровни формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 75 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии 80 Выводы по второй главе 83 Заключение 85 Список использованной литературы 90 Приложение 102 ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования. Формирование творческой активности ребенка тесно связано с развитием эмоциональной сферы и является одной из центральных линий развития личности. При переходе от одного возраста к другому (например, от младшего к дошкольному или от начальной школы – 7-10 лет к подростковому – 12-16 лет) изменяется содержание эмоций, а также их место и роль в структуре деятельности (А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.Н. Стрелкова, Т.П. Хризман и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств являются первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума» (А.В. Запорожец). Исследователи выявляли возможности использования разнообразных средств эмоционально-нравственного воспитания: общения, игры, чтения, устного народного творчества, музыки, компьютерных технологий. В настоящее время реабилитация людей с ограниченными возможностями стоит в числе наиболее важных задач социальной политики нашего государства. Основными документами, регламентирующими деятельность по оказанию квалифицированной помощи инвалидам и интеграции их в современное общество, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [81], Конвенция ООН «О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года [29]. По данным Федеральной службы статистики Российской Федерации на 2015 год общая численность лиц с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в России составляет 12924 человека, из которых с I группой инвалидности – 1355 человек, со II группой – 6472 человек, с III группой – 4492 человека, детей-инвалидов – 605 человек, т.е. на 1000 человек в России приходится почти 100 человек с инвалидностью. Данная статистика представлена на таблице №1. [80] (на 1 января года) 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.2) Всего инвалидов, тыс. человек 13074 13134 13209 13189 13082 12946 12924 в том числе: I группы 1912 1920 1540 1515 1496 1451 1355 II группы 7248 7086 7306 7076 6833 6595 6472 III группы 3399 3609 3822 4038 4185 4320 4492 дети-инвалиды 515 519 541 560 568 580 605 Общая численность инвалидов, приходящаяся на 1000 человек населения 91,6 92,0 92,5 92,2 91,3 90,1 88,4 В общую численность инвалидов включаются лица, состоящие на учете и получающие пенсию в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Минюста России и Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Расчет Росстата. С учетом данных формы № 1-ЕДВ по Крымскому федеральному округу Таблица 1. Общая численность инвалидов по группам инвалидности В современном обществе человеку с ограниченными возможностями зачастую не хватает места. Это связано, в первую очередь, с неготовностью принятия человека с инвалидностью в социум по причине того, что он не такой, как все. Из-за этого у инвалида формируется комплекс неполноценности, ненужности обществу. Он становится замкнутым, нелюдимым, трудно идет на контакт. Игре как средству формирования творческой активности личности, в особенности – лиц с отклонениями в развитии придается особое значение, при этом подчеркивается эффективность влияния театрализованных игр на процесс нравственного воспитания, их роль в формировании личностных качеств и поведения детей (Л.Б. Баряева, И. Вечканова, Г.Л. Выгодская, О.П. Гаврилушкина, Б.Д. Корсунская, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). В игре происходит формирование различных сторон личности. Принятие на себя разнообразных ролей, реконструкция поступков других людей способствует погрузиться и принять на себя их чувства, что в конечном итоге влияет на развитие эмоций общества, то есть «социальных» эмоций. Большое влияние игровая деятельность оказывает на развитие у детей способности общаться с другими людьми. В процессе игры ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится объяснять свои действия и поступки, а также приобретает навыки произвольного поведения – учится управлять собой. Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учеными Е.Д. Агеевым, С.Н. Ваньшиным, Г.П. Диянской, A.M. Кондратовым, А.Е. Шапошниковым, Ф.И. Шоевым. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях. Актуальность исследования строится на важности театральной игры для воспитания и развития творческой личности, личности, которая была бы способна самостоятельно мыслить, находить решения в самых неожиданных ситуациях, быть готовой к различным жизненным вариантам. В настоящее время интерес к вопросам формирования творческой личности, выявление и развитие творческих способностей детей, раскрытие их творческого потенциала в нашем обществе не случаен. В ходе исследования выявлено противоречие между возрастающими требованиями общества к формированию творческой активности личности в современной социально-экономических условиях и недостаточной разработанностью процесса формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. Проблема исследования: каковы условия формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить процесс формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. Объект исследования: Процесс формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования: Условия эффективности формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. На основе сформулированных цели, объекта и предмета исследования определена гипотеза исследования: процесс формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии будет эффективен, если: - теоретически обоснованы аспекты формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии; - разработана теоретическая модель процесса формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии; - разработана программа «Театр равных возможностей!!!», в рамках которой будет происходить процесс формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии; - определены содержание и способы формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были выявлены следующие задачи исследования: Изучить теоретические аспекты формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии; Теоретически обосновать и апробировать модель формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии; Разработать содержание программы «Театр равных возможностей!!!», в рамках которой будет происходить процесс формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии; Выявить критерии, показатели и уровни формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. Теоретико-методологической основой исследования являлись: Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; изучение психолого-педагогической и медицинской документации; наблюдение за детьми в процессе игровой и свободной деятельности, в проблемных ситуациях; экспертные оценки; констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ результатов. Организация исследования. Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Москвы «Центр детского и юношеского творчества «Бибирево». На разных этапах в исследовании участвовали 6 учеников с ограниченными возможностями здоровья вместе с 14 учениками без отклонений в развитии. Публикации. По теме диссертации опубликовано 4 работы (2 – в соавторстве) Глава 1. Теоретические проблемы формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. 1.1. Теоретические аспекты формирования творческой активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях театральной студии. Изучение имеющихся образовательных программ и пособий приводит к выводу, что "театральная деятельность" – это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания, который можно охарактеризовать отсутствием единой методики и образовательной технологии, отвечающими современным требованиям. Поэтому однозначно ответить на вопросы: с какого возраста обучать детей театральной деятельности? чему учить и как учитывать возрастные особенности? как обучать детей актерскому искусству и т.д. является сложным. Ответы на данные вопросы следует искать в опыте театральной педагогики, накопленном Р.М. Быкеовым, А.П. Ершовой, П.М. Ершовым, М.О. Кнебель, Н.И. Сац, К.С. Станиславским и других ученых. Данный опыт будет одинаково эффективен для всех возрастных групп граждан. Данный опыт позволит с раннего детства развивать в ребенке творческий потенциал, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его пластику и формировать творческую активность. Как сказано во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), «культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков – духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных – и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования». [98] В нынешних социокультурных условиях имеется недостаток вовлечения детей, подростков и юношества в различные виды досуга. Между тем непосредственно культурно-досуговая деятельность предполагает собой процесс формирования условий по организации свободного времени подрастающего поколения. На занятиях в студиях дополнительного образования подростки открывают для себя более важные актуальные «бытийные» основы – то, что Л.Н. Толстой полагал «первообразом гармонии», который в ходе направленного, бережного влияния педагога становится обязательным качеством личности. Роль театра в процессе воспитания личности велика, так как синтетическая природа театрального искусства обогащает возможности его влияния на природу человека. Это относится и к непосредственно преподавательскому труду, который требует от педагога развитых способностей привлекать обучающихся своим творческим примером. Такую возможность может дать только театральная деятельность. В театральном коллективе появляется особая обстановка высокой творческой активности. Как вспоминают участники театральных студий, в ходе общения в них отмечались «желание знаний, обширная область поднимающихся тем, пылкие дискуссии вокруг «проклятых» вопросов жизни и искусства, жадное любопытство» [48, с. 215]. Таким образом, подростки – участники театральной студии являются опережающей группой, имеющей глубокую мотивацию на личное творческое развитие. В такого рода команде процессы творческого развития и социализации проходят наиболее продуктивно, интенсивно, возможные искажения довольно легко выявляются и устраняются при помощи разных психолого-педагогических методик, театральных технологий. В то же время столь очевидное положительное воздействие театра на формирование личности никак не применяется в полной мере в существующих театральных студиях при школах, техникумах, колледжах и институтах. Ученые объективно полагают, что значительный комплексный педагогический подход к обучению и воспитанию личности юных артистов в нынешних условиях театральных студий нередко отсутствует, что приводит к «натаскиванию», креативному давлению, из-за чего в студийных постановках торжествуют «штампы». Вышеупомянутое объясняет важность, актуальность и значимость изучения методов и способов воспитания школьников в ходе занятий театральным искусством. При определении понятия «метод» теоретики зачастую опираются на такие его толкования, как путь, прослеживание, способ достижения цели, совокупность приемов или операций теоретического и практического освоения действительности, человеческой деятельности [67, с. 633–634]. Из-за большого количества парадигмальных ориентаций в педагогике существуют различные комбинации к определению способа воспитания. В советский период воспитание представлялось как педагогически управляемое влияние на человека. Метод трактовался как способ влияния на сознание, поведение, чувства и волю воспитуемого. При таком подходе воспитанник являлся воспринимающим, улавливающим объектом. Г.И. Щукина акцентирует внимание на основной значимости метода в достижении целей воспитания: «метод – путь реализации целей воспитания» [51, с. 32]. Согласно Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), «культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков – духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных – и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования». Данная трактовка понятия «Культура» делает упор на различиях культур и их разнообразии, тогда как общее понятие о культуре, а, таким образом, и содержательная сторона культурной деятельности не является предметом дефиниции. [98] В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского понимание о многообразии путей изучения культуры показано в идее многообразия обходных путей культурного развития личности, который имеет недостаток развития, однако само культурное развитие рассматривается как процесс, направленный на достижение общего результата – изучить, освоить культуру как совершенную форму. В отношении подхода к культурному разнообразию данная концепция может быть сопоставлена с существенно более поздней концепцией нормализации. В концепции культуры, представленной в Декларации, разнообразие культур характеризуется только посредством множества их отличительных черт. Это объясняется, с одной стороны, целями данного документа – в нем поясняется значимость многообразия культурных традиций, обычаев, а с другой стороны – несогласием с универсалистским подходом к концептуализации культуры. В результате многообразие культур представляется набором эмпирически фиксируемых, объективно описываемых сущностей наподобие того, как исследователю представляется разнообразие биотипов или геологических слоев. Тем самым концепция культуры обретает натуралистический оттенок, который выражен в частности в аргументации значения многообразия культур по аналогии со значимостью многообразия биологических видов в природе. Такая концептуализация культуры содержит несколько явных минусов. Она в частности никак не дает возможность обширно рассмотреть и изучить уровень освоения культуры индивидуумом, а также сущность данного освоения. Культура рассматривается в виде доступного обстоятельства, имеющего отправную точку ее анализа – современную культуру. Это препятствует раскрытию направлений культурного развития, не ориентированных на современность со свойственными ей отличительными особенностями – развитой наукой, активным технологическим освоением уже охваченного культурным преобразованием окружающего мира (рефлексивная современность /модерн/, по У.Беку) и др. Все это делает актуальным разработку культурологического подхода к проблеме включения детей с ограниченными возможностями здоровья в культуру и общество. В концептуальном плане это требует объяснения того, как физические и психические особенности человека, в том числе человека с ограниченными возможностями здоровья, приобретают культурное значение. Особый интерес вызывают культурные практики архаических обществ, в которых можно найти способы первичного овладения телесно-аффективными реакциями человеческого организма. Культурологический подход в отличие от социально-конструктивистской концепции инклюзии не исключает понятие нормы, но позволяет ставить вопрос о нормах, адекватных задачам развития и культурным потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья. Культурологический подход к включению детей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь общества определяет задачу формирования условий для их творческой самореализации в адаптированной под них форме. Этот подход формирует базовые культурные потребности у ребенка с инвалидностью и тем самым активизирует проявление интереса к культуре и развитие его культурных способностей. Для культурологического подхода одной из главных особенностей считается вовлечение ребенка в совместное творчество. Органичным для культурологического подхода считается использование практик искусства, имевших место в истории культуры. [52, 54, 59] При этом в контексте культурологического подхода участие в практиках искусства дает возможность формировать основные принципы культурной и коммуникативной компетенций. Культурологический взгляд на проблему инклюзии позволяет раскрывать потенциал культурных форм, которые могут быть найдены как в арсенале традиционных культур, так и в способах культурной выразительности современного искусства. Помимо этого, культурологический подход дает возможность поставить вопрос о формировании культурного фундамента, делающего возможным для ребенка вовлечение в образовательные программы, не предполагая этот фундамент уже готовым, что значительно расширяет контингент детей, которые могут осуществить с помощью этого подхода свое право на образование, открывая им тем самым реальные жизненные перспективы. Культурологический подход позволяет в непрямой форме применить принцип партнерства. В данном подходе применяются такие практики культуры, которые обращены к человеку с неразвитыми основами культурной и коммуникативной компетенции. В процессе реабилитации при взаимодействии с человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья, применяются те культурные практики и формы, которые могут стать его жизненными формами. В данном случае партнером становится сама жизнь человека, когда в ее практику входят те культурные формы, которые отвечают нуждам его развития. Специалисты (педагоги, психологи), помещая себя в культурологическую перспективу, оказываются в равных условиях диалога с человеком с ограниченными возможностями здоровья, они избавляются от роли вершителей судеб, определяющих смысл и значение существования других людей. И этот момент непосредственно влияет на реализацию интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья, опирающейся на неповторимость отличительных черт каждого человека. На сегодняшний день достижения в культурологии приобретают существенное значение для теории и практики педагогической деятельности, а исследования на стыке педагогики и культурологии становятся одними из приоритетных. Культурология отдельная, самостоятельная отрасль знания определяет такие задачи – анализ и исследование моделей культуры, выявление закономерностей их формирования, исследование динамики внутренних взаимосвязей разных подсистем культуры и т.д. [4]. Прикладная культурология устанавливает методологию и способ развития культурной среды, раскрывает закономерности, основы, ресурсы, способы и методы вовлечения человека в мир культуры, аргументирует и обосновывает методику и методологию вовлечения людей в разные формы социокультурного творчества; обосновывает технологии удовлетворения и развития культурных потребностей [6, 33]. Современную культурологию отличают взгляды о множественности культур, о поливариантности культурного развития и формирования личности, кроме этого подчеркивается значимость культурных практик повседневного телесно-аффективного взаимодействия, как для обеспечения функционального единства социальной группы, так и для становления человека [15, 85, 87]. Накоплены экспериментальные подходы, позволяющие современной культурологии прибегнуть к рассмотрению генезиса культурных форм и ранних стадий формирования культуры, наработан инструментарий для исследования значимости культуры на начальных этапах знакомства с ней человека [52, 63, 82]. Изучение ранних этапов освоения культуры имеет особую роль в анализе культурных механизмов развития человека и развития культурной компетентности людей с инвалидностью, имеющей особую значимость при их включении в процесс образования [55]. Результативность взаимодействия педагогики и культурологии не является случайной. Она основывается на длительной традиции, существующей в российской психологической и педагогической науке. Формированию данного междисциплинарного пространства научной мысли, объединяющего педагогику, психологию и культурологию, содействовали исследования российских ученых, работающих в русле культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Постановка задачи построения системы инклюзивного образования создают стимул преобразования в российском образовании и содействует формированию комплекса практических мер по его реформированию. Это сопряжено с тем, что инклюзия как процесс и практика, работая над проблемами включения в процесс образования наиболее социально незащищенных групп граждан, выступает в качестве инструмента, кардинально меняющего процесс образования. Однако, несмотря на широкое распространение в обществе идей инклюзии и интеграции, значительную работу, осуществляемую многочисленными институтами, конкретными школами, педагогами, родителями, общественными деятелями и другими людьми, от которых зависит продвижение этих идей, регулярно появляется необходимость разъяснять и защищать этот процесс, особенно ввиду необходимости роста затрат, который требуется для качественной реализации данной задачи. Ситуация осложняется тем, что в отношении конкретных участников инклюзивного образования в современной практике имеет место явная поляризация. Участники этого процесса по сути разделяются на два лагеря, в том числе благодаря тому, что по отношению к ним ставятся разные задачи. Это проявляется в том, что в отношении здоровых детей, отталкиваясь от основ и принципов социальной модели включения людей с инвалидностью, ставится цель формирования у них толерантности: они должны научиться принимать и общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья. При этом в отношении детей с инвалидностью задача системы образования формулируется иначе: для них должны быть созданы специальные условия развития и обучения в инклюзивной среде. Собственно, вопрос о том, включает ли в себя сама идея инклюзивного образования представление о дихотомии (разделении) участников данного процесса, является одной из тем научных споров среди ее приверженцев и антагонистов [90, 91, 92, 93, 94, 96]. Подобная поляризация педагогических и преподавательских задач говорит о том, что мы заранее закладываем в основание инклюзивного процесса представление о существенном различии участников этого процесса. В этом случае они будут находиться в одном образовательном пространстве, но не вместе. Это деление хорошо выражает сложность и проблематику, возникающую при поиске причин, при которых возможно объединение инклюзивной группы. На данном примере видно, что внедрение инклюзивного образования на практике наталкивается на «сопротивление» старой модели общественного мнения, привычных профессиональных навыков. Оказываясь заключенными в тиски данных профессиональных рутин и сопряженных с ними взглядов и представлений, мы становимся их заложниками. В этом случае мы можем декларировать и защищать идею инклюзивного образования, эмоционально на неё реагировать, однако её осуществление зачастую происходит только формальным образом. Это, кстати, и наблюдается на практике, и не только в России, но и за рубежом. Так, описывая международный опыт, Н.С. Грозная в статье «Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности» [23] ссылается на тревожные, с точки зрения автора, тенденции в образовательной политике США, Великобритании, Австралии, определяющие утрату заинтересованности к идеи инклюзивного образования, увеличение количества специальных и коррекционных средних учебных заведений. Автор видит причину в нехватке высококвалифицированных педагогов, которые способны находить нестандартные, неординарные решения в сложных, порой экстремальных ситуациях. Безусловно, мы можем выразить согласие с автором и адресовать все те неудачи, которые возникают в процессе развития инклюзивного образования, конкретным участникам инклюзивного процесса, ссылаясь на неподготовленность учителей, неготовность родителей к данной ситуации, психологические особенности учеников и т.д. Однако необходимо подчеркнуть, что именно модель сформированного общества (в том числе отраженная в профессиональных практиках) противится этой идее, т.е. участники инклюзивного образования выступают только как носители доминантных представлений и взглядов данной модели. Важно понять, что усиленные действия по реализации инклюзивного образования не станут продуктивными, если современная система образования не будет меняться ей навстречу. В таком случае инклюзия выступит в качестве механизма преобразования, изменения существующей системы образования, отношения общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, как к другому только из-за его отличительных черт. В этом смысле возможность внедрения инклюзивного образования можно рассматривать в качестве аспекта возможности системы к изменению. Инклюзия это не только идеология, но в первую очередь процесс и практическая деятельность. В Российской федерации и за рубежом существуют реальные практики успешной реализации инклюзивного образования, которые требуют бережного к себе отношения и внимательного изучения. (Далее в своем исследовании мы будем опираться на реальный опыт инклюзии, осуществляемый на базе культурологического подхода с 1989 г. в рамках деятельности региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг». Деятельность РОО «Круг» направлена на создание социокультурной среды, целью которой является воспитание личности, способной к культуротворческой деятельности. Важнейшим концептуальным основанием деятельности организации является культурологический подход. С 1999г. все образовательные программы реализуются совместно с ГБОУ ДО «Центр детского и юношеского творчества «Бибирево»».) Немаловажным является то, что участниками инклюзии являются дети и молодежь с умственными и психическими нарушениями, к которым зачастую относятся как к «неинклюзивным», т.е. как к детям без отклонений в развитии. Данные практики, а также ряд тенденций современной культуры дают возможность оптимистично смотреть на будущее инклюзивного образования. Какие характерные особенности современной культуры содействуют формированию идеи инклюзивного образования? Современная культура развернулась лицом к инвалидам. Интерес к лицам с ограниченными возможностями здоровья неслучаен. Особую роль играет тема «Другого» [74, 77, 85, 86, 88]. Значение данной заинтересованности – поиск ресурсов, обновление, понимание своих собственных истоков. Человек с инвалидностью каждый день проводит активный поиск и интенсивный отбор ресурсов. Участвуя в порой невидимом сражении за собственное существование (его нужно выиграть!), он проявляет как раз те самые качества и особенности, которых порой так не хватает человеку современной культуры. В том числе можно сказать, что в современной культуре существует социальный заказ (не всегда осознанный) на искусство инвалидов, так как это искусство напоминает нам об особом предназначении искусства как перводеятельности, предлагает простые, порой наивные чувства и ценности (например, ценность тела), возвращает нас к истокам культуры [59]. С точки зрения культурологического подхода участники процесса инклюзивного образования формируют становящуюся социокультурную общность. Для того, чтобы такая общность имела возможность появиться, нужно создать условия для вызревания общих, единых культурных ценностей, развития единой картины мира, освоения/возникновения языка общения, разнообразных форм рефлексии. С нашей точки зрения, одним из немаловажных условий возникновения культурной общности всех участников инклюзии считается формирование творческих социокультурных сред, охватывающих и объединяющих абсолютно всех участников и тем самым способствующих формированию процессов инклюзии и интеграции. При организации процесса инклюзивного образования на основе культурологического подхода немаловажно принимать во внимание такие базовые положения. ? Образовательную деятельность необходимо рассматривать в ряду разных типов социокультурной деятельности, потому что процесс образования основывается на социокультурных практик и его не является возможным отделить от них. ? Присвоение форм культуры и социальности может происходить только в ходе интенсивных преобразований присваиваемых форм культуры и социальности. По этой причине основным фактором образования детей с ограниченными возможностями здоровья считается решение задач развития и формирования собственной активности у ребенка в культуре и в обществе, т.е. вероятность становления субъектом осваиваемого им культурного процесса. ? Практики искусства считаются эффективным средством развития и формирования активной позиции человека в культуре, и вследствие этого применение данных практик содействует объединению образовательного и терапевтического воздействия, социальной инклюзии и личностного развития. Особым образом в ряду этих практик выделяется театральная деятельность в силу своей синтетической природы и рефлексивного характера. Необходимо признать то, что людям с отклонениями в психическом и интеллектуальном здоровье особенно трудно обнаружить себя причастным к современной культуре. Нехватка или полное отсутствие места для этой категории населения играет наиболее важную роль для современного общества, чем может показаться на первый взгляд. Его отсутствие проявляет реальные, имеющие социальные и культурные последствия проблемы современного мира: гипертрофию интеллекта, дефицит чувств, пренебрежение полнотой телесного опыта [55. 60]. Одним из факторов этого является то, что важнейшим критерием включенности в современное общество является развитие интеллекта. Отталкиваясь от этого, считается, что человек с интеллектуальной недостаточностью и проблемами психического здоровья не может овладеть языком современной культуры, а также ее нормами и образцами. Как правило, даже не ставится вопрос, отчего это происходит, поскольку кажется очевидным ответ. В современной культуре (направленной на индивидуализацию) для культурного включения и развития людей с интеллектуальной недостаточностью и проблемами психического здоровья недостаточна «социальная плотность», невысок «градус аффективности». Отсутствие или нехватка форм культуры, которые отвечают данным культурным особенностям данной категории населения, тормозят развитие у них когнитивности современного типа. Кроме того, это касается и той части населения, которая имеет острую необходимость в коллективных и аффективных (эмоциональных) формах взаимодействия (кроме людей с интеллектуальными и психическими нарушениями к этой категории могут относиться и люди с другими ограничениями жизнедеятельности, в ряде случаев – дети, подростки). В преобладающей на сегодняшний день социокультурной практике отсутствуют культурные формы, которые бы имели возможность гарантировать формирование телесно-аффективных форм взаимодействия детей (одной из подобных форм считаются традиционные игры, которые на данный момент известны в основном исследователям фольклора). Культурные практики, выполняющие функции традиционных игр (социальных ритуалов, разрешающих совместно пережить аффективный, эмоциональный опыт), с избытком формируются и развиваются на периферии господствующей культуры – например, в маргинальных молодежных субкультурах. Проблема интеграции каждого человека (в особенности с инвалидностью) в социум – это во многом проблема создания включающего коллектива и соответствующих ему культурных форм коллективной жизни, а также....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: