VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях дошкольного образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008220
Тема: Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях дошкольного образования
Содержание
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ

АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)





Направление подготовки 44.03.01 Педагогика

Направленность (профиль) – Дошкольное образование





Забродина Евгения Александровна



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА





Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях дошкольного образования















Научный руководитель                                                  Сиренко Ю.В







УФА 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй……………………………8

1.2 Формирование педагогической культуры родителей………………………12

1.3 Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи…………17

1.4 Инновационные формы взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях……………………….22

Выводы по первой главе………………………………………………………….27

2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

2.1 Цели и задачи опытно- поисковой работы по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях………….29

2.2 Реализация выявленных форм взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях………………………34

2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы по взаимодействию семьи и дошкольной образовательной организации……………………………………38

Выводы по второй главе…………………………………………………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………46

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….51

ВВЕДЕНИЕ

              Актуальность темы исследования. Педагогическое взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи всегда находится в центре внимания дошкольной педагогики. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании» равноправное, творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации является важным аспектом развития отечественного образования. В законе подчеркивается, что именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и участие родителей в деятельности дошкольной образовательной организации. 

           Как показывают современные социологические, психологические и педагогические научные исследования, а также состояние практики, нужду во взаимодействии испытывают сегодня как детский сад, так и семья. Родители дошкольников запрашивают от педагогов детского сада взаимодействия, характеризующегося доверием, ответственностью, всесторонним вниманием к каждому ребенку. В свою очередь, педагоги ожидают от родителей заинтересованного отношения к решению проблем личностного развития дошкольника, активности в установлении разнообразных связей со специалистами детского сада.

          Вопросам взаимодействия дошкольной организации и семьи посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Речь идёт о поиске путей и условий, повышающих успешность родителей в вопросах обучения и воспитания детей (Н.Ф. Виноградова, А.Г. Гогоберидзе, Е.В. Губанихина, В.А. Деркунская, Л.В. Загик и др.). Среди проблем взаимодействия авторы отмечают отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также недостаточную педагогическую компетентность родителей (А.И. Антонов, Н.Ф. Виноградова и др.). Родители не всегда откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса по воспитанию их детей, а воспитатели ждут от родителей гораздо большего. Взаимодействие воспитателей и родителей носит односторонний характер. Проблемами со стороны педагогов являются авторитарные методы воспитания, недостаточное владение знаниями о специфике тех или иных форм общения с родителями и несоблюдение основных требований к их организации, отсутствие комплексного подхода к развитию ребенка (Л.Р. Миронова, В.С Мухина, Л.В Трубайчук и др.).

        Взаимодействие с семьей является одной из очень важных сфер деятельности в образовании, так как в современных условиях жизни родители заняты своим карьерным ростом, и другими проблемами, но потребность в успешном взаимодействии с дошкольной образовательной организацией при дефиците личного времени остается для родителей важной.

     В соответствии с изменившейся нормативной базой меняется и позиция дошкольной организации в работе с семьей. ДОО не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Педагог дошкольного учреждения должен выступать не только в качестве воспитателя детей, но и в качестве партнера родителей по их воспитанию и развитию. 

      Дошкольная организация в работе с родителями предусматривает все позиции, обеспечивая этим не только повышение педагогического потенциала семьи, но и изменяет уровень воспитания дошкольника. В современной ситуации воздействия ДОО и семьи возникает множество проблем, основными причинами которых можно назвать следующие: 

- слабая реализация условий для функционирования ДОО как открытой системы; - невысокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

 - отсутствие или недостаточный уровень организованности доверительных отношений между педагогами образовательного пространства; 

- недостаточный уровень мотивационной готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству в современных интерактивных формах взаимодействия;

 - наличие категорий родителей, которые не принимают участие в необходимых и полезных для них формах сотрудничества; 

- потребительский взгляд родителей на ДОО и др.

       В свете сказанного становится понятным, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее сегодня оказываются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОО. В то же время работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме.

        Семья нуждается в психолого-педагогическом сопровождении воспитания ребенка.  Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий плохих отношений в семье.

          Цель исследования: разработать, обосновать и проверить педагогические условия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях. 

          Объект исследования - процесс взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

          Предмет исследования - педагогические условия организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях дошкольного образования.



          Гипотеза исследования – взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации в современных условиях дошкольного образования будет эффективным, если:

- взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи будет эффективно осуществляться при использовании инновационных форм работы с родителями, позволяющих эффективно реализовывать сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи.

         Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Выявить основные научные подходы к организации педагогического взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации, на основе теоретического анализа и психолого –педагогической литературы.

 Изучить воспитательные возможности семьи и дошкольной образовательной организации.

Определить важность формирования педагогической культуры родителей.

Описать современные инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

 Провести опытно-поисковую работу по реализации выявлении форм взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

       Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (опытно-поисковая работа, анкетирование, беседа, опрос, наблюдение). 

      Теоретико-методологические основы исследования составляют совре- менные философские, педагогические, психологические концепции образова- тельных систем и семейного воспитания: 

      - системный подход к анализу педагогических явлений (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.А. Сластенин, В.Н. Садовский и др.); 

    - философские и педагогические концепции взаимодействия участников образовательного процесса (Л.П. Буева, Г.И. Вергелес, М.С. Каган, Е.Ф. Ломов, Н.Ф. Радионова и др.);

     - исследования в области дошкольной педагогики о взаимодействии детского сада и семьи в воспитании и развитии ребенка (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Бабаева, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Г.В. Кроюва, М.В. Крулехт, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, Л.Ф. Островская, О.Н. Урбанская и др.) и пр.

     Научная разработанность проблемы. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова.)

База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №24» г.Мелеуза. В исследовании принимали участие родители и педагоги.

         Практическая значимость исследования: состоит в определении таких форм и методов работы с семьями, которые способствуют активному включению родителей во взаимоотношение с дошкольной образовательной организацией.

Структура работы: Выпускная квалифицированная работа представлена на 69 страницах и состоит из введения, двух глав, вывод по главе, заключения, списка литературы, приложения.







1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Анализ психолого- педагогической литературы по проблеме взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации

          Для того, чтобы наше будущее подрастающее поколение развивалось со всех сторон, для этого нужны единые педагогические требования, по которым их воспитывает общество и семья. Сейчас актуальная проблема, которая заключается как семейное и общественное воспитание совместить, чтобы эти оба фактора помогали друг другу в организации воспитания. Ученые в один голос утверждают, что семья это самая большая ценность, которую создал человек за всё время которое он просуществовал. Ни в одной нации мира, куда бы мы не заглянули нет ничего ценнее семьи. Добиваясь в воспитании ребёнка определённого единения между детским садом и семьёй, получается определённая система, при котором организм подрастающего ребёнка вырабатывает определённую динамику. 

       Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, самое  главное что даёт семья это воспитание, без семьи, как говорится он будет не воспитанным человеком.

      По мнению многочисленных исследователей (И.В. Гребенников, З. Матейчик, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина и т.д.), семья, как маленькая ячейка, часть большого общества, первое воспитание ребёнок получает в семье, в которой растёт. Семья влияет на ребёнка, готовит его к общественной жизни, и вся дальнейшая жизнь будет проходить так, какой фундамент заложит в него семья. С ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Процесс социализации детей начинается в семье с раннего детства, а не в детском саду, считают исследователи. В воспитании нельзя допускать ошибок, которые могут позже проявиться в поведении ребёнка, в трудностях его адаптации, и отклонениям в развитии личности.      Как показывают психолого-педагогические исследования (А.И. Леонтьев, С.А. Козлова и др.), из всего многообразия окружающего мира на развитие маленького ребенка особое значение имеет «интимный круг общения». Интимный характер семейного воспитания исследователи считают приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа).

        В современной науке семья является самым первым институтом в жизни человека. Как показывают многочисленные исследователи (И.С. Кон, В.Я. Титаренко, А.Г. Харчев и др.) она ориентируется с одной стороны специфическим воздействием семейной группы, с иной– первостепенной важностью раннего детства в развитии человека. Так как семья обладает разными воспитательными возможностями, то практика семейного воспитания не всегда бывает «качественным». В образовательных учреждениях цели, принципы, содержание воспитания прописаны в программных документах, разделены по возрастным категориям воспитанников, а в семье часто носят несформулированный характер, меняются от целого ряда причин (ценностных ориентаций; уровня образования, общей и педагогической культуры родителей; их этнической принадлежности, степени ответственности за детей; сплоченности семейного коллектива и т.д.).

       Понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей - условие правильного семейного воспитания. Родители должны знать основные педагогические требования и условия домашнего воспитания, для этого им нужно успешно справляться с воспитательными задачами. Воспитатели должны донести эти знания до родителей.

      Для того чтобы выявить важность взаимодействия ДОУ и семьи, необходимо уточнить понятие «взаимодействие». Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой [1]. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

       Организация усилий науки и практики дошкольного образования (Е.М.Волкова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И.

Теплова и др.) в настоящий момент привела к разработке различных форм и активных методов сотрудничества с родителями, которые можно представить в виде следующей таблицы[22]. (Приложение А)

         В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В ст. 44 говорится:

1.	Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2.	Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

        В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

       Одна из главных задач стандарта направлена на

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9

         В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. 

Результатом внедрения ФГОС ДО в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия. 

       Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон.

      Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

     Детский сад в современной жизни всё время находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Замена форм и направления работы с семьёй, помогут объединить вокруг себя родителей.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

         Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается важной на сегодняшний день. Отношения между семьями и образовательными организациями остаются сложными, потому что нет взаимности между ними и присутствует недоверие родителей к воспитателям. Напротив, единство в воспитании, осуществленное детским садом и семьей, обеспечивает определенную систематичность работы организма ребенка, выработку динамичных стереотипов. При этом, по мнению О.Н. Урбанской, более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами. В установлении живой связи и согласованности между семьей и детским садом ведущая роль принадлежит ДОУ как государственному учреждению общественного воспитания. 

         Возможность и необходимость оказания помощи семье дошкольной образовательной организации в настоящее время приобретает особую актуальность, так как именно в семье у детей формируются такие важные нравственные качества как трудолюбие, честность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу (Р.С. Буре, З.И. Борисова, Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, Э.К. Суслова, О.Н. Урбанская) [3]. 

        В первую очередь, перед педагогическим коллективом ДОО стоит задача не просто повышать уровень педагогической компетенции родителей, распространять среди родителей педагогические знания, но и каждый день помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать и передавать лучший опыт воспитания детей дошкольного возраста в семье.



1.2 Формирование педагогической культуры родителей

       Педагогическая культура родителей – такое личное образование, которое выражается в ценностно-целевой направленности родителей на полноценное воспитание и развитие ребенка, способности к рефлексии, самоконтролю, регулированию своего поведения, в творческом владении психолого-педагогическими технологиями, знаниями, гуманистическим стилем взаимодействия с ребенком.

      И.В. Гребенников под педагогической культурой понимает такой уровень педагогической подготовленности родителей, которая отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Образование, профессии, богатства жизненного опыта от них зависит уровень педагогической культуры.

      Исследователем выделяются следующие компоненты педагогической культуры:

– педагогическая подготовленность родителей, их отношение к воспитательной деятельности и сама эта деятельность;

– педагогические способности, педагогическое мастерство родителей;

– умение сочетать родительскую любовь к детям с высокой требовательностью к ним.

     В ряде работ дополняется понятие “педагогическая культура”. Так, М.Д. Махлин включает в него способность планировать свою воспитательную деятельность. При этом, по его мнению, в педагогическую культуру не входят родительская любовь и стремление обеспечить детей материально, так как этими качествами обладают все родители и не нуждаются в специальном формировании. Л.Г. Емельянова, В.Я. Титаренко считают, что родители первые педагоги, которые развивают культуру личности детей.    

        Титаренко В.Я в своём заключении даёт ясно понять, что перед каждой семьёй стоит задача, основным решением которое является, дать педагогическую культуру своим детям в процессе воспитания. Автор показывает, что главную роль в этом процессе занимает умственный раздел для прививания и достижения определённых целей, все способы, в том числе и умственные, психолого-педагогические, этико-педагогические, физиолого-гигиенически и другие знания, которые необходимы для педагогических навыков. 

      Воспитание педагогической культуры начинается у будущих родителей в детстве. Дети, подражая взрослым, общаются с другими детьми. У Л.Ф. Островской описан такой пример.

      Девочки играли в “детский сад”. “Воспитательница” шлепнула куклу, грубо с ней обошлась. Партнер по игре возразила. Она спросила у подруги: “Разве наша воспитательница так делает? Вот когда будем в маму играть, тогда можешь бить кукол”.

     Этот пример говорит о том, что в семье ребенок подсознательно усваивает многие приемы педагогического воздействия, а став взрослым, использует их в воспитании собственных детей.

     В нашей стране ещё не создана система взаимодействия социальных институтов, для создания целостной педагогической культуры родителей.

      Педагогическое просвещение как целенаправленная и организованная воспитательная работа с родителями (Н.К. Гончаров, И.В. Гребенников) является эффективным средством повышения педагогической культуры. При этом источники педагогического просвещения родителей должны быть разными. Ведущая роль в распространении педагогических знаний принадлежит средствам массовой информации (Л.В. Загик, О.Л. Зверева). По данным О.Л. Зверевой, 73% родителей получают педагогические знания через СМИ, на свой жизненный опыт опираются 58, читают педагогическую литературу 44, советуются с воспитателем 24%.

        О.Л. Зверева дополняет содержание понятия педагогической культуры такой важной характеристикой, как способность родителей к самопознанию, т.е. способность анализировать собственную воспитательную деятельность, методы воздействия на ребенка, способность обнаруживать допущенные ошибки в воспитании и намечать пути их исправления.

       Родители, которые имеют низкий уровень педагогической культуры, у которых нет знаний по вопросам семейного воспитания, умений педагогически правильно организовать жизнь и деятельность детей, безразличное отношение к своим детям и своим воспитательным функциям, что ведет к неправильному выбору методов воздействия на них. Исследователи отмечают в целом недостаточный уровень педагогической культуры родителей.

      Родители со средним уровнем педагогической культуры обладают минимумом знаний в области педагогики, но они отрывочны, слабо осмысленны. Они не имеют четкого представления о целях, средствах, методах и приемах воспитания, не всегда умеют применять свои знания на практике, их воспитательные умения и навыки нуждаются в дальнейшем развитии. Родители широко используют навык воспитания, полученный в родительской семье, элементы народной педагогики.

      Высокий уровень педагогической культуры родителей предполагает сочетание педагогических знаний, умений и навыков, потребность воспитывать детей грамотно с использованием педагогической способности.

       Задача создания у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами – актуальна для отцов и матерей. От правильности этого умения зависят характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной работы.

     Педагогические задачи является одним из сложных видов работы, так как требует постоянного ответа на каждый вопрос, а это значит, что каждый ответ должен быть обоснован. Получая различные знания по теории родители могут применять их на практике, а если они знают, что у них возникают какие-либо недостатки, то сами могут их исправить. Самое главное научить родителей использовать и исправлять свои же педагогические ошибки  и не допускать их в будущем.

       Особенно эту работу важно проводить с молодыми родителями, так как у них только начинается складываться собственный родительский взгляд по воспитанию своего ребёнка. Начало жизни, а именно первые годы жизни ребенка играют наверно самую главную роль в создании его личности. Поэтому по незнанию можно причинить в этот период больший вред.

       Метод решения педагогических задач способствует созданию у родителей умения видеть свои недостатки и намечать пути их преодоления. Для того, чтобы решить некоторые задачи, родителям можно предложить примеры из их же собственной жизни, а так же факты, которые они сами могут вспомнить, которые происходили с ними, тем самым можно на несколько ступеней поднять их уровень, как педагогов и показать им правы они, а возможно ошибаются. По степени решения задач у родителей всегда приходят в голову мысли про их собственный опыт, и как обычно они с большим желанием делятся.

       Приведем пример решения педагогической задачи, заключающийся в том, как позвать ребенка с прогулки, если он упрямится и не хочет идти. Ребенок не обращает внимания на требования взрослого, капризничает, впадает в истерику.

       Так, одна мама сказала, что у них в семье часто бывают подобные ситуации, и когда ребенок начинает устраивать истерику, то взрослым становится его жалко и они уступают. Часть родителей высказали мнение: не нужно заострять внимание на детском поведении, иногда можно пойти на уступки, дать ребенку возможность еще немного погулять, взяв с него обещание, что после этого он пойдет домой. Можно нацелить ребенка на другую деятельность, привлекательную для него, например, рисование, просмотр телепередач, игры с домашними животными и др.

      Еще пример. Нам надо уложить ребёнка спать и одновременно отвлечь его от занятия, которым он занят в данный момент. Родительница поделилась своим опытом примерной ситуации: её ребёнок рисовал и не соглашался ложится спать, тогда мама ребёнка предложила дать отдых карандашам, так как они устали рисовать, а рисование продолжить на следующий день. Вместе с ребёнком они сложили карандаши в коробку, якобы они пошли отдыхать.  Хотя ребёнок с неохотой, но всё согласился с предложением мамы, тем самым конфликт был решён и ребёнок спокойно пошёл спать. 

      Некоторые родители соглашаются, что данный метод переключения эффективен, другие возражают: получается, что взрослые подлаживаются под ребенка, и он каждый раз будет настаивать на своем. При спорах, возникающих в процессе обсуждения проблем, являются показателем активности родителей. Положительное достижение это выбор родителями различных методов воздействия на ребенка, их поиск.

     Так, иногда родители пытаются заставить ребенка убирать игрушки силой. Потом убеждаются в неэффективности данного метода. Они пытаются найти другой подход к ребенку: или уговорить его, убедить, или обыграть ситуацию, убрать игрушки вместе с ребенком.

      Методы педагогических задач это возможность применить несколько вариантов решения педагогических задач, их обсуждения, выслушать различные мнения. Использование данного метода помогает закреплять полученные знания и воплощать их в жизнь на практике. После анализа различных ситуаций ,так  как они были разделены на разные составные части, можно найти и выделить проблему. 

        Вывод: очень важно воспитывать у самих родителей привычку анализировать свою воспитательную деятельность, посмотреть на ситуацию со стороны глазами ребенка, понять его, не торопиться угрожать и наказывать ребёнка.



1.3 Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи

        Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является - заведующая. Она поможет воспитать детей в семье и в детском саду, объединяя для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, календарном плане заведующей и старшего педагога отмечается каждый день.

       Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

       В настоящее время главными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, разный подход к семьям всех типов, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

     Каковы же формы сотрудничества?

     Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее спросить у родителей удобное для них время посещения, а также рассказать о цели своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог определяет атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

       День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

        Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы краткое, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Воспитатель должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

       Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему “Как учить с детьми стихотворение”).

         Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их разумно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

       Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

       Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание правильно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, “Почему наши дети не любят трудиться?”, “Как воспитать у детей интерес к книге”, “Телевизор - друг или враг в воспитании детей?”.

       Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается “для затравки”, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

      Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить важную тему конференции (“Забота о здоровье детей”, “Приобщение детей к национальной культуре”, “Роль семьи в воспитании ребенка”). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%