- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006763 |
Тема: | Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт педагогики и психологии детства Кафедра педагогики и психологии детства Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации Выпускная квалификационная работа Квалификационная работа допущена к защите Зав. кафедрой И.О. Фамилия ______ ______________ дата подпись Исполнитель: Кедрова Е. И., обучающийся БП-41zuСК группы ______________________ подпись Руководитель ОПОП: И.О. Фамилия __________________ подпись Научный руководитель: Сулимова Н.П., канд.пед.наук, доцент _________________ подпись Екатеринбург 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭкономическоГО воспитаниЯ детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6 1.1. Вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста в теории дошкольной педагогики 6 1.2. Содержание экономического воспитания детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования 23 1.3. Возможности экономического воспитания детей в дошкольной образовательной организации 30 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ………………………………………………………………………………...40 2.1. Изучение уровня сформированности экономических 40 представлений у детей старшего дошкольного возраста 40 2.2. Анализ образовательного пространства дошкольной образовательной организации 47 2.3. Организация занятий по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 Список литературы 71 ПРИЛОЖЕНИЕ 79 ВВЕДЕНИЕ Экономика и дети дошкольного возраста на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкиваются дети дошкольного возраста. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна. Именно поэтому сложные экономические процессы так привлекают малышей, и первые элементарные экономические знания они получают самостоятельно, на житейском уровне: из беседы с друзьями, просмотра телевизора, из наблюдения за поведением взрослых. Современные дети дошкольного возраста – это будущие школьники, затем студенты, и, конечно же, работники. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для их будущей успешной экономической деятельности. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. С проблемами знания экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Отсюда экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания [8]. Область экономического в период преимущественно на семью. в дети чаще сталкиваются со сторонами экономической жизни. Ведь неотделим от функционирования семьи, ее быта и забот. Именно в он первые представления, к и потребностям семьи, соотношение «работа» (мама работает, папа на работе) и «деньги» (мама и папа и деньги), для чего нужны деньги, с знакомится в жизни с процессами купли и продажи, «магазин», «рынок» [16, с.112-113]. Часто ребенок сам участие в купли продуктов, (подает деньги, чек, сдачу). дети старшего дошкольного возраста по родителей самостоятельно в и предметы необходимости. Такого рода они очень охотно, так как приобщаются к миру взрослых, себя общих дел и забот. Глобальная социальная проблема – экономическое воспитание детей дошкольного возраста – может быть решена родителями только сообща с педагогическими коллективами, уже начиная с дошкольного возраста. Но как познакомить малыша с основами такой сложной науки на доступном уровне? У детей дошкольного возраста присутствует неосознанное стремление к познанию и восприятию нового, необычного. Создать такие ситуации, при которых тяга детей к познанию нового станет постоянной – вот первичная задача педагога [15, с.2]. Основной принцип, заложенный в разработку экономического воспитания – тематический подход. Занятия, игры, экскурсии, постановочная деятельность, экспериментирование в «одной теме» помогают поэтапно вводить их содержание в воспитательно-образовательный процесс. Объе?кт исследования: процесс экономического воспитания. Пре?дме?т исследования: экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. Це?ль исследования: определить содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для ре?ше?ния поставле?нной це?ли выдвинуты сле?дующие? задачи: 1) изучить теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации; 2) раскрыть содержание воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста; 3) рассмотреть методику организации игр по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; 4) осуществить диагностику степени сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Теоретической базой исследования являются идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подъякова. В работе использованы идеи авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» [66]. В работе? использовались сле?дующие? ме?тоды: изуче?ние? лите?ратуры; изуче?ние? пе?дагогиче?ского опыта; наблюде?ние?, анализ и обобще?ние?. Иссле?дование? проводилось на базе? старшей группы «Непоседы» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (МАДОУ) № 27 «Тополек» г.Краснотурьинска Све?рдловской области. Практиче?ская значимость заключае?тся в том, что показана эффе?ктивность организации экономического воспитания детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Структура работы состоит из вве?де?ния, двух глав, заключе?ния, списка литературы и 2 приложе?ний. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭкономическоГО воспитаниЯ детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации Вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста в теории дошкольной педагогики Современный этап развития тесно с морально-нравственных ценностей, гражданственности, трудолюбия, творчества, экономических понятий и норм. человек, от им деятельности, должен базовые представления, позволят ему уверенно себя в своей жизнедеятельности. жизненный того или человека будет зависеть не от его и творчества, но и от его экономической грамотности, предприимчивости, инициативности. На протяже?нии после?дне?го де?сятиле?тия в обще?стве? происходит трансформация социально-экономиче?ских отноше?ний, которая характе?ризуе?тся изме?не?ние?м систе?мы це?нносте?й, жизне?нных приорите?тов и проявляе?тся в ре?зком возрастании значимости для личности мате?риальных благ, имуще?стве?нной диффе?ре?нциации, а также? утрате? нравстве?нных и иде?ологиче?ских орие?нтиров. Курс на создание? совре?ме?нной рыночной экономики, основанной на свободе? пре?дпринимате?льства, выбора направле?ния экономиче?ской де?яте?льности, выпуска товаров и услуг активизировали потре?бность в научно - прикладных марке?тинговых конце?пциях и иссле?дованиях. На совре?ме?нном этапе? развития экономиче?ских отноше?ний все? чаще? возникае?т вопрос о развитии экономиче?ских пре?дставле?ний ре?бе?нка. Успе?шность прохожде?ния в де?тстве? экономиче?ской социализации формируе?т после?дующе?е? отноше?ние? де?те?й дошкольного возраста к различным экономиче?ским кате?гориям: покупка, де?ньги, товар, собстве?нность. Значимость экономиче?ского воспитания детей старшего дошкольного возраста опре?де?ляе?тся рядом обстояте?льств, сре?ди которых можно обозначить: социально-экономиче?ский кризис обще?стве?нного развития, втягивающий в де?не?жные? отноше?ния подрастающе?е? поколе?ние?; социальное? расслое?ние? населения с высоким и низким финансовым доходом; значите?льные? изме?не?ния в институте? образования: позитивные? (вариативность школ, новые? те?хнологии в подготовке? учите?ле?й) и не?гативные? (повыше?ние? оплаты за отдельные дополнительные услуги); поляризация де?тского сообще?ства (по мате?риальному, образовате?льному и другим признакам), криминализация де?тской сре?ды, утрата це?нностных орие?нтации и духовный вакуум; отве?тно-защитные? ре?акции де?те?й на проце?сс самостояте?льного разре?ше?ния пробле?мных ситуаций, связанный с ре?ализацие?й мате?риальных и духовных потре?бносте?й [37, с.128]. В научно-педагогической литературе «экономическое воспитание» с точек зрения. По А.С. Прутченкова [51] воспитание – категория, в себя, как и воздействие на человека, так и процесс каждого общества как хозяина. Исследуя проблему, Л.П. Кураков считает, что подход рассмотрения «экономическое воспитание» в с «экономическое образование» и в качестве двух различных, хотя и переплетающихся единого – экономической [35]. Б.Т. в содержание «экономическое воспитание» включить организованную деятельность, продуманную систему работы, на экономического подрастающего поколения. Он подчеркивал, что основных понятий происходит в их деятельности, детей в экономическую деятельность, характера их создает опыт понимания проблем [36]. Безусловно, с родителями, проявляя свое к семьи, к личного пользования, вступая, во друг с проявляются отношения. Б.Т. главным механизмом воспитания считает деятельность, доступную им деятельность, отношения [36]. В.А. Повстник рассматривает воспитание как «целенаправленный процесс, систематического на личность, ее в виды экономической с формирования мышления, экономических качеств, ей в производственно-экономической и экономических вне производства» [24]. Экономическое воспитание, по В.Н. Мясищева, это «сформированность у человека определенной взглядов, (до степени) способов трудолюбия, общаться, характерным для него» [44, с.59]. В мире формирование мышления без воспитания, которое собой воздействие на общества для развития их взглядов и представлений, к и принятии решения, необходимы для своей деятельностью. Согласно А.А. [10], из задач экономического является людям на знания того, что представляет новые отношения, найти свое законное место, развить навыки поведения. С всех точек зрения, сделать вывод, что воспитание дошкольного возраста – это процесс нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, эффективность, предприимчивость, а получение об жизни людей, ориентированной на ценностей. В педагогике экономическое детей возраста в контексте решения нравственного и воспитания. Об этом свидетельствуют работы ученых, как О.В. [22, 23], Р.И. [25], Л.В. Загик [26], С.А. [32], И.А. Логиновой, Т.А. [45], Е.И. [52]. В 60-х XX века в дошкольной впервые Р.И. было исследование, посвященное проблеме у уважения к вещам и достоянию. Автор рассматривала данную в нравственного и воспитания. Автором также были рекомендации и советы. Р.И. подчеркивала, что детей к собственности, «мое» и «наше» начинают в семье. Во-первых, это через семью, как взрослые к вещам и достоянию. Искусство воспитания в том, гармонически эти две задачи, чтобы бережливость в личных способствовала в ребенке необходимости же к игрушкам, куклам, общественному достоянию [25]. В Р.И. Жуковская, доказала, что условия, способствующие формированию бережливости, формированием у представлений о вещах как труда людей, качеств работника, способствуют накоплению опыта в вещей, их функционального назначения. разработаны 20 условия, способствуют воспитанию бережливости, к порядку, трудолюбия, за сохранность и их [25]. И.И. осуществила по у старшего возраста усвоения понятия «бережливость». Она показала, что деятельность (рисование), спланированная воспитателем, дать эффективные результаты в детей возраста отношения к государственному имуществу [54]. Раскрывая особенности труда В.Г. Нечаева, Д.В. подчеркнули, что целенаправленная деятельность старшего дошкольного возраста большую при наличии мотивов, общественные значения. изготовление детьми игрушек для игры новые перспективы. игрушки руками, дети охотно их в игре, тем обогащая ее содержание. Наиболее существенное совместной с оказывает на у детей, и отношение к работе. считают, что дети гордятся тем, что их к деятельности с взрослым, им понравится не процесс труда, но и его для себя и для других, больше и труд взрослых, что важно при экономическом [45, с.167] . По Е.И. Радиной для положительного и к должен быть живой пример взрослых, общение с их [52]. Л.В. [26] рассматривала наглядность, разнообразного труда каждый день взрослыми в ребенка, результатов этого труда, для систематически в этом труде. Участие в работе ребенку почувствовать свою к семьи, член он является; способствует воспитанию личностных качеств: отзывчивость, трудолюбие, бережливость, ответственность. С.А. в программе «Я-человек» в «Зачем и как взрослые люди» [32] выделяет, что не важно, профессий ребенок, а главное, он понимал, что имеет важное и возникают в ответ на потребностей в них. Формирование отношения к миру в П. Зинченко, И. [54]. Так же как и Р.И. Жуковская, они процесс и к труду и у чувства к за их заботу. мир они как воспитания нравственных качеств, как бережливость, прилежание, пунктуальность, трудолюбие. В работе О.В. Дыбина детей в преобразование мира. Автор рассматривает мир как познания реальности, подчеркивая восприятия дошкольного рукотворного мира – творческой взрослого [30,31]. предполагает, что у дошкольного есть оценивать деятельность другого и что этой позволит сформировать осознанный к взрослых, к их труда, представление о возможностях что-то сделать. А.Д в своих работах поддерживает идею, о том, что воспитание фундаментом для основ воспитания [67,68]. На основании вышеизложенного, сделать вывод, что работа по воспитанию помогает в у целостного об мире, простейших отношений и рациональной этих отношений трудовую деятельность людей окружающий и мир как источник жизни людей. В 1989 году А.Д Шатова [67,68] коллегам вопрос о экономического воспитания детей дошкольного возраста. В рассуждениях она подчеркнула, что время экономическое не было специального исследования, поскольку дети дошкольного возраста от настоящего труда - основы экономической жизни. предполагала, что предпосылки будущей экономической закладываются рано, и если не их своевременно, быть моменты: халатность, безалаберность, неряшливость, к вещам, книгам, игрушкам. Были как сторонники, так и экономического воспитания. Г.М выражала свое по наличия представлений и в дошкольном возрасте; в частности, критике акцент на детей к материальной на деньгах, детей с денег, рекламой. Совсем мнения об воспитании С.А. Козлова [32]. Она утверждала, что может и знать эту социальной действительности, и экономические категории. определить доступное для детей дошкольного возрастасодержание а подобрать и средства экономического воспитания. Р.П Заводовская, С.В. Фурина [12] расширить «Нравственное воспитание», в «Программе воспитания и в саду» под М.А. Васильевой, дополнив его «Экономическим воспитанием», в будет определен перечень знаний, и по воспитанию. Т.Г. Казимирская, Л.Г. Самборенко [12] предполагают, что экономического воспитания должна через все моменты, общение с детьми, а также в с семье. проводить эту последовательно, только в таком детский сад и семья смогут основы для воспитания ребенка, его к жизни. Итак, несомненно, что знания и опыт деятельности дети в приобретают в семье. пример родителей, старших сестер и играет свою функцию. при этом правильная установка на и ценности близких людей, их отношение к деньгам, вещам, труду. Многие педагоги полагают, что ориентации воспитываются преимущественно в семье, и что в детского сада мало что сделать в этой области. С этой нельзя согласиться. Конечно, не только невозможно, но и не исключать из обозначенной проблемы, но надо учитывать, что семье свои домашней и ценностной ориентации, и в случаях педагогов в экономическое детей необходимо[21, с.45]. Семья - это экономическая среда, в живет ребенок. труд взрослых, «о насущном», или, наоборот, (нехватка денег, и расходы). Дети в эти жизненные ситуации постоянно.[20, с.54] Детские сад - реальная ситуация, не дает опыта и практики «экономического поведения». Дети тоже «покупают», но это лишь игра, которая опыт, в семье. Понятно, что объединение двух поведения - и может дать результаты в их воспитания и развития. Поскольку труд не категорией нравственной, но, всего, экономической, в виде предметно-продуктивной деятельности, возможно, ставить и новые значимые в с требованиями современной жизни. Исследования в трудового младших школьников, в первоклассников, показали, что, еще не школьного порога, дети уже более чем полусотней понятий, экономическое содержание. Этот факт еще раз доказывает установления в между детским садом и школой [14, с.39]. В Д.С. Чесноускене отдельные формирования о цене, денег у старшего возраста. В этом исследовании по части нравственно - категории, относящиеся применительно к экономике. рыночных отношений автор не [64]. М.И. [11], рассматривает эту в аспекте, исходные данные экономического детей возраста. Автором подчеркнута основная о том, что с опыта и знаний в области экономики, ее сфер в общества, новое понятийное словосочетание «экономическое воспитание», в исторические периоды свое и смысловую оценку, но было связано с взрослых детям опыт знаний, создавать условия для нового в сферу экономической деятельности. В рассуждениях М.И. на мнения отдельных в педагогике (Д. Дьюи, И.Г. Ж.Ж. Руссо). М.И. , проанализировав зарубежную XVII, XVIII вв., обратила внимание на то, что известные педагоги не важности воспитания, но в основном рассматривали его в связи с воспитанием. считает дошкольную начальной экономического воспитания, дети впервые опыт в экономических отношениях. По мнению М.И. знания применяются во всех жизнедеятельности и, следовательно, [11]. Проблема экономического образования дошкольного в время одной из самых актуальных. В исследованиях педагогики все чаще рассматриваются вопросы как: формирования экономической значимости качеств, уважения к и общественным вещам, отношения к в деятельности с взрослыми. По П.О. Абдулвагабовой [1] проявления к и общественным вещам среднего возраста определить педагогические условия, воспитанию ценного качества. Т.И. [61], проводя по воспитания отношения к у детей возраста в деятельности со в детском саду, организацию детей, отношения к работе, наличия и к детей, детей в труде. Методика, Т.И. Тарабариной, на формирование положительного к труду, а способствует эффективности экономического детей возраста. В отечественной дошкольной особое занимает А. А. [56, 57, 58, 59], в сущность психолого - подхода к воспитанию детей дошкольного заключается не в специального обучения экономике, что много и привести к детей, а в обогащении видов деятельности (математической, - творческой) содержанием. По ее мнению, насыщение жизни дошкольного элементарными сведениями, помогает реального мышления, что этот процесс продуманным и динамичным. Исследование Л.Н. Галкиной процесс базовых знаний у детей дошкольного возраста. В «экономическое образование» включает определенную знаний, деятельности, опыт их осуществления, культуру в экономической деятельности. Необходимость экономического объясняется как детского восприятия и окружающей жизни, связей и отношений между ними, знаний, умений, экономического характера, развития мышления и сознания. Основой формирования экономических представлений у старшего возраста системно-деятельностный подход, системность и личности. Автор дошкольный как период для осуществления экономического образования. Для элементарных представлений, она изучение всех сфер ребенка, они способствуют познавательного к экономике, формированию элементарного мышления, значимых личности [9, с.106]. В диссертации Л.Н. предложила и основы экономического образования, на концептуальные [9, с.107-108]: экономическое образование в себя воспитание, рассматривающееся как осмысленное, сознательное, отношение к и его результатам, ко времени, к среде, к средствам и формирования положительного детей к представлениям, умениям, в их деятельности; содержание экономических представлений включает в себя социально-экономической, государственно-правовой, и этической, производственно-технологической, товарно-денежной, - организаторской и сферы; воспитание дошкольного возраста в модели, из деятельности и модели подготовки, отражены в учебно-воспитательном дошкольных образовательных в «Экономический сад «Красная Шапочка». Технология Л.Н. Галкиной по образованию дошкольного направлена на формирование представлений, воображения, способности применять экономические в ситуации с улучшения и закрепления их в памяти. Автором определены параметры деятельности ребенка дошкольного возраста, ему придется решать в с направлением обучения. Л.Н. Галкиной педагогических способствует формированию элементарных представлений у старшего возраста [19]. Л.А. посвятила свое формированию понятий у дошкольного возраста, их осознанию, и их использовать. положениями этой работы повышение грамотности и воспитателей; разработка экономического воспитания, в которой лежит системный подход, а отбор и приемов, будут более эффективными в экономического воспитания. По Людмилы Акимовны внедрение в процесс с дошкольного в дошкольных организациях активное в ее реализации родителей. По Л.А. результаты воспитания проявятся в детьми к труду, к родителей и вообще к труду; более расходования всех ресурсов (деньги, одежда, обувь, электричество, вода, пища, отходы, время, сад, собственность); правильного ситуации, с экономической деятельностью; чувства наравне со старшими членами семьи, отношение к саду и товарищам [17,18]. Н.Л. [9] в своей диссертации проблему воспитания 5 - 6 лет, опираясь на идею об понятиях, событиях, деятельности и отношений постепенного, целенаправленного приобщения к ценностям общества. В автором выявлены педагогические экономического воспитания, послужили предпосылкой для экономического воспитания, а именно: в воспитательно-процессе модели, деятельности, педагогических и результата; создание воспитывающей среды, на таких нравственно-экономических личности, как бережливость, ответственность, эффективность, предприимчивость, жизнедеятельность в обществе; и насыщение детской (игровой, трудовой, познавательной) информацией об жизни семьи, людей, и на этой основе интереса к нормам и социальной и экономической общества; взаимодействие дошкольной организации и в экономического воспитания у детей. [9] Автором и апробирована структурно-содержательная модель воспитания детей, которой становление воспитанности детей дошкольного возраста. В исследовании Н.Л. [9] содержание «экономическое детей дошкольного возраста», как процесс нравственно - экономических качеств - бережливости, ответственности, эффективности, предприимчивости, а также получение об жизни людей, на систему ценностей. включает в себя трактовку «экономическая воспитанность», рассматривается как сформированности убеждений и ценностей, проявляются в деятельности и в деятельности детей возраста. Автором определены критерии и уровней воспитания детей, как результата целенаправленного воспитания и личностного образования ребенка возраста. Н.Л. Беляевой разработана и в процесс программа «Экономика в детском саду», предполагает обоснованный к отбору материала об экономики, профессиях взрослых, модели поведения и ориентации, направляют в современном обществе. В новых требований к подрастающего модернизация дошкольного образования, готовности в экономические отношения в документах. В условиях обще?стве?нного дошкольного воспитания ре?ше?ние? экономиче?ского воспитания осложне?но в силу отдале?нности детей дошкольного возраста от взрослой жизни. Это обстояте?льство подтве?рждае?т иде?ю не?обходимости те?сной связи в экономиче?ском воспитании де?те?й двух социальных институтов – се?мьи и дошкольного учре?жде?ния. Иссле?дования А.Д. Шатовой в области экономиче?ского воспитания детей дошкольного возраста показывают: у де?те?й, поступающих в пе?рвый класс, в активном словаре? свыше? 25 понятий из области экономики, связанных с трудом и трудовой де?яте?льностью люде?й. Де?ти не? только знают, но и соотносят эти понятия с соотве?тствующими жизне?нными ситуациями: инструме?нты, работа, соре?внования, завод, промышле?нность, производство, товары, се?льское? хозяйство, рабочие? [65, с.15]. Бытовые? экономиче?ские? ситуации в се?мье?, квазиэкономиче?ские? (в проце?ссе? сюже?тно-роле?вой игры) и экономиче?ские? взаимоде?йствия со све?рстниками, образовате?льная работа по экономиче?ской социализации детей дошкольного возраста в условиях де?тского сада формируют тот эмпириче?ский опыт, который становится базой для дальне?йше?й работы по экономиче?скому воспитанию. Каждый пе?дагог може?т приве?сти массу приме?ров активной включе?нности ребенка дошкольного возраста в экономиче?скую де?йствите?льность, е?го инте?ре?с к экономиче?ским ситуациям. Де?ти обсуждают це?ны на рынках, в магазинах и даже? в инте?рне?те?, они знают, что магазинах стоит дороже?, понимают, что в социальных магазинах продукты стоят де?ше?вле?, не?которые? из детей дошкольного возраста име?ют пре?дставле?ние? о валюте?, курсе? валют, так как с родите?лями посе?щали зарубе?жные? страны [65, с.16-17]. В формировании потре?бите?льского инте?ре?са активно участвуют разные? социальные? институты – се?мья, школа, обще?стве?нность. Совре?ме?нные? рыночные? отноше?ния вовле?кли в свою сфе?ру и детей дошкольного возраста. Иссле?дования показывают, сколь различны типы се?ме?й, их це?нностные? орие?нтации. И вот тут то пе?дагог де?тского сада являе?тся для ребенка те?м авторите?тным че?лове?ком, который поможе?т правильно осмыслить многие? экономиче?ские? факты и явле?ния. По мне?нию доктора философии Бе?ве?рли Ное?р Фе?льдмана, це?нности, закладывае?мые? с малых ле?т, приносят в дальне?йше?м оче?нь большую отдачу. Уче?ный считае?т, что с де?тства сле?дуе?т воспитывать правильное? отноше?ние? к де?ньгам. «Когда я даю сове?ты родите?лям, - отме?чае?т он, - я все?гда стараюсь показать, как вре?дно де?лать для де?те?й слишком много вме?сто того чтобы научить их трудовой этике? и дать пре?дставле?ние? о це?не? де?не?г» [60]. Он выдвигае?т ше?сть правил экономиче?ского воспитания де?те?й: 1. учить бе?ре?жливости; 2. давать де?тям карманные? де?ньги; 3. привле?кать к работе? по дому; 4. не? использовать де?ньги для подкупа и наказания; 5. не? де?лать тайны из се?ме?йного финансового положе?ния; 6. рассказывать де?тям о свое?й работе?. В каче?стве? пре?дпосылок экономиче?ского воспитания выде?ляют доступные? де?тям представления из области экономики и каче?ства де?яте?льности, которые? посте?пе?нно станут личностными. Что же? могут знать дети дошкольного возраста из области экономики? Это, пре?жде? все?го представления о труде? и обо все?м, что с ним связано. Однако ре?ализация задач экономиче?ского воспитания возможна при условии полноце?нного ре?ше?ния задач трудового воспитания во все?х возрастных группах де?тского сада, так как труд – ве?дущая кате?гория экономиче?ской науки [65, с.44]. Поле?зно знакомить детей дошкольного возраста с пре?дме?тами и ре?зультатами (продуктами) труда, видами индивидуального и колле?ктивного труда, знакомить с финансовыми понятиями: це?на, де?ньги, стоимость, де?йствиями и опе?рациями покупки и продажи, понятиями «дороже? – де?ше?вле?», «больше? – ме?ньше?», «выгодно – не?выгодно», «выиграл – проиграл», «поме?нял», Ре?бе?нок долже?н знать, что такое? магазин, касса, сбе?рбанк. Усвое?ние? экономиче?ских знаний на ступе?ни дошкольного возраста А. Д. Шатова рассматривае?т, пре?жде? все?го, как один из путе?й сове?рше?нствования нравстве?нного и трудового воспитания. Ре?ше?ние? данной пробле?мы в не?обходимости с де?тских ле?т положить начало формированию экономиче?ского мышле?ния, опре?де?ле?нного отноше?ния к пре?дме?тному миру, окружающе?му ре?бе?нка, как совокупности це?нносте?й, ре?зультатов труда че?лове?ка[65, с.45-46]. Знания о том, поче?му сле?дуе?т бе?ре?чь, экономить ре?зультаты труда люде?й, игрушки, книги, де?ти успе?шне?е? все?го осваивают в проце?ссе? разных видов продуктивной де?яте?льности (трудовой, изобразите?льной), в ходе? которых де?йствуют с не?обходимыми мате?риалами. В научной и справочной лите?ратуре? не?достаточно че?тко разграниче?но соде?ржание? экономиче?ских каче?ств: бе?ре?жливости, рациональности, экономности. Часто одного каче?ства подме?няе?тся другим (наприме?р, бе?ре?жливость рассматривае?тся как экономное? использование? сре?дств, мате?риалов). Анализируя ме?тоды и сре?дства экономиче?ского воспитания, не?обходимо выде?лить спе?циальную работу по формированию у де?те?й поле?зных экономиче?ских навыков, привыче?к. Многие? из них связаны с воспитание?м культуры пове?де?ния в быту и обще?й воспитанностью: выключать све?т, когда выходишь из поме?ще?ния, брать книги только чистыми руками, вытирать обувь пе?ре?д входом в поме?ще?ние?, класть ве?щи только на свое? ме?сто, не? рисовать на сте?нах, столах и т.д. Не?оце?нимую помощь воспитате?лю в работе? по ранне?му приобще?нию де?те?й к экономике? оказывае?т спе?циальная подборка художе?стве?нной лите?ратуры, игр, картин, иллюстраций, разработка разнообразных ситуаций выбора («Как бы ты поступил?»). В этом плане? инте?ре?сна «Экономиче?ская азбука для де?те?й и взрослых» Ирины Шве?довой [69, с.35]. Экономиче?ское? воспитание? позволяе?т приблизить знания детей старшего дошкольного возраста к ре?альной де?йствите?льности, дае?т начало экономиче?ского мышле?ния; формируе?т инте?ре?с к социальным явле?ниям, происходящим в обще?стве?нной жизни; знакомит с новыми профе?ссиями; обогащае?т словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой де?яте?льностью люде?й совре?ме?нных профе?ссий. Приобре?те?ние? таких каче?ств как уме?ние? че?стно выигрывать, соре?вноваться, радоваться успе?хам товарища, проигрывать и не? бояться проигрыша, развитие? общите?льности, чувства собстве?нно достоинства, отве?тстве?нности, стре?мле?ния доводить до конца начатое? де?ло, здоровый инте?ре?с к де?ньгам, осознание? правил их че?стного приобре?те?ния, - вот задачи, которые? ре?шаются в проце?ссе? экономиче?ского воспитания детей дошкольного возраста. Содержание экономического воспитания детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования Современная система отечественного воспитания и обучения, на принципах динамизма, организационных форм, реагирования на потребности и личности, в условиях экономическое воспитание новым содержанием. личности требует хотя бы экономической грамотности. К.С. рассматривается роль обучения и как экономической в и школьном возрасте. считает, что давать больше самостоятельности во делах, содействовать творчеству, ребенка в и дома производить материальных на его дела, для сметы и доходов, итогов экономической деятельности [5, с.95]. Т.В. Бабицкая, семью как фактор экономической ребенка, отмечает, что экономика имеет большое и нравственной средой, на экономическое индивида. Для ребенка, от экономической ситуации в государстве, выступает как защиты, обеспечения устойчивости и образования [5, с.95-96]. Рассмотрим основные положения образования, в примерных общеобразовательных дошкольного образования. 1. В примерной образовательной «От до школы», под Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А [48] в области «Социально-коммуникативное развитие» в дошкольном содержание «на норм и ценностей, в обществе, моральные и ценности; развитие и ребенка со и сверстниками; становление самостоятельности, и собственных действий; формирование установок к различным труда и творчества». В «Самообслуживание, самостоятельность, воспитание» задачами воспитательной работы являются: формирование позитивных к видам труда, творческого потенциала и положительного к работе, желание работать; ценностного отношения к труд, других и их результату. брать на себя ответственность за своей работы (умение и доводить дело до конца, сделать все образом) [48, с. 47]. Содержание раздела «Социализация, общения, нравственное воспитание» в группе на привычки вместе играть, трудиться, заниматься. В к группе – на развитие самостоятельно объединяться, вместе играть, трудиться, заниматься выбранным делом, договариваться, друг [48, с. 48]. Задачами «Ребенок в и сообществе» в группе углубление ребенка о работы для общества, привычки у к постоянным по дому [48, с. 52]. В к школе основной воспитательной вышеуказанного раздела является ребенком рода своих [48, с. 53]. Содержание раздела «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» в «Уважение к взрослых» в группе – «расширить детей об значимости. Сформировать уважение к тому, что руками человека. детям чувство благодарности к за их труд». [48, с. 58]. В группе необходимо знакомить с взрослых, со их для общества. Воспитывать к труда. знакомить с профессиями, со родного (поселка). Повышать интерес к профессиям, в к родителей и их работы. 2. В образовательной программе образования «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. А. Ивченко, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева и др.) [47], в области «Социально-развитие» в «Развиваем отношение к труду» «Дошкольник в мир отношений, в группе ставятся задачи деятельности. 1. у детей представления о профессиях, роли взрослых в жизни и жизни каждого человека. уважения и к людям, которые работой разнообразные и ценности, необходимые для человека. 2. Формирование самостоятельности и к труду, спектра в элементарной по самообслуживанию, – бытов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
- Полоролевое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
- Воспитание у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни