VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004079
Тема: Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации
Содержание
Тема: Психолого-педагогические условия формирования эмоционального благополучия детей в условиях ДОО. Черных Лена.
    ОГЛАВЛЕНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................2                
     ГЛАВА I Теоретические аспекты проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации........................................................................6
     1.1 Анализ теоретических основ эмоциональной сферы как базисной в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации...6
     1.2. Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации..................................10
     1.3. Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации.......................................................................................................14
     Выводы по первой главе.....................................................................22 
     ГЛАВА II Опытно – поисковая работа по созданию психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации.............................24
     2.1.Этапы осуществления психолого-педагогического исследования......................................................................................................24 
     2.2.Содержательно-методическое обеспечение по созданию психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей в условиях ДОО....................................................................................................38
     2.3.Результаты осуществления опытно – поисковой работы в дошкольной образовательной организации по созданию условий эмоционального благополучия детей..............................................................42
     Выводы по второй главе......................................................................57                                                                             
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................59
     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..............................................61
     ПРИЛОЖЕНИЯ
    Введение
     Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования центральное место занимает обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
     Положительное эмоциональное состояние относиться к числу важнейших условий развития личности. На этапе становления личности в дошкольном возрасте оно является основой и составляющей для познания окружающего мира. Ведь всё окружение влияет на ребенка по-разному положительно или отрицательно, и каждая эмоция об объекте его познания откладывается в сознание ребенка. Важно понимать, что положительное отношение ребенка к миру формирует базисное доверие к нему и желание познать его. 
     В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Многие ученые в своих исследованиях, по данной проблеме (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К.  Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка, и эффективной положительной социализации детей в дошкольной образовательной организации. 
     Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка". [5]
     Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что желание ребенка познавать мир вокруг него и его эмоциональное благополучие на прямую зависит от условий, в которых он находиться: 
* взаимоотношения со сверстниками, с педагогами и родителями; 
* благоприятная обстановки дома и в детском саду; 
* обеспечение физического и психического здоровья ребенка;
* влияние средств массовой информации.
     У детей с эмоциональными нарушениями (эмоциональным неблагополучием) преобладают такие отрицательные эмоции как страх, горе, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Поэтому необходимо уделять особое внимание изучению и оптимизации психолого-педагогических условий эмоционального благополучия дошкольников.
     Таким образом, актуальной проблемой исследования является изучение психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей в дошкольной образовательной организации. 
     Цель исследования –  выявление, обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий формирования эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации.
     Объект исследования – эмоциональное благополучие детей в дошкольной образовательной организации.
     Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования эмоционального благополучии детей в дошкольной образовательной организации.
     Гипотеза – ребенок в детском саду находится в состоянии эмоционального благополучия, если выполняются следующие психолого-педагогические условия:
* благоприятная обстановка в группе;
* доброжелательные отношения ребенка со сверстниками;
* доброжелательные отношения ребенка с педагогами;
* индивидуальный подход психолога.
     Согласно цели и гипотезе исследования определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционального благополучия детей в дошкольном возрасте;
2. Уточнить такие основополагающие понятия, как «психолого-педагогические условия», «эмоции», «эмоциональное благополучие»;
3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации;
4. Разработать содержательно-методическое обеспечение, направленное на выявление уровня эмоционального благополучия;
5. Экспериментальным путём проверить эффективность психолого-педагогических условий.
     Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики; концептуальные положения о развитии эмоциональной сферы А.В. Запорожца; исследования А.Д. Кошелевой, В.И. Перегудовой, О.А. Шаграевой направленные на изучение социально обусловленной природы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте; исследования психологических основ общения, закономерности лидерства и руководства, основ деловой коммуникации (Е.П. Белинская, Н.М. Титова, Н.Н. Васильева).
     База исследования: МБДОУ № 308 «Звездочка» г. Челябинска.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные об условиях, обеспечивающих эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста, могут использоваться психологами дошкольных учреждений при разработке программ развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
     Результаты исследования могут быть полезны воспитателям и психологам дошкольных учреждений для оказания психологической помощи дошкольникам со стойкими негативными эмоциональными состояниями (проявлениями эмоционального неблагополучия).
     Структура квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
     

     Глава I. Теоретические аспекты проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации
    
1.1 Анализ теоретических основ эмоциональной сферы как базисной в развитии детей в условиях дошкольной образовательной организации.
     В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. [7]
     Если раньше, до Н.Н. Ланге и У. Джемса, психологи считали, в детском возрасте необходимо изучать не как обогащаются эмоции, а наоборот, изучали, как подавлять, ослаблять и устранять те непосредственные эмоциональные заряды, которые свойственны раннему детскому возрасту. Непонимание необходимости не подавлять эмоций ребенка, а развивать их выражается у некоторых родителей в запрете выражать их, что ведет к развитию алекситимии и нарциссизма. Н.Н. Ланге и У. Джемс изменили представление о последовательности эмоционального процесса от схемы: восприятие – чувство – выражение до схемы: восприятие – рефлекторно вызываемые органические изменения – чувства. Но и эта теория отрывала эмоции от сознания и завершала то, что было сделано ранее. У. Кеннон доказал, что роль эмоций в человеческой психике иная; они изолируются от царства инстинктов и переносятся в психическую жизнь человека в эмоциональную сферу его личности. З. Фрейд показал, что эмоции не всегда были такими, какими являются у взрослого человека, на ранних ступенях детского развития, были другими. Эмоция, считает З. Фрейд «не существует в самом начале, что в начале, происходит некая дифференциация ядра, в котором содержатся противоположные чувства». 
     Проведенные в лаборатории под руководством А.В. Запорожца научные исследования генезиса эмоций в дошкольном детстве показали зависимость эмоционального развития ребенка от содержания и структуры детской деятельности, от характера взаимоотношений ребенка с окружающими, от того, как он усваивает определенные общественные ценности и идеалы в общении с другими людьми. Выяснилось, что важное значение для формирования просоциальных мотивов и эмоций имеет такой стиль руководства детской деятельностью, при которой ребенок становится ее полноценным участником. Излишняя регламентация поведения ребенка снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к тому, насколько успешно осуществляется общее дело и насколько оно значимо для окружающих. Показано, что авторитарно-директивное воспитание препятствует развитию у ребенка рефлективности и креативности, ограничивает самостоятельный поиск решения проблемы, способствует закреплению негативных эмоциональных переживаний. Вместе с тем, воспитание самостоятельности, при условии эмоциональной поддержки, способствует освоению и реализации более эффективной когнитивной стратегии развития детей на эмоционально положительном фоне. Таким образом, развитие мыслительной активности ребенка в процессе познавательной деятельности и его эмоциональное развитие взаимосвязаны. Новая система отношений строится на эмоциональном принятии ребенка и, в то же время, предоставлении ему возможности поиска самостоятельных форм и способов деятельности. [10]
     Изард К.Э. в своей работе разделяет эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Данная классификация эмоций в целом правильна, но все же понятия «положительное» и «отрицательное», «позитивное» и «негативное» в отношении к эмоциям требует некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев и страх, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных и негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх. Он выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство. Относить ту или иную эмоцию к разряду позитивных или негативных следует в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. [11]
     Л.С. Выготский не оставил завершенного учения об эмоциях. Вместе с тем в ряде его работ можно встретить довольно развернутые рассуждения по данной проблеме. Будучи собраны воедино, они демонстрируют достаточно полную картину представлений Л.С. Выготского о природе и механизмах развития эмоций человека. В философском плане эти представления опираются на идеи Спинозы и, в частности, на заложенный им принцип единства аффекта и интеллекта. [5]
     Кряжева Н.Л. в своем пособии для родителей и педагогов говорит об особенностях эмоционального мира дошкольника. О том, что эмоциональное состояние ребенка зависит от связи матери и ребенка, начиная с внутриутробного развития, от родительской установки на развитие ребенка (негативная или позитивная). Так же Кряжева утверждает, что «успешно миновав кризис, во время которого и дети и  взрослые чувствуют себя   «на войне,  как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих,   эмоциональных  способностей.»[20]
     Минаева В.М. в своей работе сообщает о том, что нравственное развитие и воспитание личности необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими собственными эмоциями. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. [22]
     По мнению Филипповой Г.Г. эмоциональное благополучие ребенка в раннем возрасте зависит от своевременного и качественного удовлетворения матерью биологических потребностей ребенка. В свою очередь некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность, ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка, что приводит к эмоциональной фрустрации и фрустрации удовольствия. [31]
     Карпухина О.Н. утверждает, что все мы, не зависимо от происхождения, можем безошибочно понимать и оценивать выражение человеческого лица, определять Эмоциональные состояния других людей. Это показывает, что основные эмоции (радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление) – это врожденное, но и существует «генотипически обусловленная способность к их пониманию у живых существ». [14]
     Таким образом, исследования эмоционального состояния ребёнка З. Фрейда, А. В. Запорожца, Н. Л. Кряжевой привели к осознанию того, что эмоциональное благополучие является важным компонентом становления гармоничной развитой личности. Важно не подавлять эмоции детей, а направлять их в верном направлении.
     
     1.2. Понятие и характеристика эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации
     Эмоции – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимых действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (грусть, радость, удовлетворение, страх, гнев, уныние, горе, вина, стыд и др.). [2]
     Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. [2]
     Важно не путать эмоции и чувства, поскольку чувства обладают устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые.
     К основным эмоциям относятся врожденные. 
     Классификация эмоций по К. Изарду:	
1. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
2. Радость – при радости лицо расцветает улыбкой.
3. Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. «удивление выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она, а данный момент находится, и приспособления к новым условиям».
4. Дистресс (печаль, горе, страдание – это проявления дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции).
5. Отвращение – мучительно для человека, к которому это испытывают, ведет к дистрессу или агрессии
6. Гнев – ярость, высшая степень гнева (Вагнер писал: «…гнев выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губы, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более сильном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатываются из орбит и блестят. Лицо краснеет.
7. Презрение – центральная эмоция во всех предрассудках, включая расовые, побуждающие человека к агрессии и ее оправданию для себя.
8. Страх – эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности
9. Стыд – самая тягостная социальная эмоция, настроенная над врожденным страхом.[11]
     Выделяют следующие функции эмоций:
* Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).
* Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).
* Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили).
* Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).
* Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).
* Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).
* Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы). [11]
     Эмоционального благополучия (неблагополучие) ребенка – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. [2]
     И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. [26] Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной эмоциональное благополучие можно определить, как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. 
     Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно - эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. [16]
     Под эмоциональным благополучием в определении Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Урунтаева выделяет такие показатели эмоционального благополучия: 
* Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым. 
* Общий эмоциональный тонус. 
* Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого. 
* Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане. [27]
     Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей. [2]
     Эмоциональность имеет особую структуру, включающую в себя такие компоненты:
* Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия;
* Сила эмоций. Функция этого свойства - энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов;
* Тревожность - это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
* Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства - сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.
     Таким образом, под эмоциональным благополучием, мы понимаем такое состояние ребенка, при котором он испытывает чувство радости, счастья, эмоционально устойчив, уверен в себе и не боится неудач, положительно и с интересом общается с окружающими его людьми, не испытывает дискомфорт в привычной среде.
     
     1.3. Психолого-педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации
     Психолого-педагогические условия - это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу. Психолого-педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.
     Всем известный факт, что дети дошкольного возраста эмоционально неустойчивы, поэтому педагогам следует приложить все усилия по созданию благоприятной обстановки в группе, в детском саду.
     Проанализировав исследование Кошелевой А.Д. и опираясь на другие источники, выделим следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка в условиях дошкольной образовательной организации:
1. Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы;
2. Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;
3. Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;
4. Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);
5. Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает. [16]
     Все они находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга. Рассмотрим подробно каждое условие.
     Первое условие, деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы и включает в себя:
1. На первом этапе – адаптации ребенка: 
* установление эмоционального контакта с ребенком; 
* вовлечение его в происходящие вокруг события;
* создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку; 
* обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе; 
* формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д. 
2. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).
3. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:
* заострение внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);
* использование различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провокацию положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).
4. Нейтрализация негативных состояний (низкая самооценка, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.)
5. Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).
     Второе условие – эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду.
     Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обстановка должна быть эстетичной – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях должно быть соответствующие – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка, разнообразные музыкальные инструменты. 
     Для комфортного пребывания ребенка в группе важно не забывать об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д. При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. 
     Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.
Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д. 
     Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.  
     Третье условие – состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.
     Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.
     Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО:
* медико-профилактические;
* физкультурно-оздоровительные;
* технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
* здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
* валеологического просвещения родителей; 
* здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
     Врач-психотерапевт Э. Кублер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья.
     Психологическое и физическое здоровье личности взаимосвязаны.
     Для успешного формирования благоприятного эмоционального состояния ребенка, психологу и воспитателю необходимо проводить групповые и индивидуальные тренинговые упражнения, психогимнастики на снятие напряжения, по преодолению негативных эмоций, развитию эмпатии у детей.
     Следующее условие – особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).
     Важным компонентом эмоционального благополучия ребенка в детском саду является отношение взрослых к нему. Желание ребенка посещать детский сад зависит от того, как к нему относятся педагоги и другие работники дошкольной образовательной организации. Если к нему с теплотой и заботой, то ребенок начинает проявлять интерес, помогать воспитателю, адекватно реагировать на замечания. Если же на ребенка не обращают внимания, ведут беседу с ним не подобающим образом, то он замыкается в себе, отказывается посещать детский, отрицательно реагирует на замечания педагогов.
     На каждом этапе дошкольного детства общение взрослого с ребенком строится по-разному. М.И. Лисина в своих исследованиях выделяет четыре формы общения:
* ситуативно – личностная (с 2 месяцев) – роль взрослого на этом этапе привлекать ребенка как центральный объект познания и деятельности; быть источником ласки и внимания, не связанным с действиями ребенка;
* ситуативно – деловая (с 6 месяцев) – роль взрослого в этот период стать партнером в игре, образцом для подражания, экспериментирования, помощником, организатором, участником совместной предметной деятельности;
*  внеситуативно – познавательная (3-4 года) – на этом этапе ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо больше: как устроен открывшийся для него мир природных явлений и человеческих отношений. И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него взрослый;
* внеситуативно – личностная (5-7 лет) – взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и, если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. [34]
     Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает, является следующим условием.
     Взаимоотношения детей в группе также влияют на эмоциональное благополучие. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе.
     Формы общения дошкольников со сверстниками (Б.С. Волков, Н.В. Волкова): 
1. Эмоционально-практическое общение со сверстниками преобладает в возрасте 2-4 лет. Его характеризует:
* интерес к другому ребенку,
* повышенное внимание к его действиям;
* стремление привлечь внимание сверстника к себе;
* желание продемонстрировать ровеснику свои достижения и вызвать его ответную реакцию.
2. К 4 годам складывается ситуативно-деловая форма общения.
     Это период развития ролевой игры. Сверстники теперь занимают в общении больше места, чем взрослые. Дети предпочитают играть не в одиночку, а вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые отношения, нередко при этом изменяя свой голос, интонацию и манеру поведения. Это способствует переходу к личностным отношениям. Но главным содержанием общения остается деловое сотрудничество. Наряду с потребностью в сотрудничестве выделяется потребность в признании сверстника.
3. В конце дошкольного детства у многих складывается внеситуативно-деловая форма общения.
     В 6-7 лет дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели. Они дают оценки поступкам других детей, обращаются с личностными вопросами к сверстнику. Некоторые могут подолгу разговаривать, не прибегая к практическим действиям. Но все же самое большое значение для детей имеют совместные дела, то есть общие игры или продуктивная деятельность. В это время формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Сверстник становится самоценной целостной личностью, а значит, между детьми возможны более глубокие межличностные отношения. Однако такое личностное отношение к другим складывается далеко не у всех детей. У многих из них преобладает эгоистическое, конкурентное отношение к сверстнику. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической поддержке. [35]
     Исходя из выше сказанного, приходим к выводу что все окружение ребенка взаимосвязано и в совокупности влияет на его развитие. Поскольку ребенок приходит в наш мир, не имея знаний о нем, взрослые должны создавать все условия для его познания. От того какие условия буду созданы, будет зависеть вырастет личность гармонично-развитой или с нарушениями.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Вывод по I главе
     1. Проанализировав теоретические основы данной проблемы, мы пришли к выводу, что на протяжении всего времени исследования в области эмоционального благополучия детей условно можно разделить на несколько этапов:
1. Проявление интереса к эмоциям, как к важной составляющей биофизического и психологического развития живого.
2. На втором этапе, такие психологи как Ланге и Джеймс, изменили представления об эмоциональной сфере детей дошкольного возраста. В своих работах они говорили о том, что следует не подавлять детские эмоции, а наоборот изучать и обогащать их.
3. На данном этапе, многие ученые стали рассматривать эмоциональную сферу детей более глубоко, проводить исследования и описывать их в своих работах.
     2. Эмоциональное благополучие – это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Из множества определений, мы придерживаемся определения Кошелевой А.Д., Перегудовой В.И., Шаграе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44