- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимодействие России с Международным валютным фондом и Мировым банком
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007347 |
Тема: | Взаимодействие России с Международным валютным фондом и Мировым банком |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Факультет дистанционного обучения Кафедра «Финансы и цены» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Финансы» на тему «Взаимодействие России с Международным валютным фондом и Мировым банком» Выполнила студентка группы ЭК 501 Ф Очно-заочной формы обучения Факультета дистанционного обучения Кузнецова Марина Алексеевна Научный руководитель: д.э.н., доцент, профессор Саввина Оксана Владимировна Москва – 2016 Содержание Стр. Введение……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Мировая валютная система…………………………………….. Парижская валютная система……………………………………. 5 Генуэзская валютная система……………………………………. 7 Бреттон-Вудская валютная система……………………………... 8 Ямайская валютная система……………………………………… 10 Глава 2. МВФ и Группа Всемирного банка: история, организация, структура…………………………………………………………………….. 2.1. Международный валютный фонд………………………………….. 12 2.2. Группа Всемирного банка………………………………………….. 17 Глава 3. Взаимоотношения России с МВФ и Всемирным банком…... 3.1. Отношения России с МВФ…………………………………………. 22 3.2. Отношения России со Всемирным банком………………………... 27 Заключение………………………………………………………………….. 30 Список использованной литературы……………………………………. 32 Приложения................................................................................................... 34 Введение После распада Советского союза и переходе на рыночную экономику Россия испытывала серьезные трудности. Поэтому она обратилась за помощью к МВФ и Всемирному банку, которые сыграли существенную роль в трансформации экономики нашей страны. Для получения траншей Россия выполнила ряд условий, предложенных МВФ и Всемирным банком. В сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком есть свои выгоды и недостатки, которые надо будет учитывать в дальнейшем. Цель данной работы — анализ отношений России, Международного валютного фонда и Всемирного банка, изучение всех выгод и убытков, которые получила Россия от этого, а также возможные рекомендации по сотрудничеству с этими организациями в будущем. МВФ и Всемирный банк относятся к числу важнейших организаций в финансово-экономической сфере, обладающих наибольшим весом. Поэтому России необходимо выстраивать отношения с этими организациями на наиболее выгодных условиях. Также необходимо выработать взвешенное отношение к их различным советам и рекомендациям. Во многом от этого будет зависеть экономика и будущее нашей страны. Как сотрудничество с МВФ и Всемирным банком отразилось на экономике России? С какими трудностями столкнулась наша страна? И нужно ли продолжать сотрудничество в дальнейшем? На эти вопросы я постараюсь ответить в данной работе. Для этого необходимо рассмотреть историю Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка, их структуру и организацию, их политику, требования и условия, которые они выдвигают России, для получения их кредитов, а также совместимость их взглядов и рекомендаций с истинными интересами нашей страны. В первой главе я рассмотрю историю Международного валютного Фонда, его политику, структуру и организацию. Во второй главе я рассмотрю Всемирный банк, его историю и организацию, историю отношений МВФ с Россией, политика МВФ по отношению к России, как это отражается на экономике России. В третьей главе рассматриваются современный этап отношений России с МВФ и Всемирным банком. В четвертой главе, я, на основе анализа предыдущих глав, сделаю рекомендации на будущее. Глава 1. Мировая валютная система 1.1. Парижская валютная система Мировая валютная система сформировалась по мере развития международных экономических отношений. «Мировая валютная система –это форма организации международных экономических отношений, закрепленная межгосударственными соглашениями». Основные требования, предъявляемые к международной валютной системе, для ее успешного функционирования: «• адаптивность, т.е. способность поддерживать относительную стабильность валютного механизма и эластичность его приспособления к изменениям условий мировой экономики. Высоко эффективная международная валютная система должна минимизировать потери при устранении платежного дисбаланса в короткие сроки. Она должна обладать определенной способностью к саморегулированию; • ликвидность, что означает наличие достаточного объема пользующихся доверием международных резервных активов для обеспечения платежей и устранения неравновесия платежных балансов; • доверие, означающее полную уверенность субъектов международных экономических отношений в том, что валютная система функционирует адекватно поставленным перед ней задачам, а международные резервные активы не обесцениваются и сохраняют свою относительную и реальную стоимость.» В истории развития мировой валютной системы выделяются четыре главные периода, характеризующихся следующими критериями: золото используется в качестве мировых денег; основным активом, используемым для регулирования платежных балансов; институциональной структурой валютной системы и валютным курсом. В соответствии с перечисленными выше критериями ученые рассматривают следующие валютные системы: Парижская валютная система; Генуэзская валютная системы; Бреттон -Вудская валютная система; Ямайская валютная система. Переход от одной системы к другой связан с беспрерывным развитием мирового и национального хозяйства, что закономерно приводит рано или поздно к расхождению принципов организации мировой валютной системы и организации международного хозяйства. Важную роль в образовании мировой валютной системы играет расстановка сил главных центров мирового хозяйства. Мир столкнулся на стыке двух тысячелетий с полосой региональных валютных и финансовых кризисов, которые и стали главной причиной резкого перелива финансовых ресурсов из одних рынков на другие, а также обвального падения валютных курсов и котировок ценных бумаг. Эти процессы имеют в условиях мировой глобализации опасные тенденции к обострению и охвату своим воздействием все большего количества регионов, превращаясь из локальных в мировые. В результате этого новое значение в мировой экономике приобрел валютный фактор. На практике стало понятно, что резкое изменение курса резервных валют может нарушить все мировые хозяйственные связи. Следствием данной ситуации является тенденция к формированию региональных валютных союзов. Наиболее влиятельным из них по на мировые экономические отношения является Европейская валютная система. Первая институционально оформленная мировая валютная система — Парижская (1867 г.) — была основана на золотом стандарте. Он закреплял в единице национальной валюте - золотое содержание, банки были обязаны покупать и продавать в обмен на золото национальную валюту. Вследствие того, что каждая национальная валюта имела определенное золотое содержание, валютные курсы стали фиксированными. Эта система была сформирована в условиях экономического роста в большинстве ведущих стран мира. Перелив международного краткосрочного капитала и золотые запасы являлись основой механизма валютной корректировки. В начале Первой мировой войны (1914 г.) центральные банки воюющих государств прекратили размен банкнот на золото и увеличили их эмиссию, чтобы покрыть военные расходы. Рост мировой торговли затруднил сохранение золотомонетного стандарта. В данных условиях, золотой стандарт уже не мог быть основой мировой валютной системы. На статус финансового центра наряду с Лондоном стали претендентами Нью-Йорк и Париж. 1.2 Генуэзская валютная система Новая валютная система сформировалась после Первой мировой войны. Она стала результатом мировых финансовых потрясений. Она была основана на базе «золотодевизного стандарта – системы денежного обращения, при которой в стране обращаются только бумажно-кредитные деньги, свободно размениваемые на «девизы» (платежные средства в иностранной валюте) стран, в которых действует золотослитковый стандарт.» Вторая мировая валютная система была оформлена юридически межгосударственным соглашением, подписанным в 1922 г. на Генуэзской международной экономической конференции. Следующие принципы были заложены в основу ее функционирования: 1. Золотой стандарт был заменен золотодевизным стандартом. В качестве девиза теперь выступала иностранная валюта в любой ее форме. Официально статус резервной валюты не был, хотя лидерами в этой области были доллар США и фунт стерлингов. 2. Был возобновлен режим свободного курсообразования; 3. Конференции, совещания утверждались институциональными формами валютного регулирования. Период 1922—1928 гг. выделялся стабильностью мировой валютной системы. Однако это состояние было подорвано мировым кризисом 30-х гг., в результате которого Генуэзская валютная система потеряла свою значимость. Внутренняя конвертируемость валют на золото постепенно была отменена, и только три страны — США, Франция, Великобритания — смогли сохранить по соглашению центральных банков внешнюю конвертируемость своих валют. Очередное испытание с мировой валютной системой произошло накануне Второй мировой войны во время экономического кризиса 1937 г. Во многих странах произошло многократное обесценивание валют. Курс доллара США к концу 1938 г. упал на 47% по отношению к уровню 1929 г., фунта стерлингов — на 43%, швейцарского франка — на 31% французского франка — на 60. То есть перед началом Второй мировой войны в мире не осталось практически ни одной устойчивой валюты. Во время Второй мировой войны валютный курс утратил свою активную роль в международных экономических отношениях. Это было связано как со спецификой кредитования и финансирования внешней торговли во время войны, так и с валютными ограничениями, введенными нейтральными и воюющими странами. Под конец Второй мировой войны стало очевидно, что Генуэзская валютная система переживает кризис . 1.3 Бреттон -Вудская валютная система Новая система разрабатывалась американскими и английскими экономистами. Они представили итоги своей работы были в виде проекта для обсуждения на конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Итогом работы валютно-финансовой конференции стало установление правил организации и ведения мировой торговли, кредитных, валютных и финансовых отношений, формирование новой валютной системы. Третья мировая валютная система — Бреттон-Вудская. Главные принципы ее функционирования: 1. Введен золотодевизный стандарт, который был основан на золоте и двух главных резервных валютах — фунте стерлингов и долларе США. 2. Были утверждены основные формы использования золота как главной основы валютной системы, а именно: сохранены золотые паритеты валют (соотношение денежных единиц разных стран по их официальному золотому содержанию) и введена их фиксация в МВФ; установлена роль золота в качестве резервного и международного платежного средства; учитывая сильный экономический потенциал США и его золотой запас, в качестве главной резервной валюты был утвержден доллар. Казначейство США взяло на себя обязательство на обмен долларов на золото иностранным правительственным учреждениям и центральным по официальной цене, которая была установлена в 1934 г.: 35 долл. за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г. 3. Выраженные в долларах фиксированные валютные паритеты стали основой для курсового соотношения валют и их конвертации. Был утвержден режим фиксированных валютных курсов, в соответствии с которыми рыночный курс валют отклонялся от паритета в пределах ±1% по Уставу МВФ и ±0,75% в соответствии с Европейским валютным соглашением. Центральные банки стран должны были осуществлять валютную интервенцию в долларах США с целью поддержания валютных паритетов. Таким образом, под сильным влиянием Соединенных Штатов Америки в рамках Бреттон-Вудской системы по существу был утвержден долларовый стандарт. Доллар как единственная валюта, которую можно обменять на золото, стал использоваться в качестве базы для расчета валютных паритетов, стал главной валютой для международной торговли, резервных активов и валютой интервенции. Система фиксированных валютных курсов первые два десятилетия работала успешно — в 1946 г. 13 из 40 членов МВФ использовали множественность валютных курсов, но к концу 1962 г. только 15 из 82 государств-членов использовали систему множественности валютных курсов. Конкурентные позиции некоторых отдельных стран изменились по мере становления национальных экономик после войны. Возникли большие дефициты платежного баланса в странах — эмитентах резервных валют, многие государства отказались своевременно пересмотреть свои валютные курсы. США официально остановили обмен долларов на золото по установленному курсу в августе 1971 г.. Проблемы в экономике США, усиление валютно-экономического потенциала Японии и стран Западной Европы, неравноправный валютный механизм и многие другие противоречия и сложности со временем расшатали Бреттон-Вудскую валютную систему, и она перестала существовать как система фиксированных валютных курсов. 1.4 Ямайская валютная система Когда стало понятно, еще в 1972 г, что интересам большинства государств перестала соответствовать система фиксированных паритетов, был собран комитет по реформированию мировой валютной системы, который включал представителей из 20 стран. Четвертая валютная система была сформировалась на Ямайке в 1976 г., где проходило заседание этого Комитета, затем его результаты окончательно были закреплены во второй поправке к Статьям соглашения Международного Валютного Фонда. Главные принципы Ямайской системы, действующей по настоящее время: 1. Сохраняется роль Международного Валютного Фоднда как международного института, регулирующего мировые валютные отношения. 2. Отменена официальная цена золота, а вместе с ней и золотые паритеты, остановлен размен долларов на золото. 3. Предложено государствам право выбора любого режима валютного курса. 4. Был утвержден стандарт СДР (Специальные права заимствования) как дополнительный резервный актив в международной валютной системе. Условная стоимость СДР рассчитывается на базе средневзвешенной стоимости и изменения курса валют, входящих в валютную корзину: доллара США, иены, евро, фунта стерлингов. Удельный вес каждой валюты рассчитывается с учетом доли государства в мировых финансовых отношениях (торговли), кроме доллара, для которого этот показатель рассчитывается по удельному весу доллара в международных расчетах. Практика введения СДР с 1976 г. выявила ряд сложностей, связанных с использованием этого прототипа мировых денег. Во-первых, это проблемы, связанные с распределением, распределением и сферой использования СДР. Эмиссия СДР происходит на основании решения Исполнительного совета МВФ и распределяется между странами — членами МВФ в соответствии с их квотами. СДР используется в форме безналичных расчетов путем соответствующих записей на счетах государств — участниц системы СДР, МВФ и некоторых других международных организаций. Вследствие этого, не связана с истинными потребностями в международных расчетах, носит ограниченный характер, и, по существу, сведена к расширению способов заимствования конвертируемой валюты через МВФ. Как международное платежное средство СДР используется в ограниченном списке межгосударственных операций. Глава 2 МВФ и Группа Всемирного банка: история, организация, структура 2.1 Международный валютный фонд «Международный Валютный фонд – специализированное учреждение ООН, предназначенное для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им помощи при дефиците платежного баланса путем предоставления им кратко- и средне-срочных кредитов в иностранной валюте» Фонд учрежден на Международной конференции в Бреттон Вудсе (США) в июле 1944 г., по результатам которой ее участники приняли Статьи соглашения МВФ (иначе — устав МВФ). Россия присоединилась к Статьям соглашениям МВФ в 1992 г. (за исключением ст. 8 — в 1996). В настоящее время в МВФ входят 188 государств. Участнигами МВФ могут стать только государства. Международный Валютный Фонд, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но абсолютно независим в своих действиях. Главными задачами сформирования Международного Валютного Фонда являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение устойчивости валютных курсов и урегулирование мировых валютных режимов, оказание необходимой помощи в проектировании многосторонней международной системы расчетов по текущим операциям между странами-членами, а также в отмене валютных ограничений, препятствующих росту международной торговли. Более того, новая организация должна была содействовать процессу расширения и сбалансированного роста мировой торговли, экономическому росту и увеличению занятости. В случае появления сложностей с платежным балансом рассчитывалось оказание на временной основе финансовой помощи. (см. Приложение 1) Несмотря на дезорганизацию в 70-х гг. Бреттон-Вудской и установление Ямайской валютной системы, Международный Валютный Фонд в целом не только удержал свои позиции, но в некотором смысле даже упрочил свое положение, хоть и был подвержен во многом справедливой критике главным образом за то, что при подготовке программ для той или иной страны не всегда должным образом принимал во внимание ее особенности. Страны, обращающиеся за помощью в МВФ при появлении финансовых трудностей, должны координировать с Фондом программу оздоровления экономики и должны в случае ее утверждения и оказания помощи со стороны Фонда обязательно ее выполнять. При невыполнении обязанностей Фонд может временно или окончательно остановить представление финансовых ресурсов, в чем не один раз убеждались страны-члены МВФ, в том числе и Российская Федерация. Важность исполнения заключенных с МВФ договоренностей заключается и в том, что целый ряд многих других международных организаций в своих отношениях с заемщиками или должниками как правило ориентируется на их договоренности с МВФ, т. к. в мировой экономике нет такого органа, который бы следил за ходом реализации утвержденных программ и мог применить санкции по причине их невыполнения. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (включает по два делегата от каждой страны-члена (управляющий и его заместитель), главный исполнительный орган — совет из 24 исполнительных директоров (один единолично представляет интересы Российской Федерации). Глава Исполнительного совета, директор-распорядитель МВФ, назначается на четырехлетний срок простым большинством голосов государств — членов. Подсчет голосов проводится исходя из размера доли (именуемой «квотой») страны в Уставном капитале МВФ, номинированной СДР (международная счетная единица, расчет курса которой основан на корзине из четырех валют — доллар США, евро, фунт стерлингов и японская иена). По состоянию на 1 января 2011 г. в совокупности на долю стран ЕС, США и Японии приходилось более 50% голосов в МВФ, в то время как страны группы Брик (Бразилия, Россия, Индия и Китай) — 8,7 %. Доля России в Уставном капитале МВФ составляет 2,5%, что эквивалентно 2,4% голосов в МВФ и приблизительно равно квоте Индии (2,45 %). (см. Приложение 2) Размер квот вместе с Уставом МВФ подлежит пересмотру каждые пять лет. Начиная с первой поправки 1969 г. о введении СДР в статьи соглашения МВФ было внесено всего четыре изменения, а размер капитала пересматривался 14 раз. Согласно данным финансовой отчетности МВФ на 13 апреля 2011 г. он составляет 217,3 млрд. долл. До сегодняшнего дня индивидуальные квоты стран-членов рассчитывались на основании данных об объеме ВВП, поступлениях по счету текущих операций платежного баланса страны и официальных золотовалютных резервах. При этом расчет проводился с помощью пяти формул, в каждой из которых у этих показателей были разные доли (веса), а их «условно» среднее и значение и было искомой величиной квоты. Такая сложная и неоднозначная методика расчета неизбежно вызывала многочисленную критику среди стран-держателей, поскольку она имеет принципиальное значение и для определения «голосующих возможностей» и сумм, которые можно заимствовать у МВФ. Поэтому на собрании Совета исполнительных директоров было принято решение о проведении реформы системы квот и голосов в МВФ. Предложено использовать единственную формулу, в которой компонентами становятся ВВП с весом 50%, поступления по счету текущих операций — 30% и международные резервные активы и другая ликвидность центрального банка страны — 5%. При этом расчет ВВП на 40% будет производиться по паритету покупательной способности (ППС) и на 60% - по текущим ценам. Другое направление использования квоты страной держательницей— это финансовая поддержка МВФ. Сегодня на балансе фонда числится более 367 млрд СДР (без учета уставного капитала), из которых порядка 280 млрд СДР выданных кредитов странам участницам. При этом предоставление финансовой помощи МВФ носит связанный и обусловленный характер — для каждого типа кредитов, который носит наименование «механизм» или «фонд», устанавливается становой лимит (максимально допусти мая сумма) в процентах от квоты. Например, для Фонда реагирования на внешние потрясения — это 150% квоты, для Механизма резервных траншей — 25% квоты и т.д. МВФ предъявляет и специальные требования к заемщикам («предъявляемые» структурные и макроэкономические условия) — в отношении параметров гос бюджета, финансовой системы, платежного баланса и т.д. От исполнения этих обязательств зависят и условия финансирования (срок, размер кредита, процентная став ка), и фактически выданная сумма — все кредиты МВФ предоставляются долями («траншами»). При этом в МВФ разработан особый механизм «официального освобождения» кредитных средств, когда выделение каждого последующего кредита зависит от выполнения условий предыдущего. Ход выполнения обязательств контролируется путем периодической оценки. Если экспертная группа МВФ сочтет, что страна не выполняет взятых обязательств, кредитование может быть ограниченно или даже полностью остановлено. Поэтому следующим элементом реформы МВФ стала ревизия практики кредитования МВФ — с апреля 2009 г. началась реализация предложений по упрощению процедур кредитного предоставления траншевых ресурсов. Кредиты МВФ даются как в рамках краткосрочных договоренностей (стэнд-бай) для преодоления трудностей упорядочения платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесрочных договоренностей о расширенном кредитовании. (см. Приложение 3). Однако в большинстве случаев государство, которое обращаестся за помощью, должно, сначала, доказать действительную необходимость в ресурсах Фонда, а потом, предложить свою программу регулирования, стабилизации или реформирования своей экономики, чтобы МВФ смог убедиться в том, что «трудности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в кратчайшие сроки». Вместе с этим страна должна рассмотреть с Фондом программу осуществления мер, которые будут приняты для структурной реорганизации экономики, разработки и осуществления экономической политики, способной в кратчайшие сроки обеспечить стране стабильный экономический рост. Крупнейшими заемщиками МВФ на 29.2.2015 являются: Португалия, Греция, Украина, Ирландия. В последние годы политика и рекомендации Международного Валютного Фонда в отношении бедных и развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой заключается в том, что выполнение советов и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности государств и развитие из национальной экономики, а лишь делают делают её зависимой от международных финансовых потоков. Милтон Фридман, американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. В последние годы Международный Валютный Фонд усилил свое внимание к проблемам менее развитых государств. С этой целью был принят ряд инноваций в механизме предоставления денежных ресурсов этим развивающимся странам. Более того, в 1996 г. МВФ и Всемирный банк выступили с инициативой в отношении самых бедных стран с высоким уровнем задолженности, в основном стран Африки. Предусматривается осуществление организованных действий по уменьшению внешней задолженности этих государств до экономически приемлемого уровня. 2.2 Группа Всемирного банка Основанная в 1944 г. группа Всемирного банка (ГВБ) включает в себя пять спецучреждений ООН: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА), Международная финансовая корпорация (МФК) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), предоставляющих необходимую помощь на цели развития. «Главная цель Всемирного (Мирового) Банка – создание благоприятных условий для производственных капиталовложений, стимулирование потока международных долгосрочных инвестиций». Главная особенность ГВБ как международного финансового института — это нацеленность на получение устойчивых результатов в содействии по улучшению уровня жизни населения стран членов в сотрудничестве с их государственными органами, частным сектором и неправительственными организациями. Поэтому ГВБ — постоянный участник многих глобальных инициатив и программ помощи развивающимся и бедным государствам, среди которых совместная с Международным Валютным Фондом и международными клубами кредиторов «Цели развития тысячелетия» (ООН), программы уменьшения бремени внешней задолженности ХИПС (Heavily Indebted Poor Countries). Членами Всемирного банка (МБРР и МАР) на сегодняшний день являются 187 государств, интересы которых представляют Совет директоров и Совет управляющих. Президент МБРР одновременно исполняет обязанности президента МАР. Банк производит мобилизацию денежных средств для финансирования своих программ за счет продажи ценных бумаг на мировых рынках капитала, МАР — за счет добровольных пожертвований государств членов и чистой нераспределенной прибыли МБРР. По итогам 16-го пополнения бюджета МАР, завершившегося в декабре 2010 г., где в качестве доноров выступило 51 государство, собравших рекордную сумму в более чем 49 млрд долл. Это позволило МАР выделить к сегодняшнему моменту беспроцентных долго срочных кредитов (оплачиваются лишь административные расходы, а срок может достигать 50 лет) и грантов на общую сумму свыше 222 млрд долл., получателями которых стали 79 развивающихся стран. Только та страна может быть Членом МБРР, которая вступила в МВФ. Число членов МБРР на середину 2016 г. — 188. Общее количество ресурсов, которые были предоставлены с момента начала операций, — 371 млрд долл. США. В зависимости от потребности заемщика, кредиты банка предоставляются в разных валютах. В конце 90-х гг. в деятельности МБРР произошли существенные изменения. В стремлении соответствовать своему лозунгу «Наша мечта — мир без бедности», МБРР стал уделять намного больше внимания проблемам и сложностям бедных и развивающихся стран. Банк поддерживает необходимые усилия, которые направлены на достижение устойчивого экономического развития, при помощи выдачи займов и гарантий, а также консультаций. В 90-х гг. в адрес МБРР было высказано много критики, которая сводилась главным образом к тому, что часть проектов, реализованных с помощью денежных ресурсов Банка, нанесли вред окружающей среде. Банк также упрекали многие в том, что он не делает усилий для развития частного сектора. В целом, МБРР, начиная с 1948 г., всегда получал чистую прибыль, что говорит о том, что он проводит достаточно успешные банковские операции. Количество голосов, которое будет иметь тот или иной член МБРР, устанавливается в соответствии с его долей в уставном капитале банка. Наиболее крупный акционер МБРР — США (16,87% акций и 16,41% голосов). Япония имеет 8,08% акций и, соответственно, 7,87% голосов. Российская Федерация вступила в МБРР в 1992 г. (2,85% акций и 2,79% голосов соответственно). Президент МБРР выбирается от США. В связи с изменением основных приоритетов, уменьшилась доля денежных ресурсов, выдаваемых МБРР на развитие добывающей промышленности и энергетики, и увеличилась значимость таких секторов экономики, как государственное управление и финансы. Банк выдает значительные денежные средства на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПИД. Государство имеет право получать денежные ресурсы от МБРР или МАР на основании двух основных критериев. Первый (главный) критерий утверждает высшее значение душевого национального дохода (НД). На 2003 г. этот показатель был определен в объеме 875 долл. США (по фактически достигнутому уровню НД в 2001 г.). Второй критерий — степень кредитоспособности государства. Поэтому в некоторых исключительных случаях МАР может временно выдавать денежные ресурсы государствам, душевой НД в которых превышает уровень, определенный именно для данного года, но которые не могут брать денежные кредиты в МБРР по причине их слабой кредитоспособности. При этом такие государства обязаны проводить активную политику реструктуризации своей экономики. Для некоторых маленьких островных государств было также сделано исключение. Таким образом, ряд государств обладает правом получать денежные ресурсы только от МБРР, другие государства — соответственно только от МАР (65 государств по итогам 2002 финансового года). Также есть небольшая группа стран, которые могут получать денежные кредиты от обеих этих организаций. Однако, в некоторых отдельных случаях, критерий кредитоспособности оказывается решающим. Например, Украина, где душевой доход в 2015 г., по данным МБРР, равнялся 160 долл., имеет право получать денежные ресурсы только от МБРР, а Азербайджан и Узбекистан (душевой доход в 2001 г. 650 и 560 долл. США соответственно) — соответственно частично от МБРР и частично от МАР. Основную часть средств МАР получает в виде добровольных пожертвований стран членов в рамках кампаний по сбору добровольных пожертвований Некоторую часть денежных средств МАР получает за счет возврата выдававшихся ранее кредитов, а также из бюджета МБРР. Членами Международной финансовой корпорации (МФК — International Finance Corporation,IFC) на 2016 являются сто восемьдесят четыре страны, в том числе США (23,65 % голосов), Япония (5,87 %), Россия (3,39 %). В 2011ом финансовом году обязательства IFC по предоставлению новых займов составили около 5 млрд. долл. США в виде синдицированных кредитов). МФК ставит своей основной задачей помощь экономическому развитию путем оказания необходимой поддержки частному сектору. Для этого она вкладывает инвестиции в жизнеспособные частные фирмы и предприятия в страны с переходной экономикой и развивающиеся страны, а также выделяет своим клиентам долгосрочные денежные кредиты, гарантии, предоставляет им консультативные услуги. Одним из особенных свойств участия МФК в этом или другом инвестиционном проекте является то, что она не принимает никаких государственных гарантий, однако может оказать помощь в реализации проекта, в котором государство владеет некоторой долей собственности, если данное предприятие будет осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. МФК не может вкладывать инвестиции в предприятие частного сектора в развивающейся стране более половины капитала предприятия или просто являться самым крупным акционером частного предприятия. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАГИ, — Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) за весь период своей деятельности выдало более девятисот гарантий на общую сумму превышающую 17 млрд долл. США. МАГИ выдает иностранным инвесторам гарантии от убытков, связанных с некоммерческими (политическими) рисками, а именно военными действиями, потерями при переводе валюты, столкновений в гражданском обществе и так далее. Более того, оно оказывает необходимую техническую помощь в распространении информации о возможностях для инвестирования денежных средств. Для урегулирования споров, связанных с инвестициями, это агентство также оказывает посреднические услуги. Общее число инвестиционных споров, рассмотренных Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) с 1966 г. по 2009, достигло 292. МЦУИС обеспечивает международные механизмы для разрешения и урегулирования инвестиционных споров в арбитражном порядке, тем самым привлекая иностранные инвестиции и улучшая инвестиционный климат. Авторитет Центра сравнительно высокий, и ссылки на арбитражное разбирательство именно в МЦУИС содержат многие международные соглашения об инвестициях. Центр также осуществляет исследования и публикацию материалов по многим вопросам арбитражного права и законодательства, регулирующего иностранные капиталовложения. Глава 3. Взаимоотношения России с МВФ и Всемирным банком Отношения России с МВФ Рссийская Федерация вступила в Международный Валютный Фонд в июне 1992 г. После вступления Россия сразу же обратилась за финансовой помощью — это был резервный кредит в 6 млрд долл., из которого был получен только первый транш. С тех пор Россия неоднократно прибегала к заимствованиям у МВФ. Это были разнообразные типы кредитной поддержки — резервные кредиты («стэндбай») в 1992 г. и в 1995 г., Механизм финансирования системных преобразований (System Transformation Facility) в 1993—1995 гг., Механизм расширенного кредитования (Extended Arrangement Facility) в 1998 г., когда Россия стала первой страной, получившей право использовать средства по Соглашениям о генеральных займах, не будучи его участницей. Максимальная сумма финансовой помощи МВФ достигла 15 млрд долл. (или 360% квоты РФ) в 1998 г. Следующим этапом стало планомерное снижение задолженности России перед МВФ — вплоть до конца января 2005 г., когда был досрочно и полностью погашен остаток в более чем 3 млрд долл. Условия, на которых Россия ст....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: