VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Взаимодействие начальной школы и семьи посредством электронного журнала

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011920
Тема: Взаимодействие начальной школы и семьи посредством электронного журнала
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации 

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» 

Педагогический институт 

Кафедра начального образования 











ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Направление: 44.03.01. Педагогическое образование 

Профиль: Начальное образование





Выполнила: студентка 4 курса 

группы НО 13-1 ПИ СВФУ

Скрябина Вилена Васильевна 

Научный руководитель: 

к.п.н. доцент кафедры НО

Кожурова А.А. 

Подпись:___________________







Якутск-2017

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………...…………………………………………..…3



ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия начальной школы и семьи

1.1. Особенности взаимодействия начальной школы и семьи…………………6

1.2. Характеристика информационно-коммуникационных технологий в начальной школе…………………………………………………………………14

1.3. Возможности функций электронного журнала в учебном процессе младших школьников……………………………………………………………23

Выводы по первой главе………………………………………………………...30



ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию начальной школы и семьи посредством электронного журнала

2.1. Выявление уровней сотруднических отношений учителя, учащихся и родителей…………………………………………………………………………31

2.2. Создание условий для реализации возможностей электронного журнала для эффективного взаимодействия начальной школы и семьи.......................................................................................................................37

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы………………...………….......47

Выводы по второй главе………………………………………...……….........55



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..........58

ПРИЛОЖЕНИЕ







Введение

Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение семейного воспитания и воспитания в учебном заведении. В сфере семейного воспитания создавались педагогические труды рекомендательного характера.  Сейчас, в XXI веке, в мире развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, развивается наука и техника, создаются новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), главным образом преобразующих жизнь людей. Во всех развитых и развивающихся странах идут процессы информатизации образования. При таком темпе развития информационных технологий процесс обучения без них просто не возможен.

В материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения дается следующее определение: «ИКТ – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». 

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние годы, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. 

Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Поэтому одним из результатов сотруднических отношений школы вместе с семьей должно стать информатизация воспитания и обучения детей с помощью ИКТ, в частности электронного журнала. Электронный классный журнал для школы – это новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений. Прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой. 

Цель исследования: использование возможностей электронного журнала для эффективного взаимодействия начальной школы и семьи.

Объект исследования:процессвзаимодействия начальной школы и семьи.

Предмет исследования: возможности электронного журнала как средство взаимодействия школы и семьи в учебном процессе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что взаимодействие начальной школы и семьи будет эффективной, если:

-изучить особенностиприменения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе;

- использовать в этом процессе возможности электронного журнала;

- организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам ведения электронного журнала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

		Проанализировать особенности взаимодействия начальной школы и семьи.

		Изучить характеристику информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

		Охарактеризовать возможности функций электронного журнала в учебном процессе младших школьников

		Выявить уровни взаимодействия начальной школы и семьи.

		Апробировать возможности электронного журнала, направленные на развитие эффективного сотрудничества. 

Методологической основой исследования являются труды известных ученых-педагогов в области семейной педагогики: Я.А. Коменский,П.П. Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и т.д. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. Проблемам обучения с использованием средств современных информационных технологий уделено внимание в трудах известных отечественных ученых (Я.А.Ваграменко, А.Н. Матюшкин,В.И. Михеев, В.М.Монахов, А.Я. Савельев, В.Ф. Шолохович и др.).

Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ и изучение педагогической литературы, систематизация информации, анкетирование, наблюдение, беседа, электронный мониторинг.

	Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены особенности взаимодействия начальной школы и семьи, обоснована роль информационно-коммуникационных технологий в начальной школе, выявлены возможности функций электронного журнала в учебном процессе младших школьников.

	Практическая значимость исследования заключается в использовании возможностей электронного журнала при взаимодействии учителя начальных классов, родителей и учащихся.

База исследования: МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №12» ГО «Город Якутск», с. Пригородныйи МБОУ «Бютейдяхская СОШ им. К.О. Гаврилова с углубленным изучением отдельных предметов» с. Бютейдях Мегино-Кангаласского района РС(Я). В исследовании приняли участие ученики и родители 2 класса.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международном workshop «Аргуновские чтения-2017» (г. Якутск, 2017).

Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия начальной школы и семьи

Особенности взаимодействия начальной школы и семьи

	Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. 

Отечественные педагоги всегда проявляли особый интерес к семейному воспитанию. Этой проблеме посвящены труды таких выдающихся ученых, как К.Н.Вентцель, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский[7, с. 112], [31, с. 412], [52]. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей раскрыты в работах И.С.Марьенко, Г.Н.Филонова[33, с. 183], [56]. В конце XX - начале XXI века с новых методологических позиций эти вопросы рассмотрены в публикациях С.В.Дармодехина, М.Н.Недвецкой, Г.В.Сабитовой, И.А.Хоменко[16, с. 208], [38, с. 8-11], [48, с. 15-22].

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться [2, c. 47]. 

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.[22], [13, с. 327-330]) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.[15, с. 156], [57, с. 237-242])рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

	При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.

	Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств[51, с. 27-30].

 Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.  На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы» [52, c. 63].

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей.Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы[28, с. 225].

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.

Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка [7, c. 39].

Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы:

- чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

- активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

- уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

- повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности);

- тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

- терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это - коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений [8, c. 78].

Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки [20, с. 65-72].

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются:

- обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи;

- оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.

 Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком [12, с. 59-61].

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семьи очень разные, у каждой из них свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:

	- Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.

	- Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.

	- Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей [32, c. 102].

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития, основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений, знаний друг о друге.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон [11, c. 59].

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

- единым объектом (субъектом воспитания);

- общими целями и задачами воспитания детей;

- необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей.

Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания:

		обеспечение качественного образования учащихся;

		развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;

		формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;

		подготовка школьников к школьной жизни;

		формирование потребности в здоровом образе жизни.

Для решения этих задач используются следующие средства:

	- организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;

	- привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение;

	- участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

	- поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей [14, c. 94].

Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.

Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года.

В работе с родителями решаются следующие основные задачи:

- формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;

- формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;

- формирование психолого-педагогической культуры родителей;

- развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

- индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель» [17, c. 65].

В итоге особенностями взаимодействия начальной школы и семьи являются общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Полное представление о функциях и содержании деятельности, чтобы эти субъекты могли понимать и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.



Характеристика информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. Проблемам обучения с использованием средств современных информационных технологий уделено внимание в трудах известных отечественных ученых (Я. А.Ваграменко, А. М.Довгяло, А.Н. Матюшкин, В. И.Михеев, В. М.Монахов, А.Я.Савельев, В.Ф.Шолохович и др.)[5, с. 28-30], [35, с. 58], [36, с. 38], [49, 135-147], [61].

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. 
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

	- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

	- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

	- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [8, с. 32-37].

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

- средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

- средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

- вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

- комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

- информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

- интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

- поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

- электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

- электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

- электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

- электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

- урочные;

- внеурочные.

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

- технология асинхронного режима связи – «offline»;

- технология синхронного режима связи – «online» [1, с. 14].

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

- максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

- широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

- раскрытия творческого потенциала обучающихся;

- освоения студентами современных информационных технологий [5, c. 68].

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

- при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

- для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

- для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий [24, с.192].

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

- при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

- при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией [21, c. 5]. 

Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает учителю решить такие дидактические задачи, как:

	- формирование устойчивой мотивации;

	- активизация мыслительных способностей учащихся;

	- привлечение к работе пассивных учеников;

	- повышение интенсивности учебного процесса;

	- обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;

	- обеспечение учебного процесса современными материалами;

	- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;

	- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;

	- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся 
к исследовательской деятельности;

	- обеспечение гибкости процесса обучения [23].

	Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагога и учащихся, учеников между собой и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером» [27, c. 147].

	Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания.

	К использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении нужно подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

	Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. 

	Сейчас средствами ИКТ в образовательном процессе пользуются во всех развитых странах мира, это, естественно, касается и нашей республики. В качестве примера рассмотрим статистику оснащения государственных и муниципальных образовательных организаций кабинетами основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ) и электронными средствами обучения в Республике Саха (Якутия)[19, с.54-55]. 

	Таблица 1.2.1

	Результаты статистики оснащения государственных и муниципальных образовательных организаций кабинетами основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ) в Республике Саха (Якутия).



1999/2000

2001/2002

2007/2008

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2013/2014

2014/2015

2015/2016

Всего

Число общеобразовательных организаций, имеющих учебные кабинеты ОИВТ

397

525

553

549

543

553

552

554

553

553

В процентах от общего числа общеобразовательных организаций

58.0

76.9

85.2

83.2

83.5

85.3

85.8

86.6

86.7

86.7

В них рабочих мест с ЭВМ

4026

5069

6182

6556

6741

6880

7023

7024

7156

7167

На 100 обучающихся приходится мест с ЭВМ

2.2

2.8

4.3

4.7

4.9

5.0

5.2

5.2

5.3

5.3

Города и поселки городского типа

Число общеобразовательных организаций, имеющих учебные кабинеты ОИВТ

141

165

162

160

156

157

156

156

157

156

В процентах от общего числа общеобразовательных организаций

69.5

82.5

92.0

87.0

87.2

88.2

88.6

89.7

90.8

90.2

В них рабочих мест с ЭВМ

1771

1740

2702

2888

2913

2878

2912

2896

2918

3031

На 100 обучающихся приходится мест с ЭВМ

1.7

1.8

3.4

3.7

3.7

3.7

3.7

3.6

3.6

3.7

Сельские поселения

Число общеобразовательных организаций, имеющих учебные кабинеты ОИВТ

256

360

391

389

387

396

396

398

396

397

В процентах от общего числа общеобразовательных организаций

53.6

74.5

82.7

81.7

82.2

84.3

84.8

85.4

85.2

85.4

В них рабочих мест с ЭВМ

2255

3329

3480

3668

3828

4002

4111

4128

4238

4136

На 100 обучающихся приходится мест с ЭВМ

2.7

4.1

5.3

6.0

6.4

6.9

7.3

7.5

7.9

7.7

	Источник: Дошкольное, общее и дополнительное образование детей в РС(Я): Стат. Сб./ ТОФСГС по РС(Я) – Я.:2016.с. 54-55.

	

	Таблица 1.2.2

	Электронные средства обучения в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организациях в Республике Саха (Якутия).



2010/

2011

2011/

2012

2012/

2013

2013/

2014

2014/

2015

2015/

2016

Всего

Число персональных компьютеров, шт. из них:

13371

14970

16566

19726

20964

22030

используемые в учебных целях

9036

10080

11255

12921

14201

15236

в составе локальных вычислительных сетей

8454

9720

11025

12814

13489

14200

имеющие доступ к сети интернет

8317

9861

10974

12805

13843

14359

Число персональных компьютеров на одну организацию, шт. 

21

23

26

31

33

35

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 1000 обучающихся, шт.

65

74

83

96

106

114

Города и поселки городского типа

Число персональных компьютеров, шт. из них:

6480

7146

7962

9.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.