- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимодействие начальной школы и семьи посредством электронного журнала
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011920 |
Тема: | Взаимодействие начальной школы и семьи посредством электронного журнала |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» Педагогический институт Кафедра начального образования ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА Направление: 44.03.01. Педагогическое образование Профиль: Начальное образование Выполнила: студентка 4 курса группы НО 13-1 ПИ СВФУ Скрябина Вилена Васильевна Научный руководитель: к.п.н. доцент кафедры НО Кожурова А.А. Подпись:___________________ Якутск-2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………...…………………………………………..…3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия начальной школы и семьи 1.1. Особенности взаимодействия начальной школы и семьи…………………6 1.2. Характеристика информационно-коммуникационных технологий в начальной школе…………………………………………………………………14 1.3. Возможности функций электронного журнала в учебном процессе младших школьников……………………………………………………………23 Выводы по первой главе………………………………………………………...30 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по взаимодействию начальной школы и семьи посредством электронного журнала 2.1. Выявление уровней сотруднических отношений учителя, учащихся и родителей…………………………………………………………………………31 2.2. Создание условий для реализации возможностей электронного журнала для эффективного взаимодействия начальной школы и семьи.......................................................................................................................37 2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы………………...………….......47 Выводы по второй главе………………………………………...……….........55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..........58 ПРИЛОЖЕНИЕ Введение Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и русской педагогике существовало четкое разделение семейного воспитания и воспитания в учебном заведении. В сфере семейного воспитания создавались педагогические труды рекомендательного характера. Сейчас, в XXI веке, в мире развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, развивается наука и техника, создаются новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), главным образом преобразующих жизнь людей. Во всех развитых и развивающихся странах идут процессы информатизации образования. При таком темпе развития информационных технологий процесс обучения без них просто не возможен. В материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения дается следующее определение: «ИКТ – современные средства обработки и передачи информации, включая соответствующее оборудование, программное обеспечение, модели, методы и регламенты их применения». Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние годы, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Поэтому одним из результатов сотруднических отношений школы вместе с семьей должно стать информатизация воспитания и обучения детей с помощью ИКТ, в частности электронного журнала. Электронный классный журнал для школы – это новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений. Прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой. Цель исследования: использование возможностей электронного журнала для эффективного взаимодействия начальной школы и семьи. Объект исследования:процессвзаимодействия начальной школы и семьи. Предмет исследования: возможности электронного журнала как средство взаимодействия школы и семьи в учебном процессе. Гипотезой исследования является предположение о том, что взаимодействие начальной школы и семьи будет эффективной, если: -изучить особенностиприменения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе; - использовать в этом процессе возможности электронного журнала; - организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам ведения электронного журнала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования: Проанализировать особенности взаимодействия начальной школы и семьи. Изучить характеристику информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Охарактеризовать возможности функций электронного журнала в учебном процессе младших школьников Выявить уровни взаимодействия начальной школы и семьи. Апробировать возможности электронного журнала, направленные на развитие эффективного сотрудничества. Методологической основой исследования являются труды известных ученых-педагогов в области семейной педагогики: Я.А. Коменский,П.П. Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и т.д. К.Н. Вентцель наряду с проблемами семейного воспитания, просвещения родителей поднимает проблему связи школы с родителями. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей. Проблемам обучения с использованием средств современных информационных технологий уделено внимание в трудах известных отечественных ученых (Я.А.Ваграменко, А.Н. Матюшкин,В.И. Михеев, В.М.Монахов, А.Я. Савельев, В.Ф. Шолохович и др.). Методы исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы и решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ и изучение педагогической литературы, систематизация информации, анкетирование, наблюдение, беседа, электронный мониторинг. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены особенности взаимодействия начальной школы и семьи, обоснована роль информационно-коммуникационных технологий в начальной школе, выявлены возможности функций электронного журнала в учебном процессе младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в использовании возможностей электронного журнала при взаимодействии учителя начальных классов, родителей и учащихся. База исследования: МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №12» ГО «Город Якутск», с. Пригородныйи МБОУ «Бютейдяхская СОШ им. К.О. Гаврилова с углубленным изучением отдельных предметов» с. Бютейдях Мегино-Кангаласского района РС(Я). В исследовании приняли участие ученики и родители 2 класса. Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международном workshop «Аргуновские чтения-2017» (г. Якутск, 2017). Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы взаимодействия начальной школы и семьи Особенности взаимодействия начальной школы и семьи Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Семья – ячейка школьного коллектива. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Отечественные педагоги всегда проявляли особый интерес к семейному воспитанию. Этой проблеме посвящены труды таких выдающихся ученых, как К.Н.Вентцель, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский[7, с. 112], [31, с. 412], [52]. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей раскрыты в работах И.С.Марьенко, Г.Н.Филонова[33, с. 183], [56]. В конце XX - начале XXI века с новых методологических позиций эти вопросы рассмотрены в публикациях С.В.Дармодехина, М.Н.Недвецкой, Г.В.Сабитовой, И.А.Хоменко[16, с. 208], [38, с. 8-11], [48, с. 15-22]. Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться [2, c. 47]. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. Многие ученые (Журбина А.Т., Генварева Ю.А. и др.[22], [13, с. 327-330]) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (Гребенников И.В., Хоменко И.А. и др.[15, с. 156], [57, с. 237-242])рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей. При построении взаимодействия семьи и школы должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей. Работа педагогов школ с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие школы и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств[51, с. 27-30]. Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы» [52, c. 63]. В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующих идею тесного взаимодействия школы с семьей.Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы[28, с. 225]. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет. Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка [7, c. 39]. Избежать недопонимания, разобщенности в решении педагогических проблем с детьми учителю поможет опора на следующие нравственные нормы: - чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность; - активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь); - уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения; - повышение авторитета родителей в глазах детей (показ детям наиболее ценных качеств их родителей, учет этих качеств и способностей родителей в педагогической деятельности); - тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности); - терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития. Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, это - коллектив, объединенный не только общностью цели, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности. Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений [8, c. 78]. Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки [20, с. 65-72]. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются: - обучение родителей приемам, способам и стилю обучения взрослых и детей, членов семьи; - оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком [12, с. 59-61]. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой из них свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы: - Организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса. - Организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей. - Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников образовательного процесса, направленных на воспитание и развитие детей [32, c. 102]. Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития, основными проявлениями, характеристиками взаимодействия, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, педагоги и родители, дети осознанно или неосознанно познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений, знаний друг о друге. Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу. Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип взаимодействия. Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия. Но они разрезаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют взаимодействующих сторон [11, c. 59]. Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами: - единым объектом (субъектом воспитания); - общими целями и задачами воспитания детей; - необходимостью согласованности действий педагогов и родителей; - возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Эта цель направлена на решение следующих общих задач воспитания: обеспечение качественного образования учащихся; развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии; формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; подготовка школьников к школьной жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни. Для решения этих задач используются следующие средства: - организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем; - привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий; обеспечивающих их достижение; - участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем; - поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей [14, c. 94]. Педагоги, руководство общеобразовательной школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим. Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы, мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе. В ходе воспитательной работы учащиеся получают задания, выполнение которых предполагает их взаимодействие с родителями. Отмечается, поощряется положительная инициатива родителей при проведении дел в классе: объявляется благодарности, оформление благодарственных писем за участие в конкретной работе и по итогам учебного года. В работе с родителями решаются следующие основные задачи: - формирование у родителей правильных представлений своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса; - формирования субъективной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми; - формирование психолого-педагогической культуры родителей; - развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми; - индивидуальная консультативная поддержка родителей по актуальным проблемам взаимоотношений с ребенком, остро возникающим вопросам семейного воспитания, создание службы доверия: «учитель-родитель» [17, c. 65]. В итоге особенностями взаимодействия начальной школы и семьи являются общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей. Полное представление о функциях и содержании деятельности, чтобы эти субъекты могли понимать и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Характеристика информационно-коммуникационных технологий в начальной школе Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. Проблемам обучения с использованием средств современных информационных технологий уделено внимание в трудах известных отечественных ученых (Я. А.Ваграменко, А. М.Довгяло, А.Н. Матюшкин, В. И.Михеев, В. М.Монахов, А.Я.Савельев, В.Ф.Шолохович и др.)[5, с. 28-30], [35, с. 58], [36, с. 38], [49, 135-147], [61]. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как: - поддержка и развитие системности мышления обучаемого; - поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; - реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [8, с. 32-37]. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: 1. По решаемым педагогическим задачам: - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); - комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 2. По функциям в организации образовательного процесса: - информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); - интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); - поисковые (каталоги, поисковые системы). 3. По типу информации: - электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы); - электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); - электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); - электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); - электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: - урочные; - внеурочные. 5. По форме взаимодействия с обучаемым: - технология асинхронного режима связи – «offline»; - технология синхронного режима связи – «online» [1, с. 14]. Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: 1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: - максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; - широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; - раскрытия творческого потенциала обучающихся; - освоения студентами современных информационных технологий [5, c. 68]. 2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: - при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, - для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; - для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов. 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий [24, с.192]. 4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: - при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; - при фронтальной либо подгрупповой формах работы. 5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией [21, c. 5]. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает учителю решить такие дидактические задачи, как: - формирование устойчивой мотивации; - активизация мыслительных способностей учащихся; - привлечение к работе пассивных учеников; - повышение интенсивности учебного процесса; - обеспечение живого общения с представителями других стран и культур; - обеспечение учебного процесса современными материалами; - приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации; - реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению; - активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; - обеспечение гибкости процесса обучения [23]. Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого. Чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагога и учащихся, учеников между собой и предлагает им суррогат общения в виде «диалога с компьютером» [27, c. 147]. Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. К использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении нужно подходить творчески, не злоупотребляя и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении влечет за собой много вопросов, на которые необходимо искать пути решения для того, чтобы формирование информационной компетентности всех участников образовательного процесса было не мучительным и тернистым, а творческим, целеустремленным и результативным. При этом не стоит забывать о том, что компьютерные технологии – это только средство, которое никогда не заменит живое слово учителя. Сейчас средствами ИКТ в образовательном процессе пользуются во всех развитых странах мира, это, естественно, касается и нашей республики. В качестве примера рассмотрим статистику оснащения государственных и муниципальных образовательных организаций кабинетами основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ) и электронными средствами обучения в Республике Саха (Якутия)[19, с.54-55]. Таблица 1.2.1 Результаты статистики оснащения государственных и муниципальных образовательных организаций кабинетами основ информатики и вычислительной техники (ОИВТ) в Республике Саха (Якутия). 1999/2000 2001/2002 2007/2008 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016 Всего Число общеобразовательных организаций, имеющих учебные кабинеты ОИВТ 397 525 553 549 543 553 552 554 553 553 В процентах от общего числа общеобразовательных организаций 58.0 76.9 85.2 83.2 83.5 85.3 85.8 86.6 86.7 86.7 В них рабочих мест с ЭВМ 4026 5069 6182 6556 6741 6880 7023 7024 7156 7167 На 100 обучающихся приходится мест с ЭВМ 2.2 2.8 4.3 4.7 4.9 5.0 5.2 5.2 5.3 5.3 Города и поселки городского типа Число общеобразовательных организаций, имеющих учебные кабинеты ОИВТ 141 165 162 160 156 157 156 156 157 156 В процентах от общего числа общеобразовательных организаций 69.5 82.5 92.0 87.0 87.2 88.2 88.6 89.7 90.8 90.2 В них рабочих мест с ЭВМ 1771 1740 2702 2888 2913 2878 2912 2896 2918 3031 На 100 обучающихся приходится мест с ЭВМ 1.7 1.8 3.4 3.7 3.7 3.7 3.7 3.6 3.6 3.7 Сельские поселения Число общеобразовательных организаций, имеющих учебные кабинеты ОИВТ 256 360 391 389 387 396 396 398 396 397 В процентах от общего числа общеобразовательных организаций 53.6 74.5 82.7 81.7 82.2 84.3 84.8 85.4 85.2 85.4 В них рабочих мест с ЭВМ 2255 3329 3480 3668 3828 4002 4111 4128 4238 4136 На 100 обучающихся приходится мест с ЭВМ 2.7 4.1 5.3 6.0 6.4 6.9 7.3 7.5 7.9 7.7 Источник: Дошкольное, общее и дополнительное образование детей в РС(Я): Стат. Сб./ ТОФСГС по РС(Я) – Я.:2016.с. 54-55. Таблица 1.2.2 Электронные средства обучения в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных организациях в Республике Саха (Якутия). 2010/ 2011 2011/ 2012 2012/ 2013 2013/ 2014 2014/ 2015 2015/ 2016 Всего Число персональных компьютеров, шт. из них: 13371 14970 16566 19726 20964 22030 используемые в учебных целях 9036 10080 11255 12921 14201 15236 в составе локальных вычислительных сетей 8454 9720 11025 12814 13489 14200 имеющие доступ к сети интернет 8317 9861 10974 12805 13843 14359 Число персональных компьютеров на одну организацию, шт. 21 23 26 31 33 35 Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 1000 обучающихся, шт. 65 74 83 96 106 114 Города и поселки городского типа Число персональных компьютеров, шт. из них: 6480 7146 7962 9....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: