VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001239
Тема: Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов.
Содержание
|Ш:(5б-13/1б68;
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи


Лафишева Роза Зулкарнаевна
Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов
13.00.01. - общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
    Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент В.Б. Огузов
Карачасвск — 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия семьи и школы с целью социализации личности младшего школьника
как психолого-педагогическая проблема	12
1.1 Сущность социализации и ее теоретические составляющие	12
12Изучение проблемы социализации личности в отечественной
педагогике	29
13 Особенности и характеристики социального развития в младшем
школьном возрасте	57
Выводы по 1-ой главе	73
Глава 2. Организация экспериментального исследования педагогического взаимодействия по социализации личности младшего
школьника	75
2.1 Диагностика уровня социализации младших школьников	75
2.2Проверка эффективности системы педагогического взаимодействия
семьи и школы по социализации младших школьников	129
2.3Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования	138
Выводы по второй главе	159
Заключение	161
Библиографический список использованной литературы	167
Приложения	180
Введение
     Происходящие в России позитивные социально-экономические изменения, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Эти изменения в экономике отражаются в духовной жизни общества. Следовательно, меняется социальный заказ общества, требуя коррекции средств и методов воспитания молодого поколения.
     Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе.
     Вследствие этого актуальной представляется задача изучения проблемы социализации не только как процессуальной характеристики (соответствие стадиям и этапам развития) (И.С. Кон, A.B. Мудрик, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), но и с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре исследования оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации, обеспечивающие ему полноценное развитие в обществе (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, C.J1. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
     В педагогике и возрастной психологии накоплен ряд исследований, посвященных изучению проблемы становления социальной зрелости личности на различных возрастных этапах (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Мухина, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие). Отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным для возникновения, становления таких новообразований, как формирование «Образа Я», «Я- концепции» (Р. Берне, И.С. Кон и другие); картины мира (Т. Шибутани); возникновение «универсальной ценности» (Н.И. Непомнящая); появление рефлексивного мышления, «открытие Я» (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман). Для детей 7-8 лет характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни (Э. Эриксон); становление социальной зрелости (A.A. Гудзовская); овладение социальным опытом (Н.Ф. Голованова); возникновение общественных мотивов (Я.Л. Коломинский) и другие. Ситуация поступления в школу является первой обязательной ситуацией, в которой общество предъявляет ряд требований к социальной зрелости ребенка младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Р.В. Овчарова и другие).
     Таким образом, младший школьный возраст рассматривается в психолого-педагогической теории как важнейший возрастной этап становления личности, как этап формирования предпосылок дальнейшего социального и личностного развития, которые, по мнению А. Валлона, впоследствии оказываются богаче их реализации.
     В последнее время в теории и практике отечественного образования акцентируются возможности новых образовательных технологий, в частности педагогического взаимодействия (Е.А. Александрова, М.В. Алешина, Т.В. Анохина, О.С. Газман, О.М. Кодатенко, И.Б. Котова, Г.И. Рогалева, Г.Ю. Ульянова, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), под которой понимается «педагогическая деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей» (О.С. Газман). По мнению Н.Б. Крыловой, «педагогическое взаимодействие относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, деятельностном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка». Педагогическое взаимодействие как образовательная технология выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания и самовоспитания личности в современных условиях.
     Одной из основных функций педагогического взаимодействия является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности организации педагогического взаимодействия учащихся начальной школы в аспекте их социального развития.
     Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана: -необходимостью рассмотрения процесса социализации не как внешнего соответствия социальным требованиям, а как процесса взаимодействия и развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих субъекту развития и саморазвития успешное функционирование в обществе;
     -возросшей в настоящее время значимостью социальных и личностных предпосылок развития младшего школьного возраста.
     Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов».
     Актуальность исследования также усиливается следующими противоречиями:
- новыми требованиями жизни и действующей системой педагогического взаимодействия семьи и школы;
- системой воспитания в школе и семье, и требованиями современных общепринятых норм к социализации личности.
     Исходя из актуальности, с учетом выявленных противоречий нами сформулирована проблема исследования: каковы научно-педагогические основы социализации личности учащихся в процессе педагогического взаимодействия семьи и школы.
     Решение данной проблемы составляет цель исследования.
     Объект исследования - семья и школа как средство социализации личности младшего школьника.
     Предмет исследования - педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младшего школьного возраста.
     Гипотеза исследования - социализация личности младшего школьника в процессе педагогического взаимодействия будет эффективным, если:
- сотрудничество семьи и школы основано на принципах личностно- ориентированного, развивающего и поддерживающего взаимодействия;
- педагогическое взаимодействие семьи и школы направлено на развитие и поддержку становления социальной позиции школьника;
- процесс социализации имеет системный и комплексный подход, подразумевающий включенность и сотрудничество всех участников педагогического процесса (администрации, учителей, родителей, учеников);
- система педагогического взаимодействия является гибкой, адаптированной к основным воспитательным задачам школы, потребностям конкретных учащихся.
     Задачи исследования:
- определить место и роль процесса социализации среди других процессов формирования личности;
- провести теоретический анализ проблемы социализации личности в психолого-педагогической литературе;
- изучить особенности социального развития детей младшего школьного возраста;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме выделить и описать характеристики становления социальной позиции школьника в младшем школьном возрасте;
- экспериментально проверить эффективность системы педагогического взаимодействия семьи и школы в процессе социализации младших школьников;
- разработать педагогические рекомендации в области применения технологии педагогического взаимодействия семьи и школы для социализации младших школьников.
     Методологическую основу исследования составили: гуманистический и аксиологический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса; культурологический подход, способствующий повышению эффективности процесса социализации личности; системный подход, предусматривающий исследовать проблему в условиях целостного педагогического процесса; антропологический подход, означающий системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания; научные положения о познаваемости окружающего мира, взаимосвязях и взаимообусловленности процессов и явлений общества и мышления, а также философские мысли о глубоком понимании развития природы и человеческого познания; концепции социализации и взаимодействия семьи и школы в процессе образования и воспитания.
   Теоретическая основа исследования. Теоретическую базу нашего исследования составляют идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, З.И. Калмыкова, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.); концепция личностно- деятельностного подхода развития личности (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); системный подход при проектировании педагогической деятельности (П.К. Анохин, Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов, В.А. Якунин и др.); классические и современные концепции социализации личности (Г.М. Андреева, И.С. Кон, И.Б. Котова, A.B. Мудрик, К. Роджерс, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, И.Н. Шиянов, Э.Эриксон и др.); теория гуманистического воспитания и педагогической поддержки в образовании (Т.В. Анохина, Е.А. Александрова, О.С. Газман, О.М. Кодатенко и др.). Исследование опирается на работы по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривающие особенности младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Е.Ф. Рыбалко, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).
   Методы исследования: В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов. Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, естественнонаучной литературы в аспекте избранной темы, анализ учебных программ, концептуальная разработка проблемы. Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опытная работа, педагогический эксперимент. Математические методы обработки результатов исследования.
     Этапы исследования
     На первом этапе (2001-2002 гг.) осуществлялся анализ состояния исследуемой проблемы в философской, педагогической, психологической литературе. Определялись цели, гипотеза, объект, предмет, научный аппарат и база исследования; обобщался полученный материал, разрабатывались и апробировались методики экспериментального исследования.
     На втором этапе (2002-2004 гг.) проводилась проверка гипотезы исследования; осуществлялась разработка и апробация на практике системы педагогического взаимодействия семьи и школы с целью социализации личности младших школьников.
     На третьем этапе (2004 - 2006 гг.) проводилась систематизация и обработка результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
     Научная новизна исследования:
- выявлена и обоснована проблема педагогического взаимодействия с целью социализации личности младших школьников и намечены пути ее решения;
     конкретизирован и дополнен понятийно-категориальный аппарат (педагогическое взаимодействие, социализация в условиях поликультурной среды, социализация-индивидуализация), связанный с предметом исследования;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы выделен и описан основной показатель социализированное™ в младшем школьном возрасте - становление социальной позиции школьника;
     проанализирован опыт применения технологии педагогического взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогике.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснована и практически апробирована система педагогического взаимодействия семьи и школы (ориентированность на личность ребенка, создание условий для его саморазвития, самореализации; создание в школе благоприятного психологического климата, творческого содружества между педагогами, учащимися и родителями) для социализации личности младшего школьника;
- теоретически углублены представления о сущности процесса социализации с точки зрения различных подходов к его исследованию (этнокультурные, социокультурные, новые социально-педагогические);
- материалы исследования расширяют и углубляют представления о широких возможностях новой образовательной технологии педагогического взаимодействия, в частности в области социализации личности школьника.
     Практическая значимость исследования определяется возможностью использования теоретических положений, выводов и рекомендаций в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы. Теоретически обоснованная и практически апробированная система педагогического взаимодействия семьи и школы для социализации личности младших школьников может быть использована педагогическими коллективами начальной школы с целью оптимизации процесса социализации младших школьников, поддержки и развития социально значимых характеристик их индивидуального и личностного развития. Предложенное типологическое описание учащихся разных уровней сформированности социальной позиции школьника может быть основанием для дифференцированной помощи и поддержки учащихся начальной школы. Разработанные программы поддерживающей деятельности и научно-методической грамотности для учителей и родителей в области социализации младших школьников могут быть использованы в практике дополнительного образования педагогов и в консультационной работе с родителями школьников.
     Результаты исследования могут быть использованы при разработке факультативных занятий для учащихся и программ, в расширении содержания базовых курсов в процессе подготовки преподавателей вузов и учителей средних образовательных школ, в работе институтов повышения квалификации.
     На защиту выносятся следующие положения
     1. Система педагогического взаимодействия семьи и школы социализации личности младшего школьника предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учащихся); направлена на решение проблемы социализации младшего школьного возраста в педагогической деятельности общеобразовательных школ, на повышение научно-методической грамотности педагогов и родителей в области социализации личности школьников, на установление партнерских и субъект-субъектных отношений в педагогическом коллективе.
     2. Подсистема педагогического взаимодействия семьи и школы с целью социализации личности младшего школьника, предполагающая непосредственное взаимодействие педагога и учащихся, направлена на развитие и поддержку становления социальной позиции школьника у учащихся начальных классов.
     3. Система педагогического взаимодействия в социализации младшего школьника является коррекционной и развивающей, и носит гуманистический характер - ориентирована на личность ребенка, создание условий для его саморазвития, самореализации; на создание в школе благоприятного психологического климата, творческого содружества между педагогами и учащимися.
     Достоверность основных положений, результатов и выводов исследования обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью, реализацией системного и личностно-ориентированного подходов в исследовании; совокупностью методов исследования, адекватных его цели и задачам; личным участием автора в экспериментальной работе; качественным и количественным анализом полученных результатов.
      Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ № 2, №9, № 17 г. Черкесска. В исследовании приняли участие 196 человек учащихся начальной школы, родители учащихся (167 человек), а также 84 педагога коллектива начальной школы.
      Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образовательно-воспитательном процессе школ №2, №9, №17 г. Черкесска, а также в Карачаево-Черкесском и Кабардино-Балкарском государственном университетах и Карачаево- Черкесском республиканском институте повышения квалификации работников образования. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Ставрополе (2005), Карачаевске (2004, 2005). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов.
      Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
      ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогического взаимодействия семьи и школы с целью социализации личности младшего школьника как психолого-педагогическая проблема
      1.1. Сущность социализации и ее теоретические составляющие
      Термин «социализация» заимствован из политэкономии, где он обозначал обобществление земли, средств производства и т.д., применительно к развитию человека стал использоваться в конце 19 в., когда американский социолог Ф.Г. Гид-дингс в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни».
      Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырёх составляющих: стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально- экономическими и социокультурными условиями; относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных или социально- профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум образования, возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.); относительно социально контролируемой социализацией - планомерного создания обществом и государством организационных, материальных и духовных условий для развития (воспитания) человека; самоизменение человека (более или менее сознательного), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.
      В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика (это характерно и для современных примитивных обществ), т.е. социализация и воспитание были синкретичны (слитны, нерасчленённы).
     В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания.
     На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума (по мере нарастания сложности его структуры и жизнедеятельности) воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное; в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематическая передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает всё большее количество возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт[137, С. 359].
     От стихийной и направляемой социализации воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнёров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
     Социализация - процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом.
     Социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированное^, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально- эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей учащихся может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.
     В настоящее время в теории и практике современного научного знания проблема социализации анализируется с различных точек зрения. В области философии рассматриваются вопросы о сущности процесса социального развития (К.А. Абульханова-Славская, C.JI. Рубинштейн, В.А.Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.). В социологическом аспекте решаются проблемы включения индивида в систему общественных отношений посредством наделения его общественными свойствами (А.И. Гилинский, И.С. Кон, В.П. Коломиец, А.Г. Харчев, Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.).
     С социально-психологической точки зрения рассматривается историко- этнографическое изучение социализации детей (И.С. Кон, B.C. Кукушкин, Л.Д. Столяренко, М. Мид, Ф. Ариес, Э. Эриксон, и др.); исследования детской и юношеской субкультуры (А. Опи, П. Опи, Л. Виртанен, И.С. Кон, М.В. Осорина и др.); раскрываются механизмы социального взаимодействия, определяется содержание процесса социализации (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и др.); анализируются условия развития и функционирования личности в больших и малых группах (А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, Е.А. Панько, A.A. Реан и др.); исследуется возрастная специфика процесса социализации (Л.И. Божович,
JI.C. Выготский, Е.Ф. Рыбалко, JI.P. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.).
     В психолого-педагогическом аспекте рассматриваются вопросы повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно- образовательный процесс (A.B. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, A.A. Реан, Р. Берне, У. Бронфенбреннер и др.).
     Криминалистика и уголовное право рассматривают процесс социализации с точки зрения девиантного поведения личности, а также ресоциализации (Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, A.M. Яковлев и др.).
     Таким образом, вопрос о социализации личности представляется нам как междисциплинарная проблема. Главными принципами ее исследования являются: принцип историзма, позволяющий рассматривать важнейшие проблемы детского развития в неразрывной связи со временем; принцип аналитичности исследования существующих концепций социализации; принцип синергетизма, позволяющий рассматривать личность как самоорганизующуюся систему (И.С. Пригожий, И. Стенгерс др.), а также принципы целостности, системности и динамизма (JI. Берталанфи, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.).
     В результате анализа различных словарных источников [27, 99,145], посвященных категории «социализация», мы попытались выделить наиболее сущностные признаки определения данной категории:
      1. Социализация это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, процесс становления личности, включая самосознание и активную жизненную позицию (Г.М. Андреева, A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.).
      2. Социализация это процесс, результат усвоения и активного развития индивидом социально-культурного опыта: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств (В.В.
Давыдов, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков и др.).
      3. Передача осознанного опыта, обучение различным формам и способам деятельности осуществляются посредством воспитательной среды (Б.П. Битинас, В.П. Зинченко, И.С. Кон и др.).
      4. Средствами передачи опыта является язык и опредметенные результаты человеческой деятельности, прежде всего орудия труда (И.Т. Фролов, А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский и др.).
      5. В процессе социализации индивид не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, но он изначально подразумевается субъектом собственного развития (Г.М. Андреева, И.С. Кон, A.B. Мудрик и др.). В словарных статьях подчеркивается изначальная активность человека, его саморазвитие и самореализация в том обществе, которому он принадлежит.
      В связи с анализом категории «социализация», необходимо, на наш взгляд, остановиться на соотношении элементов - понятий, входящих в общую структуру теории социализации. Следует отметить, что первым из этих элементов является термин «воспитание». В.И. Гинецинский выделяет пять уровней реализации воспитательного процесса:
      1. Социальный (аспект жизни человеческого общества в целом, трансляция от поколения к поколению создаваемой обществом культуры).
      2. Институциональный (воспитание в рамках учреждений, которые специально создаются с целью осуществления воспитательного воздействия).
      3. Социально-психологический (в качестве субъекта воздействия выступают неинституализированные социальные общности разного типа).
      4. Межличностный (практика межличностного взаимодействия).
      5. Интраперсональный (педагогическое взаимодействие в форме самовоспитания) [49,19].
      Термин «воспитание» употребляется в психолого-педагогической литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова данный термин означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т. д. Акцент здесь делается на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. При этом в качестве субъекта воздействия понимается человек, как представитель специального института, поставленный для осуществления данной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального и культурного опыта и т. д. Таким образом, признавая наличие двух векторов - целенаправленности-стихийности, мы можем признать, что воспитание - есть средство и одна из форм целенаправленной и управляемой социализации. A.B. Мудрик также указывает на два возможных вектора развития социализации. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, в относительно направляемом обществом и государством процессе влияния на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей, а также в процессе относительно целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального) [117, 23]. И.С. Кон (1988) по данному поводу замечает, что воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества[94]. A.A. Реан указывает на возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса [152,33]. Например, некоторые математические задачи и рассказы по грамматике содержат идеи патриотизма, справедливости, честности - которые могут помочь формированию «хорошего гражданина», а могут вызвать обратный процесс.
О.М. Кодатенко в своем исследовании выделяет векторы социализации, осуществляющиеся на основе индивидуальных ресурсов в соответствии или вопреки объективным условиям жизни. В качестве последних выделяются: просоциальный (самостроительство, самосовершенствование), асоциальный или антисоциальный (саморазрушение) [87]. Н.Ф. Голованова отмечает, что социализирующаяся личность не только испытывает воздействие объектов образовательного пространства, но и сама на них действует, определяя состояние образовательного пространства. По мнению данного автора, не взрослеющий субъект должен пониматься через образовательное пространство, а образовательное пространство - через социализирующуюся личность [53,161]. Отметим также, что Б.П. Битинас, а вслед за ним и A.B. Мудрик, указывают что, если социализация характеризуется как непрерывный процесс, то воспитание - процесс дискретный (прерывный). Будучи целенаправленным, воспитание организуется в определенном месте и в определенное время, в определенном институте воспитания. Кроме того, дискретность определяется тем, что поскольку отдельные институты воспитания не имеют единых задач, целевых установок, отлаженной и непротиворечивой взаимосвязи, постольку взаимодействие человека в каждом из этих институтов не образует непрерывного и целостного процесса [169,23].
     Мы со своей стороны, согласны с точкой зрения Т.А. Ильина, в соответствии с которой воспитание является процессом систематическим, целостным и непрерывным, и продолжается в течение всей жизни человека.
     И.С. Кон в рамках общего процесса социализации выделяет более частные субпроцессы. В качестве ядра направленного воспитания, указанный автор выделяет образование, то есть процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное и формализованное по своим методам обучение, а также широкое просвещение, то есть процесс пропаганды и распространения культуры, предлагающий относительно самостоятельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации.
Эти процессы взаимосвязаны, но не тождественны и могут реализовываться посредством разных социальных институтов [94,134]. Сегодня необходимо осознание того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития.
     Эффективность воспитания, обучения, образования опосредуется процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека.
     Таким образом, следующим элементом категории «социализация» является развитие личности. Оно характеризуется последовательностью и поступательностью изменений, происходящих в сознании и поведении личности. По мнению A.B. Мудрика, развитие личности в процессе социализации происходит по мере решения трех групп задач для каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурных (физическое, сексуальное развитие), социально-культурных (морально-нравственные, ценностно-смысловые ориентиры) и социально-психологических (становление самосознания, самоопределение личности). Мы можем признать, что развитие личности - есть цель каждого этапа социализации, и может трактоваться как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и как результат этого процесса[183,514]. Мы понимаем процессы социализации и адаптации как соотношение внутреннего преобразования личности и внешнего приспособления личности в обществе.
     Термин «ресоциализация» впервые введен американскими психологами А. Кеннеди и Д. Кербером. Термин был введен для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате каких- либо «дефектов» социализации (например, ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы), или в результате смены социокультурного окружения (например, ресоциализация мигрантов - данной проблеме посвящено исследование Геворкян M.J1. Сегодня данный термин понимается достаточно широко - как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха. Принято различать также принудительную ресоциализацию (направленную на подавление идентичности человека с целью присвоить ему новую идентичность, соответствующую его новому положению, пример тюрьмы, спецшкол, религиозных сект) и добровольную ресоциализацию (пример психотерапии).
     Наряду с ресоциализацией в поле внимания исследователей включается и явление «десоциализации», которое понимается как разобучивание, утрата прежних навыков и манер поведения.
     Таким образом, перечисленные категории можно рассматривать как составляющие процесса социализации. Так, согласно Н.Ф. Головановой, социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих формирование личности. Социализация предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно со взрослыми) собственных ценностных ориентации. Воспитание, представляющее собой систему целенаправленных и преднамеренных воздействий на личность ребенка, является одним из главных путей осуществления социализации: Самовоспитание, как в высшей степени осознанная и самостоятельная деятельность человека по совершенствованию своей личности, предопределяется ведущими личностными предпосылками, созревающими в процессе социализации и воспитания, и обеспечивает личности позицию субъекта социализации [54,8]. Успешность воспитательной акции проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника, расширения его прав, передачи ему полномочий и обязанностей. Начиная самостоятельную деятельность, стремясь к самосовершенствованию, воспитанник может рассчитывать на помощь и поддержку воспитателя.
     Итак, социализация есть процесс присвоения социального, то есть процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Социальное - как общечеловеческое, общественное, коллективное есть процесс построения индивидуального. В толковом словаре С.И.
Ожегова и Н.Ю. Шведовой [27] индивидуальное трактуется как 1) личное, свойственное данному индивиду, отличающееся характерными признаками от других; 2) единоличное, производимое одним лицом, не коллективом; 3) относящееся в отдельности к каждому; 4) отдельное, единичное. Индивидуальность есть выражение индивидуального. Согласно статье психологического словаря [146], индивидуальность - неповторимость, уникальность свойств человека. Индивидуальность представляется как высший уровень иерархи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44