- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимодействие ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015915 |
Тема: | Взаимодействие ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста. |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Набока Ирина Александровна Взаимодействие ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста Магистерская диссертация по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование Магистерская программа «Проектирование образовательного процесса дошкольной организации» Научный руководитель – д.п.н., профессор Куликовская Ирина Эдуардовна Рецензент – Колосова С.Г. Ростов-на-Дону – 2018 г. Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические основы взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста 5 1.1 Феномен семьи в научных исследованиях 5 1.1.1 Понятие семьи 5 1.1.2 Динамика, функции и структура семьи 14 1.2.1 Понятие неполных семей………………………………………….. 15 1.2 Развитие ценностного сознания детей дошкольного возраста в научных исследованиях 20 1.3 Взаимодействие дошкольной организации с семьями: научные основания………………………………………………………………………...21 Глава II. Эмпирическое исследование взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста 46 2.1 Особенности развития ценностного сознания детей и взаимодействие ДОО с семьями 46 2.2 Апробация модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей 48 2.3Динамика развития ценностного сознания детей из неполных семей 54 2.4 Выводы 65 Заключение 67 Список литературы 70 Приложения 73 Введение В современном мире личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Необходимость развития ценностного сознания ребенка дошкольного возраста обусловлены данными детской психологии и дошкольной педагогики. Поэтому необходимо плотное взаимодействие ДОО и неполной семьи. Вопрос о необходимости взаимодействия ДОО и неполной семьи в формировании ценностного сознания у детей можно найти в таких документах, как ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования), Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка и др. Проблема развития ценностного сознания детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к тому, что трансформируются понимания добра и зла у дошкольников и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Формирование ценностного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Но это является важнейшей задачей всех программ дошкольного образования. Следовательно, отбор и рациональное использование разнообразных методов для развития ценностного сознания детей является одной из главных задач, которую преследует ДОО во взаимодействии с неполными семьями. Проблемой формирования ценностного сознания дошкольников занимались такие ученые, как А.В. Запорожец [48], М.С. Каган [49], И.Э.Куликовская [45] и многие др. В психологии исследовали проблему ценностного сознания Б.С. Братусь, 1977; Ф.Е. Василюк, 1984; Д.А. Леонтьев, 1977г. и другие. В процессе развития ценностного сознания дошкольника, важное значение, имеет накопление знаний о нормах. Поэтому необходима организация ценностного просвещения дошкольников. Так же необходима организация специальной работы ДОО над разъяснением ценностей мира и применение их к окружающим людям и самому себе. А значит, в развитии ценностного сознания применяются различные средства и методы воспитания. Возникает явное противоречие между необходимостью создания специальных условий для развития ценностного сознания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в работе ДОО с неполными семьями. Это определило выбор темы нашей работы: взаимодействие ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания дошкольников. Анализ исследования по проблеме взаимодействия ДОО и неполной семьи в науке по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста высветил ряд противоречий между: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и формами взаимодействия педагога и семьи. - между обоснованными возможностями развития ценностного сознания и недостаточной компетентности родителей в данном вопросе. А так как данная проблема еще недостаточно изучена и внедрена в практику учебных заведений, не подкреплена в методическом отношении по числу разработок, их полноте и систематичности, на наш взгляд она является актуальной на данном этапе. В соответствии с темой нашей работы нами выделены: Цель: разработать и апробировать модель взаимодействия ДОО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития ценностного сознания дошкольников в неполных семьях. Предмет исследования: моделирование процесса взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей. Гипотеза исследования: значимость взаимодействия ДО и неполной семьи будет способствовать развитию ценностного сознания детей при реализации модели основываясь на: - понимании значимости взаимодействия ДО и неполной семьи как субъектов образовательного процесса (родитель/законный представитель, воспитатель, старший воспитатель, руководитель ДОО). - включающая диагностический инструментарий, включающий соответствующие критерии, показатели, методики уровня выявления взаимодействия ДО и неполной семьи. Для достижения поставленной цели нами был сформулирован комплекс задач: 1. Определить научные подходы к организации взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей; 2. Выявить особенности взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей; 3. Разработать и апробировать модель взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей; 4. Выявить динамику развития взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей. Теоретическую основу исследования составили теории изучения взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей: - научные подходы к проблеме человека, феноменологии развития, его ценностного сознания (Д.А.Леонтьев, А. Маслоу, В.И. Плотников, Г. Риккерт, В.А. Ядова, Рене Декарт, Гилберт Райл, Джордж Беркли, В.Ф. Гегель, В.И. Ленин, Спиноза и др.) - теории общении и взаимодействия ДО и неполной семьи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Дж. Хоманс, Я. Щепаньский, З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Гофман, Г. Блюмер, Дж. Мид, Т. Сарбин, Дж. Мид, Т. Шибутани, Э. Берн и др.) В исследовании нами были использованы следующие методы: - теоретические (анализ психолого-педагогической, научно- методической и специальной литературы по проблеме исследования); - эмпирические (опрос, наблюдение); - методы обработки полученных данных (метод наглядного представления результатов, качественный и количественный анализ результатов исследования). Основные этапы исследования: Первый этап (2017 г.) – осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и рабочей гипотезы исследования. Теоретически обосновывалась идея взаимодействия ДОО с неполной семьей по проблеме формирования ценностного сознания дошкольников. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. На втором этапе (2018 г.) – проходило осмысление понятий и теоретическая разработка, и апробация модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания у дошкольников. Реализовывалась программа опытно-экспериментальной работы, позволившая изучить педагогические условия взаимодействия ДОО и неполной семьи. Результатом данного этапа является проведение формирующего эксперимента, который заключается в разработке и апробации модели взаимодействия педагогов и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников. Третий этап (2017-2018 гг.) заключительный. Материалы исследования внедрялись в практику работы ДОО, проведение анализа полученных данных, обобщение экспериментальных и теоретических результатов, оформление материалов диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении ценностного сознания и взаимодействия ДОО и неполной семьи по проблеме формирования ценностного сознания детей; разработке модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников. Результаты исследования расширят научные представления о проблеме сотрудничества ДОО с неполной современной семьей, условиях эффективности данного процесса и выборе оптимальных средств для его реализации. Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что автором: - представлена модель взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания охарактеризованы его компоненты: мотивационно-личностный – заинтересованность родителей в формировании у ребенка ценностного сознания и стимулирующий способность к эмпатии, самоконтролю и рефлексии; гностический, который реализуется через ознакомление родителей с понятием, необходимой значимостью и формированием ценностного интеллекта дошкольников; коммуникативно-деятельный, позволяющий формировать умение родителей строить взаимоотношения с ребенком, досуговая совместная деятельность, формирует такие ценности как добро, красота и мн.др. - экспериментально доказана эффективность внедрения в практику ДОО модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников, позволяющей эффективно сформировать ценностное сознание дошкольников и компетентности родителей в воспитании нужных ценностей. Практическая значимость исследования подтверждается использованием полученных результатов в массовой педагогической практике, методической работе, направленной на готовность педагогов к взаимодействию с родителями, при сотрудничестве с неполными семьями воспитанников, в содержании практических семинаров для педагогов образовательных организаций, которые реализуют программы дошкольного образования. Предложены серия диагносических методик для исследования компетентности родителей и система форм и методов взаимодействия с неполной семьей, которые позволяют педагогам адекватно планировать и осуществлять работу по повышению родительской компетентности по проблеме формирования ценностного сознания дошкольников. Диссертационные материалы используются в исследовательской деятельности магистрантами, аспирантами, представителями педагогических ВУЗов и колледжей г. Ростова-на-Дону, а так же в системе дополнительного профессионального оброзования. Научная новизна исследования в том, что: концепция формирование ценностного сознания в дошкольном возрасте представлена в русле взаимодействия ДОО и неполной семьи. С этой позиции ценностная сфера личности дошкольника рассматривается как единое целостное формирование ценностного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний ребенка; проявление заинтересованности родителей в формировании у ребенка ценностного сознания и стимулирующий способность к эмпатии, самоконтролю и рефлексии; наличие знаний об особенностях формировании ценностного интеллекта дошкольников; проявление умений строить взаимоотношения с ребенком, стимулировать его интерес к деятельности, применять досуговую совместную деятельность, использование апробированных и освоенных знаний и быть соучастником этих совместных событий, что бы формировать такие ценности как добро, красота и мн.др. Положения, выносимые на защиту: 1. Базисными этическими понятиями, являются следующие: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии «ЮФУ» (2017-2018гг.). Автор участвовала в научно-практических конференциях. По данной проблеме проведены круглые столы и семинары для педагогов г.Батайск. результаты исследования нашли применение в педагогической практике образовательных организаций г.Батайска (МБДОУ №16) и г.Ростов-на-Дону (МБДОУ № 123). Структура и объем диссертации обусловлены логикой исследования, включают введение, две главы, заключение, список литературы () и Глава 1. Исторические основы взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста. 1.1Феномен семьи в научных исследованиях 1.1.1 Понятие семьи Любой социальный феномен может быть объектом изучения различных наук, поэтому понятие семьи относится к числу важнейших категорий в современных общественных науках. В то же время понятийно эта категория не является стабильной, т.е. зафиксированной раз и навсегда. Исследуемая проблема находится на стыке нескольких наук, поэтому обратимся не только к идеям философии, но и к истории, социологии, юриспруденции, психологии, культурологии и др. Семья – это сложное общественное явление, так как на протяжении всей истории человеческого существования именно она являетсяя наиболее уникальным способом построения общественных отношений. Каждое государство по мере своего развития предпринимало различные меры поддержки семьи, потому что семья выступает не только как основная, первичная форма организации общества, но и как базовый уровень, на котором покоится фундамент государственного механизма. Двойственность природы семьи как категории дает возможность ее изучать на двух уровнях малой социальной группы (микросоциологический подход) либо социального института (макросоциологический подход), что означает закономерное переплетение частного и публичного, формирование и последующее удовлетворение личных и общественных потребностей. Е.С. Логинова указывает, что традиционное социологическое понимание семьи сводится к исторически конкретной системе взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, т.е. малой группе, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основополагающим фактором отнесения семьи к малой группе является отношение «родители – дети» [5]. Профессор Р.П. Мананкова понимает под семьей малую социальную группу (объединение, союз лиц), основанную на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание и связанную общностью жизни. Выделяя в качестве существенного признака семьи «общность жизни», она предлагает рассматривать его как целый комплекс действий, обеспечивающих существование семьи: это совместное проживание и ведение общего хозяйства, воспитание и забота о детях, действий повседневных или систематически совершаемых в течение длительного времени [19]. В качестве социального института семья предстает общественным механизмом воспроизводства человека в том или ином виде, установленным обществом, а отношение при этом развивается в семью как социальную общность [13]. Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Семья – это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью [23, c.77]. Семья - это главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций [26, c.115]. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи. Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи). Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности [21, c.78]. Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли [25, c.20]. Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивы вступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп. Брак - это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи. Брак - общественно признан и санкционирован юридически, или обычным правом союз, цель которого создания семьи, ее легализации в обществе. Брак - это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанностизки. Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Последний является совокупностью социальных норм, которые санкционируют отношения между мужчиной и женщиной, систему взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования института семьи. Брачные отношения между мужчиной и женщиной регулируются юридическими и культурными нормами. Истории человечества известны следующие типы брачных отношений: 1) полигамия - брачный союз более двух партнеров Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрии - одна женщина находится в браке более ше, чем с одним мужчиной одновременно; 2) групповой брак - присущ первоначальном обществу и санкционирует одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, которые не создают обособленных супружеских пар; 3) моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной; 4) по выбору брачного партнера: эндогамны (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп) 5)по мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону 6) по экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калимний (выкуп за невесту) Последний тип брака существует у народов Азии и Африки 7) гостевой - супруги две квартиры и живет отдельно, посещая друг друга 2-3 раза в неделю; 8) повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака); 9) гражданский брак - оформленный в органах государственной власти без участия церкви; 10) ранний брак - заключается между лицами, не достигшими 17-18 лет; 11) свингерство - брачное образования, предусматривает обмен женами и мужьями 12) Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание 13) Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. Таким образом, брак - это своеобразный контракт, который заключается между тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. Во многих обществах государство только осуществляет юридическое заключение брака, а его посвящение осуществляет церковь. При этом посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей форме укрепления брака. Вместе с тем, заключая брак, государство не может определять временные рамки его существования, т.е. через определенный промежуток времени один из супругов может выступить инициатором развода [24,c.149]. По своей сути семья выступает определенного вида системой (одновременно справедливы понимание ее как группы и как института), представляя собой комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Системный подход рассматривает семью как социальную систему, объединяющую группу людей в их взаимоотношениях. Центральной идеей системного (семейноцентрированного, или семейноориентированного) подхода является то, что осмыслить семью как разновидность социальной системы не представляется возможным без знаний и учета законов функционирования систем. Поэтому его представители выделяют некоторые универсальные для любого общества стадии, в то время как их прохождение будет иметь свою специфику, заданную традициями и культурой конкретного общества/государства [15]. Представители структурно-функциональной социологической теории Т. Парсонс и П. Сорокин, указывают на универсальность функций семьи, не отрицая при этом их специфику в различных культурах. Структурно-функциональная позиция базируется на первичности семейных статусов и ролей. Т. Парсонс определил роль ценностей (его консенсуса) как способа обеспечения социальной стабильности и порядка. Социальное напряжение и конфликты он интерпретирует как неэффективность организации семьи, а также проявление ее бессилия в подчинении себе нравственной жизни людей, что напрямую свидетельствует и об упадке ее авторитета. Затем это неизбежно повлечет атомизацию и деморализацию общества, поэтому подчинением индивидуальных стремлений нуждам семьи является главным условие стабильности общества [8]. П. Сорокин считал кризис базовых ценностей первопричиной кризиса любого общества. Систему ценностей он рассматривал как взаимодействие, обладающее специфическими признаками, согласно чему благополучие и стабильность семьи невозможны без одинакового понимания и разделения природы ценностей всеми ее членами. Ценности детерминируют поведение людей, задают характерные для них нормы и правила. Кроме этого, каждому этапу развития общества характерна собственная иерархия ценностей, которая проявляется в ценностных ориентациях – сознательных (не)принятиях тех или иных способов поведения и вариантов удовлетворения потребностей. Семья, под которой он понимал «легальный союз (часто пожизненный) супругов, с одной стороны, союз родителей и детей – с другой, союз родственников и свойственников – с третьей» [10], остается для индивида одной из важнейших ценностей, а формируя для индивида определенные ценности, она является регулятором и задает вектор его последующих отношений и взаимодействий в обществе [17]. Кроме этого, двойственность семьи как социального феномена заключается в том, что сегодня наибольшее распространение получили социологическое и юридическое понимание семьи. Хрестоматийным нам здесь представляется понимание сути семьи согласно А.И. Антонову и В.М. Медкову относящих такие факторы, как жилище (пространственная локализация семьи), собственность (экономическая основа семьи), общесемейная деятельность родителей и детей (за рамками быта и потребительства). Приведем его определение семьи: основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (триединства отношений «супружество – родительство – родство» [1]). В юридическом смысле понятие семьи законодательно не закрепляется, кроме этого отсутствует не только определение семьи, но и универсальный перечень характеризующих ее признаков в семейном законодательстве Российской Федерации. В юридическом понимании нам близка позиция В.А. Рясенцева, он определяет семью как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений». Несколько расширенную трактовку семьи представляет Г.К. Матвеев, рассматривающий семью «как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства» [19]. Однако справедливым будет являться вопрос, можно ли называть семьей то объединение лиц, где ребенок усыновлен. В данном случае между усыновителем и усыновляемым ребенком фактически отсутствуют родственные связи. В этой связи допускаем, что они также имеют право называться семьей, даже если между ними отсутствуют родственные связи, справедливой. Это позволяет констатировать, что первичным фактором единства семьи являются социальные и психологические, но не правовые связи между ее членами. Связи, названные понимаемые нами как «первичный фактор единства семьи» А.И. Пьянов понимает как «внутренние семейные «сцепления», в качестве которых могут выступать личные эмоции, традиции и нормы образа жизни, экономическая заинтересованность» [7]. Таким образом, семья является древнейшим социальным институтом, а его основной функцией – воспроизводство новых членов общества. Мы солидаризуемся с Е.В. Пешиной и А.Ю. Внутских, что семья не представляет собой застывший и неизменяющийся феномен, и поэтому различные исторические периоды она подвергается изменениям, но вне зависимости от формы существования, именно она является основой существования общества, воспроизводя человека в биологическом и социальном смыслах [6]. Семья представляет собой и необходимый элемент становления цивилизации, является специфической формой ее развития, выступая в качестве субъекта, задающего вектор культурного развития [2]. Будучи не только универсальным способом организации социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, но и специфической сферой жизнедеятельности и культуры, семья представляется как объединение согласованно действующих людей. Семьи, таким образом, складывается на базе совместной разносторонней деятельности, взаимной моральной ответственности и взаимопомощи. Деятельность членов семьи представляет собой некоторый интегративный результат их взаимодействия в соответствии с отличающейся простой суммы их персональных результатов некоторыми новыми синергетическими параметрами [7]. Вне сомнения семья не изолирована и от других социальных институтов, находясь в процессе своего существования в тесной связи с ними, испытывая и оказывая взаимное влияние, при которых можно выделить не только социально-экономические факторы, но и культурные, психологические, политические и ряд других. При всех изменениях общество на любой стадии собственного исторического развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно напрямую заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства. Таким образом, являясь (относительно) автономной подсистемой общества, она изменяется в связи не только внутрисемейными отношениями, но вместе с самим социумом, его экономическими, историческими, национальными и другими условиями [17]. История доказывает, что до сих пор ни одно общество не могло и не может обходиться без семьи [12]. Без семьи как исполнителя некоторых специфических социальных заказов, поскольку семья является уникальным и (пока) единственным общественным институтом, выполняющим свои функции, как ни один другой общественный, государственный институт, как бы гуманно тот не был устроен. В период Римской истории семья представляла законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединивший под властью главы семьи (paterfamilias) жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. На Руси юридическое определение понятия «семья» впервые получило в Русской Правде, затем до ХVII в. сами брачно-семейные отношения регулировались Домостроем, в котором был систематизирован весь накопленный социальный опыт. Вместе с другими феноменами общественной жизни в ней устанавливались отношения и права членов семьи. Семья рассматривалась как сообщество людей, основанное на совместном ведении хозяйства, удовлетворении потребностей и продолжении рода. Брак считался основой семьи. В советской дореволюционной литературе, посвященной семье и браку, семья рассматривалась как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (здесь в основе семьи заложен физиологический м....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: