- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методы и приемы по развитию общей моторики у детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015767 |
Тема: | Методы и приемы по развитию общей моторики у детей дошкольного возраста |
Содержание
Министерство образования и науки РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Институт психологии и педагогики Факультет психолого-педагогического и специального образования Кафедра дефектологии МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Курсовая работа) Выполнила студентка 2 курса 663 группы Игнатович Марина Научный руководитель: Токарева Татьяна Алексеевна канд. пед. наук, доцент Дата защиты:_________ Оценка:________ Подпись руководителя_______ Томск 2018 Оглавление Введение ….………………………………………………………………..…………3 Глава 1. Теоретические основы состояния общей моторики у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………..5 1.1 Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста в норме………….5 1.2 Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией …………………………………………………………………………....8 Выводы по главе 1…………………………………………………………………..13 Глава 2. Методы и приемы по развитию общей моторики у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….14 2.1. Методика изучения общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией ………………………………………………………………………....14 2.2. Состояние общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией………………………………………………………………………….18 2.3. Логоритмика как средство коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..21 2.4. Содержание логопедической работы по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией посредством логоритмики…………………...25 Выводы ко главе 2……………………………………………………………………27 Заключение……………………………………………………………………………28 Список используемой литературы……………………...…………………………..29 Введение В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма. На этой основе происходит развитие более точных движений, которые являются мелкой моторикой. Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и ребенок может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки, туловище, ноги. Без достаточно развитой общей моторики ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития общей моторики у детей дошкольного возраста. В развитии общей моторики у детей дошкольного возраста необходим комплексный подход, определяющий развитие функции слухо-зрительно-двигательной координации. Данные задачи можно эффективно реализовать посредством логоритмики – особой системы, основанной на взаимосвязи музыки, речи и движения, изучением и внедрением которой занимались В.А. Гиляровский, А. Гринер, Е.В. Конорова, А. Румер, В. Чаянова, и др. Все вышесказанное позволяет назвать проблему изучения общей моторики у детей достаточно актуальной. Объект исследования: особенности общей моторики у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: специфика логопедической работы по развитию общей моторики у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования. 2. Выявить особенности общей моторики у детей дошкольного возраста. 3. Подобрать и апробировать комплекс занятий с целью развития общей моторики у дошкольников, изучить эффективность его использования. Глава 1. Теоретические основы состояния общей моторики у детей дошкольного возраста 1.1Развитие общей моторики у детей дошкольного возраста в норме Моторика (лат. motor — приводящий в движение) — двигательная активность организма, его органов или систем. Моторику делят на крупную и мелкую.[15] Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов; А.Р. Лурия; А.А. Леонтьев и др.).[12] Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела.[16] Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет. Моторное развитие ребенка происходит по вполне определенной схеме. Хорошо известны такие вехи, как отталкивание руками в положении лежа на животе, умение сидеть без поддержки, ползание и попытка сделать первые шаги. Сначала ребенок учится управлять своей головкой, затем мышцами плеч, позже бедер. Когда он научится управлять этими крупными мышцами, он приобретет силу и устойчивость, необходимые для развития групп более мелких мышц - сначала локтей и коленей, затем запястий и лодыжек, и наконец, кистей рук, стоп и языка. Именно эти мелкие мышцы несут ответственность за «качество» навыков, в то время как большие мышцы поддерживают равновесие ребенка.[17] Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти. Огромное значение для развития устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики.[12] Именно в старшем дошкольном возрасте повышается способность к координации движений, что неразрывно связано с развитием мозга, с совершенствованием его нервной системы и обнаруживается в растущей возможности дошкольника управлять своими движениями, контроле развивать их В.С. Мухина. Развитие движений тесно связано с формированием интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер ребенка.[17] Ученые (М.М. Кольцова и Е.В. Новикова) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем нас мире и в нашем организме, но могут быть познаны только в результате двигательной активности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений. Развития движений оказывают влияние на развитие следующих сторон интеллекта: внимания (овладение сложно координированными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности к быстрой и адекватной двигательной ориентации в изменяющейся ситуации), мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру и результат и т.д.) (О.С. Бот, Е.В. Новикова, И.С. Лопухина). Обобщая данные исследований, посвященных структуре двигательного анализатора, следует сказать о том, что любой двигательный акт обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга. В полианализаторном обеспечении двигательных функций роль и удельное значение каждого анализатора различны в стадиях становления и проявления двигательных актов. Например, на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте осуществляется зрительный контроль, не только при чтении нот, но и при движении руки и пальцев. После заучивания музыкального произведения зрительный контроль уступает место слуховому к проприоцептивному. Таким образом, проблемой развития общей моторики детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как А.В. Антакова-Фомина, М. Аксенова, Н.А. Бернштейн. 1.2 Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.[9] Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей с дизартрией задерживается развитие прямостояния, т. е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.[10] У всех детей с дизартрией наблюдается снижение интереса к окружающему, безразличие, общая патологическая инертность. У них не возникает потребность в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». [7] В дальнейшем у детей с дизартрией не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к игрушкам, находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения—жестовая. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это происходит у них уже в первом полугодии жизни. Это сказывается на развитии первых действий с предметами— хватании и на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. У детей с дизартрией нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нормально развивающиеся дети хватают по-разному, как предметы разной формы, а также выделение самих предметов из ряда других. Действия детей с дизартрией с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для нормальных детей не характерными. В то же время тенденции развития ребенка с дизартрией те же, что и у нормально развивающегося. При правильной организации жизни ребенка с дизартрией, требующей возможно более раннего включения специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.[2] Следует отметить наличие у младших дошкольников с дизартрией недоразвития двигательной сферы и, прежде всего, мелкой общей моторики. Движения детей мало координированные, неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных дошкольников с дизартрией отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа.[8] Обнаруживается также нарушение словесной регуляции действий, что проявляется в затруднениях при выполнении задания по словесной инструкции. Для детей с дизартрией дошкольный возраст оказывается началом развития перцептивного действия. На основе проснувшегося у ребенка интереса к предметам, к игрушкам возникает и ознакомление с их свойствами и отношениями. Пятый год жизни становится переломным в развитии восприятия ребенка с дизартрией. В этом возрасте нарушения ручной моторики проявляются уже не на уровне отдельных действий, а на уровне сложных комплексов движений, а также на уровне зрительно-моторной координации движений, что обуславливает то, что у детей с дизартрией особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами: либо роняют их, либо слишком сильно сжимают, дергают.[3] Нарушения мелкой моторики проявляют себя в продуктивных видах деятельности: ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с дизартрией активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. [4] Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи, поэтому нормальные движения пальцев и рук чрезвычайно важны для детей с нарушениями речи.[12] Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, одновременности (синхронности) движений пальцев.[18] Дети с дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т. к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.[18] Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии, нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.[1] Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках. Особенности состояния общей и мелкой моторики проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики.[18] У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).[10] Выводы по первой главе Закономерности психического развития детей в норме совпадают с закономерностями развития детей с отклонениями. Однако в развитии детей с дизартрией есть и специфическое. Развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. Действия детей с дизартрией с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких нормально развивающихся детей, но перемежаются неадекватными действиями, для нормальных детей не характерными. Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре. Глава 2.Методы и приемы по развитию общей моторики у детей дошкольного возраста 2.1 Методика изучения общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Обследование общей моторики детей дошкольного возраста проводилось с помощью методики обследования, в которой находятся традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович и др.). Методические приемы, предложенные Н.М. Трубниковой использовались для оценивания состояния общей моторики. Для оценивания выполненных заданий использовались критерии, предложенные Е.Ф. Архиповой. Исследование проводится строго индивидуально. Продолжительность исследования не должна превышать двадцати минут, это позволяет исключить влияние утомления на результаты эксперимента. Направления обследования: 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. 2. Исследование произвольного торможения движений. 3. Исследование статической координации движений. 4. Исследование динамической координации движений. 5. Исследование пространственной организации двигательного акта. 6. Исследование темпа. Все вышеперечисленные задания выполняются по показу, а после по словесной инструкции . 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. а) ребенку показывается четыре движения для рук и предлагается их повторить: руки вверх, вперед, в стороны и на пояс; б) повторить все движения кроме одного, заранее обозначенного «запретного» движения. Отмечаются: правильность, качество, порядок выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое. Критерии оценивания: 4 балла - выполнение с первого раза, в нормальном темпе; 3 балла - выполнение с первого раза в медленном темпе; 2 балла - выполнение со второго раза; 1 балл - оказание помощи при выполнении задания. 0 баллов - неисполненное задание или отказ от него 2. Исследование произвольного торможения движений: а) маршировать и остановиться быстро по сигналу. Отмечаются: эластичность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу. Критерии оценивания: 4 балла - выполнение с первого раза, в нормальном темпе; 3 балла - выполнение с первого раза в медленном темпе; 2 балла - выполнение со второго раза; 1 балл - оказание помощи при выполнении задания. 0 баллов - неисполнение задания или отказ от него. 3. Исследование статической координации движений: а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения - пять секунд по два раза для каждой ноги; б) стоять с закрытыми глазами на правой, а после на левей ноге, руки вытяуты вперед. Продолжительность - пять секунд. Отмечаются: удержание позы свободное или с напряжением, с покачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем руками, головой; сходит со своего места или делает рывок в стороны, прикасается до пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять задание. Критерии оценивания: 4 балла - выполнение с первого раза, в нормальном темпе; 3 балла - выполнение с первого раза в медленном темпе; 2 балла - выполнение со второго раза; 1 балл - оказание помощи при выполнении задания. 0 баллов - неисполнение задания или отказ от него 4. Исследование динамической координации движений: а) маршировать чередуя шаг и хлопок в ладоши. Хлопок производить в промежуток между шагами. Отмечаются: выполняет верно с первого раза, со 2-го—3-го раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается. б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках. Отмечаются: выполняет правильно с напряжением, покачиваясь, балансируя туловищем и руками, становится на всю ступню. Критерии оценивания: 4 балла - выполнение с первого раза, в нормальном темпе; 3 балла - выполнение с первого раза в медленном темпе; 2 балла - выполнение со второго раза; 1 балл - оказание помощи при выполнении задания. 0 баллов - неисполнение задания или отказ от него 5. Исследование пространственной организации двигательного акта: а) ребенку предлагается повторить движения на ходьбу по кругу в обратном направлении через круг. Начинать ходьбу от центра круга налево пройти круг вернуться в центр справа. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла, повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по помещению, начиная движения справа. б) то же выполнить слева; в)проделать эти же задания по словесной инструкции . Отмечаются: ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон своего тела, ведущей руки, нерешительность выполнения. Критерии оценивания: 4 балла - выполнение с первого раза, в нормальном темпе; 3 балла - выполнение с первого раза в медленном темпе; 2 балла - выполнение со второго раза; 1 балл - оказание помощи при выполнении задания. 0 баллов - неисполнение задания или отказ от него 6. Исследование темпа: а)на протяжении определенного времени сохранять заданный темп в движениях рук, по подражанию. По сигналу предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вверх, вперед, в стороны, на пояс, опустить. б) письменная проба: предлагается риовать на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в любом темпе. В течение следующих 15 секунд рисовать как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд рисовать так же, как и в первый раз. Отмечаются: темп нормальный, ускоренный, быстрый, замедленный, медленный. Таким образом, проанализирована методика обследования общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 2.2 Состояние общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Исследование проводилось на базе детского сада МАДОУ №54 г. Томска. Для эксперимента были выбраны шесть детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Констатирующий этап проводился с апреля по май 2018 года, с целью определения состояния общей моторики у детей выбранной категории. Исследование состояния общей моторики проводилось по следующим направлениям: 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. 2. Исследование произвольного торможения движений. 3. Исследование статической координации движений. 4. Исследование динамической координации движений. 5. Исследование пространственной организации двигательного акта. 6. Исследование темпа. Таблица 1 Результаты обследования общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на момент констатирующего эксперимента № Имя ребенка Направления №1 №2 №3 №4 №5 №6 а б а б а б а б а б а б 1 Максим 2 2 3 1 2 2 2 1 2 2 1 3 2 Иван 2 1 2 2 2 1 1 2 1 2 1 2 3 Вика 1 1 1 1 3 1 3 2 2 2 3 1 4 Марина 2 2 1 1 1 2 0 2 2 1 1 2 5 Андрей 1 1 2 3 2 2 2 1 3 0 2 2 6 Дима 1 2 1 3 1 1 1 0 1 2 1 1 Средний балл 1,5 1,5 1,6 1,8 1,8 1,5 1,5 1,3 1,8 1,5 1,5 1,8 Общий средний балл 1,5 1,7 1,6 1,4 1,6 1,6 Анализ проведенного исследования общей моторики показал, что у детей с дизартрией состояние общей моторики развито недостаточно. При выполнении двигательных проб на исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля у детей наблюдалось неточное выполнение проб, не верная последовательность, при переключении с одного движения на другое возникали трудности, огромное количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов. При торможении произвольного движения по сигналу у одних детей наблюдалась замедленная реакция на остановку, лишние шаги, в тоже время у других – точное движение ног, но в медленном темпе. Задание на исследование статической координации движений было выполнено, но наблюдалось непродолжительное удержание позы и сильное напряжение, у некоторых детей присутствовало покачивание, также дети двигали руками и туловищем, бывало открывали глаза. При исследовании динамической координации движений многие дети напрягались,когда выполняли задание с хлопком, чередование шага и хлопка удавалось не с первого раза. При приседаниях зачастую наступали на всю ступню, балансировали туловищем и руками. При выполнении задания на пространственную организацию двигательного акта отмечено, что дети не знают сторон своего тела и какая у них ведущая рука. При выполнении заданий по подражанию действуют нерешительно, при самостоятельном выполнении теряются в пространстве, выполняют неуверенно или отказываются от выполнения заданий. При исследовании темпа у одних детей отмечается замедленность движений, у других темп ускорен. Выявив особенности состояния общей моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией можно определить содержание логопедической коррекционой работы, соответствующей данной проблеме. 2.3 Логоритмика как средство коррекции общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией Логопедическая ритмика является особым вдом активной терапии, средством воздействия в ряде методик а также учебной дисциплиной. Изначально понимание логопедической ритмики основывалось на связи слова с музыкой и движением. Взаимоотношения перечисленных компонентов могут быть самыми различными, с одним доминирующим или связи между ними в целом. Другое определение логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую коррекционную методику .Методику обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью является преодоление нарушения речи ,путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге приспособление человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логопедической ритмики обусловливаются, как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. Впоследствии после решения оздоровительных задач у людей имеющих речевые нарушения укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, плавность движений. [4] Движение как результат влияния механической энергии на организм человека использовалось в качестве профилактического и лечебного средства издавна, еще в период зарождения медицины. Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком смысле слова как систему музыкально-двигательных упражнений, исполняемых с целью выполнения задач коррекционной логопедии. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, представляет собой только лишь дополнение к системе логопедических занятий, так как логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии. А. Розенталь полагает, что логоритмика – современный метод коррекции речи, опирающийся на совмещение музыкального ритма с применением слова.[] Влияние ритмического и логоритмического воздействия на людей отмечали многие исследователи. отмечали многие исследователи.В.А. Гиляровский отметил, что логопедическая ритмика оказывает большое влияние на общий тонус, на моторику и душевное состояние, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга. Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считают, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). В.А. Гринер и немецкие исследователи К. Колер (Cr. Kohler), К. Швабе (Chr. Schwabe) отмечают, что логопедическая ритмика может быть использована в качестве психотерапевтического метода (коллективно- психологический метод, музыкотерапия). О значимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей писали В.А Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерецковский, Ю.А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма, его влияние на всевозможные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что логопедическая ритмика влияет на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое развитие человека. [4] Помимо знаний биологических, медицинских наук, логопедическая ритмика использует данные гуманитарного цикла: психолого- педагогического и музыкального. Она неразрывно связана с общей теорией физического воспитания, общей и дошкольной педагогикой, общей и детской психологией, дефектологией (коррекционной педагогикой), которые изучают закономерности формирования взрослых и детей, воздействие двигательных упражнений на психику человека (ребенка), а кроме того законы применения средств, форм и методов педагогического влияния в норме и при патологии. Поимание возрастных и индивидуальных психологических особенностей человека (представлений, памяти, мышления и др.) дает возможость грамотно подбирать приемы обучения и воспитания и достигать результативных итогов в процессе логоритмических занятий. При решении вопросов логоритмического воспитания применяются методы и приемы обучения и воспитания, разработанные педагогикой. В ходе коррекционной работы логопедическая ритмика опирается на закономерности возникновения и развития патологического процесса, на те специфические методы воздействия, что разрабатываются дефектологией в отношении лиц с психическими и речевыми расстройствами. Логопедическая ритмика очень тесно связана с методикой музыкального воспитания, потому как музыка оказывает влияние на качество выполнения движений: значительно улучшаются их выразительность, равномерность, точность, координация, мягкость, слитность, переключаемость. Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или легкость, размах или сдержанность и в тоже время способствует их непринужденности. Движения под музыкальное сопровождение благоприятно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, развивают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии с метроритмическим рисунком музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой сопряжены движения, вызывает у человека скоординированую реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а кроме того оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что способствует общему оздоровлению организма. Для детей с дизартрией советуют применять логоритмику в коррекционных целях. На детей с дизартрией логоритмическое воздействие осуществляется постепенно. Врач и логопед, в зависимости от механизма и симптоматики дизартрии, устаавливает в каждом конкретном случае, какие" группы мышц необходимо развивать, в каком объеме, с какой физической нагрузкой. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания, но в основном они рассматриваются как лечебно-педагогический метод в нервно- психиатрических и логопедических учреждениях. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх, указания ведущего (режиссера) сценария и т.п. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.[4] Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. 2.4 Содержание логопедической работы по коррекции общей моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством логоритмики Логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией посредством логопедической ритмики была направлена в первую очередь на нормализацию общей моторики, а также на развитие пространственной организации движений, чувства ритма, координации движений. При составлении комплекса логоритмических игр и упражнений по коррекции общей моторики у детей изучаемой категории я опиралась на работы таких авторов, как Г.А. Волкова, И.С. Лопухина, О.А. Новиковская, Г.Р. Шашкина и др. ?Принцип доступности и индивидуального подхода (при планировании и проведении занятий индивидуальные особенности детей). ?Принцип развития (основывается на положении Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» –логоритмические игры и упражнения проводились на первых этапах вместе, сопряженно с детьми, затем выполнялись по словесной инструкции самостоятельно). ?Принцип поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), определяет логическую последовательность приобретения закрепления и совершенствования всего комплекса знаний умений и навыков (в основе комплекса положен подход от простого к сложному). ? Принцип всестороннего воздействия (обусловливает общее влияние на организм). ?Принцип комплексности (предполагает связь логопедической ритмики с другими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности «слушание музыки, музыкально-ритмические движения и др.»). В качестве средств логопедической ритмики я использовала следующие: ?ходьба и маршировка в различных направле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: