- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимодействие до и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016162 |
Тема: | Взаимодействие до и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников. |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования Набока Ирина Александровна ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДО И НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению 44.04.01 – Педагогическое образование Магистерская программа «Проектирование образовательного процесса в дошкольной организации» Научный руководитель – д.п.н., профессор Куликовская Ирина Эдуардовна Рецензент – Директор ЧОУ Прогимназии № 63 ОАО «РЖД» г.Батайска Колосова Светлана Геннадьевна Ростов-на-Дону – 2018 Содержание Введение 3 Глава I. Теоретические основы взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста 10 1.1 Феномен семьи в научных исследованиях 10 1.1.1 Понятие семьи 10 1.1.2 Динамика, функции и структура семьи 27 1.2.1 Понятие неполных семей………………………………………….. 34 1.2 Развитие ценностного сознания детей дошкольного возраста в научных исследованиях 40 1.3 Взаимодействие дошкольной организации с семьями: научные основания………………………………………………………………………...46 Глава II. Эмпирическое исследование взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста 56 2.1 Особенности развития ценностного сознания детей и взаимодействие ДОО с семьями 56 2.2 Апробация модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей 77 2.3Динамика развития ценностного сознания детей из неполных семей 82 Заключение 86 Список литературы 88 Приложения 92 Введение В современном мире образование, а именно личностно-ориентированное рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, который создает условия для развития личности. Необходимость развития ценностного сознания ребенка дошкольного возраста обусловлены данными детской психологии и дошкольной педагогики. Поэтому необходимо плотное взаимодействие ДОО и неполной семьи. Вопрос о необходимости взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания детей прописано в таких документах, как ФГОС ДО (Федеральный государственный стандарт дошкольного образования), Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка и др. Проблема развития ценностного сознания детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Бездуховность, обусловленная, в современном мире, отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к тому, что трансформируются понимания добра и зла у дошкольников и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Формирование ценностного сознания детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Но это является важнейшей задачей всех программ дошкольного образования. Следовательно, отбор и рациональное использование разнообразных методов для развития ценностного сознания детей является одной из главных задач, которую преследует ДОО во взаимодействии с неполными семьями. Проблемой формирования ценностного сознания дошкольников занимались такие ученые, как А.В. Запорожец [48], М.С. Каган [49], И.Э.Куликовская [45] и многие др. В психологии исследовали проблему ценностного сознания Б.С. Братусь, 1977; Ф.Е. Василюк, 1984; Д.А. Леонтьев, 1977г. и другие. В процессе развития ценностного сознания дошкольника, важное значение, имеет накопление знаний о нормах. Поэтому необходима организация ценностного просвещения дошкольников. Так же необходима организация специальной работы ДОО над разъяснением ценностей мира и применение их к окружающим людям и самому себе. А значит, в развитии ценностного сознания применяются различные средства и методы воспитания. Возникает явное противоречие между необходимостью создания специальных условий для развития ценностного сознания детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса в работе ДОО с неполными семьями. Это определило выбор темы нашей работы: взаимодействие ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания дошкольников. Анализ исследования по проблеме взаимодействия ДОО и неполной семьи в науке по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста высветил ряд противоречий между: - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и формами взаимодействия педагога и семьи. - между обоснованными возможностями развития ценностного сознания и недостаточной компетентности родителей в данном вопросе. А так как данная проблема еще недостаточно изучена и внедрена в практику учебных заведений, не подкреплена в методически по числу разработок, их систематичности, полноте, то на наш взгляд эта проблема является актуальной на данном этапе. В соответствии с темой нашей работы нами выделены: Цель: разработать и апробировать модель взаимодействия ДОО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития ценностного сознания дошкольников в неполных семьях. Предмет исследования: моделирование процесса взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей. Гипотеза исследования: значимость взаимодействия ДО и неполной семьи будет способствовать развитию ценностного сознания детей при реализации модели основываясь на: - понимании значимости взаимодействия ДО и неполной семьи как субъектов образовательного процесса (родитель/законный представитель, воспитатель, старший воспитатель, руководитель ДОО). - включающая диагностический инструментарий, включающий соответствующие критерии, показатели, методики уровня выявления взаимодействия ДО и неполной семьи. Для достижения поставленной цели нами был сформулирован комплекс задач: 1. Определить научные подходы к организации взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей; 2. Выявить особенности взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей; 3. Разработать и апробировать модель взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей; 4. Выявить динамику развития взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей. Теоретическую основу исследования составили теории изучения взаимодействия ДО и неполной семьи по проблеме развития ценностного сознания детей: - научные подходы к проблеме человека, феноменологии развития, его ценностного сознания (Д.А.Леонтьев, А. Маслоу, В.И. Плотников, Г. Риккерт, В.А. Ядова, Рене Декарт, Гилберт Райл, Джордж Беркли, В.Ф. Гегель, В.И. Ленин, Спиноза и др.) - теории общении и взаимодействия ДО и неполной семьи (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Дж. Хоманс, Я. Щепаньский, З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан, Э. Гофман, Г. Блюмер, Дж. Мид, Т. Сарбин, Дж. Мид, Т. Шибутани, Э. Берн и др.) В исследовании, использовались следующие методы: - теоретические (анализ научно- методической, психолого-педагогической, и специальной литературы по проблеме исследования); - эмпирические (наблюдение и опрос); - обработка полученных данных (наглядный метод представления результатов, качественный и количественный анализ результатов исследования). Основные этапы исследования: Первый этап (2017 г.) – осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и рабочей гипотезы исследования. Обосновывалась идея взаимодействия ДОО с неполной семьей по проблеме формирования ценностного сознания дошкольников на основе изучения теории. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. На втором этапе (2018 г.) – проходило осмысление понятий и теоретическая разработка, и апробация модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания у дошкольников. Была реализована программа опытно-экспериментальной работы, в рамках которой изучались педагогические условия взаимодействия ДОО и неполной семьи. Результатом данного этапа является проведение формирующего эксперимента, который заключается в разработке и апробации модели взаимодействия педагогов и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников. Третий этап (2017-2018 гг.) заключительный. Полученные материалы исследования внедрялись в практику работы ДО, проведен анализ полученных данных, обобщение теоретических, а так же экспериментальных результатов. Оформление материалов диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении ценностного сознания и взаимодействия ДОО и неполной семьи по проблеме формирования ценностного сознания детей; разработке модели взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников. Результаты исследования расширят научные представления о проблеме сотрудничества ДОО с неполной современной семьей, условиях эффективности данного процесса и выборе оптимальных средств для его реализации. Результаты, которые были получены лично соискателем, состоят в том, что автором: - представлена модель взаимодействия ДОО и неполной семьи по формированию ценностного сознания охарактеризованы его компоненты: мотивационно-личностный – заинтересованность родителей в формировании у ребенка ценностного сознания и стимулирующий способность к эмпатии, самоконтролю и рефлексии; гностический, который реализуется через ознакомление родителей с понятием, необходимой значимостью и формированием ценностного интеллекта дошкольников; коммуникативно-деятельный, позволяющий формировать умение родителей строить взаимоотношения с ребенком, досуговая совместная деятельность, формирует такие ценности как добро, красота и мн.др. - экспериментально доказана эффективность внедрения в практику ДОО модели взаимодействия ДО и неполной семьи по формированию ценностного сознания дошкольников, что позволяет сформировать ценностное сознание детей и компетентности родителей по формированию нужных ценностей. Практическая значимость исследования подтверждена применением полученных результатов в педагогической практике, методической работе, направленной на готовность педагогов к взаимодействию с родителями, при сотрудничестве с неполными семьями воспитанников, в содержании практических семинаров для педагогов образовательных организаций, которые реализуют программы дошкольного образования. Нами взяты серия диагностических методик для исследования компетентности родителей и система форм и методов взаимодействия с неполной семьей, которые позволяют педагогам адекватно планировать и осуществлять работу по повышению родительской компетентности по проблеме формирования ценностного сознания дошкольников. Диссертационные материалы используются в исследовательской деятельности магистрантами, аспирантами, представителями педагогических ВУЗов и колледжей г. Ростова-на-Дону, а так же в системе дополнительного профессионального образования. Научная новизна исследования в том, что: концепция формирование ценностного сознания в дошкольном возрасте представлена в русле взаимодействия ДОО и неполной семьи. С этой позиции ценностная сфера личности дошкольника рассматривается как единое целостное формирование ценностного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний ребенка; проявление заинтересованности родителей в формировании у ребенка ценностного сознания и стимулирующий способность к эмпатии, самоконтролю и рефлексии; наличие знаний об особенностях формировании ценностного интеллекта дошкольников; проявление умений строить взаимоотношения с ребенком, стимулировать его интерес к деятельности, применять досуговую совместную деятельность, использование апробированных и освоенных знаний и быть соучастником этих совместных событий, что бы формировать такие ценности как добро, красота и мн.др. Положения, выносимые на защиту: 1. Базисными этическими понятиями, являются следующие: хорошо-плохо, правда-ложь, добро-зло, можно-нельзя, вежливость-грубость, сострадание-равнодушие, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, милосердие-жестокость. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии «ЮФУ» (2017-2018гг.). Автор участвовала в научно-практических конференциях. По данной проблеме проведены круглые столы и семинары для педагогов г.Батайск. Полученные результаты в исследовании были использованы в педагогической практике образовательных организаций г.Батайска (МБДОУ №16) и г.Ростов-на-Дону (МБДОУ № 123). Структура и объем диссертации обусловлены логикой исследования, включают введение, две главы, заключение, список литературы (71 источник на русском языке) и 4 приложений. Глава 1. Исторические основы взаимодействия ДОО и неполной семьи по развитию ценностного сознания детей дошкольного возраста. 1.1Феномен семьи в научных исследованиях 1.1.1 Понятие семьи Любой социальный феномен может быть объектом изучения различных наук, поэтому понятие семьи является важнейшей категорией в современных общественных науках. В то же время понятийно эта категория не является стабильной, т.е. зафиксированной раз и навсегда. Исследуемая проблема находится на стыке нескольких наук, поэтому обратимся не только к идеям философии, но и к истории, социологии, юриспруденции, психологии, культурологии и др. Семья – это сложное общественное явление, так как на протяжении всей истории человеческого существования именно она является наиболее уникальным способом построения общественных отношений. Каждое государство по мере своего развития предпринимало различные меры поддержки семьи, потому что семья выступает не только как основная, первичная форма организации общества, но и как базовый уровень, на котором покоится фундамент государственного механизма. Двойственность природы семьи как категории дает возможность ее изучать на разных уровнях - малая социальная группа (это микросоциологический подход) либо социальный институт (макросоциологический подход), что можно рассматривать как закономерное переплетение публичного и частного, а так же формирование и последующее удовлетворение личных и общественных потребностей. Опираясь на высказывание Е.С. Логинова можно сказать, что в социологи традиционное понимание семьи сводится к исторически конкретной системе взаимоотношений супругов, родителей и детей, т.е. малой группы. Члены этой группы в свою очередь связаны брачными или родственными отношениями, связаны бытом и взаимной моральной ответственностью. Основным фактором что семья это малая группа является отношение «родители – дети». Профессор Р.П. Мананкова понимает под семьей малую социальную группу (объединение, союз лиц), основанную на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание и связанную общностью жизни. [19]. Ею было выделен существенный признак семьи, как «общность жизни», его необходимо рассматривать как целый комплекс действий, который обеспечивает существование семьи: а именно совместное проживание и ведение хозяйства, воспитание детей. Совершать повседневные действия, систематически используемые в течение длительного времени. В качестве социального института семья предстает общественным механизмом воспроизводства человека в том или ином виде, установленным обществом, а отношение при этом развивается в семью как социальную общность [13]. Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. [23, c.77]. Как и другие социальные институты, семья является системой действий и отношений, которые необходимы для существования и развития общества. Семья – это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью Семья - это главный институт человеческого общества. Институт семьи включает в себя другие частных институты, а именно институт брака, институт отцовства и материнства, институт родства, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Институт брака - это не вся семейная жизнь и не только многообразие родственных отношений: близкие или дальние. Это еще и совокупность санкций и норм, которые регулируют отношения между супругами. Одни нормы юридического характера, которые регламентируются законодательством, другие культурные и регламентируются морально, например, обычаями и традициями. Так же эти нормы регулируют главные фазы - заключение и расторжение брака. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. [26, c.115]. Но семья, это сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять супругов, их детей, а также всех родственников. Поэтому семью нужно рассматривать не как брачную группу, а как социальный институт - система связей, взаимодействий и отношений друг с другом, выполнение функций воспроизводства рода и регуляция всех связей, взаимодействие и отношение к определенным ценностям и нормам, подверженных постоянному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья проходит ряд этапов, последовательность которых образует семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. [5] На разных этапах жизненного цикла у семьи наблюдаются специфические, социальные и экономические характеристики. Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.[1] Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. [1] Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Нуклеарная семья возможна тогда, когда взрослые дети могут после брака жить отдельно. Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми). По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).[54] Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности [21, c.78]. Что бы понимать семью как социальный институт необходимо проанализировать ролевые отношения в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. [1] Выбор семейной роли зависит от ряда условий, например, от правильного ролевого образа. Индивид должен представлять, что значит быть мужем или женой, что значит старший в семье или младший, какого поведения ждут от него, какие нормы, правила, диктует ему то или иное поведение. Формулируя образ поведения, индивид должен точно определить свое место и место окружающих в ролевой структуре семьи. Не каждый человек, не взирая на возраст и ролевой статус в семье, подойдет на роль, например, главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли [25, c.20]. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.[55] Как уже было сказано, современная семья в основном строится на брачных отношениях. Поэтому социологи исследуют: мотивы заключения брака, причины разводов, а так же брачные отношения между представителями разных социально-демографических групп. Брак - это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи. Брак - общественно признан и санкционирован юридически, или обычным правом союз, цель которого создания семьи, ее легализации в обществе. Брак - это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности. [55] Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Последний является совокупностью социальных норм, которые санкционируют отношения между мужчиной и женщиной, систему взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования института семьи. Брачные отношения между мужчиной и женщиной регулируются юридическими и культурными нормами. [19] Истории человечества известны следующие типы брачных отношений: 1) полигамия - брачный союз более двух партнеров Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрии - одна женщина находится в браке более ше, чем с одним мужчиной одновременно; [31] 2) групповой брак - присущ первоначальном обществу и санкционирует одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, которые не создают обособленных супружеских пар; [31] 3) моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной; 4) по выбору брачного партнера: эндогамны (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп) [31] 5)по мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону 6) по экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калимний (выкуп за невесту) Последний тип брака существует у народов Азии и Африки[31] 7) гостевой - супруги две квартиры и живет отдельно, посещая друг друга 2-3 раза в неделю; 8) повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака); 9) гражданский брак - оформленный в органах государственной власти без участия церкви; 10) ранний брак - заключается между лицами, не достигшими 17-18 лет; 11) свингерство - брачное образования, предусматривает обмен женами и мужьями; 12) Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание[31] 13) Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися. [31] Брак - это некий контракт, который заключается между тремя сторонами - женщиной, мужчиной, и государством. Во многих обществах государство только осуществляет юридическое заключение брака, а его посвящение осуществляет церковь. При этом посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей форме укрепления брака. Вместе с тем, заключая брак, государство не может определять временные рамки его существования, т.е. через определенный промежуток времени один из супругов может выступить инициатором развода [24,c.149]. По своей сути семья выступает определенного вида системой (одновременно справедливы понимание ее как группы и как института), представляя собой комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Системный подход рассматривает семью как социальную систему, объединяющую группу людей в их взаимоотношениях. Центральной идеей системного (семейноцентрированного, или семейноориентированного) подхода является то, что осмыслить семью как разновидность социальной системы не представляется возможным без знаний и учета законов функционирования систем. Поэтому его представители выделяют некоторые универсальные для любого общества стадии, в то время как их прохождение будет иметь свою специфику, заданную традициями и культурой конкретного общества/государства [15]. Представители структурно-функциональной социологической теории Т. Парсонс и П. Сорокин, указывают на универсальность функций семьи, не отрицая при этом их специфику в различных культурах. Структурно-функциональная позиция базируется на первичности семейных статусов и ролей. Т. Парсонс определил роль ценностей (его консенсуса) как способа обеспечения социальной стабильности и порядка. Социальное напряжение и конфликты он интерпретирует как неэффективность организации семьи, а также проявление ее бессилия в подчинении себе нравственной жизни людей, что напрямую свидетельствует и об упадке ее авторитета. Затем это неизбежно повлечет атомизацию и деморализацию общества, поэтому подчинением индивидуальных стремлений нуждам семьи является главным условие стабильности общества [8]. П. Сорокин считал кризис базовых ценностей первопричиной кризиса любого общества. Систему ценностей он рассматривал как взаимодействие, обладающее специфическими признаками, согласно чему благополучие и стабильность семьи невозможны без одинакового понимания и разделения природы ценностей всеми ее членами. [10], Ценности детерминируют поведение людей, задают характерные для них нормы и правила. Кроме этого, каждому этапу развития общества характерна собственная иерархия ценностей, которая проявляется в ценностных ориентациях – сознательных (не)принятиях тех или иных способов поведения и вариантов удовлетворения потребностей. Семья, под которой он понимал «легальный союз (часто пожизненный) супругов, с одной стороны, союз родителей и детей – с другой, союз родственников и свойственников – с третьей» остается для индивида одной из важнейших ценностей, а формируя для индивида определенные ценности, она является регулятором и задает вектор его последующих отношений и взаимодействий в обществе [17]. Кроме этого, двойственность семьи как социального феномена заключается в том, что сегодня наибольшее распространение получили социологическое и юридическое понимание семьи. Хрестоматийным нам здесь представляется понимание сути семьи согласно А.И. Антонову и В.М. Медкову относящих такие факторы, как жилище (пространственная локализация семьи), собственность (экономическая основа семьи), общесемейная деятельность родителей и детей (за рамками быта и потребительства). Приведем его определение семьи: основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью (триединства отношений «супружество – родительство – родство»). [1] В юридическом смысле понятие семьи законодательно не закрепляется, кроме этого отсутствует не только определение семьи, но и универсальный перечень характеризующих ее признаков в семейном законодательстве Российской Федерации. В юридическом понимании нам близка позиция В.А. Рясенцева, он определяет семью как «круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений». Несколько расширенную трактовку семьи представляет Г.К. Матвеев, рассматривающий семью «как основанное на браке или родстве объединение лиц, связанных между собой взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства» [19]. Можно ли называть семьей объединение лиц, где ребенок усыновлен? В данном случае между усыновителем и усыновляемым ребенком фактически отсутствуют родственные связи. Допустим, что эти связи также могут называться семьей, даже если отсутствуют какие либо родственные связи. Это позволяет говорить, что первичным фактором единства семьи будут социальные и психологические, но не правовые связи. Связи, названные понимаемые нами как «первичный фактор единства семьи» А.И. Пьянов понимает как «внутренние семейные «сцепления», в качестве которых могут выступать личные эмоции, традиции и нормы образа жизни, экономическая заинтересованность» [7]. Семья является древнейшим социальным институтом, а его основной функцией – воспроизводство новых членов общества утверждали Е.В. Пешиной и А.Ю. Внутских. [6]. Мы согласимся, что семья не является застывшим или неизменяющимся феноменом, поэтому в различные исторические периоды наблюдаются изменения, но вне зависимости от формы существования. Именно семья - основа существования общества, воспроизводя человека в биологическом и социальном смыслах[2]. А значит семья - это необходимый элемент становления цивилизации, являющаяся специфической формой ее развития, выступая в виде субъекта, направляя вектор культурного развития. Будучи не только универсальным способом организации социальных связей, взаимодействия и отношений индивидов, но и специфической сферой жизнедеятельности и культуры, семья представляется как объединение согласованно действующих людей. Семьи, таким образом, складывается на базе совместной разносторонней деятельности, взаимной моральной ответственности и взаимопомощи. Деятельность членов семьи представляет собой некоторый интегративный результат их взаимодействия в соответствии с отличающейся простой суммы их персональных результатов некоторыми новыми синергетическими параметрами [7]. Вне сомнения семья не изолирована и от других социальных институтов, находясь в процессе своего существования в тесной связи с ними, испытывая и оказывая взаимное влияние, при которых можно выделить не только социально-экономические факторы, но и культурные, психологические, политические и ряд других. При всех изменениях общество на любой стадии собственного исторического развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно напрямую заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства. Таким образом, являясь (относительно) автономной подсистемой общества, она изменяется в связи не только внутрисемейными отношениями, но вместе с самим социумом, его экономическими, историческими, национальными и другими условиями [17]. История доказывает, что до сих пор ни одно общество не могло и не может обходиться без семьи. Без семьи как исполнителя некоторых специфических социальных заказов, поскольку семья является уникальным и (пока) единственным общественным институтом, выполняющим свои функции, как ни один другой общественный, государственный институт, как бы гуманно тот не был устроен. В период Римской истории семья представляла законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединивший под властью главы семьи (paterfamilias) жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. На Руси юридическое определение понятия «семья» впервые получило в Русской Правде, затем до ХVII в. сами брачно-семейные отношения регулировались Домостроем, в котором был систематизирован весь накопленный социальный опыт. Вместе с другими феноменами общественной жизни в ней устанавливались отношения и права членов семьи. Семья рассматривалась как сообщество людей, основанное на совместном ведении хозяйства, удовлетворении потребностей и продолжении рода. Брак считался основой семьи. В советской дореволюционной литературе, посвященной семье и браку, семья рассматривалась как союз лиц, связанных браком, и лиц, от них происходящих (здесь в основе семьи заложен физиологический момент, определяющий элементарный состав семьи и предполагающий соединение мужчины и женщины, а дети выступают как естественное последствие сожительства). [12] Онтологическая сторона семьи не может быть сведена к разрешению проблемы только со стороны воспроизводства населения, потому, что она выступает основанием человеческого бытия: она несет в себе не только физические качества, но и мощный источник духовности. Стремление к высшим идеалам или, наоборот, ограниченность и низменность устремлений, тяга к альтруизму/эгоизму, наиболее частое проявление состр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: