- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях взаимоотношения семьи и школы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001000 |
Тема: | Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях взаимоотношения семьи и школы |
Содержание
Глава 1. Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к семье в условиях взаимоотношения семьи и школы 1.1. Сущность понятия «ценности» по отношению к семье В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, армейских ,трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. (14.38) В российской психологической и социологической науке на сегодняшний день существуют разные современные подходы к семье, к вопросу ценностей, в том числе и семейных. Можно выделить две основные исследовательские парадигмы. Первая, это «прогрессистская» парадигма, представителями которой являются А.Г Вишневский, С.И.Голод, М.С. Мацковский и др., рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм.[34. 41] Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам. Вторая, это «кризисная» парадигма, представителями которой являются А.И.Антонов, В.А. Борисов, С.А.Сорокин, Р.В.Овчарова и другие, которые ,объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе: семейные ценности, в частности - ценность многодетной семьи и стабильно брака, заменяются на ценности, связанные с личными (индивидуальными) устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе, между потребностью общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и социализационную функции. (30) В связи с вышесказанным, проблема семейных ценностей, является центральной для «кризисной» парадигмы, так как в ней положением семейных и несемейных (индивидуалистических) ценностей в общей системе ценностей объясняются состояние семьи как социального института и стабильность общества в целом, тогда как «прогрессистская» парадигма вообще не рассматривает проблему семейных ценностей как проблему. Под ценностями понимается элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, качествах и свойствах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе. Ценность также выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личности. Ценность проявляться как значение, когда предмет или процесс раскрывает свое смысловое содержание, представляет информацию о собственных свойствах, особенностях, благодаря которой происходит оценивание и отнесение рассматриваемого феномена в ту или иную ценностную систему. Здесь происходит выявление смысла, первичное оценивание, способное трансформироваться в более сложную систему, имеющую большое влияние на личность. Растущие и постоянно расширяющиеся связи между субъектом и объектом ценностной системы позволяют говорить о глубокой зависимости между ее элементами на уровне отношений: причинно-следственных, пространственных, временных, внешнего и внутреннего и т.д. Что же такое «ценности»? В.П.Тугаринов считает, что «Ценности – это предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала». Таким образом, педагог в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей. (44. 27) Т.П.Гаврилова же дает такое определение: «ценности – это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл». Это определение и не противоречит предыдущему, но и подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей. Согласно П.Менцеру, «ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться с уважением, признанием, почтением». Тем самым показывается, что к ценностям относится не только то, что усвоено, но и к чему необходимо стремиться. В философском словаре дано такое определение: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества». Здесь говорится о положительном или отрицательном значении ценности. (32.27) По теории С.И.Маслова под ценностью понимается положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.(6.201) Внешние ценности выступают как свойства предмета или явления. Однако, они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, а для его сознания осуществляют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Среди бесконечного множества знаний выделяют незначительное число явлений, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей (общечеловеческие непреходящие ценности): жизнь, здоровье, труд и т.п. З.И. Равкин такие ценности именует абсолютными. Он пишет: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих к разным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение и не уменьшает их национального своеобразия». Также выделяют ценности приоритетные в духовной жизни конкретного этноса, эпохи, социальной группы. Кроме того, в философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро – нравственно высшее, красота – эстетически высшее, истина – высшая ценность в познании, справедливость – высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей – абсолютные, приоритетные высшие, – составляют систему базисных ценностей, которые зависят от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и других факторов. Задача образовательных учреждений заключается в формировании адекватной прогрессивным интересам современного общества системы базисных ценностей у подрастающего поколения. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой – необходимо также учитывать, что любая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, профессиональной ориентированности и т.д.(31.300) Для целенаправленной и результативной реализации ценностей в образовании необходима их классификация. В психологии существует множество классификаций ценностей. Рассмотрим наиболее важные из них. В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения – позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию – логические, этические и эстетические. В данном случае нас интересует содержательная классификация ценностей.(32.107) Ф. Анасимов выделяет следующие группы ценностей: * высшие ценности бытия – человечество и человек, так как из известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Всё остальное является таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивает существование и прогрессивное развитие человечества; * ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия труда и продукты, необходимые для жизни человечества и его воспроизводства; * ценности социальной жизни: разные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.); * ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, эстетические, нравственные и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.(6.187-188) Понятие ценности, на сегодняшний день приобретают другой контекст, можно применить и к социальным реалиям сегодняшней России, для которой характерна высокая степень неуверенности семьи в своем будущем. Уместно процитировать высказывание британского социолога Зигмунта Баумана, который очень точно отметил: «Там, где царит неуверенность, остается мало времени для заботы о ценностях, витающих выше уровня повседневных забот». (23.6) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Если происходящие ныне эволюционные изменения в российском обществе приведут к его стабилизации на более прогрессивном качественном уровне, то будет сформирована устойчивая система ценностей, как на субъективном, так и на объективном уровне. Тогда семья как основа общества, сможет адекватно передавать ценности, базовые для социума и формирующие его единство. Но формирование ценностей не происходит автоматически – в обществе не случайно сложились специальные социальные институты, главной задачей которых является воспитание. В этом понятии и отражается значение, придаваемое обществом процессу восприятия общеразделяемых ценностей. А.Б. Холмогорова в содержательной основе жизни семьи выделяет общепризнанные семейные нормы и принципы – это те основания, на которых строится жизнь семьи. Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Отсутствие правил и норм – это беспорядок, который представляет серьёзную опасность для психического здоровья, так как он не даёт оформиться и внутренним психическим структурам. Многие дети и подростки с делинквентным поведением – выходцы из хаотичных семей. Нечёткость правил и норм, их непроговорённость повышает рост тревоги, может приводить к несуразности, сбивать с толку, тормозить развитие как всей системы при переходе к новым этапам её жизни, так и отдельных её членов. Правила – это то, что позволяет членам семьи ориентироваться в реальности и придаёт устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Очень часто именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространённый пример – жена, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять её просьбы. В этих семьях всегда отсутствуют чёткие правила, принятые всеми членами семьи и регулирующие их обязанности. (51.217) Семейные ценности – то, что открыто, одобряется и культивируется в кругу семьи. По мнению А.Б. Холмогорова, если в семье выражена чрезмерно ценность успеха и достижений, то это может привести к перфекционизму – очень высоким стандартам жизни и деятельности. Такого рода семейные ценности, когда они определяют жизнь семьи, формируют большую угрозу формирования депрессии у членов семьи. С.А. Сорокин и А.И. Антонов, для понимания специфики семейных ценностей предлагают раскрыть сущность и содержание семьи как социального явления. Семья считается многогранным социальным явлением, сочетающим в себе свойства разных социальных образований, таких как социальный институт, социальная структура и малая группа, поэтому семью рассматривают на разных уровнях: макро - и микроуровне. На макроуровне семья понимается как социальный институт, выполняющий определенные общественные функции, тогда как на микроуровне делается акцент на взаимодействии членов внутри семьи как малой группы. Семейные ценности складываются по поводу и выполняемых семьей функций в обществе, и по поводу внутреннего взаимодействия ее членов. (2.405) Последующее выявление определения семьи заключается в раскрытии ее содержания как социального института. Как элемент общественной системы семья выполняет ряд социально значимых функций, которые и определяют ее место в этой системе. К таким функциям относятся репродуктивная функция, социализационная, экзистенциальная и экономическая. Первые три являются специфическими функциями семьи, а четвертая - неспецифическая, которая выполняется и другими социальными институтами. На основе этой последней функции можно уточнить характер совместной деятельности внутри семьи, а именно хозяйственной. Отсюда можно сделать вывод , что семья - это основанная на единой хозяйственной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание жизнедеятельности членов семьи. Таким образом, семейные ценности - положительные и отрицательные показатели значимости объектов, которые относятся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных между собой узами супружества - родительства – родства; в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Классификация семейных ценностей вытекает из определения семьи. Анализ работ Е.О. Смирновой, М.В. Быковой, Г.Т. Хоментаускас и других позволил выделить варианты классификации семейных ценностей .(1. 96-98) Семейные ценности можно разбить по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. Эти две классификации схожи по некоторым пунктам, но каждая из них позволяет рассмотреть некоторые виды, которые не учтены в другой. В первом случае выделяется три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди большого многообразия ценностей супружества, можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценность межличностных коммуникаций между супругами, ценности различных половых ролей в семье, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, бабушек и дедушек ), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи (нуклеарная семья состоит только из одной супружеской пары с детьми, а расширенная состоит из трех или более поколений и включает две или более нуклеарные семьи). Второй вариант классификации семейных ценностей - по выполняемым семьей социальным функциям: Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей. Здесь функциональная классификация совпадает с классификацией по связям. К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании подрастающего поколения. К экзистенциальной функции относится ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К этим ценностям относятся: ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи. Из экономической функцией семьи и определения экономики как отношений по поводу производства, распределения и потребления экономических благ выделяют следующие ценности: ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя, ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса.(24.58) Одной из значимых семейных ценностей является передача духовного опыта от поколения к поколению, т.е. традиция. «Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, обычаи вкусы, образ действий)». С.И.Ожегов Столетиями разумное начало в семье обуславливалось накопленными предками опытом, знаниями. Семейные традиции один из способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье. (32.57) Прикосновение к истории своей семьи порождает у ребенка сильные эмоции, вынуждает сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с отцом и матерью в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании необходимости сохранять и бережно относиться к семейным ценностям. Он призван донести до ученика основные нормы нравственности, ознакомить с первичным представлением морали, воспитывать любовь к родителям, близким, а так же создать условия для изучения семейных традиций. То, что ребенок в детские годы обретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Значимость семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Собственно в семье начинают закладываться основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья выступает как положительный, так и отрицательный фактор воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, брата, сестры, бабушки, дедушки, не относится маленькому человеку лучше; не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.(24. 198) Но, как, показывает практика, у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья», «члены семьи». Прослеживаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях часто не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда считаются с мнением детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников и младших школьников в основном неясные, нечеткие, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не все родители в полной мере осознают актуальность обсуждаемой проблемы и навряд ли знакомы с методами и средствами её решения. Вследствие чего первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса. (12. 37). В поисках наиболее эффективных путей решения поставленной проблемы можно обратиться к классике мировой педагогики, а именно к наследию американского педагога Д. Дьюи. Его идеи отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Педагог предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного. В работах других педагогов, предлагается тесное взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ формирования ценностного отношения к семье в младшем школьном возрасте. (7.49) Первенствующей для формирования ребенка как личности, является задача воспитания у ребенка ценностного отношения семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому, задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Таким образом, семья - это одна из главнейших ценностей ребенка младшего школьного возраста. Процесс принятия семейных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Семейные ценности можно дифференцировать по элементам связи внутри семьи. Можно выделить: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди ценностей супружества выделяют такие ценности, как, ценность брака, ценность равноправия супругов или ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, бабушек и дедушек), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи. Семейные ценности — это культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. 1.2. Проблема взаимодействия семьи и школы в современных условиях Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его воспитание и развитие. Основными задачами воспитания на современном этапе развития общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы требования педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, будут решать проблемы воспитания согласованно. Сегодня одна из приоритетных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Это отвечает современным требованиям ФГОС нового поколения. Как сделать общение с родителями активным? Как заинтересовать и привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с классным руководителем? Как сделать так, чтобы родительские собрания посещали почти все родители? Семьи все разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому нельзя дать однозначный, готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе средств и способов взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Для достижения поставленных задач в работе с семьей возникла необходимость создания модели взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопомощи.(2.18) В.А. Сухомлинский считал, что в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы. (43.42) Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Необходимость данной системы в работе педагогического коллектива с родителями вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: * отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров; * разрушение традиционных ориентиров; * низкий уровень жизни; * сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения (27.12). Старшее поколение зачастую остается равнодушным к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество. Однако, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития школьника. Родители, не обладая в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, вслепую. Все это, как следствие, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде.(17.49) В связи свыше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей. Педагогами разработана система мероприятий, содействующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями школьников. Это создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов, что позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении с взрослыми и детьми). Таким образом, данная система мероприятий помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений. Одна из приоритетных идей системы работы педагогического коллектива школы с родителями : установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. (8.126-128) Деятельность родителей и педагогов в интересах младшего школьника может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Свое влияние на воспитание обучающихся в семье, школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три раза в год. Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей обучающихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Особенно важны такие собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необходимо привлечь к ее решению также родителей. Например, у детей не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отношений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед обучающимися соответствующую задачу и разрабатывает систему воспитательных мероприятий по ее. Для этого созывается специальное родительское собрание класса, на котором классный руководитель знакомит родителей с поставленной перед учащимися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, создавать условия и осуществлять контроль за его соблюдением. Когда родители будут знать, какие воспитательные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учителями. (7.47) В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов - общешкольных и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным Положением о родительском комитете общеобразовательной школы.(3.16) Родительские комитеты помогают школе решать довольно широкий круг вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом семейного воспитания, популяризируют педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания. Наконец, организационно-педагогическая работа школы включает поддержание контактов с домоуправлениями по месту жительства обучающихся, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями содействия семье и школе. (8.126) Главная же нагрузка по обеспечению связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою работу он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важнейшей частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, является регулярное посещение учащихся дома; изучение условий их жизни на месте; согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия; предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Также необходимо рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной. На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, составить план работы. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.(10.45) Очень частая тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований. Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения обучающихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна — недовольство поведением или учебой, а повод — конкретный факт. Как показали исследования, име....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Возможность формирования у младших школьников универсальных культурных посредством взаимодействия семьи и школы
- Экспериментальное исследование формирования патриотических чувств младших школьников в процессе взаимодействия семьи и школы
- Теоретические основы процесса эстетического воспитания младших школьников с умственной отсталостью