- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выявление, рассмотрение и объяснение особенностей человеческого капитала в России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007386 |
Тема: | Выявление, рассмотрение и объяснение особенностей человеческого капитала в России |
Содержание
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретический подход к изучению человеческого капитала 5 1.1 Понятие и структура человеческого капитала 5 1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала 7 1.3 Индикаторы и показатели человеческого капитала в России 10 Глава 2. Современное состояние человеческого капитала в России 15 2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал 15 2.2 Проблемы развития человеческого капитала 17 2.3 Государственные программы развития человеческого капитала 20 Заключение 29 Список использованных источников 31 Введение Человеческий капитал считается одним из ведущих факторов, которые оказывают воздействие на становление экономики государства. При повышении человеческого капитала возрастают денежные средства, конкурентоспособность государства, эффективность изготовления,, происходит финансовый подъем государства. В современной российской экономике преимущественно приходит понимание того, что человек - его образование, квалификация и опыт – является очень важным и в то же время недоиспользованным ресурсом. Поэтому в последние годы уделяется внимание изучению человеческого капитала на различных уровнях: макро – уровень отдельных стран и государств, мезо – муниципальный и корпоративный уровни, микро – уровень отдельного человека. В России также всегда подчеркивается значение национального человеческого капитала, признается важным повышение расходов на образование, повышение квалификации, здравоохранение, улучшение жилищных и других условий жизни населения. При этом растет понимание этих расходов как необходимых инвестиций в развитие человека. Такой подход реализуется в соответствующих национальных проектах. Данная тема является актуальной, так как экономическое состояние страны в основном зависит от творческого потенциала. Именно поэтому государство всё больше уделяет внимание на достижении отдачи от человеческого капитала. Его увеличение ведёт за собой увеличение уровня благосостояния страны. Целью данной работы является выявление, рассмотрение и объяснение особенностей человеческого капитала в России. Задачами данной курсовой работы являются: - определить сущность понятия «человеческий капитал», изучить и охарактеризовать его структуру; - определить факторы, которые оказывают влияние на формирование человеческого капитала; - выявить основные индикаторы и показатели человеческого капитала; - выделить основные направления инвестиций в человеческий капитал; - изучить основные проблемы развития человеческого капитала; - выявить государственные программы поддержки развития человеческого капитала в России. Предметом данной курсовой работы являются особенности формирования человеческого капитала в России, объектом – человеческий капитал. Методы, используемые при написании: общенаучные, анализ, синтез, табличный и графический. Также использовались научные статьи, публикации на интернет порталах и научны доклады. Глава 1. Теоретический подход к изучению человеческого капитала 1.1 Понятие и структура человеческого капитала Понятие «human capital» (человеческий капитал) впервые прозвучало в научных кругах и появилось в публицистике на волне неоклассицизма в середине двадцатого века, окончательно оформившись к 90-м годам 20-го столетия. Теодор Шульц и Гэри Беккер – лауреаты Нобелевской премии, известные экономисты, считающиеся «отцами» научного исследования. За развитие данного экономического направления был удостоен данной награды и учёный российского происхождения Саймон Кузнец (1971 год). Сегодняшняя структура учения, затрагивающего человеческий капитал, имеет законченный вид благодаря экономистам, социологам и историкам Т. Шульцу, Г. Беккеру, Э. Денисону, Р. Солоу, Дж. Кендрику, С. Кузнецу, С. Фабриканту, И.Фишеру, Р. Лукасу и многим другим учёным. Изучается это понятие до сих пор. По своей сути теория человеческого капитала предлагает стройную систему – единую сетку, чтобы логично объяснить такие явления, как: - процесс вкладывания образовательных навыков в экономику; - повышение спроса на образование и медицину; - зависимость динамики роста зарплаты от возраста; - объяснения причин в разнице оплаты труда по половому признаку; - закономерность приятия поколениями отсутствия равенства в ступенях экономики. Спектр затрагиваемых тем весьма широк, но на самом деле все они не исключают друг друга, а проистекают из общего корня взаимодействия людей в социуме и способности каждого человека интегрироваться с обществом. По упрощённой формуле теория человеческого капитала изучает процессы качественной эволюции человечества с целью их логичного применения и воздействия на рост экономики всех стран мира. Учёные-неоклассицисты совершили прорыв, объединив разрозненные звенья в одну логичную цепь. Разумеется, что данная революционная экономическая система имеет приоритетные направления для изучения: - акцентирование главных направляющих вложения инвестиций агентами на трудовом рынке [4]; - изучение всего жизненного цикла работников; - ключевой экономический ресурс – человеческое время. Сегодня практически все внерыночные составляющие можно измерить теорией человеческого капитала: вопросы здравоохранения, недоработки в образовании, миграционная политика, семейные конфликты, рост межнациональной вражды и преступности. Главный фактор – мышление личности в рамках социума. Как логичнее применять инвестиции в человеческий капитал, чтобы избежать возможных ошибок при планировании экономики и получать отдачу от этих вложений? В чем же суть? Определение «человеческий капитал» несёт в себе все способности, знания, навыки и психологические мотивации индивида, полученные им на всех отрезках жизненного пути. Личность нельзя рассматривать как упаковку для продукта, который он производит, даже если этот продукт – диссертация кандидата наук. Не существует полной аналогии между некой суммой денег и человеческими знаниями. Эти капиталы разнятся не только по форме, но и по своей сути. Научный прогресс ускоряется, этот факт ведёт к некоторому обесцениванию человеческих знаний в области фундаментальной науки. Соответственно все средства, брошенные на процесс обучения в определённый промежуток времени, далеко не всегда успевают за быстрым шагом научной мысли, устаревая до употребления. Вывод о некотором напрасном инвестировании и потерянном времени напрашивается сам собой. С другой стороны, казалось бы, обучение любому ремеслу на базе профессионального техникума котируется ниже, занимает меньше времени и обществом до сегодняшнего дня рассматривалось с изрядной долей скепсиса. Экономисты просчитали, что именно на профессионалах этого уровня планируется взлёт экономики будущего. В определённый промежуток времени общество больше нуждается в мыслителях, но чаще должна быть сформирована крепкая база квалифицированных работников-деятелей. Удачными могут считаться только те инвестиции, вносимые в человеческий капитал, которые способны приносить дивиденды человеку всю жизнь. Нельзя переоценивать роль данного открытия учёных в процессе формирования личностных ценностей представителя любого общества. Но нужно помнить об уникальности каждого человека, о его индивидуальных возможностях. Учитывая вышесказанное, мы можем изобразить следующую структуру человеческого капитала, которую нужно учитывать при изучении ресурсоместных образований: знания, умения, навыки, способности, здоровье, культурно-нравственный капитал и социальная идентичность [19]. Знания, умения, навыки в свою очередь делятся на: профессиональные; предпринимательские; организационные - обладающие ценностью и приобретаемые только в конкретном муниципальном образовании; социальные – связанные с социализацией и межличностными коммуникациями, например, умение воспользоваться интернетом, знание иностранных языков, умение водить машину и т.п. Творческие способности обеспечивают генерирование свежих идей и инноваций, способности к саморазвитию и самообучению облегчают их восприятие и распространение, а также разрешают получать новые знания, умения и навыки и поддерживать их актуальность. Моральное и физическое здоровье поднимает «срок службы» человеческого капитала. Также здоровый человек имеет больший человеческий капитал, чем человек часто болеющий, так как время, потраченное на лечение, употреблено им на приращение человеческого капитала. Более продолжительный период работы увеличивает текущую стоимость потока будущей заработной платы и как следствие выгоды от каждой дополнительной единицы человеческого капитала Под культурно-нравственным капиталом понимаются моральные принципы, ценности, убеждения, этические нормы, которые оказывают влияние на поведение человека и определяются воспитанием, духовным развитием, уровнем образования. Социальная идентичность способствует обнаружению и проявлению способностей человека. Если человек понимает свою принадлежность к определенному муниципальному образованию, например, городу, то у него могут иметь место такие мотивы, в которых проявится его интерес в наилучших итогах своей деятельности. К тому же субъективная причастность человека к определенной группе может обеспечить ему эффективность в коммуникациях с членами этой группы, обеспечивающих доступ к определенной информации, что в свою очередь умножает его уровень знаний, умений и навыков. Включение в структуру человеческого капитала такого элемента, как социальная идентичность, расширяет контингент людей этого образования, объединяя не только тех, кто живет в конкретном муниципальном образовании, но и кто может быть глубоко личностно связан с ним. Это может оказать воздействие и на стратегию управления развитием муниципального образования, в том числе в формировании социальной идентичности у жителей муниципального образования. Инвестиции в человеческий капитал могут быть устремлены и на определение и поддержание связей с выбывшими из муниципального образования людьми, чтобы привлечь их человеческий капитал для развития муниципального образования. Таким образом, человеческий капитал – это немаловажный ресурс управления социально-экономическим развитием территории. Но для того чтобы человеческий потенциал стал человеческим капиталом, необходимо введение его в производственный процесс. 1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование человеческого капитала Выросший интерес экономической науки к человеческому капиталу и способностям объясняется желанием оценки эффективности использования производительных сил работников организации, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой запас знаний, навыков, компетенций и способностей людей, которые позволяют создавать личное, социальное и национальное благосостояние. Человеческий капитал - ключевое понятие для успешного развития экономики любой страны в постиндустриальную эпоху. Человеческий капитал является наиболее ценным ресурсом, даже более важным, чем природные ресурсы. Человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы, является краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности. Человеческий капитал является самым ценным активом для большинства людей в трудоспособном возрасте. Человеческий капитал организации являются основным источником значительного и устойчивого конкурентного преимущества. Доходы от применения человеческого капитала имеют денежную и неденежную формы. Эти доходы может получать сам обладатель человеческого капитала или арендатор человеческого капитала. Факторами, которые влияют на оценку человеческого капитала, являются возрастной диапазон сотрудников организации, качество и количество приобретенного опыта, годовой объем производства, затраты на найм новых сотрудников. Производство: самый большой стоимостью от потери сотрудника является потеря его вклада в прибыль организации. Одним из шагов в измерении общей человеческой ценности организации является оценка финансового вклада каждого работника в год. Вы должны иметь представление о том, эта сумма, как вы, вероятно, платить более высокие вкладчиков более высокую зарплату. Сочетание вклад всех сотрудников в компании доход является частью человеческой ценности организации, связанные с производством [14]. Возраст сотрудников является одним из факторов измерения человеческого капитала. С возрастом работника возрастает его общий объем производства в организации. С увеличением возраста увеличивается человеческая ценность рабочей силы, в связи с тем, что с возрастом приобретаются навыки и знания. Однако, с приближением пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) уменьшается стоимость человеческого капитала. При уходе человека на пенсию его человеческий капитал стремится к нулю. Обучение сотрудников является ключевым фактором оценки стоимости человеческого капитала. Если сотрудник покидает организацию, то она теряет средства, потраченные на обучение данного сотрудника. Потери сотрудника связаны с затратами на поиск работника, его обучение. Затраты на замену сотрудников включают в оценку стоимости человеческого капитала организации. Стоимость замены работника включает в себя затраты на рекламу, открытая позиции, время, необходимое для поиска кандидата и стоимость подготовки нового сотрудника. Элементы человеческого капитала: капитал образования; капитал здоровья; капитал подготовки на производстве; капитал миграции; обладание экономически значимой информацией; мотивация экономической деятельности. Существуют следующие критерии оценки человеческого капитала: знания и способности, которые превращаются в капитал или капитализируются, т. е. носят производительный характер; полученные доходы от использования человеческого капитала. Себестоимость человеческого капитала организации складывается от следующих экономических факторов [11]: доходный фактор - основная мера эффективности человеческого капитала, совокупный результат управления человеческим капиталом, которые влияют на поведение сотрудников предприятия. Доходный фактор связывает человеческий капитал организации с доходами и производительностью труда организации; расходный фактор - расходы организации, затраченные на человеческий капитал; добавленная стоимость человеческого капитала - скорректированный показатель рентабельности рассчитывается путем вычитания всех расходов, за исключением трудовых затрат от доходов и скорректированной прибыли от общей численности персонала; прибыль от инвестиций в человеческий капитал - рассчитывает возврат инвестиций, потраченных на сотрудников организации. 1.3 Индикаторы и показатели человеческого капитала в России Человеческий капитал характеризуется системой показателей, отражающей процессы воспроизводства населения, их возможности (способности) в удовлетворении потребностей при сложившихся условиях жизнедеятельности, с учетом состояния здоровья, безопасности и состояния окружающей среды. Человеческий капитал часто сравнивают с произведенными ресурсами. В какой-то степени способности людей, которые позволяют им получать высокие доходы, являются произведенными, а не унаследованными от рождения или просто случайно приобретенными. В то же время категория «возможность» - более нейтральное понятие и, следовательно, может являться самым подходящим термином для характеристики человеческого капитала. К основным возможностям человека можно отнести: физиологические, интеллектуальные, организационные, финансовые (денежные), имущественные и другие. Нефинансовый капитал отражает не только имущество и собственность, землю, запасы и природные ресурсы, но и нематериальные ресурсы. Финансовый капитал (наличность) включает все финансовые активы и пассивы, валюту и депозиты, ценные бумаги и акции, монетарное золото и страховые резервы, дебиторскую и кредиторскую задолженность, инвестиции, акционерный капитал, кредиты и займы. В конце ХХ века Всемирный банк (ВБ) предложил новую концепцию измерения национального богатства (капитала) страны, включающего человеческий, природный и воспроизводимый капитал. Приведем расчет величины капиталов, предложенный ВБ (табл. 1) [14]. Таблица 1 Национальное богатство (капитал) Регион Всего В том числе капитал: Человеческий Природный Воспроизводимый Тысяч долларов США на душу населения Россия 400 200 160 40 США и Канада 326 249 16 62 Европа 237 177 6 55 Ближний Восток 150 65 58 27 В отличие от традиционных показателей национального богатства новая концепция капитала страны представляет возможность судить и о масштабах накопления других элементов на фоне общей совокупности. К человеческому капиталу (потенциалу) можно отнести показатели, обеспечивающие благосостояние и комфорт жизни населения. На воспроизводство человеческого капитала ежегодно расходуются значительные средства, включающие затраты на функционирование системы воспитания, образования, укрепление здоровья и других факторов роста работоспособности людей, увеличение трудоспособного периода и другие стороны условий для благоприятной жизнедеятельности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению производительности общественного труда и росту уровня жизни населения. Всемирный банк первостепенное внимание уделяет учету человеческого потенциала, или человеческого капитала, как основному элементу национального богатства и фактору экономического роста. Для оценки этого фактора предложено определять совокупность затрат в отрасли жизнеобеспечения: в том числе в образование, квалификацию, здоровье, улучшение жилищных условий, повышение уровня жизни населения и расширения в нем среднего класса. Природный капитал включает разведанные запасы и производимые природные ресурсы на территории страны. Его величина в расчете на душу населения колеблется от 6 тыс. долл. США в странах Западной Европы до 58 тыс. долл. в странах Ближнего Востока и до 160 тыс. долл. - в России. По обеспеченности воспроизводимым капиталом разрывы в показателях колеблются от 27 тыс. долл. в странах Ближнего Востока до 62 тыс. долл. в США и Канаде, оставляя Россию в середине этих параметров. В России обеспеченность основным и оборотным капиталом составляет десятую часть общего объема национального богатства, а в остальных странах удельный вес этого элемента примерно в два раза выше. Таким образом, общий объем мирового национального богатства составляет свыше 550 трлн. долл. США или 90 тысяч долларов на душу населения. Бесспорным достоинством новых оценок национального богатства является использование единых принципов учета всех элементов во всех странах мира. Это позволяет определить масштаб реального накопления как базы расширенного воспроизводства. Для измерения «изношенности» человеческого ресурса предлагается применять нормы ООН, согласно которым человек, как и основные фонды, в течение своей жизни изнашивается. Моральный (нравственный, естественно-физиологический) износ человека зависит от условий жизнедеятельности, которые по Конституции РФ (ст. 7) обязано создать для населения государство. Однако постоянные стрессы и трудности жизни снижают продолжительность жизни человека. Необходимо также учитывать степень износа человеческого потенциала, который можно определять ежегодно по темпам прироста стоимости человеческого капитала и уровня потребления этого капитала (или амортизация). Эти средства нужны для оздоровления, образования, создания условий труда и жизни, безопасности и т.д. В России научные исследования по поиску достоверных методов отображения человеческого потенциала в реальной действительности ведут статистики и экономисты, физиологи и психологи, менеджеры и специалисты по управлению коллективами. Физиологи измеряют: сколько и чего человек выделяет при работе, как изменяется при этом температура его тела и т.д. Психологи разрабатывают различные тесты, пытаясь отразить личностные качества человека и пригодность его к той или иной деятельности. Кадровики и специалисты по управлению персоналом составляют должностные инструкции, тесты на знание функциональных обязанностей и совместимость кадров, системы мотивации и ответственности. Менеджеры и управленцы до безграничности формализуют бизнес-процессы для оптимизации труда и интенсивности производства. Всё это делается с одной целью - поднять эффективность труда и рост человеческого потенциала. Для чего создадутся научно обоснованные наблюдения и измерения всех ресурсов, создаются различные системы показателей, характеризующие те или иные стороны человеческого капитала домашнего хозяйства и предприятий. Система показателей, характеризующая человеческий капитал должна содержать следующие сведения: Качество жизни населения и условия жизнедеятельности: - физиология человека: долголетие, здоровье, заболеваемость, инвалидность, травматизм; - интеллект: образование, квалификация, знания и профессиональный опыт; - организаторские способности: менеджмент, связи, отношения и т.д.; Возможности населения: - владение финансовым капиталом: наличные деньги и валюта, инвестиции, ценные бумаги, займы, акции и прочие активы; - владение нефинансовым капиталом: земля, основной капитал, нематериальные ресурсы (патенты) и запасы и т.д.; - расходы на инвестиции и стоимость прошлых затрат в человеческий капитал; Эффективность использования человеческого, финансового и нефинансового потенциалов [4]; Интенсивность использования человеческого, финансового и нефинансового капиталов. Предлагаемая система показателей содействует повышению эффективности работы с кадрами и управления экономикой. Она должна быть целиком переведена на единую методологию системы национальных счетов, что потребует формирования автоматизированных баз данных, соответствующих международным нормам и стандартам. Для этого необходима модернизация статистики и менеджмента как основ управленческой деятельности, в совершенствовании и расширении наблюдений и методов измерения не только ресурсов и затрат, но и человеческого капитала, точнее работника. Должна появиться система показателей, отражающая его физиологическую и социально-экономическую сущность, соизмеримую с оценкой финансового и нефинансового капиталов. Глава 2. Современное состояние человеческого капитала в России 2.1 Виды инвестиций в человеческий капитал Инвестирование в человеческий капитал нужно, прежде всего, в случае обнаружения противоречий между теми человеческими ресурсами, которые имеются на предприятии и которые необходимы на данный момент. Стоит отметить, что данный процесс представляет собой не только формирующий и развивающий фактор, но и успешную реализацию потенциала человека. Участие в создании человеческого потенциала непосредственно принимает инвестор, являющийся работодателем. Его основной задачей является оптимальное определение объемов, периодов и количества инвестиций. Плюс ко всему, эффективность инвестиций в человеческий капитал считается многоэтапным процессом, в котором работник активно участвует. Ведь освоение данных инвестиций ложится полностью на его плечи. Это, прежде всего необходимость их целенаправленного использования носителем на поддержку, обновление и капитализацию индивидуальных качеств сотрудника. Она может быть достигнута только в определенном случае. Им является стратегическая разработка дальнейшей деятельности какого-либо предприятия, подразумевающая наличие таких потребностей, как количественная и качественная составляющая в потенциале человека. Более того, необходимо заниматься выявлением резерва потенциала. В основе модели находится разработка системы развития, выявление кадровых резервов, внедрение совершенно новых ценностей. Модель инвестиций в человеческий капитал подразумевает его эффективное обновление в знаниях, опыте, навыках, которые могут обесцениваться в случае морального износа работника. Стоит отметить, что здесь существует большое количество причин, так как потенциал человека может стать капиталом в процессе использования в момент деятельности того уровня профессионализма, который будет соответствовать его занимаемой должности. Существуют следующие виды инвестирования в человеческий капитал, классифицируемые экономистами по таким критериям: неотчуждаемый, куда относится капитал неликвидный; отчуждаемый (ликвидный), биофизический, социальный, культурно-нравственный, клиентский, интеллектуальный, трудовой, структурный, организационно-предпринимательский организационный [9]. Виды людского капитала могут квалифицироваться сравнительно разных оснований и целей, так как для того, чтобы иметь возможность существенно увеличить доходы предприятия, необходимо учитывать так же формы инвестиций в человеческий капитал. Это и проведение разнообразных тренинговых занятий, мероприятия на усиление способности стремиться сообща достичь определенных целей. На каждом этапе необходимы финансовые вложения, которые рассчитываются непосредственно самим инвестором, что в значительной степени приведет к повышению необходимого уровня компетентности сотрудников. 2.2 Проблемы развития человеческого капитала Человеческий капитал является необходимым условием для поддержания конкурентоспособности экономики страны и государства на мировых рынках в условиях глобализации, а также важнейшей характеристикой деятельности органов законодательной и исполнительной власти в стране. Для оценки качества человеческого капитала измеряется уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия населения, состояние медицинского обслуживания и производства ВВП на душу населения. Эти показатели учитываются при расчете Индекса развития человеческого капитала (ИРЧП). Четверть века тому назад Россия занимала 23-е место в списке из 187 стран, а по данным на 2013 год нам отведено 55 место. Причинами такого спада являются низкие инвестиции в образование, науку, культуру и здоровье населения. Состояние современного образования задает развитие страны на многие года вперед. На сегодняшний день государственная политика такова, что учеба в высших учебных заведениях все больше становится платной и возможность поступить в университет, особенно ученикам из сельских школ, уменьшается из года в год. Статистика утверждает, что «полностью доступно платное образование для 12,7% молодежи, для 42,1% оно сопряжено с необходимостью отказывать себе во всем, а для 44,8% платное образование недоступно вовсе». В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3.8–4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году на 109 месте из 186 стран. Для сравнения: в США – 5.5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6.7%; Словении – 5.2%; Франции – 5.6%, Канаде – 4.9%. Модернизация образования в России сегодня становится главнейшей национальной задачей. Без ее решения страна не сможет избавиться от «сырьевого проклятия», добиться обновления всех сфер общественной жизни на пути постиндустриального развития. Нужны серьезные перемены в организации и технологии обучения, увеличение объемов финансирования и повышение качества управления вузами. По причине низких инвестиций в здоровье населения в рейтинге по продолжительности жизни Россия в 2010 году заняла 161-е место из 224, в рейтинге рождаемости детей на одну женщину – на 200 месте из 225, а по смертности – на высоком 7 месте в мире. При сохранении таких темпов сокращения населения к 2015 г. россиян может остаться не более 130 млн. человек, что приведет к существенному снижению численности трудовых ресурсов, росту иждивенческой нагрузки и старению населения. Если, по данным ВОЗ, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8.7% ВВП, то в РФ – 5.3% ВВП. США же, к примеру, лидируют по вкладам в здоровье людей (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в ЧК) – 15.3% ВВП. К тому же, ВВП США в 6.7 раз больше российского ВВП. Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве жизни, в качестве ЧК, в экономике знаний и высоких технологиях. Бесспорно, огромной проблемой для развития человеческого капитала в России остается коррупция. Большая часть денежных вкладов в ЧК используется малоэффективно, не по назначению, расхищается. Так, единица инвестиций в США дает в четыре раза большую отдачу, чем в России. Невелика и отдача от инвестиций в науку. Россия традиционно вкладывает значительную долю ВВП на исследования и разработки. Однако большая часть этих ассигнований идёт на содержание государственных исследовательских учреждений, мало связанных как с системой подготовки кадров, так и с предпринимательством. Коммерческие же организации вкладывают пока очень мало средств в науку. Их пока устраивают возможности экстенсивного роста, роста, основанного больше на расширении рынка, чем на его интенсификации. Доля предприятий, стремящихся заниматься инновациями, составляет всего лишь 10%, что в разы ниже, чем в странах ЕЭС. Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал становится важнейшим фактором развития и роста экономики. Если прирост ВВП не вкладывать в развитие человека, в повышение качества его жизни, в образование и здравоохранение, то невозможно будет расширять производство, переходить к инновационной экономике и экономике знаний. Еще в 1934 году лауреат Нобелевской премии по экономике Саймон Кузнец писал, что «для научно-технического рывка в стране должен быть создан (накоплен) необходимый стартовый человеческий капитал. Иначе происходит фальц-старт» [4]. В настоящее время основным официальным ориентиром для долгосрочного прогноза народонаселения России служат расчеты Госкомстата России до 2016 г., выполненные в трех вариантах: среднем, низком и высоком. Причем, низкий вариант базируется на сложившихся тенденциях формирования населения (табл. 2) [3] Таблица 2 Прогноз численности населения России по вариантам, на начало года, тыс. чел. 2.3 Государственные программы развития человеческого капитала В настоящее время для определения объема накопленного человеческого потенциала пользуются агрегированным показателем - индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП). ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала, характеризующий средний уровень достижений той или иной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала: здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении; доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием; достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности. Для простоты сравнения средняя величина достижений в этих трех сферах оценивается по шкале от 0 до 1, где чем выше показатель, тем лучше. Эти индикаторы агрегируются с использованием среднего геометрического. Выбор данных показателей не случаен, поскольку трудовой потенциал общества увеличивается за счет сокращения заболеваемости и травматизма, что приводит к увеличению численности рабочей силы и расширению масштабов трудовой деятельности. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности и соответственно расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр. Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого потенциала - основного фактора приумножения богатства общества - и обусловливает рост общественной производительности труда. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - духовное богатство общества. Таким образом, ИРЧП включает в себя основные компоненты человеческого капитала и достаточно адекватно характеризует сумму накопленного определенным государством человеческого капитала. Начиная с 1990 г. этот показатель рассчитывается Программой развития ООН по разработанной ею методологии для оценки существующих в различных странах условий для устойчивого развития человека. Значение этого индекса определяется как средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (валового внутреннего продукта) и продолжительности жизни населения. Чем ближе значение этого показателя к единице, тем выше развитие человеческого потенциала в данной стране. С 2010 г. в Докладе о человеческом развитии предлагаются три новых инструмента измерения, охватывающих многомерное неравенство, гендерные диспропорции и крайнюю депривацию. ИРЧП, скорректированный с учетом неравенства, Индекс гендерного неравенства и Индекс многомерной бедности, опирающиеся на достижения в данной сфере, а также на прогресс теории и информации, применимы к большинству стран мира и позволяют сделать важные новые выводы. К настоящему времени мировое сообщество состоит из государств, находящихся на разных фазах человеческого развития. Определенный международными экспертами рейтинг 187 стран мира по достигнутому уровню человеческого развития (по данным Доклада о человеческом развитии за 2014 г.) позволил выделить 4 группы стран (табл. 3). [17] Таблица 3 Как видим, группа с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала представлена 14 странами, группа с высоким уровнем развития человеческого потенциала включает 54 страны, в группу со средним уровнем развития человеческого потенциала входят 49 стран и в группу с низким уровнем развития человеческого потенциала - 70 стран. Для оценки и сравнения качества человеческого капитала используется индекс развития человеческого потенциала. Данный индикатор концентрируется на продолжительности жизни, базовом образовании и минимальном доходе. Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям: Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. Таблица 4 Индекс человеческого развития стран мира 2014 года Место Страна ИЧР 1 Норвегия 0.944 2 Австралия 0.933 3 Швейцария 0.917 4 Нидерланды 0.915 5 США 0.914 6 Германия 0.911 7 Новая Зеландия 0.910 8 Канада 0.902 9 Сингапур 0.901 10 Дания 0.900 70 Казахстан 0.757 187 Н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: