- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Взаимосвязь человеческого и социального капитала
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015692 |
Тема: | Взаимосвязь человеческого и социального капитала |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» (КГУ) Институт управления, экономики и финансов Кафедра экономики и управления Направление подготовки 38.03.01 «Экономика и управление на предприятии» Дисциплина Макроэкономика Курсовая работа Взаимосвязь человеческого и социального капитала Выполнил: Сергеева Татьяна Сергеевна Группа: 16-ээбо-9 Проверил: Соколова Ольга Александровна Кострома 2018 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА 5 1.1. Понятие, структура, типы и методы оценки человеческого капитала 5 1.2. Понятие, структура, факторы и источники социального капитала 14 ГЛАВА 2. ОСЕБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСККОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА 18 2.1. Анализ влияния человеческого и социального капитала в России и его влияние на благосостояние общества. 18 2.2. Влияние человеческого капитала на социальный капитал 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37 ВВЕДЕНИЕ Основой любого современного государства является общество. Именно из-за этого государство волнует благосостояние нации. На сегодняшний день этот вопрос очень актуален и стоит одним из самых первых, когда меняется система ценностей, а каждый член общества стремится к индивидуализму. Среди факторов имеющих влияние на благосостояние общества, остановимся на двух самых важных - человеческий и социальный капиталы. Согласно определению, которое даёт Современный экономический словарь, благосостояние – это мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Именно благосостояния характеризует уровень жизни. Таким образом, цель работы - выявить взаимосвязь человеческого и социального капиталов и как они влияют на жизнь Российского общества. Целью данной работы, является установить взаимосвязь человеческого и социального капиталов и как они влияют на благосостояние общества в целом. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие человеческого капитала и его структуру. 2. Раскрыть понятие социального капитала и его структуру. 3. Выявить связь между человеческим и социальным капиталами. 4. Рассмотреть как капиталы влияют на благосостояние Российского общества. 5. Рассмотреть влияние человеческого капитала на социальный капитал. Объектом данной работы является человеческий и социальный капиталы. Предметом данной работы выступают именно социальный и человеческий капитал, с точки зрения их влияния на общественное благосостояние. Данный вопрос очень важен в современном мире и стоит одним из первых. Государство всё чаще и чаще обращает на это внимание. В качестве основной литературы выступают ставшие уже классическими в изучении вопроса человеческого капитала, труды Г. Беккера, Корицкого А.В., Капелюшникова Р.И., Дятлова С.А., учебники по микро- и макроэкономики, периодические издания, а так же статьи глобальной сети информационных ресурсов Интернет. Методологической основой исследования является анализ. Определить перспективы развития человеческого и социального капиталов, установить их взаимосвязь удалось с помощью метода научного познания. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА 1.1. Понятие, структура, типы и методы оценки человеческого капитала Человеческий капитал - это комплекс знаний, умений, трудовых ресурсов, навыков использующихся для возмещения больших потребностей человека и общества. Человеческий капитал (в широком смысле)-это энергичный фактор экономического развития, прогресс общества и семьи, содержащий высокообразованную часть трудовых ресурсов, знания и навыки, обеспечивающие результативное и целесообразное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития. Но в разных отраслях науки дают разные определения человеческого капитала (табл.1.1.) Таблица 1.1. Определения человеческого капитала в разных отраслях науки Отрасль науки Определение человеческого капитала Авторы Экономика Запас знаний, навыков и способностей, которые есть у каждого человека и которые могут использоваться им либо в производственных, либо в потребительских целях Р.И. Капелюшников, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова, Ю. А. Корчагин и другие Социология Совокупность навыков, умений и знаний, а также установок, интериоризируемых индивидом и выступающих для него в качестве основы реализации жизненного сценария. И. А. Крутий, О. В. Красина Экономическая психология Количество и качество людей, пригодных по своим медицинским показателям, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы А.И. Юрьев, Я.М. Рощина Социальная гигиена Накопленные обществом способности восстанавливать и развивать в поколениях людей социально-биологические свойства, здоровье, уклад и образ жизни, знания, созидательный труд и т.п. А.И. Бабенко Психология Саморазвивающаяся социокультурная и психофизиологическая сложноорганизованная ресурсно-экономическая индивидуально- рефлексирующая система. Совокупность приносящих прибыль знаний и компетенций, здоровья и образования субъекта, а также его биоэнергетических и психофизиологических ресурсов и личностно-профессиональных и рефлексивно-креативных возможностей И.Н. Семенов, А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков Политическая психология При изучении человеческого капитала, наряду с анализом его психологических составляющих, учитывается политический контекст и ролевые функции конкретных действующих лиц. В круг объектов анализа включаются и личностные особенности политика, в той мере, в которой они определяют эффективность исполнения им своей политической роли. А. В. Селезнева, И. И. Рогозарь-Колпакова, Е. С. Филистович, В. В. Трофимова, Е. П. Добрынина, И. Э. Стрелец, И. С. Бурикова, М.А. Коновалова, М. А. Пушкина, А. И. Юрьев [1] В содержательном плане человеческий капитал включает запас здоровья, знаний, способностей, которые капитализируются при следующих условиях: * потоковый, накопительный запас способностей человека по фазам жизнедеятельности; * целесообразность использования запаса способностей, что ведет к росту производительности труда; * прирост производительности труда закономерно приводит к росту заработков работника; * увеличение доходов мотивирует работника делать дополнительные вложения в свой человеческий капитал, кумулятивно его накапливать. Впервые понятие человеческого капитала употребил американец Теодор Шульц в 1961 году, а в дальнейшем - Гэри Беккер расширил эту идею в 1965 году, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. В современном мире разработано не мало теоретических положений относительно структурных компонентов человеческого капитала. К разряду объектов человеческого капитала учёные чаще всего относят знания, навыки, умения и способности человека. За последнее время нередко можно встретить наиболее большой и одновременно глубокий подход к данной проблеме. Однако элементом человеческого капитала чаще всего представляется любой объект и всякое социально-экономическое явление, имеющее хоть какое-то отношение к созидательной деятельности человека, поэтому множество структурных элементов человеческого капитала нуждается в некотором уточнении, раскрывающем их действительную причастность к человеческому капиталу.[10] Если абстрагироваться от объектной структуры человеческого капитала, то можно сказать, что состоит он из трудового, интеллектуального, институционального и социального капитала. С учетом причинно-следственных связей и генетических аспектов рассматриваемой проблемы основными элементами человеческого капитала являются трудовой и интеллектуальный капитал личности, а производными элементами – институциональный и социальный капитал. Причем социальный капитал иногда рассматривают как часть институционального капитала.[6] Многие специалисты отмечают определенные взаимосвязи, существующие в общественно - экономических и исторических процессах, влияющих на воспроизводство человеческого капитала: 1. технологический прогресс и человеческий капитал; 2. демографическая ситуация; 3. сдвиги на структуру спроса на рабочую силу; 4. информационные технологии и дистантные формы организации труда. К опасностям в воспроизводстве человеческого капитала на современном этапе развития экономики можно отнести: 1. расширение зоны деградации человеческого капитала (депопуляция, ухудшение здоровья населения, нарастающая инвалидизация; падение трудовой морали и этики; «моральный износ» ЧК; снижение интереса к получению образования); 2. невыгодное положение российских сотрудников разных компаний в международной трудовой миграции (выезд из страны квалифицированных кадров и въезд неквалифицированной рабочей силы, т.е. снижение качества человеческого капитала); 3. инерция экономического мышления (небрежное, безразличное отношение человека к труду); 4. неэффективность системы профессионального образования; 5. несоответствие рабочей силы требованиям потенциальных инвесторов - фактор инвестиционной привлекательности того или иного региона. Какие тенденции в воспроизводстве человеческого капитала будут преобладать - позитивные или негативные? Это зависит от позиций всех его участников государства, предприятий и организаций, населения. Если их поведение будет экономически и социально эффективным, то негативные тенденции, упомянутые выше, получится блокировать. Учитывая это, в рамках поискового прогнозирования необходимо рассмотреть возможные альтернативы сегодняшнему поведению участников процесса воспроизводства человеческого капитала. В первую очередь следует сосредоточиться не на частных проблемах, как бы важны они ни были, а на системных, т.е. тех, от которых зависит развитие не отдельных элементов, а всей социально-трудовой сферы. Определение форм участия государства в процессах воспроизводства человеческого капитала очень важно. Российская экономика настоятельно требует быстрого изменения качества (и структуры) человеческого капитала. Ресурсов же для этого ни у предприятий, ни у населения явно недостаточно. Разорвать порочный круг без активного участия государства невозможно, однако полагаться только на его силы было бы не возможно.[16] Функции государства в человеческом капитале: 1. разработка государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях; 2. осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования; 3. привлечение в сферу воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий; 4. координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной человеческому капиталу, были выявлены основные направления исследований человеческого капитала.(табл.1.2) Таблица 1.2. Основные направления исследования человеческого капитала. Область исследования Направления исследования Авторы Определение человеческого капитала * понятие * структура и основные элементы * макроуровень (общество, страна) * мезоуровень (регион, предприятие, город) * микроуровень (индивид) Э. Долан, Дж. Линдсей, С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи, С.В. Орехова, С.Н. Смирных, Р.И. Капелюшников, И.В. Соболева, Л.И. Абалкин, Ильинский, В.Радаев и другие Измерение человеческого капитала * натуральные индикаторы * на основе оценки предыдущих усилий * на основе оценки отдачи * измерение и оценка человеческого капитала на макро- и микро- уровнях Э. Энгель, Дж. Кендрик, Дж. Минсер, Дж. Р. Уолш, Т. Витстейн, У. Фарр, К. Б. Маллиган, Х. С. Мартин, И.В. Соболева, Р.И. Капелюшников, В.Т. Смирнов и другие Человеческий капитал и экономический рост * накопление человеческого капитала и экономический рост * роль человеческого капитала в развитии территории, в частности инновационном Е. С. Гвоздева, Т. А. Штерцер, С. Кузнец, Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, Н.В. Зубаревич и другие Особенности человеческого капитала * различных стран и групп стран * переходного периода * трансформации институциональной среды и т.д. И.В. Соболева, Р.И. Капелюшников, Р.М. Нуреев, Е.А. Полищук, А.А.Цыренова, И. Майбуров и другие Инвестиции в человеческий капитал * рентабельность вложений * влияние образования, здоровья на накопление и отдачу человеческого капитала * взаимосвязь миграционных процессов и инвестиций в человеческий капитал Д.Нестерова, К. Сабирьянова, Е.Балацкий, И. Майбуров, И. Я. Мишучкова, Е.В. Будько и другие Человеческий капитал в неэкономических науках психологии, социологии и т.д. И.Н. Мишучкова, И. С. Бурикова, М.А. Коновалова, М. А. Пушкина, А. И. Юрьев, А. Л. Журавлев, Д.В. Ушаков и другие Человеческий капитал по типу можно разделить на отрицательный и положительный человеческий капитал, но между крайними этими состояниями есть промежуточный тип, т.е пассивное состояние: Отрицательный человеческий капитал- это какая-то часть сбережений , которая не даёт положительной отдачи от вложений в него дл общества, экономики и препятствующая развитию общества и личности в целом. Положительный человеческий капитал- это какая-то часть сбережений , которая даёт положительную отдачу от вложения в него в процессы развития и роста. Пассивный человеческий капитал- это какая-то часть сбережений, которая не участвует в развитии страны и экономики, а направлено на собственное удовлетворение потребностей. К видам человеческого капитала относят. (таблю1.3) Таблица 1.3. Виды человеческого капитала Вид человеческого капитала Характеристика Биологический капитал Ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения. Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, длительный период трудовой деятельности. Состоит из двух частей: одна часть является наследственной, другая – благоприобретенной Трудовой капитал Знания, профессиональные способности человека выполнять конкретную работу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, навыкам и опыту работника Интеллектуальный капитал Продукты творческой деятельности, изобретения, полезные модели, используемые в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода. Организационно-предпринимательский капитал Способность к выработке плодотворных бизнесидей, предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами Культурно-нравственный капитал Важен как для самого индивидуума, так и для любой фирмы и общества в целом. Все заинтересованы в формировании и приумножении человеческого капитала; затрачивают ресурсы и на поддержания здоровья, и на развитие культуры, и на содействие предпринимательству В экономике используются много подходов и методов оценки человеческого капитала. Первым и наиболее простым методом , является метод расчёта прямых затрат на одного работника. Этот метод больше предназначен для менеджеров. Они могут вычислить экономические затраты, которые осуществляет компания на своих работников, что включает оценку затрат на выплату зарплаты, налогов, охрану и улучшение условий труда. Единственным плюсом этого метода , является простота, но минусом является не вся оценка объёма человеческого капитала, так как он может не использоваться в организации. Вторым методом является метод конкурентной оценки стоимости человеческого капитала.Этот метод предназначен для расчёта ущерба наносимого предприятию, когда сотрудник уходит из неё. Третий метод перспективной стоимости человеческого капитала тесно связан с предыдущим методом. В дополнение он учитывает оценку динамики стоимости человеческого капитала в расчете на 3, 5, 10 и 25 лет. Этот метод хорошо подходит для организаций занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов. Четвёртый метод предназначен для оценки стоимости человеческого капитала на основе испытаний в сфере бизнеса. Эту оценку можно получить двумя способами: по конкретным результатам, полученным сотрудником, исходя из прибыли которую он сделал для организации, или по увеличению её активов и наиболее точным методом, основанным на концепции, которая позволяет получить оценку на базе конечных результатов, которую работник принёс фирме.[7] 1.2. Понятие, структура, факторы и источники социального капитала Социальный капитал- это совокупность психологических отношений, которые повышают материальное благосостояние индивидов и групп, не нанося ущерба субъектам экономической системы. Под социальным капиталом понимается общественный ресурс, который позволяет людям заниматься коллективной деятельностью для достижения общих целей. Если же люди разобщены, не способны договариваться и решать свои проблемы сообща, то речь идёт о его дефиците. Социальный капитал может быть открытым и закрытым. Для групп с закрытым социальным капиталом характерен малый радиус доверия (то есть выделение узкого круга людей, которым доверяют члены группы), ограниченная мораль, распространяющаяся только на членов группы, а также существование кланов с эксклюзивным доступом, преследующих гупповые цели в ущерб общественным. Сообщества с открытым социальным капиталом отличаются большим радиусом доверия, распространением универсальной морали, единой для всего общества, созданием широких коалиций, действующих в общих интересах. Городской уровень жизни подразумевает развитие именно открытого социального капитала, полезного для общества и экономики. К функциям социального капитала относят: 1. Экономическая стабильность и конкурентоспособность:на региональном и общенациональном уровнях социальный капитал формирует условия для экономического роста; социальный капитал упрощает открытие новых предприятий, помогает развиваться малому бизнесу и предпринимательству; доверие является одним из важных условий движения денежных потоков во времени. 2. Политическая активность и демократия. Уровень взаимного доверия общества сильно влияет на продолжительность и уровень демократии в стране, поэтому сделали попытку классифицировать страны в зависимости от уровня доверия и уровня развития экономики: a. В первую группу входят США, Япония и Германия как страны с саым высоким уровнем доверия в мире. b. Во вторую группу входят Китай, Италия и Франция, так как доверие поддерживается семейными структурами. c. В третью группу входят посткоммунистические страны, где уровень доверия наблюдается одним из самых низких. 3. Физическое и психическое здоровье и психологическое благополучие личности. Структура социального капитала представлена в трёх уровнях: первый - микро-уровень - это сформировавшиеся связи между людьми в эконоике. Второй - мезо - уровень - это социальные сети между различными организациями в экономике. Третий - макро - уровень - это мировые торгово-эномические отношения. (табл.2.1.) Таблица 2.1. Уровни формирования социального. Уровни формирования социального капитала Структурный капитал Когнитивный Макроуровень Государственные институты, правовые нормы, сообщества проффесионалов. Доверие, общественный ценности и стандарты. Мезоуровень Государственные и общественные институты, бизнес-сообщества. Доверие, общественные и личные ценности. Микроуровень Внутрифирменные ценности. Доверие, корпоративные ценности и нормы. В структуре социального капитала учёные чаще всего выделяют три основных компонента: доверие между людьми, нормы гражданского поведения и общественные сети. Говорить о социальном капитале без любого из этих компонентов не имеет смысла: без доверия люди будут стараться избегать друг друга, без общих ценностей и норм совместная работа станет бременем, отсутствие вовлечённости в общественные сети затруднит начало коммуникации, Социальный капитал - это результат взаимодействия людей, доверяющих друг другу и разделяющих взгляды друг друга, особенно в том, что касается фундаментальных ценностных вопросов. Наличие социального капитала позволяет сообществам решать проблемы, опираясь на свои собственные силы. Роберт Патнэм представляет социальный капитал в виде трёхфакторной модели, где на первом месте стоят социальные нормы - это правила или нормы, призванные обеспечивать стабильность социального взаимодействия между людьми. На втором месте стоят социальные связи - это отношения основанные на связи между индивидами благодаря разным видам общения. На третьем месте стоит доверие - это отношение между людьми, содержащее уверенность и доброжелательность другого человека, с которым доверяющий находится в достаточно близких отношениях. Алехандро Портес выявляет чётыре источника капитала: Первым источником он считает - ценностную ориентацию, которая заставляет индивидов руководствоваться в своём поведении не только эгоистическими мотивами, но и сближает людей на основе моральных ценностей. Второй источник - это индивидуальное социальное взаимодействие. Этот источник образуется благодаря межличностному обмену услугами или информацией. В отличии от предыдущего источника, индивидуальное социальное взаимодействие строится на соблюдении неких правил ради достижения установленной цели. Третий источник - это ограниченная солидарность, где члены определённой группы сталкиваются с общими проблемами и в процессе начинают соблюдать установленные нормы взаимной поддержки. Четвёртый источник - это вынужденное доверие, основанное на вере в то что определённая группа людей спобрна привлечь нарушителя к ответственности. Таким образом можно сделать вывод, в современных теориях происходит упор на изучение подчастей человеческого капитала: от знаний, навыков и умений до духовной составляющей. И В последнее время появляется все больше доказательств, что социальное единство служит определяющим фактором экономического процветания и устойчивого развития общества. Социальный капитал является не просто суммой институтов, поддерживающих общество, а скорее "клеем", который удерживает вместе различные его части. В стране с развитым социальным капиталом больше шансов для самореализации её граждан. ГЛАВА 2. ОСЕБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСККОГО И СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА 2.1. Анализ влияния человеческого и социального капитала в России и его влияние на благосостояние общества. Российские исследователи сходятся во мнении о том, что человеческий капитал находится в плохом состоянии. Известный экономист Р.И. Капелюшкин считает, что в СССР состояние человеческого капитала было в разы лучше, так как уделялось большое внимание кадрам. Поэтому страна получила высококвалифицированных специалистов в той или иной сферах деятельности. В данный момент проблема формирования и развития человеческого капитала стоит одной из первых в России. На сегодняшний день человеческий капитал развит недостаточно хорошо, по сравнению с другими странами, поэтому надо искать способы его улучшения. Теперь рассмотрим как человеческий капитал влияет на благосостояние нашего общества: Во-первых, образованные люди имею меньшую вероятность безработицы, тем самым получают достойную заработную плату. Благодаря этому общество получает больше налогов. Во-вторых, как показывает статистика большинство образованных людей имеют здоровые привычки, т.е. меньше пьют, курят и больше занимаются спортом. В-третьих, образование снижает риск преступности и способствует социализации личности. В-четвертых, образование одного поколения влияет на уровень образования следующего поколения. В-пятых, благодаря более высокому уровню образования усиливается политическая активность граждан и положительно влияет на добровольную деятельность внутри сообщества. Россия сильно нуждается в жизнеспособных институтах социального партнерства в сфере занятости. В развитых рыночных экономиках именно эти институты обеспечивают устойчивые, эффективные отношения между работодателями, образовательными учреждениями и обществом, и, соответственно, достаточно быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике. В нашей стране такие институты только зарождаются. Явными минусами российских профессионально-квалификационных стандартов обусловлены, в частности, недостаточным участием работодателей в их формировании. Разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами можно объяснить отсутствием стабильных отношений между работодателями и учреждениями высшего профессионального образования. Между тем установление профессионально-квалификационных стандартов, отвечающих реальным требованиям работодателей - одно из наиболее важных в сфере воспроизводства человеческого капитала системных мероприятий. Они жизненно необходимы как для построения современной системы подготовки и переподготовки кадров, так и для подбора кандидатов на вакантные места, помощи людям в трудоустройстве. Такие стандарты играют роль языка, позволяющего понимать друг друга всем, кто так или иначе контактирует с миром профессий: абитуриентам, их родителям, руководителям учебных заведений, кадровым службам предприятий, посредникам на рынке труда. Только на основе этих стандартов удастся достаточно эффективно использовать возможности новых информационных технологий, применяемых при поиске места работы и учебы.[15] Создание эффективных механизмов финансирования воспроизводства человеческого капитала - необходимое условие прогресса в социально-трудовой сфере. Сейчас широко обсуждается проект введения "образовательных ваучеров", позволяющих гражданам самим решать, какому из заведений профессионального образования направить "персональную" долю бюджетных средств, выделяемых на образовательные нужды. Однако не следует забывать, что эффективное функционирование рынков труда и образовательно-квалификационных услуг предполагает значительно больший, чем сегодня, уровень их информационной прозрачности. Абитуриенты и студенты, их родители, работники, желающие получить новую профессию, должны иметь доступ не только к рекламным проспектам учебных заведений, но и к реальным сведениям об их кадровом составе, учебных планах и перспективах трудоустройства по их окончании. Любой человек, заинтересованный в получении такой информации, должен быть обеспечен сведениями относительно того, где и как их найти. Это намного облегчит каждому процесс профессионального "самоопределения". Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» самым лучшим сценарием для России будет переход на инновационный тип экономического развития. Для достижения поставленной цели, необходимо решать задачи наперёд, т.е. требующие от страны реализации целого ряда связанных между собой направлений и комплексов, главным из которых является определенная специализация в мировой системе хозяйствования и повышение конкурентоспособности человеческого капитала. В свою очередь, качественное развитие человеческого капитала способствует высокому уровню жизни населения и лидирующему мест у страны в мировой экономической системе. Инвестиции в человеческий капитал могут быть направлены на развитие различных активов: средства можно вложить в образование, профессиональную подготовку, здравоохранение и сферу рекреации, в обеспечение информированности и мобильности работников и т.д. Определение их экономической эффективности становится актуальной задачей сегодняшнего дня. Прежде всего, открывается путь к подсчетам совокупной факторной производительности -- общему показателю эффективности. Первые обычно оценивались в единицах текущих издержек (годовой фонд заработной платы),а вторые, как правило, в единицах накопленных запасов (объем капитала). Теория человеческого капитала переводит экономическую оценку труда на «капитальную» основу, благодаря чему появляется возможность агрегировать в едином показателе затраты труда и капитала. Однако на практике произвести подсчеты совокупной факторной производительности не так-то просто. Для этого необходимы обширная база статистических данных и построение сложной экономико-статистической модели.[5] Другим, частным показателем экономической эффективности человеческого капитала (главным образом фонда образования), аналогичным показателю фондоемкости, является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляет-ся как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции.[4] К затратам на производство человеческого капитала (к инвестициям в человеческий капитал) относятся: 1. прямые затраты, в том числе плата за обучение и другие расходы на образование, смену места жительства и работы; 2. упущенный заработок, являющийся элементом альтернативных издержек, поскольку получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов; 3. моральный ущерб, так как получение образования является трудным и часто неприятным занятием, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых. [9] Одним из способов измерения экономического вклада человеческого капитала является расчет на основе производительности труда или заработков «нормы отдачи» от инвестиций в образование. Частные нормы отдачи можно оценить, используя данные об индивидуальных издержках и заработках после уплаты налогов в течение всей жизни. В принципе такие частные нормы отдачи должны включать неденежные выгоды, связанные с удовольствием от обучения, и большим удовлетворением от работы, которое является следствием квалификации. Социальная норма отдачи должна включать широкий круг государственных и социальных издержек и выгод, связанных с инвестициями в уве6личение человеческого капитала. Однако на практике возникает много проблем при расчете полных издержек и выгод, поэтому публикуемые оценки, как правило, основаны на сравнительно узком наборе измеряемых факторов. В частности, сложно учесть влияние на заработки внутрифирменного обучения на рабочем месте, или выгод человеческого капитала, который принадлежит обществу в целом, не говоря уже о множестве неэкономических выгод. Альтернативным подходом измерения является поиск эмпирического подтверждения на основе национальных или региональных данных воздействия запаса и степени изменения человеческого капитала на уровень и темп экономического роста. В литературе представлены результаты исследований с применением как микро-, так и макро- данных.[17] Человеческий капитал может выступать в качестве интегративной основы роста предприятий в современных условиях, где он же и является фактором развития предприятия. (табл.2.1.) Таблица 2.1. Экономическая и социальная эффективность предприятий. Экономическая эффективность предприятий Социальная эффективность предприятий Внедрение новых технологий Инвестиции в знания и навыки персонала Рост производительности труда Развитие предприимчевости работников и руководителей предприятия Рост эффективности производства Продвижение персонала Рост национального богатства Оптимальная структура предприятий Качественное развитие экономики Обеспечение персонала достойной работой Таким образом, хорошее образование и профессиональная подготовка играют не малую роль в предоставлении основы для экономического роста и личного развития. Но, не надо забывать про проблемы развития человеческого капитала и то что поиски решений этих проблем осуществляются относительно медленно и недавно. Достаточно трудно сказать, когда человеческий капитал станет улучшать благосостояние нации. Это в свою очередь делает необходимостью разработки и комплекса мер, направленных на улучшение в разных областях. Социальный капитал приносит больше пользы индивидуумам и обществу, по сравнению с человеческим капиталом. Исследования социального капитала в России во многом ориентированы на поиск источников или препятствий осуществления демократических реформ в период перехода от планово-административной в экономическом аспекте и тоталитарной в социальном аспекте системы к свободному рынку и свободной демократии. Попытка связать демократические реформы с социальным капиталом основана на определении социального капитала как системы отношений между людьми, группами и сообществами, укрепляющей доверие и усиливающей действия. Было установлено влияние социального капитала на экономическое развитие общества на макроэкономическом уровне и на благосостояние индивида на микроэкономическом уровне. Далее последовал вывод о том, что если социальный капитал повышает эффективность экономического развития, то он безусловно будет способствовать и успешному функционированию плюралистической политической системы.[14] По мнению исследователей, влияние социального капитала на демократию осуществляется через три основных фактора: доверие, нормы и гражданскую вовлеченность. Особое внимание придается существованию гражданского сообщества и особенностям социального поведения, а предметом дискуссии становится оценка социального капитала в России. Препятствия на пути демократизации в России связывают с отсутствием, либо неразвитостью тех форм гражданской активности, сплоченности и взаимодействия, которые типичны для обществ с развитым демократическим строем.[18] Демократическому объединению общества должны служить прочные межличностные связи, организационные формы участия в общественной деятельности и положительное отношение к гражданской активности. Однако, по мнению некоторых зарубежных специалистов, в России, как и в других посткоммунистических странах, гражданские традиции были крайне слабы еще до установления коммунистических режимов, а периоды тоталитарной власти полностью разрушили даже этот ограниченный запас социального капитала. За последние годы сложилось отношение недоверия к правительству и общественным организациям, большинство населения испытывает негативное или нейтральное отношение к любым формам гражданской активности, то есть проявляется противоречие, когда при недовольстве реалиями сегодняшней жизни народ демонстрирует миру удивительную "типично русскую" покорность судьбе и долготерпение. На этом основании ряд авторов скептически оценивают социальный капитал в России и связанную с ним перспективу осуществления демократических реформ.[2] Вместе с тем, позиции исследователей по данному вопросу далеко не однозначны. отмечается, что существование у славянских народов целого ряда традиций и обычаев, например, «толока», когда всем миром строят дом или заготавливают дрова для кого-то из односельчан, не получая за это никакой платы, кроме еды, говорит о высокой степени единения в сообществе, доверия друг к другу и готовности к взаимопомощи, что собственно и составляет сущность социального капитала. Обращаясь уже не к давнему прошлому, отмечают, что пронизывающий всю советскую социально-экономическую систему «блат» фактически це....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: