VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение качества человеческого капитала

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009361
Тема: Повышение качества человеческого капитала
Содержание
       
     Качество государственного стратегического планирования (управления) во многом предопределяет возможность перехода к новой модели экономического роста, в основе которой факторами роста являются стимулирующая деловую активность институциональная среда и человеческий капитал (с.274)
     
      Тема повышения качества человеческого капитала стала одной из ключевых на Российском инвестиционном форуме Сочи-2017. Развитие этого направления становится критически важным фактором инвестиционного процесса и экономической активности в стране.
     
      ем не менее, России необходимо определить внутренние приоритеты в сфере производства человеческого капитала, выделить «точки роста», которые должны быть поддержаны даже в условиях жесткой бюджетной ситуации, продолжить оптимизацию систем образования и здравоохранения.
     
Несмотря на то, что органы го-
сударственной власти признают значимость человеческого капитала, в России
нет четкой стратегии развития человеческого капитала. Цели по формированию
конкурентоспособного человеческого капитала в России носят декларативный
       характер.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
     1.1 Теоретико-методологические основы исследования человеческого капитала
     В современных условиях постиндустриального общества важнейшим фактором устойчивого развития организации, региона, страны становится человеческий капитал. 
     Важнейшим фактором экономического роста и конкурентоспособности  в развитых странах выступают инвестиции в человеческий капитал. Главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки. В "Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" инновационное развитие должно обеспечиваться не благодаря нефтегазовой отрасли, а усилению составляющей роста связанной с разработкой инноваций и повышением качества человеческого капитала. Стоить обратить внимание и на то, что во всех вариантах прогноза заложен рост расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение, культура). Это говорит о понимании роли человеческого капитала в экономическом росте страны.
     Современная концепция человеческого капитала включает в себя наиболее рациональные элементы неоклассического и неокейнсианского направлений экономической науки. 
     Первым экономистом, исследовавшим вопросы в области оценки производительных способностей человека и их значения в экономическом развитии, был основоположник классической политической экономии У. Петти. Он выделил население, людей, обладающих живыми действующими силами, как главный источник богатства страны. Также У.Петти попытался оценить денежную стоимость производительных качеств человеческой личности, предложил метод подсчета ценности каждого человека и потерь, которые имеет страна от смерти людей. Им были исследованы категория  стоимость и ценность не только созидательных качеств человека как таковых, а в целом самого человека. По мнению ученого общественное богатство зависит от характера деятельности людей, которую он делил на неполезные занятия и занятия, повышающие квалификацию людей 1
     В XVIII в. А.Смит  развил основные идеи своего предшественника, он разработал фундаментальные понятия экономики - «производительность труда», «производительные силы рабочих», «простой и сложный труд».  Он показал, что решающая роль в производстве богатства принадлежит работнику, его навыкам и способностям. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» писал: «приобретение… способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собою основной капитал, который как бы реализуется в его личности. Эти способности, являясь частью состояния такого лица, вместе с тем становятся частью богатства всего общества, к которому оно принадлежит»2. А расходы, которые связаны с производительными вложениями в человека, будут способствовать повышению производительности труда и возмещаются в будущем вместе с прибылью. Данная мысль является основой современной теории человеческого капитала. 
     Большое значение А. Смит уделял образованию как источнику увеличения богатства народов. По его мнению, необходимо «уделять должное внимание образованию беднейших слоев населения, чтобы предотвратить полную деградацию»3 Расходы на обучение А. Смит рассматривал как инвестиции. 
     Д.Рикардо, не менее известный классик политэкономии, был в числе первых, кто рассмотрел такие понятия, как «рабочая сила», «издержки воспроизводства рабочей силы», «затраты на образование» широких народных масс. Образование, по его мнению, имело главенствующую роль в экономическом развитии страны. А причиной всех бедствий является недостаток образования у народа, который станет значительнее счастливее при улучшении «системы управления и обучения»4.
     Ж. Сей рассматривал продуктивную работу как направленную на создание полезностей с помощью сил природы, капитала и труда. Главным критерием производительности он считал полезность, которая может быть воплощена в материальной и нематериальной форме5. Образовние рассматривал с позиций создания полезных услуг. 
     Теория воспроизводства рабочей силы К. Маркса является развитием идей представителей классической политической экономии, однако в своих работах раскрыл принципиально новые возможности в исследовании экономической роли человека. Вслед за своими предшественниками он рассматривал человека как основной капитал, основой развития которого выступали образование, накопление производственного опыта и затрат свободного времени. По мнению ученого, единственным источник стоимости - труд. К. Макс рассматривал рабочую силу как фактор, участвовавший в создании потребительской стоимости. Под рабочей силой он понимал  «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости6».
      К. Маркс утверждал, что «труд составляет исключительное достояние человека, будучи выражением общественно-полезной деятельности людей. Он требует затрат физической, умственной и нервной энергии, а человек это прежде всего «производственный фактор»7». 
     В труде «Основы политической экономии» Дж. Милль исследовал человеческий фактор. Труд, воплощенный в человеке, является производительным, а способности человека рассматривает как средство получения богатства. Дж. Милль  был не согласен с учеными, отрицавшими способности человека быть богатством из-за того, что ценные качества и производительную силу человека невозможно отделить от него и передать другому: «Мне, однако, представляется, что мастерству … рабочего, которое составляет ценное и довольно долговечное качество,  столь же неправомерно отказывать в праве называться богатством на том основании, что оно неотделимо от человека, как угольной шахте или фабрике на том основании, что они неотделимы от своего месторождения»8. 
     Представитель неоклассического направления экономической науки А.Маршал видел сходства процессов инвестирования в человеческие и неодушевленные вещественные активы. Способности и личные качества он обозначил как непередаваемые блага. Понятие «человеческий капитал» заменяет «личным капиталом»: «мотивы, побуждающие человека накапливать личный капитал как вложения в образование его сына, схожи с теми, которыми подчиняется накопление капитала для его сына»9.
      Еще один представитель неоклассической политэкономии П. Самуэльсон полагал, что капиталом для общества наряду с машинами являются и люди.  Чтобы способствовать экономическому развитию общество должно больше расходовать на образование 10.
     Л. Вальрас утверждал, что человек является «естественным и вечным капиталом. Естественным - потому, что он не произведен искусственно, вечным - потому, что каждое поколение воспроизводит себе подобных»11.
     Последующие поколения экономистов в своих трудах уже не могли оспорить вывод, что совершенствование способностей человека представляет собой накопление капитала.
      В 60-х гг. ХХ века теория человеческого капитала стала самостоятельным разделом экономического анализа благодаря работе американских экономистов Г.Беккера и Т.Шульца. Научная общественность по достоинству оценила научные исследования, за вклад в теорию человеческого капитала были присуждены две Нобелевские премии Т.Шульцу12 в 1979 г. и Г.Беккеру13 в 1992 г..  Теория человеческого капитала могла учесть все изменения, происходящие в обществе под влиянием научно-технической революции, могла оценить роль человека в новых реалиях, поэтому он сразу стала востребована.
     Т. Шульц в 50-е годы ХХ века впервые ввел в научный оборот понятие «человеческий капитал» как производительный фактор. Он исследовал положение бедных слоев населения в неразвитых странах, и пришел к выводу, что улучшить их благосостояние могут не земля, техника, а знания. Ученый писал: «человеческие способности являются или врожденными, или же приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, обусловливающих его врожденные способности. Приобретенные человеком ценностные личностные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом»14. По мнению Т.Шульца, человеческий капитал является «формой капитала», потому что «является источником будущих заработков или будущих удовлетворений или и того и другого вместе», а «человеческий», потому что является «составной частью человека»15.
     Работа Г. Беккера «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ»16 стала основой для всех последующих исследований человеческого капитала, и была признана классикой современной экономической науки. Итак, он рассматривает человеческий капитал как совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которых способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества)17.  «Расходы на образование, профессиональную подготовку работника на рабочем месте или в специализированном учебном заведении, затраты на здравоохранение - все это именно вложения в человеческий капитал, который представляет собой такую же неотъемлемую часть национального богатства, как заводы, фабрики, жилые дома, оборудование и прочие виды так называемого физического капитала»18.
     Г. Беккер разделил инвестиции в человеческий капитал на общие и специальные19. Специальными он называл инвестиции в специальную подготовку, которая формирует специфические элементы человеческого капитала, представляющие ценность только одной конкретной фирмы. 
     Но не все ученые были согласны с выдвинутой Г. Беккером и Т. Шульцем теорией. В 1970-е гг. теория человеческого капитала подверглась атакам со стороны  "теории фильтра" (среди ее авторов известные экономисты и социологи А.Берг20, М.Спенс21, К.Эрроу22). Согласно ей образование ничто иное как механизм, который сортирует людей по их способностям. Информация об этом достается фирмам даром, помогая отбирать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. Более высокая производительность связана не с полученным работником образованием, а с их личными способностями, которые существуют помимо него и которые оно делает явными. Теория фильтра не ставит под сомнение обладание дипломом для отдельного человека. Но для общества в целом содержание такого дорогостоящего сигнального устройства, как система образования, заведомо неэффективно, поскольку известны намного более простые и дешевые методы проверки деловых качеств23. 
     По моему мнению, аргументы теории фильтра недостаточно убедительны. Даже в качестве средства отбора образование может содействовать повышению эффективности, помогая будущим работникам, не имеющим достаточно информации о собственных возможностях, узнавать себя лучше и находить в экономической системе подходящие для себя ниши. 
     
     Теперь следует обратиться к вопросу исследования теории человеческого капитала в отечественной науке. Русская экономическая школа долгое время не использовала понятие «человеческий капитал», а исследовала лишь отдельные элементы теории человеческого капитала, такие как образование. Еще в 1885 году проблема значения образования для экономического роста страны обратила на себя внимание группы ученых Императорского Московского университета под руководством академика И. Янжула. В Москве проходил Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, где и обсуждалась данная проблема. Исследования ученых были объединены в сборнике «Экономическая оценка народного образования». К основным идеям сборника относятся: «грамотность и умственное развитие работников поднимают производительность труда; затраты на образование представляют собой непосредственное удовлетворение насущнейшей потребности страны в интересах прогресса ее производства; богатство и процветание России зависит от качества и уровня образования ее народа»24.
     В 1924 г. С. Струмилин выпустил статью «Хозяйственное значение народного образования», в которой дал количественную оценку факторов образования для экономического развития. В работе им были проведены расчеты эффективности всеобщего обучения по 10-летнему плану реформы образования в РСФСР25. Он доказал, что высшее образование дает прирост квалификации в 2,8 раза больше, чем соответствующий по продолжительности трудовой стаж. С. Струмилин пришел к выводу, что экономическая эффективность высшего образования меньше, чем начального и среднего26.
     В ходе рыночной трансформации экономики появилось серьезное восприятие российскими учеными теории человеческого капитала. Обобщив опыт западных ученых, они разработали собственные подходы к изучению человеческого капитала. 
     По мнению М. Критского человеческий капитал является новой силы общественного прогресса, представляет собой единство непосредственного труда и интеллектуальной деятельности. Он определяет человеческий капитал как «принципиально новую форму человеческой жизнедеятельности, выступающей по отношению к предшествующим формам как всеобщая, ассимилирующая предшествующие формы и восстанавливающая нарушенное единство производителя и потребителя»27.
     Изучив эволюцию взглядов на сущность и роль капитала, М. Критский сделал вывод о перемещении сущности капитала, от «сугубо вещной трактовки к нематериальным концепциям». Исходная роль человеческого капитала изменяет положение и значение материальных активов, рассматриваемых как материализация общественных сил, знаний, интеллекта, науки, культуры. Предпринимательская деятельность рассматривается как особый вид человеческого капитала по открытию новых потребностей, способов и средств их удовлетворения, утверждению новых форм жизнедеятельности. Он разработал методы оценки величины индивидуального человеческого капитала по стадиям его движения и метод оценки совокупного человеческого капитала страны28.
     По мнению ученых, под руководством Абалкина Л.И. изучающих проблему стратегического развития России, человеческий капитал представляет собой сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход29. Таким образом именно новые знания, полученные работниками и осваиваемые в будущем в процессе образования, профессиональной подготовки и переподготовки способствуют социально-экономическому прогрессу. Человеческий капитал развивается благодаря научно-образовательному комплексу, системе здравоохранения, сферам, связанным с  формированием условий жизни и быта.
     И. Ильинский определяет человеческий капитал как совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека30. По его мнению основными элементами человеческого капитала являются капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, а формируется он в результате инвестиций в его составляющие.
     По мнению С. Курганского человеческий капитал представляет собой  меру «сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком способностей и качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов»31.
     Большинство российских ученых согласны с формулировкой определения человеческого капитала С. Дятлова: «Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, такое целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, такое увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования, увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить»32. 
     Однако некоторые отечественные специалисты в человеческий капитал кроме производительных качеств индивидов и способности получать доход включают мировоззренческие, гуманитарные и психологические свойства человека. По мнению Марцинкевича В. и Соболевой И. личностные качества человека такие, как активность, ответственность, характер, честность, коллективизм, коммуникабельность, совесть, сострадание становятся все более необходимыми и производительными33. 
     Итак, на основе исследования трудов зарубежных и отечественных ученых и их сравнительного анализа, можно дать авторское определение понятия человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой имеющийся у человека запас, здоровья, способностей, личных качеств, мотиваций и сформированные в результате инвестиций в него знания, навыки, профессиональный опыт, качественное и целесообразное использование которых приводит к повышению эффективности производства и производительности труда, и как следствие к росту заработков человека, предприятия, страны и всего общества34. Человеческий капитал является основополагающим фактором экономического роста страны в целом, предприятия и отдельного человека. 
     
     1.2 Инвестиции в человеческий капитал: виды, динамика, эффективность
     Путь перспективного развития России, согласно Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года., полностью связан с переходом российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Центральное место среди приоритетных направлений развития страны отводится развитию человеческого капитала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой ? повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Формирование, улучшение человеческого капитала достигается благодаря развитию его компонентов в результате инвестиций. Инвестиции в человека представляют собой все виды затрат (материальные затраты, затраты времени и труда), которые могут быть оценены в денежной или другой форме, носят целесообразный характер, обеспечивают улучшение экономических способностей людей, что ведет к росту в будущем отдачи и дохода человека, фирмы, общества. Дополнительные инвестиции в образование, развитие человека, его здоровье, осуществляемые регулярно в процессе использования человеческого капитала будут способствовать совершенствованию качественных и количественных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.
     Основным инструментом развития человеческого капитала является инвестирование, с расчетом на компенсирование в будущем. Основными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности:
     1. Образование. Оно состоит в получении высшего образовании, в последующем его продолжении. Структуру образования в России составляют: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. Общее образование является обязательным и формирует базовые знания, необходимые для приобретения профессионального образования. В настоящее время выделены следующие уровни: среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование – бакалавриат и магистратура; высшее профессиональное образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура). Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, повышение уровня знаний, умений и навыков человека, подготовку по месту работы , являются основным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование и профессиональная подготовка, обогащая человека знаниями и умениями, увеличивают объем человеческого капитала.
     2. Здравоохранение и питание. Хорошее здоровье предполагает расходы на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жизненных условий. Различного рода услуги по охране здоровья представляют собой капиталовложение, поскольку охрана здоровья и организация питания помогают сохранить здоровье, снижают заболеваемость и смертность, увеличивают отдачу от труда и, тем самым, помогают сохранить здоровье, влияют на возможности восприятия инвестиций в образование, повышают работоспособность человека и удлиняют срок его жизни.  В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определено как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», закреплен принцип ответственности правительств за здоровье своих народов, а так же обозначена необходимость «соответствующих мероприятий социального характера в области здравоохранения»35 .
     3. Обучение. Оно может быть профессиональным, т. е. направленным на приобретение знаний и навыков в области профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений для определенного вида работы или учреждения. Обучение может проводиться как в процессе работы, так и в отрыве от нее – на специальных курсах. 
     4. Миграция и поиск работы . К инвестициям, связанным с мобильностью, относят затраты, связанные с получением и распространением информации о возможностях наиболее рационального приложения имеющегося человеческого капитала; затраты на привлечение работников в организацию; затраты, связанные с внутрифирменной мобильностью работников; затраты, связанные с мобильностью носителей человеческого капитала на внешнем (по отношению к организации) рынке труда Расходы на миграцию и поиск информации о ценах и доходах способствуют повышению мобильности, перемещению рабочей силы туда, где труд лучше оплачивается. Миграция рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, поскольку переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию компетенций человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда. 
     Человеческий капитал может рассматривать в рамках различных экономических уровней, таких как
     1. Уровень индивида, семьи: индивидуальный человеческий капитал, который представляет собой компетенции, личные качества и характеристики индивида (физическое и психическое здоровье; знания, умения, навыки; способности; уровень нравственности, образование; трудовая мобильность, лидерство), приобретаемые человеком в процессе учебы, профессиональной подготовки, практического опыта, а также врожденные достоинства, с помощью которых он может получать доход и удовлетворять свои потребности. Индивидуальный человеческий капитал включает в себя инвестиции на получение образования и поддержание здоровья, которые способствуют  увеличению продуктивности и повышению качества человеческого капитала. Формирование такого капитала происходит на протяжении всей жизни человека. Так называемая «личная стоимость» человека растет по фазам его жизнедеятельности, используются с целью повышения производительности труда, приводит к увеличению доходов и мотивирует его производить личные инвестиции в развитие собственных компетенций. К основным элементам индивидуального человеческого капитала относятся капитал здоровья, капитал образования, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский капитал. 
     Таким образом, человеческий капитал индивида– это совокупность инвестиций, вложенных в развитие конкретной личности, в качестве которых могут выступать материальные, финансовые, образовательные, воспитательные, духовные, нравственные – все то, что направляется на развитие личности сначала в семье, затем – в дошкольном образовательном учреждении, далее – в школе, университете, на рабочем месте и иных дополнительных сферах деятельности.
     К индивидуальному человеческому капиталу относим и человеческий капитал детей, формируемый в семье.  Составляющие человеческого капитала ребенка приобретаются и увеличиваются по мере инвестиций родителей в своего ребенка. Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида, а инвестиции в него служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. Вложения семьи в  воспроизводство носителей человеческого капитала включают денежные затраты на детей (на образование, питание, одежду, жилье, поддержание детского здоровья) и неденежные (затраты сил, времени, здоровья родителей, эмоциональные издержки, ограничение личной свободы и возможностей развития, особенно профессионального).
     По мнению Беккера воспитание детей аналогично другим инвестиционным решениям, которые осуществляют родители36. Дети рассматриваются как «блага длительного пользования», а для родителей они являются источником удовлетворения их потребностей. Однако их содержание и воспитание требует высоких затрат, которые имеют тенденцию к возрастанию по мере развития общества. В данных условиях семья ведет себя как рациональный инвестор, а время родителей, затраченное на воспитание детей, рассматривается как ключевой экономический ресурс. По мнению Г. Беккера, «родительские инвестиции в ребенка являются гораздо более важным источником формирования запаса капитала в экономике, чем наследство или накопление физического капитала в течение жизненного цикла».37  В таблице 1 рассмотрим формирование человеческого капитала детей в возрасте до 17 лет.
     Таблица 1 – Формирование человеческого капитала детей в возрасте до 17 лет 38

2013
2014
2015
Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста (0 - 6 лет), %
65,1
63,7
64,0
Доля детей в возрасте 3-16(18) лет, посещающих дополнительные образовательные (развивающие) занятия, в том числе на бесплатной основе (в процентах к общему числу детей в соответствующем возрасте, в процентах к общему числу детей, посещающих дополнительные образовательные (развивающие) занятия)
93,8
-
57,8
Доля детей в возрасте 0-17 лет, прошедших медицинские профилактические осмотры, от общей численности детей данного возраста, %
81,5
81
84,4
Процентное изменение численности детей по сравнению с 2010 г. в возрасте до 14 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, %
21,0
27,4
34,0
Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными образовательными учреждениями от численности детей в соответствующем возрасте, % 
63,0
64,6
66,2
Охват детей в возрасте 4 - 6 лет дошкольными образовательными учреждениями от численности детей в соответствующем возрасте, %
86,3
89,9
90,9
Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек
105
106
106
Охват детей общим образованием, осваивающих программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, к численности детей в возрасте 7-17 лет, %
100,2
100,8
100,5
Охват детей программами дополнительного образования от численности детей в возрасте 5 - 18 лет, %
43,4
45,3
49,6
Доля зарегистрированных пользователей в возрасте до 14 лет в общей численности зарегистрированных пользователей общедоступных библиотек, %
32,8
33,2
35,2
Доля посетителей в возрасте до 18 лет в общей численности получивших экскурсионное обслуживание посетителей музеев
51,2
50,9
42,5
Число зрителей на мероприятиях для детей, проводимых театрами  % к предыдущему году
57,9
57,5
58,1
     Недостаточные вложения в детей семьями могут отрицательно сказаться на экономическом развитии страны в перспективе, так как общество лишает себя самого важного достояния – высокоразвитых человеческих ресурсов, полноценного человеческого капитала. 
     2. Микроуровень (уровень предприятия): корпоративный человеческий капитал, представляющий собой накопленный особенный и индивидуальный человеческий капитал, ноу-хау, интеллектуальный капитал, особенные управленческие и интеллектуальные технологии, включая компьютерные и информационные разработки, повышающие конкурентоспособность компании. Представители бизнеса в России начали осознавать, какой мощный потенциал для экономического роста представляет собой персонал, как носитель человеческого капитала, и более охотно осуществляют расходование средств его развитие. Фирмы как правило являются одним из самых эффективных производителей человеческого капитала, так как владеют условиями для подготовки персонала, обладают информацией о более перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Предприятия организовывают курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов, несут расходы при лечении и профилактике заболеваний своих сотрудников. Однако предприятия инвестируют только до тех пор, пока их вложения приносят доход через повышение производительности труда. И даже несмотря на то, что инвестиции в человеческий капитал со стороны предприятия рискованны, так как квалифицированный специалист в условиях конкуренции может перейти на другое предприятие, все-таки предприятия выделяют средства на обучение своих сотрудников, повышая уровень их образования и уровень профессиональной подготовки.  Затраты организаций на рабочую силу - это сумма вознаграждений в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, расходы организаций, связанные, в частности, с обеспечением работников жильем, профессиональным обучением, культурно-бытовым обслуживанием, социальной защитой, включая расходы на пенсионное, медицинское и другие виды страхования, командировочные расходы, а также налоги и сборы, связанные с использованием наемной рабочей силы39.
     Таблица 2 – Динамика уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу40

Среднемесячные затраты на рабочую силу, руб
Затраты на рабочую силу
Из них, в % к итогу



Заработная плата
расходы




По обеспечению жильем
На соц. защиту
На проф. обучение
На культурно-бытовое обслуживание
прочие
2000
4358,6
100
65,8
0,7
29,4
0,3
1,1
2,7
2002
7644,0
100
71,8
0,5
24,4
0,3
1
2
2005
13336,7
100
76,6
0,4
19,6
0,3
0,7
2,4
2007
20683,1
100
77,9
0,3
18,5
0,3
0,5
2,5
2009
25590,4
100
78,1
0,3
18,4
0,3
0,4
2,5
2013
45870,2
100,0
75,4
0,2
21,5
0,3
0,3
2,4
     Вкладывая в своих работников предприятия стремяться максимизировать трудовую отдачу, увеличить производительность труда, уменьшить потери рабочего времени и тем самым укрепить свои конкурентные преимущества. Происходит процесс кругооборота: собственно человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. 
     3. Мезоуровень - вклад региона в уровень здоровья, образования, профессиональной подготовки и компетентности населения. Регион является локальным социокультурным пространством, и с него необходимо начинать строить инновационную макросистему. Наибольшее влияние на формирование и развитие человеческого капитала оказывают органы государственной власти регионального уровня посредством  реализации  в регионе социально-экономической политики, учитывающей особенности конкретного региона. Если проанализировать структуру расходов консолидированного бюджета Ростовской области в 2016 году, то можно сделать вывод, что возросли затраты на физическую культуру и спорт (36,9%), национальную оборону (24,8%), охрану окружающей среды (15%), культуру и кинематографию (9,4%), по сравнению с 2015 г в меньшей степени выросли расходы на здравоохранение (1%), решение общегосударственных вопросов (2,2%), национальную экономику (5%), социальную политику (6%), а уменьшились на правоохранительную деятельность (-33,6%), жилищно-коммунальное хозяйство (-10,1%), образование (-6,8), средства массовой информации (11,1%), (таблица 4). 
     Таблица 4 – Расходы консолидированного бюджета Ростовской области за 2013-2016 гг. (млн.руб. и % к предыдущему г.)41
Наименование показателей
2013
2014
% к 2013
2015
% к 2014
2016 
% к 2015
Общегосударственные вопросы
11050,04
12102,9
109,5
12734,72
105,2
13015,38
102,2
Национальная оборона
90,2028
91,7092
101,7
89,8264
97,9
112,1125
124,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
1333,621
1523,24
114,2
2056,792
135,0
1365,848
66,4
Национальная экономика
27132,53
25257,52
93,1
30147,43
119,4
31654,92
105,0
Жилищно-коммунальное хозяйство
12222,39
13622,24
111,5
11616,47
85,3
10443,64
89,9
Охрана окружающей среды
191,4335
192,2219
100,4
357,363
185,9
410,8379
115,0
Образование
49116,25
54210,91
110,4
55800,47
102,9
52009,66
93,2
Культура и кинематография
4919,248
5398,367
109,7
5254,658
97,3
5747,827
109,4
Здравоохранение
23273
24704,93
106,2
25903,31
104,9
26166,47
101,0
Социальная политика
32273,81
35204,52
109,1
35698,28
101,4
37845,23
106,0
Физическая культура и спорт
1892,621
2231,57
117,9
2419,893
108,4
3313,1
136,9
Средства массовой информации
473,725
534,4488
112,8
462,4841
86,5
411,1984
88,9
Обслуживание государственного и муниципального долга
576,6201
1378,066
239,0
2855,467
207,2
3863,015
135,3
     Повышение эффективности использования человеческого капитала региона невозможно без повышения эффективно.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44