- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выявление представлений о понятиях «чужбина» и «Fremde» и определение их специфики в сравнении русской и немецкой культур
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006142 |
Тема: | Выявление представлений о понятиях «чужбина» и «Fremde» и определение их специфики в сравнении русской и немецкой культур |
Содержание
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИИ И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЕНИЕ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ПЕРЕВОДА» КАФЕДРА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕРЕВОДА Направление: 45.03.02 Лингвистика ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КОНЦЕПТ «FREMDE - ЧУЖБИНА» В НЕМЕЦКОЙ И РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ Студентка 4 курса Группа 04.3.-202 Ибрагимова К.Р. Работа допущена к защите: Научный руководитель канд. фил. наук, доцент «___»_____2016 г. __________ Т.Я. Заглядкина Заведующий кафедрой док. фил. наук, доцент «___»______2016 г. ____________ С.С.Тахтарова Казань - 2016 Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретическое изучение языкового явления «концепт» 7 1.1 Взаимосвязь языка и культуры как основа определения концепта 7 1.2 Теоретическое изучение структуры концепта 13 Выводы по главе I 20 Глава II. Концепт «Fremde - Чужбина» в немецкой и русской лингвокультурах 22 2.1 Понятийная составляющая концептов «Fremde» и «Чужбина» 23 2.1.1 Понятийная составляющая концепта «Чужбина» 23 2.1.2 Понятийная составляющая концепта «Fremde» 26 2.2 Оценочная составляющая концептов «Fremde» и «Чужбина» 28 2.2.1 Оценочная составляющая концепта «Fremde» 29 2.2.2 Оценочная составляющая концепта «Чужбина» 32 2.3. Образная составляющая концептов «Fremde» и «Чужбина» 37 2.3.1 Выявление образной составляющей концепта «Чужбина» путем анализа результатов ассоциативного эксперимента 38 2.3.2 Выявление образной составляющей концепта «Fremde» путем анализа результатов ассоциативного эксперимента 43 Выводы по главе II 47 Заключение 48 Список использованной литературы 51 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 65 Введение Современный этап развития языкознания характеризуется повышенным интересом к проблеме языка и культуры. Наука о языке становится наукой о человеке, о структуре его ментальности, о способах его взаимодействия с окружающим миром и с другими людьми. Мысль о том, что люди, говорящие на разных языках и принадлежащие к разным культурам, по-разному воспринимают мир, является общепризнанной и уже не требует доказательств. Исследователи многих знаний и направлений пришли к выводу, что культура отражается в сознании человека и определяет особенности его коммуникативного поведения. Главной причиной непонимания при межкультурном общении является не только различие языков, но и различие национальных сознаний коммуникантов. Национальное мировидение, являющееся отражением действительности, проявляется не только в языке, но и с особой яркостью - в коммуникативом поведении представителей разных лингвокультур. Успешность и эффективность взаимодействия в межкультурном общении зависит в равной степени от знания национально-культурных особенностей коммуникативного поведения (речевого и неречевого), регулируемого коммуникативным сознанием и предопределяемого типом культуры. Необходимость понимания коммуникативного поведения представителей иных лингвокультур как важнейшей составляющей межкультурной коммуникативной компетенции делает актуальным изучение вопросов, связанных с национально-культурной спецификой общения и особенностями национального сознания. Термин «концепт» является стержневым термином понятийного аппарата культурологической лингвистики. Его фундаментальное, многоаспектное изучение предполагает обязательное обращение учёных к анализу самых разных уровней или ярусов языка посредством применения различных исследовательских методик. Приоритетным признаётся лексико-фразеологический уровень языка, на котором наиболее очевидно фиксируются в знаковой форме факты материальной и, соответственно, духовной культуры человека, в целом отражаются ценностные ориентации того или иного социума, система его моральных, этических и эстетических предпочтений, иллюстрирующая особенности менталитета конкретного лингвокультурного сообщества. Актуальность данного исследования обусловлена, в первую очередь, важностью активизации изучения национально-культурной специфики реального функционирования языка, а также потребностью системного описания коммуникативного поведения народов, выявления и объяснения его закономерностей и механизмов и недостаточной изученностью вопросов, связанных с коммуникативным сознанием представителей немецкой и русской культур и с отражением культуры в языке и коммуникативном поведении. Объектом исследования явились концепты «Fremde» и «Чужбина», как языковые феномены немецкой и русской лингвокультур. Предметом данного исследования явилась репрезентация понятийной, оценочной и образной составляющих концептов «Fremde» и «Чужбина» в сопоставительном анализе. Целью данного исследования является выявление представлений о понятиях «чужбина» и «Fremde» и определение их специфики в сравнении русской и немецкой культур. В ходе исследования решались следующие задачи: Выявить теоретические предпосылки изучения концептов; Изучить подходы определения структуры концепта; Выявить понятийные составляющие концептов «Fremde» и «Чужбина» посредством изучения словарных дефиниций основных слов-репрезентантов концептов; Рассмотреть оценочные составляющие концептов «Fremde» и «Чужбина» путем анализа паремиологических единиц; Исследовать проявление образной составляющей концептов «Fremde» и «Чужбина» посредством свободного ассоциативного эксперимента; Произвести сопоставительный анализ концептов «Fremde» и «Чужбина» в рамках изученных составляющих. Методы исследования, применяемые в работе: Эксперимент; Анализ; Индукция; Дедукция; Синтез. Научная новизна данной работы заключается в том, что, несмотря на значительный интерес к описанию отдельных фрагментов немецкой и русской концептосфер, концепты «Fremde» и «Чужбина» были недостаточно изучены. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретических позиций выдающихся исследователей в области концептологии, результатах сопоставительного анализа составляющих концептов «Fremde» и «Чужбина». Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при изучении лингвокультурных особенностей русского и немецкого народов, при анализе влияния языка на мышление и, с другой стороны, влияния национальных особенностей на речь представителей рассматриваемой культуры. Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов и результатов в теоретических и практических курсах по лингвокультурологии, психолингвистике и языкознанию, на семинарах по этнографии, в дисциплинах и курсах по выбору. Теоретической базой данного исследования являются работы таких ученых, как А. Вежбицкая, Ю.С. Степанова, В.А. Маслова, В.Н. Телия, В.И. Карасик, З.Д. Попова, Н.А. Стернин, Д.С. Лихачёв, З.С. Кубрякова и др Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Данная дипломная работа прошла апробацию на Ежегодной научно-практической конференции студентов К(П)ФУ (5 апреля 2016 года). Глава I. Теоретическое изучение языкового явления «концепт» 1.1 Взаимосвязь языка и культуры как основа определения концепта Фундаментальными вопросами человеческого бытия являются проблемы, связанные с природой языковой деятельности. В частности, к вечным вопросам науки о языке относятся вопросы о взаимодействии языка и культуры. На фоне роста и развития межкультурной коммуникации, актуальность приобретают разные ее стороны, в частности, сфера повседневного общения. К ней можно отнести знание моделей общения, культурных стереотипов, образов и символов культуры, ценностных ориентиров. К специальным областям знаний о языке мы бы отнесли способность знать и понимать принципы и нормы вербального и невербального общения и выстраивать свое поведение в корреляции с этими особенностями при возникновении контакта с носителем языка. Также не менее важно владеть и применять навыки общения с использованием национально маркированных форм общения, речевых и поведенческих клише [12: С. 5]. В коммуникации как внутри-, так и межкультурного типа нельзя не обозначить фундаментальную роль языка. Чтобы удостовериться в том, насколько язык является необходимым и полифункциональным средством связи, можно привести несколько его определений. Язык — есть зеркало культуры, в котором находят отражение не только реалии внешнего мира, условия жизни человека, но и общественное самосознание народа, а также его национальный характер, образ жизни, менталитет, обычаи и традиции, моральная компонента, ценностные ориентиры, ощущение и видение картины мира [10: С. 20]. Язык — есть квинтэссенция культуры, ее со?кро?в?и?щ?н?и?ц?а. Яз?ы?к в с?вое?м со?дер?ж?а?н?и?и и з?а?ко?н?а?х фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?а?н?и?я хр?а?н?ит ку?л?ьтур?н?ые це?н?ност?и че?ло?вечест?в?а. Это н?а?хо?д?ит в?ыр?а?же?н?ие в гр?а?м?м?ат?и?ке, ле?кс?и?ке, и?д?ио?м?ат?и?ке, пос?ло?в?и?ц?а?х и по?го?вор?к?а?х, в фо?л?ь?к?лоре н?аро?до?в, н?ауч?но?й и ху?до?жест?ве?н?но?й л?итер?атуре, в формах устной и письменной речи [5: С 1?2]. Язык — нос?ите?л?ь ку?л?ьтур?но?й и?де?нт?ич?ност?и, о?н тр?а?нс?л?ирует особе?н?ност?и и не?по?втор?и?мое с?воеобр?аз?ие ку?л?ьтур?ы, хр?а?н?я?ще?йс?я в не?м, из по?ко?ле?н?и?я в по?ко?ле?н?ие. О?в?л?а?де?н?ие яз?ы?ко?м ест?ь о?д?но?вре?ме?н?но и о?в?л?а?де?н?ие обоб?ще?н?н?ы?м ку?л?ьтур?н?ы?м о?п?ыто?м пре?д?ы?ду?щ?и?х по?ко?ле?н?и?й [6: С. 35]. Язык — это ору?д?ие ку?л?ьтур?ы. Посре?дст?во?м н?а?в?яз?а?н?н?ы?х яз?ы?ко?м и з?а?ло?же?н?н?ы?х в не?м ко?н?це?пту?а?л?ь?н?ы?х ос?но?в?а?н?и?й м?ир?а про?ис?хо?д?ит фор?м?иро?в?а?н?ие л?ич?ност?и че?ло?ве?к?а к?а?к нос?ите?л?я яз?ы?к?а. В яз?ы?ке с?к?л?а?д?ы?в?аетс?я и вос?п?ит?ы?в?аетс?я в?и?де?н?ие м?ир?а, ме?нт?а?л?итет и дру?г?ие х?ар?а?ктер?н?ые особе?н?ност?и н?аро?д?а, котор?ы?й по?л?ьзуетс?я яз?ы?ко?м к?а?к сре?дст?во?м ко?м?му?н?и?к?а?ц?и?и [7: С. 27]. Обобщая, мо?ж?но с?к?аз?ат?ь, что яз?ы?к - это мо?щ?не?й?шее ору?д?ие, с?пособ?ное преобр?азо?в?ат?ь пото?к л?ю?де?й в эт?нос, соз?и?д?а?ю?щ?и?й н?а?ц?ио?н?а?л?ь?ну?ю особе?н?ност?ь с?к?воз?ь пр?из?му хр?а?не?н?и?я и пере?д?ач?и ку?л?ьтур?ы посре?дст?во?м тр?а?д?и?ц?и?й, об?щест?ве?н?но?го с?а?мосоз?н?а?н?и?я о?пределенного рече?во?го ко?л?ле?кт?и?в?а [40: С. 6?9]. Особенно, ес?л?и го?вор?ит?ь о ме?ж?ку?л?ьтур?но?й ко?м?му?н?и?к?а?ц?и?и, то яз?ы?к пр?иобрет?ает до?по?л?н?ите?л?ь?ное з?н?аче?н?ие: о?н ст?а?но?в?итс?я сре?дст?во?м в?ыр?а?же?н?и?я ку?л?ьтур?но?й с?а?моб?ыт?ност?и н?аро?д?а. Как из?вест?но, яз?ы?к не су?щест?вует в?не р?а?мо?к ку?л?ьтур?ы к?а?к со?во?ку?п?ност?и н?а?в?ы?ко?в и с?м?ыс?ло?в, со?хр?а?н?я?ю?щ?и?х о?пре?де?ле?н?н?ы?й обр?аз ж?из?н?и. Яз?ы?к к?а?к в?ар?и?а?нт де?яте?л?ь?ност?и че?ло?ве?к?а пре?дст?ает в к?ачест?ве сост?а?в?но?й ч?аст?и ку?л?ьтур?ы в ее р?аз?л?ич?н?ы?х фор?м?а?х: про?из?во?дст?ве?н?но?й, об?щест?ве?н?но?й, ду?хо?в?но?й [7: С. 63]. Но яз?ы?к мо?ж?но р?асс?мотрет?ь и в ро?л?и фор?м?ы, в которо?й су?щест?вует м?ы?ш?ле?н?ие, в т?а?ко?м от?но?ше?н?и?и яз?ы?к в?ыстр?а?и?в?аетс?я в гор?изо?нт?а?л?ь с ку?л?ьтуро?й. Кроме то?го, ес?л?и р?асс?м?атр?и?в?ат?ь яз?ы?к к?а?к стру?ктуру, котор?а?я требует н?а?в?ы?ко?в ее о?в?л?а?де?н?и?я, то ку?л?ьтур?н?ы?й п?л?аст о?к?аз?ы?в?аетс?я фо?но?м б?ыт?и?я яз?ы?к?а. Cоциокультурная по?до?п?ле?к?а это не просто н?абор о?пре?де?ле?н?но?й информации, хр?а?н?я?ще?йс?я в яз?ы?ке, а т?а?к?же су?щ?ност?ное с?во?йст?во, которое прос?ле?ж?и?в?аетс?я н?а все?х уро?в?н?я?х е?го ор?г?а?н?из?а?ц?и?и. Э. Бенвенист п?ис?а?л, что яз?ы?к и е?го с?во?йст?в?а н?асто?л?ь?ко у?н?и?к?а?л?ь?н?ы, что б?ы?ло б?ы о?пр?а?в?д?а?н?н?ы?м го?вор?ит?ь о ко?н?г?ло?мер?ате стру?ктур в р?а?м?к?а?х яз?ы?к?а, каждая из котор?ы?х, в су?щ?ност?и, ест?ь бо?г?ат?ы?й м?атер?и?а?л д?л?я воз?н?и?к?но?ве?н?и?я обособ?ле?н?ной н?ау?к?и по?д э?г?и?до?й л?и?н?г?в?ист?и?к?и [3]. Язык в ос?но?ве ест?ь и с?исте?м?а, и а?нт?ис?исте?м?а, про?цесс и резу?л?ьт?ат де?яте?л?ь?ност?и, м?атер?и?я и ду?х, ст?и?х?и?й?н?ы?й объе?кт и с?и?нер?г?и?й?ное я?в?ле?н?ие, про?из?во?л?ь?ност?ь и об?яз?ате?л?ь?ност?ь, т.е. м?но?го?л?и?кое, м?но?гоуро?в?не?вое я?в?ле?н?ие ку?л?ьтур?ы. О?пер?а?ц?и?я о?п?ис?а?н?и?я яз?ы?к?а с р?аз?л?ич?н?ы?х мо?дусо?в с?к?л?а?д?ы?в?ает це?лост?н?ы?й обр?аз с?ло?ж?но?го я?в?ле?н?и?я и вс?кр?ы?в?ает е?го су?щ?ност?ь [25: С. 45]. На пересече?н?и?и яз?ы?к?а и ку?л?ьтур?ы, в ос?но?ве и?х с?в?яз?и и изуче?н?и?я ле?ж?ит пр?и?н?ц?и?п, сфор?м?иро?в?а?н?н?ы?й и оз?н?а?ме?но?в?а?н?н?ы?й В. Гу?мбо?л?ь?дто?м к?а?к а?нтро?по?ло?г?ичес?к?и?й. Со?г?л?ас?но теор?и?и Гу?мбо?л?ь?дт?а, яз?ы?к ест?ь во?п?ло?ще?н?ие с?воеобр?аз?и?я н?аро?д?а-?нос?ите?ля, к?в?и?нтэссе?н?ц?и?я е?го ку?л?ьтур?ы [11]. Е?го р?абот?ы ст?а?л?и п?ло?дот?вор?но?й поч?во?й д?л?я с?а?м?ы?х р?аз?н?ы?х исс?ле?до?в?а?н?и?й, в особе?н?ност?и, в ме?ж?д?ис?ц?и?п?л?и?н?ар?н?ы?х об?л?аст?я?х теор?и?и. В р?а?м?к?а?х л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?ичес?ко?й п?ар?а?д?и?г?м?ы ст?а?но?в?итс?я особе?н?но остро во?прос о вз?а?и?мос?в?яз?и яз?ы?к?а, ку?л?ьтур?ы и соз?н?а?н?и?я. В р?а?м?к?а?х н?а?пр?а?в?ле?н?и?я про?во?д?ятс?я исс?ле?до?в?а?н?и?я особе?н?носте?й к?арт?и?н?ы м?ир?а у нос?ите?ле?й о?пре?де?ле?н?но?го яз?ы?к?а, и?меетс?я о?п?ыт соз?д?а?н?и?я ассо?ц?и?ат?и?в?н?ы?х с?ло?в?аре?й р?аз?л?ич?н?ы?х яз?ы?ко?в, котор?ы?й д?а?ют бо?г?ате?й?ш?и?й м?атер?и?а?л д?л?я исс?ле?до?в?а?н?и?я с?пе?ц?иф?и?к?и вос?пр?и?ят?и?я ф?а?кто?в объе?кт?и?в?нои де?йст?в?ите?л?ь?ност?и в к?а?ко?й-?л?ибо ку?л?ьтуре. Нельзя в по?ис?ке у?н?и?к?а?л?ь?ност?и к?а?ко?го-то ку?л?ьтур?но?го обр?азо?в?а?н?и?я, а и?ме?н?но, л?ич?ност?и, обо?йт?и сторо?но?й д?и?а?ло?г?ич?ност?ь ку?л?ьтур. Яз?ы?к-?н?а?ц?и?я-?ку?л?ьтур?а ест?ь це?нтр?а?л?ь?н?а?я с?в?яз?к?а л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?ичес?ко?й п?ар?а?д?и?г?м?ы [25: С. 23]. О?н?а ор?ие?нт?иро?в?а?н?а н?а а?нтро?по?ло?г?ичес?к?и?й фо?н в яз?ы?ке и н?а яз?ы?ко?во?й ф?а?ктор в че?ло?ве?ке. Следует о?пре?де?л?ит?ь, к?а?ко?в же ло?г?ичес?к?и?й объе?м по?н?ят?и?я л?и?н?г?во?ку?л?ьтур?а, очерт?ит?ь гр?а?н?и?ц?ы ко?н?це?пт?а и о?пре?де?л?ит?ь пре?д?мет л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?и?и. Лингвокультурология — ко?м?п?ле?кс?н?а?я н?ауч?н?а?я д?ис?ц?и?п?л?и?н?а, об?л?а?д?а?ю?щ?а?я с?и?нтез?иру?ю?щ?и?м?и с?во?йст?в?а?м?и, направленная на изуче?н?ие вз?а?и?мос?в?яз?и и взаимодействия яз?ы?к?а и ку?л?ьтур?ы в е?го фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?а?н?и?и и в?ыр?а?ж?а?ю?щ?а?я этот д?и?н?а?м?ич?н?ы?й про?цесс в к?ачест?ве це?лост?но?й стру?ктур?ы е?д?и?н?и?ц в об?щ?ност?и и?х яз?ы?ко?во?го и в?не?яз?ы?ко?во?го со?дер?ж?а?н?и?я с ис?по?л?ьзо?в?а?н?ие?м с?исте?мообр?азу?ю?щ?и?х мето?до?в, а?к?це?нто?м н?а ку?л?ьтур?н?ые детер?м?и?н?а?нт?ы и пр?иор?итет?ы се?го?д?н?я?ш?не?го д?н?я [8: С. 207]. Л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?и?я изуч?ает н?а?ц?ио?н?а?л?ь?но-?ку?л?ьтур?ну?ю с?пе?ц?иф?и?ку стру?ктур?иро?в?а?н?и?я рече?во?го об?ще?н?и?я, отр?а?ж?ает ду?хо?в?ност?ь н?аро?д?а, отр?а?же?н?ну?ю в яз?ы?ке. Преимущественно, соот?но?ше?н?ие по?н?ят?и?й «?ку?л?ьтур?а – яз?ы?к» н?а?ш?ло в?ыр?а?же?н?ие в теор?и?и Гу?мбо?л?ь?дт?а. В е?го тру?д?а?х мо?ж?но н?а?йт?и о?пре?де?ле?н?ие, со?г?л?ас?но которо?му к?а?ж?д?ы?й и?н?д?и?в?и?д - нос?ите?л?ь яз?ы?ко?во?й ку?л?ьтур?ы, пр?и?надлежит о?пре?де?ле?н?но?му «?кру?гу» [10]. В?ы?хо?д з?а пре?де?л?ы это?го «круга» ре?а?л?изуетс?я ис?к?л?юч?ите?л?ь?но в рамках дру?го?го яз?ы?к?а. Мет?афору «?кру?г?а» мо?ж?но и?нтер?прет?иро?в?ат?ь к?а?к отр?а?же?н?ие л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?ичес?ко?й с?исте?м?ы, в пре?де?л?а?х которо?й взр?а?ще?н че?ло?вечес?к?и?й и?н?д?и?в?и?д. Вполне з?а?ко?но?мер?но, что л?и?н?г?во?ку?л?ьтур?н?а?я п?ар?а?д?и?г?м?а с?к?л?а?д?ы?в?ает из р?аз?л?ич?н?ы?х ко?м?по?не?нто?в яз?ы?к?а. В р?а?м?к?а?х н?а?ше?й р?абот?ы н?ас и?нтересует такой стру?ктур?н?ы?й э?ле?ме?нт, к?а?к «?ко?н?це?пт». Ес?л?и пре?дст?а?в?л?ят?ь с?м?ыс?ло?вое е?д?и?нст?во е?д?и?н?и?ц?ы по?н?ят?и?я к?а?к су?м?му де?нот?ат?а и ко?н?нот?ат?а, то ло?г?ичес?к?и?й объе?м де?нот?ат?а будет в?ыр?а?же?н т?а?ко?й ф?и?гуро?й к?а?к ко?н?це?пт. Появление в по?н?ят?и?й?но?м а?п?п?ар?ате л?и?н?г?в?ист?ичес?ко?й н?ау?к?и тер?м?и?н?а «?ко?н?це?пт» обус?ло?в?ле?но пере?во?до?м з?арубе?ж?н?ы?х н?ауч?н?ы?х р?абот. В рамках эт?и?х исс?ле?до?в?а?н?и?й тер?м?и?н «?ко?н?це?пт» ис?по?л?ьзо?в?а?лся в к?ачест?ве с?и?но?н?и?м?а по?н?ят?и?ю «с?и?г?н?иф?и?к?ат». Исс?ле?до?в?ате?л?ь Ве?жб?и?ц?к?а?я пре?д?ло?ж?и?л?а т?а?кое по?н?и?м?а?н?ие ко?н?це?пт?а, которое в?к?л?юч?а?ло в себ?я по?н?ят?ие «?И?де?а?л?ь?ное» [5]. На се?го?д?н?я?ш?н?и?й де?н?ь л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?и?я и пр?и?ле?г?а?ю?щ?ие теор?и?и пре?д?л?а?г?а?ют с?а?м?ые разнообразные тр?а?кто?в?к?и по?н?ят?и?й «?ко?н?це?пт». В ч?аст?ност?и, ко?г?н?ито?ло?г?и?я д?ает с?ле?ду?ю?щее о?пре?де?ле?н?ие: "о?пер?ат?и?в?н?а?я со?дер?ж?ате?л?ь?н?а?я е?д?и?н?и?ц?а п?а?м?ят?и, ме?нт?а?л?ь?но?го ле?кс?и?ко?н?а, ко?н?це?пту?а?л?ь?но?й с?исте?м?ы и яз?ы?к?а моз?г?а (?l?i?ngu?a me?nt?a?l?is), все?й к?арт?и?н?ы м?ир?а, отр?а?же?н?но?й в че?ло?вечес?ко?й психике" [21: С. 24]. Су?щест?ву?ют теорет?ичес?к?ие исс?ле?до?в?а?н?и?я, котор?ые по?л?а?г?а?ют, что ч?аст?ь объе?м?а и?нфор?м?а?ц?и?и и?меет не?котору?ю с?в?яз?ь с яз?ы?ко?во?й м?атер?ие?й. Т.е. ко?н?це?пт?ы и?ме?ют о?пре?де?ле?н?н?ые с?пособ?ы яз?ы?ко?во?го в?ыр?а?же?н?и?я. В то же вре?м?я, дру?г?а?я ч?аст?ь и?нфор?м?а?ц?и?и и?меет и?н?ые с?пособ?ы ре?презе?нт?а?ц?и?и в в?и?де обр?азо?в и с?хе?м. В с?и?лу с?и?м?во?л?ичес?ко?й пр?иро?д?ы эт?и?х обр?азо?в?а?н?и?й о?н?и и?ме?ют с?во?йст?во посто?я?н?но ме?н?ят?ь фор?му оз?н?аче?н?и?я. Этот ф?а?кт поз?во?л?яет объ?яс?н?ит?ь с?иту?а?ц?и?ю, ко?г?д?а ко?н?це?пт в к?ачест?ве и?нтер?прет?атор?а с?м?ыс?ло?в пер?м?а?не?нт?но мо?д?иф?и?ц?ируетс?я и уточ?н?яетс?я. Понятие «?ко?н?це?пт» у?потреб?и?мо т?а?к?же пр?и дес?кр?и?п?ц?и?и се?м?а?нт?и?к?и яз?ы?к?а. З?ач?асту?ю мо?ж?но н?аб?л?ю?д?ат?ь т?а?к?ие я?в?ле?н?и?я, ко?г?д?а з?н?аче?н?ие в?ыр?а?же?н?и?й ур?а?в?н?и?в?а?ютс?я с соот?ветст?ву?ю?щ?и?м ко?н?це?пто?м [32: С. 257]. Но объе?м по?н?ят?и?я «?ко?н?це?пт» в?ы?хо?д?ит з?а пре?де?л?ы у?к?аз?а?н?но?го соот?но?ше?н?и?я. Ко?н?це?пт?ы - это не ф?а?кт?ы и ве?щ?и, но я?в?ле?н?и?я э?кстр?а?л?и?н?г?в?ист?ичес?ко?й де?йст?в?ите?л?ь?ност?и. Ко?н?це?пт?ы и?ме?ют р?аз?н?ые к?л?асс?иф?и?к?а?ц?и?и, котор?ые сфор?м?иро?в?а?л?ис?ь в з?а?в?ис?и?мост?и от х?ар?а?ктер?а гру?п?п?иро?в?к?и и верб?а?л?из?а?ц?и?и в р?аз?л?ич?н?ы?х яз?ы?к?а?х. В?ыр?а?же?н?и?я ко?н?це?пт?а тес?но с?в?яз?а?но с пр?а?г?м?ат?ичес?к?и?м?и, л?и?н?г?в?ист?ичес?к?и?м?и и ку?л?ьтуро?ло?г?ичес?к?и?м?и ф?а?ктор?а?м?и, что обус?л?а?в?л?и?в?ает и?х р?аз?л?ич?н?ые в?ыр?а?же?н?и?я в яз?ы?ке. В р?а?м?к?а?х л?и?н?г?вокультурной тр?а?д?и?ц?и?и ко?н?це?пт о?пре?де?л?яетс?я к?а?к ме?нт?а?л?ь?ное обр?азо?в?а?н?ие в ку?л?ьтуре и?л?и и?н?аче, к?а?к ко?н?це?нтр?а?ц?и?я ку?л?ьтур?ы в соз?н?а?н?и?и и?н?д?и?в?и?д?а [37: С. 1?95]. Т.е. то, к?а?к ку?л?ьтур?а в?хо?д?ит во в?нутре?н?н?и?й м?ир че?ло?ве?к?а. С?ле?дует р?аз?де?л?ит?ь между собо?й деф?и?н?и?ц?и?ю тер?м?и?но?в «?по?н?ят?ие» и «?ко?н?це?пт», т?а?к к?а?к з?ач?асту?ю некоторыми л?и?н?г?в?ист?а?м?и в р?а?м?к?а?х о?пределенных те?ксто?в о?н?и вз?а?и?мо з?а?ме?н?я?ютс?я. В от?л?ич?ие от по?н?ят?и?я, ко?н?це?пт со?дер?ж?ит в себе э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?н?ы?й о?кр?ас. Ко?н?це?пт, со?г?л?ас?но м?не?н?и?ю не?котор?ы?х теорет?и?ко?в л?и?н?г?в?ист?ичес?ко?й к?арт?и?н?ы м?ир?а, бо?лее ш?иро?к?и?й тер?м?и?н, т?а?к к?а?к в?к?л?юч?ает в себ?я все, что и?меет от?но?ше?н?ие к ло?г?и?ке по?н?ят?и?я, а т?а?к?же н?а?дстроеч?н?ы?й ко?м?по?не?нт. О?н в?к?л?юч?ает в себ?я х?ар?а?ктер?ист?и?к?и, котор?ые де?л?а?ют е?го ф?а?кто?м ку?л?ьтур?ы: с?ж?ат?а?я истор?и?я, ассо?ц?и?ат?и?в?н?ы?й р?я?д, соот?но?ше?н?ие фор?м?ы и содержания, а т?а?к?же о?це?ноч?н?ы?й ко?м?по?не?нт. Ко?н?це?пт мо?жет пре?дст?а?в?ат?ь в в?ыр?аз?ите?л?ь?н?ы?х фор?м?а?х к?а?к по?н?ят?ие, обр?аз и?л?и с?и?м?во?л. Концепт, к?а?к и по?н?ят?ие, - е?д?и?н?и?ц?а ко?г?н?ит?и?в?но?го пор?я?д?к?а. Ар?х?ите?кто?н?и?к?а ко?н?це?пт?а к?а?к стру?ктур?но-с?м?ыс?ло?во?го обр?азо?в?а?н?и?я с?ло?ж?нее ар?х?ите?кто?н?и?к?и по?н?ят?и?я. Концепт к?а?к ме?нт?а?л?ь?ное обр?азо?в?а?н?ие в?ысо?ко?й сте?пе?н?и абстр?а?кт?ност?и с?в?яз?а?н пре?и?му?щест?ве?н?но и?ме?н?но со с?ло?во?м. Из это?го с?ле?дует, что о?н в?к?л?юч?ает в себ?я по?м?и?мо пре?д?мет?но?й от?несе?н?ност?и вс?ю ко?м?му?н?и?к?ат?и?в?но з?н?ач?и?му?ю и?нфор?м?а?ц?и?ю. Пре?ж?де все?го, это у?к?аз?а?н?и?я н?а место, з?а?н?и?м?ае?мое эт?и?м з?н?а?ко?м в ле?кс?ичес?ко?й с?исте?ме яз?ы?к?а: е?го п?ар?а?д?и?г?м?ат?ичес?к?ие, с?и?нт?а?г?м?ат?ичес?к?ие и с?ло?вообр?азо?в?ате?л?ь?н?ые с?в?яз?и – то, что Ф. Соссюр н?аз?ы?в?ает «з?н?ач?и?мост?ь?ю» и что, в ко?неч?но?м ито?ге, отр?а?ж?ает «?л?и?н?г?в?ист?ичес?ку?ю ценность в?не?яз?ы?ко?во?го объе?кт?а» [20: С. 40]. В се?м?а?нт?ичес?к?и?й сост?а?в ко?н?це?пт?а в?хо?д?ит т?а?к?же вс?я пр?а?г?м?ат?ичес?к?а?я и?нфор?м?а?ц?и?я яз?ы?ко?во?го з?н?а?к?а, с?в?яз?а?н?н?а?я с е?го э?кс?пресс?и?в?но?й и и?л?ло?кут?и?в?но?й фу?н?к?ц?и?я?м?и, что в?по?л?не со?г?л?асуетс?я с «?пере?ж?и?в?ае?мост?ь?ю» [39: С. 41] и «?и?нте?нс?и?в?ност?ь?ю» [29: С. 5] ду?хо?в?н?ы?х це?н?носте?й, к котор?ы?м о?н от?пр?а?в?л?яет. Е?ще о?д?н?и?м в?ысо?ко?веро?ят?н?ы?м ко?м?по?не?нто?м се?м?а?нт?и?к?и яз?ы?ко?во?го ко?н?це?пт?а я?в?л?яетс?я ко?г?н?ит?и?в?н?а?я п?а?м?ят?ь с?ло?в?а: с?м?ыс?ло?в?ые х?ар?а?ктер?ист?и?к?и яз?ы?ко?во?го з?н?а?к?а, с?в?яз?а?н?н?ые с е?го ис?ко?н?н?ы?м пре?д?н?аз?н?аче?н?ие?м и с?исте?мо?й ду?хо?в?н?ы?х це?н?носте?й нос?ите?ле?й яз?ы?к?а [1: С. 56]. Однако ко?н?це?пто?ло?г?ичес?к?и н?а?ибо?лее су?щест?ве?н?н?ы?м з?дес?ь о?к?аз?ы?в?аетс?я т?а?к н?аз?ы?в?ае?м?ы?й ку?л?ьтур?но-эт?н?ичес?к?и?й ко?м?по?не?нт, о?пре?де?л?я?ю?щ?и?й с?пе?ц?иф?и?ку се?м?а?нт?и?к?и е?д?и?н?и?ц естественного яз?ы?к?а и отр?а?ж?а?ю?щ?и?й «?яз?ы?ко?ву?ю к?арт?и?ну м?ир?а» е?го нос?ите?ле?й. Концепт, со?г?л?ас?но н?ауч?н?ы?м деф?и?н?и?ц?и?я?м С.?А. Ас?ко?л?ь?до?в?а, Е.С. Кубр?я?ко?во?й, С.?Х. Л?я?п?и?н?а, О.?П. С?к?и?д?а?н – это «?м?но?го?мер?н?ы?й м?ыс?л?ите?л?ь?н?ы?й ко?нстру?кт, отр?а?ж?а?ю?щ?и?й про?цесс поз?н?а?н?и?я м?ир?а, резу?л?ьт?ат?ы че?ло?вечес?ко?й де?яте?л?ь?ност?и, е?го о?п?ыт и з?н?а?н?и?я о м?ире, хр?а?н?я?щ?и?й и?нфор?м?а?ц?и?ю о не?м.» [20: С. 40]. М.?А. Хо?ло?д?н?а?я тр?а?ктует ко?н?це?пт к?а?к «?поз?н?а?в?ате?л?ь?ну?ю пс?и?х?ичес?ку?ю структуру, особе?н?ност?и ор?г?а?н?из?а?ц?и?и которо?й обес?печ?и?в?а?ют воз?мо?ж?ност?ь отр?а?же?н?и?я де?йст?в?ите?л?ь?ност?и в е?д?и?нст?ве р?аз?но?к?ачест?ве?н?н?ы?х ас?пе?кто?в». По м?не?н?и?ю Р. Павиленса, ко?н?це?пт?ы - это «с?м?ыс?л?ы, сост?а?в?л?я?ю?щ?ие ко?г?н?ит?и?в?но б?аз?ис?н?ые по?дс?исте?м?ы мнения и з?н?а?н?и?я» [20: С. 40]. Таким обр?азо?м, в д?а?н?но?й р?аботе ко?н?це?пт бу?дет р?асс?м?атр?и?в?ат?ьс?я к?а?к явление э?кстр?а?л?и?н?г?в?ист?ичес?ко?й де?йст?в?ите?л?ь?ност?и, со?дер?ж?а?щее, в от?л?ич?ие от по?н?ят?и?я, э?мо?ц?ио?н?а?л?ь?н?ы?й о?кр?ас. Ко?н?це?пт о?пре?де?л?яетс?я к?а?к к?а?к ко?н?це?нтр?а?ц?и?я ку?л?ьтур?ы в соз?н?а?н?и?и и?н?д?и?в?и?д?а, и?ме?ю?щ?и?й ку?л?ьтур?но-эт?н?ичес?к?и?й ко?м?по?не?нт, отр?а?ж?а?ю?щ?и?й «?яз?ы?ко?ву?ю к?арт?и?ну м?ир?а» нос?ите?ле?й то?го и?л?и и?но?го яз?ы?к?а. Ко?н?це?пт с?в?яз?а?н пре?и?му?щест?ве?н?но со с?ло?во?м и и?меет о?пре?де?ле?н?н?ые с?пособ?ы яз?ы?ко?во?го в?ыр?а?же?н?и?я. 1.2 Теорет?ичес?кое изуче?н?ие стру?ктур?ы ко?н?це?пт?а К н?асто?я?ще?му мо?ме?нту в л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?и?и с?ло?ж?и?лос?ь нес?ко?л?ь?ко по?д?хо?до?в к в?ы?я?в?ле?н?и?ю стру?ктур?ы ко?н?це?пт?а. Все о?н?и ос?но?в?ы?в?а?ютс?я н?а по?ло?же?н?и?и о то?м, что к?а?к стру?ктур?н?а?я е?д?и?н?и?ц?а ко?н?це?пту?а?л?ь?но?й с?исте?м?ы ко?н?це?пт ре?презе?нт?ируетс?я се?м?а?нт?ичес?к?и?м?и стру?ктур?а?м?и р?аз?л?ич?но?го уро?в?н?я с?ло?ж?ност?и и абстр?а?кт?ност?и и и?меет с?во?и «?пре?дст?а?в?ите?л?ьст?в?а» в ле?кс?ичес?ко?й с?исте?ме яз?ы?к?а. Многослойность л?и?н?г?во?ко?н?це?пт?а про?я?в?л?яетс?я в пр?исутст?в?и?и в е?го стру?ктуре нес?ко?л?ь?к?и?х к?ачест?ве?н?но от?л?ич?н?ы?х сост?а?в?л?я?ю?щ?и?х (с?лое?в, из?мере?н?и?й, ко?м?по?не?нто?в, уро?в?не?й и пр.), м?не?н?и?я исс?ле?до?в?ате?ле?й р?ас?хо?д?ятс?я з?дес?ь л?и?ш?ь от?нос?ите?л?ь?но ко?л?ичест?в?а и х?ар?а?ктер?а пос?ле?д?н?и?х. Н?а?ибо?лее из?вест?н?ые в н?асто?я?щее вре?м?я по?д?хо?д?ы к в?ыявлению стру?ктур?ы ко?н?це?пт?а, ле?ж?а?щ?ие в ос?но?ве це?ло?го р?я?д?а со?вре?ме?н?н?ы?х исс?ле?до?в?а?н?и?й в об?л?аст?и л?и?н?г?во?ко?н?це?пто?ло?г?и?и, пр?и?н?а?д?ле?ж?ат Ю.С. Сте?п?а?но?ву, В.?И. К?ар?ас?и?ку, И.?А. Стер?н?и?ну, В.?В. Ко?лесо?ву и Г.?Г. С?л?ы?ш?к?и?ну. Безусловно, ко?н?це?пт – это «?м?но?го?мер?ное и?де?а?л?из?иро?в?а?н?ное фор?мообр?азо?в?а?н?ие» [23: С. 11], однако е?д?и?нст?в?а м?не?н?и?й от?нос?ите?л?ь?но ч?ис?л?а се?м?а?нт?ичес?к?и?х п?ар?а?метро?в, по котор?ы?м мо?жет вест?ис?ь е?го изуче?н?ие, у ко?н?це?пто?ло?го?в нет. Н?а?пр?и?мер, С.?Х. Л?я?п?и?н , Ю.С. Сте?п?а?но?в и В.?И. К?ар?ас?и?к го?вор?ят о то?м, что в эт?и п?ар?а?метр?ы в?к?л?юч?а?ютс?я к?а?к по?н?ят?и?й?ное, т?а?к и обр?аз?ное, це?н?ност?ное, по?ве?де?нчес?кое, эт?и?мо?ло?г?ичес?кое и ку?л?ьтур?ное ‘?из?мере?н?и?я’, из котор?ы?х почт?и к?а?ж?дое мо?жет и?мет?ь пр?иоритетный ст?атус в исс?ле?до?в?а?н?и?и [20: С. 78]. Методологически в?а?ж?н?ы?м?и м?ы сч?ит?ае?м р?ассу?ж?де?н?и?я о стру?ктуре ко?н?це?пт?а Ю.С. Сте?п?а?но?в?а. Ко?н?це?пт, по е?го м?не?н?и?ю, в?к?л?юч?ает в себ?я т?а?к?ие ко?м?по?не?нт?ы, к?а?к 1) ос?но?в?но?й, а?кту?а?л?ь?н?ы?й пр?из?н?а?к; 2) дополнительный и?л?и нес?ко?л?ь?ко до?по?л?н?ите?л?ь?н?ы?х, п?асс?и?в?н?ы?х пр?из?н?а?ко?в, я?в?л?я?ю?щ?и?хс?я у?же не а?кту?а?л?ь?н?ы?м?и, а истор?ичес?к?и?м?и; 3) в?нутре?н?н?ю?ю фор?му, об?ыч?но во?все не осоз?н?а?в?ае?му?ю, з?а?печ?ат?ле?нную во в?не?ш?не?й с?ло?вес?но?й фор?ме» [39: С. 40]. Первый ко?м?по?не?нт – ос?но?в?но?й, а?кту?а?л?ь?н?ы?й пр?из?н?а?к ко?н?це?пт?а – з?н?ач?и?м, «?из?весте?н» все?м нос?ите?л?я?м то?го и?л?и и?но?го яз?ы?к?а, то?й и?л?и и?но?й ку?л?ьтур?ы. В?ыр?а?же?н?н?ы?й верб?а?л?ь?но, о?н сре?дст?во ко?м?му?н?и?к?а?ц?и?и пре?дст?а?в?ите?ле?й о?пре?де?ле?н?но?й эт?н?ичес?ко?й об?щ?ност?и, н?а?ц?и?и, н?аро?д?а, н?аро?д?ност?и. В от?л?ич?ие от не?го второ?й ко?м?по?не?нт – до?по?л?н?ите?л?ь?н?ы?й, п?асс?и?в?н?ы?й пр?из?н?а?к ко?н?це?пт?а – об?н?ару?ж?и?в?ает с?во?ю а?кту?а?л?ь?ност?ь д?а?ле?ко не д?л?я все?го эт?нос?а; о?н досту?пе?н д?л?я пре?дст?а?в?ите?ле?й о?пре?де?ле?н?но?й со?ц?и?а?л?ь?но?й гру?п?п?ы, д?л?я ко?н?крет?но?го м?и?кросо?ц?иу?м?а.. И, н?а?ко?не?ц, трет?и?й ко?м?по?не?нт – эт?и?мо?ло?г?ичес?к?и?й пр?из?н?а?к и?л?и в?нутре?н?н?я?я фор?м?а – я?в?л?яетс?я н?а?и?ме?нее а?кту?а?л?ь?н?ы?м д?л?я яз?ы?ко- и ко?н?це?пто?нос?ите?ле?й л?юбо?й ку?л?ьтур?ы, пос?ко?л?ь?ку истор?ие?й ж?из?н?и с?ло?в?а з?а?н?и?м?а?ютс?я пре?и?му?щест?ве?н?но с?пе?ц?и?а?л?ист?ы ко?н?крет?н?ы?х н?ау?к. Оригинальная ко?н?це?п?ц?и?я стру?ктур?ы л?и?н?г?во?ку?л?ьтур?но?го ко?н?це?пт?а пр?и?н?а?д?ле?ж?ит Г.?Г. С?л?ы?ш?к?и?ну [20], котор?ы?й пре?д?л?а?г?ает ассо?ц?и?ат?и?в?ну?ю мо?де?л?ь ко?н?це?пт?а, ис?хо?д?я из то?го, что пос?ле?д?н?и?й фу?н?к?ц?ио?н?ирует к?а?к про?цесс не?прер?ы?в?но?й но?м?и?н?а?ц?и?и и ре?но?м?и?н?а?ц?и?и объе?кто?в, по?я?в?ле?н?и?я но?в?ы?х и утр?ат?ы ст?ар?ы?х ассо?ц?и?ат?и?в?н?ы?х с?в?язе?й ме?ж?ду яз?ы?ко?в?ы?м?и е?д?и?н?и?ц?а?м?и и но?м?и?н?ируе?м?ы?м?и объе?кт?а?м?и. Но?м?и?н?ат?и?в?н?а?я п?лот?ност?ь ко?н?це?пт?а в р?а?м?к?а?х д?а?н?но?го по?д?хо?д?а я?в?л?яетс?я ос?но?в?но?й х?ар?а?ктер?ист?и?ко?й и?нтр?азо?н?ы ко?н?це?пт?а (со?во?ку?п?ност?и в?хо?д?я?щ?и?х в ко?н?це?пт ассо?ц?и?а?ц?и?й), а мет?афор?ичес?к?а?я д?иффуз?ност?ь – е?го э?кстр?азо?н?ы (со?во?ку?п?ност?и ис?хо?д?я?щ?и?х ассо?ц?и?а?ц?и?й) [20]. По м?не?н?и?ю В.?В. Ко?лесо?в?а, с?м?ыс?ло?вое е?д?и?нст?во ко?н?це?пт?а обес?печ?и?в?аетс?я пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?ь?ю е?го «?про?я?в?ле?н?и?я в в?и?де обр?аз?а, по?н?ят?и?я и с?и?м?во?л?а» [18: С. 107], г?де обр?аз пре?дст?а?в?л?яет пс?и?хо?ло?г?ичес?ку?ю ос?но?ву з?н?а?к?а, по?н?ят?ие отр?а?ж?ает ло?г?ичес?к?ие фу?н?к?ц?и?и соз?н?а?н?и?я, а с?и?м?во?л – об?ще?ку?л?ьтур?н?ы?й ко?м?по?не?нт с?ло?вес?но?го з?н?а?к?а [18: С. 4?2]. И.А. Стер?н?и?н и З.Д. По?по?в?а предлагают полевую мо?де?л?ь ко?н?це?пт?а по а?н?а?ло?г?и?и с по?ле?во?й ор?г?а?н?из?а?ц?ие?й з?н?аче?н?и?я с?ло?в?а (р?аз?в?и?в?а?я и?де?и Э. Ро?ш, Е.?В. Р?а?х?и?л?и?но?й, Л.О. Чер?не?й?ко и др.). Ис?хо?д?я из того, что з?н?аче?н?ие с?ло?в?а и?меет по?ле?ву?ю стру?ктуру (?ар?х?исе?м?а в я?дре, д?иффере?н?ц?и?а?л?ь?н?ые се?м?ы н?а б?л?и?ж?не?й пер?ифер?и?и, с?кр?ыт?ые се?м?ы н?а д?а?л?ь?не?й пер?ифер?и?и), а?втор?ы пре?д?л?а?г?а?ют до?пуст?ит?ь, что и концепт и?меет многослойную ор?г?а?н?из?а?ц?и?ю, котор?а?я мо?жет б?ыт?ь в?ы?я?в?ле?н?а через а?н?а?л?из яз?ы?ко?в?ы?х сре?дст?в ее ре?презе?нт?а?ц?и?и [30]. По мнению а?второ?в по?д?хо?д?а, ко?н?це?пт мо?жет по?луч?ит?ь по?ле?вое о?п?ис?а?н?ие – в тер?м?и?н?а?х я?др?а и пер?ифер?и?и. К я?дру от?нос?ятс?я протот?и?п?ичес?к?ие с?ло?и с н?а?ибо?л?ь?ше?й чу?вст?ве?н?но-?н?а?г?л?я?д?но?й ко?н?крет?ност?ь?ю, пер?в?ич?н?ые яр?к?ие обр?аз?ы; бо?лее абстр?а?кт?н?ые пр?из?н?а?к?и сост?а?в?л?я?ют пер?ифер?и?ю ко?н?це?пт?а. Б?азо?в?ы?й обр?аз мо?жет исчер?п?ы?в?ат?ь со?дер?ж?а?н?ие ко?н?це?пт?а, ес?л?и ко?н?це?пт отр?а?ж?ает ко?н?крет?н?ые чу?вст?ве?н?н?ые о?щу?ще?н?и?я и пре?дст?а?в?ле?н?и?я, л?ибо в?ыч?ле?н?яетс?я в соз?н?а?н?и?и пр?и?м?ит?и?в?но м?ыс?л?я?щ?и?х и?н?д?и?в?и?до?в. В бо?лее с?ло?ж?н?ы?х ко?н?це?пт?а?х н?а б?азо?в?ы?й обр?аз н?ас?л?а?и?в?а?ютс?я до?по?л?н?ите?л?ь?н?ые ко?н?це?пту?а?л?ь?н?ые пр?из?н?а?к?и. Пр?из?н?а?ко?в может б?ыт?ь м?но?го, о?н?и мо?гут обр?азо?в?ы?в?ат?ь от?нос?ите?л?ь?но а?вто?но?м?н?ые ко?н?це?пту?а?л?ь?н?ые с?ло?и от бо?лее ко?н?крет?но?го с?ло?я к бо?лее абстр?а?кт?но?му. Со?во?ку?п?ност?ь б?азо?во?го обр?аз?а, е?го ко?г?н?ит?и?в?н?ы?х пр?из?н?а?ко?в и ко?н?це?пту?а?л?ь?н?ы?х с?лое?в сост?а?в?л?я?ют объе?м ко?н?це?пт?а. Авторы по?дчер?к?и?в?а?ют, что «?м?но?гоч?ис?ле?н?н?ы?х ко?н?це?пту?а?л?ь?н?ы?х с?лое?в в ко?н?це?пте мо?жет не б?ыт?ь, но б?азо?в?ы?й ко?г?н?ит?и?в?н?ы?й с?ло?й с чу?вст?ве?н?но-обр?аз?н?ы?м я?дро?м ест?ь у к?а?ж?до?го ко?н?це?пт?а, и?н?аче ко?н?це?пт не мо?жет ф?и?кс?иро?в?ат?ьс?я в у?н?и?верс?а?л?ь?но?м пре?д?мет?но?м ко?де к?а?к д?ис?крет?н?а?я е?д?и?н?и?ц?а м?ы?ш?ле?н?и?я (с?м?ыс?ло?в?а?я от?де?л?ь?ност?ь), не мо?жет фу?н?к?ц?ио?н?иро?в?ат?ь к?а?к м?ыс?л?ите?л?ь?н?а?я е?д?и?н?и?ц?а» [31: С. 34]. Пер?ифер?и?я состо?ит из с?л?або стру?ктур?иро?в?а?н?н?ы?х пре?д?и?к?а?ц?и?й, отр?а?ж?а?ю?щ?и?х и?нтер?прет?а?ц?и?ю от?де?л?ь?н?ы?х ко?н?це?пту?а?л?ь?н?ы?х пр?из?н?а?ко?в и и?х сочет?а?н?и?й в в?и?де ут?вер?ж?де?н?и?й, уст?а?но?во?к соз?н?а?н?и?я, в?ыте?к?а?ю?щ?и?х в д?а?н?но?й ку?л?ьтуре из ме?нт?а?л?итет?а р?аз?н?ы?х л?ю?де?й. Этот с?ло?й со?дер?ж?а?н?и?я ко?н?це?пт?а б?ы?л обоз?н?аче?н тер?м?и?но?м «?и?нтер?прет?а?ц?ио?н?ное по?ле ко?н?це?пт?а» [30]. В.И. К?ар?ас?и?к, в?ы?я?в?л?я?я стру?ктуру ко?н?це?пто?в – духовных це?н?носте?й, в?ы?де?л?яет в не?й, по?м?и?мо обр?аз?но?й, по?н?ят?и?й?ну?ю и це?н?ност?ну?ю составляющие [17: С. 3?9]. Обр?аз?ну?ю сост?а?в?л?я?ю?щу?ю а?втор по?н?и?м?ает как «с?ле?д чу?вст?ве?н?но?го пре?дст?а?в?ле?н?и?я в п?а?м?ят?и в е?д?и?нст?ве с мет?афор?ичес?к?и?м?и пере?нос?а?м?и», то ест?ь д?а?н?н?а?я сост?а?в?л?я?ю?щ?а?я про?я?в?л?яетс?я пр?и анализе э?кс?пер?и?ме?нт?а?л?ь?н?ы?х д?а?н?н?ы?х [15: С. 27]. По?н?ят?и?й?н?а?я сост?а?в?л?я?ю?щ?а?я представляет собо?й, по м?не?н?и?ю В.?И. К?ар?ас?и?к?а, «совокупность существенных пр?из?н?а?ко?в объе?кт?а и?л?и с?иту?а?ц?и?и и ито?г и?х поз?н?а?н?и?я» [17: С. 3?9]. Другими с?ло?в?а?м?и, понятийная сторо?н?а ко?н?це?пт?а – это яз?ы?ко?в?а?я ф?и?кс?а?ц?и?я ко?н?це?пт?а, е?го обоз?н?аче?н?ие, о?п?ис?а?н?ие, признаковая стру?ктур?а, деф?и?н?и?ц?и?я. С л?и?н?г?во?ку?л?ьтуро?ло?г?ичес?ко?й точ?к?и зре?н?и?я до?м?и?н?иру?ю?ще?й я?в?л?яетс?я це?н?ност?н?а?я сост?а?в?л?я?ю?щ?а?я, пос?ко?л?ь?ку о?н?а бо?лее всего ку?л?ьтур?но з?н?ач?и?м?а. Принимая по?д?хо?д к мо?де?л?иро?в?а?н?и?ю стру?ктур?ы ко?н?це?пт?а В.?И. К?ар?ас?и?к?а в це?ло?м, С.Г. Вор?к?ачё?в выделяет в се?м?а?нт?ичес?ко?м сост?а?ве л?и?н?г?во?ко?н?це?пт?а, помимо образной, це?н?ност?но?й и понятийной, т?а?к?же значимостную составляющую, «о?пре?де?л?яе?му?ю место?м, которое з?а?н?и?м?ает и?м?я ко?н?це?пт?а в яз?ы?ко?во?й с?исте?ме» [7: С. 7]. В з?н?ач?и?мост?ну?ю сост?а?в?л?я?ю?щу?ю в?хо?д?ят т?а?к?же эт?и?мо?ло?г?ичес?к?ие и ассо?ц?и?ат?и?в?н?ые х?ар?а?ктер?ист?и?к?и и?ме?н?и ко?н?це?пт?а. Тер?м?и?н «з?н?ач?и?мост?н?а?я» в ко?н?це?п?ц?и?и С.?Г. Вор?к?ачё?в?а вос?хо?д?ит к Ф. Сосс?юру, котор?ы?й н?аз?в?а?л со?во?ку?п?ност?ь и?м?м?а?не?нт?н?ы?х х?ар?а?ктер?ист?и?к, о?пре?де?л?я?ю?щ?и?х место яз?ы?ко?во?й е?д?и?н?и?ц?ы в ле?кс?и?ко-?гр?а?м?м?ат?ичес?ко?й с?исте?ме «з?н?ач?и?мост?ь?ю» (v?a?leu?r) [38: С. 11?3; 146]. В с?вете теор?и?и ко?г?н?ито?ло?г?и?и исс?ле?до?в?ате?л?и сч?ит?а?ют воз?мо?ж?н?ы?м р?асс?м?атр?и?в?ат?ь стру?ктуру з?н?аче?н?и?я с?ло?в?а к?а?к отр?а?же?н?ие в че?ло?вечес?ко?м соз?н?а?н?и?и объе?кто?в де?йст?в?ите?л?ь?ност?и и и?х от?но?ше?н?и?й. Пр?и т?а?ко?м по?н?и?м?а?н?и?и ле?кс?ичес?кое з?н?аче?н?ие в?и?д?итс?я н?а?м к?а?к пере?д?а?ю?щее р?аз?н?ые т?и?п?ы з?н?аче?н?и?й и че?ло?вечес?ко?го о?п?ыт?а. О?п?ыт о?п?ир?аетс?я н?а в?ы?я?в?ле?н?ие эт?и?х т?и?по?в з?н?а?н?и?й, необ?хо?д?и?м?ы?х в про?цессе об?ще?н?и?я и з?а?ло?же?н?н?ы?х в стру?ктуре з?н?аче?н?и?й с?ло?в. С ко?г?н?ит?и?в?но?й точ?к?и зре?н?и?я, ле?кс?ичес?кое з?н?аче?н?ие с?ло?в?а пре?дст?а?в?л?яет собо?й с?иту?а?ц?и?ю, в которо?й мо?жет б?ыт?ь ис?по?л?ьзо?в?а?н?а т?а и?л?и и?н?а?я яз?ы?ко?в?а?я е?д?и?н?и?ц?а. По?доб?н?ы?й по?д?хо?д пр?и?ме?н?и?м пр?и со?пост?а?в?ле?н?и?и яз?ы?ко?в, т.?к. поз?во?л?яет в?ы?я?в?ит?ь су?щест?ве?н?н?ые черт?ы с?хо?дст?в?а и р?аз?л?ич?и?я в про?цессе и?х ис?по?л?ьзо?в?а?н?и?я. По?н?ят?ийная сторо?н?а ко?н?це?пт?а – это яз?ыковая ф?и?кс?а?ц?и?я ко?н?це?пт?а, е?го обоз?н?аче?н?ие, о?п?ис?а?н?ие, пр?из?н?а?ко?в?а?я стру?ктур?а, деф?и?н?и?ц?и?я, со?пост?а?в?ите?л?ь?н?ые х?ар?а?ктер?ист?и?к?и д?а?н?ного ко?н?це?пт?а по от?но?ше?н?и?ю к то?му и?л?и и?но?му р?я?ду ко?н?це?пто?в, котор?ые н?и?ко?г?д?а не су?щест?вуют изо?л?иро?в?а?н?но. И?х в?а?ж?не?й?шее к?ачест?во, по с?ло?в?а?м В. И. К?ар?ас?и?к?а, – го?ло?гр?аф?ичес?к?а?я м?но?го?мер?н?а?я встрое?н?ност?ь в с?исте?му н?а?ше?го о?п?ыт?а [16: С. 1?27]. Г. Г. С?л?ы?ш?к?и?н от?меч?ает: «?По?н?ят?и?й?н?а?я сост?а?в?л?я?ю?щ?а?я, мо?де?л?ируе?м?а?я к?а?к со?во?ку?п?ност?ь про?поз?и?ц?и?й, в?к?л?юч?ает и?нфор?м?а?ц?ио?н?н?ые со?вокупности тре?х в?и?до?в: по?все?д?не?в?ное з?н?а?н?ие, воплощенное в яз?ы?ко?в?ы?х деф?и?н?и?ц?и?я?х; э?ле?ме?нт?ы н?ауч?но?го з?н?а?н?и?я и об?ще?й эру?д?и?ц?и?и; стереот?и?пные и протот?и?п?ичес?к?ие стру?ктур?ы» [35]. Одной из а?кту?а?л?ь?н?ы?х з?а?д?ач л?и?н?г?во?ко?н?це?пто?ло?г?и?и я?в?л?яетс?я изуче?н?ие ко?н?це?пто?в, во?п?ло?щ?а?ю?щ?и?х к?л?юче?в?ые и?де?и и б?азо?в?ые це?н?ност?и от?де?л?ь?н?ы?х л?и?н?г?во?ку?л?ьтур и р?ас?кр?ы?в?а?ю?щ?и?х особе?н?ност?и н?а?ц?ио?н?а?л?ь?н?ы?х ме?нт?а?л?итето?в. Д?а?н?н?ые ко?н?це?пт?ы ч?асто ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: