VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Человек и военные будни» в русской и немецкой литературах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000137
Тема: Человек и военные будни» в русской и немецкой литературах
Содержание
«Человек и военные будни» в русской и немецкой литературах 
(Ф. Степун «Из писем прапорщика-артиллериста» и Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»)
Первая мировая война является одним из ключевых событий мировой истории. Она определила мировую эволюцию всего последующего времени, затронула многочисленные страны и народы, привнеся в их жизнь неисчислимые страдания, открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способным человек. Она фактически разрушила оптимистическую культуру Европы и оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в отчуждение 20-30-х годов. 
 Для литературы  Первая мировая война не была локальным событием, она воспринималась в контексте духовной жизни Европы и России конца XIX - начала XX в. Чрезвычайно скудна как российская, так и зарубежная библиография научных работ, литературных сборников и антологий, посвященных 1914-1918 гг. и их отражению в искусстве. 
Литература, как часть культуры военного времени, способствовала сохранению памяти о войне, фиксации её в национальном самосознании. Проблема «Первая мировая война и литература 1914-1918 гг.» объективно становится частью проблемы «Литература и общество». 
В биографиях почти всех писателей начала XX века есть раздел, так или иначе касающийся его отношения к войне.  Они пишут о постепенном осознании народом смысла и целей войны, о недооценки сложности духовной жизни.  « Далеко не все писатели поняли империалистическую сущность войны, но они отрицали ее с позиций гуманизма и народолюбия »1.
Если сравнивать восприятие этой катастрофы с творческим откликом на другие, предшествующие и последующие войны, то бросится в глаза, что именно Первая мировая вызвала настоящий подъем пацифистских настроений. В первые дни войны для многих художников главным стал вопрос об отношении к войне, о долге человека в этих условиях. Об этом сложном нравственном столкновении писал Д. Мережковский: «Закрыть глаза, отвернуться, уйти от этого ужаса,- вот первое движение человека, который понял, что такое война. Но уйти некуда: хотим, не хотим,- все мы в войне, все убийцы или убитые, едущие или едомые…»2.
     В последнее десятилетие XX века вышли отдельным изданием лучшие произведения о войне, написанные в военные годы: «Записки кавалериста» Н. Гумилёва, «Народ на войне» С. Федорченко; в сборники произведений С. Городецкого, Н. Клюева, М. Зенкевича, Г. Иванова вошли стихи военных  лет. Появились сравнительно недавно работы о роли Первой мировой войны в творчестве М. Волошина, Н. Гумилёва, Вяч. Иванова и др. 
     В зарубежной литературе Первая мировая война так же стала кардинальной темой искусства и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй. На войне получил смертельное ранение поэт, чье творчество открыло ХХ век - Гийом Аполлинер. Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран. Однако художественное воплощение Первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические, черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике. 
Образ воина и судьба страны, горе матери и духовный смысл мировой войны стали главными темами произведений Ф. Степуна «Из писем прапорщика - артиллериста » и Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен»
«Показать современного воина – это дело психологической литературы. Только литература может показать современную тревогу, запрятанную от посторонних. Только литература может передать переживания человека, сидящего двадцать дней в траншеях, или последний взгляд его на небо».3 
Нигде и ни перед кем воюющий человек не раскрывал так свою душу, сокровенные мысли, как в солдатском письме. 
В одном из писем Ф. Степуна передавалось состояние человека, впервые оказавшегося в артиллерийском бою: «При первых же выстрелах из наших орудий мне и моим солдатам стало определенно весело; я помню, что я сознавал эту свою веселость и удивился ей. <…> И знаешь, как странно. Эта минута, когда я несся галопом к позиции и видел, как вправо и влево от меня вставали розовые дымки рвущихся шрапнелей, была одна из самых звонких и веселых минут моей жизни».4
В самом начале войны выступил интерес к солдату, спокойно рассказывающему о пережитом на неизвестной войне и человеку, который смог пожалеть своего же врага. 
Так, в произведениях об этой войне в отличии о литературы, откликавшейся на другие сражения, образ врага размыт и нет жесткого противопоставления между своим и чужим. Когда читаешь «Из писем прапорщика-артиллериста» Ф. А. Степуна или «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка, то видишь, что солдаты противоборствующих стран не испытывают ненависти друг к другу, обвиняя при этом в своих несчастиях рок и судьбу. Грань между своим и чужим в этих произведениях определяется социальными и нравственными моментами. 
Настоящим неприятелем для воюющих немцев становятся в романе Ремарка не французы по другую сторону фронта, а свой же фельдфебель Химмельштос, издевавшийся над подчиненными:
«К Химмельштосу Тьяден питает особую ненависть, так как во время нашего пребывания в барачном лагере Химмельштос «воспитывал» его на свой манер…» или «Видишь ли, если ты приучишь собаку есть картошку, а потом положишь ей кусок мяса, то она все ж таки схватит мясо, потому что это у нее в крови. А если ты дашь человеку кусочек власти, с ним будет то же самое: он за нее ухватится. Это получается само собой, потому что человек как таковой перво-наперво скотина, и разве только сверху у него бывает слой порядочности, все равно что горбушка хлеба, на которую намазали сала».
 Представители разных национальных культур Э. М. Ремарк и Ф. А. Степун развивают сходные темы и мотивы, что подчеркивает сходство мировосприятия противоборствующих народов. 
Обращает на себя внимание описание эпизодов о неизвестном солдате. Они появлялись из общих исходных впечатлений - из фронтовых потерь и безымянных могил, оставшихся в разных уголках Европы как незаживающие раны, нанесенные войной людям и земле, как напоминание о том, что никогда не должно повториться. И стали они символом не героизма, а страданий простого человека, вынесшего на себе основную тяжесть войны.
«Мы шли дальше…Трупы неизвестных солдат лежали и слева и справа, лежали и наши и вражьи, лежали свежие и многодневные, цельные и изуродованные. Особенно тяжело было смотреть на волосы, проборы, ногти, руки... Кое-где из земли торчали недостаточно глубоко зарытые ноги. Тяжелые колеса моего орудия прошли как раз по таким торчащим из земли ногам <…> Ну скажи же мне, ради Бога, разве это можно видеть и не сойти с ума? Оказывается, что можно, и можно не только не сойти с ума, можно гораздо больше, можно в тот же день есть, пить, спать и даже ничего не видеть во сне…».5
Анализируя данные произведения, становится понятно, что рядовых тружеников войны весьма трудно назвать солдатами, воинами, сражающимися с врагом. Познавая человека в экстремальной ситуации,  Степун и Ремарк сосредоточили внимание именно на человеческих качествах  в своих героях, а не на том, как они владеют  ружьем. Не случайно в военной прозе большое внимание уделено душевным качествам солдата: простодушию, доброте и сочувствию по отношению к пленным, беззаботности и нерадивости. 
Характер героев данных произведений раскрывался не только в повествованиях о сражениях, его изображали во время пребывания в госпитале, на излечении, где проявлялись прежде всего такие невоенные качества, как благодушие, добросердечие и милосердие.
В романе «На Западном фронте без перемен» Ремарк дает этому следующее описание:
«Я сижу у кровати Кеммериха. Он все больше сдает <…> Проходит час. Я сижу возле него и напряженно слежу за выражением его лица, - быть может, он захочет что-нибудь сказать. Но он только плачет, отвернувшись к стене. Он не говорит о матери, братьях или сестрах, он вообще ничего не говорит, это для него, как видимо, уже позади; теперь он остался наедине со своей коротенькой девятнадцатилетней жизнью и плачет, потому что она уходит от него…»6
Писатели увидели в солдатах деликатность, заботу о других, желание не беспокоить.
Рядовой солдат в период войны был, главным образом, героем очерков, писем, корреспонденций.  Отзывчивые, добрые, отчаянные Шестаков, Прощаев, Бабушкин, о которых с такой любовью пишет Ф. Степун в книге «Из писем прапорщика-артиллериста», были первым шагом на пути к созданию собирательного образа солдата. В своем противоречивом отношении к службе они так же порой непонятны автору. Поневоле любуясь умением австрийцев в три дня превращать любую местность в полевую крепость, автор сравнивает их со своими солдатами : « А наши, о Господи, ничего-то им не надо. Выроют себе, как куры в пыли, по ямке, бросят на дно охапку соломы, и ладно. Спрашивал я их сколько раз : «Отчего, ребята, не окапываетесь как следует?»- отвечают: «Нам, ваше благородие, не к чему. Ён оттого и бежит, что хороший окоп любит. Из хороших окопов больно неохота в атаку подыматься, а из наших мы всегда готовы» Вот и пойми, где тут смешок, где лень, где святость».7
Одно из главных достоинств произведений Ф. Степуна и Э. М. Ремарка состоит в том, что они пытались понять, представить самосознание солдата.
Писатели ставят себе задачу дать наиболее конкретное изображение тех ощущений, которые овладевают рядовым лицом к лицу с опасностью, во время атаки или же в траншеях и в окопах.
Высказывания непосредственных участников войны стали своеобразным обобщенно-личным ее восприятием. Данные произведения передали психологические особенности перехода мирного человека в человека, уходящего на войну. В романе Ремарка выражено понимание солдатом обесчеловечивания на войне: 
«Война сделала нас никчёмными людьми. Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну…».8
Общими для солдат были и воспоминания о довоенной жизни, мирном быте. Всё, что осталось в довоенном мире, становилось необычайно притягательным для воюющих, каким бы малозначительным оно не казалось на первый взгляд.
Изображая солдата в мирной жизни и в боевой обстановке, Ремарк и Степун внесли значительный вклад в осмысление места военного человека в жизни и в его назначения. На страницах двух произведений показано, как перед лицом смерти в солдате проявлялись не только мужество, но и сострадание, благородство и порядочность.
Наступивший XXI век свидетельствует, что такая проблема как «человек и война» вовсе не исчерпана. Произведения Ф. Степуна и Э. М. Ремарка внесли  свой вклад в осознание многих военных вопросов, связанных с человеческим фактором.
Произведения не ограничились изображением бесчеловечности войны. Их отличало пристальное внимание к таким проблемам, как добро и зло, необходимость и долг, реальность и идеал.
Данные произведения военных лет имеют полное право стать достойным звеном в истории русской и немецкой литератур начала XX века.



















Список литературы
1.История русской литературы: в 4 т. Литература конца XIX- начала XX века (1881-1917). М., 1988. Т. 4. 
2.Мережковский Д. С. Война и религия// Невоенный дневник.
3.Тугендхольд Я. Война и искусство// Северные Записки. 1914. № 12. 
4.Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен.-М.: Худож. лит., 1988.
5.Степун Ф.А. Из  писем прапорщика-артиллериста. Томск, 2000. 





    






1 История русской литературы: в 4 т. Литература конца XIX- начала XX века (1881-1917). М., 1988. Т. 4. С. 632.
2 Мережковский Д. С. Война и религия// Невоенный дневник…С. 176.
3 Тугендхольд Я. Война и искусство// Северные Записки. 1914. № 12. С. 73.
4 Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен.-М.: Худож. лит., 1988.-38, 39 с.
5Степун Ф.А. Из  Писем прапорщика-артиллериста. Томск, 2000. С. 20.

 
6 Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. -М.: Худож. лит., 1988. С. 31.

7 Степун Ф.А. Из  Писем прапорщика-артиллериста. Томск, 2000. С. 52.

8 Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. -М.: Худож. лит., 1988. 


---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

1


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44