- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Выявление предрасположенности к дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006669 |
Тема: | Выявление предрасположенности к дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР |
Содержание
148 1 146 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» Факультет начального, дошкольного и специального образования Кафедра специальной педагогики Допущена к защите «____» ___________20__г. Руководитель магистерской программы: д. филол.н., профессор Щербакова Наталья Николаевна ________________________ (подпись) Профилактика дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе логопедической работы Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, Направленность (профиль) Логопедия Выполнил: студент 22 группы заочной формы обучения Берестенко Юлия Анатольевна _____________________ (подпись) Научный руководитель: к.п.н., доцент Викжанович Светлана Николаевна _____________________ (подпись) Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) защищена «__»_________2017 г. Оценка____________ Председатель ГЭК_______________________ Омск, 2017 Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста 6 1.1. Психологические предпосылки овладения счетными операциями 6 1.2. Нарушение в овладении счетными операциями у детей дошкольного возраста с ОНР. Характеристика дискалькулии. 14 1.3. Методические аспекты проблемы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОНР 20 Выводы по 1 главе 29 Глава 2. Выявление предрасположенности к дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 30 2.1. Организация и логика исследования 30 2.2. Результаты исследования предрасположенности к дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 38 Выводы по 2 главе 59 Глава 3. Профилактика дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе логопедической работы 61 3.1.Организация и содержание работы по профилактике дискалькулии в процессе логопедической работы 61 3.2. Анализ эффективности результатов исследования 92 Выводы по 3 главе Заключение Список использованных источников и литературы Приложения Введение Современные требования, предъявляемые обществом к человеку как динамично и всесторонне развивающейся личности, диктуют необходимость знакомить детей с логикой счетной деятельности еще в дошкольном возрасте, поскольку эта деятельность имеет огромное значение для целостного, в том числе когнитивного, развития ребенка. При этом ребенок получает возможность овладеть инструментарием мыслительной деятельности, который обеспечивает ее становление уже в дошкольном возрасте. Исследователями, изучающими проблемы математического развития детей, доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, функционирование которой обеспечивается работой различных анализаторных систем (оптической, пространственной, сомато-пространственной, речедвигательной). Все они объединены в систему, которая и является основой формирования и реализации функции счета (А. Гермаковска, С.Ю. Кондратьева, О.В. Степкова, Л. Е. Томме). Среди нарушений процесса овладения математическими понятиями исследователи выделяют дискалькулию как специфическое нарушение счетных навыков, которые обнаруживаются на начальной стадии обучения детей счету (Р.И. Лалаева, С.С. Мнухин, С.Л. Шапиро и др.). Изучение феномена дискалькулии имеет большое значение, и не только как проблема, лежащая в основе трудностей, испытываемых детьми при усвоении навыков счета. При дискалькулии вырабатывается стойкое нарушение всей математической деятельности, которое проявляется в затруднениях при овладении математическим словарем, восприятии текста задачи, записи математических выражений и т.д. При этом становление и развитие счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета. Среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Для детей с ОНР наиболее часто характерна дискалькулия. Профилактика дискалькулии у детей с ОНР будет способствовать развитию речевой и познавательной деятельности, успешному усвоению детьми математических знаний и умений, повысит качество социализации и адаптации данного контингента детей к требованиям школьного обучения. Проблема исследования обусловливается значимостью профилактики дискалькулии в процессе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Таким образом, необходимость проведения профилактической работы для предупреждения специфических нарушений овладения школьными навыками детьми старшего дошкольного возраста с ОНР позволяет утверждать об актуальности настоящего исследования. Объектом исследования является профилактика дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Предметом исследования является логопедическая работа по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и апробировать систему логопедических занятий, направленных на профилактику дискалькулии, через применение … Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что экспериментальная работа по профилактике дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если на логопедических занятиях использовать ??? ЧТО? , способствующие … Цель, объект и предмет, гипотеза исследования обусловили его задачи: Анализ научно-теоретических основ изучения предпосылок овладения счетной деятельностью дошкольниками. Установить уровень сформированности счетных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Подобрать и апробировать комплекс логопедических занятий, направленных на профилактику дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Организация исследования. Эксперимент был организован и проведен на базе детского сада «Нур бобек» в 2016-2017 учебном году. Экспериментальная выборка составила 25 человек из числа детей старшего дошкольного возраста. Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста 1.1. Психологические предпосылки овладения счетными операциями Счетная деятельность - это психологический процесс, который является трудоемким процессом. Освоение элементарных счетных операций возможно только при условии достаточно значительного уровня степени сформированности восприятия, памяти, мышления, представлений [52]. Процесс освоения простыми счетными операциями рассматривается в различных аспектах: методическом (Г.В. Бельтюкова, М.А. Бантова, М.И. Моро, А.М. Пышкало, 3.И. Слепкань и др.); психологическом (Д. Н. Богоявленский. П.Я. Гальперин, Л.Е. Георгиев, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Л.М. Фридман и др.); нейропсихологическом (А. Р. Лурия. Л. С. Цветкова и др.). К основным умениям, которые обеспечивают последующее овладение математики, можно отнести следующие: определение числа предметов; порядковый (прямой и обратный) счет; элементарные математические действия (прибавление, вычитание, увеличение и разделение); анализ условий задач; решение примеров на прибавление и вычитание, примеров на умножение и деление; решение простых задач с натуральными числами [54]. Каждое из этих умений требует сформированность многих психических функций. К данным функциям относятся: запоминание на слух, зрительно; зрительно-моторная координация; представления о пространстве (расположения предметов, вправо - влево и т.д.); гнозис и праксис оптико-пространственный; пальцевой праксис; моторика; лексический и грамматический строй речи; восприятие и воссоздание ритма; временные и количественные представления; логические операции. А.Р. Лурия, Н.А. Менчинская, Л.С. Цветкова, A. Szeminska отмечают, что овладение даже элементарными счетными операциями возможно лишь при условии достаточно высокого уровня сформированности таких психических функций, как мышление, восприятие, память, представления и других [38, 39, 40]. По сведениям Н.А. Метлиной, 3.И. Слепкань, Г.Б. Поляк, A. Szeminskа, успешное усвоение математических понятий в значительной степени зависит от сформированности математических представлений, от уровня сенсорного развития детей, от умения выделять качества предметов, сравнивать и классифицировать данные предметы на базе выделенных качеств (и др.) [41]. Согласно данным В.И. Логиновой значительными предпосылками в изучении математики являются сформированность элементарных представлений о величине, цвете, форме, об основных пространственных, количественных и временных отношениях величин, умение сопоставлять, находить сходство и различие на основе этих признаков и отношений. Опираясь на представления о величине, цвете, форме и количестве, дети должны уметь систематизировать, сравнивать и упорядочивать предметы [36]. Овладение числом и счетом во многом находится в зависимости от уровня сформированности восприятия различной модальности, в частности, от усвоения детьми пространственных отношений: умения отличать направленности «вверх», «вниз», «направо», «налево», предопределять месторасположение предметов по отношению друг к другу, оценивать величину [37]. А.Р. Лурия. Л.С. Цветкова отмечают, что ориентировка в пространстве и восприятие предметов зрительно обеспечивают усвоение графических изображений цифр и букв, а также овладение буквенной и цифровой символикой в процессе письма [38]. По данным Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, Л.С. Цветковой, развитие пространственных функций считается важным компонентом для усвоения таблиц прибавления и вычитания. Необходимо подчеркнуть, что в овладение понятием натурального числа и математических действий значительную роль выполняют умение зрительно и на слух выделять части из целого, а также соединять части в целое [40, 63]. По сведениям Н.А. Менчинской, М.И. Моро, Ж. Пиаже, А.А. Столяр, П.Я. Гальперина, A. Szewinska, при овладении элементарными математическими знаниями, умениями и навыками ребенок опирается не только на восприятие предметов и действий с ними (т.е. на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление), но и на умение абстрагировать, обобщать [9, 40, 44, 59]. Представим психологические предпосылки овладения счетными операциями в таблице 1. Таблица 1 - Психологические предпосылки овладения счетными операциями Психологические предпосылки Математический навык Восприятие определение соседей числа в ряду чисел; нахождение чисел из числа иных; умения отличать направленности «вверх», «вниз», «направо», «налево»; определять размещение объектов согласно взаиморасположению друг к другу, производить оценку величины; усвоение графических изображений букв и цифр; овладение алфавитной и числовой символикой в процессе письма Продолжение таблицы 1 Память (зрительная, слухоречевая, кратковременная) определение соседей числа в ряду чисел; запоминание цифр, нахождение среди других;удерживание конечной цели (ответа); выполнение арифметических действий; решение различных задач. Определенный уровень логического мышления умение соотносить, подбирать и противополагать, формулировать схожесть и определять отличие; освоение понятий «больше – меньше»;решение задач на разностное сопоставление (сериация, т.е. очередность); одновременно исследовать числовые сведения и составлять программу последовательных действий. Определенный уровень понятийного мышления усвоение математических определений; решение арифметических задач. Определенный уровень абстрактного мышления усвоение определения «число»; усвоение счета, математических операций; решение примеров, уравнений; решение арифметических задач, отличающихся по структуре и речевому оформлению. Определенный уровень развития речи: - Достаточный активный и пассивный словарь освоение «математического» языка; усвоение «математических» терминов; применение математических терминов при решении арифметических задач. Сформированность лексико-грамматического строя речи решение арифметических задач, отличающихся по структуре и речевому оформлению. Сформированный навык чтения решение арифметических задач, отличающихся по структуре и речевому оформлению. Пространственные представления усвоения таблицы сложения и вычитания; изучение понятий измерения (большой — маленький, равный - неравный и др); решение задач. Мелкая моторика рук обводить, чертить геометрические фигуры; писать цифры, арифметические действия; отсчитывать определенное количество предметов. Теоретический анализ литературы по проблеме психологических предпосылок формирования математических знаний, умений и навыков дает возможность сделать вывод о том, что овладение счетом и счетными операциями представляет собой сложный психологический процесс. Необходимым условием успешного овладения математикой является сформированность многих психических функций и процессов. Рассмотрим особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с исследованиями А.М. Леушиной, которые представлены в виде таблице 2 [35]. Таблица 2. Развития математических представлений у детей дошкольного возраста по А.М. Леушиной Критерий Возраст 1,5 – 2 года 2 - 4 года 4 - 5 лет 5 - 6 лет 6 - 7 лет Развитие деятельности счета Дети, выполняя счетные с множеством, говорят такие слова как «вот», «еще». Любое повторение дети соотносят с одним предметом или одним движением Возникает интерес к сравнению множеств через установления однозначного соотношения. Дети не понимают итога счета, они не умеют давать ответ на вопрос «сколько?». Счет не является средством устонавления количества. Дети начинают применять числительные в определенном порядке. Начинают отличать итог счета от самого процесса счета. Начинают понимать, что равнозначные множества всегда обозначаются одним числом. Усваивают последовательность чтсел в числовом ряду. Понимают, что число показывает количество предметов, что количество не зависит от направления счета, понимают отношения между числами, т.е. осваивают обратный счет. Осваивают счет группами, т.е. осознают, что единицей счета является как отдельный предмет, так и целая группа предметов. Развитие понятия числа - Дети используют в своей речи слова, обозначающие числительные, однако не понимают, что такое число. Дети сравнивают Дети не воспринимают число отвлеченно без множества, однако сравнивают числа на основе Понимают, что число является показателем количества предметов. Наблюдается отвлечение числа от - Продолжение таблицы 2 различные множества путем установления взаимнооднозначного соответствия. сравнения множеств. конкретных множеств. Умеют сравнивать числа При выполнении измерения понимают число, как результат измерения. Развитие представлений о натуральном ряде чисел - Слушая речь взрослых, дети начинают употреблять в своей речи слова, обозначающие числительные, при этом сперва беспорядочно, затем упорядочено. Начинают осознавать, что каждое числительное постоянно занимает свое определенное место, но не понимают, почему это происходит. Не понимают отношений между числами, в связи с этим не могут посчитать от заданного числа. Числовой ряд называют механически. Дети не всегда могут правильно назвать «соседей» заданного числа. Не могут правильно назвать число, которое идет до этого числа. Называя число на единицу больше, дети начинают называть сначала числовой ряд, то есть дети не усвоили отношение между предыдущим и последующим числом. У детей формируется правильное представление о числовом ряде. Дети понимают отношение между предыдущим и последующим числом. Понимают, что число образуется присчитыванием единицы к предыдущему числу. - Рассмотрим этапы развития счетной деятельности у детей по А.М. Леушиной [35]. Ею были выделены шесть этапов развития счетной деятельности, два и которых являются подготовительными В этот период дети называют множества, не используя названия чисел. Называют количество предметов словами «один», «много», «ни одного», «больше», «меньше», «поровну». Эти этапы называют дочисловыми. Первый этап развития счетной деятельности это второй и третий год жизни. На данном этапе детей необходимо познакомить со структурой множества, научить выделять часть из множества, научить составлять множество из отдельных частей. Дети сравнивают понятия «один», «много», «ни одного», «больше», «меньше», «поровну», не зная названия чисел. Второй этап также является дочисловым, но на данном этапе дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике. Дети учатся сравнивать смежные множества, которые отличаются по количеству элементов на один. Дети учатся выполнять задания на равенства и неравенства, учатся устанавливать равенство из неравенства, увеличивая или уменьшая на один элемент. На данном этапе появляется интерес к сравнению величин и множеств. Дети 2-3 лет отличают неравенство и равенство количественных групп и уже являются подготовленными к усвоению счета с помощью слов, обозначающим числительные [13]. Третий этап это условно пятый год жизни. На данном этапе дети знакомятся со словами, обозначающими числительные, знакомятся с образованием числа, учатся понимать, что результат счета, обозначается числом. На данном этапе дети знакомятся с называнием счета, учатся давать ответ на вопрос «сколько?», при этом называя последнее число при счете. Педагог считает предметы, при этом сравнивая их. Например, 4 и 5, 6 и 4, 5 и 6. Дети наблюдают за процессом счета, отвечая на вопросы: «Сколько всего игрушек? Сколько всего зайчиков? Поскольку зайчиков и лисичек? (поровну, по четыре). Чего больше? Чего меньше?». Также на третьем этапе дети отделяют итог счета от самого процесса счета. Сравнивать две совокупности учатся дети, пользуясь словами, обозначающими числительные, сначала в пределах пяти, а уже позднее, в 5 - 6 лет, и в пределах десяти. Отрабатывается навык считать слева направо, раскладывать предметы, беря по одному в правую руку, слева направо. На четвертом этапе овладение счетной деятельностью соотносится с шестым годом жизни. На данном этапе дети знакомятся с отношениями между смежными числами числового ряда. В итоге, на данном этапе дети знают последовательность чисел в числовом ряду, знают, что каждое число занимает свое место, понимают, что последующее число образуется присчитыванием единицы к предыдущему числу, а предыдущее число образуется отсчитыванием единицы от последующего числа [35]. Также на данном этапе дети начинают более точно соотносить числительное с каждым элементом множества независимо от формы его расположения и качества его элементов. Понимая итог счета, дети начинают осознавать, что число показывает равночисленность множеств независимо от пространственно-качественных их особенностей, что оно всегда является показателем лишь количества. Пятый этап обучения счету является седьмым годом жизни. На данном этапе дети понимают счет группами предметов, например, по 3, по 4, по 6. Осознают, что считать можно не только отдельные предметы, но и группы предметов. На шестом этапе развития счетной деятельности дети овладевают десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы. Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить еще десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения (1 класс). Также формируется новый вид деятельности – измерение [35]. Таким образом, как мы видим, овладение процессом счета у детей дошкольного возраста проходит в шесть этапов. Вся работа по формированию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соглассовании с программным содержанием. Работа по формированию счетной деятельности у дошкольников должна проходить поэтапно и системно, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей. 1.2 Нарушение в овладении счетными операциями у детей дошкольного возраста с ОНР. Характеристика дискалькулии. В настоящий период популярным видом нарушений освоения счетной деятельностью детьми является дискалькулия – своеобразные нарушения счетных навыков, обнаруживаемые на исходной стадии изучения счета. Дискалькулия является результатом мало сформированных познавательных и речевых предпосылок, которые обеспечивают формирование этого умения [7]. К числу подобных функций относят: зрительную, речевую и слуховую память, зрительно-моторную координацию, пространственные представления, оптико-пространственный гнозис и праксис, пальцевой праксис, моторику, лексический и грамматический строй речи, понимание и воссоздание ритма, представления о времени, представления о количестве, логические действия [10, 46]. Исследование дискалькулии позволило выделить концептуальные подходы, основные проявления дискалькулии, а также разработать классификацию дискалькулии [11, 12]. В соответствии со сведениями Ю.Г. Демьянова, М.В. Ипполитовой, С.С. Мнухина, С.Л. Шапиро, была определена симптоматика дискалькулии, которая содержит следующие ошибки и затруднения [14, 64]: неточное освоение математических понятий и определений (непонимание математических символов, их словесных обозначений и требуемых действий); неправильное называние чисел; неправильные представления о графической структуре цифр; неточное воссоздание графической структуры цифр (неумение писать цифры, зеркальное написание); недостаточное понимание законов образования чисел; недостаточное знание состава чисел; сложности понимания принципов образования чисел; трудности в механическом воссоздании числового ряда; запоминание порядка цифр при непонимании их значения; трудности в отсчитывании от заданного числа; трудности в обратном отсчете; неверное определения места числа в числовом ряду; трудности установления соседей числа; трудности, возникающие при сравнивании чисел или количества предметов; несформированность количественных отношений чисел; трудности при прибавлении и вычитании (дети считают на руках); неточное знание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления. На базе рассмотрения симптоматики и концептуальных подходов учеными L. Kosc, Дж. Айюриагерра, Н. Граньон-Галифрет, С.С. Мнухин и Л.С. Цветкова были выделены классификации дискалькулии. С.С. Мнухин делит дискалькулию на врожденную и приобретенную; Дж. Айюриагерра, Н. Граньон-Галифрет и Л.С. Цветкова делят дискалькулии на первичные и вторичные; L. Kosc разделяет дискалькулии на следующие виды: вербальная, практогностическая, дислексическая, графическая, операциональная [6]. Рассмотрим классификацию L. Kosc более подробно [67]. При вербальной дискалькулии наблюдается нарушение вербального обозначения математических терминов. При этом нарушено восприятие цвета, фигур, размера. Встречается отсутствие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением. При вербальной дискалькулии недостаточно сформированы количественные представления, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память. При практогностической дискалькулии характерно расстройство системы вычисления определенных и наглядных предметов или их символов. При практогностической дискалькулии недостаточно сформированы зрительное и пространственное восприятие, слуховая и зрительная память, зрительная и двигательная координация, логические операции. Дисклестическая дискалькулия проявляется в несформированности представлений об образе математических символов, что, в свою очередь, проявляется в нарушении чтения математических знаков. При дисклестической дискалькулии недостаточно сформированы восприятие цвета, фигур, размера, количества. Также наблюдается недостаточный уровень сформированности пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти и аналитико-синтетической деятельности. При графической дискалькулии наблюдаются нарушения в записи математических знаков и верного воссоздания геометрических фигур. При графической дискалькулии наблюдается недостаточный уровень сформированности ручной моторики, зрительно-двигательной координации, аналитико-синтетической деятельности, пространственного восприятия, зрительной памяти, представлений о фигурах, размере, математической символике. Операциональная дискалькулия, в свою очередь, связанна с неумением осуществлять математические операции. Рассмотрим нарушение в овладении счетными операциями у детей дошкольного возраста с ОНР. В настоящий период вклад в исследования о дискалькулии внесла О.В. Степкова. Ею была выявлена склонность дошкольников с ОНР к возникновению проблем при овладении счетной деятельностью под воздействием различных обстоятельств, которые определяют характер дефицитарности невербальных и вербальных психических функций, являющихся значимыми для овладения счетной деятельностью [47, 48, 53]. Согласно данным исследований О.В. Степковой, у дошкольников, имеющих ОНР, в недостаточной степени сформированы главные предпосылки, обеспечивающие овладение счетными операциями [50]. Недостаточность развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР характеризуется бедным словарным запасом, недостаточным развитием синтаксической структуры предложения, аграмматизмами. Бедный словарный запас для дошкольников с ОНР характерен экспрессивной и в импрессивной речи, в то время как способность точно и быстро актуализировать слова является одним из главных условий успешного овладения математическими понятиями и математическим словарем [58]. Связная речь дошкольников с ОНР в большинстве случаев характеризуется нарушением логической последовательности высказывания, фрагментарностью, несформированностью языкового оформления счетных операций, что препятствует осознанию инструкции задания, усложняет комментирование выполняемых счетных операций и усложняет переход к действиям в умственном плане [51]. Исследование зрительного восприятия по О.В. Степковой показало, что практически все дошкольники, имеющие ОНР, правильно узнают цвет, величину и форму. То есть у детей с ОНР являются сформированными сенсорные эталоны. Но выполнение заданий, требующих включение обобщенного восприятия, вызывает у детей данной категории затруднения [57]. Классифицируя предметы по признакам (форма, величина и цвет), дошкольники недостаточно понимали инструкцию, испытывали трудности в выделении определенных признаков, ориентировались на менее трудные и расчлененные качества (цвет) по сравнению с другими знаково-символическими средствами. Дошкольники с ОНР не могут выполнять действия целенаправленно, не могут переключаться с одного признака на другой. Значительные трудности для дошкольников с ОНР вызывают задания на выделение формы и величины. Так дошкольники выбирают наиболее простой и очевидный путь разделения на группы стимульного материала, при этом, не задумываясь над логикой и смыслом задания, используя не названный в инструкции признак. В речи дошкольников с ОНР отсутствует активный переход от перцептивной достоверности к логическим мыслительным операциям. Например, дети затрудняются выражать собственные математические представления вербальными средствами. У детей были выявлены трудности называния слов, обозначающих представления, на основе выделения физических свойств и качеств предметов в процессе предметно-практических действий [58]. Недостаточный уровень сформированности зрительного гнозиса у дошкольников с ОНР препятствует усвоению графических изображений цифр и усвоению математических символов. Они значительно реже обращаются к символической системе репрезентации, которая могла привести к дальнейшему развитию понимания изображения чисел. Вследствие изучения пространственного восприятия О.В. Степковой у дошкольников с ОНР, было установлено, что наиболее трудным для детей являются задания на дорисовывание, правильное выполнение данного задания выполняется при достаточном уровне сформированности зрительно-пространственных представлений и динамической организации двигательного акта. Особую сложность вызвали пробы на зеркальное воспроизведение части изображения, что свидетельствует о несформированности у детей с ОНР ориентировки в пространстве. Эти нарушения вызывают затруднения при выполнении математических заданий, связанных с ориентацией на плоскости, с определением места числа в числовом ряду [55]. О.В. Степковой при исследовании ручной моторики дошкольников с ОНР были отмечены нарушения мануальной четкости разной степени выраженности синкинезии, несформированность динамической организации движений, нарушения координации и переключаемости движений. Ею были зафиксированы также нарушения зрительно-пространственной организации двигательного акта, что затрудняет конструктивный праксис, отрицательно влияет на реализацию предметных счетных действий. Исследования мнестических способностей О.В. Степковой у детей с ОНР установило условную сохранность кратковременной оперативной памяти. Объем долговременной слуховой и зрительной памяти у дошкольников с ОНР значительно ниже нормы. Это является причиной нарушения удержания в памяти инструкций заданий, чисел, недостаточности запоминания строения разрядов чисел [56]. Л.Е. Томме были впервые выделены прогностически важные черты недостаточной готовности к обучению математике детей с ОНР. Ею было подтверждено, что полноценность усвоения математического материала детьми с ОНР определяется степенью развития деятельностного, речевого и когнитивного компонентов. Была разработана система содержания и методов системной коррекционной работы по формированию готовности к обучению математике детей с ОНР [60, 61]. У дошкольников с ОНР наблюдается нарушение пространственной и временной ориентировки, формирование логических операций, программирование и организация счетной деятельности. Это связано с недостаточным уровнем сформированности сукцессивных функций рядовосприятия и рядоговорения, межанализаторного взаимодействия слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей, которые лежатв основе переработки информации. Для логических операций у детей с ОНР характерны преобладание наглядного мышления, редкость использования операций отвлечения, умозаключения, абстрактного мышления. Между тем качество мыслительных процессов является необходимым условием для овладения математическими навыками [66]. По данным исследований А.В. Калинченко, знания детей с ОНР о числе, счете и множестве непостоянны и актуализируются лишь с опорой на зрительную основу. Дошкольники недостаточно осознают инструкции к заданиям, значение математических терминов, испытывают трудности при актуализации в речи математического словаря, затрудняются в грамматическом оформлении фраз с математической терминологией [16]. При выполнении заданий детям требуется направляющая и организующая помощь. Трудными для детей оказались задания на счет в обратном порядке, ориентировку в натуральном ряду чисел, называние цифр, арифметические действия на сложение и вычитание. Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования показало, что в структуре симптомокомплекса нарушений при ОНР наблюдаются трудности формирования счетных операций, что обусловлено недостаточной сформированностью следующих вербальных и невербальных психических функций: зрительного гнозиса, пространственного восприятия, ручной моторики, временных представлений, сукцессивных и симультанных способностей, памяти, логических операций, импрессивной и экспрессивной речи. 1.3 Методические аспекты проблемы профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОНР Под термином «профилактика» мы подразумеваем комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения нарушений в овладении счетной деятельностью у детей дошкольного возраста. Профилактика дискалькулии - это предотвращение вероятных отклонений в развитии счетной деятельности, нарушений в овладении и понимании математической символики и т.п. [49]. Вопросами профилактики дискалькулии у детей дошкольного возраста занимались Р.И. Лалаева, А. Гермаковска, О.В. Степкова, Е.А. Афанасьева, Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева [8]. В ходе логопедической деятельности по профилактике дискалькулии у детей дошкольного возраста решаются, в первую очередь, задачи целостного формирования на базе применения различных средств и способов в разных видах детской деятельности [1, 8]. Коррекционно-развивающая задача подразумевает преодоление недостатков познавательной деятельности, а именно: формирование зрительной и слуховой памяти; формирование сенсорных представлений; развитие восприятия, мышления, внимания, памяти; формирование ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: