- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009491 |
Тема: | Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это человек, который способен к осмысленному общественному труду, к строительству собственной жизни, сфер обитания и общения, основан на моральные принципы и ценности. Поэтому проблема воспитание культуры поведения в дошкольной образовательной организации на .современном этапе жизни общества в целом приобретает особую актуальность и значимость. Культура поведения является важной частью .общечеловеческой культуры общества, нравственности, морали. В дошкольном образовательном учреждении основы культуры поведения у детей дошкольного возраста закладываются в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание по мнению .Л. М. Архангельского [5] – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным .ценностям человечества и конкретного общества. В обществе людей, с течением времени, ребенок постепенно .овладевает принятыми нормами и правилами культурного поведения и взаимоотношения. По утверждению Е. В. Бондаревской [8] .результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [50] вопросы воспитание культуры поведения реализуются через образовательную область .«Социально-коммутативное развитие», задачи в которой направлены на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и .нравственные ценности. Культура поведения как отмечает С. В. Петерина [39] .представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения быту, в общении, в .различных видах деятельности. Культура поведения не сводиться к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и .представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их, Проблема воспитания культуры поведения рассматривалась в исследованиях О. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Н. Витковской, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, И. Марьенко, В. Г. Нечаевой, С. В. Петереной, В. А. Сухомлинского, А. И. Шемшуриной, М. Г. Яновской и др. В дошкольном образовательном учреждении культура поведения у детей дошкольного возраста .закладываются в процессе воспитания и обучения. В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие .компоненты: культурно-гигиенические навыки и .привычки, культура общения, культура деятельности. Разработкой форм и методов воспитания .культуры поведения у детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Т. Ерофеева, И. Н. Курочкина, Л. Ф. Островская, С. В. Петерина, Т. Яковенко и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий воспитания культуры поведения, .определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников. Р. С. Буре [10], Л. Ф. Островская [36] исследуют влияние педагогического и детского коллектива на воспитание культуры поведения старших дошкольников. Подчеркивая при этом, что конкретные представления о культуре поведения усваиваются .растущим человеком вместе с опытом поведения, с накапливанием представлений. П. И. Бархотова [7], Л. С. Выготский [13] в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей .(в частности сюжетно-ролевых, дидактических, творческих игр) на воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста. Одним из средств воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Использование сюжетно-ролевой .игры в воспитание детей дошкольного возраста изучали такие ученые как Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, А. Н. Усова и др. Воспитательные моменты игровой деятельности .раскрыли такими исследователями .как А. К. Бондаренко, Е. В. Зворыгина, А. И. Матусик, С. Л. Новоселова, Е. О. Смирнова и др. Этическая беседа является .эффективным средством воспитание культуры поведения. Такие ученые как Е. А. Алябьева, Л. Ф. Островская, И. Н. Подласный рассматривают этическую беседу как метод систематического и последовательного обсуждения и .закрепления знаний, предполагающий участие обеих сторон: воспитателя и детей дошкольного возраста. Этической беседа .называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, .этические проблемы. Исследования Л. М. Гурович, В. И. Логиновой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной, М. А. Саморуковой показывают, что .эффективным средством воспитания культуры поведения у детей является .художественная литература. Именно детская литература позволяет раскрыть .дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы .для подражания. Несмотря на достаточно полную изученность .этой проблемы в теории, на практике наблюдаются определенные противоречия между своевременным изучением проблемы воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста и реальной ситуацией в практике дошкольного образовательного .учреждения. В связи с этим возникла проблема исследования: каковы педагогические .условия воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения? Цель исследования: теоретически обосновать и .экспериментально апробировать педагогические условия воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Объект исследования: процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры поведения у .детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Гипотеза исследования: .эффективность процесса воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного .учреждения повыситься при следующих условиях, если: 1 использовать адекватные возрасту методы и приемы (.этические беседы, чтение .художественной литературы, игр, вопросы к детям); 2 обеспечить активное упражнение детей в применении правил культуры поведения в проблемных и игровых ситуациях. Задачи исследования: 1.Проанализировать современное состояние проблемы воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного .учреждения. 2. Обосновать и .экспериментально апробировать педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях .дошкольного образовательного учреждения. Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурно-историческая теория развития высших психических функций и общих .закономерностях развития ребенка Л. С. Выготского; исследования О. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Н. Витковской, Р. И. Жуковской, С. А. Козловой, И. Марьенко, В. Г. Нечаевой, С. В. Петереной, В. А. Сухомлинского, А. И. Шемшуриной, М. Г. Яновской о проблеме воспитания культуры поведения; исследования Т. Ерофеевой, И. Н. Курочкиной, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной, Т. Яковенко о выборе методов, форм и средств воспитания культуры поведения; исследования Е. А. Алябьевой, П. И. Бархотова, А. К. Бондаренко, Л. С. Выготского. Л. М. Гурович, Е. В. Зворыгина, В. И. Логиновой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, А. И. Матусик, С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Островской, С. В. Петереной, И. Н. Подласного, М. А. Саморуковой, Е. О. Смирновой, А. Н. Усовой посвященные исследованию проблеме воспитания культуры поведения и общения .детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. (игровой, учебной, трудовой). Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы; педагогический .эксперимент; метод количественного и качественного анализа полученных данных. Практическая значимость: определены педагогические условия повышения .эффективности процесса воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Апробированное содержание работы может быть использовано в практике дошкольного образовательного учреждения в решении задач нравственного развития дошкольников. Этапы исследования: 1 этап (сентябрь – декабрь 2017 г.): изучение теоретических основ воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях .дошкольного образовательного учреждения; определение гипотезы, .задач, объекта и предмета исследования. 2 этап (январь – март 2017 г.): проведение .экспериментальной работы. 3 этап (апрель – май 2017 г.): обработка результатов, оформление научной работы. Апробация результатов: обсуждение результатов исследования на Совете педагогов МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин Чувашской Республики. Участие во всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование в поликультурной среде: теория и практика» (март 2017 год), публикация статьи в научном сборнике. Организация исследования: .экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Ядрин Чувашской Республики. В исследование приняло участие 44 ребенка, в возрасте 5-6 лет, педагоги. Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, .заключения, списка использованных источников и приложений. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1 Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Культура поведения не сводиться к .формальному соблюдению .этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями, и в свою очередь, подкрепляет их. С давних времен ученые рассматривали роль нравственного воспитания как основополагающий .фактор в развитии и воспитание личности. Как уточняет И. Н. Курочкина [25], в древнекитайских источниках перечисляются основные нравственные положительные человеческие качества, .это мудрость, человеколюбие, верность, почитание старших, мужество. Древние греки .идеальном человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, Н. А. Менчинская [32] изучив исследования Сократа, отмечает, что целью воспитания .должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Ш. А. Амонашвили [4] ссылаясь на Платона, отмечает, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое .значение. Проанализировав высказывание Аристотеля А. А. Володева [12] обозначила, что в области нравственного поведения, большое .значение имеют навыки и упражнения в нравственных поступках. Природные .задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум – таковы три источника нравственного воспитания. По определению Ю. П. Сокольникова [45], нравственное воспитание – .это одно из частичных, воспитаний в педагогическом процессе воспитание разносторонней .личности ребенка. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Нравственно цельной личностью в целостном процессе является воспитание нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Л. Н. Толстой [47] очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра и хороших поступков. К. Д. Ушинский [49] ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности. Он отмечал, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями. Ш. А. Амоношвили [4] на первый план выдвинул нравственное воспитание при разработке вопроса о педагогики. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал, что единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность. Я. А. Коменский [23] считал, что нравственное воспитание должно выражаться в развитии таких качеств и свойств характера, как послушание, умеренность, опрятность, почтение к старшим, правдивость, справедливость, трудолюбие. Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, в педагогическом словаре Г. М. Коджаспирова [20]: культура поведения – это соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. И. Н. Курочкина [25] определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе. Культура поведения имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста. По мнению С. В. Петериной [39], знание культуры поведения дает ребенок сумму умений и навыков, которые позволяют поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, в дошкольной образовательной организации, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с.); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи). С. В. Петерина [39] определяет культуру поведения как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. С. В. Петерина [39] в содержание культуры поведения детей дошкольного возраста относит следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки; культуру общения; культуру деятельности. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. По мнению Т.Н. Яковенко [57] привитые в детстве навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Поведение ребенка за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а так же к тем, кто приготовил пищу. Овладение культурой еды нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитно и опрятно. Культура общения как отмечает В. Р. Лисина [29] предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных места и быту. Культура общения предполагает не только умение действовать нужным образом, но воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. По словам С. В. Петереной [39] культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам книгам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. Для определения, достигнутого, в воспитании культуры трудовой деятельности, можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудится, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и общественного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Таким образом, проблема воспитание культуры поведения имеет глубокие корни. Под культурой поведения мы понимаем совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культуру поведения важно воспитывать, начиная с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст является периодом активного освоения норм культуры поведения, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в закладке опыта поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом, так как дошкольный возраст – это период первоначального становления личности, в нем создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняться виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы нравственных качеств личности. Особенности воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста рассмотрим в параграфе 1.2. 1.2 Особенности воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт культуры поведения. У детей формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение .занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки и личной гигиены. Каждый возраст дошкольников имеет свои специфические особенности в воспитании культуры поведения. Характерны для детей старшего дошкольного возраста, по мнению В. М. Холмогоровой [52], является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. Также В. М. Холмогорова [52] отмечает, что воспитание механизмов нравственного поведения происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Большое .значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается воспитанию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети старшего дошкольного возраста осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (честности, скромности, смелости). Расширяются представления о явлениях общественной жизни, о труде людей. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается. По словам С. В. Петериной [39] дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т.п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитываются привычки всегда быть вежливыми, готовность активно проявлять .заботу о старших и младших, бережно относится к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается воспитание культуры речи. Культура речи предполагает у дошкольников достаточного .запаса слов, как отмечает В. В. Ветрова [11] умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. В дошкольном возрасте, когда ребенок осваивает грамматический строй речи, учится правильно, строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивание слов. Не менее важно в .это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящим, не перебивать. Важной .задачей воспитание культуры поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотношение, по утверждению И. В. Максимовой [30] – это комплекс взаимосвязанных компонентов, где важнейшие из них – это общительность и гуманные отношения к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение .задачи воспитания коллективных взаимоотношений связано с осуществлением .задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведения. Е. В. Котова [24] утверждает, что в старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится .задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми .дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, .заботы, стремления сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей. По мнению М. В. Лаврентьевой [27] дети старшего дошкольного возраста уже начинают предвидеть последствия своих поступков, понимать смысл требований и правил. Создаются возможности .для воспитания у детей ответственности за свое поведение, .элементов самоконтроля, организованности. В. В. Ветрова [11] говорит, что .заметные изменения происходят и в сфере общения детей с окружающими. Если в отношениях с близкими взрослыми дети .этого возраста доверчивы, спокойны и уверены, .заинтересованы в контактах с ними, то в присутствии постороннего взрослого им свойственны стеснительность, неспокойное состояние. Но при этом дети стремятся к контактам и с .этими взрослыми. По мнению Т. Ерофеевой [17] названные особенности проявляются и в сфере общения ребенка со сверстниками. На фоне дальнейшего возрастания потребности в сотрудничестве с .другими детьми. Именно в старшем дошкольном возрасте дети осознают свое место в группе сверстников. На этой основе чётко просматривается выборочное отношение ребёнка к партнерам по общению. Н. И. Формановская [51] отмечает, что в воспитании старшего дошкольника продолжает .занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважения к окружающим, .доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в .жизни детей всё большую роль, взаимоотношения детей усложняются. В последствии старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к .деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребёнок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при .этом волевые усилия. По мнению Н. И. Непомнящей [33], в старшем дошкольном возрасте воспитание качеств личности и привычек культурного поведения .активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом .этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности и уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, .желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо .активно и последовательно воспитывать дружеские взаимоотношения привычку играть и .заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных .художественных произведений. Как отмечает В. М. Холмогорова [52] одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая .должна стать отличительной чертой поведения ребенка старшего дошкольного возраста. Внимание воспитателя направляется на развитии инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения .детей в разных видах деятельности. В. И. Петрова [40] утверждает, что в старшем .дошкольном возрасте продолжается воспитание позитивного отношения ребёнка к гигиеническим процедурам, понимание того, что окружающие ободряют .действия, связанные с соблюдением культуры гигиены и аккуратности, осуждают проявления неряшливости. По указанию взрослого и самостоятельно дети замечают свои грязные руки, .лицо, моют их. Дети умеют пользоваться зубной щёткой, полоскать рот после еды, знают правила поведения во время еды. Дети умеют одеваться и раздеваться в определенной последовательности, складывают и убирают одежду на место, различают обувь на правую и .левую ногу, правильно обуваются. Следует учить ребёнка вежливо обращаться с просьбой о помощи, а также подходить к .зеркалу, замечать плохой внешний вид, устранять неаккуратность, без напоминания взрослого пользоваться носовым платком. Как утверждает Л. А. Парамонова [38] детей этого возраста .знакомят с основными правилами культуры деятельности, учат соблюдать их самостоятельно, без напоминания взрослого. При необходимости, напоминают ребёнку, делая соответствующие указания, стимулируя вспомнить, как необходимо поступить. Дети осваивают не отдельные правила, а целые их группы, регламентирующие поведение. По мнению А. Н. Портянкиной [42] повышается общая осознанность культурных норм. Поведение детей становится более гибким, расширяется сфера применения правил (поведение в различных общественных местах), возрастает вариативность использования той или иной формы культурного поведения (по отношению к людям разного возраста, с учетом тех или иных .жизненных обстоятельств). Таким образом, рассматривая особенности воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о .хорошем поведении. Дети в старшем дошкольном возрасте уже овладевают навыками личной гигиены и культурной еды, общением с взрослыми и культурной .деятельности и к концу года начинают овладевать общением со сверстниками. Процесс воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, взрослый способен влиять на ребёнка и .целенаправленно воспитывать у него культуру поведения. 1.3 Педагогические условия воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Условия воспитания культуры поведения, по мнению П. И. Бархатовой [7] решаются на основе .целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников. Для успешного воспитание культуры поведения и отношений в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать условия. В. Р. Лисина [29] важнейшим условием нравственного воспитания справедливо считает создание положительного микроклимата в группе .детского сада. В воспитании культуры поведения между .детьми большое значение имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности. В таких условиях каждый из .детей имеет возможность реализовывать свои .замыслы, вступать в контакты со сверстниками, педагогом, не испытывая при .этом эмоционального напряжения, удовлетворяя свои потребности в .деятельности по интересам, ощущая при этом .доброжелательное отношение к себе со стороны детей и воспитателя. По мнению Е. А. Киянченко [19] организуя .деятельность .детей, воспитатель создает условия .для воспитания их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости. И. Н. Курочкина [26] считает необходимым условием .для всестороннего развития ребенка это наличие детского общества, в котором воспитывается черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, .заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в .жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у .детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять .даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Также И. Н. Курочкина [26] говорит о том, что полезно объединять детей вокруг .дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять .доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями .жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Воспитатель использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную .жизнь детей. По мнению И. В. Максимовой [30] задачей взрослых .является направить отношения детей так, чтобы они содействовали воспитанию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку .элементарную культуру поведения, культуру общения, культуру деятельности, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и .ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Также, по мнению И. В. Максимова [30] в воспитание культуры поведения первостепенное .значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим – важный и .действенный пример для подражания. Однако одним .личным примером всех вопросов воспитатель не решит. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходимо также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. И. В. Максимова [30] говорит, что особого внимания от воспитателя требует организация быта, повседневной .жизни детей. С одной стороны, многие .элементы быта повторяются изо дня в день, что составляет благоприятную основу .для успешного формирования культуры поведения, но с другой стороны - в быту ребенок в большей степени представлен себе. А в результате в повседневной жизни особенно наглядно может видеть насколько общественные нормы поведения стали его потребностью. Время от времени, по мнению И. В. Максимовой [30], воспитатель должен специально преобразовать обстановку, в которой дети едят, моют руки, одеваются. Подобная вариантность условий придает усвоенным новичкам большую гибкость, осознанность. Обязательным условием воспитания культуры деятельности, которое отмечается Е. О. Смирновой [44] .является организованность, т.е. четкий режим, продуманная организация .детской деятельности и взаимоотношений, наличие конкретных требований и правил поведения .детей в быту, на занятиях, в труде, в играх, контроль .за их постоянным выполнением. Для развития организованности у детей старшего дошкольного возраста перед ними ставятся определенные .задачи: выполнить работу к установленному сроку, .действовать согласованно, в едином темпе. Организованность поведения сплачивает коллектив, обеспечивает .достижение более высоких результатов. С. А. Козлова [22] не менее важным условием воспитания культуры поведения и отношений считает .знание детьми правил поведения. Одним из ведущих условий воспитания культуры поведения и отношений .является владение воспитателем методикой воспитания культуры поведения и отношений, осознание ответственности .за нравственное развитие детей. С. В. Петерина [39] говорит, что воспитатель .должен строить свою деятельность, в старшем дошкольном возрасте, по воспитанию культуры поведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом достигнутого .детьми уровня воспитанности. Деятельность направлена на то, чтобы .закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить .детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки. Продолжается работа по обогащению словаря .детей выражениями словесной вежливости. По мнению И. В. Курочкиной [25] педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности .детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой .для осуществления целостной деятельности воспитания культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления .детей, воспитывать правила культуры поведения. Одним из направлений такого подхода можно считать игры, в которых бы .дети учились размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, игры развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры. Д. В. Менджерицкая [31] считает, что игра одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, .хорошим отзывчивым товарищем, умеющим считаться с .замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; .другой напротив, эгоистом, .задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли. П. И. Бархатова [7] утверждает, что игра одно из наиболее .эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, .дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет .задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о .дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Во время .занятий, в других режимных моментах организуй .дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культур....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические условия физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
- Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала
- Психолого-педагогические условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста